Самодержавие и крепостное право. Утверждение самодержавия, становление династии романовых

В январе 1613 г. освобожденная от интервентов Москва готовилась к проведению Земского собора. Во все концы страны были разосланы грамоты о предстоящем собрании, которое должно было стать самым представительным по своему составу за всю историю средневековой России. На этом Соборе преобладали представители дворянства и посадских людей. Были представлены казаки, крестьяне, бояре и духовенство. Исключалось лишь присутствие крепостных, которые не могли привлекаться к государственным делам.

Центральным вопросом собора стали выборы нового царя. Расстановка политических сил находила свое отражение в развернувшейся на заседаниях борьбе. Представители княжеско-боярских родов предлагали избрать на престол родовитых Мстиславских или Голицыных. Их противники были готовы пригласить на русский престол польского королевича Владислава или шведского Карла-Филиппа. Казачество, поддерживавшее в годы смуты Лжедмитрия, склонялось к кандидатуре сына Марины Мнишек. В результате острой полемики было решено избрать на российский престол непременно русского человека. Выбор пал на Михаила Федоровича Романова. 21 февраля 1613 г. он был избран русским царем. Было в ту пору Михаилу Романову всего 17 лет. В исторической литературе существует много объяснений причин того, почему на престол взошел представитель семьи Романовых. Несомненно одно: это была фигура, устраивавшая большинство членов Земского собора. В результате компромисса разные политические течения и группировки пришли к примирению. Избрание Михаила Романова на царство положило конец длительной борьбе за власть российской родовой и сословной аристократии.

Земский собор известил о своем решении Михаила, который находился в Ипатьевском монастыре. 2 мая 1613 г. первый самодержец из династии Романовых прибыл в Москву, а 11 июля венчался на царство. Михаил Федорович царствовал до 1645 г.

В июне 1619 г. из польского плена вернулся отец нового царя митрополит Филарет. По прибытии в Москву он был возведен в сан московского патриарха с титулом великого государя. Фактически он и стал правителем России. За годы смуты нерешенных дел в стране накопилось так много, что важно было правильно определить приоритетные из них. Во внешней политике удалось стабилизировать отношения с Польшей. В июле 1634 г. между русскими и поляками был подписан мирный договор. И хотя Россия по этому договору теряла Смоленск, Новгород-Северские земли, взамен она обретала спокойствие на западных рубежах.

Во внутренней политике Филарет сконцентрировался на вопросах государственного устройства. Широкое развитие получает система государственных приказов. Главными из них были Разрядный, Поместный и Посольский. Совершенствование государственного устройства сопровождается дальнейшим ужесточением крепостнических порядков. Правительство Михаила Федоровича в 1637 г. увеличивает срок урочных лет до девяти. В 1641 г. урочные годы были опять увеличены. Для беглых крестьян они устанавливались в 10 лет, для вывезенных другими феодалами - до 15 лет. Феодалы требовали введения закона о бессрочном сыске беглых крестьян.


В июле 1645 г. в возрасте 49 лет умер Михаил Федорович. На царство он благословил сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). В период правления Алексея Михайловича набирают силы тенденции, направленные на ужесточение феодально-крепостнических порядков. 29 января 1649 г. было принято Соборное Уложение, проект которого тщательно готовился. Получив силу государственного закона, Уложение было отпечатано отдельной книгой и разослано всем воеводам и приказам для практического руководства.

Соборное Уложение 1649 г. закрепляло землевладение за феодалами, законодательно утвердило крепостное право. Феодалам разрешалось менять поместья на вотчины, что приводило к слиянию поместного и вотчинного землевладений. Частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лишались права самостоятельного выступления в суде со своим иском. Феодал получал право устраивать браки и семейные разделы своих крепостных. Так, Соборное Уложение 1649 г. завершило длительный процесс становления крепостного права в России.

При Алексее Михайловиче было осуществлено воссоединение Украины с Россией. Завершилась многолетняя борьба польско-литовского блока с русскими за сферы влияния в приграничных районах. Западные и юго-западные земли Белая Русь и Малая Русь оказались захваченными Речью Посполитой. Поляки ущемляли местное население, культивировали католичество. Сильное сопротивление полякам оказывало свободолюбивое казачество. Запорожская Сечь стала символом казацкой вольницы. Формально казаки считались подвластными польскому королю. Но казачество жило по своим законам - нормой их взаимоотношений были вольность, демократизм, выборность атаманов.

Весной 1648 г. развернулось мощное движение малороссов против польской шляхты. Возглавил освободительную борьбу украинцев Богдан Хмельницкий. Стечение обстоятельств сопутствовало успеху малороссов. В 1648 г. умер польский король Владислав. Его брат не смог разгромить восставших и предложил им перемирие. Богдан Хмельницкий согласился на этот компромисс и, воспользовавшись затишьем, в июне 1648 г. обратился к Москве с предложением о воссоединении. Но Россия сама лишь вставала на ноги после смуты и польско-шведской интервенции. Принять предложение Украины было равносильно объявлению войны Польше. Правительство Алексея Михайловича заняло позицию дипломатической «потяготы».

Весной 1649 г. поляки двинулись на Украину и были жестоко разбиты. После этих событий польский король официально признал Б. Хмельницкого гетманом Украины. Богдан Хмельницкий был не только смелым предводителем казацкой вольницы, но и трезво мыслящим политиком и дипломатом. Его популярность и слава шагнули далеко за пределы Украины. Московский царь Алексей Михайлович признал Хмельницкого официальным представителем украинского народа и согласился на воссоединение Украины с Россией.

Украина сохраняла самостоятельные дипломатические отношения с другими государствами. Россия признавала выборность гетмана и его утверждение царем. Украина сохраняла свой аппарат управления. Так произошло слияние славян. Ось Москва - Киев была восстановлена. Земский собор 1653 г. удовлетворил просьбу Богдана Хмельницкого принять православный украинский народ под высокое покровительство русского царя. 8 января 1654 г. в городе Переяславле состоялась Рада, на которой присутствовали выборные от большинства слоев населения Украины. Рада единодушно приняла решение о воссоединении Украины с Россией, утвердив все статьи, определявшие условия этого воссоединения.

