Самый кровожадный пират. Пираты, корсары. Фамилии и имена известных пиратов

Пираты! Джентльмены морских просторов. В течение многих столетий их имена внушали людям страх. Капитан Флинт, Джек Воробей, Джон Сильвер, Джеймс Крюк… Список их имен можно продолжать долгое время! Гроза королевского флота, хитрые и коварные, «люди без чести и совести», неутомимые авантюристы. Именно о таких вот неустрашимых морских читайте ниже.

1 Джетроу Флинт (1680-1718)

Начинает нашу сегодняшнюю подборку знаменитый Капитан Флинт. Не смотря на то, что это имя вымышленного персонажа, созданного мыслью шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона, его упоминание достойно этой подборки. Флинт был человеком беспощадным. Подтверждением этому, является знаменитая пиратская песенка, в которой есть слова – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рома». Именно пятнадцать человек стали невольными свидетелями места, где Флинт зарыл свои сокровища. И этим они подписали себе смертный приговор.

2 Генри Морган (1635-1688)


Имя этого пирата, нам известно по фильму «Сердца трех», снятому по одноименному роману Джека Лондона.
Однако, в отличие от предыдущего участника нашей подборки, Генри Морган действительно существовал. Он был не только пиратом, но и человеком, оказавшим помощь Англии в получении контроля над всем Карибским регионом. За это он получил чин губернатора Ямайки. Однако море не могло расстаться со своим любимцем, и в результате землетрясения, кладбище, на котором был похоронен старый пират, ушло под воду. Причиной же смерти Моргана, была болезнь печени, вызванный неуемным употреблением рома — любимого напитка пиратов.

3 Френсис Дрейк (1540-1596)


Не смотря на то, что родился Френсис в семье священника, он не был примерным христианином. Этому способствовало благословение королевы Англии, которая была готова на все, только бы испанцы не были лидирующей державой мира. В 18 лет, Дрейк становится капитаном пиратского корабля, который грабит и уничтожает имущество Испании. В 1572 году, он участвует в захвате испанского «Серебряного каравана», благодаря чему принес казне 30 000 кг серебра. Кроме того, обладая стремлением побывать в неведомых странах, Дрейк был участником . Благодаря ей, казна Англии получила доход, в три раза превышавший размер ее годового бюджета. Помимо этого, англичане познакомились с тогда еще экзотическим овощем – картофелем. За это Дрейк был посвящен в рыцари и получил звание адмирала.

4 Уильям Кидд (1645-1701)


Его судьба стала напоминанием всем пиратам о неминуемом наказании. По приговору суда он был казнен, а его тело больше 23 лет размещалось на показ в металлической клетке в Лондоне. Причиной этому, стали пиратские выходки Кидда, который был настоящим бедствием не только для французов, но и для англичан.

5 Грейс О’Мейл (1530-1603)


Это имя навсегда внесено в анналы пиратства. Жизнь этой девушки – сплошная череда любовно-авантюрных приключений. Вначале, она пиратствует вместе со своим отцом. Затем, после смерти отца, она сама становится предводительницей клана Оуэна. С саблей в руках и распущенными волосами, она заставляла трепетать своих врагов. Однако это не помешало ей любить и быть любимой. Мать четырех детей, даже будучи в уже немолодом возрасте, продолжала совершать набеги. При этом она отвергла предложение королевы Англии, о поступлении на службу Ее королевского Величества.

6 Оливье (Франсуа) ле Вассер (1690-1730)


Один из самых знаменитых пиратов, чьей родиной была Франция. Не принимая непосредственного участия в пиратских рейдах направленных против англичан и испанцев, Вассер между тем получал львиную долю всей добычи. Причиной тому был остров Тортуга (нынешний Гаити), превращенный этим талантливым инженером в неприступную крепость и ставшей прибежищем для пиратствующих элементов. Ходит легенда, что за годы управления островом, он скопил более 235 миллионов фунтов стерлингов. Но его испортившийся со временем характер, сыграл с ним злую шутку, в результате которой, он стал пищей для акул. Золото же, не найдено до сих пор, осталось спрятанным где-то на островах посреди мирового океана.

7 Уильям Дампир (1651-1715)


Не смотря на то, что основным занятием Уильяма Дамира, было пиратство, его также считают отцом современной океанографии. Это объясняется тем, что он не только пиратствовал, но и описывал все свои путешествия и то, что с ними было связанно. Результатом этого, стала книга, названная «Новым путешествием вокруг света».

8 Чжен Ши (1785-1844)


«Ночная бабочка», ставшая вначале женой, а затем вдовой знаменитого пирата Чжен И., Она унаследовала после смерти мужа более 400 судов, бывших грозой торгового флота Китая. На судах была введена строжайшая дисциплина, положившая конец таким пиратским вольностям, как грабеж союзников и насилие над пленными. Кроме того, Чжен Ши, известна в истории как содержательница публичных домов и покровительница азартных игр.

9 Арудж Барбаросса (1473-1518)


Сын гончара. Его родиной был остров Лесбос. Вероятно потому, что он не нашел на нем своей большой любви, а может быть, из-за захвата острова турками, Барбаросса в 16 лет становится пиратом. Спустя 4 года, он заключает договор с властями Туниса, согласно которому, он может создать на одном из островов свою базу, а взамен, делится процентом от прибыли. Вскоре он становится султаном Алжира. Однако в результате столкновения с испанцами, он был убит. Его приемником стал младший брат, известный как Барбаросс Второй.

10 Эдвард Тич (1680–1718)


Это имя не спроста пугало английское и французское правительство. Благодаря своей отваге и жестокости, Тич скоро стал одним из самых страшных пиратов действующих в районе Ямайки. К 1718 году, под его руководством сражалось более 300 человек. Врагов приводило в ужас лицо Тича, практически полностью закрытое черной бородой, в которой дымились вплетенные в нее фитили. В ноябре 1718 года, Тич был настигнут английским лейтенантом Мейнардтом и после непродолжительного суда, был вздернут на рее. Именно он стал прообразом легендарного Джетроу Флинта, из «Острова сокровищ».

Джон Рэкхем, он же - Калико Джек (21 декабря 1682 -18 ноября 1720) - авторитетный пират, который стал знаменит благодаря нескольким своим примечательным деяниям.

Прежде всего, Рэкхем осмелился бросить вызов капитану Чарльзу Вейну, известному своей беспримерной жестокостью. Кроме того, он был связан особыми отношениями с двумя легендарными женщинами‑пиратами своего времени - Энн Бонни и Мэри Рид. Обе они - в нарушение всех обычаев - служили у него на корабле, причем Энн Бонни была отнята Рэкхемом у супруга. Вдобавок Рэкхем изобрел пиратский флаг собственного дизайна, который впоследствии получил невероятное распространение. Ну и наконец стоит сказать о том, что хоть Рэкхем пиратствовал и недолго, но захватил добычи примерно на $ 1,5 миллиона, что и позволило ему войти в «золотую двадцатку» пиратов. Джон Рэкхем по прозвищу Ситцевый Джек (он получил его за свое пристрастие к ситцевым одеяниям) впервые упоминается в истории в качестве квартирмейстера на судне ужасного Чарльза Вейна. По всей видимости, Рэкхем попал к Вейну, когда пиратская эскадра оставила остров Нью‑Провиденс. Вейн предпочитал пиратствовать, мирная жизнь была не по нем. Впрочем, сам Рэкхем тоже всегда мечтал о судьбе грабителя морей. Мгновенно завоевав доверие самого Вейна и найдя общий язык с командой, Джон Рэкхем вскоре был назначен квартирмейстером. В его обязанности входило соблюдать интересы команды и помогать капитану управлять эскадрой. Как он обнаружил впоследствии, Чарльз Вейн не только страшно издевался над пленниками, но еще и постоянно обирал свою собственную команду. Причем капитан пиратов предпочитал атаковать лишь в том случае, если был абсолютно уверен в победе. Это очень не нравилось команде.

Последней каплей стало намеренное нежелание Вейна нападать на богатый французский корабль. Команда взбунтовалась и выбрала новым капитаном Джона Рэкхема.

Стид Бонне (1688 - 10 декабря 1718 г.) - маститый британский пират, еще один из «золотой двадцатки», кто принял насильственную смерть. Он грабил корабли в Атлантическом океане и, конечно же, в Карибском море. Помимо своих успешных рейдов, принесших ему изрядную добычу, Бонне вошел в историю как корсар, не побоявшийся войти в конфликт с самим Эдвардом «Черной Бородой» Тичем, пиратом из пиратов! Кроме того, он, пожалуй, единственный, кто, будучи преуспевающим плантатором, вдруг решил связать свою жизнь с грабителями морей.

