Е в мазанова программа коррекция акустической дисграфии. Программа Мазановой Е.В. по преодолению дисграфии. Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии

М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. -352 с.

Содержание и расположение материала соответствуют программе курса «Физика» для инженерно-технических специальностей вузов, утвержденной Учебно-методическим управлением по высшему образованию Минвуза СССР. Главное внимание обращено на разъяснение физических законов и их сознательное применение. Новый курс существенно отличается от «Курса общей физики» того же автора (М.: Наука, 1986-1988) отбором материала, уровнем и способом изложения.

Для студентов и преподавателей высших технических учебных заведений; может быть использован студентами других вузов.

Формат: djvu / zip

Размер: 4 Мб

/ Download файл


ЧАСТЬ 1
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
Глава 1. Кинематика материальной точки...... 11
§ 1. Механическое движение............ 11
§ 2. Векторы.................. 15
§ 3. Скорость.................. 21
§ 4. Ускорение.................. 27
§ 5. Поступательное движение твердого тела..... 31
Примеры решения задач.............. 33
Глава 2. Динамика материальной точки...... 34
§ 6. Инерциальные системы отсчета. Закон инерции... 34
§ 7. Сила и масса................ 36
§ 8. Второй закон Ньютона............ 38
§ 9. Единицы и размерности физических величин... 39
§ 10. Третий закон Ньютона............ 43
§11. Силы................... 44
§ 12. Сила тяжести и вес............. 44
§ 13. Упругие силы................ 47
§ 14. Силы трения................ 51
Примеры решения задач.............. 54
Глава 3. Законы сохранения...........56
§ 15. Сохраняющиеся величины........... 56
§ 16. Закон сохранения импульса.......... 57
§ 17. Энергия и работа.............. 60
§ 18. Скалярное произведение векторов........ 6J
§ 19. Кинетическая энергия и работа........ 62
§ 20. Работа................... 64
§ 21. Консервативные силы............. 67
§ 22. Потенциальная энергия материальной точки во внешнем силовом поле.71
§ 23. Потенциальная энергия взаимодействия...... 75
§ 24. Закон сохранения энергии........... 79
§ 25. Соударение тел............... 81
§ 26. Момент силы................ 84
§ 27. Закон сохранения момента импульса...... 88
Примеры решения задач.............. ^2
Г лава 4. Механика твердого тела......... 94
§ 28. Кинематика вращательного движения....... 94
§ 29. Плоское движение твердого тела........ 97
§ 30. Движение центра масс твердого 1сла...... 99
§ 31. Вращение твердого тела вокруг неподвижной осп. . 101
§ 32. Момент инерции............... 104
§ 33. Кинетическая энергия вращающегося тела..... 108

§ 34. Кинетическая энергия тела при плоском движении. .110
§ 35. Гироскопы................. 112
Примеры решения задач.............. ПО
Глава 5. Неинерциальные системы отсчета...... 118
§ 36. Силы инерции................ 118
§ 37. Центробежная сила инерции.......... 122
§ 38. Сила Кориолиса............... 125
Примеры решения задач.............. 13.)
Глава 6. Механика жидкостей.......... 131
§ 39. Описание движения жидкостей......... 31
§ "10. Уравнение Бернулли. . .......... 31
§ 41. Истечение жидкости из отверстия........ 33
§ 42. Вязкость. Течение жидкости в трубах......140
§ 43. Движение тел в жидкостях и газах....... 47
Примеры решения задач.............. 152
Глава 7. Элементы специальной теории относительности. 153
§ 44. Принцип относительности Галилея...... 153
§ 45. Постулаты специальной теории относительности. . 156
§ 46. Преобразования Лоренца. . ....... 158
§ 47. Следствия из преобразований Лоренца...... 162
§ 48. Интервал...... ........... 168
§ 49. Преобразование и сложение скоростей...... 171
§ 50. Релятивистский импульс.... ....... 173
§ 51. Релятивистское выражение для энергии..... 176
§ 52. Взаимосвязь массы и энергии покоя....... 180
§ 53. Частицы с нулевой массой........... 182
$ 54. Границы применимости ньютоновской механики. . 183
Примеры решения задач.............. 185
Глава 8. Гравитация............... 187
§ 55. Закон всемирного тяготения.......... 187
§ 53. Гравитационное поле............. 191
§ 57. Космические скорости............. 193
§ 58. Попятно об общей теории относительности.... 195
Примеры решения задач.............. 205


Ч АСТЬ 2
ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
Глава 9. Молекулярно-кинетическая теория..... 207
§ 59. Статистическая физика и термодинамика..... 207
§ 60. Состояние термодинамической системы. Процесс. . 209
§ 61. Молскулярно-кинетические представления..... 211
§ 62. Уравнение состояния идеального газа...... 214
§ 63. Давление газа па стенку сосуда.........217
§ 64. Средняя энергия молекул...........222
Примеры решения задач..............226
Глава 10. Первое начало термодинамики...... 227
§ 65. Внутренняя энергия термодинамической системы. . 227

§ 66. Работа, совершаемая телом при изменениях его объема 228
§ 67. Первое начало термодинамики.........231.
§ G8. Внутренняя энергия и теплоемкость идеального газа 234
§ 69. Уравнение адиабаты идеального газа.......238
§ 70. Политропнческие процессы...........241
§ 71. Работа, совершаемая идеальным газом при различных процессах... 243
§ 72. Классическая теория теплоемкости идеального газа 245

Примеры решения задач..............-49
Глава 11. Статистические распределения...... 250
§ 73. Функция распределения вероятности....... 250
§ 74. Распределение Максвелла........... 253
§ 75. Барометрическая формула........... 262
§ 76. Распределение Больцмана........... 264
§ 77. Определение Перроном постоянной Авогадро.... 268
Примеры решения задач.............. 263
Глава 12. Явления переноса...........209
§,78-. Длина свободного пробега молекул.......269
§ 79. Эмпирические уравнения явлении переноса.... 274

§ 80. Молекулярно-кинетическая теория явлений переноса в газах.279
Примеры решения задач..............283
Глава 13. Второе начало термодинамики......239
§ 81. Микро- и макросостояния. Статистический вес. . . 28Э
§ 82. Энтропия..................232
§ 83. Энтропия идеального газа...........2-)8
§ 84. Второе начало термодинамики.........293
§ 85. Коэффициент полезного действия тепловой машины 300
§ 86. .Цикл Карно................ЗсЗ
Примеры решения задач.............. 307
Глава 14. Реальные газы............ 308
§ 87. Уравнение Ван-дер-Ваальса..........303
§ 88. Экспериментальные изотермы..........°"!)
§ 89. Фазовые превращения............. 32|
Примеры решения задач..............325
Глава 15. Твердое и жидкое состояния....... 326
§ 90. Отличительные черты кристаллического состояния 325
§ 91. Физические типы кристаллов..........3>!9
§ 92. Строение жидкостей............. 331
§ 93. Поверхностное натяжение...........332
§ 94. Капиллярные явления.............337
Примеры решения задач..............341
Именной указатель............... 343
Предметный указатель..............344

Савельев Игорь Владимирович

(04.02.1913–03.03.1999)

С именем Игоря Владимировича Савельева связана целая эпоха в преподавании физики в технических вузах нашей страны. Он является создателем и главой оригинальной педагогической школы, фундамент которой - его широко известный трехтомный учебник по курсу общей физики для втузов. Успехи российских специалистов в области физических и технических наук в немалой степени обусловлены тем, что десятки тысяч студентов изучали общую физику по учебнику И. В. Савельева, который он совершенствовал в течение 35 лет - до последних дней своей жизни.


В 1938 г. И. В. Савельев закончил физическое отделение физико-математического факультета Харьковского государственного университета им. А. М. Горького по специальности «физика твердого тела». Во время обучения работал практикантом в криогенной лаборатории Харьковского Украинского физико-технического института.


