Преобразовательная деятельность. Аффективное действие обусловлено


Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Мотивы деятельности - побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.


Классификации потребностей :

1. Естественные;

2. Социальные;

3. Духовные.

По Маслоу:


Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы - ценности, характерные для определенной группы людей.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен... характер»?

а) инстинктивный; в) совместный;

б) орудийный; г) преобразовательный.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей - характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.


3. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?

а) познание; в) преподавание;

б) творчество; г) изображение.

4. Ученик для учителя является:

а) субъектом деятельности; в) конкурентом;

б) объектом деятельности; г) коллегой.


5. К экзистенциальным относятся потребности:

а) в комфорте; в) общении;

б) пище; г) самоуважении.

6. Запишите соответствующие буквы в порядке возрастания. К биологическим потребностям человека могут быть отнесены следующие потребности:

в) созидание;

г) воздух;

д) общение;

е) творчество.


1. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; в) верно только Б;

б) верно А и Б; г) оба неверны.

2. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

а) деятельности; в) религиозных обрядов;

б) общения; г) фантазии.


3. Верны ли суждения?

A. Деятельность способствует приспособлению к окружающей среде.

Б. Деятельность преобразует природу.

B. Деятельность не влияет на окружающий мир.

Г. Деятельность носит целеполагающий характер.

а) АБ; в) БГ;

б) АБВГ; г) АБГ.

4. К духовной деятельности относится:

а) строительство кинотеатра; в) съемки фильма;

б) изготовление орудий труда; г) работа типографии.


5. Аффективное действие обусловлено:

а) четко продуманной целью; в) привычкой;

б) понятиями о долге; г) эмоциональным состоянием.

6. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

а) с занятий охотой; в) земледелия;

б) изготовления орудий труда; г) овладения огнем.


М. Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров

Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал... откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим!

Что лежало в основе описанных действий?

а) осознанный мотив;

б) поставленная цель;

в) инстинктивный порыв;

г) потребность в общении.




В другой известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой ‘он плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут - персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, какой он клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?



Домашнее задание: написать эссе.

В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы - это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.

Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом.

Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К. Маркса, "практически-духовная").

Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным.

Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.

Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.

Понятие и структура деятельности человека. Деятельностный подход в психологии.

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.

Деятельность - это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . Труд - это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик .

Человек и деятельность неразрывно связаны . Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды . Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности : человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

· физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;

· экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;

· социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;

· престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;

· духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.

· Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:

· познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;

· эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;

· трансцендирования - бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности .

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров - традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства - духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.



В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности. Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах.

Во-первых , средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых , средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

· целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);

· ценностно-рациональные - действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);

· аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств - ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);

· традиционные - действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки - действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния - действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву - деяние. Выпить стакан воды - обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление - это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности. Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии (англ. activity approach) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм.

В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

Споры касались соотношения собственно внешне-практической деятельности и сознания. По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней" практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов.

Главным достижением деятельностного подхода является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление - психология действия, которое представляет собой квинтэссенцию деятельностного подхода. Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.

§ 1 Особенности практической и духовной деятельности

Человек с рождения активно преобразовывает окружающий мир, то есть занимается деятельностью. Деятельность - процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя. Именно в ней человек может проявить свои способности, развиться как личность.

Деятельность людей до неузнаваемости изменила мир вокруг нас, общество и усовершенствовала само человечество. Она затрагивает разные сферы жизни общества и отличается большим разнообразием. Ученые выделяют несколько классификаций видов деятельности. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную.

В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество, её подразделяют на материально-производственную и социально-преобразовательную. Деятельность, объектом которой является природа, а результатом - материальные блага, называют материально-производственной. А деятельность, объектом которой является общество, а результатом - изменение общественных отношений, называют социально-преобразовательной. Духовная деятельность формирует сознание человека. К ее подвидам относят: познавательную (результатом которой являются знания), ценностно-ориентировочную (в результате которой формируется мировоззрение человека) и прогностическую (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Эти виды деятельности связаны между собой. К примеру, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения и т.п.) запечатлены при помощи практической деятельности (печать нот, издание книг). В свою очередь, практическая деятельность невозможна без первоначальной духовной деятельности - определенной идеи.

§ 2 Труд, игра, учение как основные виды деятельности

Другая классификация видов деятельности основана на способе формирования человека как личности. Ученые, придерживающиеся этой типологии, к видам деятельности относят: труд, игру, учение, творчество, общение.

Труд - взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на производство общественно-полезного продукта. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство. Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающий мир. Он направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс.

Игра - деятельность, в процессе которой через имитацию действительности осуществляется познание окружающего мира. Игра носит условный характер, то есть предлагает решение в воображаемой ситуации; она основана на выполнении определенных правил и норм. В ней человек исполняет предопределенную роль. Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

Процесс познания осуществляется не только в процессе игры. В большей степени человек узнает новое при помощи обучения.

Учение - деятельность, направленная на приобретение различных знаний, умений и навыков. В нем используются специфические средства (учебники, книги, компьютер и т.д.), оно не обязательно может быть целенаправленным, человек иногда приобретает их стихийно. Например, новые знания приобретаются из прочитанных книг, фильмов, телепередач, Интернета. Обучение предполагает взаимодействие двух сторон - учителя и ученика, носит репродуктивный характер, так как ученик не создает знание, а осваивает уже имеющееся. Последнее не исключает элементов творчества в учении.

§ 3 Особенности творчества и общения как видов деятельности

Творчество - деятельность, направленная на создание качественно нового результата. Она отличается неповторимостью, уникальностью и оригинальностью идей. Для творчества важными составляющими являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия.

Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение - деятельность, направленная на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. К особенностям этого вида деятельности относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе этой деятельности.

Общение образует эмоциональную общность, взаимопонимание субъектов, которые дополняют позиции друг друга. Общение исполняет важные социальные функции: коммуникативную (обмен информацией), регулятивную (управление совместной деятельностью), компенсаторную (утешительную) и воспитательную (социализация личности).

Разные виды деятельности охватывают всю социальную действительность. Человек изменяет окружающий мир, его потребности возрастают, и вслед за этим повышается его преобразовательная активность.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Деятельность человека преобразовывает окружающий мир. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную. В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество. Духовная деятельность формирует сознание человека. К видам деятельности по способу формирования человека относят труд, игру, учение, творчество, общение. Труд направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс. Игра носит условный характер, она основана на выполнении правил, свойственна не только людям, но и животным. Учение предполагает взаимодействие учителя и ученика, носит репродуктивный характер, может осуществляться стихийно. Практически во все виды деятельности человека включены творчество и общение. К особенностям последнего относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд–во «Просвещение». – 4 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 416 с.
  2. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Уникум–Центр, 1999.
  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 класс: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 ч./ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  6. Школьный словарь по обществознанию / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М., 2006.
  7. Дедова И.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов / И.А.Дедова, И.И.Токарева. – Йошкар-Ола, 2008. – 388 с.
  8. Клименко А.В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2003. – 442 с.
  9. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004.
  10. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 10 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
  11. Обществознание: 10 – 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Лазебникова., О.О. Савельева и др.; Под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2012.
  12. Обществознание: учебное пособие / В.В. Баранов, А.А. Дорская, В. Г. Зарубин и др. – М.: АСТ «Астрель», 2005. – 334 с.
  13. Обществознание: учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.И. Анишина, С.А. Засорин, О.И. Кряжкова, А.Ф. Щеглов. – М.: Материк-Альфа, 2006. – 220 с.
  14. Обществознание. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / под ред. Б.Ю. Сербиновского. – Ростов н/Д: МарТ, 2001. – 320 с.