Вий где происходят события рассказа. Гоголь «Вий» – анализ. Образ Хомы Брута в «Вие». Национальные малороссийские черты его характера

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Единственное и радостное событие в семинарии наступает тогда, когда семинаристов отпускают по домам. Группами они отправляются из Киева по большой дороге, зарабатывая себе на питание духовными песнопениями по зажиточным хуторам.

Как-то трое семинаристов: богослов Халява, философ Фома и ритор Тиберий отправились в путь. Ночью, сбившись с дороги, они выходят к небольшому хутору. Хозяйка пускает путников переночевать с условием, что разместит их в разных местах. Фома, расположившийся в овечьем хлеву, пытается заснуть. Вдруг заходит старуха и, сверкая глазами, ловит Фому. Она проворно запрыгивает ему на плечи. Но не успел Фома опомниться и подумать, что это ведьма, как понёсся над землёй. Он вспомнил все молитвы и почувствовал, как силы ведьмы слабеют. Изловчившись, он сталкивает старуху и вскакивает ей на спину, нанося удары поленом. Послышались дикие вопли. Старуха падает на землю, а вместо неё лежит молодая девушка, которая стонет. Фома, испугавшись, бежит в Киев.

Ректор, позвав Фому, приказывает отправляться в дальний хутор к богатому сотнику читать отходную молитву по его дочери. Когда Фому привозят в хутор, сотник спрашивает, как он познакомился с его дочкой, так как перед смертью она просила, чтобы отходную три ночи подряд читал. Подойдя к гробу, он узнаёт в панночке ведьму.

Наступила ночь. Фому закрывают в церкви. Он начинает читать молитвы, начертив вокруг себя круг. Ведьма встаёт из гроба и пытается подойти к Фоме, но натыкается на круг. Возвращаясь в гроб, она летает в нём по церкви, пока не падает, так как слышится крик петуха и крышка захлопывается. Днём Фома спит, пьёт водку, а к вечеру его одолевают мрачные мысли. Вот опять его ведут в церковь, где он снова чертит круг и читает молитвы. Подняв голову, он видит ведьму, стоявшую рядом. Страшные слова заклинаний разносит ветер по церкви, да только слышится, как ломится нечистая сила в двери и завывает.

С кукареканьем петуха бесовское действие прекращается. Фома после второй ночи поседел, и его ели живого вынесли из церкви. Тишина третьей адской ночи взрывается треском железной крышки гроба. С визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и огромное полчище чудовищ наполняет помещение шумом крыльев и царапанье когтей. Ведьма приказывает привести Вия. Косолапое чудовище, предводитель нечистой силы тяжёлыми шагами вступает в церковь. Силы Фомы слабеют, а Вий показывая на Фому пальцем, окружает и душит его.

Прокричал второй раз петух и нечистые бросаются из церкви, но не успевают. Осталась церковь стоять с завязнувшими в дверях и окнах чудовищах. Уже не видно, где церковь, так как заросло всё травой. Никто не может найти к ней дороги туда, и выбраться тем более. Дружки Фомы поминают в Киеве душу. Пропал Фома от того, что побоялся.

Есть много известных писателей, которые рассказывают читателю страшные истории. Из западных авторов особняком стоят двое: Говард Лавкрафт и современный король ужасов - Стивен Кинг. Но есть в мировой литературе одно произведение, которое страшнее, чем все наследие прославленных писателей вместе взятое. Конечно, речь идет о повести «Вий» (Гоголь). Краткое содержание ее будет представлено читателю в настоящей статье.

Три студента киевской духовной семинарии

Повесть начинается с описания обычной студенческой жизни того времени. Писатель дает почувствовать, каково это - быть студентом духовной семинарии в 19-м веке. Мы застаем действующих лиц как раз в тот момент, когда занятия закончились и молодых людей распустили на каникулы.

Как и сейчас, в те времена крупные города аккумулировали в себе студентов, которые (кто-то меньше, а кто-то больше) хотели учиться. И, как правило, они были не киевляне. А это значит, чтобы добраться до дома, им надо было идти пешком.

Некоторые, правда, и вовсе не возвращались домой, находя на каникулы себе места репетиторов в богатых деревенских домах близ крупного города Российской империи. Отправившиеся же в путь молодые люди промышляли тем, что пели духовные песни, а набожные крестьяне выносили им сало, горилку и иногда приглашали на постой.

Три студента свернули не туда и сбились с дороги. Их имена: Халява (богослов), Хома Брут (философ) и Тиберий Горобец (ритор).

Уже хотели они заночевать в чистом поле, в котором оказались, как вдруг набрели на заброшенный хутор. Стали они стучать в ворота и добились-таки своего: отозвалась древняя старушка. Она им сказала, что постояльцев у нее полон двор и мест нет. Молодые люди упросили все же бабусю. Но старушка была хитрая, она разделила компанию и положила молодых людей отдельно друг от друга.

Так начинает свою повесть «Вий» Гоголь. Краткое содержание ее пока не представляется таким уж страшным. Подождите, самое интересное начинается далее, когда Хома Брут, уставший, уже почти уснул.

