Народы россии. Самые многочисленные народы мира. Список крупнейших народностей

>> Крупнейшие народы мира

§ 5. Крупнейшие народы мира

Всего в мире существует 5-5,5 тыс. народов, или этносов, т. е. сложившихся устойчивых общностей людей. Подавляющее большинство народов крайне малочисленно.

Народов, насчитывающих более 1 млн человек, в мире 330, но они охватывают 96 % всего населения Земли. Народов, насчитывающих более 100 млн человек каждый, в мире всего 11 (табл. 20), но они охватывают почти 45% всего населения Земли.

Таблица 20

Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки

Крупнейшие народы мира Млн чел. Наиболее распространенные языки Млн чел.
1. Китайцы 1170
1. Китайский 1200
2. Хиндустанцы 265 2. Английский 520
3. Бенгальцы 225 3. Испанский 400
4. Американцы США 200
4. Хинди 360
5. Бразильцы 175 5. Арабский 250
6. Русские 140 6. Бенгальский 225
7. Японцы 125 7. Португальский 210
8. Пенджабцы 115 8. Русский 200
9. Бихарцы 115 9. Индонезийский 190
10. Мексиканцы 105 10. Японский
127
11. Яванцы 105 11. Французский 120


12. Немецкий 100
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество – когда у одной женщины сразу несколько мужей. Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) – менее, чем в сотне. Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

Какое вообще бывает многомужество?

Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

Почему возникло?

Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

Многомужество у исторических народов

Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

Современное состояние многомужества

Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.

