Что произошло в 19. Подводная преисподняя

История подводной лодки К-19 драматична: для Советского Союза она стала символом ядерной мощи, главным козырем в «холодной войне», а для многих моряков, проходивших на ней службу, - безжалостным убийцей. Экипаж крейсера в разные годы пережил страшные катастрофы – угрозу ядерного взрыва, столкновение с американской подлодкой и пожар. Из-за этих драматических событий американские режиссеры, снявшие документальный фильм о К-19, назвали субмарину «оставляющей вдов», а сами моряки по сей день называют ее «Хиросимой».




Подлодка вошла в состав Северного флота в 1960 году. Это было инновационное судно, гроза советского флота, гигант, которому следовало пройти незамеченным к базам НАТО во время учений «Полярный круг». Следует отметить, что учения проходили с неспокойное время: между СССР и Западом разгорелась открытая конфронтация на тему судьбы Берлина. Подлодке удалось добраться в северную Атлантику, минуя радары США. Казалось, операция прошла успешно, но внезапно случилась трагедия. 4 июня 1961 года в 4:15 капитан II ранга Николай Затеев получил тревожные данные: датчики зафиксировали перегрев топливных стержней. Положение было устрашающим: неисправность грозила взрывом подлодки, оснащенной ракетами ядерными боеголовками. В этом случае пострадали бы не только 149 членов экипажа, массивный взрыв грозил экологической катастрофой.



Решение о ликвидации аварии было принято безотлагательно: помощи извне ждать не приходилось (положение усугублялось секретностью операции), поэтому команда добровольцев взялась самостоятельно соорудить резервную систему охлаждения. Члены экипажа с задачей справились, но получили при этом ударную дозу радиации. К моменту, когда К-19 поднялся на поверхность, у 14 моряков, принявших на себя удар, уже начали проявляться симптомы лучевой болезни. Восьмеро из них впоследствии скоропостижно скончались.



После аварии понадобилось три года, чтобы отремонтировать К-19. Зимой 1963 года К-19 вернулся в строй, заступил на боевое дежурство. Казалось, тяжелые времена закончились, моряки успешно несли службу на грозном крейсере. Однако, спустя шесть лет, судьба всего экипажа вновь оказалась на волоске от смерти: во время очередных учений советский крейсер столкнулся с американской подлодкой USS Gato. Американцы приняли маневр К-19 за таран, и уже хотели было открыть прицельный огонь, но трагедию предотвратил капитан торпедного отсека, разобравшийся в ситуации.



Судьба уготовала экипажу К-19 еще одно страшнейшее испытание. 24 февраля 1972 года на подлодке возник сильнейший пожар, охвативший 8 и отсеки. 26 членов экипажа и двое прибывших на помощь спасателей погибли – одни от отравления угарным газом, другие сгорели заживо. После того, как огонь был потушен, лодку отбуксировали на базу, но на этом история не закончилась. Еще дюжина моряков на протяжении 23 дней находилась в тех отсеках, которые располагались за сгоревшими, их эвакуация была невозможна из-за высокой концентрации угарного газа. К счастью, этим морякам удалось выжить.



История К-19 закончилась в 1990 году, когда она, наконец, была списана. В 2000-х годах моряки, служившие на крейсере, обратились к руководству страны с предложением не утилизировать судно, а открыть на нем музей-мемориал в память о боевом прошлом К-19, о подвигах, которые совершались на борту этой подлодки, в память о тех, кто ценой собственной жизни спасал товарищей. Однако просьбы услышаны не были: К-19 разрезали на металлолом, на память осталась лишь часть рубки, установленная как памятник на проходной судоремонтного завода «Нерпа».



За всю историю флота известно восемь случаев, когда аварии на атомных подводных лодках приводили к их гибели. .
Порт приписки Полярный Спуск на воду 11 октября Выведен из состава флота Современный статус Утилизирована. Трёхотсечный блок с реакторным отсеком поставлен на отстой в Сайда Губе , рубка установлена как памятник перед СРЗ «Нерпа » Основные характеристики Тип корабля ПЛАРБ 1 поколения Обозначение проекта проект 658, 658М, 658С Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин » Главный конструктор С. Н. Ковалёв Классификация НАТО «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II» Скорость (надводная) 18 узлов Скорость (подводная) 26 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 50 суток,
15 тыс. миль надводным ходом,
30 тыс. миль под водой Экипаж 104 человека Размеры Водоизмещение надводное 4030 т Водоизмещение подводное 5300 т Длина наибольшая (по КВЛ) 114,0 м Ширина корпуса наиб. 9,2 м Средняя осадка (по КВЛ) 7,5 м Силовая установка 2 ядерных реактора типа ВМ-А Вооружение Торпедно-
минное вооружение Носовые ТА : 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61;

История строительства

Закладка состоялась 17 октября 1958 года . Спуск на воду - 11 октября 1959 года . 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, вступила в строй.

Первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от о-ва Ян-Майен произошла авария правого реактора. В 4:00 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35 % вахтенный КГДУ (командир группы дистанционного управления - оператор управления ядерной энергетической установкой на ПЛА) обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Кнопкой была сброшена аварийная защита реактора. В 4:22 ПЛ всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30 - 40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность . Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 7:00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 8:45 после приварки героическими усилиями аварийной партией трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор, температура в активной зоне была снижена с более 400 градусов до 330 к 12:20. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа.

Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270, а затем и на С-159, но позже передан на подошедшие эсминцы . На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

К-19 была отбуксирована в базу. В результате сильного переоблучения в течение нескольких ближайших суток скончалось 6 человек, а впоследствии - ещё 2 человека.