Стид Бонне родился в городе Бриджтаун на Барбадосе в респектабельной и богатой английской семье Эдварда и Сары Бонне, крестивших своего младенца 29 июля 1688 года. После кончины в 1694 году своего почтенного родителя, Стид Бонне в шестилетнем возрасте стал наследником всего семейного состояния. Процветание семьи Бонне, к слову сказать, зиждилось на умелом управлении плантациями, занимавшими площадь свыше 400 акров (примерно 1,6 км²).

Стид Бонне получил очень неплохое образование - достаток вполне позволял ему это. Когда Стид достиг 21 года, он предпринял два весьма серьезных шага. Во‑первых, он покончил со своей холостяцкой жизнью и женился. Его избранницей стала некая Мэри Алламби. Их свадьба состоялась 21 ноября 1709 года. Впоследствии у Стида и Мэри родилось четверо детей: трое мальчиков (Алламби, Эдвард и Стид) и одна девочка, Мэри. Старший сын Стида Бонне Алламби умер рано; его кончина произошла в 1715 году.

Во‑вторых же, Бонне решил научиться держать оружие в руках, для чего поступил в ряды муниципальной милиции. Он достаточно быстро дослужился до чина майора. Некоторые историки допускают, что стремительным ростом карьеры Бонне был обязан своему статусу крупного землевладельца; всем прекрасно было известно о том, что на его плантациях использовался труд рабов. А среди основных функций милиции на первом месте стояло подавление восстаний рабов.

Таким образом, Стид Бонне преуспевал как плантатор, способствовал поддержанию порядка и планировал семейную жизнь на годы вперед.

Невероятные факты

Черная Борода

Эдвард Тич (Edward Teach), известный как Черная Борода, установил террор на Карибском море, который продолжался с 1716 по 1718 гг.

Моряк начал свою деятельность как капер, сражаясь за Англию во время войны за испанское наследство, оттачивая свое мастерство в качестве морского разбойника, прежде чем перейти к пиратству.

Будучи ожесточенным бойцом, Черная Борода был известен как своим особым стилем захвата кораблей, так и огромной гривой волос.


Энн Бонни (Anne Bonny)

Самая известная в истории женщина-пират была такая же устрашающая, как и ее коллеги-мужчины, а кроме того, она была очень умна и образованна.

Дочь владельца плантаций, Энн оставила свое устроенную жизнь в начале 1700-х годов и пошла покорять моря.

Они присоединилась к экипажу корабля Калико Джека Рэкхэма (Calico Jack Rackham), переодевшись мужчиной, но по легенде была спасена от смертной казни после того, как команду захватили, поскольку была беременна.


Капитан Сэмюэль Беллами (Samuel Bellamy)

Несмотря на то, что он умер в очень молодом возрасте (ему было всего 28 лет), "Черный Сэм" сделал себе имя после того, как захватил несколько судов, в том числе и Whydah Gally, корабль, который был полон золота, серебра и другим ценным товаром. Беллами сделал это судно своим в 1717 году, но на нем же он пошел ко дну во время шторма в том же году.


Цзинь Ши (Ching Shih)

Золотой век пиратства не обошел стороной и Китай, а женщины на борту или даже у руля не были редкостью.

С 1801 года ее "карьера" развивалась очень стремительно, и она стала одним из мощнейших женских капитанов, а, в конце концов, командиром флота, численностью в 2000 судов и 70000 матросов.

Считается, что ключом успеха Цзинь была железная дисциплина, царившая на ее судах.


Бартоломью Робертс (Bartholomew Roberts)

"Черный" Барт Робертс был одним из самых успешных пиратов Золотого века, "патрулируя" воды у берегов Африки и островов Карибского бассейна.

Менее, чем за четыре года, он захватил 400 кораблей.

Барт был очень хладнокровным и редко оставлял на захватываемых судах кого-либо в живых, поэтому его активно разыскивали британские власти. Погиб он в море.


Капитан Кидд

Пират или капер? Шотландский моряк Уильям Кидд (William Kidd) известен громкими судебными разбирательствами с британским правительством относительно его жесточайших преступлений и пиратских нападений.

Тем не менее, до сих пор оспаривается правдивость этого утверждения. Как утверждают некоторые современные историки, Кидд действовал согласно выданному ему каперскому патенту и не нападал на союзные корабли.

Тем не менее, он был повешен в 1701 году. Слухи о местонахождении огромных сокровищ, спрятанных им, по сей день будоражат умы многих любителей приключений.


Генри Морган (Henry Morgan)

Будучи настолько популярным, что в его честь назвали ром, капитан Морган в начале служил в качестве капера в Карибском море, затем стал пиратом, а в середине 1600-х годов лихо сеял хаос в "золотой" испанской колонии Панама-сити.

Он также известен как один их немногих пиратов, которым удалось "уйти на пенсию".


Калико Джек (Calico Jack)

"Пионер флага Веселого Роджера" Калико Джек Ракхем был пиратом Карибского моря, у которого было несколько эпических имен, но известен он проводимой ассоциацией с Энн Бонни, а также своей классической пиратской смертью.

Захваченный на Ямайке в 1720 году, Ракхем был повешен, облит смолой и подожжен для того, чтобы показать, что будет с каждым пиратом. Сейчас место, где произошло это событие, называется Кей Ракхем.


Сэр Фрэнсис Дрейк (Francis Drake)

Благородный для одних и преступник для других, Дрейк проводил время в период между поражением испанской армады в 1588 году и кругосветным путешествием, активно занимаясь пиратством и работорговлей в Карибском бассейне.

Захваты, которые он осуществлял, особенно нападения на испанские колонии в Центральной Америке, считались одними из самых богатых по количеству добытого за всю историю пиратства.


Братья Барбаросса

Такие имена, как Ару и Хизир вряд ли покажутся вам знакомыми, но прозвище, данное турецким корсарам европейцами – Барбаросса (рыжая борода) – вероятно, вызывают в воображении образы жестких и суровых моряков на Средиземном море.

В 16 веке, используя Северную Африку в качестве базы, братья Барбаросса напали на несколько прибрежных городов и стали одними из самых влиятельных людей области.


Пик морских разбоев пришёлся на XVII век, когда Мировой Океан был ареной борьбы между Испанией, Англией и некоторыми другими набирающими обороты европейскими колониальными державами. Чаще всего пираты зарабатывали на жизнь самостоятельными преступными грабежами, однако некоторые из них оказывались на государственной службе и целенаправленно наносили вред иностранному флоту. Ниже представлен список десяти самых известных пиратов в истории.

1. Уильям Кидд

Уильям Кидд (22 января 1645 - 23 мая 1701) - шотландский моряк, который был осуждён и казнён за пиратство после возвращения из плавания в Индийский океан, где должен был охотиться на пиратов. Считается одним из самых жестоких и кровожадных морских разбойников семнадцатого века. Герой многих таинственных рассказов. Некоторые современные историки, например, сэр Корнелиус Нил Далтон, считают его пиратскую репутацию несправедливой.

2. Бартоломью Робертс

Бартоломью Робертс (17 мая 1682 - 17 февраля 1722) - валлийский пират, который за два с половиной года ограбил около 200 кораблей (по другой версии 400 кораблей) в окрестностях Барбадоса и Мартиники. Известен, прежде всего, как противоположность традиционному образу пирата. Он всегда был хорошо одет, имел изысканные манеры, ненавидел пьянство и азартные игры, хорошо обходился с экипажем захваченных им кораблей. Был убит пушечной картечью во время боя с британским военным кораблём.

3. Чёрная Борода

Чёрная Борода или Эдвард Тич (1680 - 22 ноября 1718) - английский пират, промышлявший в Карибском море в 1716–1718 годах. Ему нравилось вселять ужас в своих врагов. Во время битвы Тич вплетал в бороду зажигательные фитили и в клубах дыма, как сатана из ада, врывался в ряды противника. Из-за необычной внешности и эксцентричного поведения, история сделала его одним из самых известных пиратов, несмотря на то, что его «карьера» была довольно короткой, а успешность и масштабы деятельности - гораздо меньшими, по сравнению с другими его коллегами из данного списка.

4. Джек Рэкхем

Джек Рэкхем (21 декабря 1682 - 17 ноября 1720) - английский пират, прославившийся, прежде всего тем, что в его команду входили ещё два не менее известных корсара, женщины-пираты Энн Бонни по прозвищу «повелительница морей» и Мэри Рид.

