Массаж от логопеда для новорожденных. Массаж языка ребенку. Логопедический массаж языка

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

делать логопедический массаж при заикании и дизартрии ? Фото: на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по —разному . Один малыш без особых проблем начинает говорить , другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов . Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста .

  • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения , проблемы психологические , послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами , так как проблема нарушения речи не исчезнет просто . Пройдите консультацию с врачом —логопедом , определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда . Такое средство лечения в приоритете при заикании , дизартрии и дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж ?



Фото: логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения , с воздействием приемов механики на состояние нервов , тканей в речевом аппарате , где расположены сосуды кровеносные . Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения , эмоциональности ребенка .

Такой массаж применяют успешно при дизартрии , заикании . Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы , общее организма состояние на физиологическом уровне .

Основными задачами такого массажа выступают :

  • активация аппарата речи , мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении . Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов . Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца .

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках . Проходит в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний , вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный : сегментируются приемы классического приема в определенных зонах . Выполняются упражнения в воротниковой зоне , в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый . Выполняется за счет использования инструмента — зонда


Фото: сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж ? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку , для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры .
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений :

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки . С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи .
Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок . Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики , приемы и инструменты для логопедического массажа ?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов . Существует три комплекса , целенаправленных в зону симптомов патологических .

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии , атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает :

  • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности , ритма , переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить :

  • последовательность работы со звуками ; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков , которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии . К первоначальным симптомам на болезнь относят : ужасную дикцию , невероятные замены звуков в структуре слога , невнятную речь .

Основная логопедическая программа спланирована так :

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал , который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи , проходит устранение дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы . На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса . Здесь логопед проводит массаж , и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания . Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке .

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических , которые определены на выздоровление участков тела ребенка , которые поражены
  • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают : рвотные позывы , заболевание зубной полости , заболевания вирусно — инфекционной группы


Фото: инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе . К ним относят зонды . Делятся они на два подвида : разработанные из металла и из пластмассы . Форма их достаточно разнообразна :

  • Шарик , улитка , топорик , усы , грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка .

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения массажных упражнений :

  • Расположение — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле , с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений : кресла , коляски ). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое . Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения , проводимые при дизартрии :

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке . Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам , для их укрепления . Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами . Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка , держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка .

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий .

Дети , имеющие меньшую степень

В современном обществе бытует несколько скептическое отношение к логопедическому массажу языка. На самом деле, скепсис скрывает в корне неверное понимание сути назначаемой врачом процедуры. Логопедический массаж для языка оказывает на детей ряд положительных воздействий, о которых вы узнаете из этой статьи.

Показания

Логопедический массаж для языка назначается ребенку при наличии у него приобретенных или врожденных отклонений. В перечень этих отклонений входят следующие нарушения развития, которые встречаются у детей:

  • нарушение голоса или наличие его частичной потери;
  • различные дефекты речи;
  • дизартрия;
  • гипертонус мышц лица;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • различного рода проблемы, связанные с развитием артикуляционных мышц;
  • все виды заикания;
  • патологии произношения, связанные с наличием сильного напряжения мышц лица у детей во время разговора.

Для всех этих ситуаций логопедический массаж для языка и лица, который проводится в комплексе с индивидуальными занятиями у логопеда, производит должный положительный эффект.

Этот перечень показаний является основанием для назначения массажа языка у детей, находящихся в разных возрастных группах. При этом этот массаж должен обязательно назначаться врачом, после тщательного осмотра и проведения необходимых диагностических исследований.

Отдельно стоит отметить, что такой логопедический массаж, проводимый для языка, обязательно назначается при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдается травматическое поражение ДНС. Такая ситуация встречается при наличии родовой травмы, а также после перенесенного инфекционного заболевания. ДЦП приводит к нарушению функций движения у детей. При ДЦП возникают тонические рефлексы. Также ДЦП приводит к некоторым нарушениям речи ребенка. Нарушения ДЦП имеют положительную тенденцию к восстановлению поврежденных функций. Поэтому делать данный тип массажа языка детям с ДЦП просто необходимо. В такой ситуации логопедический массаж назначается с малых лет.

