Что было в средние века. Что такое средние века, что это за эпоха? Средние века: определение, временные рамки и периодизация. А это легенда

Введение: Мифы о Средних веках

О Средневековье существует множество исторических мифов. Причина этого кроется отчасти в развитии гуманизма в самом начале Нового времени, а также становлении Возрождения в искусстве и архитектуре. Развивался интерес к миру классической античности, а последовавшая за ним эпоха считалась варварской и упаднической. Поэтому средневековая готическая архитектура, которая сегодня признана необычайно красивой и технически революционной, была недооценена и оставлена в стороне ради стилей, которые копировали греческую и римскую архитектуру. Сам термин «готический» изначально применялся к готике в уничижительном свете, служив отсылкой к племенам готов, разграбившим Рим; значение слова - «варварский, примитивный».

Еще одной причиной многих мифов, связанных со Средневековьем, является его связь с Католической церковью (далее - «Церковь» - прим.Newoчём). В англоязычном мире эти мифы берут свое начало в спорах католиков и протестантов. В других европейских культурах, например, в Германии и Франции, подобные мифы формировались в рамках антиклерикальной позиции влиятельных мыслителей эпохи Просвещения. Далее представлено краткое изложение некоторых мифов и ложных представлений об эпохе Средневековья, которые возникли как результат различных предрассудков.

1. Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

На самом деле Церковь никогда не учила тому, что Земля плоская, ни в одном периоде Средневековья. Ученые того времени имели хорошее представление о научных аргументах греков, которые доказали, что Земля круглая, и умели пользоваться научными приборами, такими как астролябия, чтобы достаточно точно определять длину окружности. Факт сферической формы Земли был настолько хорошо известен, общепризнан и не примечателен, что, когда Фома Аквинский начинал работу над своим трактатом «Сумма теологии» и хотел выбрать объективную неоспоримую истину, он в качестве примера привел этот самый факт.И о форме Земли были осведомлены не только грамотные люди - большинство источников свидетельствуют, что все это понимали. Символом земной власти королей, который использовался в церемониях коронаций, была держава: золотая сфера в левой руке короля, которая олицетворяла Землю. Этот символизм не имел бы смысла, если бы не было понятно, что Земля имеет сферическую форму. В собрании проповедей немецких приходских священников 13 века также мельком упоминается, что Земля «круглая, как яблоко» с расчетом на то, что крестьяне, слушающие проповедь, понимают, о чем речь. А популярная в 14 веке английская книга «Приключения Сэра Джона Мандевиля», рассказывает о человеке, который отправился так далеко на восток, что вернулся на родину с ее западной стороны; и книга не объясняет читателю, как это работает.

Распространенное заблуждение в том, что Христофор Колумб открыл истинную форму Земли, и что Церковь выступала против его путешествия, есть не что иное, как современный миф, созданный в 1828 году. Писателю Вашингтону Ирвингу было поручено написать биографию Колумба с указанием, чтобы он представил путешественника как радикального мыслителя, восставшего против предубеждений Старого Света. К сожалению, Ирвинг обнаружил, что Колумб на самом деле глубоко ошибался в размерах Земли и открыл Америку по чистой случайности. Героическая история не складывалась, и поэтому он выдумал идею о том, что Церковь в Средневековье мыслила Землю плоской, и создал этот живучий миф, а его книга стала бестселлером.Среди собрания крылатых выражений, встречающихся в Интернете, можно часто увидеть предположительное высказывание Фернана Магеллана: «Церковь заявляет, что Земля плоская, но я знаю, что она круглая. Потому что я видел тень Земли на Луне, и я доверяю Тени больше, чем Церкви». Так вот, Магеллан никогда такого не говорил, в частности потому, что Церковь никогда не утверждала, что Земля плоская. Первое использование этой «цитаты» встречается не ранее чем в 1873 году, когда оно было использовано в эссе американского волтерианца (волтерианец - свободомыслящий философ - прим.Newoчём) и агностика Роберта Грина Ингерсолла. Он не указал никакого источника и весьма вероятно, что он просто сам выдумал это высказывание. Несмотря на это, «слова» Магеллана все еще можно встретить в различных сборниках, на футболках и постерах организаций атеистов.

2. Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни лет назад

Миф о том, что Церковь подавляла науку, сжигала или пресекала деятельность ученых, является центральной частью того, что историки, пишущие о науке, называют «столкновением способов мышления». Эта стойкая концепция зародилась еще в эпоху Просвещения, но утвердилась в сознании общественности с помощью двух известных работ 19 века. Сочинения Джона Уильяма Дрейпера «История отношений между католицизмом и наукой» (1874) и Эндрю Диксона Уайта «Борьба религии с наукой» (1896) были весьма популярными и авторитетными книгами, распространившими веру в то, что средневековая Церковь активно подавляла науку. В 20 веке историографы науки активно критиковали «положение Уайта-Дрейпера» и отмечали - бóльшая часть приведенных доказательств была крайне неверно истолкована, а в некоторых случаях вообще выдумана.В эпоху поздней Античности раннее христианство действительно не приветствовало то, что некоторые священнослужители называли «языческим знанием», то есть научные работы греков и их римских преемников. Некоторые проповедовали, что христианину должно сторониться таких работ, ибо они содержат небиблейское знание. В своей знаменитой фразе один из Отцов Церкви, Тертуллиан, саркастически восклицает: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». Но подобные мысли отвергалась другими выдающимися богословами. К примеру, Климент Александрийский утверждал, что если Бог дал евреям особое понимание духовности, он мог дать грекам особое понимание научных вещей. Он предположил, что если евреи взяли и использовали золото египтян в своих целях, то христиане могут и должны использовать мудрость языческих греков как дар Божий. Позже рассуждения Климента встретили поддержку Аврелия Августина, и более поздние христианские мыслители приняли эту идеологию, отмечая, что если космос является творением мыслящего Бога, то он может и должен постигаться в рациональном ключе.

Таким образом натурфилософия, которая в значительной степени основана на работах таких греческих и римских мыслителей, как Аристотель, Гален, Птолемей и Архимед, стала основной частью программы средневековых университетов. На Западе, после распада Римской Империи, многие античные труды были утеряны, но арабским ученым удалось их сохранить. Впоследствии средневековые мыслители не просто изучали дополнения, сделанные арабами, но и пользовались ими, совершая открытия. Средневековые ученые были очарованы оптической наукой, а изобретение очков лишь отчасти является результатом собственных исследований с использованием линз для определения природы света и физиологии зрения. В 14 веке философ Томас Брадвардин и группа мыслителей называвших себя «Оксфордскими калькуляторами» не только впервые сформулировали и доказали теорему о средней скорости, но и первыми начали использовать количественные понятия в физике, закладывая, таким образом, основу для всего, что было достигнуто этой наукой с тех пор.Все ученые Средневековья не только не преследовались Церковью, но и сами принадлежали к ней. Жан Буридан, Николай Орем, Альбрехт III (Альбрехт Смелый), Альберт Великий, Роберт Гроссетест, Теодорих Фрайбургский, Роджер Бэкон, Тьерри из Шартра, Сильвестр II (Ге́рберт Орилья́кский), Гильом Конхезий, Иоанн Филопон, Джон Пэкхэм, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей, Уильям Хейтсберри, Ричард Суайнсхед, Джон Дамблтон, Николай Кузанский - их не преследовали, не сдерживали и не сжигали на кострах, но знали и почитали за их мудрость и ученость.Вопреки мифам и распространенным предубеждением, нет ни одного примера, когда в Средние века кто-нибудь был сожжен за что-либо, связанное с наукой, как и нет доказательств преследования какого-либо научного течения средневековой Церковью. Судебный процесс над Галилеем случился намного позже (ученый был современником Декарта) и был намного сильнее связан с политикой Контрреформации и вовлеченными в нее людьми, чем с отношением Церкви к науке.

3. В Средневековье инквизиция сожгла миллионы женщин, посчитав их ведьмами, а само сжигание «ведьм» было в Средние века обычным делом

Строго говоря, «охота на ведьм» вообще не была средневековым явлением. Своего апогея преследования достигли в 16-17 веках и практически полностью относились к раннему периоду Нового времени. Что касается большей части Средневековья (т.е. 5-15 вв.), то Церковь не только не интересовала охота на так называемых «ведьм», но она еще и учила тому, что ведьм не существует в принципе.Где-то до 14 века Церковь бранила верящих в ведьм людей и вообще называла подобное глупым крестьянским суеверием. Ряд средневековых кодексов, канонических и мирских, запрещали не столько колдовство, сколько веру в его существование. Однажды священнослужитель вступил в спор с жителями одной деревни, которые искренне верили в слова женщины, утверждавшей, что она ведьма и среди прочего может обратиться в клубы дыма и покинуть закрытую комнату через замочную скважину. Чтобы доказать глупость этого верования, священник закрыл себя в комнате с этой женщиной и ударами палкой вынуждал ее покинуть комнату через замочную скважину. «Ведьма» не сбежала, и жители деревни усвоили урок.Отношение к ведьмам начало меняться в 14 веке, особенно в разгар эпидемии чумы 1347 – 1350 годов, после которой европейцы стали все больше и больше бояться заговора вредоносных демонических сил, в большинстве своем мнимых. Помимо преследования евреев и запугивания групп еретиков, Церковь стала более серьезно относиться к ковенам ведьм. Кризис наступил в 1484 году, когда Папа Римский Иннокентий VIII опубликовал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души» - прим. Newочём), которая запустила охоту на ведьм, бушевавшую по всей Европе следующие 200 лет.