К нему в хлев пришла старушка. Он, будучи студентом и молодым человеком, посчитал, что они навестила его с целью развлечься. Но глаза бабуси недобро заблестели, и Х. Брут понял, что пришла старая женщина за его жизнью.

Кинематографическая схватка со старухой

Далее все было, как в кино. Старушка запрыгивает к Хоме на плечи и, пока тот не опомнился, заставляет его колдовскими чарами ее катать. Причем магия настолько сильна, что поднимает и «коня», и «ездока» в воздух. Философ потеет и припоминает молитвы. Ведьма слабеет. Пара опускается на землю. Хома поднимает с земли полено и начинает нещадно бить старуху.

Находясь при смерти, «добрая» хозяйка хутора обращается в молодую девушку небесной красоты. Хома видит это и с испугу находит дорогу, которая ведет его до самого Киева.

Интригующе заканчивается эта часть произведения «Вий» (Гоголь). Краткое содержание только набирает обороты и двигается далее.

Вызов пана

Главного героя Хому приглашает к себе ректор духовной семинарии и говорит, что какой-то зажиточный пан призывает философа. Ректор рассказывает, что недавно пришла его дочь, она была еле жива и приказала, чтобы последние молитвы по ней читал именно Х. Брут.

Студент сначала, почувствовав неладное, решил бежать, но ректор принял необходимые меры предосторожности, чтобы сирота некуда не делся. Кроме того, за философом послали мужиков - слуг пана, чтобы они его лично привезли.

Другими словами, никуда Хома не ушел. Приехали мужики и отправились они в путь по направлению к пану. Конечно, в дороге не обошлось без пьянки. Здесь Н. В. Гоголь («Вий»: краткое содержание - в фокусе нашего внимания) чрезвычайно реалистичен.

Главное - то, что казаки, посланные за Хомой, в хмельном кураже его почти отпустили, но потом все сорвалось в последний момент. Повесть хороша тем, что держит в напряжении от начала и до конца.

Панночка-то, оказывается, ведьма!

Какое-то время Брут походил по окрестностям, потом его привели к пану, который «его давно ждет». Знакомство работодателя и наемника проходит в богатой комнате, где стоит гроб с телом покойной. Хома никак не решается посмотреть на девушку, но потом, когда пан и герой уже обговорили условия (читать молитвы герой будет 3 дня, и безутешный отец ему хорошо заплатит), философ все-таки узрел небесную красоту юной девы, а следом пришла мысль: «Ведьма!» Хома даже выкрикнул это слово, благо в комнате пана уже не было. Он ее узнал.

Так умело закручивает сюжет повести «Вий» Гоголь. Краткое содержание продолжает основная интрига: выдержит ли философ-сирота схватку с нечистой силой?

Страшные истории про панночку вместо напутствия. День первый

Одно было хорошо во всем этом: Хому кормили и поили совершенно бесплатно. Мужики (те же казаки, которые привезли его на хутор) любили собираться ближе к вечеру и рассказывать истории. Во время «первой смены» Хомы речь, конечно, зашла о панночке и вопросе, была она ведьмой или нет. Мужики сходились на том, что зналась она с нечистым, как пить дать, зналась. Они рассказали две истории про ведьмочку. Согласно первой, она извела псаря Микиту. От него осталась одна зола. По преданиям, он сам себя заживо спалил. А согласно другой истории, панночка выпила кровь годовалого младенца и убила его мать.

Заряженный оптимизмом, Хома пошел на окраину села, в старую покосившуюся церковь читать заупокойные молитвы. Краткое содержание рассказа «Вий» (Гоголь Николай Васильевич - автор его) входит в фазу зубодробительного экшена.

Как любит писать С. Довлатов, остальные события этого дня излагаем пунктирно. Гроб с телом панночки поставили в церкви. Заперли Хому вместе с ним. Герой решил зажечь все свечи, чтобы было больше света, начал читать молитвы. Покойница поднялась и стала ходить по церкви, будто ища кого-то. Хома отчертил круг и принялся читать специальные заклинания, которым его научил один монах, который был большим специалистом по защите от темных сил.

Сколько прошло времени, неизвестно, но ночь сменялась ранним утром и философа приободрил первый петушиный крик. Потом его сменили. Конечно, к тому времени по церкви уже никто не ходил. Хома в тот день с трудом уснул и проспал до обеда.

День второй. Темная сила атакует

Все было, как и вчера. Снова заперли, и снова началось светопреставление. На этот раз Хоме было так страшно, что просто жуть. Панночка в этот раз все еще не могла видеть Хому, но она призвала на помощь черную энергию, творила нечистые сатанинские заклинания - церковь наполнилась шумом крыльев летучих мышей и прочей нечисти. Хому снова спасли петухи. Правда, теперь, чтобы выйти из церкви, герою потребовалась поддержка. И он весь поседел.

День третий. Явление Вия и смерть философа

На третий день герой понял, что может и не сдюжить, пошел к пану, все ему выложил. А тот ему только сказал, что знала дочь, поэтому и была ее последняя воля такой. Иди, мол, Хома, а я уж в долгу не останусь. Герой решил бежать, но его остановили казаки и препроводили в церковь.

