Богиня организованной войны. Афина-работница: миф о лидийке Арахне. Смотреть что такое "афина" в других словарях

Давным-давно, много веков назад жили на нашей прекрасной планете древние греки. Занимались они самыми разными вещами: устанавливали основные законы хозяйственной деятельности, почитали красоту тела, изобретали стандарты мирового искусства, а на досуге устраивали Олимпийские игры, в которых непременно должен был побеждать именно сильнейший. Верили же древние греки в вещи самые разные, причем в буквальном смысле этого слова - античный пантеон настолько разнообразен, что в мире найдется не так много людей, способных навскидку перечислить хотя бы половину

Были в их картине мира титаны и боги, герои и нимфы, сфинксы и сирены, не говоря уже о циклопах и других более экстравагантных существах, имена которых засели в памяти человечества не так глубоко и прочно.

В этой же статье мы будем выяснять, кто такая Афина.

Разнообразие трактовок

Поскольку до наших дней, к сожалению, не удалось дожить ни одному древнему греку, исследователям приходится строить свои теории на археологических находках, письменных памятниках и прочих достояниях истории. Возможно, именно с этим связано разнообразие трактовок в отношении того, кто такая Афина.

Самой распространенной точкой зрения считается позиционирование этой представительницы греческого пантеона как Именно этому пониманию богини нас учат в учебных заведениях и популярных изданиях вроде «Я познаю мир». На самом же деле все обстоит намного шире, разнообразнее и интереснее, о чем и пойдет речь в этой статье. Итак, перейдем к делу: кто такая Афина?

Таинственное рождение богини

В никогда и ничего не бывает просто - все окутано некоей загадкой, тайной и исполнено неожиданностей. Рождение этой греческой богини - далеко не исключение. Начнем с того, что единого мнения на этот счет попросту не существует. В этом отношении все зависит от временных рамок трактующего. По ранним сведениям, греческая триумфально вышла из головы самого Зевса, причинив ему при этом просто невыносимую боль. Более поздние историки оказались несколько милосерднее и, согласно их трактовке, местом, откуда на свет появилась эта представительница пантеона, была борода Громовержца.

В любом случае, рождение богини можно расценивать как еще одно подтверждение тому, что древним грекам нравилось все необычное: то из пены морской богини появлялись, то из головы вылезали…

Почему это именно так

Согласно наиболее распространенной трактовке, история богини Афины начинается с желания верховного бога удержать свои позиции и предотвратить свержение с трона собственным сыном. Именно поэтому, согласно мифу, Зевс проглотил беременную на тот момент Метиду. И все бы ничего, если бы не случилось неожиданное. В скором времени Громовержец стал испытывать невыносимую боль и, чтобы облегчить эти страдания, Гефесту пришлось ударить главу пантеона топором по голове. Из образовавшейся дыры на свет триумфально вышла та самая Афина - древнегреческая богиня мудрости, покровительница городов и целых государств, мастерства, изобретательности и сноровки.

Значение в мифологической картине мира

На первый взгляд может показаться, что эта представительница древнегреческого пантеона не является одной из ключевых фигур, однако это мнение смело можно назвать ошибочным. Богиня войны входит в число двенадцати основных представителей Олимпа. Согласно некоторым мифам, именно Афина осталась в Греции, когда все остальные сбежали в Египет. Многие исследователи связывают с этим последующее название столицы страны в ее честь.

Внешний облик

Поскольку это богиня войны, внешне она значительно отличается от остальных. В первую очередь, следует отметить тот факт, что она традиционно изображается в мужских доспехах и со щитом, чего не скажешь даже об Артемиде, неизменными атрибутами которой считаются лук и колчан со стрелами.

Что касается более характерных черт, в дошедших до наших дней свидетельствах Афину называют «совоокой», сероокой и русоволосой, так что мы можем говорить о том, что у богини было нечто общее со славянскими девушками.

Если же говорить о символах этой представительницы олимпийского пантеона, то традиционно в этом отношении изображаются сова или змея как древнейшие символы мудрости.

Также неизменным атрибутом этой богини издревле считается оливковая ветвь, которая и сегодня в мировом сознании ассоциируется именно с Грецией.

Богиня-феминистка?

