Кто такие римляне по национальности. Действительно ли современные румыны являются потомками древних римлян и воинственных даков. Божественная теория происхождения — от бога войны Марса

Кра́сный терро́р - комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917–1923 гг.) против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами , а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности . Являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства, применялся на практике как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства, служил средством устрашения как антибольшевистских сил так и мирного населения

В настоящее время термин «красный террор» имеет два определения:

- Для части историков понятие Красный террор включает в себя всю репрессивную политику советской власти , начиная с самосудов октября 1917-го. Согласно их определению, Красный террор - логичное продолжение Октябрьской революции , начался ранее белого террора и был неизбежен, так как большевистское насилие было направлено не против действующего сопротивления, а против целых слоёв общества, которые были провозглашены вне закона: дворян, помещиков, офицеров, священников, кулаков, казаков и т. п.

Другая часть историков характеризует Красный террор как крайнюю и вынужденную меру; меру защитную и ответную, как реакцию против белого террора и считает началом Красного террора постановление СНК РСФСР от 5 сентября 1918 « О красном терроре ».

Само понятие «красного террора» впервые ввела эсерка Зинаида Коноплянникова , которая заявила на суде в 1906

«Партия решила на белый, но кровавый террор правительства, ответить красным террором…

В свою очередь, термин «красный террор» затем был сформулирован Л. Д. Троцким как «орудие, применяемое против обречённого на гибель класса, который не хочет погибать».

Новую волну террора в России обычно отсчитывают с убийства в 1901 году эсеровским боевиком министра народного просвещения Николая Боголепова . Всего с 1901 по 1911 г. жертвами революционного террора стали около 17 тысяч человек (из них 9 тысяч приходятся на период революции 1905-1907 гг. ). В 1907 году каждый день в среднем погибало до 18 человек. По данным полиции, только с февраля 1905 г. по май 1906 года было убито: генерал-губернаторов , губернаторов и градоначальников - 8, вице-губернаторов и советников губернских правлений - 5, полицеймейстеров , уездных начальников и исправников - 21, жандармских офицеров - 8, генералов (строевых) - 4, офицеров (строевых) - 7, приставов и их помощников - 79, околоточных надзирателей - 125, городовых - 346, урядников - 57, стражников - 257, жандармских нижних чинов - 55, агентов охраны - 18, гражданских чинов - 85, духовных лиц - 12, сельских властей - 52, землевладельцев - 51, фабрикантов и старших служащих на фабриках - 54, банкиров и крупных торговцев - 29.

Смертная казнь в России была отменена 26 октября 1917 г. Решением Второго Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов .

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) издал Декрет «О суде» , согласно которому были созданы рабочие и крестьянские Революционные Трибуналы для борьбы против контр-революционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством , саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц.

6 декабря 1917 года СНК рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих в правительственных учреждениях во всероссийском масштабе. Было принято решение создать чрезвычайную комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путём «самых энергичных революционных мер». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского .

7 декабря Феликс Дзержинский на заседании СНК сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа . Совнарком во главе с Лениным , заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился.

В то же время, 17 декабря 1917, в своём обращении к кадетам, Л. Троцкий заявляет о начале стадии массового террора по отношению к врагам революции в более жёсткой форме:

«Вам следует знать, что не позднее чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не только тюрьма»

Применение расстрелов.

1. Всех бывших жандармских офицеров по специальному списку, утверждённому ВЧК.

2. Всех подозрительных по деятельности жандармских и полицейских офицеров соответственно результатам обыска.

3. Всех имеющих оружие без разрешения, если нет на лицо смягчающих обстоятельств (например, членство в революционной Советской партии или рабочей организации).

4. Всех с обнаруженными фальшивыми документами, если они подозреваются в контрреволюционной деятельности. В сомнительных случаях дела должны быть переданы на окончательное рассмотрение ВЧК.

5. Изобличение в сношениях с преступной целью с российскими и иностранными контрреволюционерами и их организациями, как находящимися на территории Советской России, так и вне её.

6. Всех активных членов партии социалистов-революционеров центра и правых. (Примечание: активными членами считаются члены руководящих организаций - всех комитетов от центральных вплоть до местных городских и районных; члены боевых дружин и состоящие с ними в сношениях по делам партии; выполняющие какие-либо поручения боевых дружин; несущие службу между отдельными организациями и т. д.).

7. Всех активных деятелей к/революционных партий (кадеты, октябристы и проч.).

8. Дело о расстрелах обсуждается обязательно в присутствии представителя Российской партии коммунистов.

9. Расстрел приводится в исполнение лишь при условии единогласного решения трёх членов Комиссии.

10. По требованию представителя Российского комитета коммунистов или в случае разногласия среди членов Р. Ч.К. дело обязательно передаётся на решение Всероссийской ЧК.

II. Арест с последующим заключением в концентрационный лагерь.

11. Всех призывающих и организующих политические забастовки и другие активные выступления для свержения Советской власти, если они не подвергнуты расстрелу.

12. Всех подозрительных согласно данных обысков и не имеющих определённых занятий бывших офицеров.

13. Всех известных руководителей буржуазной и помещичьей контрреволюции.

14. Всех членов бывших патриотических и черносотенных организаций.

15. Всех без исключения членов партий с.-р. центра и правых, народных социалистов, кадетов и прочих контрреволюционеров. Что касается рядовых членов партии с.-революционеров центра и правых рабочих, то дни могут быть освобождены под расписку, что осуждают террористическую политику своих центральных учреждений и их точку зрения на англо-французский десант и вообще соглашение с англо-французским империализмом.

16. Активных членов партии меньшевиков, согласно признакам, перечисленным в примечании к пункту 6.