  1. 1. ФГОС Практические работы по географии для 7 класса с рекомендациями по проведению (по программе: И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И. Сиротина) Материал подготовила: Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
  2. 2. Тема. Введение Практическая работа-1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Виды географических карт Что изображено Физическая карта мира Физическая карта России Политическая карта Экономическая карта Контурная карта Вывод: по каким признакам группируются карты? Тема. Введение Практическая работа- 2. 1.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Изучите особенности плана местности и аэрофотоснимка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждого из этих видов изображений местности. Сделайте вывод. Признаки План местности Аэрофотоснимок Объекты более похожи на их реальный вид на местности Можно узнать название села, реки Можно определить породы деревьев в лесу Изображены все объекты, видимые сверху Изображены только важные объекты Объекты изображены условными знаками Вывод:
  3. 3. 2.Описание по карте рельефа одного из материков.(Африка) 1 вариант 2 вариант 3 вариант – определить: горы или равнины занимают бoльшую часть материка; – назвать самую высокую вершину Африки и объяснить, где она находится – последовательно рассказать о формах рельефа, которые находятся в северной части Африки, потом в экваториальной и в южной; – рассказать о видах равнин по высоте, назвать их и указать, где они находятся; – назвать горы материка, определить их высоту; если обозначены их самые высокие вершины, то назвать их; -назвать крупные формы рельефа, объяснить, где они находятся; назвать их преобладающие высоты; – рассказать, какие горы есть в Африке и где; назвать их высоты. – рассказать о видах равнин по высоте, назвать их и указать географическое положение; – сделать вывод, что равнины занимают бoльшую часть Африки. – назвать самую высокую вершину Африки и объяснить, где она находится 3.Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору). Сравниваемые признаки Австралия Африка Причины сходства или различия 1. Какая тектоническая структура лежит в основании материка? современного оледенения 2. Какие формы рельефа преобладают? 3. Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены) 4. Высочайшие вершины материка 5. Наличие действующих вулканов, областей землетрясений
  4. 4. Тема. Атмосфера и климаты Земли Практическая работа-3. Характеристика климата по климатическим картам. Населённый пункт Ср. t Я Ср. t И ГКО ВМ Клим. пояс Клим. область летом зимой Москва Тема. Атмосфера и климаты Земли Практическая работа -4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения. Населённый пункт Ср. t Я Ср. t И ГКО ВМ Клим. пояс Клим. область Влияние климата на жизнь человека летом зимой 1 вариант Мехико Мадрид 2 вариант Пекин Сидней
  5. 5. Тема. Население Земли Практическая работа- 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. Вопросы 1 Что такое ландшафт? 2.На какие группы делятся антропогенные ландшафты? 3. Используя карту,выявите материки с самыми большими ареалами таких ландшафтов. 4. Сравните карту природных зон с данной картой и сделайте вывод: на территории каких природных зон существуют самые большие ареалы антропогенных ландшафтов? С чем это связано?
  6. 6. Тема. Население Земли Практическая работа -6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. Континент Плотность (чел / км2) Численность населения Самая населенная страна Самый населенный город Азия 86,7 4 140 336 501 Китай (1341 403 687) Токио (35 676 000) Африка 32,7 994 527 534 Нигерия (152 217 341) Каир (19 439 541) Европа 70 738 523 843 Россия (143 300 000) (около 110 миллионов в Европе) Москва (14 837 510) Северная Америка 22,9 528 720 588 США (313 485 438) Мехико / Метрополия (8 851 080/21 163 226) Южная Америка 21,4 385 742 554 Бразилия (190 732 694) Сан-Паулу (19 672 582) Океания 4,25 36 102 071 Австралия (22612355) Сидней (4 575 532) Антарктида 0,0003 (меняется) 4 490 (меняется) н/д н/д Вывод: выявить лидеров по численности и плотности населения, указать причины Тема. Население Земли Практическая работа -7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. Крупные языковые семьи Крупные народы Ареал проживания языковых семей (на каких материках и в каких частях) Индоевропейская Американцы Хиндустанцы Бенгальцы Русские Бразильцы Сино-Тибетская Китайцы Афразийская Амхара Туареги Персы Нигеро-Кордофанская Мосси Гур Акан Банту Йоруба Австронезийская Малагасийцы Индонезийцы Филиппинцы Алтайская Японцы
  7. 7. Тема. Океаны и материки Практическая работа- 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов Океаны Функции Транспортная (Какие материки связывает морским транспортом?) Промысловая (Какие виды морепродуктов добываются?) Сырьевая (Какие виды полезных ископаемых добываются на шельфах?) Рекреационная (Места туризма и отдыха) 1 вариант Атлантический океан 2 вариант Индийский океан Вывод: какое значение имеет данный океан для людей? Тема. Океаны и материки Практическая работа- 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов. В каких полушария расположен остров? На каком материке и в какой его части расположен остров? В каком климатическом поясе? В какой природной зоне? Люди, каких национальностей здесь проживают? Хозяйственная деятельность населения 1 вариант Гренландия 2 вариант Шри Ланка Вывод: от каких факторов зависит хозяйственная деятельность населения?