Несмотря на то что далеко не во всех письменных памятниках сохранились упоминания об участии Афины в гигантомахии, они все же есть и от этого никуда не деться. По текстам Гигина, свержение титанов в Тартар - отчасти заслуга этой богини. Согласно этому мифу, Афине удалось совершить этот подвиг благодаря помощи Зевса, Артемиды и Аполлона.

Несмотря на то что рождение богини войны, согласно основным мифам, было после битвы титанов, есть и другие свидетельства ее участия в этом событии буквально глобального масштаба. В качестве примера можно привести щит статуи на котором изображены другие подробности битвы.

Связь с троянским конем

Как ни странно, с этой войной также ассоциируется имя этой олимпийской воительницы. В целом Афина - богиня, мифы о которой отличаются довольно большим разнообразием. Так, согласно имеющимся памятникам письменности, именно ей принадлежит идея создания троянского коня. Также имеются свидетельства того, что данная манипуляция была проделана в ее честь.

Кто такая Афина в этой истории? Это не только автор идеи с троянским конем. Это еще и та богиня, которой удалось спасти ахейцев от голода в тот период, когда им необходимо было сидеть в ожидании действий. По сюжету мифа, Афина принесла им пищу богов для того, чтобы те не умерли от голода.

Она же втайне помогала втаскивать коня в осажденный город и подавала знаки в виде змей и землетрясений, когда кто-то высказывал возражения по этому поводу.

Изобретения

Мало где это упоминается, но именно этой представительнице греческого пантеона принадлежит сама по себе идея государства, изобретение колесницы и даже корабля. Большинство предметов быта вроде керамических горшков или плуга были изобретены именно Афиной. Она вообще считается покровительницей ремесленников. Согласно некоторым мифам, именно эта богиня в свое время обучила финикиянок ткацкому делу, а прялка во многих источниках упоминается как дар Афины.

Также она покровительствовала многим героям и исключительно справедливым войнам, чем и отличалась от Ареса, для которого сами сражения были целью и покровительство в них приносило ему исключительное удовольствие.

АФИНА АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Атрибуты Афины - змея, сова и эгида - щит с головой горгоны Медузы. У Гомера Афина - защитница ахейцев. Афине соответствует римская Минерва .

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АФИНА" в других словарях:

    - (Άθηνά), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости»,… … Энциклопедия мифологии

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина в мифах древних греков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В мифах древних греков богиня мудрости и справедливой войны. Родилась от Зевса и Метиды (мудрости). Зевс проглотил свою беременную супругу, затем Гефест (или Прометей) расколол его голову топором, и оттуда появилась Афина в полном боевом… … Исторический словарь

    - (Паллада, у римлян Минерва) в греческой мифологи богиня мудрости и военного дела; дочь Зевса, родившаяся из его головы; считалась покровительницей Афин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АФИНА (греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Афина Паллада) в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. Ей соответствует римская Минерва. Среди … Большой Энциклопедический словарь

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Афина Паллада, в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Согласно мифу, А. в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. А.… … Большая советская энциклопедия

    Минерва, Полиада, Паллада, Ника Словарь русских синонимов. афина сущ., кол во синонимов: 10 афина паллада (3) … Словарь синонимов

    - (также Паллада) одно из древнейших божеств Греции, дочь Зевса, дева воительница, греческая параллель к валькириям (см.) германской мифологии. Происхождение образа неясно: быть может в основе его лежит небесная проекция первобытного семейного… … Литературная энциклопедия

    Греческая богиня … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Афина - дочь олигарха , Мусина Маруся. Чтобы выбраться из финансовых трудностей, Муся Мусина устраивается репетитором к Афине - избалованной дочке столичного олигарха. У папаши новая молодая жена и нефтяной бизнес, но нет…

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
ливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
же символический характер, так что Афина считается порождением
одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже

Превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
бороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.


Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы".
Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт-
ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила
зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот
случайно увидел её омовение.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функци-
ями: она покровительствует героям, защищает общественный по-
рядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел
из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и
смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно
важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она -
главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес-
ких городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
"градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с
копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо-
гине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского
государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхи-
ла "Евмениды".

