Распад ссср закономерность или злой умысел эссе. Распад ссср в контексте случайных и закономерных факторов

Цель:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа совхоза им.Ленина

Методическая разработка урока

По истории России 11 класс.

Духанина Анна Викторовна _

Урок по истории России 11 класс.

Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Цель:

  • Расширить образовательное пространство учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках истории России;
  • Способствовать формированию творческого мышления, выработка личностного отношения к социальным проблемам общества;
  • Изучить события 1991 г., причины и последствия распада СССР.

Задачи:

  • Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния тенденций развития страны;
  • Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
  • Вырабатывать умения учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

Планируемые результаты
Учащиеся узнают о:
- причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
- объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
- историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
- истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;

Попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
- обстоятельствах прекращения существования СССР.

Опорные знания

Даты и события:

17 марта 1991 г. - всесоюзный референдум о сохранении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР

Имена:

М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Янаев.

Основные понятия и термины: перестройка, федерация, конфедерация, межнациональные конфликты, государственный суверенитет, конституционный кризис, аренда, ГКЧП.

Форма : комбинированный урок (актуализации и углубления ранее усвоенных знаний (9 класс), изучение нового материала, применения знаний и формирования умений и навыков)

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, организация индивидуальных выступлений, работа с текстом, использование мультимедийного пособия, решение познавательных заданий и проблемных вопросов.

Оборудование урока : учебник «» 11 класс, рабочий лист тетрадь, мультимедийные технические средства обучения, Компьютерный учебник “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г.

План:

1. Роль России в составе СССР.

2. Начало распада.

3. Противостояние личностей .

4. Распад СССР.

Вступление

Распад СССР является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий. Сегодня на уроке мы попытаемся найти возможные варианты ответа на поставленную проблему: Распад СССР: закономерность или случайность.

В идейной жизни общества на первый план все в большей мере выступали вопросы национального самосознания. В политике это находило отражение в росте сепаратистских движений, во всеобщей борьбе республик с Центром (Кремлем)... А с Центром в массовом сознании отождествлялась Россия. Российские идеологи, ученые, прежде всего национально-патриотической ориентации, настойчиво ставили вопрос об истинном положении России в Союзе, об удельном весе РСФСР в СССР по основным показателям экономического и социального развития.

По их мнению, вырисовывалась картина удручающего положения Российской Федерации, беззастенчиво используемой союзным правительством в качестве донора других республик. В семье народов СССР Россия оказалась на положении "Золушки". Производя 60% валового общественного продукта и давая 61% произведенного национального дохода, РСФСР по жизненному уровню находилась на одном из последних мест в стране. В основном за счет России формировался бюджет страны, и более 70 млрд российских рублей ежегодно перераспределялись из ее кармана в пользу других республик. В 1989 году, к примеру, Россия внесла в общесоюзный бюджет более 100 млрд руб., а получила назад на будущий год лишь 30 млрд. В особо сложном положении оказались русские. Даже внутри РСФСР они по числу лиц с высшим образованием на душу населения были на 16-м месте в городе и на 19-м - в деревне.

Обострились так называемые демографические проблемы русской нации. Уже много лет уровень рождаемости у русских не обеспечивал простого воспроизводства населения, а в ряде областей Центральной России смертность превышала рождаемость (в том числе и в самой Москве, где прирост шел за счет мигрантов). Ежегодно с карты России стиралось более 3000 населенных пунктов.

Под воздействием подобных фактов, которые становились достоянием общественности, крепло убеждение, что России нужна самостоятельность: экономическая, политическая, духовная.

Организация работы с документом в мини-группах по первому вопросу

(рабочий лист задание №1)

Формулирование общего вывода.

Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.
просмотр фрагмента электронного учебника § п.

« Удивительная находка ожидала лидеров национальных движений в тексте нелюбимой ими Конституции СССР 1977 года - чеканная формула: "Советский Союз состоит из суверенных государств". Формула, которой никто и никогда не придавал значения, вдруг оказалась выигрышной. Раз союз суверенных государств, то, следовательно, не федерация, а конфедерация. Первоначально массовые национальные движения в республиках были готовы довольствоваться идеей конфедерации: республики делегируют определенные полномочия центру. Причем Москва не имеет иных полномочий, кроме переданных ей республиками » (Л.М. Млечин).

Задание. В справочной литературе найдите значение терминов «федерация» и «конфедерация». Какому из них соответствовал, на ваш взгляд, СССР до 1985 г.? (Федерация - государство, состоящее из образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью; конфедерация - постоянный союз государств, сохраняющих независимое существование, объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам).

Выслушивание ответов учащихся.

Возможный вектор ответов должен быть направлен на мысль, что СССР все таки формально был федерацией, фактически унитарным государством, но со временем мог обрести реальную федеративность.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался.

Почему?

Работа со схемой
на основе просмотренного фрагмента и текста учебника составьте таблицу «Объективные и субъективные предпосылки распада СССР».

Предпосылки

распада СССР

Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г.
С лета 1987 г. национальные движения стали принимать массовый и организованный характер. Первым серьезным вызовом власти стало движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.
«Народные фронты» Эстонии, Латвии и Литвы оформились весной - осенью 1988 г. События лета 1940 г. участники движений стали называть советской оккупацией и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. Популярными лозунгами их митингов и пикетов были: «Русские, убирайтесь вон!», «Иван, чемодан, вокзал, Россия!». В ноябре 1988 г. сессия Верховного Совета Эстонской ССР приняла декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. декларации и законы о государственном суверенитете приняли Литва и Латвия.
Руководство СССР оказалось неспособно преодолеть межнациональные конфликты и сепаратистское движение ни политическим, ни военным путем, хотя предпринимало попытки спасти ситуацию.

Какие?

Слайд 2

Пытаясь спасти СССР, М.С. Горбачев инициирует подписание нового Союзного договора, на который соглашаются 12 союзных республик из 15 (кроме трех прибалтийских).

Стр.

Но попытка государственного переворота, предпринятая противниками М.С. Горбачева в высшем руководстве страны 19-21 августа 1991 г. (так называемый Августовский путч), сорвала подписание этого документа. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о денонсации (прекращении действия) Союзного договора 1922 г. и образовании СНГ - Содружества Независимых Государств, к которому несколько дней спустя присоединились среднеазиатские республики и Казахстан. Таким образом, СССР распался. 25 декабря 1991 г. в прямом эфире ЦТ М.С. Горбачев заявил о своей добровольной отставке с поста Президента СССР. Советский Союз перестал существовать. Так закончилась эпоха М.С. Горбачева.

Подведение итога по результатам урока.

Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 20 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам.

Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

Закрепление формулирование личностного отношения учащихся к рассмотренной теме (с использование технологии – ПОПС-формула)

Домашнее задание:

историческое проектирование. Представьте, что М.С. Горбачев отдал бы приказ об аресте Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С Шушкевича, обвинив их (весьма справедливо) в заговоре с целью свержения законной власти. Технически это было возможно - в руках Президента СССР все еще находились силовые структуры и ядерная кнопка. Как развивались бы события дальше? Попытайтесь создать свой вариант развития событий на 10 лет вперед - до конца 2001 г.