  8. 8. Тема. Африка Практическая работа -10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. Страна Климат (пояс и область) Природные ресурсы Минеральные (условные знаки п.и.) Лесные (много- мало) Водные (какие реки, озера) Какие культурные растения выращивают? Рекреационные (курорты, парки,туризм) 1 вариант емократическая Республика Конго 2 вариант ентральноафриканская Республика Вывод: страны обладают существенными природными ресурсами, но относятся к бедным странам. Почему? Тема. Африка Практическая работа -11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. Какие народы проживают? Чем в хозяйстве занимаются? ЮАР Лесото Намибия Свазиленд Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность населения? Тема. Африка Практическая работа -12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. Крупнейшие города Африки Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Планировка остопримечательности Каир Александрия Касабланка Тунис Аддис-Абеба Вывод:почему эти города являются самыми крупными в Африке? От чего это зависит?
  9. 9. Тема. Австралия Практическая работа- 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии В каком климатическом поясе находится? В какой природной зоне? Люди, каких национальностей здесь проживают? Хозяйственная деятельность населения 1 вариант Ю-в Австралия Австралия 2 вариант Ю-з Австралия. Австралия Вывод: какая часть Австралии наиболее благоприятна для проживания и почему? Тема. Ю. Америка Практическая работа-14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. Крупнейшие города Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Климатический пояс Природная зона Народы, проживающие здесь 1 вариант Рио-де-Жанейро Росарио 2 вариант Сан-Паулу Буэнос-Айрес Вывод: почему эти города являются самыми крупными в Ю Америке? От чего это зависит? Тема. Ю. Америка Практическая работа -15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. Страны Народы, проживающие В этих странах Хозяйственная деятельность населения Какие п.и. добывают? Что выращивают? Кого разводят? Чем занимаются? Венесуэла Колумбия Эквадор Перу Чили Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность населения? ополнительный материал здесь
  10. 10. Тема. Антарктида. Практическая работа-16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем: - возможность освоения минеральных богатств; - Антарктида материк науки; - проектирование в Антарктиде городов будущего; -экстремальный туризм; -огромные запасы пресной воды; -уникальные подземные озёра; -органический мир ополнительный материал здесь Тема. С Америка Практическая работа-17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. Страны Природные ресурсы Минеральные Водные Лесные Рыбные Земельные Климатические Канада США Мексика Вывод: какая страна наиболее богата природными ресурсами? Тема. С Америка Практическая работа -18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. Крупнейшие города С. Америки Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Планировка остопримечательности Торонто Нью-Йорк Мехико Вывод:
  11. 11. Тема. Евразия Практическая работа -19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам (с наибольшей численностью) Языковые семьи группы народы ополнительный материал здесь Тема. Евразия Практическая работа -20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы Поставьте в колонках плюс, если есть соответствие и дополните данными Страны Виды хозяйственной деятельности Рыболовство Лесозаготовка обыча минеральных ресурсов (каких) Скотоводство (укажите- КРС, овцеводство, свиноводство…) Рекреация (туризм, альпинизм – укажите) ругие виды деятельности (укажите какие) ания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ополнительный материал здесь Европа Азия Языковые группы Народы Языковые группы Народы Славянская Китайская Романская Тибето-бирманская Германская Тюркская Кельтская Монгольская Греческая Индонезийская Балтийская Финно-угорская
  12. 12. Тема. Евразия Практическая работа -21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. Особенности страны Географическое положение (приморское, транзитное, выгодное или нет) Природно-ресурсный потенциал (какими природными ресурсами богата) Население (численность, языковая семья и группы и тд.) Хозяйство остопримеча тельностиПромыш- ленность Сельское хозяйство Великобритания Франция Германия ополнительный материал 1,2 Тема. Евразия Практическая работа -22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. По каким признакам сгруппированы страны Ю-З Азии в этой таблице? Юго-Западная Азия (17 стран) Восточное Средиземноморье 8 Турция, Ливан, Сирия, Ирак, Израиль, Палестинская автономия, Иордания, Кипр Аравия 7 Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Йемен Средний Восток 2 Иран, Афганистан Составьте схему группировки стран по признакам Страны Юго-Западной Азии
  13. 13. Тема. Евразия Практическая работа -23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. Вывод: Тема. Евразия Практическая работа -24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. Заполнить таблицу и отметить на к.карте природные богатства (условные знаки придумайте самостоятельно- кроме минеральных!) Природные богатства Минеральные ресуры (укажите условными знаками) Климат Почвы Водные Лесные Рекреационные Вывод: ополнительный материал здесь № Город Провинция Географическое положение города на карте страны 1 Шанхай Шанхай 2 Пекин Пекин 3 Чунцин Чунцин 4 Тяньцзинь Тяньцзинь 5 Гуанчжоу Гуандун 6 Шэньчжэнь Гуандун 7 Ухань Хубэй 8 унгуань Гуандун 9 Чэнду Сычуань 10 Гонконг Гонконг
  14. 14. Тема. Географическая оболочка- наш дом Практическая работа-25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 1 вариант- минеральные ресурсы (по выбору:топливные,рудные..) 2 вариант- лесные ресурсы 3 вариант-рекреационные ресурсы и т.д. Тема. Географическая оболочка- наш дом Практическая работа -26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры. Территория Геоэкологические проблемы Пути сохранения и улучшения качества окружающей среды Наличие памятников природы и культуры Ульяновская область Г. Ульяновск Заволжский район Использован интернет http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/#TB_inline?height=200&width=450&inlineId=dl