В начавшиеся преследования ведьм были вовлечены в равной степени католические и протестантские страны. Что интересно, охота на ведьм, кажется, следует географическим линиям Реформации: в католических странах, которым не особо угрожало протестантство, как, например, Италии и Испании, количество «ведьм» было невелико, а вот страны на линии фронта религиозной борьбы того времени, вроде Германии и Франции, испытали на себе всю тяжесть этого явления. То есть, что две страны, где инквизиция была наиболее активна, оказались местами, где связанная с ведьмами истерия была наименьшей. Вопреки мифам, инквизиторы были намного больше обеспокоены еретиками и вновь обратившимися в иудаизм обращенными христианами-евреями, чем какими-то «ведьмами».В протестантских странах охота на ведьм становилась неистовой вспышкой, когда статус-кво был под угрозой (как, например, охота на ведьм в Салеме, штат Массачусетс), или во время социальной или религиозной нестабильности (как в якобинской Англии или при пуританском режиме Оливера Кромвеля). Несмотря на сильно преувеличенные утверждения о «миллионах женщин», казненных по обвинению в колдовстве, современные историки оценивают реальное количество жертв приблизительно в 60-100 тысяч человек за несколько столетий, и 20 процентов жертв были мужчинами.Голливуд увековечил миф о «средневековой» охоте на ведьм, и лишь немногие голливудские фильмы, повествующие об этом периоде, способны не поддаться соблазну и не упомянуть ведьм или кого-либо, преследуемого жутким священником за колдовство. И это несмотря на тот факт, что практически весь период этой истерии последовал за Средневековьем, а вера в ведьм считалась суеверной чепухой.


4. Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли, и у них были гнилые зубы

Мысль о том, что люди Средневековья не мылись, основана на ряде мифов и ложных представлений. Во-первых, 16 век и затем 18 век (то есть после эпохи Средневековья) стали периодами, когда врачи утверждали, что принимать ванны вредно, и люди старались делать это не слишком часто. Обыватели, для которых «Средние века» начинаются «от 19 века и ранее», сделали допущение, что нерегулярное принятие ванн было распространено и ранее. Во-вторых, христианские моралисты и священники Средневековья действительно предупреждали о вреде чрезмерно частого принятия ванн. Это связано с тем, что эти моралисты предостерегали от чрезмерности во всем - еде, сексе, охоте, танцах и даже в покаянии и религиозной приверженности. Делать из этого вывод, что никто не мылся, совершенно бессмысленно.И, наконец, общественные бани были тесно связаны с проституцией. Нет сомнения, что многие проститутки предлагали свои услуги в средневековых общественных купальнях, а «тушенки» Лондона и других городов находились недалеко от наиболее известных своими борделями и шлюхами районов. Поэтому моралисты и ругались на общественные купальни, считая их вертепами. Делать вывод, что по этой причине люди не пользовались общественными банями так же глупо, как и заключить, что они не посещали находившиеся поблизости бордели.Те факты, что средневековая литература воспевает прелести купания, что средневековая церемония посвящения в рыцари включает в себя ароматическую ванну для посвящаемого оруженосца, что аскетичные отшельники гордились отказом от купания в той же степени, как и отказом от других общественных удовольствий, а мылоделы и владельцы купален устраивали шумные торговые представления, свидетельствует о том, что людям нравилось держать себя в чистоте. Археологические раскопки подтверждают абсурдность представления о том, что у них были гнилые зубы. Сахар был дорогой роскошью, а рацион среднестатистического человека был богат овощами, кальцием и сезонными фруктами, поэтому на самом деле средневековые зубы были в отличном состоянии. Более дешевый сахар заполонил рынки Европы только в 16-17 веках, что и вызвало эпидемию кариеса и плохого запаха изо рта.Средневековое французское высказывание демонстрирует, насколько фундаментальным было купание для удовольствий хорошей жизни:Venari, ludere, lavari, bibere! Hoc est vivere!
(Охотиться, играть, купаться, выпивать! Вот так жизнь надо проживать!)

5. Средневековье - мрачный период относительно технологического прогресса, в котором практически ничего не было создано вплоть до эпохи Возрождения

На самом деле в Средние века было совершено множество открытий, свидетельствующих о технологическом процессе, некоторые из которых стоят в одном ряду с самыми значительными за всю историю человечества. Падение Западной Римской империи в 5 веке разрушительно сказалось на всей материальной и технологической культуре Европы. Без поддержки империи многие грандиозные инженерные и инфраструктурные проекты, а также многие навыки и приемы, задействованные в монументальных постройках, были потеряны и забыты. Разрыв торговых связей означал, что люди становились более экономически независимыми и производили все необходимое сами. Но это скорее стимулировало внедрение и развитие технологий, чем наоборот.Технический прогресс помог автономным сельским общинам повысить популярность таких союзов по всей Европе, что привело к разработке хомута, позволяющего осуществлять более эффективные перевозки и пахоту; также появилась подкова, отвальный плуг, благодаря которому стала возможной культивация более тяжелой северо-европейской почвы; водяные и приливно-отливные мельницы стали использоваться повсеместно. В результате этих нововведений многие земли по всей Европе, ни разу не возделанные во время римских завоеваний, стали обрабатываться, благодаря чему Европа стала богаче и плодороднее, чем когда бы то ни было.Водяные мельницы внедрялись повсеместно в масштабах, несравнимых с Римской эпохой. Это привело не только к широкому использованию гидроэнергии, но и к всплеску активной механизации. Ветряная мельница - это новшество средневековой Европы, используемое наряду с водяной не только для помола муки, но и для производства сукна, изготовления кожаных изделий, приведения в движение кузнечных мехов и механического молота. Последние два нововведения послужили причиной производства стали в полупромышленных масштабах и наряду со средневековым изобретением доменной печи и чугуна передовая средневековая технология производства металла далеко ушла от эпохи римских завоеваний.

