Подписание вестфальского мира. Вестфальский мир (1648 год). Особенности Вестфальской мирной системы. Социально-экономическое развитие империи

Ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом - можно даже сказать, что довольно скромным шагом - в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

Окончилась Вестфальским миром в 1648 г. Религиозный вопрос был на нем решен в пользу равноправности с католиками и лютеранами также и кальвинистов , и правило «cujus regio, ejus religio» («чья земля, того и вера») было отменено. Для секуляризованных духовных княжеств был принят 1624 г. (средний между 1618 и 1630 гг.), как срок, до которого все совершившиеся секуляризации были признаны. В политическом отношении были произведены кое-какие территориальные изменения внутри Германии, но самое главное – князья и вольные города были признаны совершенно самостоятельными, т. е. могли заключать союзы даже с иностранными государствами (но только не против императора и империи). Императорская власть сделалась пустым титулом, имперский сейм превратился (в 1667 г.) в постоянное собрание «послов» и разделился на три коллегии (курфюршескую, княжескую и городскую), а по вероисповедным вопросам на два «корпуса» – католический и евангелический. Наиболее крупные князья были сделаны неподсудными имперскому суду (рейхскаммергерихту). Всех княжеств, на которые распалась Германия, было более трехсот, кроме полусотни имперских городов. Привыкши во время войны без согласия земских чинов налагать подати и собирать войска, князья поступали так и впоследствии. Поэтому ландтаги, ограничивавшие их власть, пришли в упадок. Во второй половине XVII в. у князей явилось желание во всем подражать французскому королю Людовику XІV , и они страшно разоряли своих подданных налогами, которые тратили на постройку дворцов, на покупку дорогих вещей и на роскошный образ жизни. Тридцатилетняя война, таким образом, лишь завершила процесс усиления княжеской власти, начавшийся еще до реформации, а порядок вещей, созданный в Германии войною и Вестфальским миром, сохранялся без всякого изменения до времен Французской революции. Только в Пруссии и Австрии, да и то главным образом лишь с середины XVIII в., сделались заметными новые веяния жизни.

124. Значение Вестфальского мира для Европы

Вестфальский мир имеет в высшей степени важное значение в истории международных отношений. В переговорах, ведшихся в Мюнстере и Оснабрюке, участвовали, представители разных наций, и трактатами, здесь заключенными, были определены положение и взаимные отношения всех западноевропейских государств. Вестфальский мир сделался даже главным основанием для всех международных трактатов второй половины XVII и почти всего XVIII в., вплоть до французской революции . Священной Римской империи, а тем самым и австрийским Габсбургам, стоявшим в её главе, наносился удар, как политической силе, совершенным раздроблением Германии на отдельные княжества и признанием независимости от неё за Швейцарией и Голландией . На счет Германии притом поживились главные враги Габсбургов – Франция и Швеция. Первая из них, закрепив за собою «три епископства», приобрела еще Эльзас, отделенный от её территории Лотарингией, вторая – значительную часть Померании и другие важные пункты (Висмар, Бременское епископство и т. д.). Во второй половине XVII в. Франция и Швеция сделались уже самыми могущественными державами в Европе. В 1648 г. окончилась и борьба Испании с Нидерландами, за которыми испанские Габсбурги должны были особым договором признать полную независимость. Из территориальных изменений, произведенных Вестфальским миром в самой Германии, особенно важное значение для общеевропейских дел получило приращение территории Бранденбурга, превратившегося в начале XVIII в. в королевство Прусское . Установлением равноправности между католиками и протестантами Вестфальский мир вообще положил конец религиозным распрям, раздиравшим Западную Европу в течение целого столетия; притом сделано это было без согласия папы. Когда последний протестовал особою буллою против такого нарушения его прав и против введения религиозной нравственности, на протест его не было обращено никакого внимания даже католическими правительствами.

Реформация и Контрреформация стали фактором дестабилизации международной обстановки, превратив межгосударственный конфликт в конфликт религиозный. Попытка Габсбургов и папства реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой половине XVI в. победила Реформация, привела к тому, что весной 1618 г. в Богемии вспыхнуло восстание против власти Габсбургов, вызванное уничтожением нескольких протестантских церквей и нарушением местных вольностей. К восставшей Богемии примкнули Моравия, Силезия и Лузация.