1961 года

Имя Звание и должность Доза облучения Дата смерти Примечание
Борис Корчилов лейтенант 5400 бэр 10 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Борис Рыжиков главный старшина 720 рентген 25 июля 1961 похоронен на Зеленогорском кладбище под Ленинградом
Юрий Ордочкин старшина 1-й статьи около 3000 бэр 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Евгений Кошенков старшина 2-й статьи 845 рентген 10 июля 1961
Семён Пеньков матрос 890 рентген 18 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Николай Савкин матрос 930 рентген 13 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Валерий Харитонов матрос 935 рентген 15 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Юрий Повстьев капитан-лейтенант ,
командир дивизиона движения
629 рентген 22 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде

Остальные члены экипажа также получили дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, и проходили лечение от лучевой болезни в течение последующего года. Лечение включало в себя пересадку костного мозга с последующим полным переливанием крови . Эта методика была предложена профессором З. Волынским и спасла в том числе получивших смертельные дозы облучения старшего лейтенанта Михаила Красичкова , ст.2й.статьи Ивана Кулакова и капитана 3-го ранга Владимира Енина. В целях секретности официальный диагноз был не «лучевая болезнь», а «астено-вегетативный синдром» , в связи с чем подводники впоследствии имели сложности при приёме на работу.

Дальнейшая история службы

Было мнение в руководстве ВМФ лодку не ремонтировать, но члены экипажа по собственной инициативе тщательно её дезактивировали , отмывая каждый квадратный сантиметр вручную в течение полугода, после чего ПЛ отбуксирована в Северодвинск в середине декабря. По решению Совета Министров от 30.01.1962 принята на «Севмашпредприятие » на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21 . 15 октября 1963 года спущена на воду после ремонта и модернизации, 14 декабря вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».

В 1979 году признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Названа КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

Столкновение с USS Gato 15 ноября 1969 года

Лодки столкнулись в результате манёвра К-19, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

Пожар 24 февраля 1972 года

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 24 февраля 1972 года

  • старшина 1-й ст. Алексеев А. П.
  • матрос Бабич А. Н.
  • мичман Борисов Ф. К.
  • главный старшина Васильев А. П.
  • старший матрос Волошин Х. А.
  • старшина 2-й статьи Галкин Н. И.
  • старшина 2-й статьи Глушаков П. И.
  • матрос Гринько В. В.
  • старший матрос Губарев В. Ф.
  • матрос Ефимов Н. А.
  • старший матрос Захаров А. Н.
  • старший матрос Кильдюшкин В. А.
  • матрос Кондратенков М. И.
  • старшина 2-й статьи Марач К. П.
  • матрос Мисько И. П.
  • старшина 1-й статьи Мосолов В. Е.
  • старший матрос Муслимов Р. Ю.
  • мичман Николаенко В. Г.
  • мичман Новичков А. И.
  • старший матрос Расюк В. В.
  • старший матрос Сербин И. А.
  • старший матрос Сидоров Л. Н.
  • матрос Ситников С. А.
  • лейтенант Хрычиков В. В.
  • матрос Худяков Б. Е.
  • капитан 3-го ранга Цыганков Л. Г.
  • матрос Шевчик М. В.
  • старший лейтенант Ярчук С. Г.

Список аварий и катастроф на К-19

  • По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
  • при окраске трюмов вспыхнул пожар , два человека погибло;
  • после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;

Публикации

История аварии 3 июля 1961 года на советском атомном подводном ракетоносце К-19 легла в основу фильма «К-19: Оставляющая вдов».

  • Оригинальное название: K-19: The Widowmaker;
  • Студия: First Light Production (2002);
  • Режиссёр: Кэтрин Бигелоу;
  • В ролях: Харрисон Форд , Лиам Нисон , Питер Сарсгаард .

Экипаж

Командиры

  1. Н. В. Затеев (1957-1961)
  2. В. А. Ваганов (1961 - сентябрь 1965)
  3. Э. А. Ковалев (сентябрь 1965-1967)
  4. Ю. Ф. Бекетов (1967-1969)
  5. (но поход 1969 года, в котором лодка столкнулась с SSN-615 «Gato» осуществлял 345-й сменный экипаж под командованием кап. 2р. Шабанова В. А.)
  6. В. М. Тяпкин (1969-1970)
  7. Ю. С. Пивнев (26 октября 1970 - сентябрь 1973)
  8. (но в печально известный поход 1972 года также ходил сменный 345-й экипаж под командованием кап. 1р. Кулибабы В. П. А вышла в него лодка ещё в декабре 1971.)
  9. Г. А. Никитин (сентябрь 1973-1974)
  10. В. Ф. Мусатов (3 июня 1974-1977)
  11. Н. С. Елисеев (28 мая 1977 - 4 ноября 1978)
  12. В. А. Дмитров (30 октября 1978-1987)
  13. О. Е. Адамов (15 августа 1987 - 22 сентября 1997)
  14. А. А. Горюнов (24 февраля 1998-2001) командир экипажа
  15. И. С. Панасюк (2001-2003) командир экипажа.
Спасибо за помощь В.Сороке, а также сайтам:

Атомная подводная лодка с заводским номером 901, известная всему миру как «К-19», на самом деле в период своей «жизни» имела разные индексы. Изначально созданная по проекту 658 (Hotel-I class , оснащение - ракетный комплекс Д-2 с тремя ракетами Р-13) подводная лодка несколько раз модернизировалась. После модернизации по проекту 658м (Hotel-II class , переоснащение на ракетный комплекс «Д-4» с тремя ракетами Р-21) она стала КС-19, после последней модернизации по проекту 658с, ее стали называть БС-19 (Modified Hotel-I class , ракетное оружие было снято, а вместо него был установлен комплекс связи «Залом»). Менялись и боевые номера.

Лодка по тем временам была огромной, высота рубки - с 10-этажный дом, длина лодки - 124 метра. Экипаж - около 140 человек. Вероятно была оснащена и ядерными торпедами. Последнее слово советской техники.

Но почему вдруг «Хиросима»? Но вначале - несколько слов о старшине 2-й статьи К.П.Мараче .

Марач, Казимир Петрович

Почему вдруг на сайте о небольшом городке под названием Ружаны совершенно «сухопутной» Беларуси вдруг появилась страничка о подводной лодке? И не просто подводной лодке, а легенде северного флота. Всё очень просто. Ружаны в советское время являлись не только стратегическим объектом планетарного масштаба, поскольку под городком базировался 403 ракетный полк. Здесь родился и вырос один из моряков-подводников, судьба и гибель которого оказалась связанной именно с этой подлодкой. К сожалению, у меня не оказалось достаточно информации о старшине второй статьи Казимире Петровиче Мараче . Впрочем, по порядку. Вначале - немного «официоза».

