Как возникает и распространяется звук для детей. Как возникает звук? Структурные компоненты речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.


28.01.2017 17:18 1177

Как появляется звук.

Огромное количество различных звуков мы слышим каждую секунду - шум машин, голоса людей, шелест листвы.... Даже те, на которые не обращаем внимания. Сейчас мы расскажем вам, как появляется звук...

Все звуки образуются в результате колебаний (вибраций), т.е. очень быстрых движений частиц предметов туда-сюда. В воздухе звук распространяется в виде волн (нет, не морских, а воздушных). Наши уши воспринимают звуковые волны, проходящие через окружающий нас воздух. Звук может распространяться и в других газах, а также в жидкостях и твердых телах. Поэтому звуки слышны и под водой.

А вот в космосе, где воздуха нет, космонавты не могут общаться без рации. Хотя если они соприкоснутся шлемами, то могут услышать друг друга. Так как воздух внутри шлема вместе с прикосновением твердых тел создают плотную среду, через которую могут проходить звуковые волны.

Иногда звуковые волны отражаются от твердых поверхностей и возвращаются обратно. Это явление, наблюдаемое, например, в пещерах, длинных коридорах и в горах, называется эхо.

Если ущипнуть гитарную струну, она начинает очень быстро вибрировать, производя звуковые волны. Слегка притронувшись пальцем к звучащей струне, ты ощутишь ее колебания. А если прижмешь палец посильнее, вибрация прекратится и звук смолкнет. Колебания струн гитары, распространяясь в виде звуковых волн, заставляют вибрировать и воздух, издавая таким образом звук.

Скорость движения звука составляет около 1225 км/час. Это в 30 раз быстрее, чем скорость бегуна на дистанции, но почти в миллион раз медленнее скорости света! Звуки бывают громкие и тихие. Чем сильнее колебания, тем больше звуковые волны и громче звук. Громкость измеряется в децибелах. Лист, тихо опустившийся на землю, производит шелест в 10 децибелов. Рев двигателя взлетающего реактивного самолета достигает 120 децибелов.

Кроме того, звуки делятся на высокие и низкие. Большая труба (имеется в виду музыкальный инструмент) звучит ниже, чем маленький свисток. Огромный тигр низко басит, а мышка тонко и высоко пищит. Это связано с тем, что они производят различные вибрации. Чем больше скорость колебаний, тем выше звук.

Собаки слышат и более высокие, и более низкие звуки, чем люди. Летучие мыши и дельфины могут воспроизводить и слышать очень высокие звуки – ультразвук – и пользуются этой способностью для ориентации в пространстве.Человек не имеет способности слышать ультразвуки.

На шумном производстве например, люди носят наушники, чтобы ослабить действие звука. Это связано с тем, что громкий шум может причинить боль и даже привести к глухоте, если он продолжается очень долго.


Нельзя разобраться в звуковых явлениях, не составив себе ясного представления о том, что такое звук.

Прежде всего посмотрим, как он возникает и распространяется. Оттяните, а затем отпустите струну балалайки или гитары. Струна заколеблется, и вы услышите звук. Вы почувствуете колебания струны, если коснётесь её пальцем.

Подержите палец на струне - колебания струны прекратятся, а вместе с ними исчезнет и звук. Колокольчик также перестанет звучать, если до него дотронуться. Значит, только колеблющиеся тела порождают звук.

Но что такое колебание?Посмотрите, как движется маятник стенных часов. Он всё время качается вправо и влево (рис. 1). Дойдя до крайнего, например, правого положения, маятник на мгновение останавливается и потом идёт влево.

Скорость его увеличивается до тех пор, пока он не дойдёт до среднего положения. Затем движение маятника начинает замедляться, и в крайнем левом положении он вновь останавливается. В следующее мгновение маятник опять начинает двигаться - теперь уже вправо. Половина размаха маятника или расстояние от среднего положения его до одного из крайних называется амплитудой колебания.Подобно маятнику часов, любой подвешенный груз может совершать такое же движение. С подобным движением мы часто встречаемся в природе и называем его колебательным движением.

Если бы воздух не оказывал сопротивления маятнику и не было трения в месте его подвеса, то было бы достаточно толкнуть такой маятник один раз, и он колебался бы вечно. Но в природе так не бывает. Трение замедляет скорость движения маятника, расстояние между крайними положениями его постепенно уменьшается, и рано или поздно маятник останавливается.

Теперь проделайте такой опыт.

Зажмите один конец стальной линейки в тиски, а другой отогните в сторону и отпустите. Линейка начнёт колебаться (рис. 2). При этом возникает звук, напоминающий жужжание.
Почему же маятник колеблется беззвучно, а колебания линейки сопровождаются жужжанием?

Оказывается, между этими колебаниями имеется существенная разница. Линейка в одну секунду совершает гораздо больше колебаний, чем маятник. Число колебаний в одну секунду называют частотой. Таким образом, частота колебаний линейки больше частоты колебаний маятника. Мы слышим звук при колебаниях линейки потому, что она колеблется с большей частотой.

Таких примеров, когда твёрдые тела, колеблясь, звучат, можно привести очень много.

Могут ли звучать жидкости и газы?

Да, могут. Для этого надо заставить их колебаться. Звуки гудков, сирен, свистков и музыкальных духовых инструментов есть не что иное, как результат колебательного движения газов или паров. Когда же вы слышите шлёпанье дождевых капель по луже, шум воды, стекающей по жёлобу, или плеск волны, это - звуки, вызываемые колеблющейся жидкостью.
Естественно задать вопрос: а что же колеблется, когда человек говорит или поёт?

Когда же мы произносим какой-нибудь звук, особые мышцы сближают упругие голосовые связки, и щель становится узкой. Движение воздуха теперь затруднено, и при выдыхании его перепонки начинают колебаться. Здесь-то и возникает звук.

Всё разнообразие звуков нашей речи создаётся уже дальше - на пути от гортани через полости рта и носа.