Примеры красного террора:

Газета «Социалистический Вестник» от 21-го сентября 1922 года пишет о результатах расследования пыток, практикуемых в уголовном розыске, которое проводила комиссия губернского трибунала г. Ставрополя во главе с общественным обвинителем Шапиро и следователем-докладчиком Ольшанским. Комиссия установила, что помимо «обычных избиений», подвешиваний и «других истязаний», при ставропольском уголовном розыске под руководством и при личном присутствии начальника уголовнаго розыска Григоровича, члена Ставропольскаго Исполкома, Губкома РКП (б), заместителя начальника местного Госполитуправления:

1. горячий подвал - камера без окон, 3 шага в длину и полтора в ширину с полом в виде двух-трёх ступенек, куда помещаются 18 человек, как установлено, мужчины и женщины, на 2-3 суток без пищи, воды и права на «отправление естественных надобностей».

2. холодный подвал - яма от бывшего ледника, куда во время зимних морозов помещают раздетого «почти до нага» заключённого и поливают водой, как установлено, применяли до 8 вёдер воды.

3. измерение черепа - голова допрашиваемого обвязывается шпагатом, продевается палочка, гвоздь, либо карандаш, необходимые для сужения окружности бичевки путём вращения, в результате чего сжимается череп, вплоть до отделения кожи головы вместе с волосами.

4. убийства арестантов «якобы при попытке побега»

Согласно исследованиям итальянского историка Дж. Боффы в ответ на ранение В. И. Ленина в Петрограде и Кронштадте было расстреляно около 1000 контрреволюционеров.

Жестокостям подвергались арестованные в ходе борьбы с «контрреволюцией» женщины - как сообщается, к примеру, из вологодской пересыльной тюрьмы, где практически все заключённые женщины подвергались изнасилованию со стороны тюремного руководства

Согласно сведениям, опубликованным лично М.Лацисом, в 1918 году и за 7 месяцев 1919 года были расстреляны 8389 человек, из них: Петроградской ЧК - 1206; Московской - 234; Киевской - 825; ВЧК 781 человек, заключено в концлагеря 9496 человек, тюрьмы - 34334; взяты заложники 13111 человек и арестованы 86 893 человека.

Некоторые историки сообщают о расстреле 9641 человека с 1918 по 1919 год, причём расстрел мог производиться как превентивная мера по отношению к заложникам и иным подозрительным лицам. Согласно п. 37 Инструкции «Чрезвычайным комиссиям на местах» от 1 декабря 1918 г. Чрезвычайные комиссии наделялись правом применять расстрел «в административном порядке, но не судебном» при особой необходимости

При этом террор был направлен не только против политических противников, но и против общеуголовных преступников:

«В интересах Петрограда и революции нужно объявить красный террор всему уголовному элементу, которых объявить контрреволюционерами и расправой с которыми должна быть только стенка»

Известные жертвы Красного террора:

Члены дома Романовых:

- Николай II (вместе с ним была убита вся его семья, доктор Боткин и прислуга)

Великие князья: Михаил Александрович, его секретарь англичанин Брайан Джонсон, Николай Михайлович, Павел Александрович, Николай Константинович, Дмитрий Константинович, Николай Михайлович, Георгий Михайлович.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, великий князь Сергей Михайлович; князья императорской крови Иоанн Константинович, Константин Константинович (младший), Игорь Константинович (дети великого князя Константина Константиновича), князь Владимир Павлович Палей (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс).

Царские министры:

А. Н. Хвостов, Н. А. Маклаков, А. А. Макаров, А. Г. Булыгин, А. Д. Протопопов, И. Г. Щегловитов.

Приговор ВЧК 5-й армии по делу Марии Бочкарёвой. Красноярск, 1920

Генералы:

Н. Н. Духонин, Я. Г. Жилинский, Н. В. Рузский, Радко Дмитриев, П. К. Ренненкампф.

Адмиралы:

Н. А. Непенин, Р. Н. Вирен, А. М. Щастный, В. К. Гирс

Деятели культуры:

Николай Гумилёв

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 9-П от 30 ноября 1992 года, «идеи диктатуры пролетариата, красного террора, насильственного устранения эксплуататорских классов, так называемых врагов народа и советской власти привели к массовому геноциду населения страны 20 - 50-х годов, разрушению социальной структуры гражданского общества, чудовищному разжиганию социальной розни, гибели десятков миллионов безвинных людей»

Усиление репрессивных мер стало общей тенденцией лета 1918 г. как для белых, так и для красных. Наведение порядка в тылу и широкая мобилизация в Красную Армию сопровождалась ужесточением карательных мер советского правительства. Органы ВЧК беспощадно подавляли выступления контрреволюционеров. Во время мятежа в Тамбове в середине июня 1918 г. местными чекистами было расстреляно более 50 чел. После подавления контрреволюционного восстания в Ярославле - более 400 человек. В Москве поддержали эти меры. Число расстрелянных ВЧК контрреволюционеров в августе в различных городах России составил уже 600 чел. Кроме ВЧК репрессивные меры проводили Ревтрибуналы и другие чрезвычайные судебные органы. Впоследствии роль трибуналов в карательной политике большевиков усилилась.

Эсеры вновь приступили к индивидуальному террору: в июне 1918 г. в Петрограде был убит редактор «Красной газеты» В. Володарский, 5 сентября - председатель Петроградской ЧК М.С. Урицкий, тяжело ранен В.И.Ленин. В ответ на «белый террор» был объявлен «красный террор»: арестовывались заложники из «бывших», которых расстреливали в случае новых террористических актов. Больше всего 2 600 чел. были расстреляны в сентябре. Расстрелы заложников также практиковали интервенты и белые командующие.

