Смотреть что такое "Военно-строительные войска" в других словарях. Генералы – олигархи

Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение ликвидировать подчиняющееся Министерству обороны Федеральное агентство по специальному строительству. Функции по строительству объектов для обеспечения обороноспособности страны предполагается напрямую замкнуть на Министерство обороны, в распоряжение которого перейдут активы упраздненного агентства. Но означает ли это возрождение военно-строительного комплекса России – пока еще большой вопрос.

О Военно-строительном комплексе СССР (в солдатском фольклоре – «королевских войсках») и военно-строительных формированиях (военно-строительных отрядах или, в обиходе сокращенно ВСО), а в просторечье «стройбате» было сложено и действуют поныне множество мифов, диких вымыслов и легенд.

Да, конечно присутствовал действительный негатив специфики военно-строительной службы. Строительных войск сторонились многие призывники, а военное руководство страны Советов время от времени выступало против существования строительного направления в составе Министерства обороны.

Поэтому достаточно легко и просто Минобороны России избавилась от строителей в погонах и попыталось взвалить груз ответственности по возведению объектов оборонного значения на Федеральное Агентство Специального строительства.

Получилось столь удручающе, что самостоятельная деятельность Спецстроя в дальнейшем стала бессмысленна и просто невозможна из-за огромных государственных затрат, наглых коррумпированных схем и нацеленности на максимальное получение личной прибыли любыми путями, в то числе и преступными.

Такой ситуации в военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР не было и быть не могло. Но все новое – это хорошо забытое старое – припомнили в военном руководстве страны и, видимо, решили вернуться к старой системе военно-строительного комплекса напрямую подчинив его Минобороны.

В среде псевдо-либеральных деятелей России поднялась ожидаемая волна ожесточенной критики действий Верховного Главнокомандующего и министра обороны. Из ветхих запасников истории военно-строительных войск некоторые политологи и историки принялись вытаскивать самые неприглядные факты о деятельности военно-строительного комплекса МО СССР.


Но славу Богу, в нашем государстве не все потеряли память и совесть, много еще осталось ветеранов, прошедших тернии службы в «королевских войсках».

Вопросы на засыпку

  • Может ли держава не ведущая строительства оборонительных объектов претендовать на солирующую роль в симфонии мировых государств?
  • Что хорошего и что плохого содержалось в деятельности Военно-промышленного комплекса СССР»?
  • Отчего его реформа привела к созданию такого уродливого монстра как Спецстрой?
  • Почему военно-строительные формирования должны быть нацелены на результат, а не на получение коммерческой прибыли?

Не может государство, ведущее только приватное (частное) строительство быть державой мирового значения.

Данный тезис одинаково бесспорно воспринимается и в военных академиях России и святилище американской науки – Вейст-Понте. А хулители наших военных строителей как будто бы и не ведают (может и впрямь не знают?), что масштабные военно-строительные работы многие десятилетия активно ведет Инженерный корпус армии США и почти два миллиона военнослужащих КНР.


Разве не общеизвестно, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с библейских времен? Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало полезного, полагали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

Посему Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года, «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» , вполне закономерен и логичен для государства ведущего огромное оборонительное строительство.

Согласно этому Указу, до 1 июля 2017 года Спецстрой прекращает свою самостоятельную деятельность, а его функции передаются Министерству обороны Российской Федерации.

Так откуда ведут свой исторический отсчет военно-строительные формирования России?

Более или менее единая система военно-строительных формирований начала складываться в Русской армии перед Первой мировой войной и совершенствовалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

В период создания Вооруженных сил Советского государства, организации военно-строительных частей также уделялось серьезное внимание, поскольку большевистское руководство страны последовало совету царских военных министров Беляева и Поливанова, которые справедливо полагали, что без данных формирований, обеспечить обороноспособность молодой Советской республики будет крайне затруднительно.

Только в период с 1918 по 1921 г. для строительства оборонительных сооружений было сформировано 48 управлений военно-полевого строительства, личный состав которых во многом обеспечил разгром белого движения.

Приказом Реввоенсовета СССР от 01.01.01 г. № 000/96 в структуре Вооруженных сил было образовано Строительное управление (с 1925 г. – Военно-строительное) с подчинением Главному начальнику снабжений Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На это управление возлагались задачи по объединению оборонительного, казарменного, специального строительства и квартирного обеспечения РККА и руководству ими. Таким образом, в системе РККА впервые был создан единый орган управления, в котором сосредоточивалось руководство деятельностью, связанной со строительством и содержанием всех военных объектов.

Строительная гвардия страны Советов в Великой Отечественной Войне

Великая Отечественная война остро поставила перед военно-строительными формированиями задачу строительства оборонительных сооружений.


Причем строительство мобилизационных оборонительных рубежей в глубине страны, включая Государственный рубеж обороны на дальних подступах к Москве (Ржевско-Вяземский рубеж) планировалось военным руководством заблаговременно. В одном из документов рукой заместителя начальника Генерального Штаба Красной Армии генерала Ватутина была вписана фраза о необходимости начать строительство Ржевско-Вяземского рубежа уже в мирное время.

Это говорит о том, что в руководстве Красной Армии были люди, которые не боялись вполне реалистически рассматривать самые разные варианты развития событий в случае войны с Германией и предпринимали на свой страх и риск соответствующие подготовительные меры.

Накануне войны в состав Красной Армии вошли специальные строительные войска (правильнее – трудармии), которые отвечали за строительство и ремонт военных объектов и гражданских сооружений смежного назначения.

Когда началась война, большинство строительных войск Красной Армии помогало ее инженерным войскам в сооружении новых укрепленных районов в западных военных округах. Немецкое вторжение в считанные дни уничтожило эти войска, вынудив НКО практически с нуля формировать новые строительные части, необходимые для возведения в тылу дополнительных рубежей обороны.

