В чем выраж развитие сферы эмоций ребенка. Развитие эмоциональной сферы личности современного человека. Понятие и виды эмоций

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в структуре эмоциональной сферы ребенка, ее усложнение, что обусловлено социализацией содержания и форм проявления эмоциональных реакций. Происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, интегрирование эмоций и интеллекта.

Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется следующим:

  • эмоции проходят путь прогрессивного развития;
  • деятельность – основа эмоционального развития;
  • эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;
  • онтогенез эмоций неразрывно связан с общим ходом психического развития;
  • на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).

На протяжении дошкольного возраста происходит изменение содержания эмоций, трансформация эмоциональных переживаний, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Под влиянием различных продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающей природой и музыкой развиваются эстетические эмоции, как способность воспринимать, чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства. Под влиянием занятий и дидактических игр развиваются интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих мнениях и действиях, радость от правильного решения задачи, которые способствуют совершенствованию познавательной деятельности дошкольника, ее способов и приемов. В результате выполнения нравственных требований развиваются нравственные эмоции, играющие большую роль в личностном развитии ребенка и формировании его активной позиции в качестве субъекта деятельности.

Практический пример

В экспериментальном исследовании О. И. Бадулиной определены основные психолого-педагогические условия, способствующие эмоциональному благополучию детей: удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом на основе личностно-ориентированной модели "рядом", а не "над ребенком"; удовлетворение потребностей ребенка в общении или совместной деятельности со сверстниками; формирование положительной самооценки ребенка благодаря "игровой жизненной позиции", которая создаст основу для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях.

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Эмоциональная синтония как эмоциональное заражение начинает терять свое значение, так как ребенок становится вполне независимым от непосредственного воздействия конкретной ситуации и эмоциональное состояние даже близких людей уже не "заражает" дошкольника как прежде, а затрагивает только в случае его активного участия в ситуации появления данного состояния, при знакомстве с причинами, вызвавшими эту эмоцию. Возникает эмоциональная децентрация как механизм преодоления эгоцентризма личности, в основе которого лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения, осуществляемого изначально в непроизвольной форме.

Появляются такие новые формы социальных эмоций, к которым можно отнести сопереживание, сочувствие, соучастие другим людям, являющиеся различными формами протекания эмпатии. В младшем и среднем дошкольном возрасте специфика эмпатических переживаний преобразуется под влиянием дифференциации (отделения) себя и другого человека как отдельных субъектов общения и эмоционального переживания. У дошкольников в процессе общения со взрослыми и сверстниками постепенно возникает способность предвосхищения последствий определенных ситуаций и возможность эмоционального оценивания себя и других, т.е. начинает формироваться механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Возникновение эмоционально-когнитивной децентрации способствует развитию более сложных форм эмпатии, таких как сочувствие, сопереживание и соучастие. Старший дошкольный возраст отличается специфической формой протекания эмпатийного реагирования, что обусловлено преобразованием эмоциональной сферы дошкольников от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной моральными нормами и отношениями эмпатии. Развитие эмпатийных переживаний у дошкольников происходит под влиянием различных психологических, социальных и физиологических факторов (рис. 10.2).

В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции:

  • эмоциональное предвосхищение – психологический механизм, позволяющий ребенку эмоционально оценить (предчувствовать) возможные последствия до осуществления им каких-либо действий;
  • произвольность эмоциональных процессов – способность регулировать свои непосредственные желания и соотносить их с сознательно поставленными целями;
  • вербальное обозначение эмоциональных состояний;
  • эмоциональная коррекция – психологический механизм регуляции поведения старшего дошкольника, основанный на его внутренней детерминации мотивами.

Рис. 10.2.