Ко второй половине Средневековья (1000 – 1500 гг) ветер и гидроэнергия произвели аграрную революцию и превратили христианскую Европу в богатую, густо населенную и постоянно расширяющуюся местность. Средневековые люди начали экспериментировать с различными способами механизации. Когда они заметили, что теплый воздух заставляет печь работать (еще одно изобретение Средних веков), на больших средневековых кухнях на печах устанавливали веер, чтобы он автоматически поворачивал вертел системы передач. Монахи того времени отметили, что использование системы передач, приводимой в движение снижающимся весом, может служить для механического измерения часа времени.В 13 веке по всей Европе стали появляться механические часы - революционное средневековое изобретение, позволяющее людям следить за временем. Нововведение распространилось стремительно, а миниатюрные настольные часы начали появляться всего через пару десятилетий после изобретения инструмента. Средневековые часы могли бы объединиться с вычислительными устройствами. Чрезвычайно сложный механизм астрономических часов, спроектированных Ричардом из Уоллингфорда, настоятелем монастыря Сент-Олбанс, был настолько запутанным, что потребовалось восемь лет, чтобы изучить полный цикл его вычислений, и это было самое замысловатое устройство такого рода.Рост количества университетов в Средние века также стимулировал появление некоторых технических новшеств. Ученики, изучающие оптические исследования греческих и арабских ученых, ставили эксперименты над природой света в линзах, и в процессе изобрели очки. Университеты также снабдили рынок книгами и способствовали развитию более дешевых методов книгопечатания. Эксперименты с ксилографией в конце концов привели к изобретению наборного шрифта и еще одному замечательному средневековому новшеству - печатному станку.Само существование средневековых судоходных технологий означает, что у европейцев впервые появилась возможность доплыть до Америки. Длительные торговые плавания привели к увеличению размера кораблей, хотя старые формы судовых рулей - они были огромные, в форме весла, устанавливались на боковой части корабля - ограничивали максимальный размер судна. В конце 12 века корабельные плотники изобрели руль, устанавливаемый на корме с помощью петельного механизма, который позволял строить гораздо более крупные корабли и управлять ими более эффективно.

Выходит, что Средневековье не только не было темным периодом в истории развития технологий, но и сумело дать жизнь многим технологическим изобретениям, таким как очки, механические часы и печатный станок - одним из самых важных открытий всех времен.6. Средневековая армия представляла собой неорганизованную группу рыцарей в массивных доспехах и толпу крестьян, вооруженную вилами, ведомую на бой, больше напоминающий уличные разборки. Вот почему европейцы во время крестовых походов часто гибли от рук тактически превосходящих их мусульманГолливуд создал образ средневековой битвы как беспорядочного хаоса, в котором жадные до славы невежественные рыцари управляют полками крестьян. Это представление распространилось благодаря книге сэра Чарльза Омана «Искусство ведения боя в Средние века» (1885). Будучи студентом в Оксфорде, Оман написал эссе, впоследствии выросшее в полноценное произведение и ставшее первой опубликованной книгой автора. Позднее она стала самой читаемой англоязычной книгой, посвященной теме средневековых войн, во многом потому, что была единственной в своем роде вплоть до первой половины 20 века, когда начали проводиться более систематические исследования вопроса.Исследования Омана очень теряли в весе из-за неблагоприятных факторов времени, в котором работал автор: общее предубеждение, что Средневековье - период темный и малоразвитый по сравнению с античностью, недостаток источников, многим из которых только предстояло быть опубликованными, и тенденция не проверять полученную информацию. В результате Оман изобразил средневековую войну как невежественный бой, без тактики или стратегии, который ведется ради завоевания славы среди рыцарей и благородных мужей. Однако к 1960 годам более современные методы и широкий выбор источников и толкований смогли пролить свет на Средневековье, первоначально благодаря европейским историкам в лице Филиппа Контамина и Дж.Ф. Фербрюггена. Новые исследования буквально произвели революцию в понимании устройства средневековой войны и наглядно продемонстрировали, что пока в большинстве источников внимание акцентировалось на личных действиях рыцарей и дворянства, использование других источников рисовало совершенно иную картину.На самом деле подъем рыцарской элиты в 10 веке означал, что у средневековой Европы появился особый класс профессионально обученных воинов, готовых посвятить жизнь искусству ведения боя. Пока одни завоевывали славу, другие тренировались с самого детства и точно знали, что битву выигрывают организация и тактика. Рыцарей готовили к выступлению в пеших войсках, а дворянство к управлению этими войсками (часто именуемых «лэнсы») на поле боя. Управление осуществлялось при помощи сигналов трубы, флага, а также набора визуальных и вербальных команд.

