Кто такие крестоносцы. Крестоносец - это кто? Значение слова, его корни и исторические факты. Крестовые походы "пастухов"

20.09.2014

Историки преподнесли, да и сейчас продолжают уведомлять человечество, что крестоносцы - это рыцари, жертвовавшие собой ради идеалов. Они шли буквально на край света только для того, чтобы отыскать и освободить все свои святыни. И самым внушительным и впечатляющим считается самый первый поход. Но так ли это было в действительности? Может, есть другая правда, несколько отличная от всем известной? Да, есть.

И именуется она войной с мусульманами и выгодой правящих от этой войны. Византия стала вдохновителем крестовых походов. Уже тогда, в XI веке, турки выиграли битву с византийским императором Романом IV Диогеном. Потом половцы и печенеги усугубили правителей христианской Византии. А вот прибывшие с Востока солдаты и путешественники рассказывали, что в тех землях живут какие-то совершенно непохожие на них люди, и золото с драгоценными камнями прямо под ногами валяются.

Как же тут было не потерять рассудок? И тогда Урбан II совместно с Алексеем Комниным решаются отослать на Восток военный корпус для борьбы с турками-сельджуками. Никто и не предполагал, что этот поход станет самым многочисленным в Европе. Воины нашили на свою одежду кресты, якобы доказывающие, что идут они не воевать, а освобождать свои святыни… Двинулись на Восток не только воины, но и простой народ. Цель и у народа тоже была: шли они отвоевывать Гроб Господень.

Но масса людей численностью в десятки тысяч без оружия, провианта шла за своим счастьем, которое они должны были обрести на Востоке. В Европе уже несколько лет подряд была засуха и сопутствующий ей голод. Как предсказывали организаторы, в походе им должен был помочь Бог. А ведь восточные земли были для них совсем незнакомыми, и никто не мог себе даже представить, что они испытают в пути и сколько дней или месяцев он будет продолжаться. Этот поход простой люд считал своим спасением.

Тем более, из уст Урбана II прозвучало напутствие, что в восточных землях обретет счастье тот, кто несчастлив в Европе. Чем дальше двигался люд, тем больше разочарований их настигало. Кроме всего, крестоносцы были уверены, что все встреченные ими люди будут счастливы уже от встречи с ними. В действительности все получалось наоборот. Кому хочется делиться последним куском хлеба с какими-то пришлыми людьми, идущими сами не зная куда?

Так все братство крестоносцев с толпами идущего с ним народа постепенно становилось грабителями. Когда император Алексей увидел пришедшее к нему на подмогу войско, то пришел в ужас. Ни о каком сражении с турками не могло быть и речи. Но бойня, а иначе назвать это сражение было нельзя, все-таки состоялась. Турки разбили наголову крестоносцев. Оставшихся в живых крестоносцев продали в рабство на невольничьих рынках. Но и этим дело не закончилось.

Главные, невесть как вооруженные, силы крестоносцев подошли после первой битвы с турками. В июле 1099 года крестоносцы начали штурм Иерусалима. Продолжался он чуть более суток и закончился победой атакующих. Так на Востоке появилось государство крестоносцев, во главе которого был избран Готфрид Бульонский. Хоть он и отказался от такой чести, предпочтя титул защитника Гроба Господня, но его потомки на протяжении веков именовали себя только королями, совершенно при этом не смущаясь.

Крестовые походы… эти слова кажутся нам неотъемлемой частью Средневековья - между тем, в Средние века такого термина не существовало (его ввели историки Нового времени), а тогда про тех, кто отправлялся на Святую землю воевать с неверными, говорили просто - «приняли крест»… или же называли их «пилигримами», так же, как и тех, кто отправлялся туда в паломничество - ведь и крестовый поход был для людей Средневековья своего рода паломничеством - правда, с оружием в руках…

Как и почему это началось?

В наше время любят говорить о об алчности и светских феодалов, жаждущих богатой добычи и новых владений, о необходимости призвать к порядку безземельных странствующих рыцарей (читай: грабителей)… да, и это тоже было. Но всё же присмотримся повнимательней к тому, что происходило в Палестине. Ведь там тоже жили христиане… какой была их жизнь?