Так началась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). То, что начиналось как локальное восстание в одной из областей Священной Римской империи, в конечном итоге переросло в многолетнюю кровопролитную войну, в которую были вовлечены крупнейшие государства Западной, Центральной и Северной Европы.

С 1638 г. в войне обозначился перелом в пользу антигабсбургской коалиции. Войскам коалиции удалось вывести из войны Бранденбург и Саксонию; их войска заняли Силезию, проникли в Руссильон, на Нижний Рейн и в Баварию. 19 мая 1643 г. командующий французскими войсками принц Конде разгромил испанскую армию Франсиско де мело у Рокруа в Южных Нидерландах. Это сражение показало, что доселе непобедимые испанские войска больше не сильнейшие в Европе. Утрата имперцами и логистами стратегической инициативы побудила императора Фердинанда /// (1637- 1657 гг.) начать мирные переговоры в Мюнстере с Францией и в Осна- брюке со Швецией и немецкими протестантскими князьями.

Вестфальский мир

В истории дипломатии, как правило, историю европейских конгрессов начинает Вестфальский мир. Он был заключен после длительных переговоров, которые начались еще в 1644 г. в городах Осна- брюке и Мюнстере в Вестфалии. В Оснабрюке заседали представители императора, немецких князей и Швеции, в Мюнстере - послы императора, Франции и других держав. Единственное, что удалось в ходе переговоров дипломатам Фердинанда III - защитить австрийские владения Габсбургов от дальнейшего расчленения и, таким образом, сохранить государственную целостность будущей Австрии. Окончательные условия мира были подписаны в Мюнстере 24 октября 1648 г., куда незадолго до этого приехали уполномоченные из Оснабрюка.

Значение Вестфальского мира заключается в том, что он окончательно установил принцип "cujus regio, ejus religio" ("чья власть, того и вера"). Нужно понимать, что мировоззрение людей того времени было исключительно религиозным, и поэтому этот принцип - принцип государственного уверенитета - мог быть изложен только в религиозных терминах. В то же время, определив границы государств континентальной Европы, Вестфальский трактат стал исходным документом для всех международных договоров на целых полтора столетия, вплоть до конца XVIII в.

Как бы то ни было, этот принцип был положен в основу так называемой Вестфальской системы международных отношений. Почему "так называемой"? Да потому что этот принцип означат не более не менее чем легализацию хаоса в международных отношениях - а хаос не может быть системой.

Во-первых, крупнейшая страна Центральной Европы - Германия оказалась расколотой не только политически, но и религиозно. После Вестфальского мира все притязания императора Священной Римской империи на доминирование в Германии оказались несостоятельными. Немецкие князья получили право вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными державами, объявлять войну и заключать мир - правда, с оговоркой, что их внешняя политика не будет направлена против империи. Но на практике эта оговорка значения не имела.

Во-вторых, ликвидировав остатки политического влияния императора и религиозного влияния папы, Вестфальский мир фактически легализовал ничем не сдерживаемую борьбу европейских государств за доминирование на арене европейской политики. Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и закрепила три ранее приобретенных ею епископства - Мец, Туль и Верден. Французское требование "естественных границ" стало, таким образом, воплощаться в жизнь. Более того, важнейшим итогом Вестфальского мира стала ведущая роль этой страны в европейских политических делах. Вестфальский мир, тем самым, ознаменовал завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Именно Франция (наряду со Швецией) была признана гарантом Вестфальского мира.

Но и Швеция превратилась в великую европейскую державу, добившись того, что устья восточноевропейских рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, по которым шли хлебные грузы из Восточной Европы в Голландию и Англию, оказались в се руках. Мирный трактат признал также самостоятельность Голландии и независимость Швейцарии от Империи.

Итак, в Тридцатилетней войне победу одержала не только Франция, но и некоторые другие новые национальные государства Европы. Но проигравшие, и прежде всего монархия Габсбургов, не собирались складывать оружие. Как мы с вами увидим, борьба между этими мощными и влиятельными странами за доминирование на континенте ввергла Европу в бесконечный кровавый хаос.