5. Чарльз Вейн

Чарльз Вейн (1680 - 29 марта 1721) - английский пират, который грабил корабли в период с 1716 по 1721 года в водах Северной Америки. Прославился своей крайней жестокостью. Как твердит история, Вейн не придавался таким чувствам, как сострадание, жалость и сочувствие, он с лёгкостью нарушал свои же обещания, не уважал других пиратов и вовсе не считался ни с чьим мнением. Смыслом его жизни была лишь добыча.

6. Эдвард Инглэнд

Эдвард Инглэнд (1685 - 1721) - пират, действующий у побережья Африки и в водах Индийского океана с 1717 по 1720 год. От других пиратов того времени он отличался, тем что не убивал пленных, без крайней необходимости. В конечном счёте, это привело к тому, что его команда подняла бунт, когда он отказался убить моряков из очередного захваченного английского торгового корабля. Впоследствии Инглэнд был высажен на Мадагаскаре где какое-то время выживал, занимаясь попрошайничеством, и в итоге умер.

7. Сэмюэл Беллами

Сэмюэл Беллами по прозвищу Чёрный Сэм (23 февраля 1689 - 26 апреля 1717) - великий английский моряк и пират, промышлявший в начале XVIII века. Хотя его карьера длилась чуть больше года, он и его команда захватили, по меньшей мере, 53 корабля, что сделало Чёрного Сэма самым богатым пиратом в истории. Беллами был также известен своей милостью и щедростью по отношению к тем, кого он захватил в своих рейдах.

8. Саида аль-Хурра

Саида аль-Хурра (1485 - около 14 июля 1561) - последняя королева Тетуана (Марокко), правившая между 1512–1542 годами, пират. В союзе с османским корсаром Аруджем Барбароссой из Алжира аль-Хура контролировала Средиземное море. Прославилась, своей борьбой против португальцев. По праву считается одной из наиболее выдающихся женщин исламского запада современной эпохи. Дата и точные обстоятельства её смерти неизвестны.

9. Томас Тью

Томас Тью (1649 - сентябрь 1695) - английский капер и пират, совершивший всего лишь два крупных пиратских путешествия, путём позже известным как «Пиратский круг». Был убит в 1695 году при попытке ограбить могольский корабль «Фатех Мухаммад».

10. Стид Боннет

Стид Боннет (1688 - 10 декабря 1718 года) - выдающийся английский пират, по прозвищу «пиратский джентльмен». Интересно, что прежде чем Боннет обратился к пиратству, он был довольно богатым, образованным и уважаемым человеком, владеющим плантацией на Барбадосе.

11. Мадам Ши

Мадам Ши, или госпожа Чжэн - одна из самых известных в мире женщин-пиратов. После смерти мужа унаследовала его пиратскую флотилию и поставила морской разбой на широкую ногу. Под ее началом находилось две тысячи судов и семьдесят тысяч людей. Командовать целой армией ей помогала жесточайшая дисциплина. Например, за самовольную отлучку с корабля провинившийся лишался уха. Не все подчиненные мадам Ши были довольны таким положением дел, и один из капитанов однажды поднял бунт и перешел на сторону властей. После того как могущество мадам Ши было ослаблено, она пошла согласилась на перемирие с императором и впоследствии дожила до преклонных лет на свободе, управляя публичным домом.

12. Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк - один из самых известных пиратов в мире. Собственно, он был не пиратом, а корсаром, действовавшим на морях и океанах против вражеских кораблей по специальному разрешению королевы Елизаветы. Опустошая побережья Центральной и Южной Америки, он несметно разбогател. Дрейк совершил немало великих деяний: открыл пролив, который назвал в свою честь, под его командованием британский флот разгромил Великую Армаду. С тех самых пор один из кораблей английского военно-морского флота носит имя знаменитого мореплавателя и корсара Фрэнсиса Дрейка.

13. Генри Моргана

Список самых знаменитых пиратов будет неполным без имени Генри Моргана. Несмотря на то что родился он в зажиточной семье английского землевладельца, с юности Морган связал свою жизнь с морем. Он нанялся на один из кораблей юнгой и вскоре был продан в рабство на Барбадосе. Ему удалось перебраться на Ямайку, где Морган присоединился к шайке пиратов. Несколько удачных походов позволили ему с товарищами приобрести судно. Моргана выбрали капитаном, и это было удачным решением. Через несколько лет под его началом находилось 35 кораблей. С таким флотом ему удалось за день захватить Панаму и сжечь весь город. Поскольку действовал Морган в основном против испанских кораблей и проводил активную английскую колониальную политику, после его ареста пират не был казнен. Напротив, за оказанные Британии услуги в борьбе против Испании Генри Морган получил должность вице-губернатора Ямайки. Умер знаменитый корсар в возрасте 53 лет от цирроза печени.

14. Эдвард Тич

Эдвард Тич, или Черная Борода - один из самых известных пиратов в мире. Его имя слышал практически каждый. Жил и занимался морским разбоем Тич в самый расцвет золотого века пиратства. Поступив на службу в возрасте 12 лет, он получил ценный опыт, который затем пригодился ему в будущем. По мнению историков, Тич участвовал в войне за испанское наследство, а после ее окончания сознательно решил стать пиратом. Слава безжалостного флибустьера помогала Черной Бороде захватывать судна без применения оружия - увидев его флаг, жертва сдавалась без боя. Веселая жизнь пирата продолжалась недолго - Тич погиб в ходе абордажного боя с преследовавшим его британским военным судном.

15. Генри Эвери

К самым известным пиратам в истории относится Генри Эвери по прозвищу Долговязый Бен. Отец будущего знаменитого буканьера был капитаном британского флота. С детства Эвери грезил морскими путешествиями. Свою карьеру на флоте он начал юнгой. Затем Эвери получил назначение первым помощником на корсарский фрегат. Команда корабля вскоре подняла восстание, и первый помощник был провозглашен капитаном пиратского судна. Так Эвери стал на путь пиратства. Прославился тем, что захватил корабли индийских паломников, направляющихся в Мекку. Добыча пиратов была неслыханной по тем временам: 600 тысяч фунтов и дочь Великого Могола, на которой впоследствии Эвери официально женился. Как закончилась жизнь знаменитого флибустьера, неизвестно.

16. Амаро Парго

Амаро Парго - один из самых знаменитых флибустьеров золотого века пиратства. Парго занимался перевозкой рабов и заработал на этом состояние. Богатство позволяло ему заниматься благотворительностью. Дожил до почтенного возраста.

17. Арудж Барбаросса

Известный могущественный пират из Турции. Ему были свойственны жестокость, безжалостность, любовь к издевательствам и казням. Пиратским делом занимался вместе с братом Хаиром. Пираты Барбаросса были грозой всего Средиземноморья. Так, в 1515 году все Ажирское побережье было под властью Аруджа Барбароссы. Бои под его командованием были изощренными, кровавыми и победоносными. Погиб Арудж Барбаросса во время боя, окруженный войсками противников в Тлемсене.

18. Уильям Дампир

Мореплаватель из Англии. По призванию был исследователем и первооткрывателем. Совершил 3 кругосветных путешествия. Пиратом стал для того, чтобы иметь средства для занятия своей исследовательской деятельностью — изучением направления ветров и течений в океане. Уильям Дампир автор таких книг, как «Путешествия и описания», «Новое путешествие вокруг света», «Направление ветров». Его именем назван архипелаг в Северо-Западном побережье Австралии, а также пролив между западным побережьем Новой Гвинеи и островом Вайгео.

19. Грейс О’Мейл

Женщина пират, легендарный капитан, леди удачи. Ее жизнь была полна красочных приключений. Грейс обладала героической отвагой, небывалой целеустремленностью и высоким талантом пиратского дела. Для врагов она была кошмаром, для приверженцев объектом восхищения. Несмотря на то что, у нее было трое детей от первого брака и 1 ребенок от второго, Грейс О’Мейл продолжала свое любимое дело. Ее деятельность была настолько успешной, что сама королева Елизавета І предложила Грейс служить ей, на что получила решительный отказ.

20 . Энн Бонни

Энн Бонни, одна из немногих женщин, которые преуспели в пиратстве, выросла в богатом особняке и получила хорошее образование. Однако когда отец решил выдать ее замуж, она сбежала из дому с простым моряком. Спустя некоторое время Энн Бонни познакомилась с пиратом Джеком Рэкхемом и он взял ее на свой корабль. По рассказам очевидцев, в смелости и умении драться Бонни не уступала мужчинам-пиратам.