1009 год. Халиф Хаким приказал разрушить все христианские храмы, начиная с церкви Гроба Господня, христиан же обязал постоянно носить на шее медный крест весом около 5 кг, а евреев - волочь за собой плаху в форме телячьей головы. Правда, в 1020 г. такие откровенные гонения прекратились (а византийцы в 1048 г. восстановили храм Гроба Господня), но христианам стало не намного легче - и тем, кто жил там постоянно, и тем, кто отправлялся в паломничество… впрочем, вторые могли легко перейти в разряд первых: став жертвой грабителей, можно было лишиться всех денег - и попросту не на что было возвращаться домой (то же самое могло произойти с пленником, отпущенным за выкуп).

Впрочем, такие люди ещё должны были быть благодарны судьбе - в отличие, например, от паломников во главе с епископом Гюнтером, которые весной 1065 г. стали жертвами нападения арабов. Те немногие из них, у кого было оружие, в конце концов отказались от сопротивления, умоляя вождя о перемирии - но это не спасло их от расправы… Это происшествие примечательно только большим количеством жертв - а ведь подобных случаев было много. Тех, кого не убили, могли продать в рабство. Отказаться же от паломничеств было немыслимо - хоть это и не являлось обязательным (как хадж для мусульман), всё же каждый христианин того времени считал своим долгом прикоснуться к земле, которая помнит Спасителя…

Информация тогда распространялась не так быстро, как сейчас - и всё же вести о такого рода событиях доходили до христианского мира - и вызывали не меньшее возмущение, чем у нас сейчас - убийства русских детей американскими усыновителями или расправы над косовскими сербами. Вот только не было тогда ни ООН, ни международных трибуналов - и там, где мы ждём какой-то реакции от международных институтов, человек Средневековья мог только действовать. Непосредственным же толчком к началу крестоносного движения послужило вторжение турок-сельджуков в христианскую Византию - и просьба византийского императора о помощи (не будем забывать, что в Средние века национального самосознания ещё не существовало - и то место, которое занимает у нас солидарность национальная, тогда занимала солидарность религиозная).

Словом, когда в 1095 на соборе в Клермоне папа римский Урбан II произнёс свою знаменитую речь с призывом «быстрее поспешить на выручку нашим братьям, проживающим на Востоке», люди, до которых дошёл его призыв, отнюдь не только желанием пограбить… Были и такие, конечно - но увы, определённый процент «человеческой грязи» всегда пристаёт к любому делу - даже самому благородному.

Так или иначе, в Первом крестовом походе, начавшемся в 1096 г., приняло участие около 300 000 человек. Во главе его стоял весь цвет рыцарства тех времен: Раймунд IV Тулузский, брат французского короля Гуго де Вермандуа, герцог Нормандии Роберт Куртгёз, Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Этот самый первый поход был, пожалуй, самым успешным: крестоносцы одержали победу над турками при Дорилее, захватили Антиохию (основав там христианское государство), помогли армянскому правителю Торосу отвоевать область Эдессы (правда, ничего не сделали, чтобы спасти Тороса во время бунта - и правителем Эдессы стал Балдуин Булонский… графство Эдесское просуществовало до 1144 г.), и достигли главной своей цели - взяли Иерусалим. Для сохранения завоеваний было решено назначить Готфрида Бульонского королём Иерусалимским - но он не посчитал возможным принять королевский венец там, где Спаситель принял венец терновый, и ограничился титулом «защитника Гроба Господня». Правда, последующие правители Иерусалимского королевства (начиная с Балдуина, брата Готфрида) не стеснялись именоваться королями… Кроме княжества антиохийского, графства Эдесского и Иерусалимского королевства было основано ещё одно христианское государство - графство Триполитанское.

Неудачи начались со Второго похода, предпринятого в 1147 г. после падения Эдесского княжества - главного форпоста христиан на Востоке. Поход этот был плохо организован, поражение следовало за поражением - и единственным результатом похода стала уверенность мусульман в возможности уничтожения христиан на Востоке.

