Радор м кто хозяин. Вариант Ликсутова: тротуары лучше сразу мостить золотом. Отцы и дети, братья и племянники

Власти Москвы потратили на ремонт улиц в 2015 году более 20 млрд руб. и вложат еще более 105 млрд руб. в ближайшие три года. РБК изучил, кто и как делит этот бюджет.

На пересечении Варшавского шоссе с улицей Подольских Курсантов в конце лета кипела работа. Гастарбайтеры в оранжевых жилетах меняли, казалось бы, новые бордюры и газоны на еще более новые. Пока занимались дорогой, свернутый тут же в рулоны новый дерн с травой засыхал на солнцепеке - в итоге, когда его раскатывали, на откосах тоннеля появлялись ровные лоскуты жухлой травы. Их опять меняли и возвращались к бордюрам. Примерно месяц водители смотрели на это из пробки, вставшей на перекрестке из‑за ремонта.

Летом 2015 года такое можно было увидеть по всей Москве.

По программе «Моя улица» более чем на 50 улицах и проспектах города расширяли тротуары, ремонтировали фасады зданий, проводили велодорожки, меняли освещение, убирая провода со столбов в подземные коллекторы, устанавливали урны и «малые архитектурные формы». В 2015 году на «Мою улицу» столичный бюджет, по подсчетам РБК, выделил более 21 млрд руб. (в следующие три года - еще свыше 105 млрд руб.).

Это почти на 3 млрд руб. больше всего годового бюджета одного из самых благоустроенных городов-миллионников России - Казани. «Мы старались сделать так, чтобы максимальное число людей пользовались комфортным пространством», - объяснил задачи «Моей улицы» мэр Москвы Сергей Собянин. РБК изучил, кто зарабатывает на благоустройстве столичных улиц.

"Нигде в мире такого нет" Идея создания единого плана благоустройства всех московских улиц возникла в середине 2014 года. Исполнителем программы, получившей название «Моя улица», стал комплекс городского хозяйства правительства Москвы, который возглавляет вице-мэр Петр Бирюков. Ответственным за нее стал входящий в ведомство Бирюкова департамент капитального ремонта (ДКР).


По утверждению мэрии , этим летом было благоустроено более 100 км городских магистралей. Работы планировалось завершить в августе, но позже мэр Москвы перенес дату сдачи на День города (первая суббота сентября). Однако в конце сентября работы на многих объектах еще продолжались. Благоустройство Долгоруковской улицы и Фрунзенской набережной должно было завершиться 20 сентября. Однако, как убедился корреспондент РБК, 20 сентября на этих объектах только началась подготовка к строительству подземного коллектора. Похожая ситуация на Хамовническом Валу (согласно госконтракту срок завершения работ - 20 сентября) и Люсиновской улице (4 сентября).

«Конечно, пришлось немного потерпеть, но в итоге москвичи получили истинно ухоженные улицы. Нигде в мире такого нет - мы говорим об этом с гордостью», - цитирует Бирюкова сайт мэрии Москвы.

Большинство улиц, которые ремонтировались этим летом, уже реконструировались несколько лет назад. Например, вылетные магистрали, попавшие в программу «Моя улица», - Варшавское, Каширское, Ленинградское и Ярославское шоссе, - в 2012–2014 годах были полностью реконструированы строительным комплексом Москвы. К примеру, на реконструкцию Ярославского шоссе Москва потратила тогда 8 млрд руб. Помимо строительства эстакад тогда ремонтировали тротуары, меняли остановки общественного транспорта, лавочки и урны. Спустя два года город за 651 млн руб. опять менял на Ярославке асфальт и бетонные бордюры, укладывал более 18 тыс кв. м тротуарной плитки, устанавливал 48 урн и 42 лавочки. «Учитывая топонимику данной территории, предложен соответствующий дизайн-код. Малые архитектурные формы со стилистикой Русского Севера… На специально выделенном газонном участке предусмотрен арт-объект, стилистически характеризующий всю зону», - говорится в пояснительной записке к проекту. Сквер между Ярославским шоссе и железнодорожной станцией Лосиноостровская планировалось украсить «арт-объектом «Юрта». Корреспондент РБК, побывав на месте, юрты не обнаружил.

Первоначально планировалось, что Ярославское шоссе будет первой реконструированной этим летом вылетной магистралью, на открытие которой приедет Собянин, однако, когда стройка стала задерживаться, стало понятно, что мэр будет открывать другой объект, от установки юрты отказались, пояснил РБК чиновник столичного правительства.

На улицах в центре Москвы масштабное благоустройство тоже проводилось четыре года назад - летом 2011 года. Тогда Москва потратила почти 3,7 млрд руб. на укладку 1,1 млн кв. м тротуарной плитки. Срок службы плитки - 25–30 лет против 6–7 лет у асфальта, утверждал тогдашний глава департамента ЖКХ Андрей Цыбин. По подсчетам РБК, в 2015 году по программе «Моя улица» столичные власти укладывают 898,5 тыс кв. м, из них часть на тех же улицах, где клали плитку четыре года назад. Представитель ДКР в письменном ответе РБК утверждает, что снятая плитка была повторно использована на других объектах «или перевезена на склады для последующего использования». Однако согласно сметной документации прежнее покрытие должно быть демонтировано и вывезено на свалки или дробильные комплексы, перевозка старой плитки на другие объекты не предусмотрена.

Повторная замена плитки была сделана по просьбе москвичей, гласит ответ ДКР: «Перечень улиц, благоустраиваемых в 2015 году, определялся по результатам голосования горожан в проекте «Активный гражданин».

Подозрительно активный гражданин Фраза «по результатам голосования граждан» шесть раз встречается в письменных ответах департамента капремонта на вопросы РБК.

В мобильном приложении «Активный гражданин» действительно проводилось голосование по благоустройству улиц Большая и Малая Бронные, Спиридоновка и Малая Никитская: жители могли выбрать элементы благоустройства и озеленения, решить, асфальтировать улицы или положить плитку, а также выбрать материал бордюрного камня. Результаты голосования были опубликованы 2 июня.