Вот что написано в книге «Память» - историко-документальной хронике Пружанского района Брестской области Беларуси:

16 июля 1972 года посмертно награждён Орденом Красной Звезды . Имя его носят улицы в г.Пружаны и в г.Ружаны. Вот и все. Совсем немного.

«Погиб, спасая атомную подводную лодку "К-19" 22 февраля 1972 г. » Почему-то указана дата 22 февраля 1972 года , хотя авария с лодкой произошла именно 24 февраля . Спишем это на секретность того времени. Хотя, пора бы и поправить...

К сожалению, у меня нет информации со стенда в Ружанской школе.

Есть несколько фотографий дома, в котором жил Марач - самый обычный, разве что слегка «подкрашенный» в сравнении другими домами - вероятно «власти» помогли. Находится дом практически прямо перед «брамой» сапежинского дворца, на ул.Урбановича (бывшей Замковой). А немного дальше находится улица Казимира Марача .

Дом Казимира Марача.

К сожалению, пока не отозвался никто из одноклассников. Вероятно теперь уже всем все равно - время такое. А может разнесло всех по разным городам и весям. Судьба у большинства выходцев из Ружан - переезды. Да и времени прошло дай боже...

Почему Казимир был призван служить на подлодку? Может быть сам попросился, но такого рода просьбы не всегда становились причиной призыва в тот или иной род войск - решали военкомы, по разнарядке. Неоконченное, ветеринарное образование. Доучится не дали... Да и не могли дать - ветеринарное училище не являлось причиной отсрочки призыва. 18 лет стукнуло - баста, иди в армию. Но почему турбинист? Впрочем, в армии и флоте далеко не всегда спрашивали кем быть. Вернее, иногда давали возможность выбрать... если было несколько вакантных мест. Но могли и не спросить. Просто был некомплект именно турбинистов. Затем, где-то полгода, наверняка была учебка.

До окончания службы (а служили в морфлоте тогда три года) Казимиру оставалось всего полгода. Да и этот поход уже завершался - еще какие-то полторы недельки, а там, кто знает, может быть уже и не довелось бы снова идти в автономку - после похода обычно следовал регламент, мелкий ремонт, да ведь на лодке был и еще один сменный экипаж. Поход прошел в общем-то без особых ЧП. Да, были несколько тревог, но команда отработала нештатные ситуации отменно. Долгожданный «дембель» был уже не за горами. И хоть отрицали в то время наличие в армии и флоте «дедовщины», но она всегда была. Другое дело какие формы могла принимать. Это ведь не только срок службы, а и знания, опыт, умения. Одно дело учебка, но приходит матрос на лодку и начинается совсем другая жизнь. А потом приходит время первой "автономки" - боевого патрулирования - часто на пару месяцев. И при этом матрос мог вообще не видеть дневного света. Да и на кого в первую очередь могли опереться командиры? Конечно на опытных ребят. Таким уже был и Казимир Марач .

Из воспоминаний матроса Владимира Дмитриевича Смолярова , вместе с 12-ю моряками 23 дня во время аварии, без света, с минимумом воздуха и пищи проведшего в 10-м отсеке подводной лодки К-19.


Владимир Смоляров

«Марача К.П. я, Владимир Смоляров, знаю как сослуживца. Он был турбинистом в 7-м отсеке, я - спецтрюмный в 6-м отсеке. Мы часто беседовали, общались между собой. Не могу сказать почему, но мне запомнился один разговор с Казимиром. Тогда он мне сказал: "Вова, вот подойдет дембель, уйду на гражданку, женюсь и хочу чтобы у нас родился сын, а когда подрастет, я буду с ним ходить на рыбалку на нашу чудную речку и буду рассказывать про нашу службу и дружбу" . Я конечно же рад, что его именем, именем героя подводника, названы улицы в городах. 28 моряков подводников, среди которых был Марач К.П., спасая свой боевой корабль и спасая своих товарищей, жизнь отдали, чтоб жили другие.»

«Чудная речка» - это Ружанка. Наверное, была у Казимира девушка, может быть родом из Ружан. Переписывались, вероятно... Мечтали, строили планы на будущее... Но не суждено было им сбыться. Жизнь Казимира Марача оборвалась на боевом посту. И не в переносном смысле, как иной раз пишут, а буквально - у турбины подлодки К-19.

Вряд ли кто-нибудь, когда-нибудь сможет назвать настоящую причину гибели старшины Марача . Полуофициально - сорвал маску, протер запотевшие стекла. Так пишут в статьях. Кто знает как было на самом деле?.. Из 7-го отсека после аварии оставался жив старшина А. Заковинько , но где он? Жив ли ещё? Существуют, конечно, материалы расследования аварии, но они засекречены и не известно, когда станут доступны. Одно понятно - выжить в такой аварии не помогала даже выучка подводника (погибло 28 человек), да и была ли достаточной эта самая выучка. Могли ли предвидеть составители уставов, штатных и нештатных инструкций именно такое развитие событий, когда практически горел воздух. Все произошло в считанные минуты.

И не спрятался Казимир Марач под трапом, как это случилось с одним из моряков, не причитал. Он просто занял свой пост... Было ли ему страшно? Может быть... А может попросту не успел испугаться. Подъема еще не было, хотя, может, уже и не спал, а тут - тревога. Как говорят моряки (не только подводники), самые опасные аварии, с самыми серьезными последствиями как правило происходят в конце плавания, чаще всего - под утро...