Новые военные столкновения России с Польшей стали неизбежны. В мае 1654 г. русская армия численностью в 100 тыс. человек выступила к границам Польши. Война для России складывалась удачно. Русские войска вышли к Бресту. Белая Русь была освобождена из-под гнета поляков. Польша терпела одно поражение за другим. Король Ян Казимир бежал в Силезию. Литовский гетман Януш Радзивилл встал под защиту шведского короля Карла X. Шведское правительство всячески препятствовало продвижению России на запад. В мае 1656 г. Алексей Михайлович объявил войну шведам. Русская армия двинулась в Прибалтику. Вести войну на два фронта было тяжело. Россия пошла на перемирие со Швецией. А в 1667 г. перемирие было подписано и с Польшей. Россия сумела вернуть себе Смоленск и Чернигов. Польша признала воссоединение Левобережной Украины и России. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши.

Правительство Алексея Михайловича значительно укрепило международное положение России, заботилось о развитии промышленности и торговли. В мае 1667 г. был принят новый Торговый устав, который упорядочил торговлю для иностранных купцов в России, значительно облегчил положение русских торговых людей. Эти меры способствовали развитию товарно-денежных отношений и формированию всероссийского рынка.

Характерной чертой общественно-политического развития России во второй половине XVII в. является просветительство и просвещение. В 1633 г. Филарет учредил в Чудовом монастыре общеобразовательную школу. Позже подобные школы появились при Андреевском и других монастырях. Открывались и частные общеобразовательные школы. В 1687 г. в столице было образовано первое высшее общеобразовательное учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

В.О. Ключевский, характеризуя государя Алексея Михайловича, заметил: «Он не дал руководящих идей для реформы, но помог выступить первым реформаторам с их идеями, дал им возможность почувствовать себя свободно, проявить свои силы и открыл им довольно просторную дорогу для деятельности. Не дал ни плана, ни направления преобразованиям, но создал преобразовательное настроение»".

В силу этого не все нововведения приносили Отечеству положительный эффект. Так, Алексей Михайлович в полной мере поддержал церковную реформу патриарха Никона, которая привела не только к церковному, но и к общественно-политическому расколу населения страны, имела драматические последствия.

" КлючевскийВ.0. Царь Алексей Михайлович. В кн.: «Исторические портреты». М„ 1991.С. 117.

Укрепление самодержавия и крепостничества в XVII в. Начало формирования российского абсолютизма.

Генеральная линия русской истории в XVII - XVIII вв. проходила по пути дальнейшего укрепления феодально-крепостнических порядков и сословного строя. К середине 17 века разорение времён смуты были преодолены. В уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. В результате огромных затрат на Ливонскую войну и разорения страны в ходе установления авторитарной власти в период опричнины страна попала в тяжелейший экономический кризис. Многие помещики, не говоря о крестьянах, бедствовали. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой. В этих условиях государственная власть пошла по пути прикрепления основного производителя - крестьянства - к земле феодалов-землевладельцев. Большинство историков считает, что крепостное право фактически сложилось в конце XVI в. в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а потом практически отменивших право свободного перехода от одного феодала к другому. Юридическое оформление крепостного права относится к 1649 г., когда "Соборным Уложением" были окончательно запрещены переходы крестьян. Крестьянство оказалось в феодальной зависимости еще со времен Киевской Руси. Смерд и закуп "Русской Правды", работавшие на феодала, являлись людьми, попавшими в крепостную зависимость. Жизнь такого смерда оценивалась так же, как и жизнь холопа, в 5 гривен. Если он умирал без наследников по мужской линии, его имущество переходило к князю. "Судебник" Ивана III в общегосударственном масштабе ввёл Юрьев день осенний - 26 ноября. При этом устанавливалась плата за "пожилое" - за проживание на земле феодала. "Судебник", принятый при Иване IV в 1550 году, подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день, увеличив размеры "пожилого", что еще более затрудняло переход. . В 1581 г. впервые были введены "заповедные лета" - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова "заповедь" - запрет). В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу. В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина. Таким образом, русские крестьяне и холопы попали в наиболее полную и суровую форму зависимости от феодалов - крепостное право. В XVII в. происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI-XVII вв. произошел своеобразный передел земель внутри господствующего класса. Перерастание ремесла в товарное производство (производство товаров для продажи) еще не означало перехода к капитализму Простое товарное производство становится капиталистически только тогда, когда оно получает широкое распространение происходит превращение рабочей силы в товар. В России XVH " подобные явления имели эпизодический, временный характер Появлявшиеся очаги вольнонаемного труда подавлялись крепостничеством и, как правило, вскоре прекращали свое существование. Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721) разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свой подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Социальная структура российского общества XVII в. соответствовала феодально-крепостническои экономике, где новые капиталистические элементы не превратились еще в уклад хозяйства. Высшим слоем господствующего класса было боярство - потомки бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу XVII столетия боярство все более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством. Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий - владельческого и черносошного крестьянства. Владельческими или частновладельческими назывались крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Феодалы - владельцы вотчин и поместий стремились расширить свои права на владельческих крестьян. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские. Рост феодальной эксплуатации, увеличение налогов и повинностей повлекли за собой в большем, чем раньше, масштабе социальное расслоение крестьянства - выделение зажиточной верхушки, с одной стороны, и разорившихся бедняков - с другой. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с "Соборного уложения" 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появился титул "самодержец". Общий процесс подчинения всех областей жизни страны неограниченной власти монарха встретил недовольство со стороны руководства русской церкви. Церковь являлась крупнейшей феодальной организацией, владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными угодьями. Она успешно отбивала попытки государственной власти поставить под свой контроль ее владения.

§ 8. ОФОРМЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

Царь Алексей Михайлович. Летом 1645 г. умер царь Михаил Федорович. Престол по наследству перешел к его сыну Алексею Михайловичу. По свидетельству современников, он был одаренным человеком с добрым характером, отличался терпением, христианским смирением и уважением к другим людям. Приехавший в Москву австрийский посол Мейерберг отмечал, что Алексей Михайлович поражал иностранцев тем, что «при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чью жизнь, ни на чью честь». Не случайно в народе царя называли Тишайший. Алексей Михайлович был набожен и много времени проводил на богослужениях в церкви и за молитвами. Едва ли не единственной мирской страстью царя была соколиная охота.

Наставником молодого царя стал боярин Б. И. Морозов, человек умный и властный. Современники отмечали его страсть к наживе. Морозов поставил на ключевые посты в государстве своих людей.

