Армяне происхождение. Происхождение и формирование армянского народа. Черные страницы истории

Sputnik.

Во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего — в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи.

Армянский язык

Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.

Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте.

Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Армянский юмор

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

© Sputnik / Рамиль Ситдиков

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно — стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.

Армянское гостеприимство

Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской.

Армяне очень любят и ценят семью. В армянской семье родитель — это царь. И на самом деле, это все взаимно, поскольку множество армянских родителей растят своих детей в большой любви и делают ради них все, даже невозможное. Отношение к детям в нашей стране особое, и это можно назвать культом детей. Также армянский мужчина боготворит любимых женщин (маму, сестру, жену).

Еще одна национальная черта — это гостеприимность. Если вы в гостях у "правильного" армянина, то он вас обязательно чем-нибудь угостит. Но если вы заранее договорились наведаться в гости к армянину или армянской семье, то вас ждет целое праздничное угощение! И особенно, вкуснейший армянский коньяк.

Об армянских блюдах можно говорить вечно и писать долго, но самые излюбленные армянами кушанья — это долма (голубцы из листьев винограда), хаш — пряный суп из говяжьих ножек с чесноком, спас — полезный суп на основе мацони, армянский салат табуле из крупы булгур и мелко порубленной петрушки.

Армянские привычки

Большинство армян отличаются трудолюбием. Если армянин нашел работу по душе, то он трудится, не покладая рук.

Солнечная погода Армении позволяет жителям страны вывешивать белье на улицах. Такая привычка традиционна, например, для жителей Италии, когда от здания к зданию вывешивается огромное количество одежды.

© Sputnik / Асатур Есаянц

"Классический" армянин отличается тем, что любит употреблять большое количество хлеба и кофе, организовывает шикарные свадьбы, дни рождения, помолвки, крестины и иные праздники. И на самом деле, у армянина может не быть денег… Он их возьмет в кредит, будет погашать долг месяцами. Но если душа хочет праздника, то он не сможет отказать себе и своим близким в этом.

Армяне любят дорогие машины, одежду и аксессуары. Наверно, эта черта характерна всем национальностям.

А еще многие армяне открывают все окна в машине, когда в ней звучит их любимая песня, независимо от того, нравится вам эта музыка или нет. Но меломан проедет по городу, прослушав несколько раз любимый трек, даже зимой.

Если вы в Армении решили воспользоваться общественным транспортом, а в нем уже нет места, куда можно присесть, то вам обязательно его уступят.

А еще армяне очень любят здороваться друг с другом. "Барев" и "Бари луйс" ("привет" и "доброе утро") — это то, что может поднять настроение человека или стать поводом для дальнейшего общения. Не зря говорят в Армении, что "приветствие принадлежит Богу".

© Sputnik / Самвел Сепетчян

Фестиваль "Арени": истина в вине

Очень часто армяне вместо традиционного "спасибо" говорят "мерси". Может, просто лень каждый раз произносить красивое слово "шноракалуцюн".

Кстати, только армянин купит себе дорогущий гаджет — телефон, ноутбук, планшет или нетбук, и сам поленится изучать его, чтобы правильно эксплуатировать. Он обязательно начнет расспрашивать у окружающих, как все настроить и заставить заработать.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян — очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей.

Мы рады, если армянские привычки свойственны и вам.

Армяне - один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать - как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

Античные источники

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской - потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян".

Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной".

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья - I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян - в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты - V век нашей эры.

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянскогонарода, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальникаАйка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама – озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Этисведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне – родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» – царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны – греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа – это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