Но именно из вестфальского хаоса, как мы увидим в дальнейшем, и зародилась та система международных отношений, которая привнесла в эти отношения порядок и предсказуемость. Это не произошло в результате образования какой-то новой версии pax Romana (лат. римского мира); скорее это произошло в результате создания своего рода кондоминиума великих держав. Идея такого кондоминиума, однако, созрела лишь к 1814

1815 гг., к временам Венского конгресса. Но пока до этого было еще далеко. Вестфальский мир открыл длительный период французской гегемонии на европейском континенте, который продолжался до Франко-прусской войны 1870-1871 гг.

В середине 40-х годов противники вступили в переговоры, завершившиеся в 1648 г. подписанием мирного договора в го­родах Оснабрюке и Мюнстере в Вестфалии, одном из герман­ских государств. Поэтому он называется Вестфальским 1 .

Вестфальский мир закрепил территориальные изменения, происшедшие в Европе во время Тридцатилетней войны. Они были достаточно скромными. Во всяком случае, они не шли ни в какое сравнение с длительностью и масштабами войны, усилиями правительств и жертвами народов. Самые крупные из территориальных изменений произошли в Северной Герма­нии. Швеция получила обширные земли в устьях крупнейших рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, таких как Одер и Эльба (Восточную Пруссию и Курляндию, порты которых она ранее контролировала, сохранить шведам не удалось). В итоге, Швеция вплотную приблизилась к цели внешней поли­тики ее правящих кругов - превращению Балтийского моря в «шведское озеро». Франция по Вестфальскому договору не­сколько расширила свои владения на левом берегу Рейна. Она добилась признания своих прав на крепости Мец, Туль и Вер­ден в Лотарингии, захваченные ею еще в 1552 году. Кроме того, она присоединила небольшие территории в Эльзасе, при­надлежавшие ранее Габсбургам. За счет конфискованных у церкви (секуляризованных) владений расширили, порой значи­тельно, свою территорию некоторые германские государства, в особенности протестантские - Бранденбург, Саксония, Браун-швейг и др.

Значение Вестфальского мира заключалось, прежде всего, в том, что он установил новые правила в отношениях между го­сударствами. В новом международном порядке нашли разреше-

1 В Оснабрюке велись переговоры между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с со­юзниками - с другой, а в Мюнстере -- между императором с союзника­ми, с одной стороны, и Францией с союзниками, с другой.


ние те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне. Вестфальский мир уравнял в правах католиков и про­тестантов (кальвинистов и лютеран). Он узаконил конфиска­цию церковных земель, осуществленную до 1624 г., и отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера». Не­мецкие князья были лишены права определять веру своих под­данных. Вместо него был провозглашен принцип веротерпи­мости, в соответствии с которым христиане любого вероиспо­ведания могли свободно отправлять свой культ в любой части Империи. Тем самым Вестфальский мир подвел черту под более чем столетн"им периодом религиозных войн и создал предпосылки к ослаблению религиозной вражды в Европе. В результате снизилось значение конфессионального фактора в отношениях между государствами. Это в свою очередь привело к известной деидеологизации международных отношений: вместо отвлеченных идей и ценностей, к которым апеллирова­ли сторонники каждого из вероучений, в основу внешней по­литики государств были положены конкретные интересы.


Вестфальский мир поставил крест на стремлении Габсбур­гов подчинить своей власти другие страны и народы Западной Европы. Такие претензии вынашивал еще император Карл V в первой половине XVI века. Не чужд этому стремлению был и Фердинанд II, который развязал Тридцатилетнюю войну. Мир­ный договор подтвердил принцип «исконной немецкой свобо­ды», принятый еще в Средние века в отношениях между импе­ратором и отдельными германскими князьями-членами (чина­ми) Империи. Причем, он существенно расширил рамки той «свободы», которой пользовались князья. Раньше они были самостоятельны только в вопросах внутренней политики. Те­перь же они приобрели широкую самостоятельность и в облас­ти внешней политики. Князья получили право поддерживать разнообразные отношения с иностранными государствами с единственным ограничением - им было запрещено заключать враждебные Империи союзы и вести против нее войны. Тем самым был сделан важный шаг к ослаблению политических связей внутри Священной Римской империи и обретению фак­тической самостоятельности отдельными государствами, вхо­дившими в ее состав.

