Занимательные уроки для младших школьников. Психологическое занятие для детей начальной школы по развитию внимания

Ольга Пономарева
Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Занятие 1 : “Я и Мое тело”

Занятие 2 : “Я и Мой язык”

Занятие 3 : “Я и Мой Язык”

Занятие 4 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 5 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 6 : “Я и Я”

Занятие 7 : “Я и Я”

Занятие 8 : “Я и Другие”

Занятие 9 : “Я и Другие”

Занятие 10 : “Я и Другие”

Литература

Пояснительная записка

Ценность младшего школьного возраста заключается в глубоких изменениях, происходящих в психологическом облике младшего школьника , свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе . В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст -это период позитивных изменений и преобразований, научить детей принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Идеей программы "Жить в мире с собой и другими" является идея мира и ненасилия, в общении, формирование личностных качеств детей, их духовного слоя, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества .

Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Непонимание другого-причина страха, отчужденности, враждебности.

Проводя занятия , необходимо научить детей оценивать себя, правильно понимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку, делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного "Я". Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность "увидеть" рядом другого человека с присущими ему внешними и внутренним миром.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, этому на занятиях отводится особое место.

Цель программы - формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи :

1. Обучение детей пониманию себя и умению "жить в мире с собой".

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

3. Развитие открытости и мужества выражать свое отношение к другим людям без насилия.

4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

5. Овладение умениями выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

6. Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями как средствами человеческого общения.

Продолжительность : 10 часов (1 раз в неделю) .

Занятие 1 : “Я и мое тело”

Цель : преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же двигательное раскрепощение.

1. Знакомство.

Цель : знакомство, снятие психологического напряжения в группе. Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с передачей мяча друг другу. Например :

а) участник называет свое имя и передает мячик другому, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники;

б) участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору;

в) участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, после этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч, вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева.

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ :

Узнал ли ты, как кого зовут?

Чье имя было запомнить труднее всего?

Доволен ли ты своим собственным именем?

2. Обсуждение правил :

Не опаздывать и не пропускать занятия

Не обижать друг друга

Называть друг друга только по имени

3. Разминка

ЦЕЛИ :

Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы;

а) Упражнение "Меняются местами".

Все сидят в кругу, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит : "Меняются местами те, у кого. ,{например, в одежде есть синий цвет); те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремиться занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула, становится водящим.

б) Упражнение "Почесать спину".

Все встают в два больших круга, так чтобы каждый оказался напротив участника из другого круга (внешнего или внутреннего, таким образом, образовав пары, после чего необходимо сделать друг другу приятный и бодрящий массаж.

4. Основное содержание занятия :

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО :

Ребята! Мы с вами начинаем тренинг под названием " Жить в мире с собой и с другими".

Как вы понимаете смысл этих слов?

После высказываний ребят, ведущий подводит итог, сообщает о задачах, которые будут решаться на занятиях .

а) Игра "Тень".

Цель : развитие внутренней свободы и раскованности.

Необходима фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные - “зрители”. Один ребенок - "путник", другой его "тень". "Путник" идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади, идет второй участник, его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения первого. Желательно стимулировать "путника" к выполнению разных движений : "сорвать цветок", "присесть", "поскакать на одной ноге", "остановиться и посмотреть из-под руки" и т. д.

б) Игра "Путаница".

Цель : преодоление скованности, двигательное раскрепощение.

В этой игре хорошо использовать, веселую музыку. Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Павой рукой каждый берет за руку любого игрока, левая остается для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей - распутаться, не отпуская рук.

в) Игра "Белые медведи".

Цель : снятие мышечного напряжения, стимулирование активности и развитие навыков совместных действий.

Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое участников берутся за руки - это медведи. Со словами "медведи идут на охоту!" они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи идут спать, а затем снова на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного не пойманного игрока.

5. Рефлексия занятия :

Как вы чувствуете себя сейчас?

Чувствуете ли вы себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

Занятие 2 : "Я и Мой язык"

Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка.

Цель : повышение сплоченности группы.

а) Игра : "Дракон кусает свой хвост".

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый участник - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается поймать последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост ("не укусит" хвост, то на место "головы" дракона встает другой ребенок.

б) Игра "Бип"

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то тот, кого угадали, говорит "бип".

2. Основное содержание занятия .

а) Беседа "Как можно общаться без слов?" Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Спросить, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние.

б) Упражнение "Иностранец".