Сколько лет армянскому народу
Алла Тер-Акопян

Больше, чем это себе представляет сам армянский народ. Будем вести летоисчисление от Хайка, прародителя армян. Он отнюдь не является лишь персонажем древней легенды. Это реальное лицо, реальный Духовный Учитель -- магнит, притянувший к себе достаточное число людей для формирования отдельного народа внутри общеарийской громады. (Само слово "айка" означает в санскрите, древнеиндийском языке, -- "единство").
Когда это произошло? Великий Адепт, Член Иерерхии Света Земли Учитель Илларион, побывавший в 1881 году в Западной Армении (в районе Арарата, в горах Ала-Дага), сказал по этому поводу следующее: "Обожествив Хайка после его смерти, армяне поклонялись ему как Солнечному и Лунному Божеству. Хайк процветал за 2 200 лет до Р. Х. согласно официально принятой датировке, и более, чем за 7 000 лет, согласно Истине".
Стало быть, армянский народ сформировался как языковое, культурное и государственное единство более 9 000 лет тому назад.
Но корни народа несравненно глубже -- они уходят в туманные дохайкские времена. И на всем протяжении этих многих тысяч дохристианских лет протоармяне, а затем армяне оставались верными и преданными зороастрийцами. Они следовали заветам Зороастра с тех пор, как по словам Учителя Илллариона, Посланец Небес Оанн, "ежедневно появляясь из моря на рассвете и погружаясь в него на закате, преподал им благое Учение, все их искусства и культуру. Было это во время царствования Аменона Халдейского, за 68 САРИ, или 244 800 лет, до Потопа".
Потоп, уничтоживший остатки Атлантиды, произошел в 9 564 г. до н. э. Прибавляем нынешний 2 000-й год к названной дате и полученную сумму 11 564 присовокупляем к ошеломляющей шестизначной дате: 244 800 + 11 564 = 256 364.
Столько лет тому назад арийцам, из которых выделился впоследствии армянский народ, было передано Великое Учение. Это поведал нам в "Письме из монастыря Сурб Ованес" Адепт, Учитель Илларион. А знания Адепта настолько превосходят знания самого "подкованного" из земных ученых, насколько знание сего ученого превосходят знания трехлетнего малыша.
Древнейшее имя ОАНН впоследствии греками было эллинизировано и превратилось в имя Ованес. И армяне, начиная с четвертого века нашей эры (со времени принятия христианства) стали ассоциировать это древнейшее высокочтимое имя с Иоанном Крестителем, что сделало принятие армянами христианства менее болезненным, чем это было у других народов.
Конечно, армянское имя Оган -- с вариациями Оганес, Ованес, Аванес -- не еврейского происхождения, а, можно сказать, божественного, ибо Учителя, подобные Учителю Оанну, всегда почитались в народе богами.
А как же вещал Учитель Оанн народу свое Учение? Как могли его услышать толпы народа? Вне сомнения, вещание происходило с помощью технической оснастки -- скорее всего радиотехники.
Теперь вспомним персонажа из армянского эпоса "Давид Сасунский" -- Огана Горлана. Не от великого ли Учителя Оанна передала ему народная память и имя, и голосистость? Правда, слово "Горлан" (из перевода эпоса на русский) мне очень не нравится. В оригинале куда благороднее: Оган Дзенот - Оган Громкогласый.
Понимаю, что многие с большим скепсисом воспримут все, что я здесь пишу. Однако чем больше будет расширяться сознание людей, чем больше знаний станет доступно людям (а этому поспособствуют открытия нового времени), тем меньше останется места для скепсиса. Опять-таки прислушаемся к Учителю Иллариону: "Ваши археологи и этнологи пока что по рукам и ногам связаны библейскими водорослями, которые еще не менее столетия будут мешать древу Истинного Знания привиться на западной почве"
Это было сказано в 1881 году. С тех пор прошло более ста лет. Так что пора рвать водоросли.

Армяне народ поистине удивительный. Их история насчитывает свыше 2500 лет, а с учетом периода формирования еще больше. Национальные традиции, кухня и харизма армян хорошо известны в России. И это неспроста.

История

Историю армянского народа разделяют на несколько эпох. Существует несколько периодов формирования племен, которые продолжались до 13 века до нашей эры. Важным этапом становления для армян стало появление государств Хайаса и Урарту. Последнее просуществовало примерно до 6 века до нашей эры. Далее началась эпоха античной Армении. Многие историки считают, что в то время Урарту сохранилось, просто в древних источниках поменялось название на современное.