Кто вынес тела К.Марача и В. Хрычикова из 7-го отсека в рубку?. Вероятно аварийная партия командира 1-го отсека В. Заварина . Благодаря их действиям и врачу лодки Пискунову было спасено множество жизней. Произошло это уже после всплытия. Почему «по морскому обычаю» похоронены только двое членов экипажа? Это были те, кого вынесли тогда из отсеков, но кого не удалось вернуть к жизни. Почему именно 8 марта? По-видимому именно к этой дате тела погибших удалось переправить на подошедший для выполнения спасательных работ противолодочный корабль “Вице-адмирала Дрозд”. Кто дал команду? Нигде об этом информации найти я не смог. Логично предположить, что это было согласовано с командиром подлодки, но непосредственного участия он не принимал - был в это время на посту.


Атлантический океан, место погребения

«8 марта 1972 года комиссия в составе капитана 2 ранга В. Красильникова , капитана 3 ранга А. Михачева , капитан-лейтенантов А. Лазукина , П. Попова и капитана медслужбы В. Широких в 22 часа 37 минут московского времени на Ш – 51 градус 28,91 Северная , Д – 28 градусов 25,3 Западная провели церемонию погребения старшего матроса Марача Казимира Петровича , 1951 года рождения, поляка, члена ВЛКСМ, уроженца Брестской области, города Ружаны, призыва 18 ноября 1969 года , машиниста-турбиниста подводной лодки, погибшего на боевом посту 24 февраля 1972 года в 13.00 московского времени. Через четыре минуты волны Атлантики в той же точке приняли и тело командира третьей группы БЧ-5 лейтенанта-инженера Вячеслава Витальевича Хрычикова . Он погиб на боевом посту 24 февраля в 12.30 московского времени...»

Координаты места захоронения несколько отличаются в различных источниках. Черкашин в статье «Из бездны взываем» упоминает также координаты 51º 21" с.ш., 28º 54" 3" з.д. а Мормуль указывает 59º 29" с.ш., 28º 54" з.д. Где-то вкралась ошибка, постараюсь со временем уточнить...

Итак, вот вехи жизни Казимира Марача (всё, что на данный момент удалось выяснить):

1951 г. - родился в г.Ружаны.

- сентябрь 1958 г. - поступил в Ружанскую среднюю школу.

- июнь 1968 г. - окончил школу.

- сентябрь 1968 г. - поступил в Волковыский ветеринарный техникум.

А теперь перейдем к непосредственному описанию событий, произошедших на атомной подлодке К-19 в феврале-марте 1972 года.

«К-19» была самой первой атомной подводной лодкой способной выпустить ядерную ракету против ничего не подозревающего противника в течение 3-х минут. Она представляла собой сочетание ядерной энергии и ядерного оружия. Советский Союз рассчитывал на ее успех. Лодка «К-19» была техническим чудом и доказывала торжество политики. Она была самым совершенным дополнением ядерного арсенала Хрущева.

В конце 50-х и начале 60-х каждая из мощнейших держав располагавшая ядерным оружием стремилась заполучить преимущество над другой. Советский руководитель Н. С. Хрущев хвастался своимпревосходством. Советскому лидеру очень нравилось играть с ядерным оружием в международной политической игре, делая крупные ставки, и лодка «К-19» была одним из козырей. Хрущев решил превратить военно-морской флот целиком в подводный флот. По его мнению, большие надводные корабли это пережиток прошлого.

Самая смертоносная советская подводная лодка «К-19» находилась под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева. В 33 года, Затеев быстро сделал карьеру в советском военно-морском флоте. Он был самым лучшим, кому можно было доверить «К-19» в море. Под его командованием находилась команда из 139 человек. Большинству исполнилось только 20 лет. Средний возраст офицеров 26 лет. Эти люди были элитой советского подводного флота и пионерами атомных подводных лодок.

Затеев со своим экипажем являлся «первопроходцем» на пути новой формы подводной войны. До атомной эры подводные лодки приводились в движение дизель-электрическими двигателями. Они могли находиться под водой лишь ограниченное время, так как приходилось всплывать, чтобы пополнить запасы воздуха и зарядить аккумуляторные батареи. В середине 50-х годов ядерная энергия изменила подводную лодку, давая возможность, находится под водой неограниченное время. Первой атомной подводной лодки в США была субмарина под названием «Наутилус». Потом началась гонка. СССР создал свою первую атомную подводную лодку «Ленинский Комсомол» в 1958 году.

Лодка «К-19» была спущена на воду 11 октября 1959 года. Она была значительно быстрее и в два раза в скорости превосходила дизельные подводные лодки. В надводном положении она могла идти 26 узлов.
Подводная лодка «К-19» была гордостью советского подводного флота. Внутри ее размещалось два ядерных реактора, обеспечивающие колоссальной энергией паротурбинный двигатель подлодки. Для Советского Союза «К-19» была секретным техническим достижениям. С момента закладки атомной подводной лодки, пуска в строй и первого задания прошло всего два года. Ни у конструкторов бюро, ни у конструкторов на заводе не было соответствующего опыта.

Атомные подводные лодки были подвижны и бесшумны. Ракеты с них могли быть запущены с любого океана, в любое время и совершенно не заметно для противника. Лодка «К-19» была создана с целью нахождения у берегов США в ожидании приказа на нанесение удара. Она была вооружена по последнему слову советской ракетной технике: три ракеты «Р-13» имели дальность действия 600 км, но могла вести огонь лишь в надводном положении.

лодка «К-19» испытания и поход

В 1960 году капитан 2 ранга Затеев командовал лодкой «К-19» во время морских испытаниях, проверял совершенно новую баллистическую ракету и работу ядерных ректоров. После ходовых испытаний атомная подводная лодка вошла с состав Северного флота.

По мере усиления международного напряжения командир подлодки Затеев получил приказ вывести лодку«К-19» на боевое патрулирование в северную Атлантику на три недели и принять участие в военно-морских учениях ВМФ СССР под кодовым названием «Полярный Круг».