В процессе усложнения деятельности дошкольников и отдаления ее начальных этапов от результатов происходит изменение места эмоциональных переживаний во временно́й структуре деятельности, заключающееся в том, что эмоции начинают предвосхищать ход выполнения будущих действий. Переход эмоций с конечного этана деятельности к ее начальному этапу происходит постепенно и предполагает значительные преобразования в составе и структуре эмоциональных процессов. Сначала определенные эмоциональные переживания появляются у дошкольника только в случае, если неадекватные действия уже вызвали отрицательные последствия и привели к отрицательной оценке со стороны взрослого и сверстников. Па первоначальном этапе образования новых социальных мотивов эмоциональная коррекция является несовершенной и отличается запаздывающим характером, она возникает тогда при условиях существенного отклонения поведения от необходимых параметров, а его отрицательные результаты уже привели к получению негативной социальной санкции.

Постепенно, наряду с возрастанием побудительной силы складывающихся у дошкольников социальных мотивов поведения, осуществляется переход от относительно элементарной, запаздывающей, к более сложной, опережающей эмоциональной коррекции деятельности. Эмоциональные реакции начинают возникать до начала выполнения действия в виде эмоционального предвосхищения его будущих результатов и той воображаемой ситуации, которая может возникнуть при завершении действия.

Эмоциональное предвосхищение появляется примерно на четвертом году жизни и выполняет важнейшую регулирующую функцию в более сложных по структуре и мотивационных механизмах игровой и продуктивной деятельности, которые начинают формироваться у дошкольников и для реализации которых требуется не только предварительно вообразить будущие результаты действия, но и заранее пережить ту значимость, которую они будут представлять для самого ребенка и для окружающих его взрослых. Эмоциональное предвосхищение появляется как результат особой ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста во внутреннем плане, которая возникает на основе его практического взаимодействия с окружающим миром. В такой деятельности формируется специфическая функциональная система, в которой органически взаимосвязаны как собственно эмоциональные, так и когнитивные процессы. В процессе развития данной системы эмоции приобретают интеллектуальный характер, обобщаются, становятся предвосхищающими. В свою очередь, когнитивные функции в данной системе начинают приобретать эмоциональный характер и реализуют смыслоразличение и смыслообразование.

В ходе такой эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, совершает известные воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты взаимоотношений с окружающими и таким образом получает возможность не только заранее представить, но и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя и для других людей. Эта деятельность первоначально складывается как внешняя, развернутая и предполагает соучастие в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь затем и лишь на этой основе подобная деятельность может приобрести внутренний характер и осуществляться в идеальном плане, в плане эмоционального воображения.

В дошкольном детстве формируется также язык эмоций как система словесных обозначений эмоциональных состояний и других свойств эмоциональной экспрессии (мимика, пантомимика, жесты, интонация, физиологические изменения), а также причин и результатов переживаемых эмоциональных состояний. Общая возрастная динамика развития языка эмоций у дошкольников характеризуется переходом от словесного неструктурированного обозначения эмоциональных явлений, которая типична для младшего дошкольного возраста к словесному структурированному обозначению посредством обобщенных понятий, что присуще для старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте эмоциональная лабильность, которая выражается в легкости и быстроте перехода от одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы, постепенно трансформируется в пластичность эмоций, которая характеризуется гибкостью смены эмоциональных переживаний, опосредованной нейтральными формами эмоциональных состояний. То есть удерживается полный цикл входа в эмоциональное состояние и выхода из него без наложения их друг на друга. Кроме того, смена различных ситуаций для дошкольника не определяет изменения содержания его эмоционального состояния по причине устойчивого эмоционального отношения к различным объектам и увеличения времени протекания эмоционального реагирования. В старшем дошкольном возрасте выход из эмоционального состояния может быть осуществлен произвольно самим ребенком в соответствии с социальной установкой или игровыми требованиями.

В случае сохранения к старшему дошкольному возрасту эмоциональной лабильности с выраженной неустойчивостью общего эмоционального фона и его высокой зависимостью от незначительных изменений ситуации констатируют отклонения эмоциональной сферы ребенка. Неадекватная возрасту эмоциональная лабильность характеризуется также резкими переходами от повышенно-благодушного настроения (эйфория) к злобно-тоскливому (дисфория).

