Деятельность во время ВОВ

Хасан Исраилов (1903 – 1944) – родился в с. Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев был самым младшим. Выходец из чеченского тейпа Т1ерлой. Один из лидеров национально-освободительной борьбы чеченского народа.

В 1929 г. окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. Будучи комсомольцем в том же году вступил в ряды ВКП. Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Хасан Исраилов писал преимущественно стихи и пьесы. Получил высшее светское (окончил Московский Коммунистический Университет трудящихся Востока имени Сталина) и религиозное (Исламское) образование.
Исраилов получил в Чечне известность как корреспондент «Крестьянской газеты», в которой он печатал резкие статьи, разоблачавшие злоупотребления советских чиновников, притесняющих и грабящих простых чеченцев. За эти публикации дважды арестовывался НКВД по обвинению в контрреволюционной клевете – сперва в 31-м году, потом в 37-м. В том же году реабилитирован и возвратился из Сибири.

В январе 1940 года поднял в Чечне вооруженное антисоветское восстание. Координировал боевые отряды сил чеченского Сопротивления в предвоенное время, а также в годы советско-германской войны. РуководимыеХасаном Исраиловым повстанческие отряды контролировали целые районы Чечни, а Галанчожский район даже после депортации вайнахов контролировался силами Сопротивления вплоть до 1957 года. В 1944 году ХасанИсраилов был убит агентами НКВД. Сообщалось об этом Сталину в донесении от Л.П.Берия 29 декабря 1944 года:
«В горной Чечне агентами НКВД убит руководитель повстанческого движения Х.Исраилов, «труп опознан и сфотографирован. Агентура переключена на ликвидацию остатков бандглаварей». На территории бывшейЧечено-Ингушской АССР продолжают действовать свыше 80 бандитских группировок»…

Хасан Исраилов входил в круги вайнахской интеллигенции своего времени наряду с Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, МагомедомМамакаевым, Шамсудином Айсхановым, Хасан-Беком Гелагаевым и др.
Попытки оклеветать данного человека советской пропагандой провалились, и историческая справедливость восстановлена. Человек-легенда, наш земляк Хасан Исраилов.

В качестве приложения предлагаем Вам к ознакомлению отрывок из письма, написанного Хасаном Исраиловым секретарю обкома Быкову:

«Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям – то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныневедется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказутрудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот вваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, носвободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Хасан Исраилов
Род деятельности:

Лидер антисталинского движения

Дата рождения:

? (по разным данным 1903, 1907, 1910)

Дата смерти:

Биография

Ранняя биография

Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: (по характеристике НКГБ СССР) , (по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе дневник Исраилова), (по сведениям Абдурахмана Авторханова) гг. Получил исламское и светское образование. Член ВКП(б) с , работал корреспондентом «Крестьянской газеты» , писал также стихи и пьесы.

Начало повстанческой деятельности

Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведёт войну на уничтожение моего народа по частям - то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведётся на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжёлого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетённые народы.

Деятельность во время ВОВ

После начала Великой Отечественной войны перешёл на нелегальное положение и приступил к подготовке восстания.

28 января 1942 года на нелегальном собрании учреждает «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ) ставящей себе целью «создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Позднее ОПКБ была переименована в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев».

24 декабря 1944 года Исраилов был смертельно ранен в результате спецоперации НКВД.

См. также

Напишите отзыв о статье "Исраилов, Хасан"

Примечания

Ссылки

  • // Эхо Москвы. 18.11.2007

Отрывок, характеризующий Исраилов, Хасан

Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.

Исраилов Хасан (1907 - 1944) - один из лидеров национально-освободительной борьбы чеченского народа против российской колониальной империи, руководитель вооруженного сопротивления против русских оккупантов в 40-е годы XX века. Родился в селении Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев он младшим. В 1929 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. В том же году, уже будучи комсомольцем, вступил в ряды ВКП (б). Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание.

Хасан Исраилов писал преимущественно стихи и пьесы. В силу своей профессии стал постоянным корреспондентом московской «Крестьянской газеты». Но статьи Исраилова, сильные по аргументации и резкие по духу, имели только одну тему: как местные советские и партийные функционеры грабят чеченский народ. Весной 1931 года Хасан Исраилов был арестован чекистами «за контрреволюционную клевету», «за связь с бандой» и осужден на 10 лет. Через два года, после энергичного вмешательства «Крестьянской газеты» и после того, когда выяснилось, что некоторые из чиновников, которых он критиковал как «грабителей и взяточников», оказались ими и на самом деле, Хасан Исраилов был освобожден и даже восстановлен в партии.