Вестфальский мир существенно подорвал авторитет импера­торов Священной Римской империи. Раньше император счи­тался старшим по рангу среди монархов. Он как бы венчал пи­рамиду власти в Европе. Все другие монархи - короли, герцо­ги, графы, князья (включая и великого князя Московского) - стояли как бы на низших ступенях феодальной лестницы. Вестфальский мир уравнял в правах глав независимых госу­дарств Европы, имевших титул короля, с императором. Все они

независимо от титула признавались носителями высшей (суве­ренной) власти, главным признаком которой являлись само­стоятельность и могущество их государств. Тем самым Вест­фальский мир нанес чувствительный удар по остаткам Средне­вековья, сохранявшимся в отношениях между государствами.

По Вестфальскому миру Испания признала независимость Республики Соединенных Провинций (Голландии). Это госу­дарство, возникшее в результате восстания северо-нидерланд-ских протестантов против господства католической Испании, добилось таким образом в 1648 г. международно-правового признания. Кроме Голландии международно-правовое призна­ние в качестве независимого государства получила и Швейцар­ская конфедерация, которая возникла еще в 1315 г. в ходе борьбы сельских и городских общин, расположенных в высо­когорьях Альп, против немецких, французских и итальянских феодалов. Признание независимости обоих государств имело огромное значение. Они были признаны суверенными государ­ствами наравне с монархиями, несмотря на то, что являлись республиками. Это представляло собой разрыв с традициями Средневековья, когда республики считались третьесортными государствами. В особенности важно то, что международно-правовое признание получили государства, возникшие не в силу династических причин, не по желанию монархов, а по воле самих граждан. Ведь и Голландия, и Швейцария возникли в результате восстания и длительной борьбы своих граждан за свободу и независимость. Удовлетворив их требования, евро­пейские монархи фактически допустили возможность призна­ния права народов на самоопределение.

Победители в Тридцатилетней войне - страны антигабс­бургской коалиции - получили таким образом значительные территориальные и политические преимущества. Особенно ук­репили свои международные позиции Франция и Швеция (Швеция даже стала членом Империи с правом посылать своих делегатов на имперский съезд - рейхстаг). Оба государства были объявлены гарантами выполнения Вестфальского мирно­го договора. Вместе с ними в числе гарантов выполнения Вест­фальского мира было названо и Русское государство, формаль­но в Тридцатилетней войне не участвовавшее и мирный дого­вор не заключавшее. Это свидетельствовало о росте его между­народного влияния и признании другими европейскими госу­дарствами своим равноправным партнером.

Однако поражение Габсбургов и победа антигабсбургской коалиции отнюдь не привела к установлению в Европе гегемо­нии, или господства, какой-то другой страны или группы стран. В результате Тридцатилетней войны и Вестфальского мира сложилось определенное равновесие, или баланс между


крупнейшими государствами того времени, при котором ни одно из них не располагало решающим перевесом над другими. Поэтому баланс сил стал играть стабилизирующую роль в меж­дународных отношениях. Он практически лишал правительства стран, проводивших агрессивную внешнюю политику, надежды на скорую и легкую победу в захватнической войне. И хотя ба­ланс сил не уберег Европу от новых войн, он представлял собой важную предпосылку сохранения независимости и само­стоятельности европейских государств, обеспечивая тем самым благоприятные внешние условия их развития.

Вместе с тем Вестфальский мир представлял собой важный этап и в развитии международного права, т.е. общепринятых обычаев, норм и правил в отношениях между государствами. Мир подписали, а значит, обязались выполнять большинство государств Европы, в том числе самые крупные и могуществен­ные из них. Это отнюдь не гарантировало народам Европы без­облачного будущего. Однако наличие четких общепризнанных норм права позволяло в случае возникновения войн установить меру ответственности отдельных государств и облегчало поиски мира.

Изменились и сами нормы права, принятые в отношениях между государствами. В Средние века главную роль в междуна­родных отношениях играли монархи, связанные между собой особыми узами феодальной зависимости и старшинства как се­ньоры и вассалы. Согласно нормам, установленным Вестфаль­ским миром, эта роль перешла к суверенным государствам. Так стали называть независимые и равноправные государства, про­водившие самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику в соответствии со своими государственными интересами. Вест­фальский мир послужил исходным пунктом для всех поздней­ших международных договоров вплоть до Французской рево­люции конца XVIII века.