Невероятные факты о пиратах

1. В XVIII веке Багамы были раем для пиратов

Багамские острова, сегодняшний респектабельный курорт, и его столица — город Нассау, когда-то были столицей морского беззакония. В XVII веке на Багамах, формально принадлежавших британской короне, не было губернатора, и бразды правления с головностью взяли в свои руки пираты. В то время на Багамах проживало больше тысячи морских разбойников, а в гаванях острова швартовались эскадры самых знаменитых пиратских капитанов. Город Нассау пираты предпочитали называть на свой лад Чарльзтауном. Мир на Багамы вернулся лишь в 1718-м, когда британские войска, высадившись на Багамах, вернули себе контроль над Нассау.

2. «Веселый Роджер» — вовсе не единый флаг пиратов

«Веселый Роджер» — черный флаг с черепом и костями — часто называют главным пиратским символом. Но это не совсем так. Он, скорее, самый известный и зрелищный. Однако использовали его не так часто, как принято считать. В качестве пиратского флага он появился лишь в XVII веке, то есть, уже на излете золотой эры пиратства. И пользовались им отнюдь не все пираты, поскольку каждый капитан сам решал, под каким флагом ему совершать набеги. Так что, наряду с «веселым Роджером», существовали десятки пиратских флагов, и череп с костями среди них вовсе не выделялся особой популярностью.

3. Зачем пираты носили серьги?

Книги и фильмы не врут: пираты почти поголовно носили серьги. Они даже были частью пиратского ритуала посвящения: молодые пираты получали серьгу при первом пересечении экватора или переходе через мыс Горн. Дело в том, что среди пиратов бытовало убеждение, будто бы серьга в ухе помогает сохранить зрение и даже способствует излечению слепоты. Именно это пиратское суеверия привело к массовой моде на сережки среди морских разбойников. Некоторые даже пытались использовать их по двойному назначению, накладывая на серьгу заклятие от утопления. Также серьга, снятая с уха убитого пирата, могла гарантировать усопшему достойные похороны.

4. Женщин-пиратов было немало

Как ни странно, женщины в пиратских командах были не таким уж редким явлением. Даже женщин-капитанов было не так уж мало. Самые известные из них — китаянка Ченг И Сао, Мэри Рид и, конечно же, знаменитая Энн Бонни. Энн родилась в семье состоятельного ирландского юриста. Родители с ранних лет одевали ее, как мальчика, чтобы она могла помогать отцу в оисе в качестве клерка. Скучная жизнь помощника адвоката не прельщала Энн, и она бежала из дома, прибившись к пиратам и быстро став капитаном благодаря своей решительности. По слухам, Энн Бонни отличалась вспыльчивым характером и частенько побивала своих помощников, если те пытались оспорить ее мнение.

5. Почему среди пиратов так много одноглазых?

Каждый, кто смотрел кино про пиратов, наверняка хоть раз задумался: почему среди них так много одноглазых? Повязка на глазу долгое время оставалась непременной частью пиратского имиджа. Однако пираты носили ее вовсе не потому, что у них поголовно не хватало глаза. Просто она была удобна для быстрого и более точного прицеливания в бою, а надевать ее к сражению было слишком долго — комортнее было носить ее, не снимая.

6. На пиратских кораблях действовала жесткая дисциплина

Пираты могли творить любые непотребства на берегу, но на борту пиратских кораблей царила строгая дисциплина, — ведь от нее зависела жизнь морских разбойников. Каждый пират, поступая на корабль, подписывал с капитаном контракт, оговаривавший его права и обязанности. Главными обязанностями было беспрекословное подчинение капитану. Даже обратиться напрямую к командиру простой пират не имел права. Это мог сделать по настоянию матросов лишь назначенный представитель команды — как правило, боцман. Кроме того, контрактом строго определялась получаемая пиратом часть добычи, а за попытку утаить захваченное полагалась немедленная казнь — это делалось, чтобы избежать кровавых разборок на борту.

7. Среди пиратов были представители всех слоев общества

Среди морских разбойников были не только бедняки, ушедшие в море за отсутствием иных средств к существованию, или беглые преступники, вовсе не знавшие возможности легального заработка. Были среди них и люди из богатых и даже знатных семей. Например, известнейший пират Уильям Кидд — капитан Кидд — был сыном шотландского дворянина. Изначально он был офицером британского военно-морского флота и охотником за пиратами. Но врожденная жестокость и страсть к приключениям толкнули его на другую стезю. В 1698 году под прикрытием французского флага Кидд захватил британский купеческий корабль, груженый золотом и серебром. Когда первый же приз оказался столь впечатляющим — мог ли Кидд отказаться от продолжения карьеры?

8. Зарытые пиратские сокровища — это легенды

Легенд о закопанных пиратских кладах существует множество — гораздо больше, чем самих кладов. Из знаменитых пиратов лишь об одном достоверно известно, что он действительно закопал сокровища — это сделал Уильям Кидд, надеясь использовать их как выкуп, если его поймают. Ему это не помогло — после поимки он был тут же казнен как пират. Обычно же пираты не оставляли после себя больших состояний. Расходы пиратов были велики, команды — многочисленны, а за каждым членом команды, включая и капитана, наследовал кто-то из его друзей-сослуживцев. При этом, понимая, что их век недолог, пираты предпочитали сорить деньгами, а не прятать их в видах весьма ненадежного будущего.

9. Прогулка по рее была редким наказанием

Если судить по фильмам, самым распространенным способом казни у пиратов была «прогулка по рее», когда человека со связанными руками заставляли идти по тонкой рее, пока он не свалится за борт и не утонет. На самом деле, такое наказание было редкостью и применялось лишь к заклятым личным врагам — чтобы увидеть их страх или панику. Традиционным наказанием было «протаскивание под килем», когда наказанного за непослушание пирата или строптивого пленного с помощью веревок спускали за борт и протаскивали под днищем корабля, вытаскивая с обратной стороны. Хороший пловец в ходе наказания запросто мог не захлебнуться, однако тело наказанного оказывалось так изрезано ракушками. облепившими днище, что выздоровление занимало долгие недели. Наказанный запросто мог умереть, причем, опять-таки, скорее от ран, чем от утопления.

10. Пираты ходили по всем морям

После фильма «Пираты Карибского моря» многие считают, что гнездом мирового пиратства были моря Центральной Америки. На самом деле, пиратство было равно распространено во всех регионах — от Британии, чьи каперы, пираты на королевской службе, наводили ужас на европейские суда, до Юго-Восточной Азии, где пиратство оставалось реальной силой вплоть до ХХ века. А уж набеги северных народов на города Древней Руси по рекам были самыми настоящими пиратскими рейдами!

11. Пиратство как способ заработать на жизнь

В трудные времена многие охотники, пастухи и лесорубы уходили в пираты не за приключениями, а за банальным куском хлеба. Это в особенности касалось жителей стран Центральной Америки, где в XVII-XVIII веках шла нескончаемая битва европейских держав за колонии. Постоянные вооруженные стычки лишали людей не только работы, но и дома, а морское дело жители приморских поселений знали с детства. Вот и уходили они туда, где у них был шанс быть сытым и не слишком задумываться о завтрашнем дне.

12. Далеко не все пираты были людьми вне закона

Государственное пиратство — феномен, существовавший с древних времен. Берберские корсары служили Османской империи, дюнкерские каперы состояли на службе у Испании, а Британия в эпоху владычества над океаном держала целый флот каперов — военных судов, захватывавших торговые корабли противника, — и корсаров — частных лиц, занимающихся тем же промыслом. Несмотря на то, что государственные пираты занимались тем же ремеслом, что их вольные собратья, разница в их положении была огромной. Захваченные в плен пираты подлежали немедленной казни, тогда как корсар с соответствующим патентом мог рассчитывать на статус военнопленного, скорый выкуп и государственную награду — подобно Генри Моргану, получившему за корсарскую службу пост губернатора Ямайки.

13. Пираты существуют и сегодня

Сегодняшние пираты вместо абордажных сабель вооружены современными автоматами, а парусным судам предпочитают современные скоростные катера. Однако действуют они столь же решительно и безжалостно, что их древние предшественники. Аденский залив, Малаккский пролив и прибрежные воды острова Мадагаскар считаются самыми опасными местами с точки зрения нападения пиратов, и гражданским судам не советуют заходить туда без вооруженного конвоя.