После своего освобождения он уехал в Москву на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина (КУТВ). Тем временем вышли две книги его художественных произведений, написанных в тюрьме. Будучи в Москве, совместно с другими чечено-ингушскими творческими деятелями, в числе которых были Абдурахман Авторханов, Хусейн Исраилов, Хасан-Бек Атабаев, Нурдин Музаев, Хаджибекар Муралов, Магомед Мамакаев, Шамсудин Айсханов, Хасан-Бек Гелагаев, он пишет обращение к Советскому правительству, в котором предупреждает, что продолжение коммунистической политики, проводимой в Чечено-Ингушетии, неминуемо приведет к всеобщему народному восстанию. Поэтому Исраилов и его вайнахские соратники требуют смены курса и снятия с постов первого секретаря Чечено-Ингушского обкома ВКП (б) Егорова и народного комиссара внутренних дел ЧИ АССР Раева.

Советское правительство пересылает обращение для проверки на место. «Проверка» кончается арестом Хасана Исраилова и его соратников. В 1935 году он был осужден к 5-ти годам с пребыванием в исправительно-трудовом лагере. В 1937 году реабилитирован и возвратился из Сибири. В январе 1940 года поднял в Чечне вооруженное антисоветское восстание. Координировал боевые отряды сил чеченского Сопротивления в предвоенное время, а также в годы советско-германской войны.

Отряд чеченских повстанцев

Руководимые Хасаном Исраиловым повстанческие отряды освободили от русских оккупантов целые районы Чечни, а Галанчожский район даже после депортации вайнахов контролировался силами Сопротивления вплоть до 1957 года. В 1944 году Хасан Исраилов был вероломно убит агентами НКВД.

Литературные произведения Хасана Исраилова и даже его фотографии до сих пор являются «государственной тайной» путинской России и хранятся в спецархивах Лубянки. Между тем, в попытке опорочить имя и героическую личность великого сына чеченского народа, российских шовинистических СМИ, находящихся на содержании у ФСБ, часто публикуют фальшивые «выписки из дневников» Хасана Исраилова. В частности, его несуществующие «покаяния» перед чекистами, а также приписывают ему утверждения о том, что к «контрреволюционной деятельности» его, якобы, подбили во время учебы в Москве Енукидзе, Бухарин, Райтер, Мата, и другие «наймиты международного капитала», расстрелянные впоследствии Сталиным.

Чеченские повстанцы. Первый ряд, слева направо: 1) Пралакашвили Цуцаевич, 2) Хунариков Мус (Хилдехаро), 3) Тохосошвили Махама-Бока, 4) Саид Хожаев (Серноводск), 5) Хунариков Расул (Хилдехаро), 6) Мохьмад Исраилов (сын Хасана Исраилова). Второй ряд: 1) Канишев 1абдул Керим (Серноводск), 2) Дуишвили Мохьмад.

Что особенно интересно, этот высосанный из пальца «пункт обвинений» не потерял для путинских чекистов и их литературных приспешников своей актуальности даже теперь, когда коммунистическая система, а с ним и СССР, рухнули, и историками доказано, что Бухарин и другие большевистские главари были не «антикоммунистами», не «наймитами международного капитала», а такими же кровавыми палачами, как и уничтоживший их Сталин. Даже современные солидные российские историки в эфире либерального радио «Свобода», не замечая нелепости подобных утверждений, сообщают «захватывающий компромат» о политических связях Хасана Исраилова с репрессированными в 30-х годах деятелями большевистской партийной верхушки.

На фоне этой привычной российской лжи, драгоценной для нас и совершенно неожиданной была находка подлинного текста песни, принадлежащего перу нашего великого соотечественника. Перевод текста этой песни с чеченского осуществлен Ахмедом Арсемиковым с записи, сделанной У.Д. Мамадаевым. Об этих людях у нас мало сведений, известно только, что Хасан Исраилов был побратимом деда Ахмеда Арсемикова, которого звали Махьи. Подстрочный перевод текста песни на русский язык публикуется с сайта «Гетто.ру»:

Мы не стремимся к мирским завоеваниям,

Мы не ищем улучшения своего благосостояния,

Нам и нашим семьям дай только скудное существование,

Вселяющий в душу безумие век.