Тендер на проектирование Малой и Большой Бронных выиграла компания «БалтикСтройКомпани» (БСК), близкая к младшему сыну генпрокурора России Юрия Чайки - Игорю. Согласно госконтракту, проекты должны быть выполнены и пройти экспертизу еще за два месяца до окончания голосования в «Активном гражданине» - к 6 апреля. А контракт на сам ремонт Большой Бронной был заключен в день подведения итогов голосования - 2 июня.

Представитель ДКР оставил без комментариев вопрос, как учитывались итоги голосования через два месяца после завершения работы над проектом. Связаться с компанией БСК не удалось. «Нам просто повезло, что выбор горожан и проектировщиков полностью совпал», - отвечает Дмитрий Кудряков, гендиректор компании «Евродом», выигравшей подряд на благоустройство Большой Бронной.

Одновременно мэрия решила подключить к «Моей улице» экспертов-урбанистов. В январе тендер на разработку «документов, определяющих подходы к благоустройству улиц», выиграло подразделение института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (основной владелец - миллиардер Александр Мамут ), предложившее написать проект за 922 млн руб. Однако разработки урбанистов не удалось применить в этом году, потому что «Стрелка» приступила к работе весной 2015 года, когда «Моя улица» уже начала проектироваться. Представитель ДКР обещает, что в следующих проектах предложения урбанистов будут учтены, но приоритетным останется «мнение горожан».

Основной Capital «Я не знаю, откуда там собака и кто ее кормит. Главное, чтобы крокодилы не ползали. У меня написано, что «Спецстрой» там сидит!» - кричала корреспонденту РБК вахтер мастерской художников-графиков объединения «Московский эстамп» на улице Вавилова.

За закрытой дверью в комнате, где лаяла собака и звонил телефон, должен находиться офис крупнейшего подрядчика «Моей улицы» - ООО «Спецстрой» (не связано с федеральным агентством «Спецстрой России»).

«Спецстрой» выиграл у ДКР несколько тендеров на сумму 4,14 млрд руб. - ремонт Ленинградского проспекта и шоссе, а также Каширки. В течение нескольких недель РБК безуспешно пытался дозвониться до «Спецстроя» по телефону, указанному в регистрационных данных и тендерной документации мэрии. Визит в офис тоже ничего не дал. Представитель ДКР ответил РБК, что «взаимодействует с подрядчиком» по тому же номеру телефона и «путем написания официальных писем на их адрес нахождения». «При необходимости в срочном уведомлении подрядной организации письмо направляется по электронной почте», - говорится в письменном ответе ДКР.

«Спецстрой» был зарегистрирован в 2003 году Геннадием Паком. «Коллектив компании состоит из высококвалифицированных специалистов с практическим опытом работы на стройках ГЭС в Таджикистане и Киргизии», - рассказывалось на сайте компании (сейчас доступен только в кэш-памяти «Яндекса»). Выручка «Спецстроя» за 2014 год - 30,3 млн руб., чистый убыток - 1,2 млн руб. Прежде он не имел опыта участия в госзакупках, однако с начала 2015 года выиграл 23 тендера ДКР почти на 4,7 млрд руб., став крупнейшим подрядчиком программ «1200 метров вокруг станций метро» и «Моя улица». Через несколько дней после заключения крупнейших контрактов на благоустройство Ленинградского проспекта (сумма 1,9 млрд руб.) и Ленинградского шоссе (1,3 млрд руб.) новым владельцем «Спецстроя» стал москвич Антон Базанов. В социальной сети LinkedIn человек с таким именем указал , что работает замруководителя проекта в девелоперской компании Capital Group (строительный холдинг Capital Group контролируется бизнесменами Владиславом Дорониным , Эдуардом Берманом и Павлом Тё, финансовые показатели компании не раскрываются).

Базанов ознакомился с письменными вопросами РБК, но не ответил на них. Пресс-служба Capital Group отказалась подтвердить, является ли владелец и гендиректор «Спецстроя» сотрудником компании. С Паком связаться не удалось. В Capital Group отказались от любых комментариев о ее сотрудничестве с мэрией по программе «Моя улица».

В крупнейших тендерах ДКР, которые выиграл «Спецстрой», конкуренцию ему составляло одно и то же подмосковное ООО «Строй Твик». Эта компания ранее также имела очень скромный опыт участия в конкурсах правительства Москвы и во всех торгах этого года уступала победу «Спецстрою». Известно, что «Строй Твик» строит комплекс апартаментов в московском районе Новокосино по заказу компании «Техноавиаальянс». По данным СПАРК, 50% «Техноавиаальянса» контролирует совладелец Capital Group Павел Тё.

С получением подряда на строительство апартаментов для Capital Group в компании «Строй Твик» также появился новый совладелец. По данным СПАРК, 50% компании с июля 2014 года принадлежат Игорю Чердынцеву. Он также владеет 33‑процентными долями в ООО «Гольфстрим-2000» и «Лавиния», где его партнерами выступают Павел и Дмитрий Тё. Последний был известен как совладелец ООО «ТХЛ Групп». Эта компания и связанное с ней ООО «Зеленхоз» в 2012–2013 годах выиграли у Комплекса городского хозяйства Москвы тендеры на озеленение столицы на сумму более 6,4 млрд руб. Газета «Известия» прежде предполагала , что Павел и Дмитрий Tё родственники. Представитель Павла Тё Динара Лизунова отказалась комментировать эту информацию для РБК.

Сын Петра Бирюкова Александр начинал карьеру в Capital Group, сообщал сайт «Коммерсанта» . А дочь московского чиновника Ирина Бирюкова вместе с некоей Ольгой Тё, работавшей в структурах Дмитрия Tё, владела компанией «Тескла». В каком родстве состоят Ольга и Павел Тё, в Capital Group комментировать отказались.

Единственные ли это совпадения, связывающие основных участников тендеров ДКР с родственниками вице-мэра?