7 самых страшных пиратов в истории

С появлением знаменитого Джека Воробья пираты превратились в эдаких мультяшных персонажей современной поп-культуры. И оттого легко забыть, что настоящие морские разбойники были более грозными, чем их голливудская пародия. Это были жестокие массовые убийцы и рабовладельцы. Одним словом, это были пираты. Настоящие пираты, а не жалкие карикатуры. О чём свидетельствует следующее…

1. Франсуа Олоне

Французский пират Франсуа Олоне всем сердцем ненавидел Испанию. В начале своей пиратской карьеры Олоне чуть не погиб от рук испанских мародёров, но вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и стать, скажем, фермером, он решил посвятить себя охоте на испанцев. Своё отношение к этому народу он ясно выразил после того, как обезглавил всю команду попавшегося ему на пути испанского корабля за исключением одного-единственного человека, которого отправил к своим собратьям передать следующие слова: «С этого дня и впредь ни один испанец не получит от меня ни цента».

Но это были только цветочки. Учитывая то, что произошло дальше, можно сказать, что обезглавленные испанцы ещё легко отделались.

Заработав репутацию головореза, Олоне собрал под своё командование восемь пиратских кораблей и несколько сотен человек и отправился терроризировать побережье Южной Америки, уничтожая испанские города, захватывая корабли, направлявшиеся в Испанию, и вообще доставляя сильную головную боль этому государству.

Тем не менее удача резко отвернулась от Олоне, когда он возвращаясь с очередного рейда на побережье Венесуэлы, угодил в засаду превосходивших его по численности испанских солдат. Тут и там гремели взрывы, пираты взлетали на куски, и Олоне с трудом удалось сбежать из этой мясорубки, попутно захватив в плен нескольких заложников. Но на этом его трудности не заключались, ибо Олоне и его команде ещё необходимо было уйти живыми с вражеской территории и не напороться на ещё одну засаду, которую они уже просто не отбили бы.

Что же сделал Олоне? Он достал саблю, полоснул по груди одного из испанских заложников, вытащил его сердце и «впился в него зубами, как жадный волк, говоря остальным: «Вас ждёт то же, если вы не покажете мне выход».

Запугивание сработало, и скоро пираты оказались вне опасности. Если же вам любопытно, что произошло с головами обезглавленных испанцев, о которых мы упоминали раньше… что ж, скажем так: целую неделю пираты питались как короли.

2. Жан Лафит

Несмотря на женоподобное имя и французское происхождение Жан Лафит был настоящим королём пиратов. У него был собственный остров в Луизиане, он грабил корабли и провозил контрабандой украденное добро в Новый Орлеан. Лафит был столь успешен, что когда губернатор Луизианы предложил за его поимку $300 (в те времена 300 баксов составляли половину бюджета страны), пират в ответ предложил $1,000 за поимку самого губернатора.

Газеты и власти рисовали Лафита опасным и жестоким преступником и массовым убийцей, эдаким Усамой бен Ладеном 1800-х, если хотите. Судя по всему слава о нём пересекла Атлантический океан, так как в 1814 году Лафиту было передано письмо, подписанное лично королём Георгом III, который предлагал пирату британское гражданство и земли, если он встанет на их сторону. Также он обещал, что не станет уничтожать его маленький островок и продавать его по кусочкам. Лафит попросил дать ему несколько дней на раздумья… а сам тем временем поспешил прямиком в Новый Орлеан, чтобы предупредить американцев о наступлении англичан.

Так что, может, Соединённым Штатам Жан Лафит был и не по душе, зато Лафиту Соединённые Штаты были как родные.

Пусть он и не был американцем, Лафит относился к новой стране с уважением и даже велел своему флоту не нападать на американские корабли. Одного пирата, ослушавшегося его приказ, Лафит убил лично. Кроме того приватир хорошо относился к заложникам и иногда возвращал их корабли, если они не подходили для пиратского дела. Жители Нового Орлеана считали Лафита чуть ли не героем, так как привозимая им контрабанда позволяла людям покупать вещи, которые они в противном случае не могли себе позволить.

Итак, как же отреагировали американские власти на сообщение о будущем нападении англичан? Они напали на остров Лафита и схватили его людей, так как думали, что он просто-напросто брешит. Лишь только после того, как в дело вмешался будущий президент Эндрю Джексон, отметивший, что Новый Орлеан не готов вынести британскую атаку, власти согласились отпустить людей Лафита при условии, что они согласятся помочь их военно-морскому флоту.

Можно сказать, что только благодаря пиратам американцам удалось отстоять Новый Орлеан, который в противном случае мог стать значительной стратегической победой британцев. В этом городе последние могли собирать свои силы перед нападением на остальную часть страны. Только подумайте: если бы не этот немытый французский «террорист», Штатов сегодня могло бы и не быть.

3. Стивен Декейтер

Стивен Декейтер не подпадает под типичный образ пирата в том плане, что он был достаточно уважаемым офицером ВМФ США. Декейтер стал самым молодым капитаном в истории военно-морского флота, что было бы нелепой выдумкой, не будь это правдой. Он был признан национальным героем, и какое-то время его портрет даже красовался на двадцатидолларовой банкноте.

Как ему удалось добиться такой популярности? Организовав несколько самых эпичных и кровавых рейдов в истории.

Например, когда в 1803 году триполитанские пираты захватили фрегат «Филадельфия», 25-летний Декейтер собрал группу мужчин, переодетых мальтийскими моряками и вооружённых лишь мечами и пиками, и проник во вражескую гавань. Там не потеряв ни единого человека он захватил в плен врагов и подожёг фрегат, чтобы пираты не смогли им воспользоваться. Адмирал Горацио Нельсон назвал этот рейд «самой смелой и дерзкой авантюрой века».

Но это ещё не всё. Позднее возвращаясь после захвата другого судна, команда которого вдвое превосходила по численности команду Декейтера, мужчина узнал, что его брат был смертельно ранен в схватке с пиратами. Несмотря на то, что его команда была сильно утомлена после недавнего рейда, Декейтер развернул судно и погнался за вражеским кораблём, который он вместе с ещё десятью людьми позднее взял на абордаж.

Не обращая внимания на остальных, Декейтер бросился прямиком к человеку, застрелившему его брата, и убил его. Остальные члены команды в итоге сдались. Таким образом за один день молодой человек захватил 27 заложников и убил 33 пирата.

Ему было всего 25 лет.

4. Бен Хорниголд

Бенджамин Хорниголд был императором Палпатином для Чёрной Бороды. В то время как его протеже стал самым известным пиратом в истории, Хорниголд навсегда превратился в сноску в книгах об Эдварде Титче.

Карьеру пирата Хорниголд начал на Багамах; тогда в его распоряжении было всего пара небольших лодок. Однако уже спустя несколько лет Хорниголд плавал на огромном 30-пушечном военном корабле, благодаря которому заниматься морским разбоем ему стало намного проще. Настолько проще, что, судя по всему, приватир стал грабить исключительно ради веселья.

Однажды, к примеру, в Гондурасе Хорниголд взял на абордаж торговое судно, однако всё, что он потребовал у команды - это их шляпы. Своё требование он объяснил тем, что прошлой ночью его команда сильно напилась и потеряла головные уборы. Получив желаемое, Хорниголд сел на свой корабль и уплыл, оставив торговцев при своём товаре.

И это был не единственный случай. В другой раз захваченная Хорниголдом команда матросов рассказала, что пират отпустил их, взяв лишь «немного рома, сахара, порох и боеприпасы».

Увы, его команда, похоже, не разделяла взгляды своего капитана. Хорниголд всегда считал себя «приватиром», нежели пиратом, и чтобы доказать это, отказывался нападать на британские суда. Подобная позиция не нашла поддержки со стороны матросов, и в конечном итоге Хорниголда сместили, и добрая часть его команды и кораблей перешли к Чёрной Бороде. Прежде чем тот лишился головы.

Хорниголд же оставил пиратскую жизнь, принял королевское помилование и встал на другую сторону, занявшись охотой за теми, с кем он когда-то водился.

5. Уильям Дампир

Англичанин Уильям Дампир привык добиваться многого. Не желая довольствоваться статусом первого человека, трижды совершившего кругосветное путешествие, а также признанного автора и учёного исследователя, он имел небольшое дельце на стороне - грабил испанские поселения и расхищал чужие корабли. Всё это во имя науки, разумеется.