Таким образом, на протяжении дошкольного детства осуществляются важные преобразования в эмоциональной сфере ребенка (рис. 10.3). В целом для дошкольного возраста характерно значительное разнообразие эмоциональных состояний и чувств, их углубление и повышение уровня их устойчивости, продолжительности, интенсивности и четкости проявления, постепенное совершенствование произвольной эмоциональной саморегуляции.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) «Наша истинная вина перед детьми – в полудуховном, в бездуховном отношении к ним»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Надо ли, на Ваш взгляд, помогать своим родителям? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Да, по возможности материально 11,5 13 - Не надо, пусть сами справляются 0,5 0 - Надо, только в исключительной ситуации 2,5 1,5 - Всегда и всем, что им понадобится 40 54 - Не надо, родители должны заботится и помогать детям всю жизнь 0,5 0 - Вниманием, заботой, помощью в домашних делах 44 31 -Трудно сказать 1 0,5

5 слайд

Описание слайда:

Как, на Ваш взгляд, поступать с неизлечимо больными новорожденными? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Трудно сказать 25 37,5 - Воспитывать дома как полноправного члена семьи 32,5 28,5 - Отдавать на воспитание в специализированное учреждение 3,5 4 - Лучшевсего сразу не давать им возможности жить, чтобы они не мучились и не мучали близких 17 12 - Воспитывать дома, периодически помещая их в медицинские учреждения 16 12,5 - Определить в специализированное учреждение, периодически забирая домой 5,5 4 - Не забирать из роддома 0,5 1,5

6 слайд

Описание слайда:

Как, на Ваш взгляд, целесообразно поступать с больными стариками? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Оставлять их в семьях, оказывая всевозможную помощь и терпеть все неудобства 45 64 - Отправлятьих в благоустроенные дома для престарелых, чтобы им оказывалась медицинская помощь и как можно чаще навещать их 29 13 - Облегчить им старость и страдания медицинскими средствами (эвтаназия) 3 1,5 - Оставлять дома и не обращать на нихвнимания 1 0 - По возможности нанять человека, который бы помогалухаживать за ними 14 16 - Возложить заботу о них на государство 1 0,5 -Не знаю 7 5

7 слайд

Описание слайда:

Возможно ли нарушение супружеской верности для находящихся в браке? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Возможно и даже полезно 6 3 - Возможно, если в супружеских отношениях нетни любви, ни понимания 41 25 - Безусловно, невозможно 11,5 22 - Невозможно, так как в наше время просто эпидемия заболеваний, передающихся половым путем 2,5 3 - Невозможно, так как это оскорбительно для другого супруга 15 28 - Можно увлечься и изменить, но не разрушать семью 16 11 -Трудно сказать 8 8

8 слайд

Описание слайда:

Ты нашел кошелек, в котором деньги и паспорт. Как ты поступишь? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Деньги возьму себе, паспорт пошлю по почте 20,5 7,5 - Буду считать, что повезло: деньги возьму, паспорт выброшу 6,5 1,5 - Не знаю 10,5 13,5 - Верну и деньги,и паспорт 33,5 55 - Верну деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение 11 5,5 - Деньги возьму, а за паспорт потребую выкуп 3 1 -Не стану даже поднимать кошелек, чтобы не было соблазна 15 16

9 слайд

Описание слайда:

Разворачиваясь на своей машине, Вы по неопытности повредили стоящую на обочине машину. Как Вы поступите? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Если нет хозяина, поскорее уеду 22,5 10 - Уеду, но если меня разыщут, оплачу ремонт без разговора 35 12 - Если меня разыщут, то не буду признавать вину, чтобы не оплачивать ремонт 1,5 0 - Найду хозяина и заплачу столько, сколько он скажет 5 4 - Не знаю 12 32,5 - Дождусь хозяина и,если он потребует, отремонтирую машину 12,5 26,5 - Уеду, но оставлю номер своего телефона 11,5 15

10 слайд

Описание слайда:

Вас попросили передать письмо знакомому человеку, конверт не заклеен. Как Вы поступите? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Я, конечно, прочитаю письмо. Мне интересно все, что происходит с близкими мне людьми 5 3 - Разписьмо не заклеено, значит, люди хотят, чтобы я его прочел. Я прочту 5 5 - Еслиписьмо не заклеено, значит, люди доверяют мне. Я не буду читать 40 57 - Если мне интересно содержание письма, спрошу об этом, но читать тайно не стану 36,5 20 - Читать не буду – от греха подальше 3,5 7 - Не знаю 4,5 5 - Прочитаю, почему бы и нет 5,5 3

11 слайд

Описание слайда:

Вы узнали, что в семье Ваших соседей, очень богатых людей, случилось несчастье. Какая линия поведения Вам ближе? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею 13 1 - Наверное порадуюсь:это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно 1,5 1 - Выражу сочувствие и по-соседски предложу свои услуги 32,5 40 - Предложу своюпомощь – может быть, она будет хорошо оплачена 3 1 - Не знаю 4,5 5 - Выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут» 3,5 1 - Искренне посочувствую им:в горе нет ни богатых, ни бедных 42 51

12 слайд

Описание слайда:

«Наша истинная вина перед детьми – в полудуховном, в бездуховном отношении к ним.» С.Л. Соловейчик

13 слайд

Описание слайда:

Имей дух и умей взрастить его! Имей дух и умей передать его ребенку!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

2. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Со времен Платона вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашего желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично или скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Жизнь человека без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. А в общении они играют особую роль. Ситуации, когда люди выражают друг другу свои чувства, возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Роль эмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными.

1. ЭМОЦИ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий.

Часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами.

Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические . Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности. Кроме того, эмоции делят на положительные и отрицательные - по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его темпераменте.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи, выпадение или поседение волос.

Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями - чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.

Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.

Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

2. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться.

С возрастом у ребенка развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда эмоций.

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается ее относительная устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-м классе. В 10-м классе уровень тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы.

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное - неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Если в пять лет дети тесно связывают эмоцию с ситуацией ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией.

Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи.

Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени:

1. элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2. разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3. обобщенные мировоззренческие чувства.

Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом.

Итак, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями проявления эмоций и чувств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей.

К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Эмоции могут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции могут быть сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия.

Человек может испытывать разного рода чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.

Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология. - М.: Ось-89, 2007.

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

Подобные документы

    Проведение систематизации и теоретический анализ данных по проблеме эмоционального развития дошкольников. Определение приемов и способов коррекции эмоциональной сферы. Специальные методики и практическое исследование эмоциональной сферы дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии. Взгляды и теории отечественных психологов. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Эмоции.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Определение эмоционального состояния. Основные виды эмоций, их роль в развитии человека. Характеристика факторов, вызывающих эмоции. Положительное и отрицательное влияние эмоций и чувств на человека.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2014

    Роль эмоциональной сферы в развитии личности ребенка. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Организация и методики проведения обследования особенностей эмоциональной сферы и специфики общения умственно отсталых младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2011

    Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Развитие психики умственно отсталого ребёнка.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2002

    Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Общая характеристика психологического развития детей. Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста. Влияние стиля взаимодействия с ребёнком в семье, наличие или отсутствие у него братьев и сестёр на развитие его эмоциональной сферы.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2012

    Характеристика эмоциональной сферы человека: определение эмоционального состояния. Виды чувственной среды и состояние личности при переживании эмоций. Положительное и отрицательное влияние переживаний и исследование уровня эмоциональности сотрудников.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    Особенности эмоциональной сферы младшего школьника. Школьная тревожность как психическое состояние, её проявление. Причины возникновения эмоциональной тревожности. Факторы и условия, способствующие сохранению эмоционального благополучия ребенка.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Методология организации игровой деятельности. Общая характеристика эмоциональной сферы младших школьников, неблагоприятные эмоциональные состояния. Программа игрового тренинга развития эмоциональной сферы школьников в учебно-воспитательном процессе.

Эмоциональная сфера личности - сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.

Эмоциональная сфера может занимать разное место в структуре личности разных людей. В зависимости от природных характеристик - темперамента, эмоциональной устойчивости, возбудимости, сензитивности - а также от структуры потребностей и мотивов эмоции будут играть разную роль в поведении и жизни человека.