Советские военные игры были больше чем учения - это была демонстрация силы, в которых нужно показать, что СССР готово к серьезным действиям. После подготовки капитан 2 ранга Затеев вывел советскую подводную лодку со сверхсекретной базы в Баренцево море. Командир взял курс на запад в Норвежское море, устремляясь в патрулируемые кораблями НАТО воды между Исландией и Великобританией. Пока «К-19» шла своим курсом, из-за Берлина между сверхдержавами разразился кризис поставившей экипаж на самый край войны. Советское руководство хотело благополучно запереть Берлин за «железным занавесом». Запад хотел, чтобы Берлин оставался свободным городом. Генеральный секретарь Хрущев встретился с президентом Кеннеди на саммите в Вене, где предупредил, что предпримет активные меры относительно Берлина. Он полагал, что может запугать президента США, используя ядерное преимущество. В такой напряженной атмосфере натовские корабли и самолеты патрулировали моря на подходах севернее Атлантики. Лодке «К-19» пришлось обходить эти зоны и оставаться не обнаруженной. Это было первое настоящее испытание для подводников. Стенки советской подводной лодки позволяли опускаться на глубину, где ее не могли достать сонары - это 220 метров. Тактика сработала и «К-19» преодолела преграды НАТО и вошла в северную Атлантику. Теперь ей пришлось скрываться до следующей стадии своего задания.

В Атлантике начались военно-морские учения СССР, где приняли участие большое количество кораблей. Естественно это не могло остаться не замеченным американцами – они всеми средствами начали упорно прослушивать эфир. Роль атомной подводной лодки «К-19» в этих учениях было простой - изобразить американскую подводную лодку ракетоносец. Если «К-19» удастся перехитрить охотника, она должна была перейти к следующей стадии задания - практическим ракетным стрельбам по цели на севере России. Приняв на себя роль капитана американской подводной лодки, Затеев, чтобы избежать обнаружения пошел под паковыми льдами. Его курс пролегал между Гренландией и Исландией через забитый льдами Датский пролив. По курсу были огромные айсберги. Даже на глубине 180 метров не было гарантии, что «К-19» не натолкнется на один из них. Оба ядерных реактора советской подводной лодки работали бесперебойно. Тепло генерируемое ядерной реакцией производит пар, который вращает винты подлодки. Реактор всегда находится под очень высоким давлением. Это доводит теплоотводящий реагент до 150 градусов по Цельсию. Одна не большая утечка могла вызвать катастрофу.

катастрофа на «К-19»

Выполнения задания проходило в соответствии с планом. «К-19» - гордость советского подводного флота с наилучшей стороны оправдывала свое назначение. Капитан 2 ранга Затеев на командном пункте проверил курс, проложенный штурманом, и пошел к себе в каюту во второй отсек. 4 июля 1961 года в 04:15 резко раздался сигнал тревоги реакторного отсека. На пульте управления приборы показывали падение давления на первом периметре до нуля, компенсационные глушители - на нуле. Это было худшее, что можно было ожидать. Командиру «К-19» доложили, что из ректора происходит утечка радиации и не реагирует на систему управления. Моментальный подъем температуры во внутренних трубах реактора.

Затеев отправился в реакторный отсек, чтобы лично ознакомится с ситуацией. Он узнал что положение становиться критичным. Согласно инструкции их ожидал неизбежный тепловой взрыв. Реактор больше не охлаждался. Раз температура сердечника продолжала расти, то это вызвало бы катастрофический выброс пара и как следствие полное уничтожение. «К-19» больше не была самой скрытой с самым современным оружием. Она превратилась в подводную атомную бомбу. Затеев отдал приказ всплывать и послал сигнал бедствия в Москву.

В этот критический момент, когда СССР и США были на грани войны из-за Берлина, советские подводники столкнулись с ядерной катастрофой в море. Хрущев посетил посольство США в Москве - хотел проверить «политический накал», а в 3000 км, в Норвежском море дрейфовала подводная лодка «К-19». Командиру нужно было срочно связаться с Генеральным штабом. Что-то страшное случилось с ядерными реакторами. Началась утечка радиации. По кораблю было объявлено о радиационной опасности, но ни кто и понятие не имел о допустимых дозах облучения. Капитан 2 ранга Затеев собрал всех механиков в посту управления.

Радист не мог связаться с главным штабом. Забортная вода нарушила герметичность антенны дальнего действия. Лодка «К-19» оказалась предоставлена сама себе, никто не мог прийти на помощь. Но один из самых молодых офицеров предложил план ликвидации аварии, который мог спасти атомную подводную лодку. Инженер Юрий Филин предложил проложить дополнительный трубопровод к системе удаления кислорода реактора. Теоретически план мог сработать, но необходимо было приварить трубы в реакторном отсеке. При данных критических обстоятельствах это была единственная возможность. Матросам было необходимо аварийное оборудование, включая трубы шланги противогазы, костюмы радиационной защиты и электросварочный аппарат. Надо было запустить дизельный двигатель, чтобы обеспечить электроэнергией сварочный аппарат. Пока оборудование переносили, шли драгоценные минуты, а температура в сердечнике реактора продолжала расти. Чтобы не терять времени решили присоединить резиновый шланг с аварийной помпой охлаждения. Реактор ответил тем, что в клочья разорвал резиновый шланг, именно тогда произошла серьезная поломка. Перегретый реактор при попадании на него холодной воды выдал взрыв пара, который разорвал всю резиновую подводку и люди получили свою первую большую дозу радиации.

Первая попытка наладить систему только усугубило положение. Уровень радиации за пределами отсека также пополз вверх. Капитан реакторного отсека капитан-лейтенант Красичков настоял на том, чтобы Затеев покинул отсек. Теперь радиация стала распространяться по всей атомной подводной лодке. Аварийная команда сварщиков готовилась войти в излучающий радиацию отсек. Они и представления не имели о том ужасе, который их ждал. Имея сварочное оборудование на месте, две сварочные бригады по трое теперь старались во второй раз наладить охладительную систему на этот раз с металлической трубой. Высокий уровень радиации вынуждал работать по 10 минут посменно. Температура достигла 399 градусов по Цельсию, но реактор выдерживал. На карту были поставлены жизни 139 членов экипажа «К-19».