В дополнение к этой официальной структуре строительных войск Красная Армия имела большое количество спешно сформированных строительных батальонов, колонн и отрядов, которые она использовала для строительства оборонительных рубежей, а также прочих сооружений военного и гражданского назначения.

Созданные, как правило, на временной основе, эти подразделения комплектовались в первую очередь личным составом из неславянских этнических и религиозных меньшинств, которые считались политически слишком ненадежными для выполнения боевых задач. Эти специальные строительные войска включали в себя как мужчин, так и женщин, многие из которых либо еще не достигли обычного призывного возраста, либо давно миновали его.

На протяжении войны более 330 таких частей участвовали в оборонительном строительстве, в том числе свыше 100 – в армии, 60 – во флоте и 100 – в военно-воздушных силах.

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор»

В июне 1949 года было решено объединить военно-строительные структуры в единый Военно-строительный комплекс Вооружённых Сил и ввести должность Заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск. Им был назначен генерал полковник Белоскоков В.Е.


В его подчинение от Начальника тыла Вооружённых Сил были переданы Главное строительное управление, Управление материальных фондов и Квартирно-эксплуатационное управление.

В то время страна только частично залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. А международная обстановка и ситуация в мире требовали скорейшего возведения противоракетного щита, промышленных и других объектов оборонного комплекса страны.

Это обусловило создание военизированной структуру капитального строительства Вооруженных Сил и ряда гражданских министерств, в первую очередь Министерства среднего машиностроения то бишь ведомства занятого созданием атомной бомбы и ядерной энергетики.

Данная структура включала в свой состав строительно-монтажные управления, где в качестве рабочей силы использовались в основном военно-строительные отряды (ВСО) четырех- или пятиротного состава, организованные по принципу отдельных батальонов. Штатная численность роты составляла 120 человек.

Термин «строительный батальон» или в повседневном обиходе «стройбат» родился в Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля 1942 года о формировании Военно-восстановительное управления, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Неоднократно данный термин пытались вывести из официального обращения.

Первая попытка была сделана в 1954–1956 году. В тот период в связи с общим сокращением Вооруженных сил строители также были выведены из состава численности Министерства обороны, став «рабочими по военному призыву». А их формирования стали называться строительными колоннами Однако уже в 1958 году это решение было пересмотрено и окончательно появились «военные строители» и Военно-строительные отряды.

Однако словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».

Весьма кратко о военно-строительных формированиях Советского Государства – военно-строительных отрядах (ВСО).

Как самостоятельная финансово-хозяйственная единица, военно-строительный отряд (ВСО) имел счет в банке, смету расходов и входил в состав Управления начальника работ (УНР) либо военно-строительного управления (ВСУ).

Военно-строительные отряды (ВСО) имели статус войсковых частей, комплектовались рядовым и сержантским составом через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, а офицерами - через Главное управление кадров Министерства обороны.

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, зачастую уже с судимостью.


Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». В среднем, заработок прилежного военного строителя составлял 80-110 рублей в месяц, при вычете за содержание ежемесячно от 30 до 50 рублей.

В течение почти четверти века - с середины 1960-х до начала 1990-х годов - практика применения военно-строительных отрядов, их структура, содержание и материальное стимулирование труда обеспечивали рентабельность этих подразделений и выполнение ими поставленных задач. Выполнение норм выработки практически всеми военно-строительными отрядами составляло не ниже 100 %. Но не только стройкой были озабочены командиры.


Один день в неделю - суббота - был специально отведен на боевую подготовку. Проводилась политическая учеба, изучение уставов Вооруженных сил, строевая, огневая и тактическая подготовка. В каждой роте имелись оружейные комнаты, а в каждой войсковой части - полосы препятствий (штурмполосы).

Предыстория Федерального Агентства Специального строительства

В период начала «холодной войны» из состава Министерства обороны СССР выделяются управления и подразделения, осуществляющие строительство специальных объектов., именно с этого периода можно говорить о выделении из комплекса военно-строительных формирований СССР особых частей, осуществляющих специальное строительство и имеющих статус, отличный от других строительных формирований.

Тридцать первого марта 1951 г. постановлением Совета Министров СССР на базе 1-го и 3-го Главных управлений Совета Министров СССР создается Главное управление для обеспечения проектирования и строительства системы «Беркут», состоявшее из 14 строительно-монтажных управлений, 10 отдельных строительных участков и пяти промышленных предприятий различного профиля, выполнявших задачи по строительству особо важных оборонных объектов.

Впоследствии все строительные формирования, осуществлявшие строительство особо важных оборонных объектов, были подчинены Главному управлению специального строительства и военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения СССР, просуществовавшего до 1954 г.

После этого указанное управление было преобразовано в Главное управление специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР. С 1981 г. данное управление переподчиняется Совету Министров СССР, и в таком статусе оно просуществовало вплоть до распада СССР в 1991 г.

Критика военно-строительных формирований в составе гражданских министерств и его последствия

Сам факт существования военно-строительных отрядов в составе гражданских министерств не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

Так, в 1956 году, министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».


Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы.

Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства.

Данные тезисы были буквально повторены в Указе Президента СССР от 15 ноября 1990 года № УП-1048. А его постановляющая часть звучала могильным аккордом военно-строительному комплексу:

«Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР , Минсвязи СССР , Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР.

В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года.

Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР ».

И пошла писать губерния» – в муках реформотворчества все без исключения строители в погонах были признаны вредным пережитком коммунистического прошлого России.

Но сложность строительства оборонных объектов на коммерческой основе возросла на несколько порядков.

Муки по Спецстрою

16 июля 1997 года была образована Федеральная служба специального строительства (Росспецстрой), наследница истории, а самое главное активов Главного управления специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР.

9 марта 2004 года Росспецстрой был переименован в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Положение об Агентстве утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1084.