Ксенофонт описывал страну, как довольно богатую и обширную. Примерно с 500-х годов до н.э. началось правление персов, что ознаменовало бурное развитие страны. Династия Ахеменидов принесла Армении мир и благоденствие, что поспособствовало развитию торговли и сельского хозяйства.
С 4 века до нашей эры и до 5 века нашей эры Армения пребывала в эпохе эллинизма. Весьма значимым событием в это время стало пришествие Александра Македонского, который захватил территории, принадлежащие Ахеменидам. Следует отметить, что его войску не удалось попасть на территорию Армении, поэтому большая часть населения не признавала царя. Македонии принадлежала так называемая Малая Армения, вскоре после смерти Александра она стала самостоятельным государством.
В эпоху эллинизма армянские государства делились на несколько царств, в том числе Араратское и Софенское. Историки разделяют Армению в то время на Малую и Великую, а также Птолемеевскую Коммагену, основанную в 163 году до нашей эры. Коммагена принадлежала династии Ервандидов и существовала вплоть до 72 года нашей эры. Затем она стала частью Римской империи. Период с 6 по 15 века нашей эры принято называть средневековым. Он начинается с получения армянами частично независимого статуса с возможностью выбора любой религии и полной религиозной свободы. Девятый век ознаменовал период процветания и наращивания военной мощи. Это сыграло значительную роль при нашествии турок и в дальнейшем повлияло на периоды, которые именуются «войнами империй». Сражения и битвы приносили как победы, так и поражения. Одним из самых сложных моментов в истории стала борьба за армянское правление в Карабахе. Армения стала сближаться с Российской империей, регулярно запрашивая ее помощь.
В своей истории армянский народ сталкивался с геноцидом, который достиг своего пика в конце 19 века. Во время Первой мировой войны в результате геноцида погибло свыше миллиона армян, хотя на сегодняшний момент Турция отрицает данное явление и списывает его на гражданскую войну.
Период Советской Армении длился с 1922 года. Он ознаменовал коллективизацию и репатриацию в ССР. Положительные моменты влияния Советского Союза проявились в поддержке государственности, в защите от тюрков и непосредственной пользе от развития экономики, которая сильно пострадала из-за регулярных и многовековых сражений, а также влияния чужого господства.
С 1991 года и по наши дни Армения является республикой.

Традиции

В Армении велико национальное самосознание. Соблюдение традиций так важно не только в семьях, но и в обществе в целом. Для армянской культуры характерно гостеприимство, добрососедские отношения, стремление к сохранению родственных связей, большое уважение к старшим и трепетное отношение к браку.
Свадьба в армянском обществе воспринимается как крайне важный праздник. Раньше во время него было принято гулять целую неделю, причем отмечали свадьбы целым селами. Сейчас они празднуются скромнее, но все равно с размахом. В традиции армянской свадьбы входит выбор крестной семьи, которую подбирают исходя из характера. Крестные должны быть похожи на своих крестников, они становятся практически родственниками для семейной пары. Интересно, что именно крестный отец делает самый дорогой подарок, но и все остальные гости должны принести дары, которые подносят особым образом. У армян принято дарить на свадебное празднество драгоценности, деньги, дорогие ткани и предметы быта.
Весьма примечательной является традиция покачивания ребенка. Невеста обязательно должна держать в руках мальчика, ведь мужчина в армянской семье считается опорой и главой. С наступлением утра после свадьбы женщины по линии мужа должны принести в дом к невесте красное яблоко, символизирующее ее невинность.
Большие семьи в Армении не редкость. Особенно это касается сельских жителей, большинство из которых является многодетными. У армянского народа принято не показывать младенца 40 дней с момента рождения. Его могут видеть только близкие люди. Интересно, что как при рождении ребенка, так и в любом другом радостном событии, у армян принято класть руку на голову другу и говорить: «Передаю тебе».

В понятие гостеприимства армяне вкладывают нечто большее, чем мы привыкли видеть. В случае радостного события принято накрывать стол не только дома, но и на работе, угощая друзей, родственников и коллег. Таким образом люди делятся счастьем с другими, одновременно приумножая его.