И. В. Савельев - участник войны с первых и до последних ее дней. После демобилизации в июле 1946 г. И. В. Савельев поступил на работу в Лабораторию № 2 (ныне РНЦ «Курчатовский институт») в Отдел приборов теплового контроля (сейчас Институт молекулярной физики РНЦ). Под руководством И. К. Кикоина отдел занимался проблемой разделения изотопов урана газодиффузионным методом. В рамках этой проблемы И. В. Савельев исследовал кинетику реакций шестифтористого урана с поверхностями различных материалов.


За цикл выполненных в этой области работ И. В. Савельев был удостоен звания лауреата Сталинской премии СССР II степени (1951), «за выполнение специального задания правительства», и награжден орденом Ленина (1951). В 1952 г. ему была присвоена ученая степень доктора физико-математических наук. Однако главным делом жизни И. В. Савельева стало преподавание физики, этому он целиком посвятил последние 47 лет своей жизни.

Педагогическую деятельность в МИФИ И. В. Савельев начал в 1952 г. на кафедре общей физики в должности профессора, в 1955 г. он стал штатным сотрудником института. С 1956 по 1959 гг. Игорь Владимирович являлся проректором МИФИ по учебной работе. В 1957 г. был избран заведующим кафедрой общей физики, которой руководил в течение 28 лет. В честь И. В. Савельева большая физическая аудитория А-304 МИФИ носит теперь его имя.

Под руководством и при непосредственном участии И. В. Савельева на базе факультета экспериментальной и теоретической физики МИФИ был создан факультет повышения квалификации преподавателей физики вузов.

Написанный им трехтомный «Курс общей физики» для технических вузов с расширенной программой только на русском языке издавался 9 раз общим тиражом более 4 млн экземпляров. Его перу принадлежат также трехтомный «Курс физики» для технических вузов с обычной программой, «Сборник вопросов и задач по общей физике», двухтомник «Основы теоретической физики». Эти учебные пособия переведены и неоднократно изданы массовыми тиражами на языках практически всех бывших республик СССР. Они также были переведены на английский, французский, испанский, польский, вьетнамский, афганский (дари) и арабский языки.

Научная и педагогическая деятельность И. В. Савельева была отмечена высокими правительственными наградами: орденом Ленина (1951), двумя орденами «Знак Почета» (1954, 1966), также он был награжден орденом Отечественной войны II степени (1985) и многими медалями.

С 1985 г. Игорь Владимирович был профессором-консультантом кафедры общей физики МИФИ. До последних дней своей жизни он активно работал, щедро делясь опытом, совершенствуя и готовя к переизданию свои книги. Ни одна из книг Савельева не выходила стереотипным изданием.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Том 1. Механика, СТО, молекулярная физика 5.9 Мб . . . . . Скачать

Том 2. Электричество и магнетизм, оптика (классическая) 4.3 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 3. Квантовая физика (оптика, атом, ядро) 5.7 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

1а. И.В.Савельев. Сборник вопросов и задач по общей физике. 270 стр. djvu. 3.2 Мб. Задачник к одноименному курсу.

. . . . . . . . Скачать

1б. Бабаджан, Гервидс, Дубовик, Нерсесов. Задачи и вопросы по всему курсу общей физике. 5.2 Мб. Написан авторами из МИФИ к курсу И.В.Савельева.

. . . . . . . . . . . . . . . Скачать

2. Д.В. Сивухин . Курс общей физики в 6-ти томах.

Том 1. Механика. 5.4 Мб . . . .Скачать

Том 2. Термодинамика и молекулярная физика. 13.7 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

Том 3. Электричество. 9.2 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

Том 4. Оптика. 18.1 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

Том 5. Часть 1. Атомная физика. 9.3 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

Том 6. Часть 2. Ядерная физика. 12.4 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

2a. Сивухин и др. Сборник задач по общему курсу физики. 2006 год. В 5 книгах. djvu.
В задачнике использован опыт преподавания общего курса физики в МГУ, Московском физико-техническом институте и Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина. По степени трудности задачи охватывают широкий диапазон: от самых элементарных до задач, стоящих на уровне оригинальных научных исследований, выполнение которых возможно на основе углубленного знания общего курса физики.
Для студентов физических специальностей высших учебных заведений.