Отцы и дети, братья и племянники Изучение тендеров показывает, что в конкурсах на благоустройство Варшавского шоссе, Большой Тульской, Люсиновской и Большой Серпуховской улиц участвовали компании, которые могут быть связаны с родственниками Бирюкова.

Подряд на благоустройство Варшавского шоссе стоимостью 1,67 млрд руб. достался ООО «СК Юнион». Зарегистрированная в конце 2012 года фирма уже через несколько месяцев начала побеждать в тендерах мэрии. За три года она заключила контракты на сумму более 2,3 млрд руб. Гендиректором и единственным владельцем компании значится Денис Дедов.

Постоянным конкурентом «СК Юнион» на тендерах выступает ООО «Альянс». Обе фирмы зарегистрированы по одному адресу: Варшавское шоссе, 104. Гендиректором и владельцем «Альянса» является Вадим Самыловских. Застать его и Дедова по телефону, указанному в регистрационных данных компаний, не удалось.

В 2011–2015 годах «Альянс» выиграл у предприятий, входящих в Комплекс городского хозяйства Москвы, тендеры на 5,69 млрд руб. До 2013 года он носил название «УСЛ Альянс». В Москве зарегистрировано еще 14 компаний с такой аббревиатурой в названии, три из них до 2010 года принадлежали младшему брату вице-мэра Алексею Бирюкову . Аббревиатура УСЛ расшифровывается как «Универсстройлюкс» - такое название носила головная компания стройхолдинга Алексея Бирюкова (до 2011 года ему принадлежали 100% «Универсстройлюкса», потом компания объявила себя банкротом). В 2010–2011 годах пост главного инженера «Универсстройлюкса» занимал нынешний владелец «Альянса» Вадим Самыловских. До 2010 же года он вместе с Евгением Бирюковым, которого СМИ называют племянником Петра Бирюкова, владел ООО «ЕВС». По программе «Моя улица» «ЕВС» выиграло тендер на благоустройство Большой Серпуховской и Люсиновской улиц стоимостью 375 млн руб.

Тендер на благоустройство Большой Тульской стоимостью 146,6 млн руб. выиграло ООО «Автодорстрой». За 2012–2015 годы эта компания выиграла у предприятий Комплекса городского хозяйства тендеры более чем на 1,3 млрд руб. Гендиректором и владельцем «Автодорстроя», учрежденного в конце 2012 года, значится уроженец Ставропольского края Игорь Хурченко. В 2014 году с ним не удалось связаться работникам прокуратуры Северного округа Москвы, которые проверяли надлежащее расходование подрядчиком бюджетных средств. Хурченко в установленный срок не предоставил прокуратуре документы, за что был оштрафован мировым судом столичного района Коньково. В материалах суда упоминается, что запрос в компанию «Автодорстрой» был отправлен по факсу 8‑499‑794‑17‑97. Согласно данным ЕГРЮЛ, тот же самый номер телефона у «Альянса» и «СК Юнион». Хурченко сказал корреспонденту РБК, что телефон «Автодорстрою» не принадлежит. Он слышал про «СК Юнион», которое благоустраивает соседнее с его объектом Варшавское шоссе, но компании между собой не связаны, утверждает Хурченко.

У «СК Юнион», «ЕВС» и «Автодорстроя» есть еще одна общая черта - все трое обслуживаются в небольшом банке «Город» (163‑е место по активам). Центральный офис банка расположен в четырехэтажном бизнес-центре около станции метро «Автозаводская». По тому же адресу зарегистрированы компании холдинга «Универсстройлюкс» Алексея Бирюкова и ООО «Вента» Ирины Бирюковой.

При участии Александры Галактионовой

Крупные московские конкурсы на ремонт дорог, тротуаров и бордюров в последние годы выигрывают несколько малоизвестных на рынке компаний, работающих по заказу ГБУ «Автомобильные дороги». РБК разбирался, как устроен этот рынок.

Бордюры и плитка Все лето Москва - в непрекращающемся ремонте: часть центральных улиц переделывают в пешеходные, на многих меняют бордюры с бетонных на гранитные. «Так, как исторически было», - пояснял вице-мэр столицы Петр Бирюков, курирующий работы.

Ответственным за проведение основной части работ по ремонту тротуаров и замене бордюрного камня является государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Автомобильные дороги», которое курирует Бирюков. ГБУ было создано в 2011 году на основе нескольких московских структур, занимавшихся содержанием и ремонтом дорог. Ежегодно ГБУ проводит закупки товаров и услуг примерно на 14 млрд руб., большая часть из которых достается двум десяткам малоизвестных компаний.

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн руб. Столь крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита. Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-Холдинг» , входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин. С 26 февраля 2015 года Зимин также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей - ООО «Роуд групп». В частности, в мае 2015 года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн руб., а также тендер на 159,5 млн руб., включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе предполагается заменить бетонные бордюры на гранит.

Компания «Роуд групп» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Практически сразу она начала получать крупные подряды. Если в 2010 году ей удалось отремонтировать около 50 тыс. кв. м московских дорог, то в 2011 году объем работ увеличился в три раза - до 150 тыс. кв. м. Более того, летом 2011 года во время кампании по укладке тротуарной плитки выяснилось, что «Роуд групп» стала крупнейшим подрядчиком по замене асфальта на плитку, выиграв контракт на 522,6 млн руб. Тогда участие в конкурсе не смогли принять многие крупные компании из‑за требований к потенциальным победителям: каждый участник тендера должен был получить согласование на укладку плитки в ФСО, вспоминает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Помимо Зимина 40% «Роуд групп» владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук, еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев. Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров, Алексей Меньшов и Алексей Елисеев. Также Елисеев владел 40‑процентной долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву, их родство документально не подтверждено).

В начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ - одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. Он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн руб. Секретарь «Автомобильных дорог» отказался соединить корреспондента РБК с Елисеевым.