Репрессии большевиков в отличие от белого террора носили регламентированный характер. Они менее дезорганизовывали тыл, чем аналогичные акции белых, проводимые по приказу того или иного военачальника, порой стихийно, но не менее жестоко. Коммунистические лидеры не скрывали свои карательные меры, тогда как их противники часто стремились оставить их в секрете, что подрывало авторитет всего белого движения, подводило к мысли о его слабости. Рост красных репрессий летом-осенью 1918 г. затронул лишь часть территорий, подконтрольных советскому правительству. Осенью 1918 г. усиливается и белый террор. В сентябре атаман Б. Анненков расстрелял 1,5 тыс. крестьян в Славгородском уезде, а генерал В. Покровский - 2,5 тыс. чел. при занятии Майкопа.

Террористические акции придавали борьбе между красными и белыми еще более ожесточенный непримиримый характер. Граждане некогда единого государства, но оказавшиеся по разные стороны «баррикад» были готовы теперь воевать до конца - до полного истребления противника. Кровавые сражения развернулись под Царицыном - важнейшей перевалочной базой доставки хлеба из южных районов России в центральные и северные районы страны. В конце 1918 - начале 1919 г. казачьи войска под командованием атамана П. Краснова несколько раз пытались взять штурмом город, оборону которого фактически возглавлял . Потери с обеих сторон были очень тяжелыми.

Весной 1919 г. красный террор достиг районов Верхнего Дона, где в связи с создавшейся военной обстановкой было принято решение провести политику «расказачивания». 24 января 1919 г. появилась директива Оргбюро ЦК ВКП(б), подписанная Свердловым. В ней говорилось о необходимости беспощадной борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Предусматривалось: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты... Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи...»

Указания центра с санкции председателя РВС Республики Троцкого на местах хотели довести до жестокого финала. В феврале 1919 г. директива Донского бюро ВКП(б) предписывала физическое истребление по крайней мере 100 тысяч казаков, способных носить оружие и уничтожение «верхов» станицы (атаманов, офицеров, судей), даже тех, кто не принимал участия в контрреволюционных действиях; выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области. На станицы и хутора - многие жители которых ранее приветствовали советскую власть - обрушалась волна репрессий. Тысячи людей были расстреляны, лишены своего крова и имущества. В ответ поднялась мощная волна казачьих восстаний, также уничтожившая тысячи людей, сочувствовавших большевикам. Кровавое противостояние разделило станицы, а порой и отдельные семьи. Политика «расказачивания» объективно способствовала успехам наступления на Юге России генерала Деникина летом 1919 г. Карательные акции красных на Дону и выселение зажиточных казаков в центральные районы страны продолжались и после поражения белых.

Репрессивные меры, включая расстрелы, практиковались непосредственно в частях сражающихся армий. За нарушение дисциплины, дезертирство подвергались смертной казни солдаты деникинских, колчаковских и других белых соединений. Необходимым, хотя и не главным средством поддержания боеспособности войск считал расстрелы Ленин. Еще большую роль отводил репрессиям Троцкий. Даже после того, как осенью 1918 г. положение на Восточном фронте стабилизировалось, он продолжал ориентировать реввоенсоветы армий на применение смертной казни к тем командирам и комиссарам, в чьих частях произошло дезертирство военспецов.

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЫЛА ПУТЕМ ТЕРРОРА»

Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.

КРАСНЫЙ ТЕРРОР ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Одно из типичных объявлений о взятии заложников , опубликованное в первом номере «Еженедельника ВЧК» (от 22 сентября 1918 г.) в рубрике «Красный террор»:

«Объявление

Всем гражданам города Торжка и уезда

Наемники капитала направили руку на вождей Российского пролетариата. - В Москве ранен председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, в Петрограде убит товарищ Урицкий. - Пролетариат не должен допустить, чтобы его вожди умирали от злодейских грязных рук наймитов контрреволюционеров, и на террор должен ответить террором. За голову и жизнь одного из наших вождей должны слететь сотни голов буржуазии и всех ее приспешников. Доведя об этом до сведения граждан города и уезда, Новоторжская Чрезвычайная комиссия уведомляет, что ею арестованы и заключены в тюрьму - как заложники - поименованные ниже представители буржуазии и их пособники: правые эсеры и меньшевики. При малейшем контрреволюционном выступлении, направленном против Советов, при всяком покушении на вождей рабочего класса - эти лица Чрезвычайной комиссией будут немедленно расстреляны».

Впечатления очевидцев на всех железных дорогах ноября-декабря 1917 г. приблизительно одинаковы. «Какое путешествие! Всюду расстрелы, всюду трупы офицеров и простых обывателей, даже женщин, детей. На вокзалах буйствовали революционные комитеты, члены их были пьяны и стреляли в вагоны на страх буржуям. Чуть остановка, пьяная озверелая толпа бросалась на поезд, ища офицеров (Пенза-Оренбург)… По всему пути валялись трупы офицеров (на пути к Воронежу)… Я порядком испугалась, в особенности, когда увидела в окно, прямо перед домом на снегу, трупы офицеров, — я с ужасом рассмотрела их, — явно зарубленных шашками (Миллерово)… Поезд тронулся. На этом страшном обратном пути, — какой леденящий сердце ужас! — на наших глазах, на перронах, расстреляли восемь офицеров. Мы видели затем, как вели пятнадцать офицеров, вместе с генералом и его женою, куда-то по железнодорожному полотну. Не прошло и четверти часа, как послышались ружейные залпы (Чертково). То же на ст. Волноваха и других… Его вывели из вагона в помещение вокзала, разули и, оставив лишь в кальсонах, отвели в комнату, где находилось уже около 20 человек в таком же виде. Оказались почти все офицеры. Они узнали свою судьбу — расстрел, как это было в минувший день с пятьюдесятью арестованными (Кантемировка)».