Поп-культура упорно пытается заверить нас в том, что все пираты были беззубыми и безграмотными бомжами, но Дампир был явной противоположностью этому: он не только с уважением относился к английскому языку, но и наполнял его новыми словами. Оксфордский английский словарь более тысячи раз ссылается в своих статьях на Дампира, так как именно его перу принадлежат примеры написания таких слов как «барбекю», «авокадо», «палочки для еды» и сотни других.

Дампира признали первым природоведом Австралии, а его вклад в западную культуру просто неоценим. Именно от его наблюдений отталкивался Дарвин, работая над теорией об эволюции, также о нём в хвалебном тоне упоминается в «Путешествиях Гулливера».

Однако самое яркое его достижение касалось не литературы или науки. В 1688 году, когда его первое кругосветное путешествие уже почти подошло к концу, Дампир послал подальше свою команду и высадился где-то на побережье Таиланда. Там он сел на каноэ и сама поплыл домой. К английскому берегу Дампир пристал лишь спустя три года; при нём не было ничего кроме дневника… и татуированного раба.

6. Чёрный Барт

В XVII-XVIII веках плавание на военных или торговых судах было крайне неблагодарным занятием. Условия работы были отвратными, и если вдруг вы разозлили старшего, то наказание, следовавшее за этим, было чрезвычайно жестоким и зачастую приводило к смерти. В следствии этого никто не хотел идти в матросы, поэтому военным и торговцам приходилось в буквальном смысле похищать людей из портов и заставлять их работать на своих судах. Понятное дело, такой способ найма не пробуждал в моряках особой верности делу и своему начальству.

Бартоломью Робертс (или просто «Чёрный Барт») сам стал пиратом вынужденно, что впрочем не делает его хуже других. Робертс работал на судне работорговца, которое захватили пираты. Когда они пригласили моряков присоединиться к ним, он не долго думая, согласился. Хотя существует вероятность, что разбойники ко всему прочему пригрозили убить его, если он не пойдёт с ними. Благодаря своему высокому интеллекту и таланту в навигации Робертс быстро завоевал доверие капитана. Когда же последнего убили, он (к тому моменту проживший с пиратами всего полгода) был избран на его место.

Робертс стал выдающимся пиратом, но, судя по всему, никогда не забывал, откуда пришёл. Взяв на абордаж какое-нибудь судно, он, прежде чем заняться наживой, спрашивал у схваченных матросов, хорошо ли с ними обращались капитан и офицеры. Если на кого-то из командующего состава поступала жалоба, Робертс безжалостно расправлялся с провинившимися. К слову сказать, это практиковали и другие пираты. хотя их наказания носили более изощрённый характер.

Робертс будучи цивилизованным человеком в конце концов вынудил свою команду (ту, что ранее схватила его самого) следовать жёсткому кодексу поведения, состоявшему из 11 пунктов, среди которых были: запрет на азартные игры, запрет на нахождение женщин на борту, отключение света в восемь часов вечера и обязательная стирка грязного постельного белья.

7. Барбаросса

В кино и телепередачах пирата можно считать счастливчиком, если у них есть хотя бы один корабль и команда из пары дюжин человек. Но как оказалось, некоторым настоящим пиратам в жизни повезло куда больше. Так, у турецкого пирата Хайреддина Барбароссы был не только свой собственный флот, но и своё государство.

Барбаросса начинал как самый обычный торговец, но после неудачного политического решения (он поддержал не того кандидата в султаны) был вынужден покинуть Восточное Средиземноморье. Став пиратом, Барбаросса начал атаковать христианские корабли в районе нынешнего Туниса, пока враги не захватили его базу, оставив без крова. Устав от того, что его постоянно отовсюду вышвыривают, Барбаросса основал своё собственное государство, известное как Алжирское регентство (территория современного Алжира, Туниса и части Марокко). Это удалось ему, благодаря союзу с турецким султаном, который в обмен на поддержку снабдил его кораблями и оружием.

April 9th, 2013

Слово «пират» (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру, и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Флибустьер - морской разбойник, преимущественно в XVII веке, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке.

Буканир (буканьер) - морской разбойник, преимущественно в XVI веке, грабивший, как и флибустьер, испанские корабли и колонии в Америке. Обычно таким термином называли ранних карибских пиратов, позже оно вышло из употребления и было заменено «флибустьером».

Капер, корсар, и приватир - частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение неприятельских судов и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. При этом следует иметь в виду, что термин «капер» наиболее раннее, вошло в употребление на средиземноморье еще с (примерно) 800 года до н.э. Термин «корсар» появилось значительно позже, начиная с XIV века н.э., от итальянского «корса» и французского «ла корса». В средневековье употреблялись оба термина. Слово «приватир» появилось еще позже (первое употребление датируется 1664 годом) и пошло от английского «privateer». Часто термином «приватир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, на средиземноморье он не прижился, всякого капера там по-прежнему именовали корсар (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).

Границы были зыбки и если вчера он был буканиром, сегодня стал капером, а завтра может стать обычным пиратом.


Кроме перечисленных выше терминов, появившихся в довольно позднее время, существовали и более древние названия пиратов. Одно из них — тжекеры, обозначавшее близневосточных пиратов в XV-XI веках до нашей эры. Мне встречалось несколько различныйх латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray. В 1186 году до н.э. они фактически завоевали весь Египет* и вели обширный морской разбой вдоль палестинского побережья в течение нескольких столетий. Нынешняя историография полагает, что тжекеры вышли из Киликии, будущей родины грозных киликийский пиратов. Тжекеры довольно подробно описаны в папирусе Венамона. Позднее, (где-то до 1000 года до н.э) тжекеры осели в Палестине, в городах Дор и Тел Зарор (недалеко от нынешнего города Хайфа). Поскольку в еврейских документах они не упоминаются, их, скорее всего, поглотили более многочисленные филистимляне.


Надо иметь в виду одну особенность Древнего Египта: государство было вытянуто вдоль Нила и средиземноморского побережья, от воды оно удалялось не более, чем на 15-25 км, поэтому тот, кто контролировал побережье, контролировал, по существу, всю страну.


Венамон — древнеегипетский путешественник XII века до н.э., жрец храма Амона в Карнаке. Папирус, написанный около 1100 года до н.э. Древние историки довольно часто упоминали о пиратах, но папирус Венамона — это уникальный документ, поскольку представляет собой путевые записки очевидца.


Примерно в V веке до нашей эры в обиход вошло еще одно название пиратов - долопийцы (Dolopians). На сей раз это древнегреческие пираты, основным районом их действий было Эгейское море. Возможно, первоначально проживавшие в северной и центральной части Греции, они поселились на острове Скирос и жили за счет пиратства. Незадолго до 476 года до н.э. группа купцов из северной Греции обвинила долопийцев в том, что те продали их в рабство после разграбления принадлежавшего им корабля с товарами. Купцам удалось бежать, и они выиграли судебный процесс в Дельфах против скирийцев. Когда скирийцы отказались вернуть их собственность, купцы обратились за помощью к Симону, командующему афинским флотом. В 476 году до н.э. военно-морские силы Симона захватили Скирос, изгнали с острова или продали в рабство долопийцев и создали там афинскую колонию.


Из кого же комплектовались ряды пиратов?

По своему составу они не были однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, то есть официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи.Чаще всего пираты действовали неподалеку от берега или среди мелких островов: так проще незаметно подобраться ближе к жертве и проще уйти от погони, в случае какой-нибудь неудачи.


Сегодня нам, избалованным успехами цивилизации и достижениями науки и техники, трудно даже представить себе, как неизмеримо велики были расстояния в век отсутствия радио, телевидения и спутниковой связи, какими далекими казались части света в представлении людей того времени. Корабль уходил из гавани, и связь с ним на много лет прерывалась. Что с ним сталось? Страны разделялись страшнейшими перегородками конкуренции, войн и вражды. Моряк исчезал из страны на несколько десятков лет и поневоле становился бездомным. Возвратившись на родину, он уже не находил никого — родные умерли, друзья забыли, его никто не ждал и никому он не был нужен. Воистину смелы были те люди, рисковавшие собой, пускаясь в неизвестность на хрупких ненадежных (по современным меркам) суденышках!



II. Романисты о пиратах


Сегодня существует вполне устоявшиеся стереотипные представления о пиратах, созданные благодаря художественной литературе. Основоположником современной литературы о пиратах можно назвать Даниэля Дефо, выпустившего три романа о похождениях пирата Джона Эйвери.


Следующим крупным писателем, писавшим также о морских разбойниках, был Вальтер Скотт, опубликовавший в 1821 году роман «Пират», в котором прототипом главного героя капитана Кливленда послужил образ главаря пиратов из романа Даниэля Дефо «Приключения и дела известного капитана Джона Гау».



Дань морю отдали такие известные писатели, как Р.-Л. Стивенсон, Ф. Мариэт, Э. Сю, К. Фаррер, Г. Мелвилл, Т. Майн Рид, Дж. Конрад, А. Конан Дойль, Джек Лондон и Р. Сабатини.


Интересно, что Артур Конан Дойль и Рафаэль Сабатини создали два колоритнейших, диаметрально противоположных друг другу образа пиратских капитанов — Шарки и Блада, объединяющих в себе: первый — худшие качества и пороки, а второй — лучшие рыцарские достоинства реально существовавших предводителей «джентльменов удачи».


Благодаря «помощи» такой именитой плеяды литераторов известнейшие в свое время пиратские капитаны Флинт, Кидд, Морган, Граммон, Ван Доорн и их менее «прославленные», а иногда и просто вымышленные собратья, продолжают свою вторую жизнь на страницах этих книг. Они берут на абордаж испанские галеоны, доверху набитые сокровищами, топят неповоротливые королевские крейсеры и держат в страхе прибрежные города спустя много времени после того, как кое-кого из них настигло правосудие, а иным удалось мирно закончить свой жизненный путь.


Композитор Робер Планкетт написал оперетту «Сюркуф», в которой историческая правда о подлинных делах морского разбойника Сюркуфа уступила место фантазии: красивая судьба бескорыстного моряка Робера и его возлюбленной Ивонны вполне отвечала духу оперетт XIX века.


Сложилось впечатление, что пираты — эдакие непризнанные гении, скитающиеся по морям только благодаря несчастливому стечению обстоятельств. Этому стереотипу мы обязаны, в основном, благодаря Р.Сабатини с его трилогией о капитане Бладе, создавшем, кроме прочего и миф о том, что пираты обладали мощными судами и нападавшими на военные корабли.


На самом деле, совершенно прозаические мотивы заставляли заниматься пиратством.


Иногда — безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Но, так или иначе, пираты преследовали одну лишь цель — личное обогащение. Сохранились документы, показывающие лишенную всякого романтизма сторону пиратства, так сказать, его финансово-организационную сторону. Ремесло пирата было крайне опасным: будучи схваченным «на месте преступления», пиратов вешали не задумываясь. Будучи схваченным на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга. Весьма редки были случаи, когда пираты обладали мощным судном, чаще это были небольшие, но с хорошими мореходными качествами, корабли.

Еще реже были случаи боя пиратского судна с военным кораблем: для пирата это было бессмысленно и чрезвычайно опасно. Во-первых потому, что никаких сокровищ на военном судне нет, зато там есть много пушек и солдат и судно это полностью снаряжено именно к морскому бою. Во-вторых потому, что команда и офицеры этого судна — профессиональные военные, в отличие от пиратов, ставшие на военную стезю волей случая. Не нужен пирату военный корабль: неоправданный риск, почти верное поражение и тогда неминуемая смерь на нок-рее. А вот одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и просто рыбацкая лодка — как раз жертва для пирата. Надо иметь в виду, что мы часто подходим к оценке событий прошедшего времени с точки зрения современного человека. Поэтому нам сложно понять то, что почти до конца XVIII века разница между торговым и пиратским флотами была невелика. В те времена вооружалось практически всякое судно, и бывало так, что мирный торговый корабль, встретив в море собрата, но (предположительно) более слабого по вооружению, брал его на абордаж. Затем пират-купец привозил груз и как ни в чем не бывало продавал его, иногда по сниженной цене.


Пиратские флаги: Эммануила Вейна (вверху) и Эдварда Тича (внизу)

III. Под «Веселым Роджером»


Весьма интересно немного остановиться на пиратских флагах. Общеизвестно, что прозвище пиратского флага — «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Почему такое прозвище?


Начнем не непосредственно с «Веселого Роджера», а с ответа на вопрос, какие вообще флаги вывешивали на кораблях разные страны в разное время?

Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом…» Тем не менее, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их (фр.каперов) существования.


Примерно в то же время, в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских кораблей: красный флаг, мгновенно получивший прозвище «Красный Джек». Так появилось понятие пиратского флага вообще. Нужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно. Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага. Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый — безумство и безудержность гнева, черный — приказ сложить оружие. Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.


Так откуда же пошло прозвище «Веселый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно — Красный Знак), будучи переведенным обратно на английский он превратился в «Jolly Roger» — Веселый Роджер. Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени roger — мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».


Сегодня многие полагают, что «Веселый Роджер» — это черный флаг с черепом и перекрещенными костями. Однако на самом деле многие известные пираты имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как цветом, так и по изображением. Действительно, пиратские флаги существовали и были самые разнообразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, с песочными часами и даже с барашком. Что же касается именно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века.


Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы опускались руки. Этакий «бренд»,

личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как пытаются нарисовать их некоторые писатели. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле пиратское.Вообще, черный флаг уже к середине XVII века являлся отличительным знаком пиратов и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.


Приватирский патент капитана Кидда

Флибустьер или приватир?


В периоды войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли воюющей страны, а сплошь и рядом и нейтральных стран. Пират знал, что, заплатив в казну специальный налог и получив о том соответствующую бумагу — Letter of Marque — Каперское свидетельство, он уже считался капером и не нес ответственности перед законом этого государства до тех пор, пока не нападал на соотечественника, либо союзника.

По окончании войны каперы нередко обращались в обычных пиратов. Недаром многие командиры военных кораблей не признавали никаких каперских патентов и вешали пленных каперов на ноках рей так же, как и прочих пиратов.


На всякого рода патентах хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Кроме Letter of Marque, выдававшегося с XIII века по 1856 год (чтобы быть ближе к датам, скажу, что первое упоминание о таких бумагах относится к 1293 году) и разрешавшее именно и единственно захват вражеского имущества, выписывался также Letter of Reprisal (дословно — документ на возмездие, реприссалию), разрешавший убийство вражеских подданных и захват их имущества. Проще говоря, грабеж. Но не вообще всякому, а лишь тем, кто пострадал от деятельности граждан указанного в документе государства. Бумаг было несколько, поэтому в официальных документах они именуются всегда во множественном числе — letters. Действие бумаг не ограничивалось лишь морским разбоем, но также дозволяло разбой на суше, причем как в мирное, так и в военное время. Почему же reprisal? В переводе с английского, это слово означает возмездие. Дело в том, что средневековые города и поселения были, в большинстве своем, небольшими замкнутыми общностями и считалось естественным направить возмездие против любого из их граждан, который по возвращении домой мог взыскать ущерб с настоящего виновника преступления. Мстителю лишь следовало заручиться соответствующими бумагами — letters.

Выше уже упоминался египетский жрец Венамон. В своем папирусе он описывает собственное путешествие в сирийский город Библ, куда он вез значительное количество золота и серебра для закупки древесины (в Египте древесина практически не производилась и ее импортировали). По дороге туда, когда они зашли в тжекерский город Дор, капитан судна удрал, прихватив с собой почти все деньги Венамона, а тжекерский градоправитель отказался помочь ему в розыске этого капитана. Венамон, тем не менее, продолжил путь и по дороге встретил других тжекеров и каким-то образом ухитрился отнять у них семь фунтов серебра: «Я забираю у вас серебро и буду держать его у себя, пока вы не найдете мои деньги или вора, который их украл». Этот случай можно считать первым документированным случаем репрессалии в морском праве.

Примерно к началу XIV века захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Чтобы стимулировать торговлю, правители государств подписывали соглашения, запрещающие частные акты мести. Например, во Франции после 1485 года подобные бумаги выписывались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Тем не менее, на время боевых действий частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий. Например, в Англии во время войны с Испанией 1585-1603 Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось). Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город. И все же некоторые из новоявленных приватиров начинали нападать не только на испанцев, но и на своих соотечественников англичан. Возможно поэтому английский король Яков I (1603-1625) крайне негативно относился к самой идее таких патентов и вообще их запретил.