I. Механика. 2.5 Мб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

II. Термодинамика и молекулярная физика. 1.4 Мб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

III. Электричество и магнетизм. 2.5 Мб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

IV. Оптика. 2.4 Мб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

V. Атомная физика. Физика ядра и элементарных частиц. 2.8 Мб.. . . . . . . . . . . . . . . . скачать

3. Коллектив авторов. Основы физики. Курс общей физики: Учебник. В 2 томах.2001 год. djvu.
Данный учебник - победитель конкурса Министерства образования РФ - адресован студентам технических университетов с углубленным изучением физики, а равно и студентам физико-математических факультетов классических универси- университетов. Изложение ведется на современном уровне при достаточно высокой степени формализации, но математической подготовки, выходящей за рамки технического университета, у читателя не предполагается - все необходимые дополнительные све- сведения включены непосредственно в данный курс.
Курс соответствует с программе бакалавриата по техническим специальспециальностям.
Том 1. Кингсеп А. С, Л о к ш и н Г. Р., О л ь х о в О. А. Механика, электричество и магмагнетизм, колебания и волны, волновая оптика - 560 стр. 5.4 Мб. Предметом первого тома являются механика, электродинамика и физика волновых процессов (включая физическую оптику).
Том. 2. Белонучкин В.Е., Заикин Д. А., Ципенюк Ю.М.Квантовая и статистическая физика - 504 стр. 5.6 Мб. Предметом второго тома является квантовая физика атома, ядра и элементарных частиц, а также статистическая физика и термодинамика. В заключительном разделе ана- анализируется эволюция наших взглядов от классической к квантовой системе описания при- природы, разбирается вопрос о происхождении мира, о поведении вещества в экстремальных условиях.
Достаточно подробно и понятно изложен материал. Рекомендую.

Том 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

Том 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

4. И.Е. Иродов . Курс общей физики в 5-ти томах. Удалён по требованию организации Ассоциация Русский Щит

6а. А.Н. Матвеев. Курс Общей физики ФизФака МГУ в 5 томах. djvu.

1. Механика и теория относительности. 430 стр. 5.1 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

2. Молекулярная физика. 400 стр. 11.0 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

3. Электричество и магнетизм. 460 стр. 5.5 Мб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

4. Оптика. 350 стр. 13.6 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

5. Атомная физика. 440 стр. 5.3 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

6б. А.В. Астахов, Ю.М. Широков. Под ред. Ю.М.Широкова. Курс Общей физики ФизФака МГИ в 3 томах. djvu.

1. Механика и теория относительности. 384 стр. 10.5 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

2. Молекулярная физика. 360 стр. 10.9 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

3. Электричество и магнетизм. 240 стр. 6.5 Мб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

8. Р. Фейнман и др. Курс лекций+задачник с решениями, 10 томов. djvu.

1. Современная наука о природе. Законы механики. 260 стр. 2.7 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

2. Пространство, время, движение. 160 стр. 1.7 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

3. Излучение, волны, кванты. 230 стр. 2.9 Mб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

4. Кинетика, теплота, звук. 260 стр. 2.8 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

5. Электричество и магнетизм. 290 стр. 2.9 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

6. Электродинамика. 340 стр. 2.9 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

7. Физика сплошных сред. 290 стр. 3.0 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

8. Квантовая механика 1. 270 стр. 3.9 Mб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .Скачать

9. Квантовая механика 2. 550 стр. 2.5 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

10. Задачи и упражнения с ответами и решениями. 620 стр. 5.3 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 1. Киттель Ч. Найт У. Рудерман М. Механика. 12.6 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 2. Парселл Э. Электричество и магнетизм. 13.9 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 3. Крауфорд Ф. Волны. 15.6 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 4. Вихман Э. Квантовая физика. 12.8 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 5. Рейф Ф. Статистическая физика. 7.0 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