Мы не ищем власти в мире,

Мы не навязываем никому свое пастырство,

Руки привыкли к оружию.

Дай нам возможность отложить его, жестокий век.

Какой испорченный наш век, парни,

Какой жестокий век, парни,

Безынтересный для души век,

Для благородных парней, как ты жесток.

Для благородных парней, как труден ты.

Как страшен наш век, парни,

Как несправедлив наш век, парни.

Не дай сделать себя обездоленным,

Безынтересный для души век,

Для благородных парней, как ты жесток,

Для благородных парней как труден ты.

В мире, который тебе не принадлежит,

Легкомысленно ты живешь.

Завтрашний день безвестен тебе.

С утра растерянные мысли собери.

Прими присягу и готовь себя для рая.

Под твоей идущей ногой земля - готовая тебе могила.

На расстоянии вытянутой руки от тебя смерть.

К своему Богу приласкайся, своему Богу поплачь.

Прими присягу и готовься для рая.

Публикацию по материалам СМИ подготовил

Адлан Бено,

Хасан Исраилов (1903 – 1944) – родился в с. Нашхой Галанчожскогорайона Чечни. В семье из шести братьевбыл самым младшим. Выходец изчеченского тейпа Т1ерлой. Один из лидеров борьбы против красного террора чеченского народа. В 1929 г. окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу.Активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Хасан Исраилов писал преимущественно стихи. Получил высшее советское и религиозное (Исламское) образование. Исраилов получил в Чечне известность как корреспондент «Крестьянской газеты», в которойон печатал резкие статьи, разоблачавшие злоупотребления советских чиновников, притесняющих и грабящих простых чеченцев. За эти публикации дважды арестовывался НКВД по обвинению в контрреволюционной клевете– сперва в 31-м году, потом в 37-м. В том же году реабилитирован и возвратился из Сибири. В январе 1940 года поднял в Чечне вооруженное антисоветское восстание. Координировал боевые отряды сил чеченского Сопротивленияв предвоенное время, а также в годы советско-германской войны. Руководимые Хасаном Исраиловым повстанческие отряды контролировалицелые районы Чечни, а Галанчожский район даже после депортации вайнахов контролировался силами Сопротивления вплоть до 1957 года. В 1944 году Хасан Исраилов был убит агентами НКВД. Сообщалось об этом Сталину в донесении отЛ.П.Берия 29 декабря 1944 года: «В горной Чечне агентами НКВД убит руководитель повстанческого движения Х.Исраилов, «труп опознани сфотографирован. Агентура переключена наликвидацию остатков бандглаварей». На территории бывшей Чечено-Ингушской АССР продолжаютдействовать свыше 80 бандитских группировок»… Хасан Исраилов входил в круги вайнахской интеллигенции своего времени нарядус Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, Магомедом Мамакаевым, Шамсудином Айсхановым, Хасан-Беком Гелагаевым и др. Попытки оклеветать данного человека советской пропагандой провалились, и историческаясправедливость восстановлена.Человек-легенда, наш земляк Хасан Исраилов. В качестве приложения предлагаем Вам к ознакомлению отрывок из письма, написанного Хасаном Исраиловым секретарю обкома Быкову: «Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям – то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальноу Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкийи бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильнапротив маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы.

Самая большая трагедия чеченского народа развернулась, когда в Кремле утвердился кавказец Иосиф Сталин. Его жестокая национальная политика привела к тому, что народы Кавказа, прежде поддержавшие власть Советов, стали ее самыми непримиримыми противниками. Одним из самых ярких лидеров чеченского сопротивления сталинскому режиму является писатель и публицист Хасан Исраилов, с кучкой повстанцев бросивший вызов огромной машине террора.

Путь чеченского комсомольца

Хасан Исраилов известен также, как Хасан Терлоев, по псевдониму, взятому им по названию своего тейпа. Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: 1903 год - по характеристике НКГБ СССР, 1907 год - по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе 1943 дневник Исраилова, 1910 год - по сведениям чеченского историка Абдурахмана Авторханова.