В день третий сатанинская вакханалия достигла апогея. Нечистая сила все так же кружила вокруг Хомы, но не видела его. Потом мертвая панночка крикнула: «Приведите Вия! Ступайте за Вием!».

Небольшая справка: Вий - это страшное существо с очень тяжелыми веками и ресницами (поэтому он и говорит: «Поднимите мне веки!», сам он с этой задачей справиться не в состоянии). Взгляд его смертелен для человека.

Вия привели, подняли ему веки. Он увидел Хому, и тот умер от страха. На этом фактически заканчивает историю под названием «Вий» Гоголь. Краткое содержание (смысл страшной сказки пусть каждый понимает сам) тоже подходит к своему завершению. Одно можно сказать точно: никакой особенной морали у повествования, рассказанного Н.В. Гоголем, нет.

Финченко Станислав Николаевич / Finchenko Stanislav Nikolaevich – доцент,

кафедра охраны труда и окружающей среды,

Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск

Аннотация: в данной статье делается попытка проанализировать особенности религиозного мировоззрения автора, с воплощенной в них концепцией мира и человека, на основе повести «Вий», в которой в полной мере раскрываются религиозные мотивы через мистические обряды и таинства.

Ключевые слова: символы, магия, религия.

Анализ иной реальности в творчестве Гоголя всегда привлекал внимание исследователей. В повести Н.В. Гоголя «Вий» иллюстрируется не просто иная реальность, а столкновение двух полярных сторон – христианства и магии.

Религиозная идея раскрывается автором через символы, функциональная роль которых становится понятной лишь в сюжетном контексте. Частое употребление образов, имеющих символическое значение, показывает читателю их потаенный смысл, помогая переключать восприятие из сферы рационального в сферу иррационального познания. Многочисленные повторяющиеся символические образы раскрывают скрытую идею произведения. Анализируя повесть через призму символов, можно увидеть нечто большее, чем ведьму, наводящую ужас на семинариста.

Начинается повествование с писания бурсаков, от которых «слышалась трубка и горелка», то есть уже с первых строк показано отношение автора к представителям церкви. На рынке к бурсакам тоже относились отрицательно, мотивируя тем, что они «любили брать только на пробу и притом целою горстью» . Богословы, учащиеся семинарии проиллюстрированы «в ужасных шароварах и с претолстыми шеями» , которые любили только выпить, покурить трубку, подраться и «опустошать чужие огороды» , а любовь к наукам, вероятно, была им неведома. Профессора семинарии, как показал Гоголь, недалеко ушли от учащихся, поскольку сами принимали участие «в подобных боях» .

Описывая местное население, писатель подчеркивает их непонимание религиозных текстов «то, что поют школяры, должно быть очень разумное» , чем эти самые школяры нередко пользуются.

Рассмотрим теперь героев повести, стараясь не упустить деталей, и начнем с анализа имен основных действующих лиц. В именах также прослеживается отношение автора к христианству. Ритор Горобец носит имя Тиберий, во времена правления которого был распят Иисус Христос. Богослов Халява – обладатель чрезвычайно неподходящей для его статуса фамилии, но при этом очень точно соответствующей его поступкам. Слово «халява» обозначает легкую наживу, для получения которой не нужно прикладывать усилий, что и показывает герой: «Все, что ни лежало, он непременно украдет» .

Главного героя повести зовут Хомой Брутом, и это обстоятельство тоже заслуживает внимания. Имя героя явно перекликается с именем Фома, которое, в свою очередь, заставляет вспомнить одного из учеников Христа, усомнившегося в воскресении учителя – Фому неверующего. Это имя в русском языке стало нарицательным. Фамилия Брут четко ассоциируется с предательством и лукавством. Будучи учащимся семинарии и вроде бы христианином, Хома постоянно упоминает черта и вместо молитв постоянно читает заклинания, обращаясь к магии. Это происходит и во время ночного полета «Хорошо же!» – подумал про себя философ Хома и начал почти вслух произносить заклятия» . И в церкви при начертании круга «очертил около себя круг, произнес несколько заклинаний» .

По прибытии на постоялый двор он попытался обмануть хозяйку, а она, в свою очередь, узнав, что это бурсаки не горела желанием их впускать: «Если таких пьяниц начнешь принимать, то и двора скоро не будет» . Вновь опять мы наблюдаем отношение местного населения к богословам и, соответственно, к христианству в целом. Это же мы видим и у сотника на хуторе, когда происходит описание церкви, что в ней давно не проходило никакого служения, и она была в страшно запущенном состоянии. Слова дьяка тоже, вероятно, не удовлетворяли народ, что видно из вопроса Дороша: «Нет, я хочу знать, – говорил Дорош, – что там написано в тех книжках. Может быть, совсем другое, чем у дьяка» , то есть разумом люди понимали, то, что говорится в церкви, не есть истина.