Серьезные вопросы к Спецстрою, структурно закрепленному за Минобороны, появились в 2015 году: в июле из-за обрушения секции казармы 242-го учебного центра ВДВ в Омске погибли 24 военнослужащих, а в ноябре 2015 года Владимиру Путину пришлось перенести на апрель 2016 года первый в истории пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный. И то, пункт управления был оборудован в неприспособленном для этой функции ДЗОТе.


Наш лидер крайне не любит разгильдяйства. Компетентные органы, в том числе и Прокуратура Российской Федерации провели соответствующие проверки и выяснили нижеследующие:

  • Спецстрой выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации.
  • Только на Восточном оказалось более 250 компаний, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами.

Министерство обороны тогда начало реформу агентства, которая подразумевала ликвидацию примерно половины из 18 ФГУПов Спецстроя.

Реформирование началось, но спустя год претензий к строителям меньше не стало. В октябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП «Спецстройинжиниринг» сорвал сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб.

Следственный комитет России возбуждает уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы строителям на Восточном и хищениям, руководство госкорпорации «Роскосмос» постоянно жалуется на неудовлетворительное качество работ, а Минстрой – на низкую финансовую дисциплину генподрядчика.

Результатами работы Спецстроя были недовольны и в Генштабе ВС РФ: в начале октября на одном из ведомственных совещаний прозвучало, что отставаний от графика нет только на 11 из 83 военных объектов, а состояние 61 оценивается как «критическое».

Надо напомнить, что в 2011 году тогдашний Директор агентства Григорий Нагинский при содействии Министра обороны Анатолия Сердюкова, буквально «отжал» Спецстрой от военного ведомства, лишив его гарантированной ежегодной прибыли в 130-150 млрд рублей и самое главное, лишив военных возможности работы на конечный результат.


В связи с этим не удивительно, что первое, что сделало военное ведомство после выхода Указа Президента России, это лишило руководство Спецстроя возможности как-либо влиять на происходящее. Ведь под угрозой находится самый большой с послевоенных времен план ввода в строй оборонных объектов.

Что будет после возвращения «Спецстроя» родную военную гавань? Последует возрождение военно-строительного комплекса России?. Не факт.

Вместо Спецстроя будет создано восемь ФГУПов, которые войдут в состав вооруженных сил и будут заниматься строительством военных объектов. Таким образом, все функции по строительству объектов, обеспечивающих обороноспособность страны, будут замкнуты напрямую на Минобороны, которому достанутся активы агентства. Обеспечивать подготовку к ликвидации и передачу Минобороны функций Спецстроя будет замминистра обороны по расквартированию Тимур Иванов.

Иванов – самый молодой заместитель Шойгу. Тимур Иванов сблизился с Сергеем Шойгу в период своей работы заместителем председателя правительства Московской области в 2012 г., когда регион возглавлял Шойгу.

Гендиректором «Оборонстроя» (дочерняя компания принадлежащего Минобороны АО «Гарнизон») Иванов был назначен, когда Шойгу стал министром обороны. Выполнив несколько важных поручений, он заслужил доверие министра.

Например, при Иванове «Оборонстрой» урегулировал сложную ситуацию со строительной компанией «СУ-155», нарушившей сроки сдачи жилых домов для военнослужащих, в 2014 г. за три месяца построил Севастопольское президентское кадетское училище, быстро завершил строительство парка «Патриот», на открытии которого присутствовал Владимир Путин. Это было в 2015 г. Чуть позже Путин присвоил ему звание «Заслуженный строитель РФ».

Теперь именно Тимуру Иванову предстоит курировать работу подразделений, которые Минобороны получит от Спецстроя.

В ближайшее время министерство оценит, необходимы ли ему все 18 ФГУПов и семь главков Спецстроя. Не исключено, что отдельные активы будут переданы другим федеральным органам, например Минстрою.


Заключение

1. Военно-строительные формирования на протяжении всего периода своего существования являются одним из важнейших базовых элементов, обеспечивающих безопасность государства. Однако, только находясь в составе вооруженных сил, они приобретают особый статус определяемый спецификой военной службы.

2. В 1949 г. ряд военно-строительных формирований приобрели особый статус, который во многом определялся спецификой сооружаемых объектов, что и было закреплено на уровне общегосударственных нормативно-правовых актов.

3. В настоящее время имеются все экономические и юридические предпосылки для решения вопроса о возрождении военно-строительного комплекса России.

Борис Скупов

ГЕНЕРАЛЫ – ОЛИГАРХИ
Как расходуются деньги чеченской войны

О том, что генералы воруют, мы знали. Знали и о том, что олигархи наживаются на бюджетных деньгах. Уникальность этой истории в том, что звание генерала и должность олигарха по странному стечению обстоятельств принадлежат одному и тому же лицу

Ч то бывает с предприятием, у которого оказалось убытков на миллиард? Ответ ясен: предприятие перестает существовать.
Что случается в Министерстве обороны, если одно из его подразделений предъявляет бюджету именно такие, миллиардные, убытки-увечья? Абсолютно ничего. И даже более - его работу старшие по званию рекомендуют для обмена опытом...
В доказательство - документ. Он родился на свет, когда в Министерстве обороны (МО) недавно подводили итоги предыдущего года. Итак, РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА ПРИ НАЧАЛЬНИКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК, ЗАМЕСТИТЕЛЕ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ПО ИТОГАМ БАЛАНСОВОЙ КОМИССИИ: «О результатах финансово-экономической деятельности предприятий и организаций ГУСС МО РФ за 2000 год». Побалуемся цитатами:
«Согласно представленного доклада начальника Главного управления специального строительства МО РФ генерал-лейтенанта А.В.Гребенюка, проведенного анализа бухгалтерской отчетности и материалов, Экономический совет отмечает... Показатели эффективности финансово-экономической деятельности ниже минимально допустимых значений. Структура баланса предприятий и организаций продолжает оставаться неудовлетворительной, при этом их платежеспособность ухудшается. За отчетный период допущен убыток в сумме 1116 млн рублей...
Экономический совет РЕШИЛ:
1. Финансово-экономическую деятельность государственных унитарных предприятий ГУСС МО РФ за 2000 год признать удовлетворительной.
2. Рекомендовать руководству ГУСС МО РФ провести на базе 766 УПТК специальные учебные сборы с целью распространения передового опыта по организации финансово-экономической работы...»
Вы поняли логику? При показателях финансово-экономической деятельности «ниже минимально допустимых значений» намечены учебные сборы «с целью распространения передового опыта»...
Прежде всего некоторые предварительные пояснения.