Конкурентами «К-холдинга» на аукционах по поставке тротуарной плитки были компании «Радор М» и «Дорожные материалы и технологии». Основной владелец последней - Наталья Кормич, получившая индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в Ставропольском крае. 100% «Радор М» принадлежат другому обладателю ставропольского ИНН - Виктору Полякову, который в 2014 году также был гендиректором компании «Дорожные материалы и технологии». В 2014–2015 годах эти две компании выиграли у ГБУ «Автомобильные дороги» подряды на общую сумму более 3,6 млрд руб.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов, которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместную компанию - ООО «Рентадор М-5».

С Нестеровым и Меньшовым связаться не удалось. Телефоны офисов «К-Холдинга», «Роуд групп», «Магистраль проекта» не отвечают. Сотрудник «К-Холдинга», доступный по мобильному телефону, попросил перезвонить позднее и больше не брал трубку. Гендиректор и владелец «Радор М» Поляков отказался от комментария. От комментариев отказался и гендиректор «К-Холдинга» Сергей Кизилов.

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, объясняет эксперт по госзакупкам «Деловой Россия» Георгий Сухадольский. «Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ», - поясняет он.

Закупка гранитных бордюров не ограничивается двумя тендерами на 970 млн руб., победителем которых стал «К-Холдинг». Часть бордюров из гранита закупается через тендеры на комплексную реконструкцию улиц, которые проводят другие предприятия мэрии - ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (вылетные магистрали) и ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов «Укрис» (работы по расширению пешеходных зон в центре Москвы).

«Дирекция капитального ремонта» в 2015 году планирует заменить 179,9 км бетонных бордюров на гранитные, а «Укрис» - 58,7 км. Согласно сметам нескольких тендеров, средняя стоимость работ по демонтажу бетонных бордюров и установке гранитных составляет около 445 тыс. руб. за 1 км без учета материалов. Таким образом, замена бордюрного камня обойдется городскому бюджету минимум в 1,5 млрд руб.

Дорожная сеть За время правления Сергея Собянина рынок подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью. «При Лужкове в Москве работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось не больше десяти. Аукционы выигрывают одни и те же компании, более мелкие игроки просто вымылись с рынка», - говорит источник РБК в одной из дорожных компаний столицы. Два менеджера дорожных компаний, ранее работавшие в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение разметки и укладку бордюра. «Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», - возмущается руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд руб. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие, с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации - более чем на 4,9 млрд руб. Оставшиеся тендеры разделили два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Одна из таких компаний - «Ситистройсервис» - в 2015 году выиграла тендеры на ремонт асфальта и тротуаров в Москве на 1,42 млрд руб. Прежде «Ситистройсервис» была небольшой строительной компанией в Калининградской области, однако в 2012 году ее владельцем стал москвич Денис Галаган. В течение года после сделки «Ситистройсервис» выиграла несколько контрактов на озеленение скверов и строительство скейт-парков на общую сумму почти 3 млрд руб. от ГУП «Мосзеленхоз» (также подчиняется Комплексу городского хозяйства Моск­вы, который курирует Петр Бирюков), а в 2015 году компания занялась дорожным ремонтом, чего не делала раньше. Представители дорожной отрасли, опрошенные РБК, утверждают, что никогда не слышали о Галагане. Единственный телефон, указанный в регистрационных данных компании, «временно недоступен». По данным СПАРК-Интерфакс, Галаган является учредителем ООО «Деалса» (бизнес-центр на Золоторожском Валу), гендиректором компании работает Александр Цуркан, единственный собственник компании «Хартия», которая в 2013 году выиграла 15‑летние контракты на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном округах столицы на 42,6 млрд руб.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты путинского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для разметки. Согласно условиям, победители должны были поставить в столицу более 20 тыс. т краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», - подсчитали представители ОНФ. Алексей Елисеев заявил тогда «Коммерсанту», что обе закупки соответствуют законодательству и были одобрены межведомственной рабочей группой, в которую входят не только столичные чиновники, но и представители ФАС. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн руб.) и все та же «Радор М» (855,6 млн руб.). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки. «Внутренние выводы в правительстве Москвы делаются, но публично о них не заявляется. Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», - ответил РБК глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Пилить и пилить Условия по короткому сроку поставки были и в тендерах на поставку гранитных бордюров. Согласно заданию «К-Холдинг» должен будет поставить 343 км бордюрного камня в течение 25 дней. Большинство крупных компаний, занимающихся поставками гранита, по этой причине отказалось от участия в тендере. «С учетом объемов и логистики с Урала этот заказ можно выполнить минимум за 90 дней либо нужно было заранее добывать и нарезать гранит», - рассказывает представитель одной из крупных компаний, рассматривавших возможность участия в тендере. «Видимо, «К-Холдинг», выиграв тендер, разбросала заказ по регионам, - рассуждает гендиректор компании «Русский гранит» Андрей Гришин. - Я знаю, что Московский камнеобрабатывающий комбинат выполняет часть заказа, многие небольшие уральские компании также работают сейчас исключительно на этот заказ». Тем не менее напилить 343 км бордюра за короткое время компании не смогут, считает Гришин: «Даже если десять компаний будут пилить по 3 тыс. погонных метров в месяц, они напилят только 30 тыс. м бордюра, но никак не 300 тыс.».

Это подтверждают и свладельцы карьеров, выполняющих заказ. Гендиректор Южно-Султаевского карьера в Челябинской области (согласно тендерному заданию часть бордюров должна быть произведена из материала этого карьера) Юрий Качковский рассказал РБК, что уже вовсю «пилят гранит», но поставить сырье для 58 км бордюра за 25 дней компания не сможет. «Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году», - поясняет Качковский.

РБК, изучив тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год, выяснил, что короткие сроки организация часто использует для обоснования «закупки у единственного поставщика». «Эта процедура используется, когда у поставщика товара или услуги нет внятных альтернатив, например в случае естественных монополий», - объясняет исключительность такой закупки эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский.