Далее, как утверждает Юрий Арабов , описывается парадоксальная ситуация – Хома Брут, должен отпевать Панночку, которую сам же и убил. Сложно представить себе, что молитвы совершившего преступление человека без собственного покаяния как-то помогут душе мертвой Панночки обрести покой, тем более что убийца – будущий священник. Тем не менее, проанализировав детально текст повести, можно увидеть совершенно иное, а именно, выраженную демонстрацию магической силы и фатальность человеческой судьбы. Именно фатальность, предопределенность судьбы проходит красной чертой по всему тексту.

Начинается повесть с того, что бурсаков отпустили на вакансии и они оказались ночью в поле, с полной уверенностью, что смогут найти хутор, чтобы переночевать. «Показавшаяся в двух местах нива с вызревавшим житом давала знать, что скоро должна появиться какая-нибудь деревня,… а между тем им не попадалось никакого жилья» – то есть деревня как будто пропала. При этом ночь была «… довольно темная. Небольшие тучи усилили мрачность» , что можно понять не иначе, как вмешательство персонажей низшей мифологии. Автор отмечает, что повсюду им попадались «только лисьи норы» , а лису в христианстве рассматривают как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола. Присутствие нечистой силы можно увидеть и в пустоши, которая окружала бурсаков, ведь именно пустоши, а также границы сел и полей являются ее собственным пространством: «Везде была одна степь, по которой, казалось, никто не ездил… Философ попробовал перекликнуться, но голос его совершенно заглох по сторонам и не встретил никакого ответа» , то есть была ночь, пустошь, полная тишина, и в этом явно можно увидеть влияние нечисти, поскольку они учились уже в бурсе не первый год и явно знали дорогу, с чего бы вдруг, без влияния потусторонних сил, семинаристы могли заблудиться.

Они осматривались, но хутора не было, но после некоторого движения вперед появился хутор, состоявший из двух только хат, находившихся в одном и том же дворе, то есть это был не хутор, а постоялый двор. Отметим - хутора не было, он появился, как бы внезапно.

Далее представляются бурсаки ведьме через закрытые ворота, и Хома своей фамилии не говорил, но ведьма ее знала: «приведи бурсака Хому Брута» . Значит ведьма предвидела появление философа, их встреча должна была состояться.

Философу сделалось страшно, но чего ему, молодому парню боятся старухи, вероятно, он предвидел на каком-то уровне подсознания встречу с доселе для него неизведанным. Страх этот усилился «необыкновенным блеском» и «сверкающими глазами» старухи. Вероятно, в этом взгляде он ощутил магическую силу. Подчеркнем, что магическая сила взгляда прослеживается во всей повести. Далее мы наблюдаем последствия магической силы взгляда, а именно невозможность физических движений и «даже голос не звучал из уст его» . Таким образом, налицо сильнейшее психологическое воздействие, парализовавшее волю, следствием которого явились сильные галлюцинации, вызвавшие «какое-то томительно-страшное наслаждение» , которые могли являться признаком приближающейся смерти. Однако при помощи магических заклинаний Хома смог справиться с подобным воздействием, в результате чего магический поединок ведьмой был проигран, и в конце этого поединка Хома убивает ведьму, уже физически воздействуя на нее, то есть при помощи полена. Итогом этого убийства является преображение ведьмы. Но почему ведьма вдруг преобразилась? Вероятно, в образе старухи Панночка обладала большей магической силой. В хлеву происходит борьба между двумя представителями магии. В конце концов Хома побеждает и, вероятно, сила магическая, которой обладала Панночка, перешла к Хоме, то есть перед смертью она передала Хоме свои магические силы и знание. Вероятно, именно это знание она и имела в виду, промолвив перед смертью «он знает» . Именно появление новой силы и вызвало то «странное, новое чувство» , которое им овладело после борьбы, и именно его он испытывал по дороге в Киев. О появлении нового чувства при получении магических знаний говорят и современные авторы, например, Алексей Атеев в своих повестях «Солнце мертвых» и «Серебряная пуля». Этот же автор пишет и о том, что новое чувство это, явно ощущаемое после получения, скоро проходит, что мы и видим у Гоголя: «Того же самого вечера видели философа в корчме…. вовсе уже не думал о своем необыкновенном происшествии» . Однако, вероятно, эти новые знания, в том числе и определенное влияние на людей, помогли ему в тот вечер быть накормленному и получить «ползолотой», и эти же знания позволили появиться тому «безотчетному чувству, которого он сам не мог растолковать себе» , которое возникло у него при велении ректора ехать на хутор.

Во время отдыха в корчме, когда философ пытался убежать, «ноги его сделались как будто деревянными» , при этом автор не пишет о том, что Хома много выпил. Следовательно, можно предположить, что влияние на его состояние оказала опять же Панночка, будучи в то время уже мертвой. Он получил силы уже того мира, то есть ведьма не дает ему убежать. Подобное влияние происходит, когда бурсак решил убежать после второй ночи, и вместо этого, пробежав круг, вернулся обратно.