В феврале 1646 г., пытаясь пополнить казну, правительство увеличило соляной налог. Эта мера не принесла ожидаемых результатов, так как малоимущее население резко сократило потребление соли. Соляной налог пришлось отменить. Взамен жестко взыскивали другие налоги. На этом поприще особенно отличились Леонтий Плещеев, глава Земского приказа, и Петр Траханиотов, управляющий Пушкарским приказом. В Москве вспыхнул бунт.

Царь Алексей Михайлович

Соляной бунт. Художник Э. Лисснер

В июне 1648 г. многотысячная толпа ворвалась в Кремль и потребовала от царя казни Морозова, Плещеева и других ненавистных придворных. Л. Плещеев и П. Траханиотов были убиты. Царь упросил толпу пощадить своего любимца, опасаясь нового взрыва народного гнева, он отправил Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь.

Волна бунтов прокатилась по стране. Волнения происходили в Козлове, Курске, Великом Устюге. Неспокойно было и в Сибири.

В 1650 г. дома и усадьбы богатых людей громили в Пскове и Новгороде. Особенно упорствовали псковичи, захватив власть в городе. Их усмиряли войска во главе с князем Иваном Хованским. Городские волнения заставили Алексея Михайловича задуматься о необходимости совершенствования законодательства и судопроизводства.

Соборное уложение. Для подготовки нового свода законов была сформирована специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. С осени 1648 г. по январь 1649 г. предложения комиссии обсуждал специально созванный Земский собор. В его работе принимали участие царь, патриарх, Боярская дума, высшее духовенство и представители 130 городов и служилого дворянства. Принятый Земским собором свод законов получил название Соборного уложения царя Алексея Михайловича.

Соборное уложение состояло из 25 глав и 967 статей. Первый свод законов Российского государства был отпечатан типографским способом и разослан по всем городам и землям страны. Ему предстояла долгая жизнь – почти 200 лет. Только в 1832 г. Соборное уложение заменил «Свод законов Российской империи».

В Соборном уложении отменялись урочные лета для сыска и возврата беглых крестьян. Давнее требование дворян о бессрочном розыске убежавших было удовлетворено. Крестьяне, находившиеся в частном владении, законом навечно закреплялись за помещиками. Последние получили право передавать крестьян по наследству и распоряжаться их имуществом. Помещики не несли уголовной ответственности даже за убийство крестьян, им не принадлежавших. В наказание они должны были лишь возместить убытки хозяину, лишившемуся рабочих рук. Соборное уложение 1649 г. окончательно оформило и закрепило крепостное право в России – не только сами крестьяне, но и их дети и внуки становились крепостными.

Свиток Соборного уложения в серебряном ковчеге

Совет всея Руси. Художник А. Максимов

Две главы Соборного уложения были посвящены поместьям и вотчинам – основным формам земельной собственности.

Ограничивались права церкви по расширению своего землевладения. Монастырям запретили покупать или принимать на «помин душ» вотчины. Судебными делами, касающимися церкви, занимался Монастырский приказ, возглавлявшийся светским лицом.

Вводилось понятие «государственное преступление». Алексей Михайлович хорошо запомнил кровавые события 1648 г. в Кремле, когда сам чуть не стал заложником взбунтовавшихся горожан. В Соборное уложение ввели главы «о государевой чести» и «о государевом дворе», устанавливавшие жестокое наказание за злой умысел против государя, за приход к царю «скопом и заговором на его государевых бояр и окольничьих и на думных и на ближних людей».

В качестве меры наказания предусматривались: смертная казнь; телесные наказания; лишение свободы и ссылка; «лишение чести» и штрафы. Смертная казнь как мера наказания упоминалась в Уложении примерно в 60 случаях.

Государственное устройство. Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин писал о царе Михаиле Романове: «Хотя самодержцем считался, но без боярского совету не мог делать ничего». Его сын Алексей Михайлович, напротив, все крепче брал бразды правления в свои руки. Он верил в божественное происхождение царской власти и говорил: «Бог благословил и передал нам государю правити и рассуждати люди своя на востоке, и на западе, и на юге, и на севере в правду, и мы Божие дела и наши государевы на все страны полагаем».

Один из современников Алексея Михайловича отмечал, что царь «яко солнечными лучами, всюду един сияет, единого слушаем, единого боимся, единому служим все». Царь, продолжая советоваться с Боярской думой по важным вопросам, постепенно сосредоточивал власть в своих руках. Думные чины теперь приносили присягу: «Самовольством без государева ведома никаких дел не делати». Бояре были влиятельны ровно настолько, насколько позволял царь. В России укреплялась самодержавная власть. Вместо «Царь всея Руси и великий князь московский» в документах стали писать «Великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец».

Документ с царским титулом Алексея Михайловича

Государственные учреждения России в середине XVII в.

С середины XVII в. постепенно замирает и деятельность Земских соборов. Сословно-представительная монархия уходила в прошлое.

При Алексее Михайловиче большую роль в управлении страной играли приказы, которых насчитывалось более 40. Важнейшими из них оставались Разрядный (организация дворянского войска), Поместный (вотчинное и поместное землевладение), Посольский (внешняя политика). Уголовные дела находились в ведении Разбойного приказа, управление отдельных земель – в Сибирском, Казанском, Астраханском приказах.

В 1650 г. Алексей Михайлович учредил Приказ тайных дел. Он подчинялся непосредственно царю и контролировал деятельность государственных учреждений, особенно в области финансов.

Городами в России управляли воеводы. Их назначали только в приграничные города для «бережения» от неприятеля. При Алексее Михайловиче воеводское управление распространилось на всю территорию России. Воеводы сосредоточили в своих руках всю власть на местах. Частично сохранились губные старосты, но они стали лишь исполнителями при воеводах. Земские старосты наблюдали за сбором налогов. Воеводы подчинялись московским приказам и в своей деятельности руководствовались их «наказами».

Интересы страны требовали усиления ее вооруженных сил. В армии увеличилось число полков «нового строя», началось строительство первых военных кораблей.

Правление царя Федора Алексеевича. Алексей Михайлович был дважды женат. В первом браке с Марией Милославской царь стал отцом четверых сыновей и шести дочерей, в том числе знаменитой впоследствии Софьи. Вторая жена, Наталья Нарышкина, родила царю троих детей: Петра и двух дочерей. Старшим сыном Алексея Михайловича был Федор, рожденный от Марии Милославской. К нему и перешел по наследству царский престол в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

Новому царю было всего 14 лет. Незрелый возраст и слабое здоровье (Федор тяжело болел и с трудом ходил) не позволяли ему исполнять свои обязанности. Дела по управлению государством взяли в свои руки его родственники Милославские и сестра, волевая, умная царевна Софья.