Журавлев В.В. и др. История современной России. 1984-1994 // Преподавание истории в школе. 1995. № 8. С. 46-47


Нет особой нужды доказывать важность, злободневность провести серьезный разговор на тему “Распад СССР: причины и следствия”. Она - очевидна, хотя бы потому, что распад СССР - это и часть нашей личной биографии и драмы, - и в то же время это, на мой взгляд, наиболее значительный драматический эпизод всемирной истории.

Нет особой нужды доказывать важность, злободневность провести серьезный разговор на тему “Распад СССР: причины и следствия”. Она - очевидна, хотя бы потому, что распад СССР - это и часть нашей личной биографии и драмы, - и в то же время это, на мой взгляд, наиболее значительный драматический эпизод всемирной истории. Тем более истории русского народа второй половины XX века.И все же сошлюсь в виде своего рода доказательства злободневности темы на авторитет известного “нового русского” миллиардера и политика Б.А.Березовского. В конспекте своего трактата, названного “От революции к эволюции без потери страны. Генетическая трансформация России: экономика, политика, менталитет”, трактата интересного многими идеями, самое интересное состоит, пожалуй, в том, что в своей укрупненной исторической периодизации “трансформации России (СССР)” в период с апреля 1985 года по 1997 год включительно он забыл упомянуть (или “потерял”, пользуясь его терминологией) о распаде СССР, одной из двух великих супердержав XX века, составной (и довольно искусственной, я бы даже сказал - уродливой) частью которой была Россия, точнее - РСФСР, ныне - Российская Федерация. Можно, конечно, в этой связи долго иронизировать по поводу историко-политологической “девственности” Березовского, но такая ирония будет малопродуктивной. Более того - глупой. Ведь когда такой очень неглупый человек, и, кстати, меценат, с миллиардами как бы возникшими вдруг, “из воздуха”, забывает о такой исторической “детали” как “распад СССР”, повествуя о трансформации России на рубеже 80-х - 90-х годов, то такая якобы забывчивость говорит о многих весьма серьезных вещах. И здесь не до насмешек.

Именно такая “забывчивость” про великую страну (в которой, кстати, и он родился) питает - и не без оснований - взгляды тех, кто полагает, что распад СССР не случаен, и не случаен в том именно смысле, что это, скорее, сознательно спланированный и осуществленный процесс, нежели стихийный. Я, кстати, не являюсь сторонником таких взглядов и включил это словосочетание в название выступления, признаюсь и каюсь, для остроты. Хотя, конечно же, не считаю, что процесс этот был преимущественно стихийным, а тем более исторически случайным. А если уж и случайным, то только в том понимании случайности, при котором она возникает в точке пересечения каких-то необходимых процессов.

Теперь перейдем от политически острых шуток - к попытке трезвого, научного осмысления некоторых причин и некоторых последствий распада СССР. Для меня - это нелегкая, не до конца (для самого себя) проясненная проблема.

Прежде всего, я исхожу из того, что распадался именно Союз ССР, а не иная по наименованию Российская империя. Российская империя, “воссозданная”, насколько это было возможно, большевистским огнем и мечом, к 1922 году, после поражения так называемой сталинской идеи об “автономизации” не только юридически, но и, так сказать, структурно прекратила свое существование. А сегодня можно утверждать (именно сегодня, конечно, а не в 1922 году), что и исторически с созданием СССР, то есть государства, построенного, формально говоря, по национально-этническому признаку, были заложены некоторые основания (пусть и в виде формальной или абстрактной возможности) для его распада, который и состоялся в эпоху великого кризиса коммунизма или точнее - реального социализма. Но для того, чтобы эта возможность была реализована должны были произойти многие, не связанные с этим исторические события, должны были развернуться другие, внутренние присущие и благоприобретенные противоречия СССР как великого и многонационального государства. О них и поговорим теперь.

СССР, несмотря на интернациональный менталитет его создателей, все же - во многом русское государство. И, как и все русское, оно буквально соткано из противоречий.

Действительно, по способу, характеру взаимоотношений между Центром и регионами, между большими и малыми народами СССР - это, конечно, унитарное государство, с чем и связана во многом характерная для него жестко централизованная система управления территориями и проживающими здесь народами (и ее необходимость нельзя, следовательно, сводить к идее т.н. “диктатуры пролетариата” и вытекающих отсюда механизмах осуществления власти). К тому же СССР - такой тип государственного устройства, который во второй половине XX века получил в политологии название партия-государство. Причем это - социалистическое государство, точнее: государственно-административный социализм (а не фашистская Италия или нацистская Германия). С управленческой точки зрения для такого государства не только на словах, но и в значительной мере на деле характерен принцип т.н. демократического централизма (в той или иной его форме).

Этот принцип даже зафиксирован в Конституции СССР (как в сталинской, так и в брежневской) как главный принцип организации всей государственной и общественной жизни страны. Я говорю “даже”, потому, что на словах или по букве Основного Закона СССР государство, в котором все мы с вами родились, является государством федеративным. Более того, с серьезными вкраплениями элементов или принципов конфедерализма: например, право на выход из состава СССР союзных республик или “формулы” о “суверенных” государствах в составе единого федеративного государства (что само по себе является явной несообразностью). Однако, совершенно очевидно, что, во-первых, принцип демократического централизма не может на справедливой, равноправной основе регулировать отношения между большими и малыми нациями (без ущерба для малых -, а у нас, оказалось, что не может и без ущерба для больших, например, для русской нации). Точно также невозможно себе представить совместное сосуществование на деле принципа демократического централизма - с, скажем, реальным правом на выход из состава СССР, ну, допустим, одной или двух-трех из 15 республик, которые входили в состав Союза.

Другая особенность всех проблем управления в многонациональном Советском государстве (СССР) - это своеобразное, я бы сказал, парадоксальное отношение к национальному вопросу: его содержанию, формам, перспективам разрешения и даже самому его существованию. На мой взгляд, парадоксальность понимания или парадоксальность непонимания национального вопроса - особенно русского вопроса как национального - вождями СССР, особенно Горбачевым, стало одной из важнейших субъективных причин, которая взорвала на рубеже 80-х - 90-х годов многонациональный Союз ССР.

Поучительна история теоретического отношения к тому, решен или не решен у нас национальный вопрос, что понимать под его решением, возможно ли самоопределение наций вплоть до отделения, т.е. до образования “собственного” государства в рамках федерации и распространимо ли это право на... русский народ и т.д.

Оставлю в стороне очень интересный и важный для историков, философов и политологов вопрос об отношении к этим проблемам Ленина, Сталина, Хрущева и расскажу на материале доступной для меня, прежде абсолютно конфиденциальной, информации, о решении этих проблем в исторический период Л.И.Брежнева-Ю.В.Андропова-К.У.Черненко, а также М.С.Горбачева.