Случай с псарем Микитой, возможно, иллюстрирует архетипический образ ночного ведьмовского полета не метле, только роль метлы играет человек. Как известно, в традиционном колдовстве метла выступает как символическое средство, с помощью которого можно выйти за пределы нашего мира и очутиться в непостижимой реальности иного мира. Вероятно, в случае с псарем это получалось и для более глубокого постижения иной реальности. Ведьме нужен более сильный проводник, которым и должен был оказаться Хома. Однако Панночка, вероятно, недооценивала его способностей, что и привело к ее трагическому концу. Между тем, можно предположить, что ведьма знала, чем закончится эта встреча и использовала Хому для передачи знаний этого мира с тем, чтобы вместо них получить знание мира иного. Как известно, колдун или ведьма не могут умереть, не передав свои знания.

Рассмотрим внимательнее место действия, где происходит отпевание. Эта великая битва между двумя представителями магии, которая происходит в храме. При описании церкви мы видим, что она стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани. Это пограничное положение церкви подчеркивается: «вступили наконец за ветхую церковную ограду в небольшой дворик, за которым не было ни деревца, и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга» .

Божий храм для христиан является светлым местом не только совместной молитвы, но и вратами, входом, соединяющим этот мир и мир иной, мир Вечной Жизни. У Гоголя храм «темный, страшно запущен, что в нем давно не служили» . Это неудивительно, если принять во внимание натуру сотниковой дочки. Однако и он, этот развалившийся храм, является входом.

Это иллюстрируется разницей в двух пейзажах. В одном случае мы сталкиваемся с запущенным природным великолепием сада, с островками хат, которые еле выглядывают из зелени, в другом – с пустотой, с «пустым полем» и «поглощенными ночным мраком лугами» . Мы можем предположить, что в поэтике повести данная церковь является входом не в Жизнь Вечную, а в небытие, в пустоту. В вечную смерть.

Можно провести аналогию с избушкой на курьих ножках, которая является границей, отделяющим царство живых от царства мертвых. Баба Яга в подобной избушке – пограничное существо, не живое и не мертвое, оно и вводит добра молодца в иной, потусторонний мир. Гоголевская Панночка столь же двойственна, как и Баба Яга. Она тоже знакомит философа Хому с иным миром, точнее, с иной стороной мира. С той лишь разницей, что, в отличие от доброго молодца, Бруту никогда не вырваться оттуда. Еще раз подчеркнем, Хома хочет добиться непростой цели – укротить волнующий его труп, а добивается лишь того, что ведьма его просто не видит.

Во время пребывания философа в церкви в первые две ночи он читал «молитвы и заклятья» , а в третью ночь, сразу начал с заклинаний и, причем, делал это уже бессознательно «перевернул один лист, потом перевернул другой и заметил, что он читает совсем не то, что писано в книге», молитвы же читал «как попало» . Можно предположить, что влияние на его подсознание, опять же происходило извне. Таким образом, в церкви, как и на постоялом дворе, также происходит битва двух магических сил, при помощи заклинаний. Все же, в отличие от поединка на постоялом дворе, заклинания ведьмы в церкви имели большую силу. Ведь она могла летать (в гробу), вызывать ветер и нечистую силу, а заклинания Хомы помогали ему лишь оставаться невидимым, и то до определенного момента. Он не смог заклинаниями даже нивелировать воздействие нечисти на подсознание, что в конце и привело к его смерти. Таким образом, в церкви происходит сражение представителей магии, но уже по разные стороны – мира живых и мертвых. После смерти ведьма получает знание и силу мира мертвых, но недостаточную, чтобы справиться с Хомой без помощи Вия. Она просто его не видит, ведь мертвые не могут видеть живых. После визуального контакта с Вием Хома становится видимым для гномов, и его знание и сила, которыми он обладает, уже не могут помочь ему, поскольку только мертвый может управлять представителями потустороннего мира. Глянул он на Вия вовсе не из любопытства, а потому, что слишком большой силой подчинения обладал Вий, и поэтому шансов выжить у философа просто не было.

Таким образом, в битве религии и магии, первая эту битву проигрывает. Вероятно, автор показывает, что в людях недостаточно веры, а священники пока не готовы наставлять людей и вести их, поскольку сами этой веры не имеют.

Литература

1. Гоголь Н.В . Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 2. Миргород / Н. В. Гоголь; коммент. С. Машинского.- М.: Худож. лит., 1984.- 319 с.

2. «Искусство кино», 1998, №11, с. 26.

Николай Васильевич Гоголь - известнейший русский писатель. Его произведения нам знакомы со школьной скамьи. Все мы помним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души» и другие знаменитые творения. В 1835 году закончил свою мистическую повесть «Вий» Гоголь. Краткое содержание произведения, изложенное в этой статье, поможет освежить в памяти основные моменты сюжета. Повесть стоит особняком в творчестве писателя. Вий - это древнее славянское демоническое существо. Оно могло убить одним только взглядом. Его образ и воплотил в своей повести Гоголь. Произведение «Вий» в свое время не было оценено по достоинству критиками. Белинский назвал повесть «фантастическою», лишенной полезного содержания. Но сам Николай Васильевич придавал этому произведению большое значение. Он несколько раз его переделывал, удаляя подробности описания ужасных сказочных существ, погубивших главного героя. Повесть была опубликована в сборнике «Миргород».