В мае ГБУ отказалось от проведения тендера на актуализацию дорожной разметки и установки дорожных знаков в Москве стоимостью 89,5 млн руб. В пояснении указано, что закупка у единственного поставщика необходима «в связи со сжатыми сроками получения результата» - всего пять календарных дней. Исполнителем работ стала уже упомянутая «Магистраль проект», которая за эти пять дней обследовала 1225 объектов и разработала для них новые схемы разметки и установки знаков.

Похожая история произошла с тендером на корректировку проектно-сметной документации благоустройства территории парка 70‑летия Победыстоимостью 10,2 млн руб. Руководство «Автомобильных дорог» отказалось от конкурсов, сославшись на пункт закона «О госзакупках», разрешающий закупку у единственного поставщика «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы». В документации приводится более подробное объяснение форс-мажора - информационное письмо от вице-мэра столицы Петра Бирюкова. Контракт опять получило ООО «Магистраль проект».

В департаменте ЖКХ Москвы РБК не смогли предоставить комментарий в течение нескольких дней. Источник в мэрии сообщил, что замена бордюров - «это исполнение воли москвичей». В мае 2015 года через приложение «Активный гражданин» более 74% участников проекта проголосовали за гранитные бордюры, и около 1–2% сказали, что «это должны решать специалисты», пояснил собеседник РБК.

Ремонтные работы на ул. Кузнецкий Мост. Фото: Кирилл Ефанов

Все лето Москва — в непрекращающемся ремонте: часть центральных улиц переделывают в пешеходные, на многих меняют бордюры с бетонных на гранитные. «Так, как исторически было», — пояснял вице-мэр столицы Петр Бирюков, курирующий работы.

Ответственным за проведение основной части работ по ремонту тротуаров и замене бордюрного камня является государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Автомобильные дороги», которое курирует Бирюков. ГБУ было создано в 2011 году на основе нескольких московских структур, занимавшихся содержанием и ремонтом дорог. Ежегодно ГБУ проводит закупки товаров и услуг примерно на 14 млрд руб., большая часть из которых достается двум десяткам малоизвестных компаний. Как устроен этот рынок?

Высечь в граните

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн руб. Столь крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита. Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-холдинг», входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин. С 26 февраля 2015 года Зимин также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей — ООО «Роуд групп». В частности, в мае 2015 года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн руб., а также тендер на 159,5 млн руб., включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе предполагается заменить бетонные бордюры на гранит.

Компания «Роуд групп» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Практически сразу она начала получать крупные подряды. Если в 2010 году ей удалось отремонтировать около 50 тыс. кв. м московских дорог, то в 2011 году объем работ увеличился в три раза — до 150 тыс. кв. м. Более того, летом 2011 года во время масштабной кампании по укладке тротуарной плитки на улицах города выяснилось, что «Роуд групп» стала крупнейшим подрядчиком по замене асфальта на плитку, выиграв контракт на 522,6 млн руб. Тогда участие в конкурсе не смогли принять многие крупные компании из-за требований к потенциальным победителям: каждый участник тендера должен был получить согласование на укладку плитки на столичных улицах в Федеральной службе охраны, вспоминает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Помимо Зимина 40% «Роуд групп» владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук, еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев. Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров, Алексей Меньшов и Алексей Елисеев. Также Елисеев владел 40-процентной долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву, родство двух Елисеевых документально не подтверждено).

В начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ — одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. В частности, он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн руб. Секретарь «Автомобильных дорог» отказался соединить корреспондента РБК с Елисеевым, порекомендовав обратиться в пресс-службу. К моменту публикации РБК не получил ответы от департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, которому подведомственен ГБУ.

Конкурентами «К-холдинга» на аукционах по поставке тротуарной плитки были компании «Радор М» и «Дорожные материалы и технологии». Основным владельцем последней является Наталья Кормич, получившая индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в Ставропольском крае. 100% «Радор М» принадлежат другому обладателю ставропольского ИНН — Виктору Полякову, который в 2014 году также был гендиректором компании «Дорожные материалы и технологии». В 2014-2015 годах эти две компании выиграли у ГБУ «Автомобильные дороги» подряды на общую сумму более 3,6 млрд руб.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов, которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместный бизнес — ООО «Рентадор М-5» (основной вид деятельности — аренда грузового автотранспорта с водителем).

С Нестеровым и Меньшовым связаться не удалось. Телефоны офисов компании «К-Холдинг», «Роуд групп», «Магистраль проект» не отвечают. Сотрудник компании «К-Холдинг», доступный по мобильному телефону, попросил перезвонить позднее и больше не брал трубку. Гендиректор и владелец компании «Радор М» Поляков отказался от комментария. От комментариев отказался и гендиректор «К-Холдинга» Сергей Кизилов.

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, объясняет эксперт по госзакупкам организации «Деловая Россия» Георгий Сухадольский. «Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ, и отдает предпочтение компании, в которой он уверен», — поясняет он.

Закупка гранитных бордюров не ограничивается двумя тендерами на 970 млн руб., победителем которых стал «К-Холдинг». Часть бордюров из гранита закупается через тендеры на комплексную реконструкцию улиц, которые проводят другие предприятия мэрии — ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (вылетные магистрали) и ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов «Укрис» (работы по расширению пешеходных зон в центре Москвы).
«Дирекция капитального ремонта» в 2015 году планирует заменить 179,9 км бетонных бордюров на гранитные, а «Укрис» — 58,7 км. Согласно сметам нескольких тендеров, средняя стоимость работ по демонтажу бетонных бордюров и установке гранитных составляет около 445 тыс. руб. за 1 км без учета материалов. Таким образом, замена бордюрного камня обойдется городскому бюджету минимум в 1,5 млрд руб.