А. Портис. Физическая лаборатория . 1972 год. 322 стр djvu. 8.0 Мб.
В книге сделана оригинальная попытка создать лабораторный практикум, соответствующий духу современных физических исследований, на базе современных электронных методов наблюдений и измерений.
При создании практикума авторы исходили из того, что значительную часть теоретических вопросов можно объяснить с помощью аналогий и что именно такой метод изложения лучше всего подходит для лабораторного курса. Поэтому настоящий физический практикум в сильной степени отличается от других практикумов, созданных под влиянием исторически сложившихся традиций и методов проведения исследований.
Идейно связанная с пятитомным «Берклеевским курсом физики», книга по существу является его составной частью.
Она может оказаться хорошим источником лабораторных работ для других курсов как в университетах, так и в технических вузах.
В книге рассморены и подробно объяснены многие физические задачи, что представляет самостоятельный интерес при изучении общей физики, не связанный ни с Берклеевсксм курсом, ни с практикумом.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

10. Поль . Курс общей физики в 3-х томах. djvu.

Том 1. Механика, акустика, учение о теплоте. 10.7 Мб. . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 2. Учение об электричестве. 12.1 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

Том 3. Оптика и атомная физика. 10.7 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

10. Л. Купер. Физика для всех. В 2-х томах. 1973 год. djvu. 9.2 Мб.
Книга одного из видных американских физиков, лауреата Нобелевской премии Леона Купера содержит популярное изложение всей физики: от механики Галилея - Ньютона до квантовой механики и теории элементарных частиц. Автор не ограничивается простым рассмотрением тех или иных разделов физики, а анализирует основы физических явлений, выясняет связь между ними. Л. Купер блестяще владеет пером популяризатора, так что даже сложные вещи он преподносит просто, живо и увлекательно.
Том 1 охватывает «классические» разделы физики: механику, оптику, электричество, молекулярную физику и термодинамику, рассматриваемые с позиций современной науки.
Том 2 охватывает следующие вопросы: теорию относительности, элементы квантовой механики, строение атома и атомного ядра, физику элементарных частиц и другие проблемы физики последних лет.
Т. 1. 483 стр. 11.3 Мб. Т. 2. 384 стр. 9.2 МБ.
Соответствующие разделы этой книги следует читать до того, как их вам начали читать общую физику по И.В. Савельеву или другому учебнику.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать . . . . . . . . . . . . скачать

11. К.А. Путилов. Курс физики. В 3-х томах. 1963 год. djvu.
Данный трехтомный курс физики предназначается в качестве учебного пособия для высших учебных заведений с расширенной программой физики. В первом томе изложены физические основы механики, акустика, молекулярная физика и термодинамика, во втором - учение об электричестве, в третьем - оптика и атомная физика. Главное внимание уделено достижениям экспериментальной физики, разъяснению основных законов физики и характеристике технических применений физики. Приведены исторические сведения и рассмотрены некоторые философские вопросы физики.
Том 1. 560 стр. 15.9 Мб. Том 2. 583 стр. 18.1 стр. Том 3. 639 стр. 18.3 Мб. Совместно с Фабрикантом.

. . . . . . . скачать 1 . . . . . . . . скачать 2 . . . . . . . . . скачать 3

12. Черноуцан А. И. Краткий курс физики. 2002 год. 320 стр. djvu. 3.2 Мб.
Книга содержит сжатое изложение всех основных вопросов курса физики, включенных в программы подготовки бакалавров и специалистов по инженерным и физическим специальностям технических вузов. Она не претендует на роль основного учебника, но является полезным дополнением к известным курсам физики, приведенным в списке литературы. Ее удобно использовать для повторения пройденного материала непосредственно перед зачетом, коллоквиумом или экзаменом, а также для быстрого восстановления в памяти забытого материала. Книга будет полезна не только студентам, но и преподавателям, а также тем инженерам и научным сотрудникам, кому понадобится вспомнить отдельные разделы подзабытого курса физики.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