«Вий», Гоголь (краткое содержание): вступление

Самое долгожданное для бурсаков событие в Киевской семинарии - вакансии, когда все учащиеся отправляются по домам. Они идут домой группами, зарабатывая по дороге духовными песнопениями. Три бурсака: философ Хома Брут, богослов Халява и ритор Тиберий Городец - сбиваются с дороги. Ночью они выходят к заброшенному хутору, где стучатся в первую же избу с просьбой разрешить переночевать. Хозяйка-старуха соглашается их впустить с условием, что они лягут в разных местах. Хому Брута она определяет на ночлег в пустой овечий хлев. Не успев сомкнуть очи, бурсак видит, как к нему входит старуха. Ее взгляд ему кажется зловещим. Он понимает, что перед ним ведьма. Старуха подходит к нему и быстро вскакивает ему на плечи. Не успевает философ опомниться, как он уже летит по ночному небу с ведьмой на спине. Хома пытается шептать молитвы и чувствует, что старуха при этом ослабевает. Выбрав момент, он выскальзывает из-под проклятой ведьмы, садится на нее и начинает охаживать ее поленом. В изнеможении старуха падает на землю, а философ продолжает ее бить. Раздаются стоны, и Хома Брут видит, что перед ним лежит молодая красавица. В страхе он бежит прочь.

«Вий», Гоголь (краткое содержание): развитие событий

Вскоре ректор семинарии призывает к себе Хому и сообщает ему о том, что богатый сотник из дальнего хутора прислал за ним кибитку и шесть здоровых казаков, чтобы отвезти семинариста читать молитвы над усопшей дочерью его, которая вернулась с прогулки избитой. Когда бурсака привозят на хутор, сотник спрашивает его, где он мог познакомиться с его дочерью. Ведь последнее желание панночки - чтобы отходную по ней читал семинарист Хома Брут. Бурсак говорит, что не знает его дочери. Но когда он видит ее в гробу, со страхом отмечает, что это та самая ведьма, которую он охаживал поленом. За ужином жители хутора рассказывают Хоме разные истории про погибшую панночку. Многие из них замечали, что с нею творилась чертовщина. К ночи семинариста отводят в церковь, где стоит гроб, и запирают его там. Подойдя к клиросу, Хома чертит вокруг себя защитный круг и начинает громко читать молитвы. К полночи ведьма встает из гроба и пытается найти бурсака. Защитный круг не дает ей сделать этого. Хома на последнем дыхании читает молитвы. Тут слышится крик петуха, и ведьма возвращается в гроб. Крышка его захлопывается. На следующий день семинарист просит сотника отпустить его домой. Когда тот отказывает ему в этой просьбе, он пытается бежать с хутора. Его ловят и к ночи вновь отводят в церковь и запирают. Там Хома, еще не успев начертить круг, видит, что ведьма вновь встала из гроба и ходит по церкви - ищет его. Она читает заклинания. Но круг опять не дает ей поймать философа. Брут слышит, как бесчисленное войско нечистой силы ломится в церковь. Из последних сил он читает молитвы. Слышится крик петуха, и все исчезает. Утром Хому выводят из церкви седым.

«Вий», Гоголь (краткое содержание): развязка

Настала пора третьей ночи чтения молитв семинаристом в церкви. Все тот же круг защищает Хому. Ведьма неистовствует. ворвавшись в церковь, пытается найти и схватить бурсака. Последний продолжает читать молитвы, стараясь не смотреть на духов. Тогда ведьма кричит: «Приведите Вия!» Тяжело шагая, в церковь входит приземистое чудовище с большими веками, прикрывающими ему глаза. Внутренний голос твердит Хоме, что смотреть на Вия нельзя. Чудовище требует, чтобы ему открыли веки. Нечисть бросается выполнять это приказание. Семинарист, не удержавшись, бросает взор на Вия. Тот замечает его и указывает на него железным пальцем. Вся нечистая сила бросается на Хому, который тут же испускает дух. Слышится крик петуха. Чудовища бросаются прочь из церкви. Но это уже второй крик, первый они не слышали. Уйти нечистая сила не успевает. Церковь так и остается стоять с завязнувшей в щелях нечистой силой. Больше сюда уже никто не придет. После всех этих событий Халява и Тиберий Городец, узнав о тяжелой участи Хомы, поминают душу ушедшего. Они заключают, что он погиб от страха.

Произведение «Вий» не входит в обязательную программу по изучению литературы в общеобразовательных школах. Но нам оно очень интересно. В атмосферу древних сказочных легенд позволяет погрузиться эта мистическая повесть (здесь приведен ее краткий пересказ). «Вий» Гоголь написал более полутора веков назад. Тогда произведение вызвало немало толков и разговоров. В наше время его читают с не меньшим трепетом.

Год издания книги: 1835

Повесть Гоголя «Вий» впервые увидела свет в 1835 году в одном из сборников автора. Произведение приобрело большую популярность, по его мотивам неоднократно снимали художественные фильмы. Последней экранизацией стала одноименная картина 2014 года. Сегодня книгу «Вий» Гоголя читать можно и рамках школьной, как и многие другие книги писателя, занимающего верхние строчки нашего .