Вестфальский мир подписали большинство участников войны, кроме Франции и Испании. Они продолжали воевать за господство в Южных Нидерландах вплоть до 1659 г., когда был заключен так называемый Пиренейский мир, по которому Франция получила ряд пограничных территорий в Пиренеях (Русильон) и в Нидерландах (Артуа). Пиренейский мир предус­матривал также брак французского короля Людовика XIV с ис­панской инфантой Марией-Терезией. По испанским законам право на корону принадлежало не только дочери короля, но и ее мужу. Поэтому Испания потребовала, чтобы Мария-Терезия отреклась от права наследования каких бы то ни было владе­ний испанской короны. Французы, мечтавшие об испанском наследстве, согласились с этим требованием, но с одним усло­вием. Для действительности отречения Марии-Терезии необхо-


димо было выплатить приданое инфанты в сумме 500 тыс. ис­панских крон в три приема в строго обозначенные сроки, в том числе в день заключения брака. Поскольку в день брако­сочетания выплата не состоялась, французы получили в буду­щем предлог для претензий к испанской короне.

3. Торговое и колониальное соперничество

В результате победы Англии над «Непобедимой армадой» в 1588 г. Испания и Португалия (напомним, в это время они со­ставляли одно государство) лишились своей торговой и коло­ниальной монополии. Это обусловило резкое усиление колони­альной экспансии других стран, прежде всего Англии и Гол­ландии. В результате освободительной войны конца XVI в. Голландия стала самостоятельным государством, политика ко­торого была направлена на поощрение торговли и мореплава­ния, на повышение своей роли как крупнейшего центра миро­вой торговли и мировых финансов. В Англии в середине

XVII в. произошла революция, которая также привела к власти политические силы, выступавшие за активную торговую и ко­лониальную экспансию.

Основными объектами колониальной экспансии обоих го­сударств были Северная Америка и Южная Азия. Испанцы, еще в XVI в. захватившие центральную и южную Америку от Мексиканского залива и Рио-Гранде до Ла-Платы, не проявля­ли большого интереса к землям, лежавшим к северу от полу­острова Флорида. Поэтому в конце XVI - начале XVII в. сюда устремились первооткрыватели, колонизаторы из других евро­пейских стран, главным образом, из Голландии, Англии и Франции. В начале XVII в. возникли первые английские коло­нии на Атлантическом побережье Северной Америки (Вирги­ния в 1607 г., Новая Англия в 1620 г. и др.), на островах Ка­рибского моря (Сент-Китс в 1623 г., Барбадос в 1625 г.). По­степенно колониальные владения мелких европейских госу­дарств были поглощены англичанами и французами. К началу

XVIII столетия англичане сумели колонизовать северо-восточ­ное побережье Америки от острова Ньюфаундленд на севере до полуострова Флорида на юге. Французы сумели захватить до­лину реки Св. Лаврентия, бассейны Великих американских озер, а также реки Миссисипи.

В начале XVII в. колонизаторы из других стран, главным образом из Голландии, проникли и в Индию. Голландцы суме­ли установить контроль над морским путем из Европы в Южную Азию, основав на юге Африки Капскую колонию. Они отобрали у португальцев ряд колоний в Индии, в том числе и остров Цейлон (в 1640 г.). Кроме того, они основали в первой


половине XVII в. ряд колоний в Юго-Восточной Азии. Вслед за голландцами в Индию пришли и англичане. В первой поло­вине XVII в. они захватили несколько городов на восточном побережье полуострова Индостан (Сурат в 1612 г., Неллур в 1619 г., Мадрас в 1639 г. и др.). А со второй половины XVII в. Индию начинают активно осваивать и французы. При этом ме­тоды колониальной политики англичан, голландцев и францу­зов были похожи. Ее основным инструментом являлись моно­польные Ост-Индские компании (английская образована в 1600 г., голландская - в 1602, французская - в 1664), которые получили от своих правительств исключительное право на тор­говлю, мореплавание, строительство крепостей, управление, за­воевание территорий и пр. в колониях.

Все это послужило предпосылкой резкого обострения коло­ниального соперничества Англии, Голландии и Франции во второй половине XVII века. Первоначально наиболее острыми были колониальные и торговые противоречия между Англией и Голландией. В 1651 г. английский парламент принял так назы­ваемый Навигационный акт - закон, в соответствии с кото­рым иностранные товары могли ввозиться в Англию только на судах под английским флагом или под флагом страны-экспор­тера. Этот закон нанес ощутимый ущерб Голландии, которая в то время являлась основным морским перевозчиком. В ре­зультате в 1652 г. разразилась первая торговая (или морская) война между Англией и Голландией, которая продолжалась до 1654 г. За ней последовали две других - 1665-1667 и 1672- 1674 годы.