Дорожная сеть

За время правления Сергея Собянина рынок подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью. «При Лужкове в Москве работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось не больше десяти. Аукционы выигрывают одни и те же компании, в связи с чем более мелкие игроки просто вымылись с рынка», — говорит источник РБК в одной из дорожных компаний столицы. Два опрошенных РБК менеджера дорожных компаний, ранее занимавшихся работами в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение дорожной разметки и укладку бордюра. «Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», — возмущается руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд руб. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие (см. инфографику), с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации — более чем на 4,9 млрд руб. Оставшиеся тендеры разделили между собой два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Одна из таких компаний — «Ситистройсервис» — в 2015 году выиграла тендеров на ремонт асфальта и тротуаров в Москве на 1,42 млрд руб. Прежде «Ситистройсервис» была небольшой строительной компанией в Калининградской области, однако в 2012 году единственным владельцем компании стал москвич Денис Галаган. В течение года после сделки «Ситистройсервис» выиграла несколько контрактов на озеленение скверов и строительство скейт-парков на общую сумму почти 3 млрд руб. от ГУП «Мосзеленхоз» (также подчиняется Комплексу городского хозяйства Москвы, который курирует Петр Бирюков), а в 2015 году компания занялась дорожным ремонтом, чего не делала раньше. Представители дорожной отрасли, опрошенные РБК, утверждают, что никогда не слышали о бизнесмене Галагане. Единственный телефон, указанный в регистрационных данных компании, «временно не доступен». По данным СПАРК-Интерфакс, Галаган является учредителем ООО «Деалса» (бизнес-центр на Золоторожском Валу), гендиректором этой компании работает Александр Цуркан, единственный собственник компании «Хартия», которая в 2013 году выиграла 15-летние контракты на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном округах столицы на общую сумму 42,6 млрд руб.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты путинского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для нанесения дорожной разметки. Согласно условиям конкурса победители должны были поставить в столицу более 20 тыс. т краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», — подсчитали представители ОНФ. Алексей Елисеев заявил тогда «Коммерсанту», что обе закупки полностью соответствуют законодательству и были одобрены межведомственной рабочей группой, в которую входят не только столичные чиновники, но и представители Федеральной антимонопольной службы. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн руб.) и все та же «Радор М» (855,6 млн руб.). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки. «Внутренние выводы в правительстве Москвы делаются, но публично о них не заявляется. Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», — ответил РБК глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Иван Голунов, Анна Дерябина

Определился первый бенефициар масштабной кампании столичных властей по замене бордюров. Тендеры на поставку гранитных бордюров почти на 1 млрд руб. выиграла неизвестная на рынке компания «К-Холдинг».

Тендеры для двоих

В апреле этого года заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков пообещал за три года поменять все бордюры в столице. Внутри Садового кольца должны были установить гранитные бордюры, а за его пределами — новые бетонные. Тогда РБК подсчитал, что на замену бордюров на улицах Москвы может потребоваться 7,6 млрд руб. без учета Новой Москвы, а с ее учетом — около 10 млрд руб. Позже вице-мэр заявил ТАСС, что эти расчеты намного превышают реальную стоимость работ: «Сегодня говорить о каких-то миллиардах, о замене всего бордюра это абсолютно неправильно». Тем не менее даже примерную стоимость работ он не назвал.

Первые тендеры на поставку гранитных бордюров были объявлены в июне. За гранитный бордюр для центра города Москва решила заплатить почти 1 млрд руб. (401,4 млн руб. по первому тендеру и 573,4 млн руб. по второму). За эти деньги победители тендеров должны поставить 343 км бордюров в течение 25 дней после заключения контракта. Как ранее рассказывал РБК, для выполнения условий контракта подойдет не любой бордюр. По условиям контрактов больше всего гранита для изготовления бордюров — 168 км — должно быть поставлено из месторождения «Цветок Урала» Челябинской области, где добывают гранит серого цвета, 117 км сделают из сырья Мансуровского месторождения (Башкирия), остальные 58 км — из красного Султаевского гранита (Челябинская область).

На днях на сайте госзакупок были опубликованы результаты тендеров. Оба аукциона выиграла одна и та же малоизвестная на рынке компания — ООО «К-Холдинг» (основная деятельность — строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений). Цены контрактов в итоге немного снизились. Первый контракт с заказчиком, ГБУ Москвы «Автомобильные дороги», «К-Холдинг» заключила 20 июля на сумму 559,1 млн руб., второй — 4 августа на 389,3 млн руб. Вторым участником обоих аукционов была еще одна компания — ООО «Радор М». Однако в первом случае компания предложила более высокую цену, во втором — неправильно оформила документы для участия в тендере.

Генеральный директор «К-Холдинга» Сергей Кизилов через представителя компании отказался дать РБК комментарии для этой статьи. Не захотели общаться с прессой и в компании «Радор М».

Малоизвестный победитель

«К-Холдинг» — темная лошадка для участников рынка производства и переработки бордюрного камня. У компании нет сайта, о ней ничего не знают четверо опрошенных РБК участника рынка. По словам представителя компании «Гранит-Альянс» Михаила Садовничего, крупные игроки этого рынка — компании «Росгранит», «Русский гранит», Stonex Group, «Данила Мастер», «Возрождение», «Московский камнеобрабатывающий комбинат». «О компании «К-Холдинг» я никогда не слышал», — говорит Садовничий. Представитель «Росгранита» также не знает о существовании такого игрока. Начальник ООО «Южно-Султаевский гранитный карьер» (отсюда будет поставляться необходимый султаевский гранит) Юрий Качковский на вопрос РБК ответил, что не знает компанию «К-Холдинг», но отметил, что примерно месяц назад в его компанию пришел запрос на поставку большого объема гранита «от частного лица». На вопрос, знает ли он гендиректора «К-Холдинга» Сергея Кизилова, начальник «Южно-Султаевского гранитного карьера» ответил только, что его сотрудники «контактируют с этим человеком». «Запросы очень большие, — сказал Качковский. — Мы сейчас вовсю пилим гранит, обслуживаем только этот заказ. Первые поставки начнутся на следующей неделе».