Цель : развитие языка жестов .

Детям предлагается пообщаться с иностранцем, который приехал в гости и не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорил. Пообщайтесь с ним, объясните ему значение некоторых слов.

в) Упражнение "Через стекло".

Цель : развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Детям предлагается сказать друг другу что-либо жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора можно предложить следующие : "Вы забыли надеть шапку, а на улице очень холодно"; "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т. п. или ребенок сам придумывает свое сообщение.

После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли было?

г) Игра "Изобрази сказку".

Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм, и пытаются изобразить ее без слов. А другая группа должна угадать, какая это сказка и кто кого изображает.

В этой игре важно договориться, о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

3. Рефлексия :

Кому понравилось занятие ?

Что было необычно?

Кому было трудно?

У кого получалось общение без слов, без особого труда?

Занятие 3 : "Я и Мой язык".

Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; Понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка :

Цель : создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

а) Упражнение "Американский дождик".

Упражнение выполняется стоя в круге. Начинает упражнение ведущий, потом присоединяется соседний к нему ребенок, потом следующий и так по очереди, пока упражнение не начнут выполнять все. Затем ведущий показывает следующий сигнал, сосед выполняет то, что показывает ведущий (остальные в это время выполняют прошлый сигнал) .

СИГНАЛЫ : 1. Щелчки пальцами.

2. Растирание ладошек.

3. Попеременные, легкие удары ладошками по груди.

4. Удары по коленкам.

И в обратном порядке, до первого сигнала.

б) Упражнение "Приветствие".

Цель : установление физических контактов, способствовать большей учеников со всеми классами.

Краткая аннотация

Развивающее занятие «Путешествие в Вообразилию» может проводиться с детьми младшего школьного возраста в возрасте от 8 до 10 лет (2 - 4 классы). Занятие направлено на развитие навыков общения, способствует высвобождению творческой фантазии, воображения, формирует позитивное самовосприятие. Занятие проходит очень динамично, весело, позитивно. Занятие будет полезно педагогам-психологам, а также классным руководителям, воспитателям, сотрудникам различных центров работающими с детьми младшего школьного возраста.

«Путешествие в Вообразилию». Сценарий

Цели занятия:

1. Раскрыть творческий потенциал детей, активизировать развитие креативности.

2. Предоставить обучающимся психологические средства, обеспечивающие их личностное самовыражение.

3. Предоставить обучающимся возможность осознания креативности в себе и ее развитие.

Методы : Социально-психологический тренинг, проблемная ситуация, психодиагностика, игра.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут (). На наших занятиях, как и на любых других, вы узнаете что-то новое, и это новое будет знание о себе, о нас с вами. Мне бы очень хотелось, чтобы на наших занятиях вы были дружны, активны, проявили всю свою фантазию и изобретательность. Нам сегодня предстоит необычное путешествие в страну под названием «Вообразилия»! Мы познакомимся с ее жителями, нарисуем карту нашего Путешествия, изучим особенности языка и традицией жителей «Вообразилии». Но для начала я хочу познакомиться с вами.

Упражнение 1. «Знакомство».

Цель : знакомство с членами группы; создание креативной среды; развитие изобретательности, гибкости мышления.

Участники группы сидят по кругу.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».

Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.

Время выполнения : 10 мин.

Упражнение 2. «Карта путешествия»

Цель: осознание участниками своего опыта, сосредоточение на проблематике, психодиагностика творческого мышления.

Каждый участник рисует свою карту, выполняя при этом диагностику креативности с помощью теста творческого мышления Торренса.

Когда ребята закончат все показывают свои рисунки, рассказывая, что на них изображено и как они планируют с помощью данной карты попасть в волшебную страну Вообразилию. Ведущий комментирует повторяющиеся и особо интересные фрагменты, подводит итог.

Участники дают обратную связь, отмечая, что им больше всего понравилось при выполнении данного задания.

Время выполнения: 15 мин.

Упражнение 3. «Перевоплощение».

Цель: развитие экспрессивности, выразительности поведения, снятие эмоционального напряжения.

Проведение: «Итак, мы с вами оказались в волшебной стране «Вообразилии», здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык их язык нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное или растение. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что загадал выполняющий. При этом не будем повторяться: если выбранное вами животное или растение кто-то уже изобразил, замените его на другое».

Обсуждение : Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше - изображать или угадывать загадываемое.

Время выполнения : 15 мин.

Упражнение 4. «Там-там-там».