При Федоре Алексеевиче проводились реформы. Главной из них была отмена в январе 1682 г. местничества, позволявшего занимать государственные и военные должности в основном представителям знатных родов.

Царь Федор Алексеевич

При служебных назначениях определяющим становился принцип личных заслуг. Это был значительный шаг вперед в совершенствовании системы государственного управления и привлечения к нему способных и талантливых людей. В 1682 г. царь Федор Алексеевич умер.

Поместье условное земельное владение, предоставляемое государством за несение военной и государственной службы, не подлежало продаже, обмену и наследованию.

Вотчина вид земельной собственности, родовое имение, переходившее по наследству.

Самодержавие государственный строй, при котором монарху принадлежат верховные права в законодательстве, управлении страной и командовании армией.

Местничество порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью рода.

1645 – 1676 гг. – царствование Алексея Михайловича.

Июнь 1648 г. – Соляной бунт в Москве.

1649 г. – принятие Земским собором Соборного уложения.

Вопросы

Из книги Русская Атлантида автора Буровский Андрей Михайлович

Оформление Московской Руси Младший сын Александра Невского, Даниил Александрович, сел княжить в Москве после смерти отца.Был он великим князем, но не московским, а владимирским.Князь Юрий Даниилович стал великим князем владимирским в 1318, но потом ярлык на великое

Из книги История России. XVII-XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 8. ОФОРМЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ Царь Алексей Михайлович. Летом 1645 г. умер царь Михаил Федорович. Престол по наследству перешел к его сыну Алексею Михайловичу. По свидетельству современников, он был одаренным человеком с добрым характером, отличался терпением, христианским

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 2. Образование и конституционное оформление союза ССР Образование СССР. Согласно коммунистической доктрине, национальный вопрос (противоречия в отношениях между народами) представлялся второстепенным в сравнении с межклассовыми противоречиями. Его разрешение

Из книги 1937. Правосудие Сталина. Обжалованию не подлежит! автора Ферр Гровер

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Юридическое оформление власти Октавиана Пути юридического оформления власти Октавиана были показаны обо­ими его предшественниками - Суллой и Цезарем. Однако осторожный Октавиан учел опыт мартовских ид 44 г. и постарался облечь свою власть в наиболее «конституционные»

Из книги География, История и Культура Англии автора Кертман Лев Ефимович

Оформление английской парламентской системы Победа, одержанная буржуазно-дворянским блоком в ходе революции и закрепленная компромиссом 1688 г., поставила Англию в чрезвычайно выгодное положение по сравнению с другими странами Европы и всего мира. Впоследствии все

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Оформление опричнины Страну разделили на две части. Опричные земли (дворцовые села и слободы; города на западной границе, на богатом торговом Севере и в центре страны) с населением Иван IV (в опричнине он звался не царем, а князем московским) взял под свое управление. В его

автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Оформление догматов религии иудаизма Иерусалимская община постепенно проводила изоляцию в правовом и религиозном отношении членов своей общины от внешнего мира. Проводил эту изоляцию прибывший в это время от персидского двора жрец Эзра. Он установил строгое правило,

Из книги Великий Ленин. «Вечно живой» автора Поцелуев Владимир

Оформление «самой настоящей олигархии» 2 сентября 1918 г. ВЦИК провозгласил Советскую республику военным лагерем. 30 ноября ВЦИК и СНК приняли постановление об образовании Совета рабочей и крестьянской обороны во главе с Лениным в связи с возрастающей опасностью

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава XX Оформление системы домината (284–337 гг.)

Из книги Римская диктатура последнего века Республики автора Чеканова Нина Васильевна

1. Оформление и основы власти триумвиров Вопрос о том, как формировался II триумвират, во многих аспектах остается неясным. Видимо, это происходит оттого, что античная традиция, по большей части опиравшаяся на официозные источники эпохи раннего принципата, была

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Оформление раннего христианства Император Феодосий I, официально запретивший языческие культыРаспад государственной системы, внутренние междоусобные войны, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами – все это усугубило острый

Корни российского самодержавно - крепостнического строя следует искать в структуре экономики Древней Руси, в которой феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Историки называют государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. В это время составляется один из первых юридических документов - «Русская Правда». Его более позднее дополнение, «Правда Ярославичей», содержит нормы управления вотчиной, на земле которой обязаны работать смерды и рабы.

На протяжении VI-IX веков, происходил постепенный распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, рост частной земельной собственности и формирование классов, захват знатью племенной земли в личную собственность и упрочение власти над рядовыми общинниками, утратившими родовую сплоченность. В это же время происходит выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.

О наличии классового расслоения общества в этот период можно судить на основании анализа погребальных памятников, в которых княжеские и боярские курганы представляют собой огромные земляные холмы, для сооружения которых требовался труд многих тысяч крестьян. Из этого можно сделать вывод о наличии большого числа крестьян, так или иначе находившихся в зависимости от знати.

Таким образом, началом феодальных отношений на Руси можно считать IX столетие. В это время часть крестьян эксплуатировалась князьями путем взимания дани, часть вносила оброк боярам и дружинникам или выполняла барщинные работы.

Первым этапом оформления самодержавно - крепостнического строя можно считать царствование Ивана III, которого исследователи считают одной из ключевых фигур в истории России. Он первым принял титул «Государя всея Руси», при нем окончательно свергнуто иго Золотой орды, гербом государства стал двуглавый орел и был возведен Московский Кремль. В это время стали принимать послов не от соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в 1497 г. был издан первый Судебник. Это был новый свод законов Российского государства. Он включал в себя 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного помещика к другому двухнедельным сроком во время Юрьева дня. Тем самым крестьян ограничили в праве на передвижение. За уход крестьянин был обязан внести плату за годы, прожитые на старом месте. Такая возможность сохранялась за крестьянами до конца XVI века.

Еще более самодержавие стало усиливаться при Иване IV, который был твердым сторонником сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии.

В январе 1565 г. царь сообщил Боярской думе и духовенству об отказе от власти. Это был тонкий политический ход. Иван Грозный ждал, что его призовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Начался опричный террор, казни, ссылки. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала еще большему его закрепощению.

Правление Ивана Грозного оказало огромное влияние на дальнейший ход истории страны, способствовало установлению крепостного права в государственном масштабе и спровоцировало противоречия рубежа XVI - XVII вв., которые современники называли Смутой.