Афина всегда рассматривается в контексте художественного
ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачи-
хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про-
метею украсть огонь из кузни Гефеста.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре
на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы
сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом,
наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель-
ностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в
государственных делах. Для поздней античности Афина явилась
принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлю-
щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница
афинской государственности почиталась Афина - Фратрия
("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"),
Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и
островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса-
лия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти-
ке, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем
богини - покровительницы города). Ей были посвящены земле-
дельческие праздники. Во время этих празднеств происходило
омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского
служения богине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празд-
нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Ови-
дия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетель-
ством организующей и напрвляющей силы разума, который упоря-
дочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законода-
тельстве.


Образ Афины нашел отражение во многих значительных па-
мятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфе-
нос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до
н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным
копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдель-
ные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике
храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на за-
падном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание
землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвя-
щенные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с
Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес-
ках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с
античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде
сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует
триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера,
"Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия
("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над
грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,
П.Веронезе и др.).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос-
лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18
вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минер-
ва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжест-
вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары
и "Паллада" П.В.Гульельми.

Древняя Эллада… Страна мифов и легенд, земля бесстрашных героев и отважных мореплавателей. Родина грозных богов, восседающих на высоком Олимпе. Зевс, Арес, Аполлон, Посейдон - эти имена знакомы всем ещё со школьных уроков истории.

Сегодня же мы поговорим об их женах и дочерях - всемогущих древних богинях Греции, которые ловко манипулировали своими мужьями, являясь настоящими хозяйками Олимпа и повелительницами смертных. Эти великие существа правили миром, не обращая внимания на жалких людей внизу, ведь они были постановщиками и зрителями в величайшем театре на свете – Земле.

И когда пришло время уходить, гордые богини Эллады оставили на греческой земле следы своего пребывания, пусть и не настолько заметные, как у мужской половины Пантеона.

Давайте вспомним мифы о прекрасных, порой невероятно жестоких дочерях Олимпа и совершим небольшое путешествие по местам, которые с ними связаны.

Богиня Гера - покровительница домашнего очага и семейной жизни

Гера - богиня древней Греции, высшая среди равных и номинальная мать практически всех прочих богинь Олимпа из четвертого поколения (первое поколение – творцы мира, второе – титаны, третье – первые боги).

Почему? Потому что ее муж Зевс очень далек от идеала верного мужчины.

Впрочем, Гера и сама хороша – для того, чтобы выйти замуж за тогда ещё даже не верховного бога, а всего лишь убийцу Кроноса (сильнейшего из титанов), Гера влюбила в себя Зевса, а затем отказывалась стать его любовницей до тех пор, пока тот не поклялся сделать ее своей женой.

Причем в клятве фигурировали воды Стикса (реки, разделяющей мир живых и мертвых, и имеющей огромную власть как над богами, так и над людьми).

В любовном безумии клятва была произнесена и Гера стала главной богиней на Олимпе. Но Зевс довольно скоро пресытился семейной жизнью и с удовольствием заводил связи на стороне, что озлобило Геру и вынудило её искать способы мстить тем, кого предпочел неверный муж, а заодно и его побочным детям.

Гера – богиня-хранительница домашнего очага и семьи, помогает брошенным женам, карает неверных мужей (что нередко сталкивает её нос к носу с ветреной невесткой - Афродитой).


Любимый сын Геры – Арес, бог войны, презираемый своим отцом за любовь к сражениям и постоянным убийствам.

А вот ненависть первой леди Олимпа делят два существа – дочь Зевса Афина и сын Зевса Геракл, оба рожденные не его законной женой, но тем не менее вознесенные на Олимп.


Кроме того, Геру ненавидит её собственный сын Гефест, бог ремесел и муж Афродиты – богини красоты, который был сброшен Герой с Олимпа еще младенцем за свое физическое уродство.

Самым масштабным следом этой жестокой дамы можно считать храм Геры в древней Олимпии.

Культовое сооружение построено в конце VII века до н. э. Массивный храм давно превратился в руины, но благодаря усилиям нескольких поколений археологов, фундамент храма и его сохранившиеся части были восстановлены и теперь открыты для туристов.

Помимо того, в музее Олимпии, вы можете увидеть фрагменты статуй, посвященных Гере и понять, как именно изображали богиню её почитатели.