Однако к концу XVII в. на первый план выдвинулись коло­ниальные и торговые противоречия этих двух держав с Фран­цией, которая главным образом в правление Людовика XIV превратилась в крупную морскую и колониальную державу. Еще в первой половине XVII в. французы основали несколько колоний в Америке - Новая Франция (Канада), Кайенна, ост­рова Ньюфаундленд, Мартиника, Гваделупа и др., в Африке - Сенегал. Уже в конце этого столетия они захватили восточную часть острова Эспаньола (Гаити) в Карибском море и проник­ли в Индию. Возникло большое число крупных монопольных компаний для торговли с различными концами света - Вест-и Ост-Индская, Сенегальская, Гвинейская, Левантийская (для торговли с Восточным Средиземноморьем) и др.

Колониальная и торговая экспансия Франции заставила Англию и Голландию объединиться в целях защиты своих ко­лониальных и морских интересов. В результате «Славной рево­люции» 1688-1689 гг. английским королем был выбран статха-удер Соединенных провинций Вильгельм Оранский. Возникла личная уния двух крупнейших морских держав того времени -


Англии и Голландии. Свою задачу они видели прежде всего в том, чтобы помешать осуществлению захватнических планов Людовика XIV на европейском континенте и в колониальном

В Мюнстере и Оснабрюке были одновременно подписаны два договора, которые вошли в историю под одним названием – Вестфальский мир. Это событие произошло 24 октября 1648 года.
По условиям соответствующего договора, Франция получила право закрепить за собой наиболее важные для страны стратегические позиции. Все крепости располагались вдоль северо-восточной границы Франции – Мец, Туль и Верден. Кроме того, Франция получала также права на пограничную область с Империей: область Эльзас, а также несколько городов, располагающихся на Рейне.
Швеция по договору получила весьма важные для Германии территории: берега Балтийского и Северного морей. Внешняя торговля Германии устанавливалась как раз через эти реки, но теперь Швеция полностью контролировала этот процесс. Подобное явление поставило под удар экономику Германии, которая и без того была крайне ослаблена. Вместе с владениями в Германии французский и шведский монархи приобретали титулы князей Империи и возможность влиять на её внутреннюю политику. Они объявлялись также гарантами Вестфальского мира. Их германские союзники увеличили свои территории за счёт бывших церковных владений.
Вестфальский мир стал договором, который положил конец Тридцатилетней войне.

Предпосылки к созданию договора

В 1618 году разразилась одна из крупнейших войн в истории всей Европы – Тридцатилетняя война. Ключевая цель, которая преследовалась воинствующими сторонами – «христианский мир», что было поддержано папством, а также католическими князьями Германии и Речью Посполитой. В противовес образовалась антигабсбургская коалиция, состоящая из целого ряда различных государств: Франции, Нидерландской республики, Швеции, Дании, России, протестантских германских княжеств, а также Чехии, Трансильвании, северных итальянских княжеств и некоторых районов Англии.

Священная Римская империя в 16 веке представляла собой разрозненное государство, которое объединило в себе огромное количество феодальных германских княжеств. Они, в свою очередь, постоянно конфликтовали между собой и соперничали. К 17 столетию, австрийские эрцгерцоги Габсбурги стали самыми могущественными князьями германской Священной Римской империи. Они объединили под своим началом большое количество территории и вынашивали план по созданию единой «мировой христианской» империи, которой, естественно, собирались руководить.

В конце 15 века, испанская ветвь австрийских Габсбургов стала наиболее могущественной династией. Тем не менее, во второй половине 16-17 веков, в результате Нидерландской революции большая часть земель была отвоевана, тем самым от владения испанских Габсбургов освободились северные провинции Нидерландов. За ними же оставались только Южные Нидерланды.