Вследствие тяжелого экономического кризиса 70-80-х годов XVI в. запустели экономически развитые регионы страны, более 50% пашни не обрабатывалось. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. По стране прокатилась эпидемия чумы. В стране начался голод. Помещики в создавшихся условиях не могли выполнять свои обязанности перед государством. В этих условиях власть приняла ряд постановлений приведших на практике к полному закрепощению крестьян. В 1581г. впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Все население к 1592 г. было включено в специальные книги, которые давали возможность установить, кому из помещиков принадлежали крестьяне. Тогда и был издан указ о запрещении перехода крестьян, что означало установление крепостного права.

Государство обеспечивало розыск и возвращение беглых крестьян их владельцам. Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране, что стало одной из причин Смутного времени.

Во времена Смуты в стране не было условий для сохранения самодержавной власти. Лишь с воцарением Романовых была восстановлена самодержавная монархия, просуществовавшая до 1917 г.

Петровские реформы изменили государственный строй России от самодержавия с Боярской думой к абсолютизму, то есть форме правления, при которой верховная власть в государстве достигает наивысшей степени централизации и безраздельно принадлежит монарху. В 1721 г. Петр I был провозглашен императором. В условиях крепостнической России он претворял в жизнь свои идеи напористо, с размахом, не считаясь с личными интересами подданных.

В дальнейшем, во времена царствования Екатерины II, крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало чем отличался от раба. Процветала торговля крестьянами. Их можно было выиграть в карты, безвинно наказывать. Эта эпоха, названная просвещенным абсолютизмом, характеризуется использованием положений просветительских идеологий для укрепления крепостничества в условиях его начавшегося разложения.

С другой стороны, рост промышленности требовал большого количества рабочих рук. В ряде отраслей трудились крепостные, отпущенные для заработка на оброк. При этом заводчик и крепостной крестьянин вступали уже в капиталистические производственные отношения. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. Развитие промышленности стимулировал указ 1775 г., разрешавший крестьянскую промышленность, что привело к росту числа заводчиков из числа крестьян. Господствовавшее в стране крепостничество оказало огромное влияние на формирование капитализма.

Выше были рассмотрены этапы формирования самодержавно-крепостнического строя. Причинами его возникновения стало стремление феодалов к захвату общинных земель, толкавшее господствующий класс на меры закрепостительного характера, нейтрализовавшие общину, как основу крестьянского сопротивления. В свою очередь, режим крепостничества стал возможным лишь при развитии наиболее деспотичных форм государственной власти -- российского самодержавия.

Что касается последствий, то на всем протяжении существования самодержавия в стране происходили народные бунты, восстания, другие протестные явления. В годы предшествующие отмене крепостного права самодержавие сковывало развитие капиталистических отношений, тем самым являясь тормозом в развитии экономики страны. Отмена крепостного права и, как следствие, проникновение в деревню капиталистических отношений способствовали расслоению крестьянства на кулаков и бедноту, которая стала одним из источников формирования пролетариата. Бедственное положение основной массы населения стало зачатком мощных общественных потрясений начала XX века.

человечество средневековый крепостнический пролетариат

В конце XV - начале XVI вв. из множества земель и княжеств возникло новое государство Московская Русь, Россия. Появление мощного государства вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси, изменило геополитическую ситуацию в мире.

По словам К.Маркса “изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах”. Отметим, что в XV веке термин “самодержавие”, “самодержавство” обозначал не только власть великого князя, но и подчеркивал суверенность освободившегося от татар государства.

Исторические корни

и особенности российского

самодержавия

Яркой особенностью Московской Руси было самодержавие, которое прошло длительный период формирования, но уже в XVI в. Русь поражала иностранцев всевластием монарха и холопством его подданных. С.Герберштейн (посол империи Габсбургов, бывавший в Руси в 1517 и 1526 гг.) писал о Василии III: “Властью, которую он имеет над своими поданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира... Всех одинаково гнетет он жестоким рабством... Все они называют себя холопами, то есть рабами государя...”.

Проблемы отношения общества и государства, абсолютизм, причины формирования и этапы его развития издавна стали предметом исследований в отечественной (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, В.И. Сергеевич, С.М.Соловьев, Б.Н. Чичерин, Д.Н.Альшиц, Е.В.Анисимов, В.Б.Кобрин, А.Н.Медушевский, Н.И.Павленко, Р.Г.Скрынников, Л.В.Черепнин) и зарубежной историографии.

Все исследователи подчеркивают своеобразие российского политического строя, главным образом выражавшееся в самодержавном, абсолютистком характере государства. Для государственно-политического строя абсолютизма характерны: *

глава государства с формально-юридической точки зрения воплощает законодательную и исполнительную власть, которая осуществляется с помощью зависимых от него чиновников; *

наличие постоянной армии, развитого бюрократического и полицейского аппарата, всеобъемлющей системы государственного обложения, единого для всего государства законодательства; *

единая общегосударственная экономическая политика, выражающаяся в различных формах экономического протекционизма и регламентации деятельности промышленников.

Русское самодержавие и европейский абсолютизм имели сходные черты наличие элементов сословного представительства, хотя достаточно слабых в России; влияние христианской религии; более сильное, чем на Востоке, влияние буржуазных отношений; европейская ориентированность русского государства. При идентичности самих понятий “абсолютизм” и “самодержавие”, они все же существенно отличались по формированию, времени существования, социальным функциям. В Западной Европе абсолютизм утверждается на последнем, наиболее централизованном этапе развития феодального государства, в условиях зарождения буржуазных отношений. В России самодержавие формируется еще до появления буржуазных отношений, в условиях утверждения феодально-крепостнического строя, что привело к большей самостоятельности и силе государства.

На особенности русского исторического процесса, формирование самодержавия оказывали влияние самые разнообразные факторы, в том числе и внешнеполитические.

Среди последних особо выделяется историческое влияние Византийской империи, которое проявлялось со времен Древней Руси: и экономическое, и политическое, и культурное. Политическая система Византии отличалась сосредоточением в руках императора и высшей светской, и высшей духовной власти, мощным симбиозом церкви и государства. В 1453 г. Византия была уничтожена турками-османами и больше никогда не возродилась; в это же историческое время завершается территориальное формирование суверенного русского государства, ставшего крупнейшим в Европе.