По настоящему тяжёлые времена для христиан в Палестине наступили в 1187 г., когда «стараниями» бездарного короля Иерусалимского Гвидо де Лузиньяна христианская армия потерпела поражение при Хаттине, а затем мусульмане захватили несколько христианских владений: Аккру, Яффу, Бейрут и наконец - Иерусалим.

Ответом на эти события стал Третий Крестовый поход (1189-1192гг.), который возглавили четыре могущественных монарха: Ричард I Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и австрийский герцог Леопольд V. Главным же их противником султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин) - тот самый, который незадолго до этого победил христиан при Хаттине и взял Иерусалим. Его уважали даже враги - за такие "рыцарские добродетели", ценимые и в Европе, как храбрость и великодушие к противнику. И Саладин оказался достойным противникам: Иерусалим взять так и не удалось… рассказывают, что королю Ричарду посоветовали подняться на холм, с которого виден Иерусалим, но Ричард отказался: он считал, что раз он не смог отвоевать свящённый город - то и видеть его недостоин… Правда, крестоносцам удалось отвоевать Аккру, которая стала теперь столицей Иерусалимского королевства. Кроме того, было основано ещё одно христианское государство - Кипрское королевство, существовавшее до 1489 г.

Но пожалуй, самым позорным событием в истории крестоносного движения стал Четвёртый Крестовый поход (1202-1204 гг.). Началось всё с того, что венецианцы, пообещав предоставить корабли, в последний момент заломили за них такую цену, что денег не хватило. В счёт долга венецианский дон Энрике Дандоло предложил вождям крестоносцев оказать услугу Венеции, а именно… разгромить Задар - город в Далмации (разумеется, христианский), составлявший конкуренцию Венеции - что и было сделано. Надо отдать должное папе Иннокентию III - он отлучил от церкви всех, кто принял в этом участие, но вскоре отменил отлучение, оставив его в силе только в отношении зачинщиков-венецианцев.

Затем в лагерь крестоносцев явился Алексей Ангел - сын свергнутого византийского императора Исаака Ангела - и попросил помощи в деле возвращения трона его отцу. Он обещал щедрое вознаграждение, а главное - передачу Византийской церкви (православной) под власть папского престола. Вопрос был оставлен на усмотрение папы римского, папа - как умный политик - напомнил крестоносцам о главной цели их экспедиции, но твёрдого «нет» не сказал… на языке дипломатии это означало «да» - и крестоносцы двинулись на Константинополь. Справедливости ради следует заметить, что некоторые вожди крестоносцев (в частности, Симон де Монфор - тот самый, о котором чаще всего вспоминают в связи с расправой над катарами и фразой «Убивайте всех - господь отличит своих») отказались воевать с христианами (пусть даже не католиками) и отвели свои войска, но большинство крестоносцев соблазнились посулами Алексея. Константинополь был взят, престол был возвращён Исааку. Правда, слепой престарелый император уже не владел реальной властью…

Впрочем, не намного больше её было и у Алексея. Во всяком случае, выполнить свои обещания он не мог: во-первых, казна оказалась пустой (стараниями сбежавшего узурпатора), во-вторых, подданные были отнюдь не рады непрошенным спасателям… В конечном итоге, Исаак снова бы свергнут, Алексей убит - а новый правитель не желал иметь дела с крестоносцами. И тогда они решили, что сами возьмут своё.

Последовал новый штурм Константинополя, а затем - варварский грабёж, сопровождавшийся расправой над мирными жителями и откровенным святотатством: не щадили ни гробницы императоров, ни храмы, куда откуда выносили всё, что было ценного (а святые мощи просто разбрасывали), в храмы приводили мулов и лошадей, чтобы вывезти награбленное. Глумление над православным святынями дошло до того, что в в храмы приводили уличных девок и заставляли их обнажёнными танцевать на святых престолах.

Остаётся только догадываться, как всё это объяснили тем рядовым участникам похода, которые отправились не пограбить, а « за идею»… и если в отношении Константинополя ещё можно было пришить какую-то идеологическую подкладку - борьба с «православной ересью» (впрочем, как мы уже видели, и это не со всеми «работало») - то как им объяснили разгром Задара?