Известно, что для того, чтобы выйти из тупика формулы о полном и окончательном решении национального вопроса в СССР (который явно противоречил действительности) в одном из выступлений Брежнева была введена оговорка, что вопрос этот решен в том виде, в котором он достался нам от прошлого (дореволюционного прошлого). Такая оговорка, как казалось идеологам КПСС, давала возможность приоткрыть “табу” над анализом тех реальных проблем, противоречий, которые в 70-е годы начали нарастать во взаимоотношениях различных наций и народов СССР под громкий треск юбилейных речей о расцвете и сближении всех наций в условиях развитого социализма. В действительности научное значение этой оговорки было иллюзорным, о чем свидетельствует и соответствующая научная литература этого периода советской истории. Мне известно, однако, что рабочая группа комиссии Политбюро ЦК КПСС по подготовке новой, “брежневской” конституции СССР 1977 года попыталась сделать шаг вперед в решении некоторых реальных межнациональных проблем, “расшить” одну из них, которая, как показала история, сыграла роковую роль в распаде СССР. Я имею в виду проблему Нагорного Карабаха.

Как известно, Нагорный Карабах, попав после Октября 1917 года под юрисдикцию Азербайджана, чем дальше, тем больше становился запутанным узлом армяно-азербайджанских противоречий. Конструктивной формой ослабления этой напряженности могло бы стать поднятие статуса Нагорно-Карабахской АО до Автономной республики. Такое предложение (опирающееся, естественно, на многочисленные “письма трудящихся” - в данном случае реально существовавших) и было сделано. Его авторы (а ими были: А.Лукьянов, А.Бовин, академик В.Кудрявцев, профессор В.Собакин) полагали - и не без основания, что эту давно назревшую проблему можно было без большого, как говорится, шума, решить в рамках идущей конституционной реформы (принятие новой Конституции СССР). Политбюро ЦК КПСС, однако, отвергло это предложение: возобладала популярная в те годы точка зрения (из которой, кстати, исходил впоследствии М.С.Горбачев), что лучше не трогать межнациональные проблемы, во всяком случае не доводить дело до принятия каких-либо структурных, статусных изменений в сложившемся национально-государственном устройстве СССР.

Жизнь показала близорукость, недальновидность такой точки зрения. Стихийно развивавшийся процесс обострения армяно-азербайджанских отношений вокруг судьбы Нагорного Карабаха привел, как мы знаем, сначала к Сумгаитской трагедии в 1988 году. Она не только не была вовремя остановлена М.С.Горбачевым, но, даже не получила публичной, да и вообще, сколько-нибудь серьезной политической оценки. Следующим этапом этой драмы в условиях прогрессирующего ослабления центральной власти в ходе горбачевской перестройки стала первая кровопролитная война на советском а затем и постсоветском пространстве - Нагорно-Карабахский конфликт и развал сначала “де-факто”, а потом и “де-юре” важной части СССР в Закавказье.

В период “позднего” Брежнева была предпринята еще одна неизвестная общественности попытка сдвинуть с мертвой точки отношение к национальному вопросу, который не только назревал, но и постепенно накалялся. Как участник той узкой группы, которая дорабатывала в январе 1981 года в резиденции Генсека ЦК КПСС в Завидово Отчетный доклад ЦК XXVI съезду партии, могу сообщить, что в первом варианте этого доклада, который был разослан члена Политбюро по т.н. “узкому кругу (т.е. не всем и как бы неофициально) от имени Л.И.Брежнева, в разделе доклада, посвященном организационно-партийной работе, содержалось предложение о создании в рамках ЦК КПСС нового отдела - Отдела социальной и национальной политики, а также предложение о создании в структуре Совмина СССР Госкомитета по делам национальностей (по аналогии с ленинско-сталинским Наркомнацем). Нет сомнения, что принятие таких нововведений в 1981 году могло бы сыграть позитивную роль в деле предотвращения тогда еще не осознаваемой ни кем из нас угрозы - угрозы распада СССР. Однако оба эти предложения не вошли ни в окончательный проект отчетного доклада ЦК КПСС, ни в сам доклад. Насколько я помню, эти предложения были дружно похоронены почти что всеми членами Политбюро от М.А.Суслова до Ю.В.Андропова и К.У.Черненко включительно. Как известно, отдел по национальной политике был все же создан в ЦК КПСС в конце 80-х годов, когда не только СССР, но, как оказалось и КПСС, оставалось жить весьма недолго, а реальных возможностей для их спасения было уже очень мало (если они, конечно, еще были).

Теоретически или идеологически серьезные по тем временам подвижки в отношении к национальному вопросу были сделаны в период, когда партийную идеологию и всю партию контролировали Андропов-Черненко. Я беру этих совершенно непохожих людей в паре друг с другом потому, в частности, что именно в 1983 году, когда Генсеком ЦК КПСС был Ю.Андропов, в докладе К.Черненко (в то время второго секретаря ЦК КПСС) на июньском Пленуме ЦК КПСС было ясно сформулировано, что “решение национального вопроса в том виде, в каком он достался от прошлого, отнюдь не означает, что национальный вопрос вообще снят с повестки дня”. Чуть раньше в докладе Андропова о 60-летии СССР говорилось о том, что успехи в решении национального вопроса не означают, что исчезли все проблемы в межнациональных отношениях, что их надо разрешать своевременно, иначе они могут обостряться. В этом духе в проекте новой редакции Программы КПСС, серьезная работа над которой началась только, когда Генсеком был избран Черненко, говорилось о том, что на современном этапе, т.е. в условиях т.н. развитого социализма, национальный вопрос не снимается с повестки дня, имеет свое содержание и формы и т.д. и т.п.

Характерно, что именно М.С.Горбачев, который в 1984-85 г.г. по поручению Политбюро курировал деятельность рабочей группы по подготовке новой редакции Программы КПСС (я был руководителем той части этой группы, которая излагала внутренние проблемы нашего развития), выступил противником даже таких гибких формулировок. В моем личном архиве хранится текст письма - с замечаниями М.С.Горбачева (адресованное мне лично). В нем дословно говорится следующее: “когда мы говорим о национальном вопросе на современном этапе и что речь идет о нем в том виде, как он существует в условиях развитого социализма, тут, как мне кажется, имеется подтекст, который мы должны избежать”. Эту свою точку зрения он без труда навязал и Секретариату ЦК КПСС, на котором обсуждались наши программные тексты.

Так что подтекста “мы” избежали, объявив устами М.С.Горбачева на XXVII съезде КПСС, который еще полностью им контролировался, что национальный вопрос у нас “успешно решен”. Но получили, как только ослабли старые командно-административный “тормоза” и стала разваливаться денежно-финансовая система страны в условиях перестройки и по многим другим причинам, Сумгаит, Карабах, январский (1991 г.) Баку, Вильнюс, прибалтийский комплекс в целом, молдавско-приднестровские проблемы и т.д. и т.п. И в конечном счете - почти не контролируемый с конца 80-х - начале 90-х годов распад Союза ССР.