Тем не менее, следующий английский монарх Карл I (1625-1649) возобновил продажу лицензий на каперство частным лицам, и более того, предоставил компании «Providence»* давать такие бумаги в неограниченном количестве. Кстати, именно отсюда пошло английское жаргонное выражение Right of Purchase, ныне совершенно вышедшее из употребления. Дословно это выражение означало «право на грабеж», но вся соль здесь была именно в игре слов понятия purchase: дело в том, что это английское слово первоначально означало охоту или преследование животных, но постепенно, в XIII-XVII веках оно вошло в английский морской жаргон и стало означать процесс грабежа, а также захваченное имущество. Сегодня оно утратило сей воинственный смысл и означает «приобретение», в редких случаях «стоимость, ценность».

«Providence» — государственная корпорация, призванная содействовать каперству на островах Тортуга и Провиденс. После захвата острова Провиденс испанцами (1641 г.), компания оказалась по уши в долгах и постепенно захирела.


Кроме указанных документов, с 1650-х по 1830-е годы на средиземноморье существовало, так называемое, Right of Search — Право на обыск. В отличие от большинства пиратов, деятельность берберских корсаров контролировалось их правительством. Чтобы способствовать торговле, некоторые христианские государства заключали мирные соглашения с берберскими правителями. Таким образом, корсары могли легально нападать на корабли отдельных государств, воздерживаясь от атак на дружественные суда.


Морские капитаны держав, подписавших подобный договор, часто брали на свои корабли грузы или пассажиров, враждебных берберским странам. Поэтому во избежание возможного обмана государства, подписавшие упомянутые соглашения, вынуждены были позволить берберским корсарам останавливать и обыскивать свои корабли. Те могли захватывать имущество и пассажиров враждебных держав, если обнаруживали их на борту остановленных кораблей. Однако они должны были оплачивать полную стоимость груза, вверенного капитану, до места его назначения.


Обратная проблема возникала, когда пассажиры и имущество дружественных стран оказывались на захваченном вражеском корабле. Корсары могли конфисковать груз и обратить в рабство команду, но предполагалось, что они должны были освободить пассажиров, находившихся под защитой норм соглашений. Чтобы корсары могли свободно распознать подданных союзнических держав, была создана система пропусков.


Берберские пропуска — довольно любопытное явление! По сути своей это были охранные грамоты, гарантирующие корабль и команду от морского разбоя. Правом выдавать такие документы обладали немногие чиновники. Например, в соответствии с соглашениями от 1662 и 1682 годов между Англией и Алжиром действительными считались только пропуска, выданные лордом Верховным адмиралом или правителем Алжира. Причем договор разделялся на две части затейливым обрезом, одну часть листа оставляли себе, а вторую часть отдавали противоположной стороне. На борт корабля могли подняться лишь два человека для проверки груза и списка пассажиров. Подавляющее большинство корсаров подчинялось этим пропускам, непокорных ждала смертная казнь, хотя в начале (первые 30-40 лет) нарушений было изрядно.


Вообще, понятие «интернационального права» объединяющего все народы, имеет относительно позднее происхождение. В античные же времена законы одного общества распространялись исключительно на его членов. Из-за невозможности распространения действия местных законов за пределами определенных границ греческие города-государства позволяли своим гражданам самим защищать свои интересы от притязаний чужаков. Римское законодательство также проводило четкую границу между гражданами государства, союзниками и населением остального внешнего мира. Однако это различие стало менее значительным после того, как римляне покорили весь средиземноморский регион. В отличие от поздних каперских свидетельств, естественное право на возмездие существовало до тех пор, пока две стороны не заключали специальный договор, регулирующий правовые отношения между этими государствами. Договоры нередко становились своеобразной формой шантажа.


Например, Этолийский Союз* (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности. Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза.


Этолия (Aetolia) — гористая, покрытая лесом местность в центре Греции между Македонией и Коринфским заливом, где различные местные племена объединились в некое подобие федеративного государства — Этолийский Союз. Правительство занималось лишь вопросами войны и внешней политики. В 290 году до н.э. Этолия начала расширять свои владения, включая в свой состав соседние владения и племена в качестве полноправных членов или союзников. К 240 году союз контролировал почти всю центральную Грецию и часть Пелопоннеса. Основным занятием представителей союза было участие в войнах между враждующими империями в качестве наемников. В 192 году до н.э. союз выступил против крепнущего Рима, за что и поплатился, став одной из его провинций.


Современное представление о пиратах

V. Наследие


Разумеется, среди огромного количества безвестных пиратов, были исключения — личности выдающиеся — и о них мы поговорим отдельно.


Известны случаи, когда именно пираты — искусные мореплаватели — становились первооткрывателями новых земель. Многих из них властно манила «муза дальних странствий», и жажда подвигов, приключений нередко брала верх над жаждой наживы, которой они соблазняли своих царственных покровителей в Англии, Испании и Португалии. Не говоря уже о безвестных викингах, побывавших на земле Северной Америки почти за пятьсот лет до открытия ее Колумбом, вспомним хотя бы сэра Френсиса Дрейка — «королевского корсара» и адмирала, совершившего второе после Магеллана кругосветное плавание; открывателя Фолклендских островов Джона Дэвиса; историка и писателя сэра Вальтера Рели и знаменитого этнографа и океанолога, члена Английского королевского общества Вильяма Дампира — трижды обошедшего вокруг Земли.


Однако, если патент на должность капитана галеона «Золотого флота» или «Серебряного флота», перевозивших драгоценности, награбленные в Америке, знатному и богатому дворянину Испании можно было легко купить, то должность капитана пиратского корабля невозможно было приобрести ни за какие деньги. Выдвинуться в среде морских разбойников с их своеобразными, но жестокими законами мог только человек с незаурядными организаторскими способностями. Нет ничего удивительного в том, что люди такого плана всегда волновали воображение писателей, художников и композиторов и становились — часто в идеализированном виде — героями произведений.


В сущности, пираты вели каторжную жизнь, на которую сами себя обрекли. Месяцами питались сухарями и солониной, чаще пили затхлую воду, а не ром, болели тропической лихорадкой, дизентерией и цингой, гибли от ран, тонули во время штормов. Немногие из них умерли дома в своей постели. Поликрата Самосского в 522 году до н.э. распял на кресте персидский сатрап Оройтес, заманивший его в ловушку к себе на континент под предлогом заключения договора о ненападении. Знаменитого когда-то Франсуа Л’Олоне убили, зажарили и съели каннибалы; предводителя витальеров Штертебеккера обезглавили в Гамбурге; сэр Френсис Дрейк умер от тропической лихорадки; сэр Вальтер Рели казнен в Лондоне; Тич убит во время абордажной схватки и его отрубленную голову повесил победитель под бушпритом своего корабля; Робертса сразила попавшая в горло картечь, и противник, отдавая должное его храбрости, опустил в море труп капитана с золотой цепью и усыпанным бриллиантами крестом на шее, с саблей в руке и двумя пистолетами на шелковой перевязи, а затем повесил всех оставшихся пиратов. Эдварда Лоу повесили французы, Вейн казнен на Ямайке, Кидда повесили в Англии, Мери Рид умерла в тюрьме будучи беременной… Стоит ли перечислять дальше?

Знаменитые британские капитаны пиратов Лучшие британские пиратские корабли
Sir Francis Drake — Сэр Френсис Дрейк The Pelican, переименованный the Golden Hind
Sir Walter Raleigh — Сэр Уолтер Рейли The Falcon.
Sir Richard Hawkins — Сэр Ричард Хокинс The Dainty, the Swallow
Sir Martin Frobisher - Сэр Мартин Фробишер The Gabriel
Sir Humphrey Gilbert - Сэр Хемпфри Джилберт Anne Ager, The Raleigh, the Swallow & the Squirrel
Sir John Hawkins — Сэр Джон Хокинс The Victory
Sir Richard Grenville - Сэр Ричард Гренвилл The Revenge, Tiger, Roebuck, Lion, Elizabeth, and DorothyJohn Hawkins

Знаменитые пиратские корабли Капитаны пиратских кораблей
Queen Anne’s Revenge Edward Teach (Blackbeard) — Эдвард Тич
Adventure Galley Captain Kidd - Капитан Кидд
The Revenge Captain John Gow — Капитан Джон Гоу
The William John Rackham (Calico Jack) — Джон Рекхем, Anne Bonney — Энн Бонни& Mary Reade — Мери Рид
Fancy, Pearl, Victory Edward England — Эдвард Ингленд
Fancy Henry Every (Long Ben) — Генри Эвери
Royal James Ignatius Pell — Игнатиус Пелл
Royal Fortune, Great Fortune & Great Ranger Bartholomew Roberts (Black Bart) — Бартоломью Робертс
Liberty and the Amity Thomas Tew — Томас Тью
Delivery George Lowther Delivery - Джордж