Иван III (1462 -1505 гг.) первым принимает титул “государя всея Руси”, после падения Константинополя и женитьбы на Софье Палеолог переносит в Россию герб Византии двуглавого орла, первым вводит обычай целовать руки государю и именовать всех подданных “холопами”.

В Византии существовал принцип: “что угодно императору, то и имеет силу закона”; и Иван III провозглашает: "а жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же". В 1547 г. его внук Иван IV венчался на царство, приняв официальный титул римских и византийских императоров (кесарь царь), тем самым подчеркнув свое равенство с Византией и превосходство над европейскими королями. Позже Иван IV доказывал исконность самодержавия на Руси, происхождение русских царей от римских кесарей.

В западноевропейских странах функции своего рода социального контроля над монархом осуществляла в значительной степени католическая церковь. Она составляла существенную оппозицию светской власти, временами даже подчиняя ее своим интересам. В России же ситуация была совершенно иная. Православная церковь, воспринявшая в этом отношении византийские традиции, рассматривала самодержавие как проявление божественного начала, а самого кесаря как “помазанника божьего”, посредника между царством небесным и царством земным, высшего судию.

Падение Орды и крушение Византии, создание своего независимого государства положили начало новым представлениям русских о роли страны, выразившимся в новых политических доктринах. Именно в церковных кругах в конце XV начале XVI вв. была сформирована (окончательно - в письмах инока псковского Елеазарова монастыря Филофея к Василию III) доктрина “Москва - третий Рим”. Эта геополитическая концепция обосновывала претензии Москвы на преемственность всемирно-исторической роли Византии как великой державы, центра мирового православия, а также власти ее кесарей. Русская церковь никогда не выступала в качестве серьезного конкурента светской власти. Уже в период объединения и, особенно, в XVI XVII вв. намечается тенденция к ограничению влияния духовенства в вопросах управления, церковного и монастырского землевладения. Церковная реформа Петра Великого, ликвидировавшая патриаршество и учредившая в 1721 г. Синод окончательно подчинила духовенство государственному контролю.

Существенную роль в образовании русской системы власти сыграл и фактор монголо-татарского влияния. Так Н.И.Костомаров считал, что "единодержавие зародилось во время татарского завоевания как неизбежное последствие покорения страны и обращения в собственность завоевателя" "оно перешло от ханов к московским великим князьям". Монголо-татары искореняли вечевые, демократические традиции древнерусского государства; в условиях постоянной военной опасности возвышалась роль княжеской власти. Превращение русского великого князя в вассала татарского хана, система выдачи ярлыков на великое княжение (воспитание "генерации покорных князей" по словам В.Б.Кобрина) способствовали распространению на Северо-Востоке татарской системы власти восточной деспотии. Одна из ее ярчайших черт абсолютная, ничем и никем не контролируемая власть монарха, превращение всех подданных в рабов.

Не меньшее значение имело формирование сильной центральной власти в ходе форсированной централизации русских земель, которая объяснялась и внешними факторами (главный необходимость противостояния Орде), и целым комплексом причин социально-экономического развития. Уже в этот период прослеживается одна из ярких особенностей российской истории опережающее развитие политического фактора. Объединение "сверху", проводившееся с постоянным использованием военной силы, уничтожение городских вольностей и демократических традиций древнерусского периода также усиливала центральную, в будущем самодержавную власть.

В России большую специфику по сравнению со странами Западной Европы имел механизм функционирования сословного строя. На Западе отсутствие свободных пространств, высокая плотность населения сильно обостряли социальные противоречия, что приводило к большей консолидации сословий и ускоряло законодательное закрепление сословных и личных прав. В России же социальная напряженность до известной степени снижалась за счет колонизации новых территорий, оттока населения на окраины, где традиционно группировались оппозиционные элементы. Это длительное время смягчало формы социального протеста и замедлило консолидацию сословий. Необходимость скорейшей мобилизации экономических и людских ресурсов в экстремальных условиях постоянной борьбы с внешней опасностью, ускоренной централизации, хозяйственной разобщенности регионов, низкого уровня развития товарно-денежных связей, рассредоточенности населения способствовала законодательному закреплению распределения обязанностей сословий по отношению к друг другу и, особенно, к государству. Государство активно вмешивалось в формирование и законодательное регулирование деятельности сословий; создается особая служилая система, при которой каждое сословие имело право на существование лишь постольку, поскольку несло определенный круг государственных и общественных повинностей (“тягло”, “служба”).

Сердцевиной системы стало условное поместное землевладение (складывается к концу XV в.): предоставление земли и крестьян служилым людямпомещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Это позволяло государству всегда располагать значительными военными и административными силами без значительных затрат на их содержание. Не имея еще развитого бюрократического аппарата, правительство опиралось на помещиков при составлении учетно-фискальных документов, сборах налогов, мобилизации в армию (каждый помещик - "конно, людно и оружно"), в полицейских целях. Таким образом в отличие от западноевропейских государств, в России утверждается не система вассалитета, а система государственного подданства, при которой в службе отсутствует договорная основа, всякий вассал подчинен верховному сюзерену напрямую и находится в прямой и безусловной зависимости от господина и его милостей. Уже к концу XV в. обязательной этикетной нормой становится именование великого князя “государем”, а всех остальных “холопами” независимо от знатности и богатства (этимология слов: "государь" хозяин рабов, "холоп" раб). При такой системе отношений даже высшие сословия России не сумели сохранить в полной мере политические права и привилегии, противостоять произволу монарха. Говоря словами А.А.Зимина, "холопье происхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма".

Одновременно с утверждением поместной системы идет процесс закрепощения крестьян. Отправной точкой его юридического оформления было ограничение права крестьянского перехода неделей до и после Юрьева дня в Судебнике 1497 г. Ивана III. Затем отмена права крестьянского перехода и введение "урочных" лет Борисом Годуновым в 1598 г., и, наконец, введение бессрочного сыска беглых в Уложении 1649 г. Алексея Михайловича. Закрепощение крестьян особенно тесно связало служилое сословие с самодержавием, которое обеспечивало и организацию в государственных масштабах сыска беглых, борьбу с крестьянскими восстаниями.

Крепостничество, особенно полное исчезновение "черных" волостей в центре, значительно сузили свободную часть населения, которая могла быть представлена в местных и центральных учреждениях. Отметим, что в Западной Европе различные формы личной и экономической зависимости крестьян примерно к этому же времени были уничтожены. В Восточной и Центральной Европе крепостничество в XV XVI вв. утверждается повсеместно, законсервировав феодализм. Социальное происхождение самодержавия неразрывно связано с крепостничеством; там, где буржуазные элементы были слабее, абсолютизм приобретал более полное и длительное развитие.

Вся логика развития служилого государства и поместной системы вела к постепенному закреплению за каждым сословием определенных функций, а также связанных с ними обязанностей и прав. Завершенное правовое оформление эта система получила в Уложении 1649 г., важнейшем законодательном кодексе допетровской Руси: крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди к городским повинностям, служилые люди к несению военной и других государственных служб. По сути дела, все общество было закабалено сверху донизу, что и было важнейшей наряду с другими названными факторами основой формирования в России самодержавия.

В исторической литературе традиционно выделяют два этапа формирования и становления русского самодержавия: *

XVI XVII вв. в политическом строе Московской Руси еще сохраняются сословно-представительные органы, традиции земского самоуправления, права и привилегии сословий; *

XVIII - XX вв. утверждение самодержавия в России (ключевым событием является провозглашение России империей, а царя “отцом народа и императором всероссийским” в 1721 г.), завершение формирования его идеологических, юридических, политических, бюрократических основ, которые не изменялись кардинально вплоть до 1917 года.

Царская власть и сословно-представительные учреждения

в XVI - XVII вв.

В российском политическом строе, как уже отмечалось, ведущей тенденцией политического развития было усиление самодержавия, его бюрократической и военной мощи, однако еще живы были традиции земских вольностей, самоуправления, высшие слои сохраняли некоторые права, существовали представительные учреждения. В условиях незаконченной централизации, сохранения удельных традиций, несложившейся системы управления и слабых экономических связей внутри страны царская власть нуждалась в поддержке сословий, функционировании традиционных форм власти.

Весь правящий класс допетровской России представлял собой иерархию чинов, вершину которого составлял Государев двор дворцовое ведомство, которое с расширением государства складывается в самостоятельный социально-политический институт (отмирает в начале XVIII в.). Он представлял собой сословную организацию верхних слоев правящего класса, из которых черпались кадры управления высшего уровня для гражданской и военной администрации. Государев двор имел четкое деление по чинам, фиксировавшееся в специальных учетных документах Разрядных книгах, Боярских книгах и Боярских списках. Родовитость и знатность представляли собой важнейшее условие назначения на должность соответствующего уровня, закрепленное в системе местничества (отменено в 1682 г.).

Боярская Дума “собирательная, сословная, общеземская”, старинная привычная власть (В.О.Ключевский): бывшие удельные князья, бояре. В политической системе Московского государства именно Дума была главным учреждением, которая отражала динамику процесса централизации власти и управления.

Первоначально служилое сословие в целом еще не было закрыто, в его среду был открыт доступ из тяглых слоев населения и, наоборот, допускался выход из служилых людей в тяглое сословие. В низшую категорию служилых людей “по прибору” входили стрельцы, пушкари, солдаты. Однако уже в XVII в. произошло резкое разграничение между ними и служилыми людьми “по отечеству”, что означало новый шаг в консолидации правящего сословия. Высший слой его составляли прежде всего думские чины члены Боярской Думы: бояре, окольничие, думные дьяки и думные дворяне, а также чины Государева двора конюший, печатник, оружейничий, ловчий, стольники и стряпчие, постельничьи, московские дворяне и жильцы.

Боярская Дума делила функции управления с великим князем, в качестве учреждения она занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений: приказов и органов местного управления. В компетенцию Боярской Думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль над административным и судебным аппаратом. Историки склоняются к определению Боярской Думы как совещательного органа при государе, своего рода совета, деятельность которого выражалась известной формулой “государь указал, и бояре приговорили”. По существу, Дума была высшим консультативным и законосовещательным органом Московского государства, центром царской администрации и суда.

Высшее сословие было единственным социальным слоем, сохранявшим некоторые права и привилегии в государстве. С этой точки зрения в отечественной историографии переоцениваются некоторые аспекты борьбы боярской аристократии с утверждающимся самодержавием (В.Б.Кобрин, Н.Я.Эйдельман). С одной стороны, ожесточенная борьба за власть боярских группировок приводила к ослаблению государства и представляла угрозу его стабильности, но с другой, она противостояла самодержавию, ограничивала произвол монарха. Отметим наиболее значительные периоды боярских правлений в Московской Руси. В царствование Ивана Грозного (1533 1584 гг.): 1533 - 1538 гг. при матери малолетнего царя Елене Глинской, конец 40 - начало 60-х гг. правительство Избранной Рады; 1606 - 1610 гг. правление "боярского царя" Василия Шуйского; 1610 - 1612 гг. “семибоярщина”. Весьма весомым был голос Боярской Думы при молодом царе М.Романове (1613-1645 гг.), особенно до возвращения из польского плена в 1619 г. патриарха Филарета, который стал фактическим соправителем сына. Особого внимания заслуживает деятельность Избранной Рады. В правительство входили князья Курбский, Курлятев, Воротынский, Одоевский, Серебрянный, бояре Шереметевы, Висковатый, митрополит Макарий, священник Сильвестр, думный дьяк Алексей Адашев. Избранная Рада провела столько масштабных и значимых реформ, сколько не видело ни одно десятилетие русской истории: *

создание нового Судебника 1550 г.; *

начало практики созыва Земских соборов; *

одновременно на местах проведение губной и земской реформы: установление сословно-представительной системы местного управления, в которой принимали участие даже верхушка посада и черносошной деревни; *

отмена наместничества, введение воеводского управления на местах; *

завершение формирования системы отраслевого управления приказов; *

унификация церковных обрядов (Стоглавый собор 1551 г.); *

создание стрелецкого войска; *

точная регламентация службы бояр и дворян.

Реформы были направлены на преодоление удельных традиций, централизацию и укрепление русского государства, однако они не были реализованы в полной мере: не было еще развитого правительственного аппарата, который смог бы проводить их в жизнь, углублялись противоречия с царем, в итоге правительство Избранной Рады пало, а его политика заменяется опричниной.

Василий Шуйский (1606-1610 гг.) при вступлении на престол дал так называемую “крестоцеловальную запись”: царь обязывался не подвергать опале и не казнить “всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими” (символично, что этот принцип, ограничивший произвол монарха, зафиксирован и в английской Великой хартии вольностей 1215 г. основополагающем документе европейской демократии).

Боярская аристократия была, вероятно, единственной силой, еще способной противостоять самодержавию. Потому понятно стремление царской власти к изменению первоначального состава Боярской Думы (бояр из среды землевладельческой знати, преимущественно княжеских фамилий) за счет привлечения менее знатных представителей боярства и дворянства. В ее работе все более широкое участие принимали представители думного дворянства и думного дьячества, чье благополучие целиком и полностью зависело от милости великого князя, а не обеспечивалось сословными правами. На протяжении XVI XVII вв. “родовое начало в Боярской Думе постепенно вытесняется служилым” (В.О.Ключевский) формирующейся высшей бюрократией. Борьба боярской аристократии и абсолютизма завершается к концу XVII в. победой последнего, что приводит к падению Боярской Думы и созданию высшего правительственного учреждения нового типа Сената (1711 г.), принципы формирования которого и отношения с самодержавием были уже иными.

Наряду с Боярской Думой стержнем политической системы Московской Руси являлись центральные административные учреждения приказы. Приказная система складывалась стихийно, постепенно с конца XV до второй половины XVI вв., вырастая из учреждений великокняжеского двора по мере расширения территории и приспособления к решению новых задач. Сложная и пестрая приказная система (в конце XVII в. насчитывалось до 40 постоянных и столько же временных приказов: Челобитный, Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Посольский, Разбойный, Сибирский и др.) по оценке историков была громоздка, неоперативна, но достаточно эффективна: ей удавалось обеспечить жизненно важные для государства внутри и внешнеполитические функции, были свойственны надежность, жесткий контроль за финансовыми ресурсами, развитое делопроизводство. Но при этом вся административная деятельность регламентировалась обычаями и прецедентами, а не правовыми нормами; исполнители самостоятельно определяли темпы проведения и конкретные формы политики в зависимости от того, насколько они сами были в этом заинтересованы. Понятно, что с утверждением самодержавия приказная система была ликвидирована, а принципы деятельности административного аппарата были коренным образом изменены.

Во времена Избранной Рады были созданы центральные и местные сословно-представительные органы. Правительство в 1540 50-е годы неоднократно привлекало к обсуждению важнейших государственных вопросов не только Боярскую Думу и Освященный Собор (высшие иерархи церкви во главе с митрополитом), но и представителей других сословий. Так рождаются Земские Соборы, которые были восприняты европейцами как парламентские органы. Но по сравнению с европейскими парламентами Земские Соборы в России возникли и функционировали в более позднее (XVI XVII вв.) время и играли менее значительную роль.

История Земских Соборов охватывает немногим более 100 лет: впервые он созываются в 1549 г., последний раз в полном составе собирался в 1653 г. В них были представлены следующие элементы: Освященный собор, Боярская Дума, выборные люди от дворянства, выборные от посада (на местах в работе земских учреждений принимали участие и представители черносошных крестьян). Соборы, как правило, созывались царской администрацией для решения принципиально важных вопросов внутренней и внешней политики: *

1550 г. утверждение нового Судебника; *

1551 г. Стоглавый собор обсуждал важнейшие вопросы церковной и государственной жизни: о монастырском землевладении, утверждении уставных грамот местного управления и пр. *

1566 г. о ходе Ливонской войны и условиях заключения перемирия с Литвой; *

1649 г. принятие Соборного уложения (свода законов), в т.ч. об отмене “урочных лет”, ликвидации частных слобод в городах и т.д.; *

1653 г. Богдан Хмельницкий “бил челом” о принятии его со всем Войском Запорожским под “государеву высокую руку”, что и было одобрено на Соборе.

Важное значение играли сословно-представительные органы в годы Смуты (1598 1613 гг.) и после нее. Соборы 1598 г. и 1613 г. сыграли роль учредительной, законодательной власти, избрав на царство после пресечения династии Рюриковичей новых царей Бориса Годунова и Михаила Романова. В 1611-1612 гг., когда русское государство стояло на пороге гибели, а правящая боярская элита, устранив самодержавие, не сумела вывести страну из кризиса, совершенно особое место занимала деятельность Совета всея земли, взявшего на себя функции верховного правительственного органа (в Нижнем Новгороде, затем Ярославле). В Совете по аналогии с Земскими Соборами были представлены духовенство (митрополит Кирилл) и боярство, выборные от дворян и посада, думные чины, казаки, даже татарские князья и мурзы. Он возглавил патриотическое движение, руководил первым и вторым народными ополчениями, освобождением Москвы от поляков в октябре 1612 года. Он же в феврале 1613 г. созывает в Москве Земский Собор для избрания нового царя. То есть спасением государственности и независимости страны, началом выхода из глобального кризиса Смутного времени Россия обязана деятельности демократических, сословно-представительных органов.

В 1613-1622 гг. Соборы работали практически непрерывно, так как еще не окрепшая после кризиса монархия нуждалась в поддержке и одобрении своих действий со стороны широких слоев населения. Продолжались крестьянские восстания, завершались войны с Польшей и Швецией, необходимо было восстанавливать сильно подорванное хозяйство страны, пополнять казну, укреплять военные силы.

По мере выхода из кризиса и усиления самодержавия значение сословно - представительных органов падает, и к концу XVII в. практика созыва Земских Соборов практически прекращается. Так же, как и Боярская Дума, Соборы были окончательно ликвидированы Петром I.

Еще В.О.Ключевский писал о том, что в отличие от европейских парламентов, Земские Соборы в России не столько ограничивали монархию, сколько служили ей. Они созывались и готовились государевой администрацией, их права и сроки созыва не подкреплялись законами, большая часть участников назначалась. Решения Соборов не были обязательными для правительства, тем более царя. Так, во времена Алексея Михайловича Соборы после обсуждения вопросов подавали царю челобитные, которые заканчивались заявлением: “мы думаем так-то и то-то, а впрочем во всем твоя государева воля”. А.Н.Медушевский полагает, что говорить о сословно-представительной монархии в России XVI XVII вв. можно лишь с формально-юридической точки зрения. Д.Н.Альшиц в своих оценках более категоричен. Приводя в пример расправу, учиненную Иваном Грозным над участниками Собора 1566 г., подавшими челобитную против опричнины (всех постигли самые лютые наказания четвертование, урезание языков, пытки и тюрьма), казни членов Боярской Думы (в годы опричнины ее численность сократилась в 3 раза), он пишет о том, что если сословно-представительная монархия в России была, то с “обезъязыченными Земскими Соборами и обезглавленной Боярской Думой”.