Командиру подлодки еще пришлось направить людей в излучающий радиацию отсек, чтобы закончить работу. Но один человек лейтенант Борис Корчилов освободил его от этой ответственности и сам вызвался пойти туда. Он сменил своего коллегу Михаила Красичкова. Сварочная команда почти закончила монтаж охлаждающей трубы. Теперь настал момент истины - надо было включить импровизированную охладительную систему. Наконец через 4 часа температура начала падать. Команда лейтенанта Корчилова сделала свое дело, но успех был обретен ужасной ценой. Внутри реакторного отсека больше не было кислорода, там все сияло фиолетовым цветом ионизированного водорода. Ударное охлаждение реактора привело к мощному выбросу радиации. К этому моменту уже многие получили смертельную дозу облучения. Сначала подводники выглядели нормально, потом их стало тошнить желтоватой слизью, у некоторых очень быстро выпали волосы, затем лица стали гореть и они начали распухать. Самоотверженностью и умелыми действиями горстки добровольцев спасли остальных членов экипажа. Наконец ректор был управляем, но ужас продолжался. Радиационное заражение распространялось по «К-19». Не зная положения на советской подводной лодке «К-19» корабли и суда ВМФ СССР, продолжали свои военные игры. Попытки подчинить антенну дальней связи ни к чему не привели. Единственное что оставалось это передача сигнала SOS с западного передатчика, но ответа не было.

Ожидание истощало нервы. Капитан 2 ранга Затеев потерял всякую надежду, и ему нужно было каким-то образом снять команду с атомной подводной лодки. Он принял решение взять курс на юго-восток в направлении советского флота на аварийном двигателе. Он надеялся, что его найдут. Когда «К-19» шла заданным курсом, два офицера предложили совершенно иной выход. Они пытались убедить капитана отправиться на север к острову Jan Mayen в Норвежском море, высадить там экипаж и затопить подводную лодку. Затеев понимал, что надвигается бунт на корабле.

«К-19» спасение

«К-19» была сверхсекретной атомной подводной лодкой. О ее существовании даже не знала разведка США. Затопив ее, означало бы самую большую удачу для Запада. Командир не позволил направить туда советскую подводную лодку, где по данным разведки располагалась военно-морская база НАТО. Подозревая, о заговоре капитан 2 ранга Затеев приказал выбросить за борт все личное оружие за исключением пяти пистолетов, которые он раздал самым надежным офицерам.

Командир подлодки приказал вынести самых слабых на палубу. Наконец на горизонте заметили помощь. «К-19» и ее экипаж больше не были в одиночестве. Это было советская подводная лодка типа «Фокстрот». Подводники пришли в ужас от увиденного: многих тошнило, моряки сидели или лежали на палубе. Командир понимал, что людям необходимо было как можно скорее сойти с подлодки и предоставить медицинскую помощь. Через подводную лодку спасатель он запросил дальнейшие указания и ожидал ответа. Однако генштаб, парализованный нерешительностью, не отвечал. На следующее утро указаний так и не поступило, тогда капитан 2 ранга Затеев решил взять инициативу в свои руки. Перевести своих людей на подводную лодку спасатель. Перенос людей оказалось не простым делом в условиях океанской волны. Только по выступающим плоскостям и рулям экипаж смог перебраться на другую подлодку. 11 подводников перенесли на носилках, они получили огромную дозу радиации и не могли ходить. Первая советская подводная лодка спасатель ушла на базу с большей частью экипажа «К-19». Экипаж второй подлодки «С-270» только прибывшей на место трагедии немедленно принялся спасать пострадавших. Капитан Затеев с еще одним офицером принял решение, которое, как он знал, могло стоить ему погон. Он решил покинуть единственную атомную подводную лодку ракетоносец. Не было пожара, не было затопления - его могли признать трусом за такое действие, но легко судить о действиях других сидя в теплом кресле в Москве. Как и положено капитану он последний покинул корабль.

Капитан 2 ранга Затеев приказал зарядить торпедные аппараты другой лодке спасателю «С-270» и приготовиться к стрельбе. Если бы корабли НАТО попытались захватить «К-19» он приказал бы торпедировать и отправить ее на дно. Наконец пришла радиограмма из Москвы: «На подходе еще одна советская подводная лодка для обеспечения охраны аварийной «К-19». Тяжелое испытание закончилось, погибло 14 человек.

судьба подводной лодки «К-19» продолжается

К моменту возвращения на базу «К-19» была полностью заражена радиацией. Один из двух реакторов был разрушен. Но советское руководство решило, что она слишком ценна, чтобы отправиться на слом. Ее конструкторам было приказано переоборудовать ее. Это было серьезное и опасное предприятие на осуществление которого ушло три года. Через два месяца после происшествия с зараженной «К-19» была запущена ракета с целью определения влияния радиации. Ракеты показали себя безукоризненно.

В конце концов, именно быстрые темпы строительства «К-19» и недостатки в сварке привели к трагической поломке. Именно это первый помощник капитана Владимир Ваганов узнал через много лет. «К-19» была построена меньше чем за год. В спешке испортился сварочный аппарат, капля от электрода попала в трубопровод первого контура охлаждения.

Советский Союз не подтверждал опасное происшествие на борту «К-19» многие годы. Спустя лишь несколько недель после того как атомную подводную лодку отбуксировали на базу, стали повсюду хвастаться, что ракетоносные подводные лодки являются основой военного флота. Фактически «К-19» первая советская подводная лодка, которая потерпела аварию и вышла из строя. Происшествие с атомной подводной лодкой лишило Советский Союз ключевого компонента - ядерного арсенала на самом пике «холодной войны», но вскоре на Западе сделали еще один технологический скачок вперед - новые американские спутники сменили современные самолеты разведчики U-2. США получила полное изображение СССР из космоса с помощью спутника «Корона». В то время США считала, что СССР имел 250 пусковых площадок межконтинентальных баллистических ракет. Спутники подтвердили, что Советский Союз обманывал американское руководство. Вместо сотен пусковых площадок было обнаружено всего пятнадцать. Получив такую информацию, президент США Кеннеди назвал заявление Хрущева «ядерным блефом» и отказался уступать в Берлинском вопросе. Кризис застопорился, когда советы приступили к строительству пресловутой берлинской стены.
«К-19» вновь вошла в строй в 1965 году, после того как была полностью дезактивирована и перестроена. Ее переоборудовали для запуска ракеты из-под воды. Она продолжала составлять часть стратегических подводных сил СССР. Катастрофа на «К-19» привела к срочному пересмотру конструкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанавливать дополнительные системы охлаждения реакторов. Некоторое время «К-19» ржавела в гавани Кольского полуострова, дожидаясь утилизации.