Цель: создание проблемной, неопределенной среды; развитие воображения, изобретательности, наблюдательности, осознание того, что такое креативность.

Проведение : «Мы продолжаем знакомство с особенностями жизни и языка жителей страны «Вообразилии» Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: «Я с там-там-тамом?», и он ответит «Да» или «Нет» в зависимости от того, есть ли задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача - понять, какой там-там-там задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать наши предположения.

В процессе поиска «там-там-там» обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа».

Обсуждение: Необходимо задать вопрос: «Как возник ответ?» участнику группы, нашедшему ответ. Тем, кто занимался поиском ответа: «Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?»

При подведении итога необходимо подвести участников к осознанию того, что для того, чтобы найти ответ, надо собрать полную информацию, проявить наблюдательность, просмотреть все возможные варианты. Можно предложить участникам осознать те тактики, которыми они пользовались при отгадывании.

Время выполнения : 15 мин.

Ведущий просит участников подвести итог занятия, отмечая, что узнали нового, что понравилось, а что нет. Предоставляем участникам выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе занятия.

Упражнение 5. «Руки друга».

Цель : психологическое завершение групповой работы.

Проведение : «Сейчас все встанем, и будем свободно передвигаться по комнате. Вашим рукам надо найти руки друзей и взяться за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников группы и не рядом стоящих». Когда у всех участников свободных рук не осталось, им предлагается открыть глаза и попрощаться.

(На фото представлено проведения занятия)

Литература

1. Психогимнастика в тренинге/ ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб, 1999 Липунова, О.

Тренинговое занятие для младших школьников

Тема «Солнышко с лучами»

Цель: повышение самооценки ребёнка.

Задачи:

1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Развитие лучшего понимания себя

3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Возраст : школьники 7 - 9лет.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для школьников

Тема "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 11 - 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?

Названия новых московских курсов для детей звучат как дисциплины волшебной школы Хогвартс. Первое преимущество курсов над классическими художественными и музыкальными школами - их можно менять каждый месяц, а то и каждую неделю. Второе - многие программы предполагают, что по выходным вы будете строить спутники, рисовать макеты и даже плавать с дельфинами всей семьей.

Робототехника и промышленный дизайн в «Робошколе» на ВДНХ

Во втором павильоне ВДНХ запустили четыре образовательных программы для детей от шести лет. На курсах по базовой робототехнике каждый ребенок создает робота с нуля: конструирует его модель и программирует «сердце» - систему простых кодов. Вторая программа - под названием STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) представляет собой комплекс инженерных уроков с постоянными экспериментами. Класс промышленного дизайна - для детей с тягой к искусству. На первой части занятий школьникам расскажут историю современного дизайна, на второй - помогут создать собственный арт-проект. Четвертая образовательная программа «Электротехника» разработана для тех, кто с интересом выкручивает винтики в будильниках и телефонах. Ребенку покажут, как на самом деле работает техника, и научат проектировать новые приборы.

Занятия проходят с 16:30 по будням и с 11:00 до 20:30 по выходным. Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Стоимость месяца (4 занятия) - 5 200 руб. Курс (12 занятий) - 13 800 руб. Расписание «Робошколы» на 2017–2018 учебный год - на официальном сайте .

Гончарное мастерство, курсы токарного дела и витражная мастерская в «Парке ремесел» на ВДНХ


На детские курсы «Парка ремесел» принимают с четырех лет. Программу можно составить самому из десяти предметов. Среди них - работа с гончарным кругом и токарным станком, лепка глиняных изделий, создание фарфора, выжигание посуды, домашний декор своими руками. Чем эти курсы отличаются от кружков по рукоделию? В «Парке ремесел» преподаватели не дают ученикам единых образцов и помогают ребенку довести собственную идею до готового изделия. По выходным к детям присоединяются родители. Создатели образовательной программы «Парка ремесел» отмечают, что индивидуальный подход творческих курсов удобен и для детей с особенностями развития.

Записаться на любое занятие курса можно по отдельности, как на мастер-класс. Стоимость занятия в детской группе - 800 руб. Стоимость отдельного мастер-класса - от 500 до 2 000 руб. Расписание курсов - на сайте «Парка ремесел».