Августовский путч 1991 года плюс Беловежские соглашения привели к окончательному обвальному развалу государства, построенного, как оказалось, не на демократическом централизме, как полагали создатели брежневской конституции, а на национально-этническом принципе, облегчившим для новых этнополитических элит в республиках вполне конституционное в этих условиях разбегание друг от друга.

Несколько слов о концептуальных особенностях управления многонациональном Союзом ССР, без которых трудно понять некоторые причины и последствие его распада.

Мы отмечали, что в основу регулирования межнациональных отношений в СССР был положен принцип унитаризма в форме своеобразного демократического централизма. Его содержание в тех или иных конкретных случаях трактовалось партией, точнее ЦК КПСС и ЦК компартий республик (кроме РСФСР, где компартии до 90-х годов не существовало), а в сложных случаях Политбюро ЦК КПСС. Чтобы не говорили сегодня об этом высшем органе партийно-государственной власти в СССР - это был коллективный орган. Им, конечно, руководил Генсек, наделенный громадной властью, но объективно говоря, власть эта была меньше, чем та власть и те полномочия, которыми сегодня обладает Президент РФ и по Конституции и де-факто. Главным инструментом, главным рычагом управления этого органа в спокойные времена (60-70-е годы) были отнюдь не репрессии, не насилие, а кадровая политика, которая довольно гибко сочетала при подборе руководящих кадров качества профессионально-политические и национально-этнические, вертикальную и горизонтальную ротацию по стране этих кадров и т.д.

Другая особенность управления многонациональным Союзом СССР состояла в том, что правовая основа регулирования межнациональных отношений фактически отсутствовала, если, разумеется, не считать общих принципов Конституции, в которой были даны оценки, границы и пределы допустимого и недопустимого в межнациональных отношениях.

Однако при решении национального вопроса громадная регулирующая (и эффективно регулирующая) роль принадлежала идеологии и пропаганидстско-воспитательной работе, осуществлявшейся весьма профессионально. На поверхности здесь преобладают два принципа: дружбы народов (или интернационализм) и уважение национального достоинства малых наций, недопущение дискриминации так называемых нацменов. Более того, создаются реальные условия, даже привилегированные условия для их национально-культурного развития в рамках, разумеется, государственных социалистических ценностей. При всей одиозности многих аспектов пропагандистско-воспитательной работы партии и государства в духе этих принципов, их значение - нельзя преуменьшать.

Что касается неспокойных, плохих времен, конфликтных взаимоотношений между нациями, то они однозначно решались с помощью не права, а силы или угрозы ее применения (в разных формах).

Были ли плюсы у такой системы управления многонациональным государством? Главный плюс (немыслимый с точки зрения 90-х годов) - это отсутствие вооруженных межэтнических массовых конфликтов, а тем более войн, на межэтнической основе. Много это или мало? Наверное люди, выжившие в таких конфликтах, а тем более погибшие, ответят на этот вопрос иначе, чем те, кто был в стороне от них, не попал в эту межэтническую “мясорубку” конца XX века.

Сделаем некоторые выводы. Причины обвального (подчеркиваю: обвального) распада СССР имели по преимуществу субъективный (политический) характер (а роль субъективного фактора в тоталитарном или авторитарном государстве чрезвычайно велика). Из них стоит выделить:

1. Непонимание руководством бывшего СССР противоречий его государственного устройства. И прежде всего того, что СССР по форме представлял федерацию (с некоторыми даже вкраплениями в его конституцию - как сталинскую, так и брежневскую - конфедеративных элементов, например, право выхода из СССР), а по сути являлся унитарным, жестко централизованным государством. Не предпринимались политические усилия для преодоления этого противоречия, которое рано или поздно должно было взорвать государство.

2. СССР - многонациональное государство. Однако правовая основа государственного регулирования национальных отношений фактически отсутствовала. Эту основу пыталась компенсировать КПСС, сросшаяся с государственными структурами, построенная как единая межнациональная или интернациональная организация, стремившаяся (плохо или хорошо) создавать идейно-политическую основу единого многонационального государства. С ликвидацией сначала юридической, а потом фактической этой роли КПСС был выдернут тот осевой стержень, рухнула та структура, которая цементировала межнациональные отношения, а другой создано не было.

3. Еще одним противоречием, а точнее коренным недостатком нашей прежней государственной системы была ориентация на обеспечение приоритета так называемой коренной или титульной национальности (за исключением русской). В результате формально провозглашаемая идея союза равноправных народов подменялась идеей своего рода избранных (“титульных”, “номенклатурных”) наций.

В условиях резкого ослабления центральной государственной власти все это не могло не вызвать известного “парада суверенитетов”, способствовавшего распаду СССР, чуть было не развалившего РСФСР, и заложившего объективно основу для роста русского национализма, способного в перспективе либо снести все, стоящее на его пути, либо (в его здоровой форме) воссоздать Россию как исторически русское, великое, многонациональное государство.

4. В конце 80-х годов, т.е. еще в годы правления Горбачева-Рыжкова по сути дела развалилась денежно-финансовая система страны. После этого развал Союза ССР был лишь вопросом времени. Август 91 года стал здесь просто последней каплей. Т.н. “Беловежский сговор” был в этом смысле не только и не столько причиной развала СССР, сколько констатацией этого факта и его закреплением (довольно поспешным и во многом неудачным).

Некоторые последствия:

Развал экономики страны как единого народно-хозяйственного комплекса, что явилось, по понятным причинам, главным фактором катастрофического падения производства и уровня жизни во всех республиках бывшего Союза ССР, включая РСФСР (по некоторым оценкам на 50% падение производства у нас было вызвано именно этим);

Русский народ, самый крупный, самый многочисленный в Европе, вопреки мировым общеинтеграционным тенденциям, неожиданно стал разделенной, разорванной нацией (более 17% всего русского населения бывшего Союза СССР, т.е. около 25 млн. русских оказались в иностранных по отношению к России государствах, причем в некоторых из них стали иностранцами, лишенными международно признанных прав человека). Впервые в истории русские оказались “нацменами”, в том числе на исконно русских территориях - Крым, Северный Казахстан и т.д.

Колоссальные геополитические потери Российского государства, которое во многих отношениях в этом плане было отброшено чуть ли не в допетровские времена.

Все это ставит перед здоровыми общественно-политическими силами и отечественными предпринимательскими кругами, в т.ч. числе крупным российским капиталом, задачу возрождения России. Суть этой задачи - в возрождении России как великой державы, иначе, его главный государственно-образующий народ - русский народ - обречен на историческое угасание. Отсюда - значение русской национальной идеи, которая исторически выработана и пока что объективно (и субъективно!) существует. Ее составляющие: державность, патриотизм (русский - вплоть до самопожертвования во имя Родины), государственничество (особое отношение к государству и его (государства) - к народу). Наконец, идея человеческой солидарности и социальной справедливости, коренящаяся в русском историческом правдоискательстве.

Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1998. - Спец. выпуск.

Между тем сильнейшим катализатором распада стали политические события, которые произошли с 18 по 21 августа 1991 года в Советском Союзе, получившие оценку со стороны официальных лиц и органов государственной власти в СССР как заговор, государственный переворот, антиконституционный захват власти, путч.
Казалось бы, многие участники событий написали свои мемуары, выложены документы, историки и журналисты опубликовали много текстов, сняты документальные фильмы об этом, но в массовом сознании до сих пор нет консенсуса по поводу этих событий. Впрочем, материалы судебного процесса над организаторами номенклатурного захвата управления и сейчас являются засекреченными.

Пресс-секретарь президента России Владимир Песков заявил, что "Президент Путин по-прежнему считает, что это была катастрофа для тех народов, которые жили под крышей одного союзного государства. Это была катастрофа, которая значительно отбросила нас в нашем развитии" (см. Песков рассказал об отношении Путина к распаду СССР / Российская газета, 21.12.2016).

Квалификация августовских событий как демонстративного номенклатурного перехвата управления не является новым в советской-российской истории. Напомним, что Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен номенклатурой в 1964 г. по «состоянию здоровья», хотя был здоров. Подобная интерпретация не входит в предлагаемые политологами типологии государственных переворотов и нуждается в осмыслении. Парадокс состоит в том, что, как и ельцинский период, так и нынешний политический режим в России вполне можно также квалифицировать как номенклатурный перехват управления, несмотря на формальную выборность, Конституцию РФ и другие созвучные демократии атрибуты. Публичная политика, которая начала вырастать в 80-90-ые годы в 2000-х была вновь заменена на подковерную борьбу. Давно уже известно, что все ключевые решения в России принимаются в неконституционном органе - Администрации Президента РФ, а не в соответствующих уполномоченных на это институциях – законодательных, судебных и исполнительных органах власти. Там же происходит формирование пропагандистских кампаний в ключевых масс-медиа.

Номенклатура – это имя для привилегированного управленческого слоя особого рода, сформировавшегося в СССР (Одним из тех, кто обратил внимание на номенклатуру как монополистический господствующий класс Советского Союза был М.С. Восленский в книге «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза» (издано на немецком языке в 1980 г., в СССР издано в 1991 г.). В этот состав входили не только те, кто занимал специфические места в органах власти, но и, например, учителя истории в школах и преподаватели научного коммунизма в высших учебных заведениях, секретари союза писателей и других творческих объединений, поскольку идеологическая работа была не менее важна, чем вопросы обороны или производства. Отличительные черты советской номенклатуры: репрессивность, категоричность и милитаризованность сознания; внеисторичность; отсутствие критического мышления; подавление инициативы в себе и других; подобострастие перед начальством и настрой на угадывание того, что ему должно понравится (в этой связи массовое производство фиктивно-демонстративных продуктов); маркирование любого несогласного с провозглашенным политическим курсом как врага; безграничное самомнение; использование советских идеологических клише; коллективная повязанность, а не ответственность (если принято решение ругать кого-то, то никто не должен оставаться в стороне, каждый должен принять в этом участие).

В узком смысле слова номенклатура – перечень должностей, утверждение на которые проходило через соответствующий орган Коммунистической партии Советского Союза. Однако, был еще негласный порядок согласования кандидатов на важные посты через органы госбезопасности (ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ) – эту работу сейчас выполняет президентская администрация. Т.е. на деле провозглашалась ведущая роль коммунистической партии, а на деле центры власти вели к спецслужбам, которые пользовались этой ситуацией себе на благо, а стране во вред, что и показали события августа 1991 г.

Номенклатура не только назначается, но и освобождается после рассмотрения в партийных (комсомольских) органах. Кроме перечня должностей, которые входили в список для рассмотрения соответствующим партийным органом, была широко распространена практика рассмотрения проступков и в отношении и других не номенклатурных лиц. Например, в большинстве случаев исключение из комсомола, могло влечь исключение из высшего учебного заведения.

Кроме того, важно учитывать, что к описываемым событиям был построен не какой-то специфический вид экономики, а милитаризованное хозяйство особого типа, которое уже не поддавалось управлению и разваливалось на глазах.
Без понимания подобных вещей трудно понять, как события августа 1991 г., распада СССР, так и современной ситуации в Российской Федерации. Кроме того, существует большая вероятность повторения силового номенклатурного перехвата управления и в современной России, поскольку черты советской номенклатуры устойчиво воспроизводятся не только у нынешней правящей группы, но и у так называемой «системной оппозиции» в лице Компартии, «либеральных демократов», «Справедливой России».