Разгадка тактики средневекового боя кроется в том, чтобы в сердце армии противника - пехоте - образовалось достаточно брешей и тяжелая пехота могла нанести по ней решающий удар. Этот шаг нужно было тщательно выверить и осуществить, обеспечивая защиту собственной армии, чтобы не дать противнику возможности проделать тот же трюк. В отличие от популярного мнения, средневековая армия состояла в основном из пехоты и конницы, включая элитную тяжелую кавалерию, составляющую меньшинство.Голливудское представление о средневековой пехоте как о толпе крестьян, вооруженных сельскохозяйственным инвентарем, также ни что иное, как миф. Пехота набиралась из рекрутов в сельской местности, но призванные на службу мужчины или не были обучены, или были плохо экипированы. На землях, где была заявлена всеобщая воинская повинность, всегда были мужчины, готовые в короткий срок подготовиться к войне. Английские лучники, выигравшие битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре, были крестьянскими рекрутами, но они были хорошо обучены и очень эффективны в форс-мажорных обстоятельствах.Власти итальянских городов оставляли один день в неделю на подготовку горожан к выступлению в составе пехоты. В конце концов, многие выбирали военное искусство в качестве профессии, и дворянство часто взимало средства со своих вассалов в счет налогов на военные нужды и использовало эти деньги, чтобы пополнить ряды армии наемными солдатами и людьми, владеющими конкретными видами оружия (например, арбалетчиками или мастерами по осадному оружию).Решительные битвы часто являли собой огромный риск и могли не увенчаться успехом, даже если ваша армия численно превосходила армию противника. Как результат, практика открытого боя была редкой для Средневековья, и большинство войн представляли собой стратегически выверенные маневры и чаще всего длительные осады. Средневековые зодчие подняли искусство построения крепости на новый уровень: великие замки эпохи крестовых походов, как Керак и Крак де Шевалье, или цепочка массивных построек Эдварда Первого в Уэльсе являют собой шедевры оборонительного проектирования.Наряду с мифами о средневековой армии, когда чернь, управляемая бездарными идиотами, идет на войну, существовала идея, что крестоносцы проигрывали в схватках с тактически более подготовленными противниками с Ближнего Востока. Анализ битв, проведенных крестоносцами, показывает, что они выиграли чуть больше сражений, чем проиграли, пользуясь тактиками и оружием друг друга, и это была совершенно равная борьба. В реальности же причиной падения государств крестоносцев Утремера послужила нехватка людских ресурсов, а не примитивные навыки ведения боя.В конце концов, есть мифы о средневековом вооружении. Общее заблуждение заключается в том, что средневековое оружие было таким непомерно тяжелым, что рыцарей приходилось усаживать в седло неким подъемным механизмом, и что рыцарь, сброшенный с коня, не мог самостоятельно встать. Безусловно, только идиот отправился бы на битву и рисковал своей жизнью в броне настолько затрудняющей движение. На поверку средневековые доспехи весили в общей сложности около 20 кг, что составляет почти половину того веса, с которым на фронт отправляется современная пехота. Реконструкторы битв в наши дни любят выполнять акробатические трюки, демонстрируя, каким маневренным и быстрым может быть полностью экипированный воин. Раньше кольчуга весила гораздо больше, но даже в ней тренированный человек был вполне мобильным.

«Средние века» - это термин, придуманный гораздо позже времени, им обозначенного. Введен он был изначально, для того, чтобы определять время строгого запрета на все, что было связано с Античностью. Это был период, последовавший за распадом Западной Римской империи, и продолжавшийся до начала эпохи Возрождения, когда интерес к Древнему Риму и Греции вспыхнул с новой силой.

Временные рамки колеблются

Приблизительно он ограничен VI и XVI веками, и это тысячелетие принято называть Средневековьем. Но, разумеется, точные временные рамки средних веков не установлены. Мнений очень много. Называется и конец XVII века, ведь после падения Константинополя в 1453 году (одна из границ окончания Средневековья), с небольшими перерывами шли одно за другим эпохальные события, дающие все больше свобод человечеству. И каждое из них у определенной группы историков служит датой окончания «темных времен», хотя этот термин более уместен в отношении Раннего и Среднего Средневековья. К рубежным датам относят открытие Америки (1492) и начала Реформации (борьба со злоупотреблениями католической церкви), приходящиеся на 1517 год. Затем последовали Английская революция, окончание Тридцатилетней войны, заключение Вестфальского мира и уравнение в правах католиков и протестантов. И каждое из этих судьбоносных для Европы событий рассматривается модиевистами как возможные заключительные временные рамки средних веков.