Эмоция - это личностно значимое отношение к чему-либо.

Эмоциональное переживание связано с глубинным Я человека. Эмоции никогда не лгут, все значимые аспекты жизни отражаются в эмоциональных переживаниях личности, а потому по эмоциональным реакциям можно понять сущность человека.

В структуре эмоциональной сферы личности по параметрам силы, длительности, глубины, форме выражения эмоциональных переживаний выделяют разные ее компоненты. Это собственно эмоции, аффекты, чувства, страсти и др.

Собственно эмоции , или эмоции в узком смысле слова, характеризуются меньшей устойчивостью и длительностью в сравнении с чувствами. Они проявляются скорее ситуативно и могут иметь разный уровень интенсивности. Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, возникающие в критических условиях, называют аффектами. Аффективный взрыв плохо управляем и может сопровождаться резко выраженными двигательными и висцеральными реакциями, нарушением саморегуляции, потерей контроля за действиями, повышенной моторной активностью.

Наиболее устойчивые эмоциональные состояния называют чувствами. Чувства могут оставаться неизменными на протяжении длительных периодов жизни человека (месяцы, годы), возможно, даже всю жизнь. Чувства характеризуют отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Чувства человека выявляют его направленность, жизненные стремления и установки. В зависимости от сферы деятельности, предметов, объектов, на которые направлены чувства, их подразделяют на разные виды. Среди них выделяют:

  • 1) моральные (нравственные ) чувства , характеризующие отношение человека к себе и другому;
  • 2) интеллектуальные чувства - отношение человека к новому, любознательность, интерес к разным областям знаний и т.д.;
  • 3) эстетические чувства - отношение к прекрасному и безобразному, природе, искусству, ощущение красоты, ритма, гармонии.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти.

Страсть - эго чрезвычайно глубокое и сильное чувство, захватывающее человека целиком, подчиняющее себе его поведение, овладевающее его мыслями и поступками.

Относительно длительное невысокой интенсивности общее состояние, фон, окрашивающий чувства - это настроение. Настроение - это общее состояние, оно не предметно, а личностно. И в этом его отличие от других видов эмоций.

Наряду с отмеченными составляющими эмоциональной сферы личности выделяют также эмоциональные состояния. Одним из видов эмоциональных состояний является эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс - особая форма переживания чувств, в какой-то степени она близка к аффекту (по силе, глубине воздействия), а по длительности приближается к настроению. В качестве составляющих компонентов эмоционального стресса называют: тревожность, страх, фрустрация, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром и др.

Наряду со стрессовым состоянием некоторые авторы выделяют состояние монотонии (скуки); эмоциональное выгорание - как состояние истощения, эмоционального перенапряжения, опустошенности; отвращение - как реакция отторжения чего-то крайне неприятного и др.

Единая общепринятая классификация эмоций в современной психологии отсутствует, да, наверно, ее и невозможно создать. Количество эмоций огромно. Не всегда возможно определить, является ли та или иная эмоция самостоятельным образованием, или просто альтернативным обозначением другой эмоции. Перечислить их все довольно трудно. Разные исследователи предлагают разные классификационные схемы, используя различные критерии. Так, по критерию оценки, можно разделить эмоции на положительные и отрицательные. По критерию мобилизации ресурсов организма выделяют стенические (способствующие мобилизации сил) и астенические (расслабляющие, характеризующиеся пассивностью, угнетающие) эмоции.

Одна из наиболее известных классификаций эмоций - классификация К. Изарда . Он выделяет фундаментальные эмоции, каждая из которых описываегся целым спектром более частных психологических характеристик и внешних проявлений, а также их производные. К фундаментальным эмоциям Изард отнес интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Б. И. Додонов 1 выстраивает классификацию эмоций на основе их связей с основными потребностями. Он выделяет 10 эмоций, куда включает: альтруистические (на основе потребности в помощи), коммуникативные (на основе потребности в общении), глорические (на основе потребности в самоутверждении), практические (возникающие в связи с осуществлением деятельности), романтические (на основе стремления к таинственному), пугнические (на основе потребности в борьбе), гностические (на основе стремления к получению новой информации), эстетические (на основе потребности в наслаждении красотой), гедонистические (на основе потребности в комфорте) и акизи- тивные (на основе потребности накопления) эмоции.