Распад Советского Союза - это в любом случае не случайность.
Буду говорить на простом бытовом языке, используя понятный образ. Допустим, есть какая-то семья, муж и жена. У них может быть один ребенок, двое, трое, пятеро, десять и т.д. Если такая пара в роли мужа и жены разводится - это случайность или нет? Когда семья разваливается, всегда есть причина.
СССР - это большая семья.
В семейном конфликте у каждого может быть своя правда. Не то у мужа любовница, не то у жены любовник, не то они вообще друг от друга устали, не то еще что-то. Если двоих человек запереть в одной комнате, то они все равно друг от друга устанут, друг друга достанут и в итоге поругаются.
Между мужчиной и женщиной есть сексуальная тяга, которая называется любовь. Детки не от любви бывают, а от сексуальной тяги. Аналогичный процесс наблюдался в Советском Союзе. В СССР проповедовалась дружба народов и «все равны» и, кроме русских, в это больше никто не верил. Все республики понимали, что русские - номер один, а все остальные - второстепенные.
Доказывается это просто - гимн СССР исполнялся на русском языке, не на украинском, не на армянском, не на казахском и не на любом другом. Все говорили на русском языке. И слова в гимне "...навеки сплотила великая Русь..." доказывают, что русские знали, что они - номер один, потому гимн так и поется - навеки .
Тем не менее, это "навеки" распалось. Что развалило?
Россия это муж по своей психологии. А у мужчины, как у нас принято, должна быть одна жена, и самая правильная жена получалась Украина: по населению, по территории, по религии и по истории. А все остальные, это как бы любовницы. Например, Беларусь была любимая любовница. А вот, допустим, Киргизия, не сосем любимая любовница. А любовницы это затратное и хлопотное дело, потому что требуются средства, чтобы их содержать и образовывать.
Русское величие - демонстрация мощи на весь мир через младшие страны: Киргизия, Грузия, Армения, Азербайджан и т.д. - было привлекательным для других: для Болгарии, Вьетнама.., и подобных отстающих стран в Африке.
Когда в семье с деньгами становится туго - не будет ни любовница, ни жена любить такого мужа. (исключения, конечно, тоже бывают.)
8 декабря 1991г в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) «присутствовали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина). Преамбула документа констатировала, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование» .(Википедия) Т.е. они документировали распад СССР. И Ельцин "из комфортабельной медвежьей берлоги, из темного леса, густой Пущи", звонил в Америку и интересовался, как они посмотрят на этот вопрос, что они скажут. Вот он звонит в Америку, потому что ему сказали вот эти "секретари" Беларуси и Украины. Бесстыжий Ельцин звонил в Америку: Вот тут у меня любовница интересуется, а кто их будет обувать, одевать в такой тяжелый период времени. А у других секретарей, включая Назарбаева Н.А. смелости не хватило собраться вместе и сказать России, Украине и Белоруссии: “не нравится - до свидания”. Тогда союз из двенадцати или восьми государств представлял бы из себя реальную геополитическую экономическую силу. Варианты создания такого союза были.
* * *
Теперь перейдем на другой "политпонятный" язык.
Что хорошего можно сказать о Союзе до развала. Советский Союз потерял более двух десятков миллионов убитыми, но, тем не менее, Вторую Мировую Войну выиграл. Война была выиграна благодаря поддержке всей страны потому что немногим меньше половины было людей из союзных республик. Допустим, 15 млн. было русских, а остальные 10 - таджики, узбеки, киргизы…
СССР такими же невероятными усилиями всех создавал атомную бомбу и военную промышленность. В армии служили все, это значит, где-то процентов 30-40 были нерусские. Все Союзные Республики находились Вокруг России, и геополитическая составляющая, как военная составляющая, - это было кольцо вокруг России. То есть, если какая-то армия пыталась бы захватить Россию..., - а захват России это фактически захват всего Советского Союза - к примеру, Гитлер стремился Москву взять, а не Ташкент, Ашхабад, Алма-Ату и т.д. И вклады России в эти страны, как геополитическая военная защита, оправданы, так как они принимали бы на себя первый удар со стороны. Кроме того, вокруг всех этих республик было еще одно "кольцо" - к примеру, Восточная Европа.
Т.е. СССР, исходя из языка, из гимна, была чисто русской империей, дружественной формацией ко всем нациям. Каждая формация вместе с русским голосом ощущала себя сильной, достойной. И Россия, как главная составляющая СССР, щедро делилась своим достоинством и уважением.
А первая часть про любовниц-жен и темную Пущу, это та история, которая в конце получилась. Та история, которую мы сегодня видим. Где все - плохие любовницы или жена плохая, - а я вот русский муж был хорошим. У каждого своя правда.
К сожалению, во все республиках, которые были связаны с Россией и жизнью и кровью, сегодня тоже не очень радостные воспоминания. Люди из года в год в этих странах все хуже говорят на русском языке. Тем самым, Россия с этими странами теряет сознательно-интеллектуальную и эмоциональную связь. Чем хуже они будут знать русский язык, тем больше они будут отдаляться от России и, как более слабые страны, будут втянуты в орбиты более сильных и развитых стран. Кто-то начнет крутиться вокруг Европы, кто то вокруг Китая, кто-то вокруг Америки, кто-то вокруг Ирана, кто-то вокруг Турции. И мало кто останется с русскими и разделит судьбу с русскими - многонациональным, многоконфессиональным народом.
К примеру, Узбекистан, Туркмения, тем более, Азербайджан это почти что тюркоязычные страны. Они уже втянуты в орбиту Турции. Таджикистан - они говорят на языке Ирана. Украина - Россия им оставила Крым, оставила Севастополь, там огромное кол-во людей, говорящих на русском языке, но, тем не менее, им сегодня поляки ближе. Поляки, которые, ни Севастополя, ни Крыма, вообще ничего им не оставляли. Молдавия, постепенно забывая русский язык, с Румынией, фактически говорящей с ней на одном языке, входит с ней в близкие отношения. То есть, что Украина, что Молдавия, ищут пути в Европу.
Все это перечисление нужно для понимания, что если в семье разлад, в поисках виноватого можно настолько увлечься, что перестать что-либо понимать. Понимать, что происходит. Румыния СССР не разваливала, Турция, Иран СССР не разваливали. СССР развалило бестолковое, тупое до безнадежности управление. СССР развалил не Горбачев, СССР развалил Ельцин. Он так хотел быть главным и важным, что после него мы прийти в себя не можем никак. К сожалению, во времена Горбачева, его перестройка не перешла на Китайские рельсы. Если бы это было так, то гимн "…нас навеки сплотила велика Русь…" мы также пели бы на русском языке.
Итог
Управленческая верхушка это были выжившие из ума маразматические "старперы". СССР развалила партийно-олигархическая коррумпированная коммунистическая верхушка . И сегодня, спустя 20 лет после развала, у нас в стране, в России, самый главный враг вышел наружу, показал и обозначил себя. Появилось слово - коррупция. Зародилась она в СССР, Горбачев не смог ее по- китайски залечить. При Ельцине коррупция стала нормой политической, экономической и бытовой жизни.
И сегодня стоит вопрос: или коррупция или Россия.

Социально-политические, духовные и экономические проблемы в современной России
(В продолжение эссе по теме: "Распад СССР: случайность или...?")

Моим учителем по истории была задана тема эссе Отвечая на этот вопрос, я не пользовался документами, не играл цифрами, не рассматривал подробно политических деятелей того времени. Я пользовался мыслями, опытом и житейской мудростью, тех людей, активный возраст которых на тот период времени был от 30 до 40 лет. В современной России они прожили примерно 20 лет. Сегодня им больше 50-ти.
Им есть, что сравнивать. Послушав внимательно о том периоде, я написал эссе, основанное на их опыте и житейской мудрости, которое понятно и мне, и моим друзьям и взрослым всех возрастов. Но, тем не менее, уважаемый мною историк обозначил эссе "Распад СССР: случайность или...?"- "вялым".
Я постараюсь в двух словах дополнить предыдущее эссе, чтоб оно не было вялым, и этим эссе наполнить новую тему о социально-политических, духовно-экономических проблемах современной России. Я решил поговорить с теми же людьми, с которыми говорил о неслучайном развале Советского Союза.
Таким образом, я свои тексты строю не на учебниках истории, потому что они описывают действия политиков: вот этот сделал так, а вот этот сделал вот так. Но их поступки не описывают реальной жизни людей, и получается у страны две истории. В одной истории страны находятся политики, а в другой истории страны находится большая часть населения, которая к истории, как бы, не имеет никакого отношения. Как будто это некая инертная безвольная масса, которую, как глину, мнут политики. А политиков выбирает вот эта самая масса, и вот эта самая масса от политиков ждёт улучшения собственной жизни. А взрослые, с кем я говорил, общался, видели СССР в живую и, спустя годы, поняли, что происходило в стране. В стране, где информация скрывалась, в стране, где не было свободы слова, в стране, где информационный обман был нормой. Взрослых умных людей политики, рождённые в СССР, обманывали, а они им верили. Информационно они были настолько зомбированы, что верили, что их ведут в некое прекрасное коммунистическое будущее, где будет всем равенство, братство, дружба народов, и где свобода для всех одна. А верили, потому что симптомы всего сказанного ярко прослеживались.