Стоимость билета в Олимпию составляет 9 евро, что включает в себя проход на зону раскопок и в музей. Можно взять билет только в зону раскопок, он будет стоить 6 евро.

Афродита – богиня любви в Древней Греции

Прекрасная Афродита, чья красота могла сравниться только с её же легкомысленностью, не является дочерью Зевса или Геры, а происходит из намного старшего рода.

Она - последнее творение Урана, первого из титанов, оскопленного Кроносом во время первой войны за Олимп.

Кровь лишенного определенной части тела титана смешалась с морской пеной и из неё возникла коварная и жестокая красавица, которая скрывалась на Кипре от взора Кроноса до тех пор, пока тот не был свергнут Зевсом.

Благодаря хитрому плану Геры, Афродита вышла замуж за могучего, но некрасивого Гефеста. И пока тот трудился в своей мастерской, богиня либо нежилась на Олимпе, общаясь с богами, либо же путешествовала по миру, влюбляя в себя богов и людей, и влюбляясь сама.

Самыми известными любовниками ветреной красотки были Адонис - прекрасный телом и духом охотник, в которого богиня влюбилась настолько, что после его трагической гибели от клыков кабана, она бросилась вниз с Лидийской скалы.

И Арес – бог войны и разрушения, тайно подославший кабана к Адонису.

Именно Арес и переполнил чашу терпения гордого Гефеста, который устроил любовникам ловушку – выковал прочную сеть, настолько тонкую, что любовники просто не заметили её, когда сеть была наброшена на кровать.В разгар «встречи» ловушка Гефеста опутала возлюбленных и подняла их над кроватью.

Когда бог ремесел вернулся на Олимп, он долго хохотал над незадачливыми любовниками, а опозоренная Афродита сбежала на время в свой храм на Кипре, где и родила сыновей Ареса - Фобоса и Деймоса.

Сам бог войны оценил изящность и мягкость ловушки Гефеста и с достоинством принял поражение, оставив прекрасную Афродиту, которая вскоре была прощена своим мужем.

Афродита – богиня любви и любовного безумия. Она, несмотря на свой юный облик, является самой старшей богиней на Олимпе, к которой часто обращается за помощью Гера (особенно в тех случаях, когда в Зевсе опять начинает затухать очаг любви к супруге). Также Афродита считается богиней плодородия, а еще – одной из морских богинь.

Любимый сын Афродиты – Эрос, он же Купидон, бог плотской любви, всегда сопровождающий свою мать. Постоянных врагов на Олимпе у неё нет, но её легкомысленность часто приводит к ссорам с Герой и Афиной.


Величайшим наследием Афродиты является Пафос -город на греческом Кипре, расположенный в том месте, где она когда-то вышла из морской пены.

Это место по достоинству ценили не только женщины, но и мужчины - в некоторых частях древней Греции существовало поверье, что девушка, посетившая храм Афродиты и вступившая в связь с незнакомцем в окрестностях храма, получала на всю жизнь благословение богини любви.

Кроме того, в храме располагалась купальня Афродиты, в которую иногда спускалась богиня для того, чтобы восстановить свою красоту и юность. Греческие женщины считали, что если войти в купальню, есть все шансы сохранить молодость.

В наши дни от храма остались только руины, открытые для обозрения туристов. Неподалеку от храма Афродиты на Пафосе всегда можно найти как молодоженов, так и одиноких людей, ведь по легенде, те, кто найдут на побережье камешек в форме сердца, обретут вечную любовь.

Богиня-воительница Афина

Богиня Афина - обладательница самого ненормального мифа о рождении.

Эта богиня - дочь Зевса и его первой жены Метиды, богини мудрости, которая, по предсказанию Урана, должна была родить сына, а тот в свою очередь вскоре свергнет отца-громовержца.

Узнав о беременности супруги, Зевс проглотил её целиком, однако вскоре почувствовал дикие боли в голове.

К счастью, на Олимпе в то время находился бог Гефест, который, по просьбе царственного отца, ударил его по больной части тела своим молотом, расколов тому череп.

Из головы Зевса вышла женщина в полном боевом облачении, которая соединила мудрость своей матери и таланты отца, став первой богиней войны в древней Греции.