Согласно базе данных «Коммерсант-Картотека», компания «К-Холдинг» была зарегистрирована в сентябре 2012 года. Выручка и прибыль компании в бухгалтерской отчетности в базе данных не указаны. До «бордюрных» заказов она получила только три госконтракта на общую сумму 23,3 млн руб. Согласно базе данных «Коммерсант-Картотека», 100-процентным владельцем «К-Холдинга» является Игорь Зимин. Ему также принадлежат 40% в компании «Роуд Групп», занимающейся сносом зданий, расчисткой строительных участков и строительством дорог и аэродромов. Еще 40% «Роуд Групп» принадлежит Антону Олещуку, 20% — Дмитрию Усольцеву. Согласно базе данных СПАРК, выручка компании «Роуд Групп» в 2014 году составила 844,9 млн руб., валовая прибыль — 36,6 млн руб.

В Москве активно идет укладка бордюров. В апреле вице-мэр по вопросам ЖКХ Петр Бирюков заявил, что за три года бордюры в Москве будут заменены на новые. «За последние 20 с лишним лет мы бордюры в городе практически не меняли, поэтому такое неприглядное состояние даже при отремонтированном асфальте имели и тротуары, и дороги», — сказал чиновник. Он добавил, что в пределах Садового кольца бордюры заменят на гранитные — «так, как исторически было», а за пределами установят новые бетонные. Однако позже Бирюков уточнил, что говорить о замене всего бордюра неправильно. «Ремонтируем, меняем мы только тот бордюр, который разбит, разломан, пришел в негодность. А хороший бордюрный камень — независимо от того, бетонный он или гранитный, он остается», — пояснил Бирюков.

Перспективы заказов

Хотя на «Южно-Султаевском гранитном карьере» уже вовсю «пилят гранит», поставить необходимый объем сырья для 58 км бордюра за 25 дней компания не сможет, утверждает Качковский. «Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году, — поясняет он. — Разговоры о том, что такой тендер может состояться, шли еще в январе, однако серьезно к этому никто не отнесся, поэтому увеличивать объемы добычи мы тогда не стали».

Павел Корнев, коммерческий директор ОАО «Уральские камни», управляющего Мансуровским месторождением (оттуда должно быть поставлено сырье для 117 км бордюра), отказался от комментария, хотя до проведения торгов охотно общался с РБК. В июне он утверждал, что предприятие способно обеспечить поставщиков в нужном объеме. «Мы предвидели, что будет такой тендер, и еще с декабря увеличили добычу на 50% — с 3 тыс. кубов в месяц до 4,5 тыс.», — говорил он. Корнев также ранее предполагал, что победителем тендеров может стать девелоперская компания, которая привлечет производителей гранитных изделий на условиях субподряда. Он высказывал мнение, что условия конкурсов слишком жесткие, чтобы с заказом мог справиться один производитель. По условиям тендерной документации это возможно: победитель аукционов может привлекать подрядчиков для выполнения контракта.

В ГБУ Москвы «Автомобильные дороги» РБК заверили, что динамика поставки бордюрного камня по этим госконтрактам полностью соответствует установленным графикам и требованиям государственного контроля.

Ранее желание участвовать в тендере изъявляли компании «Русский гранит» и «Возрождение». Генеральный директор «Русского гранита» Андрей Гришин сейчас пояснил РБК, что его компания в итоге отказалась от участия в торгах, решив, что это для них экономически невыгодно. Раньше Гришин объяснял, что «Русский гранит» способен производить максимум 25-30 тыс. погонных метров в месяц (25-30 км бордюра), а победителю придется обеспечить поставку бордюров в объеме, в десять раз большем. Представитель «Возрождения» в четверг оказался недоступен для телефонного разговора, однако ранее директор по строительству «Возрождения» Дмитрий Мургин говорил РБК, что компания может произвести всего 17,5 км гранитного бордюра в месяц.

Несколько игроков рынка, например «Росгранит» и «Гранит-Альянс», говорили, что хотели бы принять участие в переоснащении столичных дорог новыми бордюрами на условиях субподряда.

Некоторые игроки рынка не смогли участвовать в аукционе по финансовым причинам: по условиям контрактов заказчик должен оплатить работы в течение 45 дней с даты подписания акта приемки-передачи товара. «Таким образом, победитель должен произвести этот объем бордюра за свой счет, — говорил представитель компании «Гранит-Альянс» Андрей Тищенко. — Далеко не все игроки рынка способны это сделать».

Как в Москве меняли асфальт на плитку

Миллион метров под замену

В марте 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, согласно которому 1,1 млн кв. м столичного асфальта предстояло в течение года заменить на плитку. Стоимость проекта оценивалась в 4 млрд руб. Завершить работы в границах Садового кольца первоначально собирались до конца лета 2011 года, затем срок перенесли на 25 октября, затем на 2013-й, а еще позднее — на 2016 год. В дальнейшем площадь пешеходных зон, покрытых плиткой, планировалось увеличить до 4 млн кв. м. При заключении госконтрактов стоимость 1 кв. м плиточного покрытия оценивалась в 3360,48 руб. на крупных улицах и в 3293,06 руб. в переулках.

Спорная экология

Начинание сразу же вызвало недовольство горожан: многие не понимали, чем вызвана необходимость такой замены. Осенью Собянин выступил в эфире программы «Познер» на «Первом канале» и объяснил, что плитка экологичнее асфальта. «В жаркую погоду асфальт разогревается больше, чем воздух, и начинает выделять целый букет вредных веществ», — заявил мэр. С критикой этой теории выступил журнал Forbes: журналисты отметили, что асфальт на проезжей части все равно останется, а значит, экосистема города сильно не изменится. Газета «Коммерсантъ», в свою очередь, писала, что при несоблюдении технологий укладки плитка сильно обледеневает зимой и становится опасной для пешеходов.