Особое место в жизни армян занимает виноделие. В стране считается, что традиции этого сложного занятия были известны еще в древнюю эпоху. По легенде первым виноделом стал Ной, который посадил виноградную лозу, оказавшись на территории современного армянского государства. Современное виноделие имеет древние корни и насчитывает не одну сотню лет. Рецепты сохранились со времен Урарту. Для изготовления вин используется специальный пресс «ханзан». В этой конструкции предусмотрен чан, сделанный из камня. К этому чану подсоединяли огромный кувшин, который врывали в землю. Виноград давили босыми ногами, тем самым выдавливая сок прямо в кувшин, в котором он некоторое время бродил. Затем из кувшина сусло переливали в другой и уже после разливали по небольшим глиняным кувшинам. Хранили их в земле. Сорта армянского винограда имеют одну важную особенность - в них содержится много сахара, который способствует выработке спирта. В связи с этим в Армении больше распространены сладкие и полусладкие вина.

Коньяк почитается в Армении так же, как и вино. Причем изготовление этого напитка дается гораздо сложнее. Наладить производство коньяка в Армении удалось только в 19 столетии. Популярными сортами до сих пор являются Мсхали, Чилар и Воскеат. В силу традиций в данном ремесле большое значение имеют бочки. Материал древесины невероятно важен, именно он в значительной мере повлияет на вкус коньяка. Спирт необходимо выдерживать минимум 3 года и только потом используют родниковую воду. Вода считается крайне важным ингредиентом, ведь без нее букет коньяка не будет достаточно насыщенным.
Перед тем, как разлить коньяк, его нужно держать в старой деревянной бочке около года, а если речь идет о марочных, то и все 3 года. Столь скрупулезное отношение к винам и коньякам уже оценили во всем мире. Сам Уинстон Черчилль покупал армянский коньяк в количестве 400 бутылок ежегодно.

Праздники


Праздники в Армении напрямую связаны с сезонами года. Например, зимой празднуют Трндез и символизируют поклонение пламени. Праздник языческий, но отмечают его обычно при церкви. Обряд празднества знаком каждому жителю Украины, России и Беларуси. Во время трндеза разжигают большой костер, через который могут прыгать все желающие, хотя в первую очередь он предназначен для молодоженов.
С приходом весны начинается празднование Царзардара. Во время его празднования люди приходят в церковь с ветками вербы и плетут из нее венки для детей.
С наступлением лета приходит Вардавар. Этот праздник символизирует победу над засухой. В традиции армян принято обливаться водой, что опять-таки связано с языческими обрядами. Девушки за 3 дня до наступления праздника наливают чистую воду в чашу и бросают в нее пшеницу и овес. После прорастания семян этой водой нужно обливаться.
Есть у армян и аналог Дня Святого Валентина. Отмечают его 13 февраля. В этот праздник девушке непременно нужно съесть соленое печенье и обязательно перед сном. Считается, что во сне ей должен явиться мужчина, который принесет воды. Именно он должен стать суженым.

Жилище

Дома армян довольно специфичны. Конечно, современные постройки имеют мало общего с традиционными, разве что сохранили стилистику экстерьера. Те же дома, которые строились еще в давние времена армянами, имеют квадратную форму и строятся исключительно из камня. Крыша земляная с опорами из деревянных столбов. Свет в такой дом проникал только через окно или дымоход. Печь изготавливалась из глины. Из нее же делали полки. Стульев и кресел армяне не имели, использовали подстилки, чтобы сидеть на полу. Стол обычно был низким. Состоятельные люди могли позволить себе тюфяки, ковры и много утвари.

Одежда

Традиционный национальный костюм Армении состоит из шелковой рубашки и широких шаровар, которые шьют из хлопка или шерсти. Поверх рубашки обычно надевали архалук, который мог доходить до колен. Этот элемент верхней одежды застегивался на крючки или пуговицы, имел стоячий воротник. Поверх него носили чуху, изготовленную из шерсти. Ее обязательно подпоясывали, чтобы одежда плотнее прилегала к телу. В западной части страны армяне пользовались курткой, которая доходила до пояса. Застежек не было, а вместо пояса пользовались шарфом, который обматывали несколько раз.
Женский костюм со сменой регионов оставался неизменным. В качестве верхней одежды использовался архалук, но с измененным фасоном - ниже бедер располагался разрез, также был предусмотрен вырез на груди. Отличительной особенностью женского национального костюма был красиво украшенный передник.
В качестве головных уборов использовали шапки. Восточные армяне пользовались вязаными, а западные - ткаными. Женщины носили ободки и большие головные уборы, обвязанные платками, частично скрывающими лицо.