Повести «Вий» краткое содержание

Когда рано утром в Киеве доносился колокольный звон, к монастырю с любого уголка города спешило много учащихся: школьники и бурсаки. В их числе были грамматики, риторы и философы. Одетые в лохмотья, молодые люди шли на занятия. Каждый учащийся вел себя по-разному. Грамматики были еще маленькими, поэтому их поход в школу сопровождался криками и толканием. Куда спокойнее были философы и богословы. По дороге они могли обсуждать серьезные темы и в целом держали себя уверенно. Как только молодые люди переступали порог семинарии, они распределялись каждый в свой класс.

Иногда, когда ученики приходили слишком рано, или же когда их педагог задерживался, в семинарии проводились так называемые бои. Чаще всего богословы решали, как именно все будет происходить: класс против класса или же бурса против семинарии. К слову, именно богословы практически всегда и побеждали в подобных боях. Но вот когда приходил профессор, в классах воцарялась тишина.

Также в повести Гоголя «Вий» читать можем, что развлекались молодые люди не только в самой семинарии. Часто в праздничные дни они выходили в село с разными представлениями. Таким образом ученики получали от жителей сало, ткань или же гуся. Но больше всего семинаристы любили каникулы. Ведь тогда они могли отправиться домой либо устроится на работу и обучать за деньги детей. Те, кто не имел дома, направлялись в гости к друзьям.

Однажды, во время каникул отправились три бурсака на заработок. Заметив, что их сумка с продуктами практически пуста, молодые люди решили свернуть с дороги и направиться в ближайший хутор для пополнения запасов. Вот так с наступлением сумерек шли себе рослый богослов Халява, веселый философ Хома Брут и молодой ритор Тиберий. Шли они достаточно долго, и на улице уже стемнело. Однако никакого хутора вблизи не виднелось. Стали семинаристы думать, как поступить дальше. Халява предложил заночевать в поле. Но Хома был настолько голоден, что не смог бы переждать ночь. К тому же он ужасно боялся волков, которые тут обитали. Он предложил немного продолжить поиски – вдруг они уже недалеко от какого-нибудь поселения. И философ не ошибся – спустя несколько минут молодые люди услышали лай собаки и увидели вдали чей-то двор.

Далее повести «Вий» Гоголя краткое содержание рассказывает, что семинаристы подошли ближе к незнакомому дому. К ним вышла старушка и поинтересовалась, чего они хотят. Молодые люди представились и попросились на ночлег. Однако женщина отказала им, сославшись на то, что незнакомцы будут шумно себя вести. Но они смогли ее убедить впустить их при условии, что спать они будут в разных местах. Войдя, Хома попросил у старухи немного еды, но та сказала, что пусть радуются и тому, что не спят на улице. Философ расстроился, но заметил, как Халява уже где-то успел украсть копченую рыбу. Недолго думая, Хома сунул руку в карман товарища и забрал краденое себе.

В то время, как товарищи легли спать в хате или в коморе, философу был отведен овечий хлев. Плотно поужинав карасем, он лег отдыхать. Как тут в хлев вошла бабка и молча стала протягивать к нему руки. Хома оторопел и не понимал, что происходит. Он пытался освободиться, но старушка крепко держала его. Вмиг она смогла запрыгнуть ему на спину и сильно ударить. В тот же час философ, как в , поднялся над землей и полетел. Тогда-то он и понял, что старушка является ведьмой.

Во время полета Хома вмиг стал вспоминать все заученные молитвы, но ничего не помогало. Через какое-то время, он почувствовал, что хватка старухи ослабевает. Обрадовался философ, вмиг скинул ее и сам запрыгнул на спину ведьме. По дороге он схватил огромную ветку и принялся что есть сил колотить бабку, которая становилась все слабее и слабее. Наконец ведьма не выдержала. Она остановилась, скинула Хому и упала на землю. Тогда философ подошел поближе и заметил, что перед ним красивая молодая девушка. Она лежала без сил и плакала. Однако семинарист не хотел задерживаться возле нее ни секундой больше и принялся бежать назад в Киев.

Далее если повесть «Вий» читать краткое содержание, узнаем, что из-за каникул семинария была пуста. Только Хома бродил по коридорам, пытаясь осознать все, что с ним произошло. Прошло немного времени, и философ и думать забыл о ведьме. Он ходил в гости, курил люльку, общался с людьми и отдыхал. Но вскоре появились слухи о том, что дочь одного богатого сотника, который живет где-то под Киевом, вернулась домой в ранах и перед смертью попросила отца, чтобы молитвы по ней читал семинарист Хома Брут. Ректор тут же послал за философом и сообщил ему приказ сотника. Тот удивился, однако делать было нечего – пришлось отправляться в дорогу.