Среди эмоциональных характеристик человека выделяют также и эмоционально-личностные качества или свойства , которые формируются в процессе взросления под воздействием внешних условий и генетических предпосылок. В отличие от эмоций и эмоциональных состояний, эмоционально-личностные свойства обладают высокой устойчивостью и могут проявляться на протяжении длительных периодов жизни человека или даже на протяжении всей жизни в целом. К ним относятся такие, как эмоциональная устойчивость, обидчивость, агрессивность, экспрессивность и др.

  • Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» отделение «Семья» Новокузнецкого городского округа

РЕФЕРАТ

Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По курсу: «Психологическое сопровождение педагогической

деятельности в ДОУ»

Выполнил:

Кобзарь М.А.

педагог-психолог

МБ ДОУ «Детский сад №148»

Проверил: Чертенкова Г.И.

канд. пед. наук, доцент кафедры

ОиДПиП ЦПО НФИ КемГУ

Новокузнецкий городской округ, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы………………………5

……………………………………5

1.2 Виды эмоций…………………………………………………………………….6

………………..9

…………………………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………………..17

Приложение………………………………………………………………………...18

Введение

Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Однако на фоне прогрессивных изменений (активное реформирование системы дошкольного образования: рост значительной сети альтернативных дошкольных учреждений, появление новых программ дошкольного воспитания, разработка оригинальных методических материалов) именно развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как родителями, так и практическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. По мнению К.Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» .

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми. А ведь общение, в значительной степени обогащает чувственную сферу человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Развитие эмоциональной сферы человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.

Отсюда формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков в развитии эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из важнейших, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития ребенка происходят изменения и в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно создавать определенные условия. Какие они - благоприятные или нет, в большинстве случаях зависят от нас, окружающих взрослых. Ребенок обучается владению своим эмоциональным состоянием в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя средств выражения индивидуальности выступает взрослый. Будет ли это обучение успешным или менее зависит от степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать определенные средства для выражения своих эмоциональных состояний.

Недооценка индивидуальных проявлений в сфере эмоций и чувств может обернуться серьезными просчетами в воспитании, в приобщении его к миру человеческих ценностей культуры в целом. Тогда правомерно встанет вопрос о проведении своевременной коррекционной работы с нарушениями в развитии эмоциональной сферы у детей.

Воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. И зучить понятие эмоциональной сферы человека, виды эмоций.

3. Рассмотреть о собенности развития эмоций детей дошкольного возраста.

4. Рассмотреть средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы.

1.1 Понятие эмоциональной сферы человека.

Учитывая эти подходы, мы считаем, что среди эмоциональных явлений можно выделить аффекты, собственно эмоции, настроение, эмоциональные состояния и чувства. В основе этой классификации - относительная длительность эмоционального переживания и относительная зависимость от ситуации или объекта.

Аффект - это возникающие внезапно, сильные, бурно протекающие, кратковременные, не подвластные волевому контролю эмоциональные переживания. Многие известные аффекты гнева, страха, восторга.

Собственно эмоции - достаточно длительные эмоциональные переживания. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный и процессуальный характер, т.е. Выражают оценочное отношение человека к складывающейся ситуации.

Настроение - это общий фоновый эмоциональный настрой человека, оказывающий существенное влияние на его деятельность. Он ситуационно зависим, однако человек может не осознавать причину того или иного настроения.

Эмоциональные состояния – более длительные по сравнению с собственно эмоциями эмоциональные переживания. Они в отличие от эмоций, могут длиться часами, днями, неделями и даже годами. В отличие от настроения, эмоциональные состояния более связаны с глубоко личностными состояниями. Это, например, состояния тревожности, стресса, кризисные, травматические состояния, депрессии и др.