13. Лозовский В. Н. Курс физики. Т. 1. 2000 год. 580 стр. 4,8 Мб.
Учебник составлен с учетом требований государственных образовательных стандартов для технических специальностей высших учебных заведений. Его содержательная основа соответствует базовой программе по дисциплине «Физика» для технических вузов, одобренной Президиумом научно-технического совета Российской Федерации по высшему образованию. Настоящий учебник признан одним из победителей конкурса на создание новых учебников по общим естественнонаучным дисциплинам для высших учебных заведений.
Учебник предназначен для студентов технических специальностей.
Второго тома не нашел. Если знаете где, напишите. Первый том включает в себя Механику, Молекулярку, Электричество, Оптику. Так что нехватает только атомной и ядерной физики.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

14. Д. Джанколи. Физика. В 2-х томах. 1989 год. dgvu.
Том 1. 859 стр. 8.7 Мб. В т. 1 рассматриваются кинематика, динамика, гидродинамика, колебания, волны, звук и термодинамика.
Том 2. 673 стр. 8.8 Мб. В т. 2 обсуждаются: электричество, магнетизм, оптика, специальная теория относительности, теория элементарных частиц.
Написанная в живой и увлекательной форме книга американского ученого охватывает большой материал по всем разделам классической и современной физики. При изложении используются основы дифференциального и интегрального исчислений. Каждая глава снабжена хорошо подобранными задачами и вопросами с указанием категории трудности.
Для школьников старших классов, желающих более глубоко изучить курс физики, для студентов первых курсов естественнонаучных и технических вузов, для преподавателей средних школ и первых курсов вузов, а также для всех желающих расширить свои знания об окружающем нас мире.
Рекомендую этот курс не только студентам младших курсов, но и их преподавтелям. В этом курсе во втором томе рассмотрены вопросы, о которых в других широко используемых учебниках даже нет упоминания. В курсе имеются картинкки с демонстрациями, которые показываются при чтении курса общей физики. Изложение максимально понятное.
Могу высказать только сожаление, что школьные учителя читают всякую дрянь про ЕГЭ и не читают таких книг.

. . . . . . . . . . . . . Скачать 1 . . . . . . . . . . . . . Скачать 2

15. П. А. Типлер, Р. А. Ллуэллин. Современная физика. В 2-х томах. 2007 год. dgvu.
Том 1. 497 стр. 8.5 Мб. В т. 1 рассматриваются теория относительности, строение атома, основы квантовой механики, статистическая физика.
Том 2. 417 стр. 7.3 Мб. В т. 2 рассматриваются структура молекул и спектры, физика твердого тела, ядерная физика, ядерные реакции и их применение, теория элементарных частиц.
Книга известных американских авторов содержит последовательное изложение заключительных разделов общей физики, в том числе новейших результатов, полученных на рубеже XXI века.

. . . . . . . . . . . . . Скачать 1 . . . . . . . . . . . . . Скачать 2

16. Н. В. Гулиа. Удивительная физика. О чем умолчали учебники. 2005 год. chm. 11.8 Мб.
Книга известного российского учёного и популяризатора науки д.т.н. профессора Гулиа Нурбея Владимировича «Удивительная физика». Книга призвана вызвать у читателя удивление – вот, оказывается какая незнакомая, полная тайн и парадоксов эта физика! Вот, сколько необычного и загадочного в ней, сколько вопросов получили новое, иное, чем в учебниках толкование. Многие положения физики, которые казались сухими, сугубо абстрактными, получают материальное подтверждение примерами из живой природы, техники, новых изобретений и открытий.
Из заключения:
Поэтому общая физика нужна даже корифеям в узких специальностях, хотя бы как аннотация или оглавление к огромной и непостижимой одним человеком «Книге наук», чтобы не запутаться в простых, но незнакомых вещах, понимать, что происходит рядом, на соседней кафедре, в соседней лаборатории.
Одним словом, общая физика пошла по второму витку своего спирального развития уже не как прародительница всех естественных, а потом и технических наук, а скорее как путеводитель по ним.
И автор желает читателю по возможности не заблудиться в этом безбрежном научном океане, хотя искать одну-единственную, короткую и прямую дорогу в науке тоже не советовал бы. Потому что чаще всего короткими и прямыми бывают только тупики. Итак, с физикой – в счастливую творческую жизнь!
И советую прочесть.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

17. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. 1975 год. 628 стр. djvu. 24.2 Мб..
Книга представляет собой вводный обзор всей современной физики, начиная от устоявшихся классических разделов ее до последних достижений в области физики элементарных частиц и астрофизики. Автор поставил цель подвести читателя к фундаментальным идеям физики и раскрыть некоторые из современных концепций, получивших развитие в середине XX столетия. С этой задачей он справился блестяще. Книга написана достаточно строго, с большим педагогическим мастерством. В ней показаны красота, романтика и величие научного поиска. Автор не пользуется высшей математикой, изложение сопровождается многочисленными примерами и наглядными рисунками. Книга будет с удовольствием прочитана самыми широкими кругами читателей: инженерами и научными работниками, преподавателями высшей и средней школы, студентами и школьниками старших классов.
Рекомендую особенно тем, кому трудно дается физика. Но книга полезна и преподавателям физики.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

18. В.Ф. Дмитриева, В.Л. Прокофьев. Основы физики. Уч. пособие. 2001 год. 527 стр. djvu. 11.9 Мб.
Данное учебное пособие считается самодостаточным, потому что содержит теоретические вопроцы курса физики, рассказанные с современных позиций, образцы решения задач по всем разделам курса, задачи для самостоятельного решения, и еще весь важный справочный материал. Сделан упор на изложение главных мыслей и способов физической науки. Показана роль основательных экспериментов в становлении прогрессивной физики. Даны объяснения физических явлений, основополагающих законов и понятий с целью их последующего использования для решения фактических задач.
Лучшая книга, если на подготовку к экзамену остались одни сутки.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать

19. Леденев А. Н. Физика. Учебное пособие lля вузов. В 5 кн. djvu. Кн. 1. Механика. 2005. 240 стр. 2.2 Мб.
Кн. 2.Молекулярная физика и термодинамика. 2005. 208 стр. 1.66 Мб.
Уважаемый А.Н., за 30 лет работы посмотрел много учебников. Вам прекрасно удалось справиться с поставленной задачей в предисловии. Очень ясно написаны обе книги. Продолжения в сети не нашел, также и Вашего имени отчества. Если у Вас есть электронная версия других томов, не могли бы Вы прислать их для размещения. Я буду очень благодарен, и все студенты тоже.
Если кто-то может прислать книги или ссылку на скачивание, то помогите. Ссылку можно оставить вгостечой.

Скачать 1

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать 2

NEW. 20. Кингсеп А.С., Ципенюк Ю.М. редакторы. Основы физики. Курс общей физики. Учебник. В 2-х томах. 2001 год. djvu.
Том 1. 560 стр. Механика, электричество и магнетизм, колебания и волны, волновая оптика.
Том 2. 504 стр. Квантовая и статистическая физика, термодинамика. В заключительном разделе анализируется эволюция наших взглядов от классической к квантовой системе описания природы, разбирается вопрос о происхождении мира, о поведении вещества в экстремальных условиях.
Данный учебник - победитель конкурса Министерства образования РФ - адресован студентам технических университетов с углубленным изучением физики, а равно и студентам физико-математических факультетов классических университетов. Изложение ведется на современном уровне при достаточно высокой степени формализации, но математической подготовки, выходящей за рамки технического университета, у читателя не предполагается - все необходимые дополнительные сведения включены непосредственно в данный курс. Курс соответствует программе бакалавриата по техническим специальностям.
Достаточно подробно и понятно изложен материал.

КОРРЕКЦИЯ

АГРАММАТИЧЕСКОЙ

ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопеда

Москва 2006

ББК 74.3 М12

Мазанова Е.В. М12 КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Из­дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

18ВЫ 5-296-00684-4

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда­ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ­ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор­рекционных школ, студентам дефектологических факульте­тов, педагогам коррекционных классов.