Наверное, неудивительно, что после этих событий в Европе стали сомневаться, что отвоевание Святой Земли возможно - слишком уж грешны стали христиане… а такое дело только тем по плечу, кто безгрешен. А безгрешны только дети!

Если идея носится , то непременно найдётся тот, кто её реализует… 12-летний пастушок Этьен увидел во сне Христа, повелевшего ему отправиться на святое дело - освобождение Святой Земли. Конечно же, нашлись взрослые, которые этот случай - как бы сказали сейчас - «раскрутили» - и в 1212 г. «войско» французских и немецких подростков двинулось в путь. Многие погибли ещё по дороге к морю - а перед теми, кто его достиг, море почему-то не расступилось (как ожидали). На помощь пришли купцы, предоставившие корабли юным крестоносцам. Но у купцов были свои планы: тех детей, которые не погибли во время шторма, они продали в рабство…

Впоследствии состоялось ещё 4 Крестовых похода: в 1217 г., в 1228г., в 1248 г. и 1270 г. - но крестоносному движению так и не удалось подняться до высот Первого крестового похода: всё больше было распрей между самими крестоносцами, всё меньше успехов в Святой Земле… Сарацины отвоёвывали христианские владения на Востоке одно за другим - и финалом стал захват Триполи в 1289 г. - это означало конец христианских государств в Святой земле.

Ещё больше опозорили саму идею крестоносного движения Крестовые походы в Европе: крестовые походы против славян в земли за рекой Лаба (ныне - Эльба) в 1147 г., крестовые походы в Прибалтике, Эстонии, Финляндии - и, конечно, на Русь (когда с крестоносцами успешно воевал князь Александр Невский), а также Альбигойский крестовый поход - когда под предлогом борьбы с ересью катаров были захвачены и разграблены земли Окситании…

Крестоносное движение правильнее всего будет охарактеризовать одним известным изречением времени: «Хотели как лучше - получилось как всегда»… неужели это вечная судьба человечества - любую идею опошлить, обесчестить и превратить в полную противоположность?

Кто такие «крестоносцы»?

    Кристоносцы были просто воинами а темплиеры войнами будучи монахами, позднее темплиеров отлучили от церкви когда впали в окультизм, сатанизм, каббализм ну это все из одного русла. Темплиеров уничтожали, они создали тайное сообщество, и поставили для себя цель прибрать к рукам все Европейские государства. Они переселились в Шотландию откуда и начали совместно с шотландцами походы на Англию, оттуда уже на Францию. Внедрялись в высшие чины госудраств и стремились к власти. Даже поход Английского короля Ричарда (львиное сердце) был спланирован ими, его отправили на осаду уже захватившего Саллахудином Еврусалим. И главная цель этой отправки была желанная гибель Ричарда, что бы он погиб и на пристол посадить своего человека. Ричард 2 года без успешно осаждал Ерусалим, и так же без успешно для тайного сообщества темлиеров он не погиб в сражениях. Даже во время походов Ричард был отравлен, но далее был изличен личными лекарями Саллахудина. Саллахудин вылечил Ричарда с целью 2х летнего перемирия чего и добился. Позже когда ричард невридимым вернулся, его снова отправили на осаду уже в Англии одного из графств где его убили в спину выстрелом из лука или арбалета. Сегодня темплиеры называются массонами, а в Росии называют себя -Великая ложа

    Крестоносцы - это рыцари церкви, участвовавшие в крестовых походах, для того что бы очистить земли от не верных (люди другого вероисповедания - мусульмане, буддисты) и для того что бы вернуть все дары божьи (плащеницы, скрижалии, кресты и другую атрибутику), а так же вернуть земли Иерусалима и восточных стран и объединить их под церковью. Крестоносцами их назвали потому что одежда их была белая, а на ней был вышит большой красный крест, так же кресты были и на другой атрибутике шлемы, мечи, щиты - что показывала что в первую очередь - они войны Бога. После бов они собирались в церкви где верховные священнослужители отпускали им главный грех войны - убийство (хоть это и расходится с Библией и основными заповедями).