Исполнители

В СМИ получила распространение версия, что укладывать плитку в Москве будут компании, подконтрольные жене Собянина. Мэр опроверг эту версию, заявив, что его жена работает в детском саду и не имеет отношения к бизнесу. По данным Forbes, аукционы на укладку плитки проводили два заказчика: ГБУ «Кольцевые магистрали» департамента ЖКХ и благоустройства Москвы (разыграно 19 лотов, победителями стали 12 компаний) и генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории ЦАО Москвы (разыграно 49 лотов, победили четыре компании). Кроме того, отдельно разыгрывались 11 лотов на разработку проектно-сметной документации. В семи из них победили компании, связанные с тогда еще будущими подрядчиками. Среди владельцев фирм, выигравших аукционы, Forbes обнаружил депутата Алтайского краевого законодательного собрания Армена Шагиняна и других представителей армянской диаспоры, департамент имущества города Москвы, немецкую фирму KKB Knape/Kirchner и бывшего главу ГУП «Гормост» Виктора Екимова.

Назад к асфальту

В августе 2011 года Собянин заявил в интервью газете «Ведомости», что за год на плитку потратят 2 млрд руб. (вдвое меньше, чем планировалось). В начале 2012 года газете стало известно, что московские власти объявили 18 «плиточных» тендеров на сумму около 500 млн руб. В августе 2012 года РИА Новости со ссылкой на источник в мэрии сообщило, что власти якобы решили отказаться от плитки и в целях экономии вернуться к асфальту. Заммэра Петр Бирюков категорически опроверг эту информацию. В июле 2013 года во время предвыборной кампании оппозиционер Алексей Навальный потребовал от Собянина отчета об укладке плитки. Он подчеркнул, что во многих местах покрытие было уложено некачественно и вскоре потребовало замены. Официального ответа от мэрии не поступило, лишь на сайте sobyanin-news.ru (ныне срок регистрации домена истек) появилась небольшая заметка, в которой снова заявлялось об экологичности плитки и ее популярности в европейских городах.

Снова плитка

С 2013 года о плитке практически не вспоминали, но в начале июля 2015 года портал m24.ru сообщил о новом масштабном «плиточном» проекте. Как рассказали журналистам в мэрии, в рамках программы «Моя улица» тротуары будут мостить новой бетонной крупноразмерной плиткой. Только на Большой Ордынке, Большой Никитской улице и Варшавском шоссе уложат 63,95 тыс. кв. м плитки. В дальнейшем плитку уложат на большинстве из 43 улиц, участвующих в программе. Вскоре Мясницкую улицу и Большую Ордынку посетил лично Собянин, проконтролировавший ход работ. На тот момент, по словам мэра, в программе «Моя улица» участвовали уже 50 улиц.

За время правления в российской столице Сергея Собянина список подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью. Если при Юрии Лужкове работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось около двух десятков. Кто за ними стоит, выяснили журналисты РБК .

Ежегодный оборот по закупке товаров и услуг порядка оценивается в 14 млрд рублей. Причем все основные работы выполняют два десяткам малоизвестных компаний.

«Аукционы выигрывают одни и те же компании, в связи с чем более мелкие игроки просто вымылись с рынка», – сообщил источник РБК в одной из дорожных компаний столицы.

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн рублей. Такой крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита. Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-холдинг» , входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги», которое и является ответственным за столичные улицы.

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин . Он также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей – ООО «Роуд групп» . Помимо Зимина этой компанией владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук , еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев .

В мае этого года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн рублей, а также тендер на 159,5 млн рублей, включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе замену бетонных бордюров на гранит.

По данным РБК, Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров , Алексей Меньшов и Алексей Елисеев . Также Елисеев владел 40% долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву , родство двух Елисеевых документально не подтверждено).

Интересно и то обстоятельство, что в начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост заместителя руководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ – одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. В частности, он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн рублей.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов , которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместный бизнес – ООО «Рентадор М-5» (основной вид деятельности – аренда грузового автотранспорта с водителем).

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, пояснил эксперт по госзакупкам организации «Деловая Россия» Георгий Сухадольский . «Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ, и отдает предпочтение компании, в которой он уверен», – пояснил он.

Два опрошенных РБК менеджера дорожных компаний, ранее занимавшихся работами в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение дорожной разметки и укладку бордюра. «Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», – возмутился руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд рублей. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие, с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации – более чем на 4,9 млрд рублей. Оставшиеся тендеры разделили между собой два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты президентского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для нанесения дорожной разметки. Согласно условиям конкурса, победители должны были поставить в столицу более 20 тысяч тонн краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», – подсчитали представители ОНФ. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн рублей) и все та же «Радор М» (855,6 млн рублей). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки. «Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», – прокомментировал ситуацию глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта .

Сейчас в Москве активно идет укладка бордюров. В апреле вице-мэр по вопросам ЖКХ Петр Бирюков заявил, что за три года бордюры в Москве будут заменены на новые.

Условия по короткому сроку поставки были и в тендерах на поставку гранитных бордюров. Согласно заданию, «К-Холдинг» должен будет поставить 343 км бордюрного камня в течение 25 дней. «С учетом объемов и логистики с Урала этот заказ можно выполнить минимум за 90 дней, либо нужно было заранее добывать и нарезать гранит», – сообщил представитель одной из крупных компаний, рассматривавших возможность участия в тендере. «Видимо, «К-Холдинг», выиграв тендер, разбросала заказ по регионам, – предположил гендиректор компании «Русский гранит» Андрей Гришин. Тем не менее напилить 343 км бордюра за короткое время компании не смогут, считает Гришин: «Даже если десять компаний будут пилить по 3 тысячи погонных метров в месяц, они напилят только 30 тыс м бордюра, но никак не 300».

РБК, изучив тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год, выяснил, что короткие сроки выполнения заказа организация часто использует для обоснования «закупки у единственного поставщика».

Так или иначе за нынешний масштабный ремонт в Москве, переделку центральных улиц в пешеходные, замену бордюров с бетонных на гранитные и другие работы ответственным является одно государственное бюджетное учреждение – «Автомобильные дороги». Его курирует вице-мэр Петр Бирюков .

Москва, Алла Неверова

Москва. Другие новости 12.08.15

© 2015, РИА «Новый День»