Курсы столярного мастерства в «Московской деревянной школе»


Работники столярной мастерской «Механические деревянные шестеренки» Вячеслав Швайков (столяр, дизайнер) и Екатерина Меньшикова (архитектор) составили три серьезных курса для детей от 5 до 12 лет. Занятия проходят в клубе «Мамин садик» в саду «Эрмитаж». Курс 1.0 - игровые лекции и эксперименты, связанные с изучением строения дерева, шишек и иголок, основ конструирования, базовых форм вещей. На курсе 2.0 дети создают первые изделия, а на третьем этапе учатся тонкостям отделки. Соблюдать именно такую последовательность необязательно: например, пятилетний ребенок может одновременно ходить и на вторую, и на третью программу.

Ведут курсы сами основатели: Вячеслав и Екатерина общаются с учениками на равных и всерьез воспринимают их фантазии. Задачи дети ставят себе сами: если девочка решит смастерить трактор, а мальчик - домик принцессы, преподаватели помогут ребенку составить план действий.

По субботам в школе проходят семейные мастер-классы: дети учат мам и пап мастерить из дерева игрушки и посуду.

Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Расписание - на сайте .

Хирургия, палеонтология и детективные курсы проекта «Умная Москва»


«Умная Москва» - это двухчасовые курсы для детей от 7 до 14 лет в центре ЗИЛ. Каждый курс составлен в формате практической игры. На «Хирургии» дети делают операции игрушечному попугаю, на «Палеонтологии» - находят останки динозавров, на программе «Научный детектив» - расследуют преступление. Курсы проводят для двух возрастных групп: от 7 до 9 лет и от 10 до 14. В каждом занятии участвуют до 60 детей, учеников делят на четыре команды по 15 человек и распределяют по закрытым лабораториям. Капитанов команд здесь нет - каждый ребенок должен провести эксперимент своими руками, чтобы его группа выиграла. Преподаватели и разработчики «Умной Москвы» - выпускники РНИМУ им. Н. И. Пирогова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Проект начинался с лекций для взрослых, но постепенно мы поняли, что популяризация науки для детей - более перспективная и интересная для нас ниша», - рассказывает основатель «Умной Москвы» географ Михаил Кнеллер.

В каждый билет на занятие для ребенка входит программа для родителей. Мам и пап приглашают на научную лекцию с викториной (обещают призы).

Стоимость одного билета (один ребенок + один или двое взрослых) - 1 750 руб. Для групп от 12 человек - 1 600 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Клуб юных астрономов в Московском планетарии


Чтобы попасть на детские занятия Московского планетария, нужно заполнить анкету, пройти собеседование и надеяться на ответ - в группу набирают детей, которые уже увлечены звездами и знают, что у Сатурна семь колец. Возрастные ограничения кружка узкие: принимают детей - учеников 6–7-х классов. Собеседования начались 20 августа и будут проходить до 1 октября. Первая лекция курса назначена на 3 октября. Курс некоммерческий, попасть на занятия вне собеседования за дополнительную плату нельзя.

В программе первого курса клуба - работа с разными типами телескопов и наблюдение за переменными звездами с крыши центра, изучение истории происхождения Солнечной системы, базовой истории астрономии и законов движения небесных тел.

Подробную информацию о клубе можно найти .


В детском центре Еврейского музея и Центра толерантности для школьников работает театральная студия профессора актерского факультета в Институте культуры Инны Ваксенбург и программа After school (как группа продленного дня в школе, только с обедом в музейном кафе). С 19 сентября музей запускает второй курс для режиссеров от 8 до 12 лет «Кинопроект 8».

В программу входит восемь занятий по вторникам (с 16:00 до 18:00), на каждом ребенок освоит один из этапов производства фильма. Первый урок - пробный и бесплатный, его тема - драматургия сценария. На следующих занятиях школьникам объяснят, зачем нужны современные стили и жанры, научат обращаться с профессиональной камерой и работать с актерами.

После теоретической части курса каждый ребенок составит сценарий авторского этюда, в котором сыграет сам. Преподаватели обещают не влиять на идею ученика - только давать советы по ее воплощению.

Работы учеников первого курса музей выложил на Vimeo. https://vimeo.com/225733258

Абонемент на месяц (четыре занятия) - 4 000 руб. Запись на проект ограничена. Зарегистрироваться можно на сайте .

Курсы сторителлинга и литературного творчества в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля


В студии «Сказка выходного дня» при музее имени Даля есть два образовательных направления для школьников - «Литературное творчество» и «Сторителлинг». Создатель литературной программы, писатель и сценарист Валентина Дегтева придумала курсы для детей от 10 до 13 лет, которые не любят читать. На занятиях в студии «Сказка выходного дня» небольшие группы (пять-семь человек) снимают фильмы (есть мастер-классы по немому кино), рисуют мультфильмы с новыми поворотами известных сюжетов и доказывают на дебатах, кто же все-таки прав, Печорин или Грушницкий.