Напомню, чем заканчивается предыдущее эссе:
"Итог.
Управленческая верхушка это были выжившие из ума пенсионеры-маразматики. СССР развалила партийно-олигархическая коррумпированная коммунистическая верхушка. И сегодня, спустя 20лет после развала, у нас в стране, в России, самый главный враг вышел наружу, показал и обозначил себя. Появилось слово - коррупция. Зародилась она в СССР; Горбачев не смог ее по-китайски залечить (коррупция неистребима и неизлечима, ее можно только подлечивать).
И сегодня стоит вопрос: или коррупция или Россия ."

При Ельцине коррупция стала нормой политической, экономической и бытовой жизни. Таким образом, при Ельцине, обман охватил собою всю страну, и такая ненормальность стала нормой жизни. В таких условиях..о какой духовности, политике и экономике можно говорить?
Я писал о том, что современная Россия это наследие Советского Союза. Вот это те, кто правили до Горбачева 21 год: Л.И.Брежнев (1966 -1982), Ю.В.Андропов (1982-1984), К.У. Черненко (1984-1985). То есть, Советским Союзом управляли старые, больные и экономически безграмотные люди. Надо задуматься, о чём может думать больной человек, - о государстве или о своём здоровье? А больному человеку врач обычно прописывает покой. А политика, насколько я понял от взрослых, - это искусство интриганства. А интрига это беспокойство, интрига-беспокойство это все равно как больному давать не лекарство, а яд. Искусство интриги - это искусство правильно и искренне себя на политической сцене держать, не взирая на правду-не правду, и т.д. Такое, в общем-то, обманное поведение, с правильным выражением лица, в политике стало нормой: игра в искренность, игра в правду, и после первого же рукопожатия называть друг друга друзьями. Такая игра-обман, может покалечить любого человека, вообщем-то, это раздвоение личности, и о духовности говорить в таком играющем человеке сложно. Следы коррупции теряются между раздвоениями личности в одном человеке. Чтобы такого честного вора за руку поймать…
Как я понял из рассуждений взрослых, для страны есть два фундаментальных понятия: Родина и Государство . Так вот государством управляют чиновники, управляют через закон; и понятие справедливость для чиновников - не духовное понятие. А Родина - для тех, кто живет в стране Россия и не управляет государством. Для них справедливость - это духовное понятие, а не закон. (Как следствие, возникает конфликт между законом и духовностью.)

То есть возникает конфликт между теми, кто управляет государством и между теми, для кого она родина. (Не путать современное демократическое духовное понятие равенство, свобода с религиозным духовным понятием.)
СССР как минимум 10 лет управляли маразматики - это последние годы Брежнева и те, кто был до Горбачева. Социально направленным государством - СССР, управляли больные политические интриганы. Также, они были безграмотными в экономике менеджерами. Они были увлечены собой, своими ненасытными семьями, и их эгоизм был безграничен. И потому они лица бездуховные, как в современном, так и в религиозном понимании. Духовные люди любят людей, а бездуховные люди любят себя.

Проблемы современной России начинаются от СССР, от вот этих бездуховных, не любящих людей, политических маразматиков. А современную Россию строил разваливший СССР Б.Н. Ельцин - человек из их коммунистической среды, только был помоложе, поэнергичнее. И люди поверили ему, что вот этот молодой и энергичный Ельцин оздоровит и государство и Родину . Я его сам не видел, но у взрослых в памяти осталось, что это был вначале, действительно, очень неслабый человек, который на глазах, вдруг, резко проявился пьяницей, показав свою сущность. Он, как наследник-ученик советских пенсионных маразматиков-политиков, в итоге превратился в подобное им существо. То есть внутриполитические интриги на него действовали точно также, не как лекарство, а как яд. Он радовался своим интриганским победам и забыл про государство и людей, для которых это государство - Родина.
Он развалил СССР; экономика всех республик была завязана на Россию. А вся логистика шла из центра, из кремля. Он и русских людей и не русских людей через развал экономики всей страны поставил под вымирание. (Тем, у кого была нефть, в итоге повезло - цена на нефть поднялась. А те, у кого не было нефти, были поставлены на грань вымирания.)
По телевизору выступал не то больной, не то полупьяный руководитель России. Какая может быть в таких условиях, с таким управлением, социально-политическая или духовная или экономическая жизнь России, если гарант - социальной, духовной и экономической стабильности, не то пьян, не то болен, не то ему на всех наплевать, и на русских и не на русских.

Начало 90-х получилось откровенно бандитским. Все взрослые люди, которым под 50 и более, вживую помнят, как у каждого ларька, в кожаных куртках, молодые люди между собой толкались и выясняли, кто здесь кого «крышует». А они, бедолаги, просто есть хотели. По крайней мере, большая их часть. Вся страна оказалась втянута в мелко-денежные разборки. Бандитизм во времена Ельцина носил откровенно уличный характер. И, под шумок такого бандитизма, страна была распилена между олигархами по закону; не по справедливости, а по написанным законам. И вот мы растём оттуда - с мутных девяностых. В итоге, главная сегодняшняя тема - коррупция и борьба с ней. (Вопрос: борьба с коррупцией будет по закону или по справедливости?)
А политика это дело интриганское: где правда, где не правда, очень сложно понять неопытному человеку. Кто коррупционер, а кто нет, очень сложно понять неопытному человеку. И кто кого ловит, и почему ловит тоже очень сложно понять неопытному молодому человеку.

Во времена кризиса, борьба в Европе с нескромными сверхдоходами выглядит как "успокоить толпу", и это работает на политиков. Они набирают очки, может быть, для следующих выборов. Это в Европе. А мы не совсем Европа. Это у них лет 500 как демократия, а у нас люди, для которых страна - Родина, пока мыслят не законом: они желают справедливости, и потому, когда В.В. Путин вступает в беседу с народом, народ к нему обращается лично: к нему, а не к закону. (Для управляющих законом получается, что это бизнес, потому они и коррупционеры, а для людей важна справедливость, и закон для них не бизнес).
Люди, для которых страна является Родиной, платят налоги, то есть приносят пользу. А люди, которые управляют государством... они распределяют налоги…Но коррупция такова, что она охватывает все население, и все без исключения от нее страдают. Допустим, нет государства. Где чиновник будет получать зарплату? И где он будет получать свои конверты? И, как мне взрослые объяснили, коррупцию изжить невозможно, ее можно сделать меньше, чтобы государство не развалилось. Государство для думающих коррупционеров это бизнес, и только сумасшедшие свой бизнес могут уничтожить. В 90-ые и происходило именно это - уничтожение государства, потому все деньги ушли в оффшоры. Сегодня коррупцию можно сделать меньше, но изжить её не возможно.