Родился он в селении Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев он был самым младшим. Примечательно, что он получил и исламское, и светское образование. В 1929 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. В том же году, уже будучи комсомольцем, вступил в ряды ВКП(б).

Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Писал преимущественно стихи и пьесы. В силу своей профессии и внутренней потребности рассказать внешнему миру правду, насколько это возможно при советских условиях, Исраилов сделался постоянным корреспондентом московской «Крестьянской газеты ».

Как пишет Авторханов, статьи Исраилова в «Крестьянской газете », сильные по аргументации и резкие по духу, имели только одну тему: как местные советские и партийные чиновники притесняют чеченский народ. Под видом защиты общесоветских законов от местных исполнителей Исраилов умело критиковал эти самые законы на конкретных примерах и людях. Конечно, такая «писательская карьера» не могла быть успешной и безнаказанной.

По инициативе местных чекистов весной 1931 года Хасан Исраилов был арестован и «за контрреволюционную клевету», «за связь с бандой» и осужден на 10 лет. Через три года, после энергичного вмешательства «Крестьянской газеты » и после того, когда выяснилось, что некоторые из чиновников, которых Исраилов критиковал как «грабителей и взяточников», оказались ими и на самом деле, Исраилов был освобожден и даже восстановлен в партии.

После своего освобождения Исраилов уехал в Москву на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина (КУТВ) - заведение Коминтерна, действовавшее в столице с 1921 по 1938 годы. Этим временем вышли две книги его художественных произведений, написанных в тюрьме.

Переход в оппозицию

Но Исраилов постепенно отходит от поэзии и переходит к активной политической деятельности. Уже, будучи в Москве, совместно с другими чечено-ингушскими работниками Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, Магомедом Мамакаевым, Шамсудином Айсхановым и Хасан-Беком Гелагаевым, он подает заявление Советскому правительству.

В заявлении указывается, что продолжение нынешнего курса советской политики, начавшей наступление на религию и национальное наследие чеченского народа, неминуемо приведет к всеобщему народному восстанию. Поэтому Исраилов и его соратники требовали смены курса и снятия с постов первого секретаря обкома ВКП(б) республики Егорова и народного комиссара внутренних дел Раева.

Советское правительство пересылает заявление для «проверки» на место. Все кончается обычным результатом: арестом Исраилова и его друзей. Когда же в начале 1939 года Раев и Егоров были арестованы как «враги народа», Исраилова вновь освобождают. Его вызвали в обком к новому секретарю обкома Быкову и предложили подать заявление, чтобы восстановиться в партии. Заявление он, действительно, прислал, но совершенно другого содержания:

«Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям - то, как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа».

«Я слишком хорошо понимаю, - продолжает Исраилов, - что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг».

«Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы », - заключил он.

Начало восстания

Вдохновленный примером финнов, сопротивлявшихся СССР, Хасан Исраилов в январе 1940 года начинает восстание против сталинского режима. В первые же дни оно имело успех. К началу февраля 1940 года Хасан Исраилов уже овладел Галанчожем, Саясаном, Чаберлоем и частью Шатоевского района. Повстанцы вооружались за счет разоружения и разгрома карательных отрядов.

После очищения большинства горных районов от большевиков был созван вооруженный народный съезд в Галанчоже и объявлено провозглашение «временного народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии» во главе с самим Хасаном Исраиловым.

Заключение советско-финского договора было сильным моральным ударом по движению Исраилова. Однако он не терял надежды, что будет поддержан не только другими народами Кавказа, что в начавшейся мировой войне Сталин погибнет под ударом объединенных сил демократических держав.

В своих воззваниях к народу Исраилов пророчил именно такой исход войны. Когда началась советско-германская война, разумеется, размах и масштаб восстания Исраилова разрослись. 28 января 1942 года Исраилов учредил «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ), ставившую себе целью создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа.

А в феврале 1942 года, то есть, когда еще немцы находились у Таганрога - в 500 километрах от Чечено-Ингушетии, чеченский юрист Майрбек Шерипов, брат известного революционера и национального героя Чечни Асланбека Шерипова, поднял восстание в Шатое и Итум-Кале и присоединился к Хасану Исраилову.

Обвинение в связях с немцами

Абдурахман Авторханов в своей книге «Народоубийство в СССР » пишет: «Когда, в связи с войной, усилилось существовавшее беспрерывно уже два десятка лет партизанское движение в горах Чечено-Ингушетии, советская власть решила, что чеченцы и ингуши имеют связь с немцами ». Данный поворот событий оказался роковым не только для чеченцев и ингушей, но и для других народов Кавказа.

Примечательно, что в отличие от прежних кавказских восстаний во главе с имамами и кадиями, это движение возглавлялось чеченской интеллигенцией новой волны - писателем Хасаном Исраиловым и юристом Майрбеком Шериповым. Это обстоятельство, что теперь во главе антисоветского партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стали люди с большим образованием и политическим кругозором, дало НКВД повод строить свою лживую версию о том, что чечено-ингушским партизанским движением руководят немцы.

Однако достаточно указать на тот общедоступный для проверки факт, что, находясь даже прямо у границ Чечено-Ингушской республики, немцы не перебросили в Чечено-Ингушетию ни одной винтовки, ни одного патрона. Перебрасывались только отдельные шпионы и большое количество листовок. Но это делалось везде, где проходил фронт.

Но главное - восстание Исраилова началось еще зимой 1940 года, то есть еще тогда, когда Сталин находился в союзе с Гитлером.

Ни большевикам, ни нацистам

Тем не менее, Исраилов пытался воспользоваться военной ситуацией так, как это было логично сделать в ситуации нападения на его противника третьей силы. Он предлагал воспользоваться борьбой гитлеровского режима против большевизма для освобождения всего Кавказа и объявления его полной независимости.

Тогда был создан объединенный военный штаб повстанцев и соответственно реорганизовано повстанческое правительство. Мятежники через своих представителей пытались донести до немцев, что если только «освобождение Кавказа будет заключаться в замене одних колонизаторов другими, то для кавказцев это явится лишь новым этапом продолжающейся национально-освободительной войны».

Таким образом, лидеры восстания предельно четко дали понять, что они не собираются быть ни под властью большевиком, ни под властью нацистской Германии, и что их конечной целью является именно независимость Кавказа от каких бы то ни было мировых держав. Но и этого факта сталинскому режиму хватило не только для обвинения повстанцев в пособничестве немцам, но и в бомбежках горной части Чечни и Ингушетии в 1942 году.

Эти бомбежки в горах Чечено-Ингушской республики привели к огромному количеству жертв среди женщин, детей и стариков. Как пишет Авторханова, в аулах Шатоя, Итум-Кале и Галанчожа жителей, убитых воздушной бомбежкой и артиллерийскими обстрелами большевиков, числилось больше, чем оставшихся в живых. Найти там не раненого человека было редкостью. И это при том, что немцы ни разу не вступали на чечено-ингушскую территорию.

Трансформация чеченского сопротивления

Стоит отметить, что характерной чертой повстанческо-партизанского движения Чечено-Ингушетии того времени являлось то, что, вместо бывших духовных авторитетов - имамов и шейхов, во главе его постепенно становились люди чисто светские и политически вполне разбирающиеся во всех тонкостях как советской колониальной политики на Кавказе, так и ее империалистическо-экспансивных устремлениях в мировом масштабе.

Это было связано с тем, что мусульманские народы Кавказа, приветствовавшие вначале Октябрьскую революцию, какосвобождение от гнета царизма, получившие равные права с остальными, со временем начали все больше разочаровываться в советской власти. Когда большевики начали наступление на Ислам, принялись за закрытие мечетей, отмену арабского алфавита, все больше кавказцев, веривших большевикам, начали становиться их противниками.

Среди молодой советской интеллигенции на Кавказе находились те, кто, сознательно отказываясь от соблазнительных перспектив иллюзорной личной карьеры, становились во главе общенационального, беспримерно тяжелого, а в глазах многих и безнадежного дела борьбы за свободу своего истерзанного и погибающего народа. К категории таких молодых национальных вождей чечено-ингушского народа и принадлежали Хасан Исраилов и Майрбек Шерипов.

В случае Майрбека Шерипова примечательно, что он был братом чеченского революционера Асламбека Шерипова, устанавливавшего советскую власть в горах Кавказа. А уже его брат Майрбек Шерипов разочаровался в этой власти и поднял против нее восстание. Но, как бы то ни было, активно выступал против этой власти все-таки не весь народ, а только его часть.