К ак известно, в армии есть военные строители. Когда-то их называли строительными войсками, а сегодня это просто военно-строительные части. Таков результат армейской реформы 1997 года. В то время в МО ликвидировали четыре мощных строительных главка, оставив один. Он и есть сейчас военно-строительный комплекс (ВСК) России. Возглавляет его Александр Давыдович Косован. По чину - генерал-полковник. По делам - опытный тыловик, всю свою офицерскую жизнь отслуживший именно по этой части. По должности - заместитель министра обороны и тот самый начальник строительства и расквартирования войск, при котором имеется экономический совет, столь странное решение которого вызвало желание разобраться, что к чему в ВСК.
Пойдем дальше. Что такое ГУСС, у которого столь фантастические убытки? Это Главное управление специального строительства. В структуре, подчиненной генерал-полковнику Косовану, ГУСС - управление № 1 и вообще самое знаменитое в среде армейских строителей. Епархия ГУССа - космодромы, ракетные шахты, засекреченные объекты. Впрочем, много чего еще.
Возглавляет ГУСС генерал-лейтенант Анатолий Гребенюк, второй человек военно-строительного комплекса страны после генерал-полковника Косована. Властная вертикаль в ВСК выстроена таким образом, что основную роль во всех его заботах и делах Косован отводит именно ГУССу, а ГУСС под руководством начальника Гребенюка полностью подчинен Косовану.
Надеюсь, понятно, о чем речь: о том, что все финансовые потоки, входящие и выходящие из строительного главка, подчиняются росчерку пера лишь одного человека - генерал-полковника Косована. А первый их получатель - ГУСС. Властная связка Косован - Гребенюк работает жестко и надежно, замкнув на себе основное бюджетополучение.
Помимо ГУССа, есть в структуре Косована ГлавКЭУ - Главное квартирно-эксплуатационное управление. Оно на вторых ролях, но тоже очень важное в общей схеме. Рассмотрим ее на примере выполнения одного из самых лакомых гособоронзаказов 2000 года, имеющихся в распоряжении ведомства Косована. Это работы по Чечне, которые, находясь под контролем высших лиц государства, соответственным образом и оплачиваются, и поэтому выгодны. Каковы же эти работы? Строительство постоянных гарнизонов и мест дислокации войск на военной базе в Ханкале, полное расквартирование 42-й мотострелковой дивизии, постройка мобильных казарм...

С хема движения «чеченских» денег выбрана следующая: ГлавКЭУ назначено Косованом заказчиком работ по Чечне - естественно, и бюджетополучателем гособоронзаказа по Чечне. А исполнителем - ГУСС. Так что деньги ходят из ГлавКЭУ в ГУСС. Но не обратно.
Оба управления - самостоятельные юридические лица, так называемые ГУПы, государственные унитарные предприятия, что, как известно, является серьезной болезнью и даже уродством нашей переходной экономики. ГУПы, в большом количестве облепляющие различные госведомства и официальные структуры, хозяйствуют сегодня как коммерческие, однако для достижения прибыли используют основные фонды, принадлежащие государству. В нашем случае - фонды МО.
Однако из ГУССа деньги движутся еще дальше. И это самое интересное. По решению генерал-полковника Косована - а на нем, напомним, замкнуты все финансовые потоки ВСК - большую часть «чеченских» денег ГУСС отправляет еще в одну структуру. Она называется «ГУСП» - писать эту аббревиатуру следует именно так, в кавычках.
«ГУСП» - это «Главное управление строительной промышленности», частная фирма. Форма собственности - акционерная холдинговая компания. А до 1997 года, когда, напомним, произошло реформирование Вооруженных сил, это был один из строительных главков МО - превратившись тогда в частную компанию, далеко от «мамы» (МО) он все равно не ушел: тут и пасется. Как известно, успех бизнеса по-русски - это возможность присосаться к бюджету. А удача тогда тебе скорее улыбнется, когда ты олигарх. Пусть маленький - чей-то карманный, местный... Но все же олигарх.
Собственно, это и есть современный портрет «ГУСПа»: он потому успешен, что успешно трудится в соответствии с планами официального бюджетополучателя, осуществляя важнейшую функцию круговорота бюджета в отечественной природе. Успешно - естественно, для себя.

Ч то же касается тех гигантских, фантастических убытков, с которых потянулась эта цепочка, то убытки рождены «ГУСПом» следующим образом: по решению и с соизволения генерал-полковника Косована «ГУСП» занят тем, что закупает стройматериалы, оборудование и имущество для «чеченского» военного строительства. По свидетельству наших источников - военных экономистов ГлавКЭУ, возмущенных и обделенных в результате таких решений Косована: «ГУСП» закупает все по завышенным ценам и у строго определенных фирм-поставщиков. Например, песок для строительства, вместо того чтобы приобрести его на ближайшем к месту событий Ставрополье, тащат из Подмосковья, вздувая цены. Бетон - также родом из весьма далеких от Северного Кавказа территорий. Унитазы - будто бы итальянские, керамическая плитка - испанская...»
Только не подумайте, что в станице Калиновской, где располагается штаб 42-й дивизии, возведенный косовановцами, теперь вследствие евроремонта расквартированы сплошь итальянские унитазы. Ничего похожего. Унитазы все те же - отечественные, если они вообще есть. Только вот цена у них, как у итальянских. Все то же самое с бетонными плитами, песком, цементом... А надо сказать, даже минимальное, до десяти процентов, вздутие цен на стройматериалы дает бешеный, более 25, процент последующей, на выходе, убыточности.
И тут главное слово - «последующей». Ведь живые деньги-то за плиты, цемент и песок здесь и сегодня... А убытки? Как в песне: «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна...», мужикам - гулять, девицам - плакать. Прибыль - «ГУСПу» и иже с ним, убытки - на шею родине. А кому еще? Не себе же самим писать?