Цели логопедического массажа

У детей, которые достигли возраста, когда необходимо начинать говорить (1,6-3 года), важно правильное развитие артикуляции, которая и отвечает за формирование речи. В артикуляции свою роль играют некоторые мышцы лица. Именно они в большей степени подвержены гипертонусу. Подобный гипертонус может возникнуть при определенных состояниях или заболеваниях, а также врожденных или приобретенных патологиях, встречаемых у детей.

Детский массаж для языка помогает значительно снизить гипертонус и нормализовать артикуляцию. Также он способствует снижению слюноотделения и активизирует мышцы, имеющие слабую сократительную способность.

Логопедический массаж позволяет мышечным волокнам стать более подвижными и, соответственно, эластичными. В результате малыш, которому проводят такой курс, сможет справиться со всеми вышеуказанными нарушениями и проблемами.

Кроме этого, логопедический массаж для языка проводится и при пониженном тонусе. Но в данной ситуации делать его нужно несколько иначе.

В перечень основных задач, которые ставятся при выполнении детского массажа для языка, входят:

  • коррекция звукопроизношения. После выполнения логопедического массажа дети начинают более правильно произносить звуки;
  • значительное улучшение голоса и состояния голосовых связок;
  • происходит нормализация дыхания, которое ранее было затруднено при разговоре;
  • нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
  • нормальное развитие движений рук;
  • увеличение длительности и силы выдоха;
  • выработка ритмичности движений конечностями и дыхания;
  • выработка дифференцированных зрительных движений;
  • обеспечение стимуляции для кинестетических ощущений и движений;
  • стимуляция развития пальцевого осязания;
  • полное или частичное устранение моральных и психических напряжений у детей. Такие явления возникают у малышей, которых дразнят в садах или школах из-за неправильно поставленной речи;
  • значительное уменьшение заикания, а также дизартрии в повседневной жизни ребенка.

Видео «Логопедическое занятие. Массаж языка»

Кроме этого логопедический массаж языка позволяет улучшить состояние мышц и речевого аппарата, которые отвечают за звукоизвлечение. После завершенного курса процедур наблюдается укрепление глоточных рефлексов. Упражнения правильно формируют траекторию движений для органов артикуляции.

Как видим, логопедический комплекс упражнений, разработанный для языка и лица, позволяет в определенной мере устранить у детей дефект речи. Стоит также отметить, что подобный массаж применяется при самых разнообразных нарушениях, которые не вошли в основной перечень показаний, приведенный в предыдущем подпункте.

Техника

В логопедический массаж, который назначают детям разной возрастной группы для языка и лица, входит детально разработанный комплекс упражнений. В каждой конкретной ситуации делать нужно только определенный набор упражнений, направленный на устранение дефекта, имеющего место у ребенка.

При этом его вполне может делать мама в домашних условиях, особенно если ребенку всего пару лет. Ребята постарше могут делать упражнения самостоятельно.

Показано, что выборочно данный тип массажа можно начинать делать, когда ребенку уже исполнилось 2-3 месяца. Но в данной ситуации необходима консультация у врача. Если малыш плохо говорит, комплекс упражнений могут назначить с двух лет.

Техника проведения логопедического массажа включает в себя такие манипуляции:

  • общий массаж лица, который переходит на губы;
  • затем манипуляции переходят в полость рта. Здесь нужно быть особенно внимательными, так как не каждый малыш положительно отреагирует на проводимые в его рту действия.

Очень важно, чтобы ребенок от проводимых манипуляций получал только положительные эмоции и ощущения. Иначе такие действия приведут к повышению тонуса, а также к гиперсензитивности в оральной области. Кроме того, манипуляции против желания малыша в его рту могут спровоцировать активацию рефлекторной сферы. Так, малыш может кусаться или у него разовьется рвотный рефлекс.

Комплекс упражнений, как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста, нужно проводить ежедневно. Длительность одного сеанса составляет около трех минут.

Техника проведения массажных манипуляций имеет соответствующие требования. К ним можно отнести следующие положения:

  • необходимо наличие гигиеничной и комфортной обстановки на сеансе;
  • запрещено проводить комплекс упражнений детям, имеющим к нему противопоказания;
  • все манипуляции должен проводить специалист или мама, которая внимательно следила за действиями массажиста.

Для маленьких детей комплекс упражнений нужно проводить в активном контакте-общении. Можно петь веселые песенки, рассказывать стишки или сказки, а также обязательно улыбаться. Во время массажа допускается игра спокойной классической музыки.

Массажные приемы, которые часто входят в комплекс упражнений, включают в себя поглаживание и легкую вибрацию. Вибрация способствует расслаблению мышц, находящихся в гипертонусе.

Поглаживание осуществляется легкими скользящими движениями по коже лица, которые не сдавливают ее в складки. Поглаживание начинается как легкое вождение рукой по лицу в области губ. Затем движения немного усиливаются, оказывая влияние на более глубокие слои кожи.

Глубокое поглаживание проводят либо ладонями, либо сложенными щипцеобразно пальцами, а также тыльной поверхностью пальцев, согнутых в пястно-фаланговых суставах под углом в 90 градусов.

Непрерывная вибрация осуществляется концевыми фалангами пальцев. Их кладут на кожу и как бы сотрясают. Движение напоминает просеивание через сито муки.

Движения выполняем по 4 раза для каждого приема. Необходимо чередовать поглаживание с вибрацией. В домашних условиях и для детей старшего возраста комплекс упражнений можно проводить около 15-20 минут. Но начинать нужно с 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Для грудничков данный период составляет всего несколько минут.

Также при проведении массажа языка допускается использование различных инструментов, в роли которых могут выступать предметы повседневности. Это может быть ложка или зубная щетка, но обязательно с мягким ворсом. При их использовании нужно класть под язык несколько салфеток. Менять их нужно каждые 2 минуты. Делаем инструментом круговые и спиралевидные движения. Помните, надавливать сильно не нужно. При использовании зубной щетки можно делать вибрационные движения.

Вышеописанные движения нужно совершать при комнатной температуре, а также теплыми и вымытыми руками.

Для детей, больных ДЦП, техника проведения логопедического массажа очень сильно зависит от выбора позы. Для детей с ДЦП, позы могут быть следующими:

  • поза эмбриона;
  • лежа на спине. В такой позе ребенку под голову следует подложить валик. Ноги должны находиться в согнутом положении в коленных суставах;
  • лежа на спине с фиксируемой при помощи валика головой;
  • на животе. Здесь под грудь малыша нужно подложить валик.

При ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Помимо этого воздействие осуществляется на точку, которая находится в подчелюстной ямке. Также нужно воздействовать и на другие точки:

  • носогубная складка;
  • скуловые мышцы;
  • подчелюстные мышцы.

Очень часто логопедический тип массажа проводят совместно со специальной гимнастикой. Она направлена на повышение силы и объема дыхательной мускулатуры, а также ритмичности и глубины дыхания.

Противопоказания

К проведению логопедического массажа имеется ряд противопоказаний, при наличии которых проводить вышеописанные упражнения запрещается. К основным противопоказаниям для данного типа массажа относятся:

  • наличие респираторных острых заболеваний;
  • пик простуды;
  • конъюнктивит или гингивит;
  • стоматит;
  • увеличение лимфотока или лимфоузлов;
  • герпес, который поразил ротовую полость.

Помните, что каждая конкретная ситуации требует индивидуального подхода и рассмотрения. Поэтому перед тем, как записаться на курс лечения, нужно посетить врача.