Позже родился еще один любитель помахать мечом - Арес, и попытался было заявить свои права, но богиня в многочисленных сражениях заставила своего брата уважать себя, доказав ему, что боевого безумия недостаточно для победы.

Богине посвящен город Афины, который она отсудила у Посейдона в легендарном споре за Аттику.
Именно Афина подарила афинянам бесценный дар - оливковое дерево.

Афина - первый полководец Олимпа. Во время войны с гигантами, богиня сражалась наравне с Гераклом до тех пор, пока она не поняла, что богам не победить.
Тогда Афина отступила на Олимп и пока сыны Зевса сдерживали орды гигантов, принесла на поле боя голову Медузы, взгляд которой превратил уцелевших воинов в камни, а точнее - в горы.


Афина – богиня мудрости, «умной» войны и покровительница ремёсел. Второе имя Афины - Паллада, получено в честь её молочной сестры, которая погибла по недосмотру тогда еще девочки Афины — богиня, сама не желая того, случайно убила свою подругу.

Повзрослев, Афина стала самой прозорливой из богинь Олимпа.

Она является вечной девственницей и редко вступает в конфликты (не считая тех, в которые вовлечен её отец).

Афина - самая верная из всех олимпийцев и даже во время исхода богов пожелала остаться в Греции в надежде на то, что однажды она сможет вернуться в свой город.

У Афины нет ни врагов, ни друзей на Олимпе. Её военное мастерство уважает Арес, её мудрость ценит Гера, а её верность - Зевс, но Афина держит дистанцию даже со своим отцом, предпочитая одиночество.

Афина неоднократно показывала себя как блюстительница Олимпа, карая смертных, которые заявляли себя равными богам.

Её любимое оружие – лук и стрелы, но зачастую она просто подсылает к своим врагам греческих героев, отплачивая им своим благоволением.

Величайшее наследие Афины - её город, который она неоднократно защищала, в том числе и лично вступая на поле боя.

Благодарные афиняне выстроили богине самое невероятное святилище в Греции - знаменитый .

В храме была установлена её 11-метровая статуя, выполненная из бронзы с большим количеством золота знаменитым скульптором Фидием:

До наших дней статуя не сохранилась, как и значительная часть самого храма, но в конце двадцатого века правительство Греции отреставрировало легендарные руины и начало поиски вывезенных реликвий, которые постепенно возвращаются на свои места.

Миниатюрные копии Парфенона были во многих афинских колониях, в частности в тех, что стояли на побережье Черного моря.

Давным-давно всемогущие боги и богини древней Греции канули в Лету. Но стоят посвященные им храмы, а их великие деяния хорошо помнят потомки тех, кто им поклонялся.

И пускай Греция уже давно не чтит могучих олимпийцев, став родиной для православной церкви, пускай ученые пытаются доказать, что богов этих никогда не было… Греция помнит! Помнит любвеобильность Зевса и коварство Геры, ярость Ареса и спокойную мощь Афины, умение Гефеста и неповторимую красоту Афродиты…
И если вы приедете сюда, она обязательно расскажет свои истории тем, кто захочет слушать.

Чтобы дополнить впечатление о древних богах Олимпа, и знакомимся с достопримечательностями, которые в них описаны.

Как теперь выглядит самая высокая гора в Греции – легендарный Олимп вы узнаете, прочитав эту .

Миф о рождении Афины Паллады. - Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). - Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. - Тип и отличительные признаки Афины Паллады. - Статуя Афины Паллады работы Фидия. - Богиня Афина и бог Эрот. - Миф о флейте сатира Марсия. - Афина-работница: миф о лидийке Арахне. - Великие Панафинеи.

Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии - богиня Минерва ) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка - «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада - «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

Несколько памятников античного искусства (между прочими - Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада - сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада - вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада - богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе - Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно - его нижней частью, на змею.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города - богиню Афину (Минерву) или бога (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами - Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины - за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян - богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова - птица богини Афины, ее символ (сова Минервы ).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия - Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду . На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) - копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники - богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады , которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны - также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой - статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс - эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия - восемь коней, несущихся во весь опор, - символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне - борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины - 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины - шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры ), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки - они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем - устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.

Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.