В ажная деталь: сегодня в военно-строительном комплексе до такой степени все закольцовано на заместителе министра обороны Косоване, и «в целях контроля за расходованием бюджетных средств» он сам подписывает ВСЕ финансовые документы, что даже проверочную комиссию - проверочную по отношению к троице («ГУСПу», ГУССу и ГлавКЭУ) - возглавляет сам, все тот же генерал-полковник Косован. С одной стороны, собственноручно закручивающий между ними финансовые потоки. А с другой - собственноручно же их раскручивающий с целью узнать, правильно ли они закручены... Сам принимаю решение, сам трачу, сам себе отчет пишу. Уф...
Так и выходит: убытков - за миллиард, а работа - «удовлетворительная»...
Попутно лишь одно уточнение. ГУСС и «ГУСП» заполонили своими недешевыми услугами уже не только МО. Сегодня в Чечне они возводят казармы и штабы для частей Внутренних войск МВД и Погранвойск. Это значит, генерал-полковник Косован и сопровождающие его «юридические лица» - монополисты «чеченского» военно-строительного рынка, осуществляющие перегон бюджетных денег, отпускаемых на МО, МВД и ФПС, прямиком в коммерческие структуры, а также в чьи-то карманы. Уж не в солдатские, конечно.
И только не говорите, что этот процесс безвозмезден и бескорыстен. Не повторяйте, что все это проистекает на сугубо благотворительных началах... Такие подряды, как монопольная закупка стройматериалов (пусть даже формально проведенная через аукционы), для масштабных «чеченских» работ за красивые глазки и многолетнюю дружбу в нашей стране не получают.
Однако кто там как делится - это не наше дело. Главное, суть процесса: опять, в который раз происходит прикармливание «своего» олигарха как главного двигателя российского бизнеса. И как результат: и этому олигарху, и генералитету отечественной военно-строительной верхушки чрезвычайно выгодны как сами продолжающиеся военные действия в Чечне, так и бесконечные «подрывы» силами боевиков тех объектов, которые они там только что возвели. Так ВЫГОДНО воевать в Чечне можно сколь угодно долго - пока казна совсем не надорвется...

С амое время от общего опять вернуться к частному. Разберем, каков процент в структуре этих убытков - искусственные убытки, от завышения цен? И каков - естественные?
Позиция ВСК, выраженная в интервью «Новой газете» полковником Федором Корабаном, заместителем генерал-полковника Косована по экономическим вопросам, однозначна: проклятые убытки от их ведомства не зависят, все они - пени и штрафы за неуплаты в бюджет, возникшие в связи с долгами самого бюджета перед ГУССом за выполненные им, но неоплаченные работы. А как еще скажет полковник?
Однако военные экономисты, работающие в ГлавКЭУ и чувствующие себя ущемленными (деньги на ту же Чечню лишь «ходят» через них в сторону полукоммерческого ГУССа и сугубо коммерческого «ГУСПа»), уверены, что убытки - искусственные, результат намеренных действий под руководством замминистра Косована.
А теперь предлагаю все же задуматься: а так ли уж это плохо, когда в делах хозяйственных жесткая вертикаль и «крепкая рука»? Помните, как обычно говорят о скупых, но успешных бизнесменах? «Ни один доллар мимо не пробежит»! Рубль, попадающий из бюджета в систему Косована, ведь тоже наружу не выходит, оседая тут в виде коммерческой прибыли?..
Для бизнесмена такой подход - действительно большая заслуга. А для госслужащих, задача которых беречь госсредства пуще глаза? Конечно же, нет. Ну, никак.
Однако в том и беда, что определить ориентацию Косована и компании - дело непростое. Они и военнослужащие, и частнопрактикующие предприниматели в одном лице. Государственно-коммерческий конгломерат, когда люди вынуждены раздваиваться. Они - и те и другие. А точнее, все - в одном.
Значит, сплошь эклектика и смешение стилей жизни. Что, как известно, нечисто, пагубно и быстро ведет к пороку. Когда тебе предоставляется возможность быть генералом, полковником, носить красивые погоны, копить выслугу, получать полевые, пайковые и прочая и прочая и одновременно заниматься бизнесом... Не рядом, не в свободное от службы время, а прямо на рабочем месте... Бизнесмен служит интересам бизнеса, и для него самое главное - добиться прибавочной стоимости, а хороший бизнесмен - тот, который умеет через многое переступить ради получения высокой прибыли. Офицер же служит интересам родины.
А если ты и офицер, и бизнесмен? Кому ты служишь? Интересы частного бизнеса и родины далеко не всегда совпадают...
Думаю, нельзя ставить людей перед подобным тяжелейшим моральным выбором - они не святые. Именно из такой идеологии хозяйственного процесса, как он сложился сегодня в военно-строительном комплексе, все выше описанные беды и убытки в четверть произведенных в Чечне работ. Позволив госслужащим, а тем паче офицерам в высоких чинах, постоянно манипулировать своими лицами, одно из которых сугубо коммерческое, государство подписало приговор своему бюджету. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАК, ЧТО ОНИ ОБЯЗАНЫ ПРИНОСИТЬ УБЫТКИ. ПРИБЫЛЬ УХОДИТ В ЧАСТНЫЙ КАРМАН, А ПОРОЧНОСТЬ ПРИМЕНЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОЧЕВИДНА.

Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
25.06.2001

Проезжая мимо Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, я обратил внимание на то, что новый комплекс зданий строит частная фирма. Как будто нет у нас в стране военно-строительных организаций. Вообще-то, кроме Спецстроя России, их теперь и не остается. За годы реформ были приватизированы Главное военно-строительное управление, Главное военно-строительное управление «Центр» (ГВСУ «Центр»), Главное управление строительной промышленности Минобороны. До последнего времени держался только ГУСС (Главное управление специального строительства), которое переименовывали то в Управление обустройства войск (УОВ), то в Главное управление обустройства войск. В настоящее время бывший ГУСС также решено акционировать, а те его подразделения, которые вели работы на объектах, подобных космодрому Плесецк и выполняли другие ответственные задания, передаются в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Слава Богу, что оно существует и развивается, а то вообще оборонное строительство могло бы попросту загнуться.

В настоящее время расформирован также штаб военных строек – Центральное оргплановое управление (ЦОПУ).

Как мы пришли к тому, что мощнейший военно-строительный комплекс был фактически ликвидирован?!

С 1987 года началось оплевывание в средствах массовой информации военно-строительных частей. Их стали называть наследниками военных поселений Аракчеева, остатками крепостного права. Особенно усердствовали в этом такие издания как «Огонек», «Московский комсомолец», «Известия». В дальнейшем к хору очернителей важной и нужной военной специальности присоединился даже журнал «Советский воин». С 1989 года менее боевитыми стали выступления «Красной звезды» в защиту военных строителей. Да еще гнусное произведение Каледина «Стройбат». Прочитаешь такие материалы и ужаснешься: издеваются над людьми, выполняют мол, они ненужную совершенно для армии работу. Да и ни в одной стране нет таких формирований. Хулители военного строительства будто бы и не ведали, что военно-строительные работы активно ведет Инженерный корпус армии США, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с Древнего Египта. Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало (вплоть до сводок погоды и такси), считали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

Не возражаю, что в строительные части напрасно призывали лиц, имевших судимость, что неуставные взаимоотношения приносили именно последние. Но ведь военные строители выполняли важные работы на благо Родины, а также получали ценные для гражданской жизни специальности. Положение нужно было исправлять, а не выливать с водой ребенка, и заниматься приватизацией военных организаций. Может быть, вообще доверим иностранным строительным фирмам строить специальные фортификационные сооружения (СФС) и другие оборонные объекты. Пусть знают, что и как устроено, ведь можно раскрывать все секреты!

Кстати говоря, значение военных строителей сделала еще более важным именно произошедшая в 50-х годах научно-техническая революция в военном деле, связанная с развитием ракетно-ядерного оружия, обусловила коренные изменения в структуре и техническом оснащении войск. Резко возросла роль специальных военных объектов (боевых ракетных комплексов, комплексов противовоздушной и противоракетной обороны, высокозащищенных командных пунктов, узлов проводной связи, приемных и передающих радиоцентров, аэродромов, пунктов базирования кораблей Военно-Морского Флота и др.), возводимых заблаговременно в мирное время методами капитального строительства. Значительно усложнились существующие и появились принципиально новые специальные сооружения, качественно изменились технические системы и оборудование специальных объектов. Одновременно существенно ужесточились требования к обустройству и расквартированию войск. Произошло коренное изменение характера всего строительства в Министерстве обороны, значительно расширились его задачи, увеличились объемы.

Понадобились и специальные учебные заведения, сеть которых, в настоящее время, в связи сокращением объемов строительства и расформированием большинства частей стала сворачиваться.

Обидно, что с реформой печальная судьба ждет в следующем году прославленный Военный инженерно-технический университет (ВИТУ), отметивший недавно свое 70-летие. Он должен будет войти в состав Военной академии тыла и транспорта и быть передислоцированным из Санкт-Петербурга.

Рождение вуза 22 июня 1939 г., когда Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал приказ № 301, в котором было сказано: «На основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 148 от 10 июня 1939 г. организовать на базе Ленинградского института инженеров промышленного строительства Высшее военно-морское инженерно-строительное училище РК ВМФ (ВВМИСУ)» было не случайным.

Количественное и качественное изменение структуры Военно-Морского Флота как одной из важных составных частей Вооруженных Сил страны, потребовало создания новых и коренной реконструкции существующих сил и средств базирования флота и береговой обороны.

Эту задачу практически решали на основе широкого внедрения достижений науки и техники и использования мирового опыты проектирования, строительства и эксплуатации береговых и гидротехнических объектов флота. Так как резко возросла техническая и электроэнергетическая оснащенность этих объектов, возникла острейшая необходимость увеличения количества и повышения качества подготовки военных инженеров-энергетиков широкого профиля.

В апреле 1960 года директивой Министра обороны Высшее инженерно-техническое Краснознаменное училище было передано из системы Военно-Морского Флота в подчинение заместителя МО СССР по строительству и расквартированию войск. На него было возложена задача подготовки военных инженеров для всей системы капитального строительства Министерства обороны. С сентября 1960 г. училище стало именоваться Высшим военным инженерно-техническим училищем (ВВИТКУ).

Появлялись все новые и новые специальности на базе существовавших факультетов. В том числе инженеров-электриков по монтажу электротехнического оборудования специальных объектов МО, инженеров-электромехаников по монтажу теплосилового оборудования специальных объектов МО, а также совершенно новых для училища специалистов – инженеров-механиков по эксплуатации строительных машин и оборудования производственных предприятий военно-строительных организаций. Учебное заведение успешно развивалось. В нем уже в начале 21 века начали готовить и специалистов-психологов.

