Открытие высших женских курсов и женских гимназий. Науки женское лицо. Высшие женские курсы. Высшие педагогические курсы

Понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это границаопыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как "первофеномены" и рациональное содержание значений ("идеи"). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективныйподход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое...

Философский словарь

(греч. - являющееся) - понятие, означающееявлениепредмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность...

Философский словарь

Понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому...

Философский словарь

(от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии...

Философский словарь

(Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что...

1 ноября 1872 года в здании Первой мужской гимназии на Волхонке курсы открыли. Обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 стало длиться 3 года. Московские высшие женские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физику, астрономию, математику и гигиену с 1879 года преподавали по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток, а для вольноопределяемых - 10 рублей в год за каждый предмет.

Слушательниц было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК - 70. Число студенток росло и в 1885 году достигло уже 256 человек.

В 1886 году прием на курсы запретили, и в 1888 МВЖК закрылись. А вскоре стало понятно, что это решение ошибочно.

Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900 году увеличился до 4 лет. Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906 году открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).

До 1905 года директором МВЖК был В.И. Герье, а потом директором стал В.И. Вернадский. Но так как одновременно он стал помощником ректора Московского университета, Вернадский к исполнению обязанностей так и не приступил. Новым директором курсов стал С.А. Чаплыгин.

В 1905 году Московская городская управа бесплатно передала высшим женским курсам земли на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская).

Путеводитель по архитектурным стилям

3 июня 1907 года заложили здание учебных корпусов по проекту C.У. Соловьева, а уже в 1908 открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф. Кенигсэдера, в 1913 - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).

В 1911 году из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А. Кассо, университет покинула большая группа преподавателей. Большинство из них начали преподавать на МВЖК. А в 1913 году для курсов купили зоологическую коллекцию профессора А.Ф. Котса. Она положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.

В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918 курсы насчитывали 8 300 учащихся и уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.

Но в сентябре 1918 года МВЖК преобразовали во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

А вы знаете что-то еще о МВЖК?

Сегодня купил на Вернисаже у бабульки. Зацепило.
Отличная сохранность, четкое фото.
В Интернете подобного билета пока не нашел, так что возможно раритет.
Про Королеву Марию Матвеевну тоже пока информации к сожалению нет, так что если у кого есть доступы в архивы, буду признателен!

Министерство Народного Просвещения.
Московские Высшие Женские Курсы.

(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/e6f05098cb4234a6997b9d51d9918654.jpg)

И о самих курсах краткий экскурс в историю.

Московские высшие женские курсы (МЖВК)

Нужно уделить внимание зданию, где размещались Московские высшие женские курсы (МЖВК). В мае 1872г. министр народного просвещения граф Д.А.Толстой согласился открыть в Москве высшие женские курсы как частное учебное заведение и утвердил «Положение о курсах», и 1 ноября 1872г. на Волхонке в здании Первой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов. Надо отметить, что долгое время считалось, что высшее образование приносит женщинам только вред, женщины в университеты не допускались, и многие сферы деятельности были для них закрыты.
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879г. - на 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физика, астрономия, математика, гигиена с 1879г. преподавались по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых.
Слушательниц на курсах было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК доходило до 70, а затем колебалось между 103 и 107, и постепенно возросло до 256 в 1885г.
Но в 1886г. прием на курсы был запрещен, и в 1888г. МВЖК закрылись.
"Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов "- писал В.И.Герье.
(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/221908c122f92c5d2986dbc484db3191.jpg)
Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением, и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900г. увеличился до 4 лет . Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906г. открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).
До 1905г. директором МВЖК был В.И.Герье, а потом, в отсутствии находившегося за границей В.И.Герье, директором был выбран В.И.Вернадский. Но так как он одновременно стал помощником ректора Московского университета, В.И.Вернадский к исполнению своих обязанностей так и не приступил, и на новых выборах директором курсов был выбран С.А.Чаплыгин.

В 1905г. Московская городская управа решила бесплатно передать высшим женским курсам земельный участок на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская) . 3 июня 1907г. было заложено здание учебных корпусов по проекту C.У.Соловьева, а уже в 1908г. открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф.Кенигсэдера, в 1913г. - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).
В 1911г. из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А.Кассо, Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых начали преподавать на МВЖК . А в 1913г. для курсов была куплена зоологическая коллекция профессора А.Ф.Котса, которая положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.
В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918г. курсы насчитывали 8 300 учащихся и по численности уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.
В сентябре 1918г. МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

История МПГУ

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять лидирующие позиции в системе образования России. МВЖК – 2-ой МГУ – МГПИ – МПГУ – таковы исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и мировой теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не толь­ко образования, но и общества России в целом на все последующие годы . С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на ро­дине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев об­щества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завое­ванием демократической общественности России. За многие десятилетия своего существования университет прошел славный путь от Московских высших женских курсов, основанных в 1872 г. членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву входит в элиту российской высшей школы.

Вся история МПГУ – от Московских высших женских курсов до сегодняшнего дня – убедительно свидетельствует, что даже в самые сложные периоды жизни страны университет был и остается уникальным центром отечественного образования, науки и культуры. Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ. Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом . Здесь читали лекции и вели практические занятия выдающиеся ученые, которые заложили прочные основы и традиции университетского преподавания, неотрывно связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал профессор Московского университета Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию . За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Долгое время на курсах работал астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института , названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник , один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы – Д.Н. Анучин . Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре . Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков: А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза , благодаря которому в годы первой и второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат ; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики ; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского , читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К. Кольцова – одного из основателей генетики в России ; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания , знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский , занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.

В 20-30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физико-технического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.Ю. Шмидт ; три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков ; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг ; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм ; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин ; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленных трудов по теории множеств и теории функций П.С. Новиков ; специалист по физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрынин; В.Ф. Каган , создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского ; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева . В этом ряду следует назвать профессора С.С. Наметкина – академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

В 1925 г. была открыта аспирантура.

В 1926 г. создан НИИ педагогики.

В здании главного корпуса 2-ого МГУ выступали общественные и политические деятели: М.И. Калинин, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, Н.В. Крыленко . Часто встречались со студентами герои гражданской войны М.Н. Тухачевский, Г.Г. Гай, Р.П. Эйдеман, И.О. Кутяков.

Большую помощь студентам оказывали артисты, писатели и поэты, принимая участие в концертах, сборы от которых поступали в студенческие кассы (В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.А. Нежданова, Н.А. Обухова, И.Е. Козловский, И. Эренбург).

Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов. Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены – женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом – в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию – но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

В 1886 году в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В.И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) – историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет – медицинский, таким образом структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы по сути стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся – восемь с лишним тысяч человек – Курсы уступали только Московскому Университету.

Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре – профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас – переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией – одной из немногих в Москве.

После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет – педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом 1) и учебный корпус на Малой Пироговской – 29.

Женское образование в России появилось только в конце XIX века, первое учебное заведение переродилось в Педагогический Университет. Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов . Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены - женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом - в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию, но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

В 1886 году, в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений, прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году, было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В. И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) - историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет - медицинский. Таким образом, структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы, по сути, стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся - восемь с лишним тысяч человек - Курсы уступали только Московскому университету.

Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре - профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас - переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией - одной из немногих в Москве.

После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет - педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом № 1) и учебный корпус на Малой Пироговской, № 29.