    Даже самая замечательная идея, которую насаждают с помощью меча, уничтожая ни в чм неповинных людей, не украшает Человечество и не приносит мира и процветания в жизнь. Тому в истории мы тьму примеров сыщем.

    Не составляют исключения и крестоносцы, прокладывавшие дорогу христианству огнм и мечом. Стал ли мир добрее и благороднее от их походов? Что-то это совсем не просматривается на протяжении тысячелетия.

    Как ни нападают сегодня на ислам, который якобы родил терроризм (терроризм рождн гораздо раньше ислама), его распространение по Свету шло мирными шагами.

    Любая война - это насилие, кровь, пожары. И крестоносцы из тех же рядов.

    Крестоносцы - участники крестовых походов, нашивавшие на плащ или доспехи крест, откуда и название. Это не только рыцари - в крестовых походах участвовали и горожане и крестьяне и даже дети. Но главной ударной силой были именно представители военно-служилого сословия. Помимо религиозного фанатизма были у рыцарей-крестоносцев и другие мотивы. Во-первых, густонаселенная Европа уже была поделена, поэтому многие шли в поход за новыми владениями. На завоеванных территориях основывались новые королевства. Во-вторых, далеко не все рыцари были богачами, у многих кроме коня, меча и доспехов не было ничего. Участие в крестовом походе давало возможность заработать на грабеже и трофеях. В-третьих для знатных и богатых сеньоров участие в этом мероприятии - способ повышения авторитета и влияния среди равных им. Другая причина - заручиться поддержкой церкви, которая значила в те времена очень много. Наконец, крестовые походы - отличная возможность избавиться от дробления владений, а именно - если у феодала несколько сыновей, после его смерти феод должен быть разделен между ними. А так - младшие сыновья отправляются в крестовый поход, где либо гибнут, либо добывают свой надел.

    Крестоносцы - это те, кто ходил в крестовые походы. Свое название эти войны получили из-за того, что нашивали на свою одежду кресты, то есть носили кресты. Походы эти были военными, начинались в Западной Европе и направлены были против мусульман. Крестоносцами могли быть рыцари, обычные жители и даже дети.

    Насколько мне известно из истории, то крестоносцы - это рыцари (люди, которые использовали в одежде нашивку креста, свидетельствующий о том, что они даю обет участвовать в походе), которые участвовали в крестовых походах. Знаете естественно мы уже не узнаем, да и думаю историки умолчат, но помимо рыцарства и любви к Родине существует человеческий фактор, в любые времена и в любые войны были и будут крысы, готовые за гроши или кусок (даже корку) хлеба (это условно) продать не только родину, но и родную мать.

    Рыцарей называли крестоносцами потому, что уходя в военные походы они пришивали на свою одежду кресты. У них было такое поверье, что тем самым они получают прощение за совершенные грехи. В походы крестоносцев ходили не только рыцари, но и жители городов и деревень.

    Дела давно минувших дней... Не будучи историком, не изучив вопроса со всех сторон, трудно делать какие-либо выводы или давать определения. На мой взгляд - нет более запутанной науки, чем история. И это понятно: современники и очевидцы событий тоже не всегда правду писала. А что уж говорить о потомках, когда нет ни одного исторического факта который бы не подвергся обновлению в угоду правящим лицам: хоть императору, хоть партии власти.

    Та же история и с крестоносцами. Более-менее тврдо мы знаем только даты крестовых походов и их количество. Но уже называя их участников крестоносцами мы допускаем некоторую вольность, потому что так звать их начала гораздо позже. В то время это были пилигримы, принявшие крест. То есть не просто паломники, но задавшиеся целью посетить порабощенные святые места и освободить их при помощи оружия.

    Почему же они взяли его в руки? Не будем думать, что агитация и пропаганда - изобретения наших дней. И тогда Папа Римский не хуже сумел разагитировать о необходимости совершить богоугодное дело. Некоторые пошли снять с себя грехи, о чм тоже вещалось.

    Получилось как всегда - направили толпу решить свои проблемы. Для подчркивания религиозного характера действий и нашивали кресты, а также для того, чтобы отличить свободных от обета рыцарей от рыцарей, призванных на помощь. А уж тут и возникли рыцарские группировки, у каждой из которых была своя цель.