Еще в лихие 90-е годы, как свидетельствует доктор технических наук полковник В.Г. Кривов в своей книге «На рубежах военной энергетики» дальновидными руководителями было сделано все, чтобы этот вуз славный своими научными школами, преобразованный в 1993 году в Военный инженерно-строительный институт (ВИСИ), был сохранен. На его базе необходимо создать первый политехнический вуз в Вооруженных Силах, готовящий кадры не только для военно-строительного комплекса. Например, энергетический факультет училища, базой которого послужил созданный 10 июня 1941 года электромеханический факультет, в наши дни стал ведущим учебным подразделением по подготовке кадров военных энергетиков.

В связи с особой ролью как учебного и научного центра в деле подготовки военных инженерных кадров и научного обеспечения строительства на базе ВИСИ и Пкинского высшего военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ) образован Военный инженерно-технический университет (ВИТУ). Преобразование в университет явилось актом признания его высокого авторитета как образовательного и научного центра строительно-квартирных органов Министерства обороны. На ВИТУ были возложены: реализация профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского образования по военным инженерно-техническим специальностям; подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации научных и научно-педагогических кадров, а также подготовка на договорной основе специалистов для федеральных органов власти; выполнение научных исследований; осуществление функций научного и научно-методического центра Министерства обороны РФ в области своей деятельности.

Планируемое же сейчас объединение с Академией тыла и транспорта приведет к гибели уникальных научных школ Военного инженерно-технического университета, разрушению воинских традиций и вовсе не послужит делу укрепления обороны нашего Отечества.

Военный инженер и историк,

Василий Ламцов

Мабута, королевские войска.

Пусть говорят «Стройбат» неэффективен
Пусть говорят, что в нём одна тоска
Но я горжусь что я служил в «стройбате»
Ведь это «королевские войска»

В СССР и России

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений .

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд который в данном случае указывал на многопрофильность применения военно-строительного отряда.

Военно-строительный отряд (всо) - постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту , полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.

Основная задача военно-строительного отряда - обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были 6-ть главных управлений (Главков):

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.

В 1956 г. министр обороны СССР Г.Жуков и начальник Генерального штаба В.Соколовский сообщали :

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства... ...Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка... ...материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата. В отрядах Министерства общего машиностроения положение еще хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных. Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

(частей) Война и мир в терминах и определениях

Проектирование и строительство военных объектов, коммуникаций, укреплений и мостов, обеспечение войск водой, энергией и вспомогательными средствами, применение или обезвреживание обычных взрывчатых средств, в том числе мин, в целях облегчения… … Энциклопедия Кольера

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Для это … Википедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

- (ТВВПСУ). ТВВПСУ Нарукавный … Википедия

Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

Главному управлению специального строительства Министерства обороны
(ныне – ОАО «Главное управление обустройства войск») –
60 лет



В начале пятидесятых годов двадцатого века в структуре военно-строительного комплекса страны появился новый главк, которому суждено было внести решающий вклад в создание военных объектов особой государственной важности - космодромов, военно-морских баз, позиций ракетных комплексов, командных пунктов управления и связи, систем противовоздушной и противоракетной обороны. Речь идёт о Главном управлении специального строительства (ГУСС) Министерства обороны - своего рода строительной гвардии военного ведомства. С 26 июня 2009 года правопреемником Главного управления специального строительства стало Открытое акционерное общество «Главное управление обустройства войск» (ОАО «ГУОВ»).

История Главного управления - это история создания мощи Вооружённых Сил, история государства. А ещё это настоящий подвиг военных строителей, который останется с нами навсегда.
23 января 1951 года был подписан приказ военного министра СССР «О реорганизации Управления оборонительного строительства Советской Армии в Главное управление специального строительства военного министерства». В те годы перед государством стояли сложнейшие задачи - помимо восстановления разрушенной войной страны необходимо было создавать ядерный щит Родины, а следом и осваивать космос. Шёл переход от научных разработок, от теории к практической работе. Как и всё новое в развитии науки и техники, это потребовало сооружения соответствующей материально-технической базы. Эта сложнейшая, многогранная работа была поручена военным строителям.
Военно-строительные управления к тому времени располагались на территории площадью более 22 миллионов квадратных километров. Все эти организации необходимо было объединить в одну мощную структуру, которая стала бы центром для решения задач стратегического назначения.
В 1952 году, через год после создания, в ГУСС уже входили 39 инженерно-строительных управлений, 5 инженерно-строительных бригад, 80 отдельных батальонов различного назначения, 11 отдельных рот, ремонтно-механические и авторемонтные мастерские, предприятия строительной индустрии, а также учебные, тыловые, медицинские и другие вспомогательные подразделения. Организации дислоцировались в Калининградской области и Прибалтике, на Дальнем Востоке и в Карелии, на Камчатке и в Средней Азии, в Германии и Капустином Яре. Через 10 лет Главное управление объединяло уже до 40 строительных управлений (трестов), свыше двухсот УНР и УВСР, около четырёхсот военно-строительных отрядов и батальонов, 70 отдельных рот. В 1965 году в штатах частей, подразделений и организаций ГУСС работало около 177 тысяч военных строителей.
За 60-летнюю историю своего существования военно-строительными организациями и воинскими частями Главного управления специального строительства было введено в строй более 20 аэродромных комплексов для гражданской и военной авиации (в том числе в нынешних столичных аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево), сооружён первый в мире космодром Байконур, сданы около 2 тысяч стартов боевых ракетных комплексов, построен единственный в мире северный космодром Плесецк. Создано более десяти уникальных объектов системы контроля космического пространства и противодействия ракетному нападению, 5 крупных испытательных полигонов, 16 научных и учебных центров и комплексов, в том числе по использованию атомной и ядерной энергии. Построено четыре 100-тысячных города и более 500 городков со всей инфраструктурой, причём в различных регионах и в самых сложных природных условиях (в пустынях, степях, на высокогорье, побережьях и островах). Были отстроены 350 заводов, цехов, ремонтных комплексов для тяжёлой и лёгкой промышленности, более 25 крупных портов и баз надводных и подводных кораблей, 12 судостроительных и судоремонтных заводов, сооружены более 10.000 километров кабельных линий электропередачи (в том числе подводных). Введены в эксплуатацию более ста специальных подземных и подводных сооружений, свыше 4 тысяч километров железных и автомобильных дорог,
6 комплексов по ликвидации ядерного топлива и отравляющих веществ.
Руками военных строителей был сооружён комплекс испытательных полигонов на Новой Земле и в Семипалатинске. В последние годы были обустроены на постоянной основе соединения и воинские части на Северном Кавказе, в том числе в районах недавних боевых действий. В 1976 году ГУСС Минобороны было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Главку вручили Боевое Знамя и Грамоту Верховного Совета СССР.
Многое из того, что было построено силами военно-строительного комплекса, и сегодня служит обороноспособности государства, определяет потенциал боеготовности Вооружённых Сил России.
В последние годы ключевое значение в работе ГУСС Минобороны было уделено реализации целевых задач и государственных программ. Из решаемых ГУСС в 2001–2007 годах шесть задач были «президентскими», ещё столько же выполнялось по специальным постановлениям Правительства РФ. 6 программ имели статус федеральных целевых (ФЦП).
Волнующая летопись отечественного военно-строительного комплекса вобрала в себя судьбы тысяч талантливых руководителей, специалистов и исполнителей. С неизменной гордостью в главке вспоминают имена ветеранов военного строительства: Героя Советского Союза генерал-лейтенанта М. Григоренко, Героев Социалистического Труда генерал-лейтенантов А. Макарычева, О. Байкова,
Л. Чуйко, генерал-майоров А. Березина, А. Федорова, П. Престенского, полковника Е. Николаева, заслуженных строителей РСФСР и Российской Федерации генералов армии А. Косована, А. Гребенюка, генерал-полковников К. Вертелова, Н. Чекова, генерал-лейтенантов Н. Зотова, Б. Бычевского, В. Григорькина, В. Закиматова, Ю. Овчинникова, А. Белова, С. Двулучанского и многих-многих других генералов, офицеров, солдат, военных строителей, рабочих и служащих, чья стойкость и благородство, крепость духа и верность долгу были подтверждены годами добросовестного служения Отечеству.
Сегодня в рамках формирования нового облика Вооружённых Сил военно-строительный комплекс подвергся реформированию. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и приказом министра обороны РФ от 26 июня 2009 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации» преобразовано в открытое акционерное общество «Главное управление обустройства войск», которое вошло в ОАО «Оборонстрой».
В составе главка 11 строительных подразделений и Севастопольское представительство, которые расположены на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Воронежа, Калининграда, Новосибирска, Самары, Сочи, Севастополя.
Из наиболее важных задач, которые сегодня решаются Главным управлением обустройства войск, выделим реализацию программы по обеспечению жильём военнослужащих, членов их семей, лиц, уволенных с военной службы. Указания Президента РФ по обеспечению военнослужащих постоянным и служебным жильём выделены в настоящее время в приоритет и выполняются неукоснительно.
Стоит также отметить, что в соответствии с распоряжением Правительства России от 11 ноября 2010 года ОАО «Главное управление обустройства войск» определено единственным исполнителем в части проектирования и строительства в 2011–2012 годах жилья для военнослужащих на земельных участках, предоставленных для нужд Минобороны России. Это накладывает на коллектив главка ещё большую ответственность при реализации программы по обеспечению военнослужащих Российской армии и флота служебным и постоянным жильём.
Если говорить о конкретных результатах работы в этом направлении, то они довольно существенные. В 2009–2010 году было введено в строй 27 домов на 4.028 квартир. В 2011 году планируется сдать ещё 5.963 квартиры общей площадью 359 тысяч квадратных метров.
В канун юбилея Главного управления обустройства войск поздравление руководителю организации Сергею Макарову направил министр обороны России Анатолий Сердюков. В нём говорится:
«Поздравляю вас, ветеранов и коллектив работников Главного управления обустройства войск с 60-летним юбилеем со дня образования Главного управления специального строительства Министерства обороны!
Приказом военного министра СССР в 1951 году было положено начало боевой и трудовой славы вашей организации!
На протяжении последующих десятилетий история Главного управления специального строительства неразрывно связана с развитием Вооружённых Сил нашей Родины.
За шестидесятилетнюю историю существования коллективом ГУСС Минобороны были созданы уникальные объекты специального назначения, такие как космодромы Байконур и Плесецк, полигоны Капустин Яр, Новая Земля, Балхаш, Семипалатинск, а также множество боевых объектов, предназначенных для обеспечения обороноспособности нашего государства и его Вооружённых Сил.
Величайшая заслуга ГУСС Минобороны в том, что силами его коллектива были созданы объекты ракетно-ядерного щита страны, сыгравшего роль важнейшего средства сдерживания потенциального противника.
Сегодня, в условиях формирования нового облика Вооружённых Сил Российской Федерации, Открытое акционерное общество «Главное управление обустройства войск» представляет собой мощную строительную структуру, обладающую производственным потенциалом, необходимым и достаточным для того, чтобы решать все поставленные задачи по выполнению программы Президента России по строительству жилья для военнослужащих.
Искренне желаю руководству, персоналу, ветеранам Главного управления доброго здоровья, счастья, оптимизма и новых успехов в труде на благо нашей Родины - Великой России
Коллектив «Красной звезды» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляров и желает тем, кто своим ответственным трудом укрепляет могущество и безопасность Отечества, успехов в работе, дальнейшего роста и новых этажей!

На снимках: объекты, построенные в разное время военными строителями: новостройки под Санкт-Петербургом; стартовый комплекс «Энергия-Буран»; военный городок в н.п. Ботлих (Республика Дагестан).