Чувства - по определению А.Н. Леонтьева, – это устойчивые эмоциональные отношения к определенным объектам, это своеобразные «эмоциональные контакты», устойчивые «кристализированные» эмоциональные переживания, Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, относительная независимость от ситуации. Например, мать может испытывать разные ситуационно-обусловленные эмоции по отношению к ребенку, но устойчивое чувство по отношению к нему - любовь. Можно заметить, что чувства, определенные как эмоциональные отношения, «эмоциональные контакты» смыкаются со свойствами личности, понимаемыми как система отношений к себе, другим людям и миру. Чувства в этом контакте - особый подкласс системы отношений - отношения, в которых эмоциональный компонент выражен более рационально. Значение чувств в данном контакте особенно велико - чувства как особый подкласс и устройство определяют жизнь человека. Как особый подкласс чувств, вслед за С.Л. Рубинштейном, можно выделить страсти, это сильные, стойкие чувства, овладевающие человеком, захватывающее его и устремляющие его к объекту или прочь от него. Для страсти характерно сужение сознания, вся интеллектуальная деятельность человека ограничивается и определяется сильными воздействиями страсти.

Итак, эмоциональная сфера - это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.

1.2 Виды эмоций.

Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение, настроение может являться «следом» эмоции – частое эмоциональное переживание, они возникают множество раз ежедневно, поэтому они самоценны.

В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности». А.Н. Леонтьев говорит, что эмоции сигнализируют человеку, какой «личностный смысл» относительно собственных потребностей имеет для него некоторое действие, объект или человек.

Согласно многим исследованиям, (К. Мерер, К. Изард), эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:

1) Субъективное переживание эмоций.

2) Физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность.

3) Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация).

В вопросе классификации собственно эмоций опираются на подход К. Изарда. Он выделял десять фундаментальных эмоций на основе различий в субъективном переживании, внешней экспрессии и нейрофизиологии. Это эмоции радости, удивления, интереса, страдания (печали), гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины.

Каждой из этих эмоций соответствует свой особый субъективный смысл, особые средства внешней экспрессии и нейрофизиологические характеристики.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной.

Удивление - тормозит все предыдущие эмоции, направляя внешние на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной информации о невозможности удовлетворения жизненных важнейших потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъекта информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведение и внешнем облике.

Также, эмоции практически всегда образуют эмоциональные комплексы, например «страх - стыд - страдание» или «радость - интерес», формируя бесконечные нюансы эмоций.

1.3 Особенности развития эмоций детей дошкольного возраста .

Эмоциональное развитие в младенчестве.

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и т. д. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу. Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии - это главное коммуникативное средство общения в вербальный период. На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастет жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости плаксивости младенца.

На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. Симпатия - это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства дома, ответственности и гуманности. Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком.

В возрасте 3–4 месяцев у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. На пятом месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое.

Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции.

Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

Основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

Социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируется в процессе общения младенца со взрослыми;

В ситуативно-деловом общении у малыша появляется удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании;

Складываются предпосылки внешних чувств – любви и симпатии к близким.

Эмоциональное развитие в раннем детстве.

Эмоциональные переживания ребенка кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. Эмоции детей тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью.

Яркие положительные эмоции, выражаются в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельно решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться.

Переживания теперь уже связаны именно с умением и результатами, характерными для самостоятельности человека, происходит дальнейшая социализация человека. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры.

Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом. К трем годам проявляются эстетические чувства. Малыши переживают характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Восторг вызывает красивая одежда, цветущие растения, яркое и блестящее. Отличает красивое от некрасивого, гармоничное от негармоничного.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:

Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

Происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;

Развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимает симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

Включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.

Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживанию. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.

Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно - ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства проявлял доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно - ролевая игра, передавая эмоционально - выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.

Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.

Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности.

Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;

Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

1.4 Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника .

Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как:

1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

4. Совместные праздники, досуги.

5. Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)

Можно использовать задания - игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»

6. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Изобразительная деятельность - использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

8. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

9. Моделирование - использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

пиктограммы,

графические изображения лица,

силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

«подвижные аппликации».

10. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

11. Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Заключение

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Теоретические и практические разработки в области изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников, изложенные в данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Список литературы

    Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. - 464 с. илл. «Мастера психологии».

    Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Академия, 2001. -117 с.

    Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.

    Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. - 160 с. илл. «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем».

    Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. - 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

    Мухина В. С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. - 352 с. «Мир психологии».

    Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр «Академия», 2003.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, -2006.

    Рылеева Е. В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя». М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.

    Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом «Искатель», 2007.

    Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просвещение, 2002.

Приложение.

Развивающая психолого-педагогическая программа

«Путешествие в мир эмоций».

Методологической основой программы являются труды основоположников системно-деятельностного подхода в психологии (А.Е. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др. исследователей и ученых).

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учетом трудов: Н.Л. Кряжевой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.

Вопросы эмоционального и коммуникативного развития старших дошкольников представлены в трудах: М.И. Лисиной, Н.Л Кряжевой, А.Г. Арутаевой и др.

Цель программы: развитие эмоциональной и коммуникативной сфер старших дошкольников.

Задачи программы:

    развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей и на этой основе прогнозировать (и корректировать) свое поведение;

    формирование навыков эффективной коммуникации;

    развитие любознательности и активности.

Сроки реализации и возраст детей: нрограмма, направленная на работу с детьми старшего дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы), включает в себя 22 занятия. Время проведения – октябрь-март, сентябрь и апрель – отведены на первичную психодиагностику и психодиагностику для оценки результативности программы. Количество детей в подгруппе 8-10, встречи предполагается проводить один раз в неделю. Продолжительность занятий: 25-30 минут.

Оборудование: для занятий по данной программе необходимо следующее оборудование: гимнастические маты (коврики), аудио-магнитофон, доска (настенное панно с возможностью приклеивания материала на липучках), игрушка «гном». Дидактический материал: рабочая тетрадь, карандаши цветные (не менее 12 штук).

Тематический план

Тема

Часы

Знакомство

0,5 ч.

Эмоция «Радость»

0,5 ч.

Эмоция «Радость»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоции «радость»

0,5 ч.

Эмоция «Страх»

0,5 ч.

Эмоция «Страх»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоции «страх»

0,5 ч.

Эмоции «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Эмоции «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Эмоции «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоциям «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Эмоция «Удивление»

0,5 ч.

Эмоция «Удивление»

0,5 ч.

Эмоция «Спокойствие»

0,5 ч.

Эмоция «Спокойствие»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоциям «Удивление», «Спокойствие»

0,5 ч.

Эмоции «Стыд. Вина»

0,5 ч.

Эмоции «Стыд. Вина»

0,5 ч.

Эмоции «Грусть. Обида»

0,5 ч.

Эмоции «Грусть. Обида»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоциям «Стыд. Вина», «Грусть. Обида»

0,5 ч.

Завершающее занятие (праздник) «Парад эмоций»

0,5 ч.

Определены общая структура каждого занятия с детьми. Она включает в себя следующие элементы:

Приветствие (ритуал)

Разминка (это может быть игра, связанная с лексической темой недели – см. в Приложении 1, и это может быть игра, способствующая «погружению» в тематику занятия)

Основная часть: работа с эмоцией (погружение детей «в эмоцию» с помощью музыки – сказка – этюды на отработку эмоции – рисунок (пиктограмма, символизирующая эмоцию и рисунок эмоции). Игра на развитие коммуникативных качеств.

Заключительная часть (ритуал)

Все занятия между собой объединяет - во-первых, единая структура занятий, во-вторых вся программа задумана как путешествие по стране эмоций, а каждая из эмоций, соответственно, является отдельным островом (или государством, городом), в-третьих – персонаж, совершающий путешествие по стране эмоций вместе с детьми – т.е. существует единая сюжетная линия во всех занятиях. И все это в совокупности (вместе с проблемными ситуациями, играми) призвано формировать интерес ребенка к занятиям по данной развивающей программе.