Если родители приходят на курсы вместе с детьми, то участвуют в процессе: играют в костюмеров и декораторов постановок. Если вы не боитесь смутить ребенка, Валентина выдаст вам соленое тесто и предложит слепить фигурку.

На курсы сторителлинга принимают с 5 до 13 лет. Здесь детей учат складывать логичные истории из хаотичных фрагментов, объясняют, как подать идею, чтобы ее поняли, приводят примеры из классической и современной литературы.

Стоимость одного занятия - 500 руб. Стоимость абонемента на полгода - 3 400 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Технологии виртуальной реальности, 3D-моделирование и промышленный дизайн в «Лабе» на Мясницкой


30 августа на Мясницкой открылся коворкинг «Лаба» с курсами для детей от семи лет. Создатели проекта - основатель Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин и архитектор Николай Михеев. Идея Максима и Николая - показать школьникам, что ценные новые идеи рождаются на стыке нескольких наук. «Здесь можно реализовать любую идею, от спутника до табуретки, в материальном мире», - рассказывает Михеев.

1 сентября в «Лабе» запустили десять направлений курсов для школьников: 3D-моделирование и 3D-печать, увлекательное программирование, промышленный дизайн, VR/AR (технологии виртуальной и дополненной реальности), анимация, создание архитектурных проектов с нуля, моделирование кораблей, машин и самолетов.

Расписание программ специально составлено так, чтобы школьник мог попробовать все направления. Идея выпускного проекта ребенка может совмещать сразу три дисциплины.

Посещать занятия могут и взрослые. Стоимость курсов не зависит от возраста.

В «Лабе» есть все необходимое оборудование для архитекторов, дизайнеров, мебельщиков и ювелиров (например, фрезерные и лазерные станки, режущий плоттер и 3D-принтер). Пока ребенок строит космический корабль, вы можете завершить свою работу.

Cтоимость шести занятий - 11 000 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Лекторий для «юных Кусто», школа юного тренера и заплывы с дельфинами в «Москвариуме»


Если ребенок пересматривает фильм про касатку Вилли в третий раз, запишите его в школу юного тренера «Москвариума» на ВДНХ. Детей и подростков от 8 до 17 лет объединяют в группы по 5–7 человек. Профессор океанологии проводит им экскурсии по всему аквариуму, а ведущий тренер дельфинов-афалин рассказывает о тонкостях общения с животными. В это время дети наблюдают за тренировкой касаток и моржей. Вторая часть курса - практическая. Ученики играют с дельфинами, стоя на помосте, репетируют команды и перебарывают страх. Затем каждому выделяют 10 минут на заплыв с дельфином в большом бассейне.

Все участники, которые решаются поплавать с животными, получают диплом юного тренера.

В свободное от занятий время родители могут присоединиться к ребенку - в программе «Москвариума» есть семейные заплывы с дельфинами (сеанс на четверых - 25 000 руб.).

Стоимость одного дня занятий в детской группе (4 часа с обедом) - 10 000 руб. Подробности о проекте можно найти .

Программирование, логика кодов Minecraft и создание мобильных приложений в Moscow Coding School


Чтобы школьник проводил время за компьютером с пользой, достаточно выбрать один из трех курсов Moscow Coding School - «Программирование для детей: приложения» (с 11 до 14 лет), «Гаджеты с Александром Братчиковым» (с 10 до 14 лет) или «Программирование для детей: Minecraft» (с 10 до 13 лет). Первая образовательная программа - для тех, кто никогда не программировал. Через шесть занятий ребенок может скачать собственное приложение на iPhone из AppStore. Школьникам наглядно рассказывают о том, как создать грамотный дизайн и воплотить идею в прототип, а затем и рабочий образец приложения. «Пропуск» на курс - MacBook с загруженной средой Xcode.

Направление о гаджетах ведет известный веб-разработчик, выпускник «Стрелки» Александр Братчиков. На занятиях Александр объясняет детям на понятном языке, почему мобильные телефоны и компьютеры работают именно так.

Для третьего курса на детский компьютер придется скачать игру Minecraft - в образовательных целях. Ученики будут влиять на ход действий и эмоции героев с помощью программного кода Phyton.

Стоимость одного курса - 14 999 руб. Подробное расписание и запись - на официальном