Сообщение сестер милосердия о Чрезвычайной комиссии в Киеве

Большевики вошли в Киев в феврале 1919 года, и на следующий же день начала свои действия Чрезвычайка, вернее даже не одна, а несколько. Штабы полков, районные комитеты, милиция, каждое отдельное советское учреждение представляли из себя как бы филиал Чрезвычайной комиссии. Каждое из них арестовывало и убивало. По всему городу хватали людей. Когда человек исчезал, найти его было очень трудно, тем более что никаких списков арестованных не было, а справки советские учреждения давали очень неохотно. Центром сыска и казней была Всеукраинская Чрезвычайная комиссия. У нее были разветвления и отделы: так называемая Губчека, т. е. Губернская Чрезвычайка, Лукьяновская тюрьма, Концентрационный лагерь, помещавшийся в старой пересыльной тюрьме. Определить взаимоотношения и даже количество этих учреждений не легко. Помещались они в разных частях города, но, главным образом, в Липках, в нарядных особняках, которых много в Киеве.

Всеукраинская Чрезвычайная комиссия (ВУЧК) заняла на углу Елизаветинской и Екатерининской большой особняк Попова. В нем был подвал, где происходили убийства. Вообще расправы совершались вблизи, если можно так выразиться, присутственных мест и мест заключения. Крики и стоны убиваемых были слышны не только в местах заключения, но и в зале, где заседали следователи, разносились по всему дому Попова. Вокруг ВУЧК целый квартал был занят разными отделами советской инквизиции. Через дорогу, в Липском переулке, жили наиболее важные комиссары. В этом доме происходили оргии, сплетавшиеся с убийством и кровью. По другую сторону улицы помещалась комендатура, во дворе которой один дом был отведен под заключенных. Против этого дома во дворе иногда производились расстрелы. Туда приводили и заключенных с Елизаветинской улицы, где, в так называемом Особом отделе, сидели главным образом арестованные за политические преступления. Эти дома, окруженные садами, да и весь квартал кругом них, превратились под властью большевиков в царство ужаса и смерти. Немного дальше, на Институтской улице, в доме генерал-губернатора была устроена Губернская Чрезвычайная комиссия (сокращенно ее называли Губчека). Во главе ее стоял Угаров. С его именем киевляне связывают самые страшные страницы большевистских застенков.

Деятельность Чрезвычайной комиссии нельзя ввести ни в какие логические схемы. Аресты производились совершенно произвольно, чаще всего по доносам личных врагов. Недовольные служащие, прислуга, желающая за что-нибудь отомстить своим хозяевам, корыстные виды на имущество арестованных - все могло послужить поводом ареста, а затем и расстрела. Но в основу, в идеологию ЧК, была положена теория классовой борьбы, вернее, классового истребления. Об этом неоднократно заявляла большевистская печать, это проводилось в специальных журналах ЧК, как, например, в газете «Красный Меч».

За популярность почти всегда платились тюрьмой. Кроме того, бывали случаи массовых арестов людей по профессиям и не только офицеров, но банковских служащих, техников, врачей, юристов и т. д. Попадали иногда в тюрьму и советские служащие.

Сестры милосердия, наблюдавшие жизнь Чрезвычаек в течение семи месяцев, ни разу не видели советского служащего, арестованного за насилие над человеческой личностью или за убийство. За неумеренный грабеж, за ссору с товарищами, за бегство с фронта, за излишнее снисхождение к буржуям - вот за что попадали советские служащие в руки чрезвычаек.

«Убийство для комиссара всегда законно, - с горечью подчеркнула сестра, - убивать своих врагов они могут беспрепятственно».

Для ведения дел при ЧК был институт следователей. Во Всеукраинской ЧК он был разбит на пять инспекций. В каждой было около двадцати следователей. Над инспекцией стояла коллегия из шести человек. Среди членов ее были мужчины и женщины. Образованных людей почти не было. Попадались матросы, рабочие, недоучившиеся студенты. Следователи собственноручно не казнили. Только подписывали приговоры. Они, также как и коменданты, были подчинены комиссарам из Чрезвычайки.

Обязанности тюремщиков, а также исполнение приговоров, возлагались на комендантов. Большевики дали это специальное военное наименование институту палачей. Служебные обязанности комендантов и их помощников состояли в надзоре за заключенными и в организации расстрелов. Обыкновенно они убивали заключенных собственноручно.

Проводившийся в годы российской Гражданской войны террор принято разделять на красный и белый. Коснемся для начала красного. (Читайте также статьи Белый террор в годы российской Гражданской войны и Красный и белый террор – сравнение .) Интересующимся можно порекомендовать книгу С. П. Мельгунова «Красный террор», основу которой составили материалы деникинской комиссии по расследованию большевицких зверств.

Террор, исподволь ширившийся с момента победы советской власти, открыто вводится в систему сразу после установления однопартийного правления – летом 1918-го, вместе с продразверсткой , запретом товарных отношений, комбедами и т. п. И как продразверстка не являлась следствием голода (наоборот, она выступала его причиной), так и красный террор был отнюдь не ответом на белый, а неотъемлемой частью нового порядка, создаваемого большевиками . Он был не средством для какой-либо цели, а являлся целью сам. В чудовищной антиутопии ленинского государства террор должен был уничтожить те части населения, которые не вписываются в схему, начертанную Вождем, и признаются вредными и лишними.

Это был еще не террор сталинских лагерей , использующих рабский труд. По первоначальному ленинскому плану вся Россия должна была стать таким лагерем, отдающим бесплатный труд и получающим взамен пайку хлеба. Людей, неподходящих для подобной схемы, требовалось просто истребить. Право строить планы предоставлялось только партийной верхушке, а лишней оказывалась именно мыслящая часть населения. В первую очередь – интеллигенция и другие слои граждан, привыкшие думать самостоятельно, – например, кадровые рабочие Тулы или Ижевска, зажиточная часть крестьянства («кулаки »). «Красный террор» не просто массово уничтожал людей – он уничтожал лучших. Убивал народную душу, чтобы заменить ее партийно-пропагандистским суррогатом. В идеале постоянно действующий карательный аппарат должен был «состригать» все мало-мальски возвышающееся над послушной серой массой.