    Три рыцарских ордена наиболее известны: тамплиеры, госпитальеры и тевтонский орден.

    Возможно в каких-нибудь научных трудах и превозносится жертвенность рыцарей-крестоносцев, их религиозный фанатизм в деле возврата святых артефактов, а также их образ прикрыт романтическим флром. Но, мне кажется, что это скорее дело рук художественной литературы и рыцарских романов.

    А вот история говорит нам о том, что именно тамплиеры были первыми военными ростовщиками , по сути основав банковское дело, обеспечивающими все походы на мусульман и не только.

    Расшифрую это не только. Крестовые походы велись не только в сторону Палестины и Ближнего Востока, но и неправильных христиан , а именно - стран, исповедовавших православие. В частности - Русь (скопище еретиков) или поближе - Реконсиста в Испании. Какие уж тут Святые земли...

    Многими мифами окружено это время. Постепенно выплывают вс новые факты и разоблачения. И одно из них то, что восточных христиан уничтожали вовсе не мусульмане. Им было без разницы, кого грабить - они делали это не спрашивая, к какой конфессии принадлежит жертва.

    Ростовщик и агрессор . Такой у меня получается портрет. Об Ордене Госпитальеров молчу.

    Оговорюсь - я не историк и это только мо мнение, возможно, ошибочное.

Трудно представить историю Средневековья без Крестовых походов, которые в XI-XIII веках сотрясали весь Ближний Восток. В этих массовых нашествиях брали активное участие как представители европейской знати, так и простолюдины, которые пытались очистить землю от нечестивых мусульман.

Крестоносцы. Кто они?

Люди, которые так себя величали, исповедовали христианство. Отсюда и название походов, а также воинов, которые в них были задействованы. Посвящённые кровью, которую они проливали, простые крестьяне быстро становились профессиональными бойцами. Крестоносец - это рыцарь. Такие воины брали в руки оружие и шли на неверных по разным причинам: одни - из-за жажды приключений, другие - ради материального обогащения, третьи действительно были отъявленными религиозными фанатиками. Участники первых походов называли себя пилигримами, а свои военные набеги - священной дорогой или угодным богу паломничеством.

Одевались рыцари соответственно. Крестоносец - это религиозный воин, который на доспехах и нарядах размещал кресты: до похода они находились на груди, после удачного возвращения - на спине. Далёкие путешествия рыцарей всегда были окутаны ореолом величия и романтики. Несмотря на героизм и доблесть, отвагу и мужество, им так и не удалось завершить святую миссию. Мусульмане продолжали господствовать на Востоке, к тому же стали полными властителями Палестины.

Первые Крестовые походы

Всё началось с папы Урбана, который в марте 1095 года чётко сформулировал экономическую причину набегов. Он заявил: европейские страны не могут прокормить население, которое растет с каждым годом. Поэтому, чтоб сохранить жизнь честным христианам, нужно захватить богатые ресурсами восточные территории, которые несправедливо заняты мусульманами. Что касается религиозного мотива, то им стал бесспорный факт: Гроб Господень, важная святыня их веры, хранится у неверных, а это в корне недопустимо.

Крестоносец - это простой человек, вдохновлённый призывами папы. Он, как и другие его побратимы, не колеблясь ни минуты, бросал свои поля и отправлялся на Восток. Собрать толпу было нетрудно: в те времена Европа поклонялась церкви и была объята религиозным фанатизмом. Первый поход, направленный на Константинополь, закончился неудачно. Большая часть добровольцев погибла в пути от болезней, голода и холода. Ту жалкую кучку усталых людей, что добрались до точки назначения, турки уничтожили.

Результаты

Несмотря на поражение, завоеватели не сдавались и постепенно наращивали силы. Уже через несколько лет воины ворвались в Азию. Тут они уничтожали города и организовывали локальные крестовые державы. Им удалось захватить Иерусалим и Византию, но главная цель, Гроб Господень, так и осталася в руках неверных. Кто-то пустил ложный слух о том, что только детские руки способны его освободить. В результате было организовано войско, ядром которого стали юные рыцари-крестоносцы. Их возраст не превышал 14-15 лет. Итог был трагичным. Половина несовершеннолетних погибла, другая часть была продана в рабство.