В одном экипаже с ним ехало несколько казаков. Хома начал расспрашивать у них побольше о сотнике, к которому он едет и о его дочери. Однако никто ему не смог ответить, незнакомцы только курили и лежали на мешках. Поздно ночью они прибыли в село, где жил сотник. Философ хотел обойти его и осмотреться, однако уже не имел сил и просто лег спать. Проснувшись, он узнал, что этой ночью умерла панночка. Хома вышел во двор, чтобы наконец увидеть, куда же он попал.

Село, принадлежавшее сотнику, было огромным и красивым, но сам дом, где он проживал, был довольно маленьким. Больше всего философа поразила природа – горы, зеленые луга и Днепр. Он даже подумал, что хотел бы остаться здесь навсегда. Вдруг к нему подошел один из казаков и сказал, что пан уже ждет его. Войдя в дом, Хома увидел старого седого сотника. Было заметно, что смерть дочери стала для него большим ударом. Он стал расспрашивать семинариста о его семье и происхождении. Однако, выслушав все ответы, сотник так и не смог понять, почему его дочь попросила, чтобы молитвы по ней читал именно он – ведь семинарист даже не знал ее лично. Но делать нечего – последняя воля умирающей – закон. Поэтому Хома обязан был на протяжении трех дней читать молитвы возле умершей.

Сотник повел Хому, чтобы показать свою дочь. То, что увидел молодой человек, испугало его до глубины души – в гробу перед ним лежала та самая ведьма, с которой он столкнулся несколько дней назад. Она выглядела так, словно еще живая – красивые черты лица все еще обрамлялись румянцем, а губы замерли в улыбке. Вечером гроб с девушкой отнесли в церковь, где Хома должен был всю ночь читать молитвы над ней. Ему было страшно оставаться с ведьмой на всю ночь, он боялся, что она встанет из гроба.

Далее если повесть «Вий» читать полностью, узнаем, что перед тем, как оставить философа со своей дочерью, сотник приказал накормить его. Во время ужина Хома даже немного забыл о том, что панночка – ведьма. Он наслаждался вкусной едой и общался с новыми знакомыми. Тут разговор зашел о том, что умершая имело дело с нечистой силой. Как оказалось, по селу уже давно ходили такие слухи. Некоторые даже утверждали то, что видели, как панночка колдует. Философу поведали про псаря по имени Никита, которого околдовала панночка. Он настолько сильно влюбился в нее, что выполнял любое указание девушки. Но прошло какое-то время, и Никита неожиданно для всех умер. Позже Хома услышал историю о том, что панночка убила младенца и жену одного из казаков. Все это вселяло в семинариста еще больший страх перед предстоящей ночью.

Но вот настала ночь и главный герой повести Гоголя «Вий» вошел в церковь и остался один на один с умершей. Он принялся читать молитву, как вдруг заметил, что как в началась настоящая чертовщина. Панночка встала из гроба. Испугавшись, Хома быстро нарисовал вокруг себя черту и принялся читать заклинание против ведьмы. Это немного помогло – девушка подошла максимально близко, однако в круг так и не шагнула. Она вернулась в гроб, который тут же начал летать по церкви. Хома продержался до первых лучей солнца. Как только начало светать, все успокоилось, и семинарист вышел. Осталось пережить еще два дня.

Вернувшись в село, он выпил водки и лег поспать. После пробуждения страх у Хомы исчез, и он спокойно гулял по селению и знакомился с жителями. Как тут наступил вечер, и его опять позвали в церковь. Молодому человеку было не так страшно, поскольку он знал, чего ожидать от предстоящей ночи. Однако сегодня кроме самой панночки он увидел еще странных созданий, которые ломились в окна церкви. До первых лучей солнца философ повторял заклинание. Когда за Хомой пришли, он лежал уже наполовину мертвый.

В тот день семинарист выпил больше водки, однако забыть все происходящее в церкви она не помогла. Когда он выспался и вышел во двор, все заметили, что Хома поседел. Философ пошел к сотнику, чтобы рассказать ему о том, что его покойная дочь — ведьма. Тот выслушал гостя, однако сказал, что обещание должно быть выполнено. Поэтому сегодня ночью в последний раз Хома должен будет прочитать молитвы над панночкой. К тому же пан пообещал семинаристу большие деньги, поэтому отказаться было нелегко.

После этого «Вий» повесть рассказывает, что ближе к вечеру Хоме стало ужасно страшно. Он даже попытался сбежать, но один из местных быстро нашел его и повел в церковь. Когда панночка снова встала из гроба, философ заметил, что она выглядела намного страшнее, чем в предыдущие дни. Вокруг нее летало множество странных существ. Девушка приказала им привести Вия. И вот через некоторое время в церкви появилось нечто больших размеров, чем-то напоминающее человека. Это и был Вий. Он попросил поднять ему веки и внимательно посмотрел на Хому. После этого по его же приказу все существа, летающие вокруг, набросились на семинариста. Утром его нашли уже мертвым.

Тиберий и Халява быстро узнали о том, что приключилось с их товарищем. На его поминках они пришли к выводу, что тот просто не знал правильного заклинания, отчего и не смог противостоять ведьме.

Книга «Вий» на сайте Топ книг

Повесть Гоголя «Вий» читать полностью на сайте Топ книг вы сможете .