Разные школы - разные взгляды

Представители модиевистики изучали в основном историю европейского Средневековья, а ведь схожие события происходили и в России, и дальше, в Азии, Африке, в открытой только что Америке. Среди ученых есть сторонники долгого Средневековья. В своих теориях они основываются на более полных данных о радикальных изменениях во всех абсолютно слоях человеческого общества. Началом Нового времени они считают начало Великой французской революции. Нет согласия и в отношении начала этого временного периода. В «Истории человечества» - энциклопедическом издании ЮНЕСКО - граница между Древним миром и Средневековьем связана с моментом Очевидно, каждый ученый имеет право на свою точку зрения.

Обширность понятия

Так что такое «средние века»? Это, по меркам истории человечества, довольно непродолжительный период, включивший в себя очень многое. Менялись этапы развития общества, возникали новые религии и страны, открывались континенты и рождались гениальные ученые, изменившие представление о мире и науке в целом, произошло «великое переселение народов». Очевидно, что такое многогранное понятие необходимо рассматривать в разных плоскостях. Ведь, действительно, учитывая то, как зверствовала инквизиция, как жестоко она подавляла даже намек на инакомыслие, то окончанием этого времени необходимо считать уравнение в правах представителей разных конфессий, а не появление шедевров гениев Ренессанса.

Близнецы-братья

Что такое Средние века? Коротко это звучит так - период исторического развития общества между Античностью (Древним миром) и Новым временем. Другое дело, где Античность заканчивается, а Новые времена начинаются. Каждому историческому этапу соответствует своя общественно-экономическая формация: Античности - рабовладельческий строй, Средневековью - феодальный, Новому времени - капиталистический. Временные рамки средних веков в странах Европы, и не только, совпадают с феодализмом полностью, а вот, например, в России его остатки были уничтожены только в октябре 1917 года. В некоторых странах остаточные явления феодализма не преодолены до сих пор. И в отношении Европы мнения исследователей разнятся. Утверждается, что еще долгое время средневековое общество было многоукладным, причем во всех сферах. Очевидно, так оно и было, ведь не по команде происходит смена формаций.

Возникновение понятия

Распространенная версия такова, что зарождение, господство и разложение феодализма - Средних веков. И сам этот термин был введен итальянскими гуманистами (например, Флавио Бьондо), которые, направляли значительные усилия на возрождение классической латыни.

Они обозначили период, предшествующий их времени и отделяющий от боготворимой ими античности, словосочетанием medium aevum, звучащим как «ме им аеуим», что означает «средний век». Как бы ни был короток век Средних времен по сравнению с существованием Древнего мира, различным его периодам были присущи отличительные черты, и поэтому существует периодизация Средних веков.

Необходимость периодизации

Она представляет собой разделение 12-векового господства этого исторического отрезка на три основных периода. К первому относится время, растянувшееся с конца V века по середину XI, и называется оно Ранним Средневековьем. Классическое, или наступило сразу за предыдущим этапом (XI век) и закончилось в XIV веке. Позднее, завершающее Средневековье, называют еще и Ранним Новым временем. Его период - XIV—XVI века. Историография XX века очень изменилась под воздействием французской школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы», в честь которого была и названа. Ими была выдвинута идея «долгого Средневековья».

Характерные черты Раннего Средневековья

Начало Средних веков совпадает со значительным расширением площадей, на которых зарождается западноевропейская цивилизация. Характерной чертой Раннего Средневековья является образование государств на территории Англии, Франции, Саксонии, России. За этот период, длящийся приблизительно 5 веков, произошло «великое переселение народов», в основе которого лежит вторжение гуннов из Азии в Восточную Европу, которая была периферией Западной Римской империи. Потесненные гуннами народы перемещались в основном на территории Галлии, Испании, Италии и Дакии. Еще одной отличительной чертой этого исторического периода является переход от язычества к христианской религии, происходящий под эгидой Римско-католической церкви, роль которой в этот временной отрезок переоценить трудно.

Империя франков

Средние века - это господство церкви. Она была ядром всей западной цивилизации, она сплотила вокруг себя народы, и она же была средоточием культуры. Закладываются и новые производственные отношения - возникает феодализм, в основе которого лежит господство крупной земельной собственности. Нельзя не сказать о возникновении в этот период государства франков, которым правила династия Каролингов, представитель которой, Карл Великий, объединил территории, приближающиеся по размерам к площади, занимаемой Западной Римской империей. Сохранить и эту империю не удалось. Для Раннего Средневековья вообще характерна изменчивость границ возникающих государств. Все находится в процессе образования и формирования. Начинают развиваться определенные литературные направления - Раннее Средневековье стало золотым временем для возникновения Героического эпоса. Вообще «средние века» - это «Слово о полку Игореве» и французская «Песнь о Роланде», испанская «Поэма о Сиде» и немецкая «Песнь о Нибелунгах». Так что времена были не совсем «темными».

Войны и восстания как двигатели прогресса

Само название следующего этапа - «высокое», «классическое», «зрелое» Средневековье - говорит о том, что в этот период завершилось и достигло расцвета (стало наиболее продуктивным) все, начатое в предыдущее время.

Окончательно сформировались феодальные отношения, укрепилась централизованная власть, образовываются сословно-представительные монархии (когда в составлении законов принимали участие представители разных сословий). Эта эпоха имела только ей присущие характерные черты - начинают зарождаться парламенты и политические партии. Не обошли это время стороной и кровавые распри. Унесшая четверть населения страны династическая война Алой и Белой розы, когда часть населения, преданная представителям родов Плантагенетов-Ланкастеров, убивала сторонников Йорков, то есть англичане уничтожали англичан. Еще одной отличительной чертой этого периода являются крестьянские восстания, например, Джона Болла и Уота Тайлера в Англии.

Сокровища средневековой архитектуры

Что такое Средние века? Это великая архитектура, объединившая в себе 4 стиля - «Каролингское возрождение» (по имени правящей династии во франкском государстве), Оттоновское искусство (по имени представителя саксонской династии Оттона I Великого), романский и готический стили. Расцвет последнего, зародившегося во Франции в XII веке, как раз и пришелся на время Позднего Средневековья. По всей Европе разбросаны изумительные образцы этих архитектурных направлений. А «готика» - это вообще украшение Европы, ее визитная карточка. Кёльнский собор (1248-1437), Нотр-Дам де Пари (1163-1437), готические костелы и соборы Праги - что может сравниться с этой непостижимой красотой. Они ни на йоту не уступают шедеврам Возрождения.

Ужасы мрачного Средневековья

Что такое Средние века? Это Великий голод, пандемия чумы, или Черная смерть, это Инквизиция, кровавые крестовые походы и Жакерия - крупное антифеодальное восстание французских крестьян (Жаков-простаков) в 1358 году. Однако Позднее Средневековье называется еще и Ранним Новым временем, то есть начинался бурный рост по всем направлениям - крепли города, развивались ремесла, зарождались мануфактуры, торговля набирала обороты. Происходили громадные сдвиги в общественной, культурной, научной и политической жизни Европы. Приходит в упадок папство - стержень Средневековья. Смену формаций подготовили невиданные до сих пор по размерам и мощи бунты низших слоев населения - Нидерландское восстание и Великая крестьянская война в Германии.

Традиционное понимание

В наше время периодизация Средних веков определяется с учетом особенностей каждой страны, но и с признанием того, что в той или иной форме этот исторический процесс присущ всем государствам мира. Поэтому и конкретных временных рамок нет. XVII век - время, когда феодальные отношения изживают себя, и начинается зарождение капитализма.

Но именно несчастья, пришедшиеся на XV век - голод, страшные болезни, зверства инквизиции, создают мрачную картину, как будто бы принадлежащую кисти Иеронима Босха, и ассоциируются со Средневековьем. Поэтому чаще всего под определение Средних веков подпадают не прекрасные произведения литературы и архитектуры, Великие открытия, а костры, на которых сжигали еретиков, в том числе и Джордано Бруно, страшные белые маски с длинным клювом, в которых ходили врачи по грязным улицам зачумленных городов. В то время европейцы еще и не мылись. Поэтому долго термин «средневековый» будет синонимом таким понятиям, как «дремучий», «отсталый», «забитый».

При подготовке к ЕГЭ по истории, особенно при изучении материала по всемирной истории, у учащихся возникает много вопросов о периодизации. А поскольку без периодизации изучать эту науку бесполезно, то остановимся на вопросе: средние века — это какие года вообще?

Периодизация Средневековой истории

История Средневековья начинается с 476 года. Этот год считается официальным концом . Уже с начала пятого же века новой эры стали образовываться так назывемые варварские королевства: вандалов, готов, гуннов и прочих племен, которые проживали на границе империи и только и ждали счастливой возможности расположиться на ее территории.

Концом же средневековой истории считается середина XVII столетия, когда в Англии началась первая буржуазная революция. Четкого года особо нет. Однако лично для себя я имею в виду дату 1649 год, когда казнили короля Карла Первого Стаюарта.

Разумеется, этот период, с 476 года по 1649 год — весьма продолжителен. Его именуют иногда Темными веками. Справедливости ради стоит отметить, что впервые этот период так назвал Франческо Петрарка (1304 — 1374 годы). Однако в современной исторической науке это название часто употребляют к более узкому периоду VI - VIII веков, когда варварские королевства разрушали до основания осколки Рима и пытались создать на ее руинах свою государственность. Часто, впрочем, безуспешно.

Важно понимать, что само Средневековье также делится на ряд периодов.

  • Первый период - V по XI века — называется Ранним (Верхнее) Средневековьем. Он характеризуется формированием государств на территории некогда огромной Западно-Римской империи. В этот период также происходит формирование феодализма на основе римского колонната.
  • Второй период — Классическое (Среднее) Средневековье - XII по XV века. В этот период в странах Западной Европы происходит раздробленность и вслед за ней процесс собирания королевского домена, а также формирование признаков абсолютистской власти.
  • Третий период — Позднее (Нижнее) Средневековье с XV века до середины XVII столетия. В этот период происходит Реформация и другие очень важные исторические процессы.