Крестоносец - это человек, находившийся в полном подчинении Церкви. Слушая проповеди священников, люди оправдывали потери и стремились к новым завоеваниям. Всего было совершено восемь Крестовых походов. Их результаты неоднозначны. Во-первых, расширила зону влияния, обогатилась новыми землями. Во-вторых, усилилось напряжение между Западом и Востоком, возникла ответная угроза со стороны неверных - джихад. Кроме того, окончательно разделилось само христианство: на православие и католицизм.

Источник:
Тип статьи : Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман
Дата создания: 14.12.2010

Крестовые походы , военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман.

Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав , то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. - начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть - Кидуш hа-Шем .

Первый крестовый поход

Стремление отвоевать Святую землю у мусульман появилось в западном христианстве в начале XI в. в результате религиозного брожения, вызванного захватом Церкви гроба господня фатимидским халифом ал-Хакимом (1012).

По мнению некоторых историков, этому брожению следует приписать и усилившиеся с XI в. гонения на евреев - «богоубийц» .

Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети XI в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.

Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями . Но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев .

В 1096 г., когда толпы рыцарей, горожан и крестьян отправились в 1-й крестовый поход . По Европе прокатилась волна погромов , зачинщики которых заявляли, что, выступая в дальний поход для освобождения гроба Господня от иноверцев-христоубийц, они не могут потерпеть их присутствия в своей собственной земле.

Бесчинства крестоносцев в Западной Европе

Убийство евреев в Меце (Франция) во время первого крестового похода.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Первые отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии .

Несмотря на это, рейнские общины лишь в самый последний момент обратились к императору с просьбой о защите, обещанной в привилегиях. Император Генрих IV , которого глава еврейской общины Майнца , Калонимос бен Мешулам hа-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Весной 1096 г. погромы перекинулись на Прирейнскую область.

Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кёльна и Майнца , «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев. Они платили огромные суммы епископам и начальникам городских гарнизонов за то, чтобы им были предоставлены форты и вспомогательные отряды для обороны.

Но солдаты, посланные для защиты евреев, отказывались защищать иноверцев от христианских воинов, отправлявшихся в крестовый поход, и покидали евреев на произвол судьбы. Некоторые епископы, как, например, Кельнский, стремились предотвратить погромы жестокими наказаниями погромщиков - смертной казнью или отсечением рук; другие, опасаясь за свою жизнь, бежали перед приходом крестоносцев, как, например, епископ Майнца .

Когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции , Лотарингии и Германии , гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Аристократия, руководившая походом, большей частью не участвовала в насилии над евреями, но стремилась избегать столкновений между его участниками из-за евреев.

Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины Прирейнской области жесточайшему разгрому. Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение.

Беззащитность жертв привела к беспримерной до того волне насилия, убийств и грабежей. Бывали случаи, когда охваченные ужасом евреи, а иногда - целые общины, переходили в христианство . Но, как это было и раньше на протяжении еврейской истории, большинство евреев было готово умереть во имя своей веры. Во многих общинах, например, в Майнце , Ксантене и др., евреи сражались из последних сил, и когда не оставалось ни малейшей надежды на спасение, лишали жизни себя и свои семьи. Тысячи евреев совершили этот мученический подвиг.

Продолжая свой путь, крестоносцы не прекращали зверств по отношению к евреям.

Последствия Первого крестового похода в Германской империи

Истребление евреев в Стране Израиля

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году. Миниатюра 13 века, Национальная библиотека, Париж.

Южная стена Храмовой горы. Крепость тамплиеров. Фото Михаила Маргилова.

Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены . Остальные были вырезаны или проданы в рабство .

Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены.

Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее . На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство , простиравшееся примерно от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата (территориально окончательно сложилось в начале XII в.).