* * *
Если Россия наследовала коррупцию от СССР, то возникает вопрос: неужели СССР родил коррупцию?
Когда к власти пришли Советы в 1917 году, они не знали, как управлять государством, потому что в этом вопросе были абсолютно некомпетентны. Они пригласили-принудили чиновников, которые реально управляли царской Россией, управляли ее экономикой. А экономика ответственна за социальную стабильность, а социальная стабильность это основа крепкой политической власти.
Если экономика, крепкая политическая власть, народ, социальные слои уравновешенны и гармонизированы, то между слоями общества возникает тонкая духовная связь , которую можно выразить одним словом - справедливость. Такое общество чувствует себя цельным и защищенным.
Царская власть пала от небольшой кучки большевиков , из чего следует, что Первая Мировая Война Россию погрузила в глубокий экономический кризис. Семьям России, а это в основном крестьяне, надоело терять кормильцев-мужчин. Нет кормильца, значит, голод. Так оно и было.

У меня есть отец и мать, с ними я чувствую себя защищенным. Обо мне с детства заботятся, и я с детства помню постоянно теплые руки моей мамы. Каждая семья, как ребенок, хочет такого отношения к себе от государства. Когда в семьях теряют кормильцев, которые воюют не за свою страну, значит, это несправедливая война. Потому что Первая Мировая - это политическая война, то есть война международных интриганов. Справедливая война это защищать свою Родину, и тех, кто помогает защищать свою Родину, это истинные друзья. В итоге, несправедливая война для царской России стала главной причиной ее развала.
А потом большевики стали управлять бывшим царским государством, пригласив -принудив царских чиновников. И к каждому чиновнику приставили своего соглядатая, "октябренка, пионера, комсомольца и коммуниста". Революционер-коммунист учился у чиновника, потом обучал комсомольца, комсомолец обучал пионера, пионер передавал знания октябренку и, в итоге, этот октябренок стал пионером, стал комсомольцем, стал коммунистом, стал революционером и в итоге развалил СССР. А царские чиновники-коррупционеры, которые понимали, что такое государство, и служили своему государству, остались в далеком 1917 году, Те, кто их заменил, умели только воевать и разрушать, а вот управлять государством и служить государству так и не научились.
В итоге форма управления извратилась. Она и до этого, при царе, была на доносах, а в СССР стукачество просто стало нормой жития.
Я приводил в пример свою семью, - какой ребенок будет доволен, оставшись без отца? Власть, которая наплевала на отцов - кормильцев, прогнила , поэтому кучка большевиков ее свергла. Правда, ничего хорошего не получилось, началась гражданская война, началась глобальная чистка, были уничтожены миллионы людей. И чистку начал не Сталин, а Ленин. А Сталин ее завершил, как верный ученик Ленина.
Напоминаю я это, потому что с такими же темпами, как в 1917-ом году, развалился Советский Союз - в одночасье. В Пуще, ночью три секретаря коммунистической партии России, Украины, Белоруссии развалили Советский Союз и, вообщем-то, формально, для весу пригласили секретаря коммунистической партии Казахстана. (8 декабря 1991 лидеры России, Белоруссии и Украины в Беловежской Пуще подписали соглашение о создании содружества независимых государств. Назарбаев - один известный пример обиды, а республик было пятнадцать).
Учитывая эти два опыта, в современной России надо сделать вывод и помнить, что мощная царская Империя рухнула, еще более мощная - СССР, рухнула в одночасье. И надо это понимать не по цифрам, что и чего произошло в каких годах, а по сути вопроса: почему это произошло? Это произошло потому, что между людьми, для которых страна - Родина и для которых страна - государство, потерялась связывающая общество в одно целое духовная связь. А потерялась она от обнищания одних и от обогащения других. Обнищавшие и обогатившиеся говорят вроде как на одном языке, но это люди, как бы из разных стран, одну страну зовут Родиной, а другую - Государством.
* * *
Глядя на Россию сегодняшних дней, мы видим, как глава государства пытается бороться с коррупцией. Что полезного может дать, если хотя бы на 10 процентов победить коррупцию? Это возврат капиталов снова в казну. Это может улучшить жизнь пенсионеров, помочь больным, привести в порядок наши дороги, а дороги всем нужны, и простым людям и экономике. Представим, цена на нефть не поднимается, а 10 процентов от коррупции это все равно, как цена на нефть резко взлетела вверх.
Борьба с коррупцией, это еще одна возможность, как и нефть, невероятно обогатить Россию. А если на 20 процентов? или совсем невероятное, на 30 процентов победить коррупцию? Это в одночасье Россия станет на треть богаче.
Политика, направленная на социальное благополучие, привлекает к себе людей. Духовность, как внятная идеология - объединяет людей. А экономика - содержит такое объединение.

Если экономика слабая, то духовность, как внятная идеология, которая объединяет политиков и народ, будет слабой. А слабость не объединяет, а разъединяет - это доказывает исторический опыт. Сегодняшняя слабость доказывается тем, что чиновника начали подводить под отчетность: "Откуда, у тебя на ВСЕ это берется, если все нищают?" Ну допустим забыли 17-ый год, но развал СССР был буквально вчера. Там секретари со своими семьями безостановочно жирели, а люди, для которых страна СССР была Родиной, нищали. Ситуация опасно повторяется.
Сегодняшняя борьба с коррупцией это последствие экономического кризиса, охватившего весь мир. Во время кризиса хозяин начинает считать денежки: приходы-расходы, так же, как это происходит в любой нормальной семье. А расточительство приводит к разорению.
Какой напрашивается вывод? К сожалению, борьба с коррупцией это вынужденная мера . Потому что если бы не было мирового кризиса, то борьбы с коррупцией у нас возможно и не было бы, или она носила бы вялый характер. С коррупцией борются в Европе, и мы начали бороться ней, потому что мы с Европой экономически взаимно проникаемся, и наша коррупция вредит и нам и им. Наша коррупция вредит реальному сектору международной экономики, ставит палки в колёса развития.
Представим, кризис закончился. Как следствие, закончится борьба с коррупцией или нет? Захлебнется борьба с коррупцией в сегодняшней России или нет? И к следующим выборам будет понятно, насколько справился президент с коррупцией: на 5, 10 процентов - на сколько?
Я мало понимаю в экономических цифрах, но взрослые объяснили, что 10 процентов это очень много. 20 процентов - это в России не будет экономических житейских проблем. А 30 процентов - мы крепко встанем на ноги, и с нами будут считаться, как считались с СССР, как считались с Российской Империей.
Завершая тему, можно сказать, что социально-политические, духовно-экономические проблемы современной России, это наследство от царской России. Только если в царской России коррупция была ребенком, то в СССР она возмужала, а в России она стала бизнесменом.
Таким образом, пока не будет побеждена коррупция хотя бы на 10 процентов, социально-политическое, духовное и экономическое развитие России будет проблематичным, как внутри страны, так и в мире.