Белогвардейский плакат с изображением красного террора

Репрессивная система в годы Гражданской войны создавалась мощнейшая: ВЧК , народные суды, трибуналы нескольких видов, армейские особотделы. Плюс права на репрессии, предоставляемые командирам и комиссарам, партийным и советским уполномоченным, продотрядам и заградотрядам, местной власти. Основой всего этого сложного аппарата были ЧК. Они вели централизованную политику террора.

О размерах репрессий можно судить по косвенным данным, ибо подробные до сих пор недоступны. Палач-теоретик Лацис в книжке «Два года борьбы на внутреннем фронте» привел цифру расстрелянных 8389 чел. с множеством оговорок.

Во-первых, это число относится только к 1918-му – первой половине 1919 гг., т.е. не учитывает лета 1919-го, когда множество людей истреблялось «в ответ» на наступление Деникина и Юденича , когда при подходе белых заложники и арестованные расстреливались, топились в баржах, сжигались или взрывались вместе с тюрьмами (например, в Курске). Не учитываются и 1920-1921 гг., годы основных расправ с побежденными белогвардейцами, членами их семей и «пособниками».

Во-вторых, приводимая цифр относится только к ЧК «в порядке внесудебной расправы», в нее не вошли деяния трибуналов и других репрессивных органов.

В-третьих, число убитых приводилось только по 20 центральным губерниям России – не включая прифронтовые губернии, Украину, Дон, Сибирь и др., где у чекистов был самый значительный «объем работы».

И в-четвертых, Лацис подчеркивал, что эти данные «далеко не полны». Действительно, они выглядят заниженными. В одном лишь Петрограде, в одну лишь кампанию после покушения на Ленина были расстреляны 900 человек.

Красный террор проводился по указаниям правительства – то массовыми волнами по всему государству, то выборочно, в отдельных регионах - например, во время «расказачивания ».

Расказачивание. Картина Д. Шмарина

Другая особенность – подкрепление террора эпохи классовой теорией. «Буржуй» или «кулак» объявлялся недочеловеком, неким неполноценным существом. Поэтому его уничтожение не считалось убийством. Как в нацистской Германии – уничтожение «расово неполноценных» народов. С «классовой» точки зрения допустимыми признавались пытки. Вопрос об их применимости открыто обсуждался в печати и решался положительно. Ассортимент их уже в Гражданскую войну был весьма разнообразным – пытки бессонницей, светом – автомобильные фары в лицо, соленой «диетой» без воды, голодом, холодом, побои, порка, прижигание папиросой. Несколько источников рассказывают о шкафах, в которых можно было только стоять прямо (вариант – сидеть скорчившись) – и иногда впихивали по нескольку человек в «одиночный» шкаф. Савинков и Солженицын упоминают «пробковую камеру», герметически закрытую и нагреваемую, где заключенный страдал от недостатка воздуха, и кровь выступала из пор тела. Применялись и пытки моральные: размещение мужчин и женщин в общей камере с единственной парашей, глумления, унижения и издевательства. Для арестованных женщин из культурных слоев общества практиковалась многочасовая постановка на колени. Вариант – в обнаженном виде. А один из киевских чекистов, наоборот, вгонял «буржуек» в столбняк тем, что допрашивал их в присутствии голых девиц, пресмыкающихся перед ним – не проституток, а таких же «буржуек», которых он сломил прежде.

Писательница Н. Тэффи узнала в комиссарше, наводившей ужас на всю округу г. Унечи, тихую и забитую бабу-судомойку, которая раньше всегда вызывалась помочь повару резать цыплят. «Никто не просил – своей охотой шла, никогда не пропускала». Не случайны и портреты чекистов – садистов, кокаинистов, полубезумных алкоголиков. Как раз такие люди заняли должности по своим склонностям. А для массовых расправ старались привлекать китайцев или латышей, так как обычные красноармейцы, несмотря на выдачу водки и разрешение поживиться одеждой и обувью жертв, часто не выдерживали и разбегались.

Если пытки оставались на уровне «самодеятельности» и экспериментов, то казни эпохи Гражданской войны приводились к единой методике. Уже в 1919–1920 гг. они осуществлялись одинаково и в Одессе, и в Киеве, и в Сибири. Жертвы раздевались донага, укладывались на пол лицом вниз и убивались выстрелом в затылок. Такое единообразие позволяет предположить централизованные методические указания, с целью максимальной «экономии» и «удобства». Один патрон на человека, гарантия от нежелательных эксцессов в последний момент, опять же – меньше корчится, не доставляет неудобств при падении. Лишь в массовых случаях форма убийства отличалась – баржи с пробиваемыми днищами, винтовочные залпы или пулеметы. Впрочем, даже в 1919 г. перед сдачей Киева , когда одним махом бросили под залпы китайцев множество заключенных, даже в царившей спешке подрасстрельных не забывали пунктуально раздевать. А в период массовых расправ в Крыму , когда каждую ночь водили под пулемет толпами, обреченных заставляли раздеваться еще в тюрьме, чтобы не гонять транспорт за вещами. И зимой, по ветру и морозу, колонны голых мужчин и женщин гнали на казнь.

У здания харьковской ЧК после освобождения города белыми. Лето 1919

Такой порядок вполне вписывался в проекты нового общества и обосновывался все той же большевицкой антиутопией, напрочь похерившей моральные и нравственные «пережитки» и оставившей новому государству только принципы голого рационализма. Поэтому система, уничтожающая ненужных людей, обязывалась скрупулезно сохранять все, способное пригодиться, не брезгуя и грязным бельем. Одежда и обувь казненных приходовались и поступали в «актив» ЧК. Любопытный документ попал по недосмотру в Полное собрание сочинений Ленина , т. 51, стр. 19:

«Счет Владимиру Ильичу от хозяйственного отдела МЧК на проданный и отпущенный Вам товар...»
Перечисляются: сапоги – 1 пара, костюм, подтяжки, пояс.
Всего на 1 тыс. 417 руб. 75 коп.»

Поневоле задумаешься, кому принадлежали выставленные потом в музеях ленинские пальто и кепки? Остыть-то успели после прежнего хозяина, когда их вождь на себя натягивал?

По материалам книги В. Шамбарова «Белогвардейщина»

23.0. Итальянский полуостров до полного завоевания его римлянами был заселен народами различного происхождения. Самыми значительными из них были греки-колонисты на юге, латины в центре и этруски, жившие к северу от Тибра. Этруски, возможно, пришли из Азии. К концу республиканского правления (начало I в. до н.э.) они славились своими авгурскими книгами (libri augurales) или истолкованиями оракулов и особенно гаруспициями - изучением внутренностей принесенного в жертву животного. Ни один из этих текстов не сохранился до нашего времени. Археологические источники не могут дать нам удовлетворительного понятия о верованиях этрусков.

23.1. Индоевропейский народ латинов, сосредоточенный сначала в центральном регионе, получивший название Древнего Лациума, основал город (urbs) Рим 21 апреля 753 г. до н.э. В VI в. до н.э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен. В Риме сменяется семь более или менее мифических царей, из которые первые четверо были латинами, а трое других - этрусками. Тарквиний Гордый, последний из них, был, судя по всему, изгнан населением Рима, где установилось республиканское правление. Республика продолжает экспансионистскую политику в средиземноморском регионе, вследствие чего возрастает роль полководцев, которые стремятся сосредоточить все государственные функции в своих руках. В 45 г. до н.э. самый талантливый из них - Юлий Цезарь - провозглашает себя пожизненным диктатором и императором, но 15 марта 44 г. погибает под кинжалами группы сенаторов-республиканцев. Его племянник Октавиан, принявший почетный титул Августа, станет императором в 27 г., однако республиканские институты формально будут сохранены. После смерти в 14 г. н.э., в возрасте семидесяти шести лет, Августа причислят к лику богов. Римская империя, которая во II в. н.э. занимает весь средиземноморский бассейн, Малую Азию, Западную, Центральную и Юго-восточную Европу, в 395 г. разделится на Западную и Восточную или Византийскую (по названию основанной в 330 г. Константином I столицы Константинополь на месте древнего города Византии): первая из них будет завоевана германцами в 476 г., а вторая - турками-османами в 1453 г.

23.2. Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации» - термин Жоржа Дюмезиля, который отмечает, в частности, что описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Тот же Ж.Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и защитника). В древнее жреческое сословие входят царь (rexsacrorum) религиозная функция которого сохранится и в эпоху Республики, фламины трех богов или старшие фламины (фламины Юпитера, фламины Марса, фламины Квирина) и верховный понтифик или глава всех жрецов - этот пост, начиная уже с Цезаря, станет неотъемлемой принадлежностью императорского титула.

Римскую религию часто сравнивают с иудаизмом и конфуцианством. Подобно первому, она уделяет большое внимание конкретному историческому событию; подобно второму, исповедует религиозное уважение к традиции и необходимость социального долга, выраженного понятием «благочестие».

23.2.1. Само основание Рима, как много раз подчеркивалось, носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (роmerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти. Божества более позднего происхождения, даже самые важные - такие, как Юнона Регина помещались вне померия, главным образом, на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик: богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и др.

Древняя триада Юпитер-Марс-Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и хтонической богиней Вестой, в эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер Оптимус Максимус-Юнона-Минерва. Этим богам, соответствующим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. Диктатор Авл Постумий учреждает еще одну триаду на Авентинском холме: Церера (Деметра), Либер (Дионис), Либера (Кора) (см. 8.3). Римляне включали в свою религию местные культы по мере того, как занимали территорию соседних богов. В числе прочих на Авентин переселяется знаменитая лунная богиня Диана Немийская (или Арицийская), покровительница беглых рабов.

23.2.2. Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам - Ларам и Пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших - Маны и Лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пишу, возложенную на их могилы.

Начиная с 399 г. до н.э. римляне все чаще совершали жертвоприношения, получившие название лектистернии, парным группам богов, чьи статуи выставлялись в храмах (Аполлон-Латона, Геркулес-Диана, Меркурий-Нептун).

23.2.3. Римские жрецы составляли коллегию, куда входили рекс сакрорум, понтифики и их глава - верховный понтифик, трое старших фламинов и двенадцать младших фламинов. К понтификальной коллегии относились шесть весталок, избранные в возрасте от шести до десяти лет на тридцатилетнее служение Весте, во время которого они обязаны были хранить девство. В случае нарушения запрета их замуровывали заживо. Сходная корпорация существовала в империи инков. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь.

Коллегия авгуров использовала этрусские (либри гаруспицини, либри ритуалес и либри фульгуралес) и греческие оракулы (Сивиллины книги, сохранившиеся в еврейских и христианских переработках) для установления благоприятных и неблагоприятных дней. Кроме того, в Риме существовали специфические религиозные образования - Фециалы, Салии, покровители полей Арвальские братья, Луперки, которые во время отмечавшихся 15 февраля Луперкалий хлестали женщин ремнями из козлиной кожи, чтобы обеспечить их плодовитость (слово Lupa, волчица, являлось синонимом «проститутки» и шире - сексуальной разнузданности; мистический основатель города Ромул и его брат Рем были вскормлены волчицей).