Когда крестоносцы открыли транспортные маршруты из Европы, паломничества на Святую Землю стало популярным. В то же время, всё большее число евреев стремились вернуться на родину. Документы того периода показывают, что 300 раввинов из Франции и Англии прибыли группой, при этом некоторые поселились в Аккре (Акко), другие в Иерусалиме .

Второй крестовый поход

Поводом ко 2-му крестовому походу (1147–49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев.

Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам (большей частью евреям) процентов с долгов , а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям. Более строгий на сей раз контроль светских и церковных властей над массами крестоносцев в значительной мере ограничил насилия над евреями .

Бесчинства в Западной Европе

Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. Исключение составили общины Рамерю (в Шампани) и Карентана, в котором евреи, укрепившись в одном из дворов, дали неравный бой толпам погромщиков и все погибли.

В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации цистерцианского монаха Рудольфа (в некоторых источниках Радульф или Раульф), ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев.

Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кёльна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках .

Не в силах добраться до евреев, укрывшихся в замках, шайки крестоносцев убивали или заставляли креститься каждого еврея, вышедшего из убежища. Банды крестоносцев бесчинствовали на дорогах. Несколько евреев были убиты в окрестностях Кельна и Шпейера. Экономическая жизнь страны была расстроена.

Положение в Стране Израиля

На территории Палестины 2-й крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона . Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне , Рамле , Кейсарии , Тверии и Акко . В записках Йехуды Аль-Харизи говорится о процветающей общине в Иерусалиме , который он посетил в 1216 г. Видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме , Ашкелоне и Кейсарии .

Третий крестовый поход

3-й крестовый поход (1189–92) был вызван завоеванием Иерусалима в 1187 г. Салах ад-Дином .

Во время его император Фридрих I Барбаросса , возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии . Евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение - отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах.

За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы.

Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом. В ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения .

Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице.

Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа. Лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев.

Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Вместе с чернью в погромах активно участвовали знать и рыцарство, задолжавшие евреям большие суммы денег и желавшие избавиться от уплаты долгов . Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда.

В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.

Поздние крестовые походы

В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201–1204), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I.

Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270).

Благополучно прошёл так называемый крестовый поход детей , в 1212 г. отправившихся из Германии и Франции в Прованс и Италию. Он стоил жизни нескольким десяткам тысяч детей (частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных в рабство).

Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к Земле Израиля, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно утерян ими.

В 1309 г. в куда-то собравшимися крестоносцами были убиты евреи многих городов Брабанта (Бельгия), отказавшиеся принять крещение.

Крестовые походы "пастухов"

Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов , участниками которых были преимущественно отбросы общества.

В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже.

Еще большему разгрому подвергли они общины Гаскони и Прованса во время 2-го своего похода (1320). Сорокатысячное ополчение - в основном подростки в возрасте 16-ти лет - пересекло Францию с севера на юг, уничтожив около 130 еврейских общин .

Папа Иоанн XXII, пытаясь остановить бесчинства, отлучил от церкви всех участников похода. Король Филипп V, опасаясь убытков для своей казны, приказал местным властям защищать евреев от «пастухов». Но они повсюду встречали поддержку черни и среднего слоя горожан, в том числе и королевских чиновников.

В Альби (юг Франции) городские власти пытались остановить толпу у ворот города, но когда «пастухи», крича, что они пришли убивать евреев, ворвались в город, население встретило их с воодушевлением и приняло участие в избиении.

В Тулузе монахи освободили вожаков «пастухов», арестованных губернатором, и объявили их спасение делом божественного вмешательства - наградой Всевышнего за богоугодное истребление евреев. Во время последовавшей за этим резни спаслись от смерти лишь принявшие крещение.

Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. В папском владении - графстве Венессен - большая часть еврейской общины приняла крещение. Попытки этих "новых христиан " вернуться в иудаизм были пресечены инквизицией .

Из Франции банды «пастухов» вторглись в Испанию, где возмущенный их бесчинствами король Арагона Хайме II разгромил и рассеял их банды.

Последствия крестовых походов

Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер.

Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их.

В XII в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет . Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215).

Крестовые походы нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев. С XIII в. они утратили роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным. Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших масштабах обратиться к ростовщичеству.

Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть.