Источники света их виды. Искусственные источники света: типы источников света и их основные характеристики, Особенности применения газоразрядных энергосберегающих источников света. Светильники: назначение, типы, особенности применения. Искусственные прибо

Большой морской танкер «Иван Бубнов» является четвертым в серии из шести кораблей проекта 1559В шифр «Морской простор», которая была построена в 1970-х годах для Военно-Морского Флота СССР на Балтийском ССЗ в Ленинграде.

Танкеры данного проекта оборудованы устройством передачи грузов в море на ходу траверзным способом, позволяющим выполнять грузовые операции при значительном волнении моря. Широкая номенклатура передаваемых грузов (мазута - 8250 тонн, дизельного топлива - 2050 тонн, авиатоплива - 1000 тонн, питьевой воды - 1000 тонн, котельной воды 450 тонн, смазочного масла (4 сортов) - 250 тонн, сухих грузов и продовольствия по 220 тонн) позволяет причислять данные танкеры к кораблям комплексного снабжения.

Танкеры оборудованы следующими передающими устройствами: двумя 3-тонными стрелами, тремя 3,2-тонными кранами, одним 1-т УППГ-1, тремя 125-т ЛЭГС2, двумя 100-т ЛЭГС6.

Изначально в качестве оборонительного вооружения на танкерах были установлены две 57-мм артиллерийские установки АК-725 с РЛС управления «Барс» и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». В процессе эксплуатации оборонительное вооружение с кораблей было снято. Для облегчения заходов танкеров в иностранные порты они были перекрашены в цвет судов ММФ с торговым флагом.

Танкер «Иван Бубнов» был заложен под строительным номером 617. Спущен на воду 20 апреля 1974 года. Введен в строй 19 июля 1975 года. Вошел в состав Черноморского флота.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 6050 тонн, полное 22460 тонн. Длина 162,4 метра, ширина 21,4 метра, осадка 9,0 метров. Полная скорость хода 16 узлов. Экипаж 93 человека. Дальность плавания 10000 морских миль. Автономность плавания 90 суток.

Двигатели: 1 дизельная установка. Общая мощность 9600 л.с.

По сообщению от 02 июля 2013 года в соответствии с планом боевой подготовки из Севастополя в дальний поход. По сообщению от 07 августа программу четырехдневного делового захода в порт столицы Кубы. 23 декабря выполнение задач в Средиземном море и вернулся в Севастополь.

01 июня 2015 года вышел из Севастополя в дальний поход. 02 июня через турецкие проливы и направился в Средиземное море. 11 июня в совместном военно-морском учении «Мост дружбы-2015». 21 июля в столицу Республики Экваториальная Гвинея порт Малабо. По сообщению от 05 августа в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота в точку якорной стоянки в районе испанского порта Сеута. По сообщению от 09 ноября плановое пополнение запасов дизельного топлива и пресной воды большого противолодочного корабля Северного флота

05 ноября 2016 года акваторию Черного моря и транзитом прошел пролив Босфор, направляясь в Средиземное море. После завершения выполнения задач в Средиземном море 07 мая 2017 года прошел транзитом пролив Босфор, направляясь в Черное море. В течение почти семи месяцев экипаж судна провёл в море 180 заправок более чем 20 кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов. По сообщению от 09 июня в настоящее время восстановление технической готовности и проходит плановый ремонт.

Кораб. инж. Род. 1872 г., оконч. морск. инж. училище и морск. академию, в 1911 г. заведывал опытовым бассейном для испыт. моделей судов и состоял ординарным профессором в Политехн. инст. и в Никол. морск. академии по кафедре судостроения. Известен своими трудами по проектированию и постройке подводн. судов и многими теоретич. исследованиями по вопросам кораблестроения. М. пр., Б. предложены оригин. система судовых переборок, конструкция корпуса последних лин. к-лей в 23 т. тн. и др. Из многочисл. трудов Б. заслуживают особ. внимания: "Спуск судна на воду", 1900 г.; "Основы статики судостроения", 1902 г.; "Непотопляемость", 1902 г.; "Напряжения в обшивке судов", 1903 г.; "Строит. механика", 1911 г.

В 1911 г . заведовал опытовым бассейном для испытания моделей судов . В 1912-1917 гг . консультант Балтийского завода и судостроительного общества "Ноблеснер " в Ревеле . После Октябрьской революции руководил на Балтийском заводе переделкой легких крейсеров в нефтеналивные суда , разрабатывал программу воссоздания речного флота , выступил с предложениями о перестройке учебной и научной деятельности Морской академии . Умер в Петрограде 13 марта 1919 г . Похоронен на Смоленском православном кладбище . Именем Б . названы танкер (1975), контейнеровоз (1985).

Соч.: Труды по теории пластин . М ., 1953; Избранные труды . Л .: Судостроение . 1956.

Лит.: Морской энциклопедический словарь . Л .: Судостроение . 1991. С . 514. Советская военная энциклопедия . 2-е изд . Т . 1. М .: Воениздат . 1990. С . 514.

{Воен. энц.}

Бубнов, Иван Григорьевич

(1867-1919) - корабельный инженер; проф. Морской академии и кораблестроительного факультета Политехнического ин-та в Петербурге. Окончил курс в Морском инженерном училище и Морской академии. Известность приобрел как выдающийся теоретик в области кораблестроения, преимущественно, по строительной механике и теории упругости. Из научных трудов Б., относящихся к вопросам плавучести и непотопляемости судов, спуска судов на воду, строительной механики корабля, напечатанных в разное время в "Морском Сборнике", заслуживает особого внимания капитальный труд - "Курс строительной механики корабля", являющийся до последнего времени единственным по оригинальности и полноте изложения не только в СССР, но и за границей. Кроме того, Б. приобрел широкую известность как автор и строитель подводных лодок его имени.

Бубнов, Иван Григорьевич

Рус. корабельный инженер, основоположник строительной механики корабля, создатель первых боевых подводных лодок в России. Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте (1891) и Морскую академию (1896). В 1904 был приглашен в Петербург. политехнич. ин-т для чтения курса строительной механики корабля; с 1909 - ординарный проф. того же ин-та и с 1910 - проф. Морской академии. В труде "Спуск судна на воду" (1900) Б. первым рассмотрел динамику спуска судна со стапеля на воду, в т. ч. движение судна по спусковому фундаменту с переменным (убывающим и возрастающим) уклоном. Б. принадлежит теория спуска судна по продольному стапелю. В работе "Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902) Б. впервые выяснил все основные вопросы расчета пластин, работающих в системе корпуса судна. Задачи, поставленные и решенные Б. в этой работе, явились основными для новой научной дисциплины - строительной механики корабля. В своих последующих работах Б. дал дальнейшее математич. обоснование вопросов местной и общей прочности судов. В 1908 Морской технич. комитет одобрил разработанную Б. классификацию действующих на корабль расчетных нагрузок (постоянная, переменная, случайная) с единой системой допускаемых напряжений для различных частей конструкции корпуса судна, подлежащей введению в расчеты местной и общей прочности. Б. принадлежит фундаментальный труд "Строительная механика корабля" (литогр. изд. 1909-11, печат. изд. 1912-14), являвшийся в то время единственным по строгой научности, оригинальности и полноте изложения. Работы Б. нашли широкое практич. применение прежде всего при проектировании в 1908-10 линейных кораблей типа "Севастополь". Практич. расчеты прочности ряда линейных кораблей, произведенные под руководством Б., были отлитографированы в пяти больших томах (1909) и явились важным руководством по проектированию судов. Работы Б. по теории подводного плавания и расчету прочности подводных лодок легли в основу рус. подводного судостроения. Он построил первую в России подводную лодку "Дельфин" с двигателями внутреннего сгорания (заложена в 1902 на Балтийском з-де). Последующие серийные подводные лодки явились развитием типа лодки "Дельфин". Выдающуюся роль в морской войне 1914-18 сыграли спроектированные Б. подводные лодки типа "Барс". Работая в 1908-12 в качестве заведующего Опытовым судостроительным бассейном Морского министерств" в Петербурге, Б. значительно расширил круг деятельности этого учреждения. Опытовый бассейн выполнил ряд исключительно важных работ, так, напр., Б. дал весьма оригинальный способ" испытания подводных лодок в погруженном состоянии, к-рым пользуются до настоящего времени.

Соч.: Спуск судна на воду, "Морской сборник", 1900, № 2, 3, 5, 6; О непотопляемости судов, там же, 1901, № 4, 5; Основы статистики судостроения, там же, 1901, № 11, 12; Напряжения в обшивке судов от давления воды, там же, 1902, № 8, 9, 10, 12; Строительная механика корабля, ч. 1-2, СПб, 1912-14; Дополнение к курсу "Строительной механики корабля", Л., 1930 (литограф. изд.); Критическое давление для тонкостенной трубы, подкрепленной ребрами, в кн.: Ежегодник Союза морских инженеров, т. I, П., 1916; Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна, там же; Труды по теории пластин. С прил. очерка А. С. Вольмира о жизни и деятельности И. Г. Бубнова, М., 1953.

Лит.: Благовещенский С. П., О работах И. Г. Бубнова по теории корабля, в кн.: Труды Ленингр. кораблестроительного ин-та, вып. 8, Л., 1951.

Бубнов, Иван Григорьевич

(18.1.1872-13.3.1919) - русский корабельный инженер, механик и математик. Окончил Морскую академию в Петербурге (1896). С 1904 работал в Петерб. политехн. ин-те, с 1910 - проф. Морской академии. Разработал метод нахождения приближенного решения операторного ур-ния, к-рый применил к решению ряда задач теории упругости. Этот метод был усовершенствован Б. Г. Галеркиным (метод Б.-Галеркина).

Иван Григорьевич Бубнов — корабельный инженер, основоположник строительной механики судов, разработчик первых российских боевых подводных лодок. Имя этого ученого-изобретателя стоит в одном ряду с такими известными фамилиями, как Д. Голланд и С. Лебеф. Именно эти конструкторы считаются создателями основных типов подводных лодок.

Бубнов родился 6 (18) января 1872 года. Он получил хорошее образование: в 1891 году окончил Морское инженерное училище в Кронштадте, а в 1896 году — Морскую академию. В 1904 году Иван Григорьевич начал преподавать строительную механику корабля в Санкт-Петербургском политехническом институте; в 1909 году стал ординарным профессором этого учебного заведения, а в 1910 году — профессором Морской академии.

В 1908—1914 годах Бубнов заведовал Опытовым судостроительным бассейном Морского министерства в Петербурге, где проводились испытания судов. Находясь на этой должности, Бубнову удалось существенно расширить сферу деятельности своего учреждения, в частности Иван Григорьевич представил оригинальный способ испытания подводных лодок в погруженном состоянии. Этот способ практикуется и в настоящее время.

Бубнов — автор многочисленных трудов по проектированию и постройке судов, а также теоретических исследований по вопросам кораблестроения. Он разработал оригинальную систему судовых переборок, внес ряд усовершенствований в конструкцию корпуса линейных кораблей и др. Среди его работ наиболее значительными признаны «Спуск судна на воду» (1900), «Основы статики судостроения» (1902), «Непотопляемость» (1902), «Напряжения в обшивке судов» (1903), «Строительная механика корабля» (1911).

В работе «Спуск судна на воду» Бубнов первым из исследователей проанализировал динамику спуска корабля со стапеля на воду, в том числе движение с переменным (убывающим и возрастающим) уклоном. Также ученый разработал теорию спуска корабля по продольному стапелю. В труде «Напряжения в обшивке судов от давления воды» автор впервые дал разъяснение основных вопросов, касающихся расчета пластин, работающих в системе корпуса судна. Задачи, которые Бубнов поставил и решил в рамках данной работы, послужили базой для возникновения новой научной дисциплины — строительной механики корабля.

В других работах Иван Григорьевич изложил математическое обоснование ряда показателей прочности судов. Также он разработал классификацию действующих на корабль расчетных нагрузок, которая в 1908 году получила одобрение Морского технического комитета.

Фундаментальный труд «Строительная механика корабля» на тот период времени, когда он был издан, являлся единственной в своем роде работой, которую характеризовал комплекс таких особенностей, как строгий научный подход, оригинальность и полнота изложения рассматриваемых вопросов.

Многие разработки Бубнова были использованы в 1908—1910 годах при проектировании линейных кораблей типа «Севастополь». Расчеты прочности подобных кораблей, выполненные под руководством Бубнова, составили 5 больших томов, ставших авторитетным пособием по проектированию судов.

Труды Бубнова по теории подводного плавания и расчету прочности подводных лодок создали основу для российского подводного судостроения. Под руководством ученого и по его проекту в 1902 году на Балтийском заводе была построена первая в России подводная лодка с двигателями внутреннего сгорания — «Дельфин». Эту лодку спустили на воду летом 1903 году.

Конструкции подводных лодок, в дальнейшем пущенных в серийное производство, явились модификацией «Дельфина»: «Касатка», «Минога» (первая в России лодка с дизель-электрической установкой) и «Акула», рассчитанная на дальние морские переходы. Также под руководством Бубнова был разработан проект субмарины водоизмещением 1260 т с корпусом, разделенным на отсеки. Однако эта лодка так и не была построена.

Всего по проектам Бубнова было построено 32 подводные лодки. В октябре 1911 года 3 лодки его конструкции — «Морж», «Тюлень» и «Нерпа», изготовленные на Балтийском заводе, были зачислены в список судов Черноморского флота. В 1912 году началось строительство подводных лодок «Барс», которые сыграли значительную роль в период Первой мировой войны, находясь в составе Балтийского флота. Позднее проект «Барса» подвергся небольшим изменениям; усовершенствованные лодки стали строить для Черноморского флота.

В 1912—1917 годах Бубнов являлся консультантом Балтийского завода и судостроительного общества «Ноблеснер» в Ревеле. После Октябрьской революции 1917 года он принимал деятельное участие в восстановлении судостроительной промышленности, в частности под его руководством на Балтийском заводе велась переделка легких крейсеров в нефтеналивные суда. Также Бубнов работал над программой воссоздания речного флота и высказал ряд предложений относительно изменений учебной и научной деятельности Морской академии.

Иван Григорьевич Бубнов скончался в Петрограде 13 марта 1919 года от сыпного тифа в больнице на Васильевском острове. Выдающийся ученый-кораблестроитель был похоронен на Смоленском православном кладбище.

В 70-х годах XX века в Ленинграде в честь Бубнова была установлена памятная доска. Кроме того, именем известного ученого названы танкер (1975) и контейнеровоз (1985).

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

ТТД:
Водоизмещение: 22450 т.
Размеры: длина - 162,3 м, ширина - 21,4 м, осадка - 9,0 м.
Скорость полного хода: 17 узлов.
Силовая установка: дизельная, один дизель Sulzer, 1 винт, 9600 л.с.
Дальность плавания: 10000 миль при 16 узлах.
Грузоподъемность: топливный бункер на 8250 тонн, 2050 тонн дизтоплива, 1000 тонн авиационного топлива, 250 тонн смазочного масла, 450 тонн питательной воды, 450 тонн питьевой воды, 220 тонн продовольствия
Экипаж: 93 чел.

История судна:
Большой морской танкер пр.1599В

Морские танкеры, служившие на флоте в середине 60-х годов, уже не полностью удовлетворяли ВМФ. Выход флота в удаленные районы Мирового океана для несения боевой службы, а в 70-х годах и появление в его составе авианесущих кораблей пр.1143, потребовало создание новых достаточно крупных морских танкеров.

Поэтому в 1967 году в ПКБ "Балтсудопроект" было срочно выдано ТТЗ на проектирование морского танкера пр.1559В, создаваемого на базе танкера ММФ пр.1559. Главным конструкто-
ром был С.Н. Шумилов, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга Ю.Д.Макшанчиков. Ограниченные сроки создания этого корабля привели к необходимости отступления от многих
важных требований ВМФ к кораблям такого назначения. Так, пришлось согласиться с составом
главной энергетической установки - одновальной и маломощной (один дизель мощностью в 9 600 л.с.), обеспечивающей скорость полного хода в 16 узлов.

На танкере установили устройство передачи грузов в море на ходу траверзным способом,
позволяющее выполнять грузовые операции при значительном волнении моря. В качестве оборонительного вооружения были установлены две 57-мм артустановки с РЛС управления "Барс" и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления "Вымпел".

Благодаря широкой номенклатуре передаваемых грузов, этот танкер явился танкером комплексного снабжения.

Головной танкер пр.1559В "Борис Чиликин" был построен на Балтийском ССЗ в 1971 г. Всего было построено 6 таких танкеров. В процессе эксплуатации оборонительное вооружение с них было снято, а сами они были даже перекрашены в цвет судов ММФ с торговым флагом. Это облегчало их заходы в иностранные порты.

Большой морской танкер "Иван Бубнов" построен на Балтийском судостроительном заводе в г. Ленинграде и спущен на воду 20 апреля 1974 года. Судно вошло в состав ВМФ, и на нем был поднят флаг 19 июля 1975 года. Первым капитаном БМТ был назначен Панов Константин Николаевич.

После ходовых испытаний в Финском заливе танкер 1 октября 1975 года вышел на первую боевую службу в Средиземное море. Здесь экипаж отрабатывал способы заправки кораблей и судов, пополняясь запасами в порту Тартус. В первое время заправка производилась у борта или на бакштове, а 7 ноября 1975 года была произведена одновременная заправка трех кораблей на ходу траверзным и кильватерным способами (ПКР "Ленинград", БПК "Николаев" и ЭМ "Находчивый"). 2 декабря 1975 года выполнял задачи боевой службы в Атлантическом океане и обеспечивал корабли ВМФ в районе Конакри. Танкер возвратился в Средиземное море после трехмесячной работы в Атлантике, а 17 марта 1976 года танкер прибыл в главную базу Черноморского флота Севастополь. За время своей эксплуатации "Иван Бубнов" совершил 25 выходов на боевую службу и всегда получал отличные оценки. Судно прошло более 300 тысяч миль, произвело более 2000 заправок кораблей, было перевезено и подано различных грузов более 800 тысяч тонн. "Иван Бубнов" посетил более 40 раз иностранные порты, некоторые из них многократно.

С 26 июня по 27 июля 1983 года танкер принимал участие в крупном флотском учении кораблей ЧФ и ВМФ НРБ с выходом в Средиземное море для обеспечения кораблей и судов в операционной зоне Средиземноморской эскадры За это время им было пройдено 12690 миль, обеспечен 91 корабль и судно, из них на ходу 60 единиц, подано на них 26440 тонн различных грузов.

С 12 февраля по 7 июня 1984 года танкер в ходе несения боевой службы в Средиземном море и Атлантике участвовал в дружественном визите отряда советских кораблей в республику Куба и совместных учениях с кораблями ВМС Кубы. Пройдено 24320 миль.

За 10 лет с 1975 по 1985 год БМТ "Иван Бубнов" 13 раз находился в длительном плавании в различных точках Мирового океана. За это время танкер прошел более 180 тысяч миль, произвел более 1300 заправок кораблей ВМФ, более 30 раз посетил иностранные порты.

Во время грузино-абхазского конфликта экипаж танкера принимал активное участие как в обеспечении кораблей и судов топливом, так и в эвакуации беженцев в порты Poccийской Федерации.

С 13 октября по 11 ноября 2002 года после длительной стоянки танкер выполнял задачи обеспечения похода в Средиземное море отряда боевых кораблей в составе РКР "Москва", СКР "Пытливый" и БДК "Ямал". В период апрель-июль 2003 года танкер в составе отряда кораблей под командованием заместителя коман­дующего Черноморским флотом вице-адмирала Орлова Е. В. совершил поход в Индийский океан. В ходе службы танкер неоднократно принимал участие в оперативных и командно-штабных учениях, обеспечивая корабли всеми необходимыми запасами.

В период с 19.09.2008 г. по 23.01.2009 г. танкер выполнял задачи обеспечения топливом, водой и продовольствием похода отряда боевых кораблей в Средиземном, Карибском море и Атлантическом океане. Произвел 23 заправки кораблей Черноморского и Северного флотов, из них 11 - на ходу. Совершил деловые заходы с Латакию (Сирия), Ла-Гуэйра (Венесуэла), Гавана (Куба).

C 04.11.2016 г по 07.06.2017 г. танкер выполнял боевую службу в Средиземном море, за это время прошёл 6911 миль. Экипаж успешно выполнил все поставленные задачи, осуществляя заправку кораблей и судов топливом, водой, продовольствием. За 186 суток похода экипаж танкера совершил 179 заправок. В общей сложности танкер передал на корабли, суда и береговые объекты более 12000 тонн топлива, более 60 тонн масла, 300 тонн котельной воды, около 100 тонн пресной воды.

Капитаны судна:
1. Панов Константин Николаевич (1974-1979 гг.)
2. Пономаренко Леонид Петрович (1979-1980 гг.)
3. Даниленко Александр Емельянович (1980-1995 гг.)
4. Шкловчик Михаил Владимирович (1995-1999 гг.)
5. Плотницкий Станислав Александрович (1999-2005 гг.)
6. Ларионов Валерий (2005-?);
7. Плетнёв Александр;
8. Трофимов Юрий Вадимович.

Иван Григорьевич Бубнов (1872 - 1919) - выдающийся русский инженер-кораблестроитель, механик, математик, один из авторов проекта первой русской подводной лодки . Автор серии трудов математически объясняющих вопросы местной и общей прочности судов.

Вводная часть

Иван Григорьевич Бубнов - корабельный инженер, основоположник строительной механики судов, разработчик первых российских боевых подводных лодок. Имя этого ученого-изобретателя стоит в одном ряду с такими известными фамилиями, как Д. Голланд и С. Лебеф. Предел прочности рассчитывается «по Бубнову» как для современного подводных судов, так и для корпусов космических аппаратов.

Биография

Родился 6(18) января 1872 года, в Нижнем Новгороде, в семье известных нижегородских купцов. В 1887 году окончил Нижегородское Владимирское реальное училище, преподаватели которого отмечали выдающиеся способности в физике и математике. Образование продолжил в Техническом училище Морского ведомства, которое окончил в 1891 году с отличием.

По окончании училища приступил к работе в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, младшим судостроителем, принимал деятельное участие в постройке броненосца «Полтава» .

В 1896 году закончил кораблестроительный отдел Николаевской Морской академии с занесением имени на мраморную доску. Во время учебы, в 1895 году, победил в конкурсе, представив уникальный проект быстроходного крейсера не имевшего аналогов.

Ещё во время учёбы проводил множество экспериментов по разработке способов по успокоению судовой качки. В то же время им были проведены исследования динамики спуска корабля на воду со стапеля, в том числе движение судна по спусковому фундаменту с переменным (убывающим и возрастающим) уклоном, с целью уменьшения повреждений набора судов при спуске. Также во время учебы им было разработано и воплощено в металле первое в мире устройство, измеряющее деформацию. Сразу же по окончании академии приглашен в нее преподавателем строительной механики кораблей.

Император Николай II принимает доклад командира ПЛ "Дельфин" капитана II ранга М. К. Беклемишева

В 1900 назначен старшим помощником заведующего Опытовым бассейном, одновременно, по заданию МорВеда, возглавил комиссию МТК по разработке проекта первой русской по настоящему подводной лодки. Интересный факт: на самом деле комиссия называлась «по проектированию и постройке полуподводной лодки», что было вызвано господствующим в МорВеде в то время мнением - «потонувший корабль сражаться не может». За полтора года И.Г. Бубнов, совместно с И.С. Горюновым и М.Н. Беклемишевым проектирует первую русскую военную подводную лодку. Лодка, строившаяся сначала под названием «Миноносец № 113», а затем «Миноносец № 150», получила название «Дельфин» и была спущена на воду со стапелей Балтийского завода в июне 1904 года.

Как и любой инновационный проект «Дельфин» имел массу недостатков и сырых решений приводивших к большим и малым трагедиям.Так именно на нём произошла первая катастрофа подводной лодки российского флота с человеческими жертвами. 16 июня 1904 года, во время восемнадцатого погружения у стапелей Балтийского завода исполняющий обязанности командира судна лейтенант А. Черкасов не задраил во время рубочный люк, предназначенный для стравливания избытка воздуха в прочном корпусе при погружении. Волна от проходившего рядом катера захлестнула люк и подводная лодка, с 36 членами экипажа (вместо штатных 13 человек), затонула. Удалось спастись лишь двенадцати морякам, в число которых не вошел отказавшийся покинуть судно капитан.

И.Г. Бубнов рядом со стапелем строящейся ПЛ "Акула"

Субмарины, созданные И. Г. Бубновым, принимали участие в русско-японской, первой за всю мировую историю войне с участием подводных лодок. Интересный факт: после подрыва японских броненосцев на минах 2 мая 1904 года, не задетые минами корабли открыли мощную беспорядочную стрельбу по воде из орудий всех калибров, приняв подрывы мин за атаку русских подлодок.

11 марта 1906 года приказом Морского Министра вице-адмирала А. А. Бирилева был официально утвержден подводный флот России, а 20 имеющихся к тому времени боевых судов объединены в бригаду подводных лодок Балтийского флота. В 1907 году Бубнов зачисляется в экипаж офицеров подводного плавания.

В 1908-14 годах И. Г. Бубнов возглавил Опытовый судостроительный бассейн, в котором провёл ряд важных для кораблестроения работ. Одновременно преподавал в Морской академии, Морском корпусе и Петербургском политехническом институте. С 1910 года - профессор.

В 1911 году провёл на черноморском крейсере «Кагул» первое в мире натурное испытание влияние глубины моря на скорость корабля. В том же году И. Г. Бубнов выступает инициатором применения судовых дизельных энергетических установок и электродвигателей.

С 1912 года - генерал-майор Корпуса корабельных инженеров.

В 1912-17 годах являлся консультантом Балтийского завода и судостроительного общества «Ноблесснер» в Ревеле.

После 1917 года И.Г. Бубнов продолжил службу в РККФ , как и научную и преподавательскую деятельность в Морской Академии. И.Г. Бубнов активно участвовал в восстановлении судостроительных предприятий, входил в состав Центрального совета экспертов, под руководством К.П. Боклевского, руководил на Балтийском заводе переделкой лёгких крейсеров в нефтеналивные суда, участвовал в разработке программы воссоздания речного флота, выступил с предложениями о перестройке учебной и научной деятельности Морской академии.

Список научных трудов

  • Бубнов И.Г. «О погашении боковой качки судна водным балластом» . - 1896.
  • Бубнов И.Г. «Спуск судна на воду» . - Морской сборник, №№ 1,2,3,5,6. - 1900.
  • Бубнов И.Г. «О непотопляемости судов» . - Морской Сборник, №№ 4,5. - 1901.
  • Бубнов И.Г. «Основы статистики судостроения» . - 1901.
  • Бубнов И.Г. «Напряжения в обшивке судов от давления воды» . - 1902.
  • Бубнов И.Г. «Строительная механика и теория упругости» . - 1906.
  • Бубнов И.Г. «Строительная механика корабля», в 2 частях . - Санкт-Петербург: 1912, 1914.
  • Бубнов И.Г. «Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна» . - 1916.
  • Бубнов И.Г. «Труды по теории пластин» . - Москва: 1953.

Награды

  • Орден Св. Владимира четвертой степени
  • Орден Св. Владимира третьей степеней
  • Орден Св. Анны второй степени.

Увековечивание памяти

Установлены мемориальные доски в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Проводятся научно-практические конференции названные «Бубновские чтения».

Именем И. Г. Бубнова названы два корабля - танкер и контейнеровоз.

Портрет конструктора расположен в главном холле КБ «Рубин».

Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утверждено постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 года N 527).

В 1993 году выпущена Почтой России почтовая марка достоинством 100 рублей "И. Г. Бубнов 1872-1919 Подводная лодка -Барс-"

Заключение

Иван Григорьевич Бубнов внес значительный вклад в отечественное и зарубежное кораблестроение. Им, в 1902 году, в статье "Напряжения в обшивке судов от давления воды", впервые были системно определены основные проблемы при расчетах элементов корпуса кораблей, и предложены общие и частные методы решения этих проблем.

Предложенная им в 1908 году, и в том же году утвержденная МТК, классификация действующих на корабль нагрузок, положила основу для развития нового направления в судостроении - судостроительной механике.

Предложенный Бубновым новый способ испытания подводных лодок в погруженном состоянии актуален и активно применяется и в наше время.

Открытый в 1913 году, как попутный, при исследовании частных задач по теории упругости «принцип Бубнова-Галёркина», широко применяется в математическом анализе до сих пор. Обоснования данного принципа для различных типов дифференциальных уравнений математической физики до сих пор является предметом исследований. В частности, одно из обоснований данного принципа впервые была дано только в 1943 году М. В. Келдышем.

Всего по проектам И.Г. Бубнова было построено 32 подводные лодки.

Разработанный И.Г. Бубновым инновационный для своего времени проект подводной лодки, имеющей секционное строение, водоизмещением 1260 тонн, так и остался не реализованным.

Примечания

Конструкция подводных лодок разработанных Бубновым коренным образом отличалась от аналогичных изделий иностранного производства, имея свои достоинства и недостатки.

В отличие от лодок Голланда (цистерны главного балласта расположены внутри прочного корпуса) и Лэка (часть водяного балласта размещена в надстройке над прочным корпусом), у «Дельфина» главный балласт разместили в концевых легких цистернах, вне прочного корпуса. Такое расположение цистерн главного балласта позволило лодкам русского типа погружаться на предельные для прочного корпуса глубины, не опасаясь того, что при повреждении этих цистерн забортная вода попадет внутрь прочного корпуса лодки. Однако такое конструктивное решение приводило к повышенному риску повреждения самих цистерн и, как следствие, возможному затоплению субмарины.

Основным же недостатком первых русских подводных лодок оказалось большое время погружения (до 10 минут), связанное с неудачным способом заполнения цистерн главного балласта (самотеком), с принудительной вентиляцией в прочный корпус при помощи специальных «сосунов».

Мал оказался и максимальный запас хода, что было обусловлено параметрами технического задания: предполагалось что подводные лодки будут заниматься в основном охраной входов в гавани и атаками исключительно проходящих поблизости от лодки, или стоящих на якорях кораблей.

Литература и источники информации

  • Благовещенский С.Н. «О работах И. Г. Бубнова по теории корабля» . - Труды Ленинградского кораблестроительного института, выпуск №8. - Ленинград: 1951.
  • Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и Советском флоте» . - Ленинград: Судпромиздат, 1963. - 440 с.
  • Коллектив авторов под редакцией Ахромеева С.Ф. «Военный Энциклопедический Словарь» . - Москва: Воениздат, 1986. - С. 104. - 922 с.