Танцы

Армянские танцы являются настоящим искусством и пользуются популярностью во всем мире. Для разных событий у армян предусмотрены разные танцы. Исполнением могут заниматься как исключительно мужчины, так и женщины. Например, берд и трахаг являются военными композициями, поэтому участие в них принимают только мужчины.
Берд считается довольно сложным танцем, требующим серьезной физической подготовки, так как в процессе исполнения мужчины должны резко взбираться друг другу на плечи и образовывать стену в 2 этажа. Такая непростая композиция символизирует необходимость защиты и сильной обороны.
Трахаг подразумевает еще более сложную подготовку, так как танец предполагает использование различных типов оружия. Фактически танец имитирует настоящий бой, поэтому раньше всегда исполнялся воинами.
Невесты танцуют узундару - сольную композицию, которая родилась в Карабахе. Танец символизирует благодарность родителям, а также уход из родного дома и начало семейной жизни. Динамка неизменно плавная и требует от девушки значительной гибкости.
У кавказских армян большой популярностью пользуется шалахо. Сейчас он распространен среди кавказских народностей. Особенность танца заключается в исполнителях, которыми непременно должны быть двое мужчин и одна девушка. Танец символизирует борьбу за женское сердце.


Язык

Праармянский язык называется мушка. На нем говорили древние армяне, и появился он еще до образования государства Урарту. Становление языка было довольно сложным и всегда характеризовалось появлением новых диалектизмов. Письменность появилась позднее, поэтому делопроизводство часто велось на персидском и греческом. Сейчас армянский язык входит в индоевропейскую семью и выделяется в особую ветвь.
Современный вариант принято называть новоармянским. В своей истории он насчитывает уже несколько веков, хотя в литературе стал использоваться примерно в начале 19 века. Язык делится на западный и восточный. Их характеризуют значительные отличия в сравнении с древнеармянским. Есть множество новообразований, упрощений и своеобразий синтаксиса. В Республике Армения наиболее распространен ашхарабар, который является восточным вариантом.

Характер


Для армян характерны гордость в отношении собственной истории и народа. Главными чертами армян, по их же собственному мнению, являются трудолюбие и страсть к жизни. Связано это с необходимостью налаживания сельского хозяйства и долгими веками неустанной борьбы. Одним из увлечений практически каждого армянина является ремесло в той или иной форме. Гончарное искусство или работа по дереву. Современные жители Армении проявляют интерес к наукам, прежде всего медицине и строительству. Еще одна черта - любовь к чтению. Армянскому народу часто приходилось сталкиваться с нехваткой книг, когда тюркские и монгольские завоеватели сжигали целые библиотеки. Поэтому если вы возьмете у армянина книгу, обязательно верните в назначенный срок. Иначе он скажет, что вы ее забрали в плен. Такое выражение имеет давние исторические корни. При Тамерлане за книги нужно было платить большой выкуп.
Искренность - одна из главных черт. В Армении не принято лицемерить, но и проявлять грубость к людям неприемлемо. Несмотря на уважение имеющегося статуса, никто не будет лебезить или чрезмерно льстить. Такое допустимо в отношении пожилых людей.
Массовые миграции сделали армян довольно хорошо адаптирующимися к новым условиям. При этом они практически не ассимилируются, а сохраняют духовные и культурные традиции.
Армянский юмор тоже хорошо известен в странах СНГ. Так сложилось, что армяне любят шутить и находят повод для шуток в любой удобный момент. За столом, в деловой беседе, в житейских разговорах. Каждый взрослый армянин знает целую пачку анекдотов, которые он непременно пожелает рассказать во время бурного застолья.
В армянских семьях традиционного уклада отец является главой, и его слово равносильно закону. Армяне, живущие в Москве или других городах России, отличаются более лояльным отношением к жизни, а вот их собратья, оставшиеся на родине, наоборот, имеют довольно строгие нравы.
Мы уже говорили про гостеприимство. Важно заметить, что армяне любят, когда люди заранее объявляют о намерении прийти в гости. Так они смогут подготовить как можно больше блюд, чтобы устроить роскошный обед или ужин.
Отношение к праздникам имеет в буквальном смысле культовое значение. Даже если у армянина не хватает средств, он возьмет деньги в долг или в кредит. Но свадьбы должны быть непременно роскошными, а празднование рождения детей - еще краше.