Все события Средневековья вы должны уметь четко соотносить с этими периодами. Чтобы узнать, какие именно события надо учить, крайне рекомендую скачать кодификатор тем КИМ

Средневековье – это особый исторический период между древними и новыми временами. Определить его границы с высокой точностью возможным не представляется, так как начинался он и заканчивался в разных странах в разное время.

Средние века: общее понятие о периоде

Для большинства европейских стран этот исторический период начался после того, как пала Западная Римская империя и закончился во времена Буржуазной революции в Англии. То есть, приблизительные границы – это 12 веков, начиная с пятого и заканчивая семнадцатым. В то же время специалисты по этой части истории считают, что Средние века закончились еще до открытия Америки, то есть, приблизительно, в 1500 году. Впервые термин “Средневековье” был применен еще в эпоху гуманизма – так деятели того времени отделяли его от “темного” прошлого.

Весь этот период подразделяется на части, которые существенно различаются между собой в культурном и социальном планах – это раннее, среднее и позднее Средневековье.

Этот период оказал значительное влияние на культурное и историческое развитие человечества. Основная его особенность – это становление и развитие феодальных отношений, который пришли на место характерного для древних времен рабовладения. Именно в это время зародились многие народности и сформировались основные черты их менталитета.

Рис. 1. Средневековый феодал.

В то время, с одной стороны, церковь диктовала условия государству и наказывала инакомыслящих, с другой же – это период научных и философских открытий, без которого современный мир выглядел бы совершенно иначе.

Что дало миру Средневековье?

Это было сложное время: люди той эпохи постоянно боролись за свое существования, а их уничтожали голод, черная чума и костры инквизиции. Однако именно с периодом Средневековья также связан и культурный расцвет, в частности, активное развитие архитектуры. Именно в это период были построены Винчестерский собор и Собор Парижской Богоматери, которые и сегодня остаются образцами этого вида искусства.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Собор Парижской Богоматери.

В Средние века жили и творили Ботичелли и Леонардо да Винчи, открывали тайны звезд Галилей и Коперник. В то же время большинство людей продолжали считать, что Земля – плоская. Это типично средневековый контраст.

Рис. 3. Николай Коперник.

Что мы узнали?

Мы узнали, что Средневековье – это уникальный исторический период по многим причинам: в частности, потому, что до сих пор ведутся споры о том, что такое Средние века с хронологической точки зрения. Была получена информация о том, на какие периоды делится Средневековье и какие отличительные черты имеет, а также каковы его социальные и культурные особенности. Были определены некоторые взгляды средневекового человека на мир и общество. Мы узнали, когда впервые появился соответствующий термин и кто его внедрил. Обозначено, что жизнь человека на протяжении всего этого времени была очень сложной, люди угнетались церковью – с одной стороны и природными факторами – с другой. В то же время эти беды подталкивали цивилизацию к развитию.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 2.

Установление временных рамок

Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика - это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

История средних веков вкратце

  • Философия средневековья
  • Литература средних веков
  • Наука средневековья
  • Церковь в средневековье
  • Архитектура средних веков
  • Искусство средневековья
  • Ренессанс - Романский стиль - Готика
  • Великое переселение народов
  • Византийская империя
  • Викинги
  • Реконкиста
  • Феодализм
  • Средневековая схоластика
  • Кратко о рыцарях
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Столетняя война
  • Авиньонское пленение Пап
  • Европа в Средние века
  • Восток в Средние века
  • Индия в Средние века
  • Китай в Средние века
  • Япония в средние века
  • Древнерусское государство
  • Англия в Средние века
  • Достижения средних веков
  • Изобретения средних веков
  • Права в средние века
  • Города в средние века
  • Франция в средние века
  • Образование в средние века
  • Короли средних веков
  • Королевы средних веков
  • Италия в средние века
  • Женщина в средние века
  • Дети в средние века
  • Торговля в средние века
  • События средних веков
  • Средние века особенности
  • Открытия средних веков
  • Оружие средних веков
  • Школа в средние века
  • Инквизиция в средние века
  • Музыка средних веков
  • Гигиена в средние века
  • Животные средних веков
  • Воспитание в средние века
  • Замок в средние века
  • Пытки в средние века
  • Африка в средние века
  • Медицина в средние века
  • Войны в средние века
  • Мораль средних веков
  • Этика средних веков
  • Произведения средних веков
  • Чума в средние века
  • Костюмы средних веков
  • Сербия в средние века
  • Ученые средних веков
  • Испания в средние века
  • Боги средних веков
  • Иран в средние века
  • Политика в средние века
  • Монастыри в средние века
  • Производство в средние века
  • Дома в средние века
  • Германия средние века
  • Одежда средних веков
  • Памятники средних веков

Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи - V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама - VII век. Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI - начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.

История возникновения термина

Впервые этот термин - «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название - потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.

Периодизация в средних веках

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

Раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.

Раннее средневековье

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

Высокое или классическое средневековье

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница - особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли - сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители - церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов - это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь - это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X - XII векам.

Позднее средневековье
Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества - Столетней. Но одновременно - это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века - удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.