От того, насколько ответственно вы отнесетесь в данной ситуации к здоровью вашего ребенка, зависит не только эффективность проводимых упражнений, но и конечный результат лечения. При несоблюдении правил выполнения упражнений, а также при наличии противопоказаний, проведение массажа может негативно сказаться на здоровье малыша и привести к непредсказуемым последствиям.

Как видим, несмотря на скептическое отношение к подобным процедурам, логопедический массаж языка имеет неоспоримые достоинства. Его проведение позволит избавить вашего ребенка от различных нарушений речевого аппарата, благодаря чему он сможет расти и развиваться в норме с остальными детьми.

Видео «Что такое артикуляционная гимнастика»

В ролике заботливые родители смогут узнать, что такое массаж языка, для чего он необходим и какие основные приемы при этом эффективны.




Логопедический массаж относится к одной из логопедических методик и является методом механического воздействия, благодаря которому улучшается состояние периферического речевого аппарата.

При тяжелых речевых нарушениях используется логопедический массаж. Он позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты.

Акцентируют внимание на мышцах щек, губ, языка и мягкого неба. Для выбора тактики лечения, массажист перед проведением сеанса должен провести пальпацию мышц и обратить внимание на состояние мышц плечевого пояса, шеи, языка, щек и губ.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

  • Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
  • Снижение усиленного слюноотделения
  • Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
  • Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
  • Стимуляция кинестетических ощущений.
  • Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
  • Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
  • Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Логопедический массаж для детей

Положение ребенка при проведении сеанса

Перед тем как проводить логопедический массаж, для нормализации мышечного тонуса, следует выбрать правильное положение для ребенка. Наиболее оптимальные:

  1. Ребенка укладывают на спину, под шею подкладывают небольшой валик или плоскую подушку. Голова должна быть несколько откинута назад.
  2. Можно проводить массаж в кресле с высоким подголовником.
  3. Маленьким деткам проводят массаж в коляске в положении полусидя.
  4. Детей, которые боятся, целесообразно усадить к маме на колени.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Логопедический массаж начинается с области верхнего плечевого пояса и шеи. В этой области все движения мягкие, легкие, обхватывающие. В то же время целью массажа, является активизация мускулатуры, которая связана с мышцами языка и дна полости рта. Движения должны обязательно захватывать дно полости рта, поскольку эти мышцы непосредственно связаны с корневой частью языка.

Переходя на артикуляционные мышцы, следует учитывать ту область, которая в меньшей степени у детей активна. Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.

Направление массажных движений от центра к периферии. Применяются приемы классического массажа. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.

Методика массажа

  1. Область лба: продольное и поперечное поглаживание.
  2. Поглаживание верхней границы глазниц.
  3. Поглаживания от крыльев носа к ушам.
  4. Поглаживания нижней челюсти от подбородка к ушам.
  5. Спиралевидные разминания скуловой мышцы.
  6. Разминание щечной мышцы (пощипывания, спиралевидные движения).
  7. Обработка щечной мышцы с двух сторон. Массажист одним пальцем разминает мышцу изнутри, остальными пальцами снаружи.
  8. Обработка губной мускулатуры. Направления движений: от середины губы к уголкам. Отдельно обрабатывается верхняя и нижняя губа. Применяются поглаживания, пощипывания губ.
  9. Обработка носогубной складки.
  10. Применение приемов вибрации (ручным или аппаратным методом).

У детей с судорожным синдромом вибрации противопоказаны!

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

Методика массажа

Начинают с расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Проводят массаж и пассивные движения головой. Придерживая голову ребенка, проводят повороты головы по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Медленные повороты головой в одну и другую стороны. Расслабление мышц шеи способствует понижению тонуса корня языка.

Расслабляющий массаж лицевых мышц:

  • Продольное и поперечное поглаживание лба
  • Поглаживание области глазниц.
  • Поглаживания от переносицы по верхнему краю глазниц к вискам.
  • Поглаживания от лба по щекам, подбородку, шее к ключицам.
  • Поглаживания от мочек ушей к крыльям носа.
  • Щипцеобразное поглаживание нижней челюсти.
  • Надавливания от начала роста волос вниз по всей поверхности лица.

Расслабление мышц губ:

  • Поглаживания верхней и нижней губы от уголка к центру.
  • Каждая губа обрабатывается отдельно.
  • Поглаживания верхней губы сверху вниз.
  • Поглаживание снизу вверх нижней губы.
  • Обработка носогубных складок по направлению от крыльев носа к уголкам рта.
  • Надавливание на губы легкими вращательными движениями.
  • Поколачивание кончиками пальцев губ.
  • Дифференциальный массаж

У детей часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса. В одних группах мышц тонус повышен, в других понижен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.


Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Можно проводить сеансы массажа в присутствии мамы. Массаж эффективен только в том случае, если у детей будет возникать чувство доверия.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

  • ОРВИ, ОРЗ.
  • Герпес на губе, лице
  • Воспалительные заболевания глаз
  • Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж языка для детей

При повышенном тонусе языка проводится логопедический массаж для детей по расслабляющей методике, при снижении тонуса выполняют укрепляющий массаж. При гипотонии приемы более интенсивные и активные. При повышенном тонусе перед проведением процедуры желательно подержать во рту некоторое время теплый настой из трав.

Массаж языка для детей можно проводить пальцем через марлевую салфетку или специальными зондами. Палец обязательно должен быть в напальчнике. Можно проводить массаж с помощью деревянного или металлического шпателя.

Перед тем как начинать массаж языка, следует определить границу рвотного и глоточного рефлекса. Первые сеансы должны обрабатывать мышцы языка, не доходя до этой границы. С каждым последующим сеансом обрабатывается все большая поверхность языка.

Нельзя проводить процедуру сразу после кормления. Рот ребенка должен быть открытым с высунутым языком. Язык массажист фиксирует с помощью марлевой салфетки.

Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Часто именно с такой просьбой обращаются родители к логопедам в центре реабилитации. В сознании многих людей логопедический массаж обладает чудодейственным эффектом. Действительно ли логопедический массаж нужен всем детям? Будем разбираться!

Логопедический массаж — нужен всем?

Нужно понимать, что логопедический массаж — не безобидная процедура. Во-первых, он имеет противопоказания . Во-вторых, ощущения при логопедическом массаже не самые приятные . Из сказанного уже ясно, что назначать его не стоит всем подряд и «на всякий случай», а только в случае необходимости.

показан при определенных нарушениях артикуляционной моторики , то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.
  • дизартрия — нарушения иннервации мышц речевого аппарата у детей или взрослых (после инсульта).
  • ринолалия;
  • механическая дислалия (укороченная подъязычная связка).

Прежде, чем назначать массаж , специалист, логопед или невролог, проводит специальное обследование подвижности артикуляторных органов. А также проверяет наличие противопоказаний к проведению массажа.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • наличие судорог, судорожной готовности в анамнезе!
  • эпилепсия;
  • лихорадочное состояние;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболоч­ки глаз);
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • диатезы и другие аллергические реакции;
  • стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • герпес на губах;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • тошнота, рвота;
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

Сомнительные случаи назначения логопедического массажа.

Часто логопедический массаж назначают при ребенка, при моторной алалии и даже при аутизме. То есть в тех случаях, когда у ребенка нет нарушения тонуса, и вообще иннервации мышц речевого аппарата. Что в таком случае хотят скорректировать с помощью логопедического массажа — не совсем понятно.

Массаж может помочь там, где речь идет о коррекции звукопроизношения (если ребенок искажает звуки родного языка). Если речи нет, то от логомассажа ребенок не заговорит.

В случае с неговорящими детьми ссылаются на активацию посредством массажа определенных зон головного мозга, связанных с речью. Нужно понимать, что такой метод коррекции нужно воспринимать наряду с нетрадиционными методиками, например, акупунктурой.

Возможно, такой подход и принесет какую-то пользу в комплексе с другими методами. Однако, он не может применяться в качестве основного или даже одного из основных.

К сожалению не так редко логопеды делают сложным в коррекционном плане детям логопедический массаж только потому, что не очень представляют, чем действительно с ними нужно заниматься.

Особенно логопедический массаж любят в поликлиниках. Тем более, что процедура весома в глазах родителей. Из 20 минут занятия 15 бывают потрачены на массаж.

Также нецелесообразно делать логопедический массаж без следующих прямо за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков . Логопедический массаж позволяет подготовить артикуляторные органы для последующей работы. Например, у ребенка нарушена подвижность губ. Выполняется массаж зоны губ, после чего сразу идет пассивная и активная гимнастика для губ (необходимая для формирования уклада определенных звуков).

По аналогии с мышцами: перед основной нагрузкой идет «разогрев». Если в течение 15 занятий только разогреваться, без основной тренировки, то после такого «курса» вряд ли наступит прогресс.

Логопедический массаж — дело добровольное!

По какой-то причине ребенок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, у ребенка уже есть негативные ассоциации с любыми лечебными манипуляциями (уколы, осмотры врачей и т.п.), или малыш не хочет, чтобы незнакомая тетя залезала ему в рот. В конце концов, массаж может быть болезненным, особенно для людей с низким болевым порогом.

В таком случае логопед пытается подготовить ребенка, наладить контакт. Но если это не получается, насильно проводить массаж не стоит.

Если Вы утешаетесь тем, что 15 минут ребенок проплачет, зато будет несомненный эффект для речи, то смею Вас заверить, что будет в точности наоборот. Пользы точно не будет, а вот вред может быть разным: еще большее недоверие к родителям, логопедам и занятиям.

Чтобы логопедический массаж принес пользу ребенку, он не должен выполняться против его воли! Ни при каких условиях! Если ребенок сопротивляется, он напрягается, а значит проведение массажа качественно невозможно.

Массаж чудодейственный

Всегда есть соблазн поиска «волшебной кнопки», при нажатии на которую у ребенка пропадут все проблемы с речью (а еще хорошо бы и в поведении, и со здоровьем…). Логопедический массаж может оказать нам хорошую помощь, но это всего лишь один из инструментов, который хорошо сработает при правильном применении, и не «соло», а в комплексе с другими методами развития речи .

Ведь часто в том, что речь ребенка малопонятна для окружающих виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов . Одновременно с этим может наблюдаться и недоразвитие фонематического слуха, и нарушения слоговой структуры слова, и грамматического строя речи.

Поэтому так важен системный подход к коррекции речевого и общего развития!

Если проблемы с тонусом артикуляторных органов у ребенка ярко выражены, возможно, стоит дополнить логопедический массаж массажем общим, направленным на нормализацию общего тонуса мышц.

Если Вашему ребенку назначен логопедический массаж…

Постарайтесь подробно узнать, почему массаж назначен (что именно сейчас не получается у ребенка в плане артикуляции — подъем языка, вытягивание губ в трубочку и т.д.), для чего (чего конкретно хотим достичь с помощью массажа), какой массаж будет выполняться (расслабляющий или активирующий), будет ли он сопровождаться артикуляторной гимнастикой и/или постановкой конкретных звуков.

Если массаж назначен не для решения конкретных задач, от процедуры лучше отказаться. Даже если она бесплатна. И потратить освободившееся время на более нужные для развития речи Вашего ребенка занятия.

Также убедитесь в том, что специалист не пропустил наличие каких-то из вышеперечисленных противопоказаний у ребенка.

Если же назначение логомассажа целесообразно, и он будет проводиться квалифицированным логопедом, прислушайтесь к его рекомендациям. Возможно, Вам необходимо будет дублировать определенные упражнения из артикуляторной гимнастики дома.

Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка . Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист . Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей . Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста . Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота ». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку ». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри ». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку ». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок . Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.