© Мазанова Е.В., 2006 181ИЧ 5-296-00684-4 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006

Введение

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, на­рушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для коррекции аграмматической дисграфии у детей. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии

Информированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи (Р.Е. Левина, И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова).

Даже там, где нет сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывание в устной речи.

Среди ошибок на безударные гласные чаще всего встречается неправильное употребление корневой гласной. Отмечается множество подобных ошибок и в тех случаях, когда правило правописания безударных гласных уже пройдено детьми. Это объясняется тем, что для применения данного правила ребенок должен оказаться способным подобрать однокоренное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением. Однако ограниченный словарный запас, несформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение необходимых для проверки сомнительного гласного родственных слов.

Встречаются ошибки на безударные гласные в окончаниях слов, в приставках и суффиксах.

Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме:

Неправильное употребление падежных окончаний; ошибки бывают не только в трудных, особых случаях склонения существительных, но и в простых падежных формах так как процесс дифференциации окончаний существительных в зависимости от типа склонения задержан и I моменту школьного обучения, как правило, оказывается незавершенным;

Особенности письма и чтения детей... 5

    неверное употребление числа имен существительных (вместо единственного числа в письме часто встречаются употребления множественного и наоборот);

    трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе);

    в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования);

    трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности: пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера.

Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.

Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных конструкций. Распространенным на письме является отделение в сложноподчиненном предложении придаточного предложения от главного. Это нарушение касается оформления предложения и не отражается на его содержании. Однако встречаются случаи, когда придаточное предложение на письме употребляется не только рядом с главным как самостоятельное, но и вообще без главного. А иногда главное предложение сохраняется лишь частично (Ж.Т. Рахимова).

Нарушение письма часто сопровождается недостатками чтения, которые также обусловлены отклонениями в развитии устной речи. Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.).

Нарушения чтения, возникающие в результате недоразвития грамматического строя речи, называют аграмматической дислексией. При чтении у детей наблюдается аграмматизм, связанный с трудностями восприятия тонких грамматических значений слов, обусловленных морфологической структурой слова.

Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребенка к отрывистому чтению с паузами между словами. Пауза делается нередко после чтения каждого слова. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного, так как звуковой образ слова у ребенка в процессе чтения плохо усваивается и связь со значением не устанавливается. Для понимания содержания прочитанного нужен определенный запас слов, знание их значений, а словарный запас у детей с недоразвитием речи весьма ограничен.

Понимание прочитанного зависит не только от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов, связи предложений. Большие затруднения в понимании читаемого текста вызывает наличие относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Особенно трудны для понимания метафоры и сравнения.

Указанные нарушения письма и чтения могут встречаться и у детей с нормальным речевым развитием в виде единичных трудностей и ошибок, но их совокупность и составляет картину, характерную для аграмматической дисграфии и дислексии. При этом ошибки грамматического оформления устного и письменного высказывания следует считать диагностическими.

Предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды детских садов и воспитатели коррекционных групп.

Е.В. МАЗАНОВА
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопедов

Самарской области

Москва 2006

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза , а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить. динамику состояния письменной речи ребенка.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий , а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:


  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

  3. Развивать зрительный анализ и синтез.

  4. Развивать зрительно-моторные координации.

  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

  6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);


  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

  • проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи


  1. Проведение первичного обследования.

  2. Оформление документации и планирование работы.
4 Методические рекомендации

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На

данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное), выступления на родительских

собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы , размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.


  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.


  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

  2. Развитие зрительно-моторных координации.
Методические рекомендации 5

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи


  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

  2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

  3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи


  1. Закрепление полученных навыков.

  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.



ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах ; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

Дифференциация букв «о - а» 9

II. Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.

10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.


  1. Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.


  1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

  1. Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.

Дифференциация букв «о - а» 11


  1. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.

  2. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

  3. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки , а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а ? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-

12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букв о - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.


  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...

  2. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.

4.Развитие зрительной памяти.

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.


  1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

  2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О – О А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.

14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия

Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3