23.3. Как справедливо отметил Арнальдо Момильяно, религиозное рвение римлян заметно возрастает в императорскую эпоху. Цезарь и Август после смерти были причислены к лику богов. Хотя это не привело к автоматическому обожествлению их преемников, был создан прецедент, вошедший в практику позднее, когда императора и даже его близких нередко начинают обожествлять уже при жизни. Равным образом, Цезарь осуществил ставшее нерасторжимым слияние двух функций: императора и религиозного главы - верховного понтифика. Подобно культу древних богов, культ императора получил своих жрецов и свои обряды. Императорам посвящались храмы - либо отдельные, либо связанные с каким-либо почитаемым предшественником или с поздним божеством Рома, эпонимом города. В III в. императоры стремятся идентифицировать себя с богами: Септимий Север и его жена Юлия Домна почитаются как Юпитер и Юнона.

23.4. Культ императоров являет собой новшество, ознаменовавшее конец традиционной римской религии, ее переход на стадию упадка или кича. О чем-либо жизнеспособном в эту эпоху можно говорить только применительно к интеллектуальному синтезу в духе эллинизма, с одной стороны (см. 33), и к тайным культам, с другой (см. 26). Стараясь остановить массовое распространение христианства языческие писатели прибегают к платоновской экзегетике древних мифов, придавая им тем самым всеобъемлющее символическое значение. Цельс во II в., Порфирий в III в., император Юлиан, «языческая партия» Симмаха и платоники Макробий и Сервий в конце IV в. пытаются противопоставить христианскому тоталитаризму плюралистическое религиозное видение на основе платоновской герменевтики, стремясь тем самым реабилитировать и облагородить все верования прошлого - даже те, которые на первый взгляд сильнее всего оскорбляли разум. Римская элита будет культивировать эти верования вплоть до падения Империи, после чего они продолжат свое подпольное существование в Византии.

23.5. Библиография. Eliade, H 2, 161–68; R.Schilling, Roman Religion: The Early Period, in ER 13, 445–61; A.Momigliano, The Imperial Period, in ER 13, 462–71 (с обширной библиографией).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Для наиболее глубокого рассмотрения темы стоит остановиться на нескольких моментах: во-первых, описания известных римлян, данные современниками; во-вторых, скульптурное творчество; в-третьих, данные палеоантропологии (останки римских офицеров и т.д.); в-четвертых, антропологические данные современных итальянцев.

Для наибольшей объективности стоит остановиться на римлянах живших в эпоху, которая начинается в период Поздней Республики (данные о римлянах живших в более раннюю эпоху покрыты «налётом» мифов и содержат минимум информации о внешнем облике), а заканчивается в период Раннего Домината (в течение периода Домината происходит постепенная варваризация армии и чиновничьего аппарата).

Итак, вот некоторые описания римлян, данные современниками:

Плутарх о Сулле:

«Все черты внешнего облика Суллы переданы в его статуях, кроме разве взгляда его светло-голубых глаз…»

Гай Светоний Транквилл о внешности некоторых римских кесарей период принципата:

О Гае Цезаре:

«Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен. Лицо чуть полное, глаза черные и живые…»

Об Августе:

«Глаза у него были светлые и блестящие…Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся; уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого…»

О Тиберии:

«Телосложения он был дородного и крепкого, росту выше среднего, в плечах и в груди широк, в остальном теле статен и строен с головы до пят…Цвет кожи имел белый…лицо красивое, хотя иногда на нем вдруг высыпали прыщи; глаза большие и с удивительной способностью видеть и ночью, и в потемках… »

О Гае Калигуле:

«Росту он был высокого, цветом лица очень бледен, тело грузное шея и ноги очень худые, глаза и виски впалые, лоб широкий и хмурый, волосы на голове – редкие, с плешью на темени, а по телу - густые»

О Клавдии:

«…был он высок, телом плотен, лицо и седые волосы были у него красивые, шея толстая…»

О Нероне:

«Росту он был приблизительно среднего, тело – в пятнах и с дурным запахом, волосы рыжеватые, лицо скорее красивое, чем приятное, глаза серые и слегка близорукие, шея толстая, живот выпирающий, ноги очень тонкие»

О Веспасиане:

«Роста он был хорошего, сложения крепкого и плотного…»

Здесь стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , римское скульптурное творчество отличалось высоким уровнем реалистичности, который позволяет выделить определенный архетип (хотя облик тех или иных личностей может немного варьировать в зависимости от изображения), т.е. портретный материал римлян (основная масса которого была создана в эпоху раннего принципата) можно считать относительно объективным источником информации о внешности людей;

- Во-вторых , данные о пигментации римлян далеко не всегда являются объективными в силу нескольких обстоятельств…вот, что об этом пишет американский исследователь Грегор (1961 год):

«…Как латинский «флави», так и греческий «ксантос», так и «хари» - обобщенные термины со множеством дополнительных значений. «Ксантос», который мы смело переводим как «блондин», использовался древними греками, чтобы определять «любой цвет волос, за исключением чёрного как уголь, и цвет этот был по всей вероятности не светлее, чем тёмно-каштановый» ((Вэйс, Кейтер) Серджи)…Как латинский «флави» или грекечеиский «ксантос», так и индийский «хари» - генерализированный термин со множеством вариаций и альтернативных значений. «Ксантос», который мы переводим эквивалентно понятию «блондин» использовался греками античности для определения «любого цвета волос светлее ярко чёрного, и данный цвет был не светлее каштанового» (Вэйс, Кейтер)…»

Т.е. в случае с «flavi» (в большинстве переводов – «светлый/рыжеватый») мы имеем место с довольно широким спектром оттенков: от тёмно-каштановых (но не чёрных) до золотисто-русых (но не белокурых).

Следующим образом древних римлян характеризует американский антрополог К. Кун:

«Ранние римляне, судя по бюстам их потомков в эпоху Августа и исходя из описаний, были, как правило, не очень высокими, но с массивным телосложением. Их черепа имели гладкую крышку и округления в боковой части, как и у кельтов. Особенности строения лица включали известный «римский» нос, который, возможно, имели частично этрусское происхождение...Их тип не является автохтонным в Средиземноморском бассейне и имеет более северное происхождение. Однако римляне рассматривали кельтов, вторгшихся в Италию, как высоких и белокурых, следовательно, блондизм римлян (включая рыжие волос) был в меньшинстве.
Более подробная информация может быть получена в ходе изучения останков римлян, которые умерли вне метрополии, на колониальной периферии. Например, чиновник шестого легиона (размещенного в Йорке), Теодорианус, приехал из маленького города Номентум (в Лацио). Трое других, похороненных в Йорке, также были римлянами по происхождению. Останки этих людей объединены одним типом: долихоцефалия/мезоцефалия; низкая черепная коробка; низкий широкий лоб; сильно выступающий «орлиный нос»; короткие широкие квадратные лица…»

Для сравнения с данными К. Куна можно рассмотреть скульптурные портреты римских патрициев (созданные в эпоху Августа):

Ну и в качестве дополнения – портреты более известных римлян (слева-направо): Цицерон, Марк Антоний и Марк Красс

Подытожив вышеуказанные данные, можно выделить следующий тип, характерный для римлян:

Рост – средний / средне-высокий
Цвет волос – от золотисто-русого до тёмно-каштанового/чёрно-каштанового
Цвет глаз – от серо-голубых до чёрных
Средне-сильная / сильная профилировка лица
Спинка носа – прямая/волнистая или выпуклая (знаменитый «римский нос»)
Цвет кожи – от бледно-розового до оливково-смуглого
Лицо – средневысокое и среднеширокое. Чаще квадратной или прямоугольной формы
Телосложение – массивное
Лоб – низкий и широкий
Головной указатель – от суб-брахицефалии до суб-долихоцефалии. Доминирование промежуточных значений

Предки латинов пришли в Центральную Италию с Севера – из Альпийского региона. Об этом говорит и фактор ИЕ-зации Италии (хотя он имел диффузный характер), об этом говорит и лингвистический фактор (наличие в латыни соответствующей лексики), об этом говорит и сравнение расового типа римлян как с автохтонами Италии, так и с автохтонами Альп.
Если учитывать, что наиболее вероятной родиной латинов являются юго-восточные склоны Альп, то можно провести сравнение между вышеуказанными данными римлян и данными современных итало-швейцарцев – потомков автохтонов Альп (регион Тичино).

Современные итало-швейцарцы (из работ Otto Schlaginhaufen):

…вышеуказанные примеры итало-швейцарцев отображают тот же тип, что мы видим на скульптурных римской знати: мезоцефалия/долихоцефалия; среднеширокое и средневысокое лицо; светло-смешанная/тёмно-смешанная пигментация; средне-сильная/сильная профилировка лица (включая знаменитый «римский нос»).

В дополнение – несколько примеров северных итальянцев (из работ Рипли)

…эти примеры представляют собой другой тип, представленный в портретном материале (и описаниях современников): средневысокое и среднеширокое лицо; ярко выраженная брахицефалия; светло-смешанная или тёмно-смешанная брахицефалия.

В целом же, прежде чем проводить линию преемственности между древними италиками и современными итальянцами, стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , понятие «римляне» (на протяжении период Республики и Принципата) включало в себя и потомков латинов (рассмотренных выше), и потомков этрусков (см. ниже), и потомков самнитов, умбров и других романизированных племён Центральной Италии.

- Во-вторых , с римлянами корректно сравнивать только жителей современной Центральной Италии и Северо-Западной Италии. Северо-восточные итальянцы испытали сильно влияние кельтов и других племён Центр. Европы, а южные итальянцы являются потомками эллинов, иллирийцев и финикийцев.

Теперь предстоит очертить вышеуказанную зону – она будет включать Лацио, Тоскану, Эмилию-Романью, Кампанию (Неаполитанию) и Пицен.

Теперь стоит очертить антропологические признаки , характерные для данной зоны (исходя из работы Ливии, Куна и Биасутти):

Рост – средний/средне-высокий
Цвет глаз и волос – доминирование темно-смешанных оттенков
Блондизм – в пределах 5-10%
Лицо – средне-высокое/высокое и узкое/средне-широкое
Нос – прямой или выпуклый
Профилировка – средне-сильная или сильная
Размер черепной коробки - средне-крупный/крупный

В целом, эта зона характеризуется доминированием Средиземно-Балканской расы с влиянием Центральноевропейской расы (как результат диффузии ИЕ языков и более поздней кельтской миграции).

Если проводить банальные параллели между современными центральными итальянцами и портретами римлян, то и здесь можно найти комплементарные образы – несколько изображений итальянцев:

…впрочем, это сравнение не является единственно-объективным показателем преемственности.

В качестве заключения

Чтобы определиться относительно преемственности между древними римлянами и современными жителями региона, стоит определиться с дефиницией «римлян». Если под римлянами подразумевать собственно изначальных латинов, то конечно же преемственности нет, т.к. за первые несколько веков латины успели раствориться среди италийского населения. Если же под «римлянами» подразумевать италиков эпохи Республики и Принципата (латинов, этрусков, самнитов, сабинов, осков и умбров), то современные жители Центральной Италии являются их потомками.

В качестве небольшого дополнения – фото-сет жителей Флоренции:

…и небольшая подборка данных по населению современной Италии:

P.S. Данную информацию можно как опровергнуть, так и подкрепить новыми данными – всё зависит от уровня аргументации.