По иронии судьбы подводники до сих пор гордятся этой субмариной - символом жертв, принесенных на алтарь «холодной войны». Те, кто пережил катастрофу на «К-19» обязаны жизнью горстке моряков самоотверженно выполнивших свой долг и пожертвовавших собственной жизнью.

Вот они:
Борис Корчилов, Юрий Ардошкин, Евгений Кошенков, Николай Савкин, Семен Пеньков, Валерий Харитонов, Борис Рыжков и Юрий Повстев.

Несмотря на все опасения за свою судьбу и ее неопределенность капитан 1 ранга Николай Владимирович Затеев не был подвержен наказанию в качестве единственного виновного. Он продолжил службу на подводном флоте и умер через 27 лет после происшествия в 1998 году.

Технические характеристики атомной подводной лодки «К-19» проекта 658:
Длина - 114 м;
Ширина - 9,2 м;
Водоизмещение - 5375 тонн;
Судовая силовая установка - два ядерных реактора;
Скорость - 26 узлов;
Глубина погружения - 330 м;
Экипаж - 104 человека;
Автономность - 50 суток;
Вооружение:
Ракетный комплекс Д-2 с тремя ракетами «Р-13»;
Торпедные аппараты 533 мм - 4;
Торпедные аппараты 400 мм - 4;

Все семеро старых подводников пытаются оправдать Харрисона Форда и спасти его фильм от провала

В 1961 году на советской подводной лодке К-19, находившейся вблизи побережья США, произошла авария. Сегодня семеро из оставшихся в живых подводников говорят о той неправде, которую Харрисон Форд показал в своем фильме «К-19». «Мы никогда не просили американцев о помощи»

Тишину темного коридора петербургской квартиры Юрия Федоровича Мухина взрывает гул внезапно включившегося холодильника. Рыжий кот хозяина внимательно обнюхивает пришедших незнакомцев. Выбеленные сединой виски, крупное телосложение, голубые глаза и татуировка в виде якоря на кисти правой руки делают Мухина похожим на персонажа комиксов. Идущий легкой походкой хозяин-великан сопровождает визитеров в свою «каюту» - комнату площадью около десяти квадратных метров, где нас уже поджидают семеро его товарищей.

Эти моряки пережили аварию на подлодке К-19, и Голливуд захотел увековечить именно их историю. В четыре часа утра 4 июля 1961 года они и еще 132 подводника стали заложниками вод океана. Авария в реакторе подлодки превратила К-19 в бомбу с часовым механизмом, и эта бомба была установлена не где-нибудь, а вблизи побережья Соединенных Штатов. На тот момент Мухину, командовавшему вторым торпедным отсеком, уже исполнилось тридцать лет. Всем остальным не было еще и 25.

Настоящий кошмар начался, когда отказала система охлаждения атомного реактора. Капитан подводной лодки Николай Затеев (его роль в фильме исполняет сам Харрисон Форд) был вынужден пожертвовать жизнями восьми членов экипажа. Перед ними была поставлена задача ликвидировать неисправности в системе, и все они, работая непосредственно в реакторе, погибли от утечки радиоактивного топлива. Такой ценой удалось спасти жизнь остальным подводникам, находившимся на К-19. Благодаря мужеству восьмерых героев, взрыв подлодки, который Вашингтон мог принять за начало ядерной агрессии со стороны Советского Союза, был предотвращен. А ведь этот взрыв мог привести в образованию небольшого подводного Чернобыля у берегов США. Мухин вспоминает, как в тот момент капитан сказал морякам из шестого отсека: «Вы знаете, на что идете». Эти люди знали, на что шли, и приняли решение о начале операции по устранению неисправностей. Сварку проводили по очереди четыре бригады, которые сменялись каждые 10 минут.

Со стены комнаты на присутствующих смотрят широко открытыми светящимися глазами-иллюминаторами три рыбацкие шхуны, на полочках расставлены восточные фигурки вперемешку с миниатюрными моделями и макетами кораблей и штурвалов. Стены покрыты шерстяными коврами, вытканные самим Мухиным. Поверх ковров - ружье XIX-го века. Именно в этой комнате капитан Затеев обычно встречался со своими прежними подчиненными. Три года назад командир К-19 умер в Москве.

Фотография капитана

Во главе стола - черно-белая фотография самого Затеева. 72-летний Мухин - самый старший из присутствующих в этой комнате: в ней-то обычно и встречаются бывшие моряки, судьбы которых сплела в единое целое трагедия. «Мы единственный в мире экипаж, который встречается на протяжении вот уже сорока лет», - говорит хриплым голосом 64-летний Александр Перстенев, командовавший на К-19 подразделением подготовки и запуска ракет.

После той аварии им пришлось проститься с флотом. Мухин работал преподавателем на военной кафедре в одном из технических вузов, кого-то направили наблюдать за строительством подводных лодок. Ни один из оставшихся в живых моряков не испытывает никакой злобы по отношению к советскому режиму, тем кремлевским правителям, что на протяжении 25 лет заставляли их молчать. История их жизни всплыла на свет лишь в 1989 году, а с 1993 года им стали платить пенсию по инвалидности. Каждый из них в той или иной степени испытывает на себе последствия полученной во время аварии дозы радиоактивного облучения. Перстенев рассказывает, что «в то время никто еще не знал какую дозу радиации можно считать смертельной. Благодаря именно нашему печальному опыту, медики смогли определить эти уровни и разработать необходимые методы лечения». После чего добавляет: «Служба есть служба».

Их военная пенсия вместе с субсидиями по болезни составляет в месяц приблизительно 109 евро; кроме того, морякам предоставляется возможность раз в год бесплатно съездить на отдых и лечение в санаторий. Мухина же и вовсе можно считать счастливчиком. Пенсию он получает с 1980 года. Тогда Мухину удалось выиграть судебный процесс против Вооруженных Сил, и теперь он получает пенсию по инвалидности - 225 евро ежемесячно. Харрисон Форд за 20 дней съемок в фильме, посвященном истории их жизни, получил 25 миллионов евро. Прокатчики фильма Форда в России пообещали подводникам заплатить 1% от кассовых сборов; но старых моряков это не сильно радует.

Благодаря фильму ожили воспоминания о былом, подводников захлестнули переживания. Семь дней назад в зале Мариинского театра прошел предпремьерный показ фильма. Вжавшись в кресла, 90 оставшихся в живых членов экипажа подлодки вновь пережили последнее плавание К-19, после чего со вздохами и слезами на глазах распределили между собой фотографии с эпизодами картины, снятой режиссером Кэтрин Бигелоу (Kathryn Bigelow - одна из немногих голливудских женщин-режиссеров, снимающих триллеры. В 1991 году сняла фильм "На гребне волны" с Патриком Свейзи и Кеану Ривзом в галвных ролях, а в 2001 году - триллер по роману Аниты Шрив "Вес воды" с Шоном Пенном и Элизабет Херли - прим. пер .). Несмотря на многочисленные недостатки сценария, старые подводники говорят, что Харрисон Форд в роли капитана Затеева затронул их за живое. «Во время показа мне пришлось даже принять лекарство от сердца», - признается Мухин, облокотившись на стол. «После церебрального инфаркта я стал чаще плакать», - волнуясь, говорит он.

Они вспоминают один из самых ужасных, леденящих кровь в жилах эпизодов: восемь добровольцев выбираются из реактора, их выворачивает наизнанку, рвет желчью, а все лицо моряков покрыто страшными гнойниками и ожогами. «Из того отсека мы вытаскивали своих товарищей за руки. Они постоянно падали в обморок, тела их были красного цвета. Но в тот момент мы даже не знали, что их кожа покраснела от радиоактивного излучения и высоких температур. Там, внутри отсека, всегда было жарко, и мы работали в нем только в тельняшках», - рассказывает Перстенев. Его живые, миндалевидные глаза наполняются слезами только тогда, когда он вспоминает, как они пытались бороться с охватившей весь экипаж паникой. «В одиночку любому может быть страшно, но, когда на тебя с надеждой смотрят товарищи, твой страх может только еще больше навредить им».

Видео и аудиоряд фильма захватывает, но настоящие прототипы его героев так и не смогли найти себя на экране. И не только потому, что им дали вымышленные имена. Самым смешным им кажется название фильма. «Как они могли назвать К-19 - фабрикой вдов, если большинству из нас только-только исполнилось по 20 лет, и мы даже не были женаты», - смеется Мухин.

«Мне совсем не нравятся сцены, в которых моряки постоянно бегают из отсека в отсек, сея панику и неорганизованность. На подводной лодке такого не бывает. После сигнала тревоги все находились на своих местах, и не было никакой неразберихи», - возмущенно говорит Леонид Сологуб, отвечавший за работу системы электроснабжения первых пяти отсеков К-19. «В фильме торпеды передают из рук в руки, словно какие-то игрушки, а помощник капитана ругается со своим командиром. На самом деле капитану все подчиняются беспрекословно», - добавляет Сологуб.

«В российском и советском флоте не может быть ситуации, когда командир корабля посылает своего помощника в отсек, где произошла авария, чтобы выяснить реальное положение вещей, а тот отказывается выполнять его приказ», - вторит Сологубу его товарищ - Вадим Сергеев, отвечавший за электронную систему навигации К-19. «В фильме, после сигнала тревоги и выяснения места локализации аварии командир отсека достает из сейфа инструкции и начинает читать их. Это - фантастика. Еще до начала плавания, все инструкции должны быть записаны в его голове», - выражая свое недоумение, говорит Кузьмин.

Секреты

Сергееву не понаслышке знакома та давящая атмосфера военного трибунала, что отражена в фильме. И Сергеев прекрасно знает, о чем говорит: после аварии он потерял один из секретных документов, которые находились в его ведении: этот эпизод привлек внимание сотрудников КГБ. «Не найди я вовремя те бумаги, не сидеть бы мне, не беседовать здесь с вами», - спокойно признается он.

Цепи и висячие замки вокруг реактора, включение турбин в тот момент, когда подлодка стоит в сухом доке - вот лишь некоторые технические оплошности нового фильма, на которые обратили внимание старые моряки. «Капитан подлодки отдает приказ одному из радистов связаться с американцами и просить их о помощи. Такого никогда не было. Вокруг не было ни одного американского вертолета или корабля. Мы потерпели аварию прямо у них перед носом, а они даже не смогли засечь нас. И пытаются теперь оправдаться», - говорит Мухин, с трудом сдерживая свое негодование.

Дополняя целый ряд несостыковок, замеченных его товарищами, Перстенев вспоминает тот эпизод фильма, в котором советские подводники насмехаются над пилотами американского вертолета. «Я бы никогда не спустил штаны внутри подводной лодки так, как это показано в фильме. Моя внутренняя культура не позволила бы мне этого сделать».

Все семеро старых подводников пытаются оправдать Харрисона Форда и спасти его фильм от провала. «Его жесты, движения, манера разговора очень напоминает нам Затеева. Они похожи даже внешне», - говорит Мухин. Оставшиеся в живых моряки дают фильму добро с большой натяжкой, хотя жаловаться им не хочется: первый вариант картины (который они же сами и корректировали) оставил у них на душе еще более неприятный осадок. «В том фильме офицеры били своих подчиненных матросов, воровали апельсины, а один из них сидел прямо на реакторе и пил водку. Вся команда материлась», - рассказывает Кузьмин. Этот старый подводник уверен, что должно пройти еще очень долгое время, прежде чем наследие холодной войны исчезнет из фильмов Голливуда.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.