Франция не могла просто смириться с подобными явлениями. Король Генрих Четвертый Бурбон начал готовиться к началу войны, известной, как Тридцатилетняя, а перед своей гибелью успел создать коалицию против Габсбургов, в которую также входило несколько немецких протестантских княжеств. К тому же, Франция, в случае начала войны, рассчитывала на поддержку со стороны турецкого султана.
Главной причиной для начала Тридцатилетней войны послужили германские княжества, где после Реформации и Крестьянской войны наступила католическая реакция. Значительно усилилась борьба между германскими княжествами, которые входили в состав Священной Римской империи. В протестантских герцогствах и княжествах была создана так называемая, Протестантская уния, которая возглавлялась Фридрихом Пятым. Они возлагали большие надежды на Францию. В 1609 году в противовес Протестантской унии была организована Католическая лига. Ее главой стал Максимилиан Баварский. Он преследовал свои цели, в частности, возвысить свой правящий дом, за счет сил католического союза и сил Габсбургов.

В 1618 году развязалась Тридцатилетняя война. Навязала ее открытая агрессия Габсбургов против Чехии. Военные действия включают в себя несколько временных отрезков, это: Чешский период (1618–1623); Датский период (1625–1629); Шведский период (1630–1635); Франко-Шведский период (1635–1648) и Русско-Польскую войну (1632–1634). Как известно, результат такой вероломной атаки стал для Габсбургской коалиции полнейшим провалом. Они потерпели ряд крупнейших поражений, после чего возникла угроза захвата Вены. Император Священной Римской империи Фердинанд Третий, решился на отчаянный шаг – подписание мирного договора, в котором были описаны тяжелейшие условия для Германии.

Подписание и условия договора

Первый мирный договор, который был заключен между Священной Римской империей, протестантскими немецкими князьями и Швецией, был подписан на территории Оснабрака. Второй же был подписан 24 октября 1648 года в Мюнстере.
Вестфальский мирный договор был подписан, что означало завершение одной из самых длительных общеевропейских войн. В результате карта западноевропейских государств в значительной степени изменилась и была перекроена.

Священную Римскую империю на подписании мирного договора представляли: граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар. От имени Испании прибыл граф Перпиньян, Швеции - Ю.Оксеншерна и А.Сальвиус, а Францию представляли: герцог Лонгвиль, граф д"Аво, граф А.Сервьени, который на протяжении всего времени подписания мирного договора находился в непосредственной координации с кардиналом Мазарини в Париже.

Швеция по условию мирного соглашения получила в свое распоряжение Западную Померанию с островом Рюген, городом Штеттин. Также, она получила в свое распоряжение Померанский залив, ключевые торговые порты также отходили шведам. В результате подобного мирного договора Швеция стала чуть ли ни господствующим государством на территории всего Балтийского моря. Ко всему прочему, шведам выплачивалась довольно большая контрибуция, размер которой составлял пять миллионов талеров.

Франция по соглашению получила: Верхний и Нижний Эльзас, Хагенау и Зундгау, епископства Мец, Туль и Вернен (на Маасе). Страсбург формально оставался в составе Священной Римской империи. Нидерланды и Швейцария получили официальное международное признание как независимые государства. Наиболее важным и серьезным пунктом Вестфальского мира являлось закрепление политической раздробленности Священной Римской империи. Таким образом Германские князья получали полную и абсолютную независимость от императора.
Разумеется, что подписание соответствующего мирного договора не могло обойтись и без гарантов, в качестве которых выступали следующие страны: Швеция, Франция и Россия (присутствовал московский князь).

Итоги войны

После подписания Вестфальского договора, все надежды и грезы Габсбургской коалиции пали прахом. В своей попытке создать и возглавить единую мировую «христианскую» империю, они потерпели поражение и полный крах. На огромное количество времени господствующим государством в Западной Европе являлась Франция. Общеевропейские же границы на протяжении целого столетия оставались нетронутыми.
Для Германии подписание Вестфальского мира в 1648 году означало начало огромного количества бедствий. Мирное соглашение нанесло весомый и довольно трагический отпечаток на всю последующую жизнь страны, причем не только нравственную, но и культурную.

Большинство историков сходятся в едином мнении, что этот договор предопределил собой последующую экономическую и политическую отсталость Германии, по отношению к другим странам. В конце 19 века, сами немецкие историки в полной мере возлагали ответственность за сложную ситуацию в стране именно на кардиналов Ришелье и Мазарини – участников подписания Вестфальского мирного соглашения. Также, историки уверены, что это и стало ключевой причиной для объединения страны, которое произошло в 19 веке и послужило причиной возникновения сильной агрессии против Франции, чтобы вернуть себе те земли, которые принадлежали Германии изначально.