Еда


Армянская еда достойна высшей похвалы. Армяне используют самые разнообразные ингредиенты в блюдах. Особое место в их кухне занимают лаваш и сыры.

  • Если вы любитель супов, непременно отведайте хаш. Главным ингредиентом в нем является говяжье мясо. Блюдо готовится целые сутки и подается с зеленью и солью;
  • Другой вариант - спас. Великолепной суп с пшеничной крупой. Есть его можно холодным и горячим. Часто армяне заказывают сразу два варианта. Это диетическое блюдо, которое не содержит а, поэтому обязательно понравится вегетарианцам;
  • Для любителей необычных сочетаний придуман бозбаш. Этот суп включает мясо, перец, лук, баклажаны и томатную пасту;
  • Шашлык у армян называется хоровац. Во многом именно он ассоциируется с армянской кухней. В общей сложности придумано 20 видов шашлыка. Готовят его на углях, в кастрюле, тандыре и множеством других способов;
  • Мясные шарики кюфта делаются из фарша с добавлением лука и яиц;
  • Популярна в Армении каша ариса, готовят ее со сливочным маслом и пшеницей. В блюдо обязательно добавляют мясо курицы;
  • Основные закуски в Армении - это долма и женгялов хац. Последняя представляет лепешку из лаваша с добавлением зелени;
  • Сладости необходимо отметить отдельно. Гата делится на несколько типов. Пирог могут выпекать из разного теста, в том числе слоеного, дрожжевого или пресного. Гату пекут с добавлением сливочного масла и сахарной пудры. Этот десерт может вполне сойти за самостоятельное блюдо, так как отличается сытностью;
  • Попробуйте суджух, представляющий собой грецкие орехи, политые виноградным сиропом;
  • Рулеты из грецкого ореха со слоеным тестом - назук;
  • В Армении популярен и фруктовый лаваш, в который добавляют кизил, вишню, сливы и абрикосы.

Религия

  1. Сейчас главенствующей религией в Армении является христианство. Ислам распространен не так сильно, как во времена правления османов. Мусульман можно встретить в Ереване, в остальных же городах чаще встречаются христиане.
  2. Армянская церковь придерживается особых правил, которые затрагивают жизнь верующего. Так, во время крещения младенца трижды опрыскивают водой и три раза опускают в нее.
  3. Причастие требует употребления исключительно чистого вина и квашеного хлеба.
  4. В чистилище религиозные армяне не верят.
  5. Посты соблюдаются строго, а известная в православии молитва «Отче наш» читается на древнеармянском.
  6. Считается, что армянскую церковь основали апостолы Фаддей и Варфоломей. Известно, что именно Армения приняла христианство как государственную религию первой во всем мире. Дата официального принятия - 301 год.

Армяне, без преувеличения, великий народ. Они сумели выжить, несмотря на трудные времена, когда их единству и культуре грозило уничтожение. Начав свое формирование в Армянском нагорье, этот народ сумел расселиться по всей планете. Сейчас много армян живет в России, США, Турции и других странах. Их отличает не только любовь к жизни и трудолюбие, но и желание привнести в мир прекрасное. Среди армян много деятелей искусства, подаривших нам удивительные музыкальные инструменты, среди которых - дудук, ставший частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С приходом христианства в страну стали появляться уникальные произведения искусства - хачкары. Памятники, изготавливаемые камнерезами, встречаются исключительно в Армении. Ставили их у монастырей по случаю победы на врагами или в честь окончания строительства нового храма. Использование «крест-камней» имеет и ритуальное значение.