Аттестация учителя в году критерии. Процедура аттестации педагогов. Какие грядут изменения? Риски реформированной модели

Чтобы повысить качество работы преподавателей, ежегодно в процесс их обязательной аттестации вносятся различные коррективы. Процесс проверки профессионализма преподавателей осуществляется по форме КИМов, используя за основание объективную оценку общефедерального уровня.

Основные сведения

Несколько лет назад Президент России одобрил формирование специальной системы учительского роста, главная задача которой – оценка уровня профессионализма отмеченных работников с помощью специальных наработок Минобразования. Чтобы узнать, по какому принципу запланирована аттестация педагогических работников на 2018-2019 год, следует изначально осудить главные положение этого процесса.

  1. Содержание – результативность труда учителя оценивается на основании специально заранее подготовленного материала, изложенного в форме КИМа. В таком виде оценивается не только знание предмета, а ещё и психолого-педагогическая методика его изложения перед учениками.
  2. Новая модель испытаний – обеспечивает стимулирование среди педагогов повышения качества собственного труда и его результативности.
  3. Перемены – предоставляют возможность обзавестись высшей категорией обычному учителю, который только закончил педагогический ВУЗ. Для этого достаточно продемонстрировать перед комиссией собственные профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории напрямую зависит зарплата педагога.

Причина перечисленной модернизации – решение вопроса о молодых учителях. Их зарплата и так не слишком примечательна, и пока их сослуживцы могут рассчитывать на более существенную оплату собственного труда, те, кто действительно хочет и может работать хорошо, вынужден соглашаться на мизер. Посему уже сейчас все молодые учителя массово подают заявку на досрочную аттестацию.

Существующие недостатки системы аттестации

На данный момент в России существует два типа аттестации представителей педагогической сферы.

  1. На присвоение квалификационной категории.
  2. На соответствие занимаемой должности.

Основным недостатком такой аттестации считается её «непрозрачность». Оказывается, к вопросу повышения квалификации в регионах страны подходят по-своему. Обязательным считается сам порядок проведения процедуры, а не её содержание. Проблема кроется в том, что нет единых требований к аттестации.

  1. Присвоение квалификационной категории осуществляется посредством оценки труда учителя – изучается его «портфолио». Вот только точных ЕФОМ и критерием квалификации при этом попросту нет.
  2. Нынешние правила Минобразования не позволяют молодому учителю, только получившему диплом, рассчитывать получить высшую квалификационную категорию. Согласно правилам, изначально придётся заслужить первую категорию, после чего можно претендовать на и высшую, но только не ранее, чем через два года после последней аттестации.
  3. Создание «портфолио» – аттестационного документа, отнимает у педагога немало времени и сил, кое он должен тратить на обучение школьников. В итоге, большая часть рабочего времени учителя расходуется не по назначению.
  4. Если педагогу уже удалось успешно справиться с аттестацией, у него пропадает всякое желание продолжать образование и обзаводится новыми профессиональными компетенциями из-за недостаточной мотивации. Проблема – отсутствие перспектив должностного роста.

Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2019 году

Особое внимание учителей следует обратить на новую модель аттестации, не меняющей сам порядок процедуры получение «зачёта» на соответствие занимаемого поста. Как и прежде, этот процесс будет руководствоваться существующими нормативами и регламентами. Переходной период законодательства РФ на новые правила аттестации установлен до 1 января 2020 года.

На данный момент политики разбирают вопрос о возможном исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре.

Оглашённый вид аттестации проводится на основании оценивания педагогических качеств, навыков и результатов выполняемых обязанностей, прописанных в трудовом договоре. Часть, касающаяся должностных обязанностей преподавателя, руководствуется соответствующим ЕКС.

Благодаря модернизации процесса аттестации педагогов удастся сократить дистанцию между теми, у кого есть достаточный стаж и начинающим профессионалом. Это совершенно не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги учителя старшего поколения. Просто, почему молодые кадры не могут получать больше, если их профессиональные качества это позволяют.

В новой модели аттестации подтверждение квалификации педагога должно осуществляться на основании объективной, независимой оценки, с помощью аттестационной формы ЕФОМ.

Поменяется и само содержание проверки. Контрольные материалы должны быть разделены на 3 основных блока:

  • педагогический предмет;
  • уровень знаний той науки, что преподаётся;
  • коммуникативные навыки.

По отмеченным направлениям в дальнейшем будет расширяться профессиональная оценка представителей общеобразовательной сферы.

Очень важно запомнить, что оценка знаний учеников, обучающихся по методике тестируемого педагога, должна проводиться не по пиковым результатам, а в динамике «что знал и чему научился».

Риски новой модели

Оказывается, не всё ново – хорошо. Стоит ли использовать это утверждение по нынешней тематике? Давайте разберёмся.

  1. Пока толком непонятно, кто именно и по каким критериям должен проверять эссе педагога для оценки его кругозора. Возможно, в дальнейшем его заменять КИМами.
  2. Анализ урока учителя для определения его психологических характеристик:
  • требуются дополнительные финансовые затраты;
  • нет возможности получить разрешения на съёмку учеников от всех родителе.
  1. Профпригодность учителя можно оспорить в суде.

По мнению большинства нынешних педагогов, такой вид

проверки их знаний считается не вполне уместным, ведь в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом.

Что делать в случае, если педагог не смог пройти аттестацию? Увольнять никто никого не собирается, так как не эта цель главная. Правда, придётся смириться с дальнейшей переподготовкой: обучение, курсы повышения квалификации.

Перспективы роста

На сегодняшний день существующие модели аттестации никак не отражаются на профессиональном росте учителя. Благодаря новой модели можно рассчитывать на построение педагогической карьеры в разных направлениях.

НСУР предлагает правительству использовать для таких целей 3 должностные градации.

  1. Учитель. Закончил обучение, обладает знанием предмета и может свободно планировать и проводить уроки.
  2. Старший учитель. Педагог с первой категорией, овладевший инновационными технологиями, работает с учениками с ОВЗ, и способен самостоятельно разрабатывать учебную программу.
  3. Ведущий учитель. Педагог с высшей категорией, обладающий всеми компетенциями предыдущего звена и выступает в качестве интегратора.

Старший учитель может заниматься наставничеством, что не займёт слишком много его времени. Кстати, каждая из представленных градаций имеет собственное ответвление.

В завершение остаётся лишь добавить, что разработка новой системы аттестации российских учителей будет продолжаться вплоть до 2020 года. Апробация нововведений должны проходить в нескольких регионах страны. Баллы и все прочие, более подробные сведения по отмеченной теме, удастся узнать незадолго до момента официального вступления модернизаций в силу.

Новая аттестация педагогических работников в 2018 году, опробованная осенью в ряде регионов России, разработана прошлой весной и призвана ликвидировать пробелы учителей в профильных предметах. Около 30% педагогов не в состоянии самостоятельно решить задачки, безошибочно написать диктант. О каком качественном скачке образования может идти речь, если хромает базовая подготовка учителя? Аттестация, которую теперь педагоги будут проходить раз в 4 года, направлена на устранение пробелов по конкретным дисциплинам, повышение уровня общих знаний, в том числе по психологии. Это, по задумкам разработчиков, послужит сближению с учениками, росту престижа профессии. Действительно ли на такое способна новая форма аттестации учителей?

За парту вместе с учениками

Аттестационный блок по форме напоминает экзаменационный лист , так что работникам начальных и средних школ придется сесть за парту вместе с учениками. Однако по сути новая модель заметно отличается. Наставникам будет предложено отметить галочками ответы, которые они считают правильными, а также проявить творческий потенциал, написав эссе или сочинение с предложениями собственного подхода к методике преподавания.

Намерения, призванные поднять общий уровень профессиональной компетентности педагогов, понятны, но до конца не отработаны. Большинство специалистов склоняется к тому, что новая форма аттестации учителей в 2018 году должна включать в себя 3 основных раздела.

  1. Блок знания предмета, на котором специализируется учитель. Педагог обязан ответить на вопросы, проявить фантазию, решить самостоятельную работу.
  2. Блок по психологии, который призван оценить коммуникативные способности наставника. Итоги раздела показывают, насколько удается учителю найти общий язык с учениками.
  3. Блок, оценивающий педагогическую подготовку учителя. Его результаты станут критерием умения выходить из трудных ситуаций, сглаживать конфликты.

Что возмущает педагогов

Представители Минобразования уверяют, что новые правила аттестации учителей в 2018 году не являются карательной мерой, направленной на сокращение числа педагогов, которых и так не хватает. Не сдавшие экзамен наставники будут направлены на курсы повышения квалификации, где смогут не только подготовиться к повторному экзамену, но и повысить разряд, что положительно скажется на доходах. Однако благие намерения прекрасно звучат на бумаге, но непонятно, как это будет организовано на практике, что вызывает справедливое возмущение педагогов. Наиболее слабыми местами новых аттестационных правил, по мнению работников школьных учреждений, являются следующие факторы.

  1. Не определен механизм проверки творческих работ. Не совсем понятно, кто и по каким критериям будет проверять сочинения и эссе, написанные в ходе аттестации.
  2. Уровень психологических способностей учителя предполагается оценивать на основе видеозаписи урока. Однако для этого требуется аппаратура и согласие родителей.
  3. Профессиональную компетентность педагоги могут оспорить в суде на основе имеющихся дипломов. Профпригодность или профнепригодность установить проблематично.

Стоит ли бояться предстоящей аттестации?

Несмотря на очевидные недоработки, программа по повышению уровня подготовки специалистов запущена. Вряд ли следует расценивать ее как панацею, способную резко и быстро преобразовать существующую концепцию образования. Однако даже если будет установлено десять, двадцать, сто случаев непригодности учителя, то это уже неплохо, поскольку позволит избавить школу от людей, занимающихся не своим делом. При этом речь не идет о моментальном увольнении: при желании каждый наставник получит возможность поднять уровень знаний на соответствующих курсах, задуматься о дальнейших перспективах в выбранной области.

Не стоит забывать, что от новой аттестации учителей в 2018 году освобождена значительная часть педагогов. Среди них беременные женщины, работники с квалификационной категорией, вышедшие после болезни или декретного отпуска сотрудники.

Бояться аттестации не нужно – когда речь идет о повышении уровня образования подрастающего поколения, хороши любые средства. Методика еще не отработана, но жизнь сама предложит оптимальные варианты аттестации. Остается надеяться, что позитивные нововведения окажут реальное влияние на профессиональный рост педагогов, а не станут формальной пустышкой и благоприятной почвой для возникновения скандалов.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.


Скачать бесплатно в.pdf

Если специалист успешно проходит комиссию, он получает повышение квалификации. Как правило, аттестационная комиссия проверяет умение педагога общаться с детьми, его педагогические навыки и знания.

Чтобы убедить аттестационную комиссию в своей профессиональной пригодности, следует проявить немалую находчивость и глубокие педагогические знания. Важно подготовиться в проверке, а потому недостаточно одного желания имеет более высокий оклад.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

Аттестация учителей в 2018 году: общение положения

Все без исключения работники образовательной сферы должны будут пройти процедуру аттестации. До недавнего времени в РФ существовало два типа аттестации: добровольная и обязательная. Первая актуальна для учителей, которые стремятся повысить нынешний квалификационный уровень , а вторая заключается в обязательной проверке знаний, закрепленной на государственном уровне. В случае комиссия определяет уровень профессиональной состоятельности учителя, соответствие занимаемой должности.

Раннее аттестация педагогов в обязательном порядке проводилась каждые 5 лет. Аттестация учителей 2018 года актуальна для тех, кто проходил ее пятилетие назад.

Внеурочная деятельность

Новая модель аттестации учителей

Аттестации педагогических работников в 2018 году являются актуальной темой, от них зависят карьерные перспективы, уровень заработной платы. Аттестация учителей 2018 проходит по правилам, прописанным в законе «Об образовании» и находится в ведении субъектов РФ. В 2020 году будет введена новая модель аттестации учителей, которая поможет создать единое образовательное пространство, устранить избыточную отчетность, унифицировать механизмы и оценочные материалы. Начальник Регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВО МО «Академии социального управления» Нелли Долгоаршинных рассказала о новых правилах прохождения аттестации, а также о форме и этапах апробации новой модели.

Кадровая политика в системе российского образования

Кадровый ресурс РФ признан самым значимым из всех ресурсов, это мощный инструмент преобразовательной деятельности государства. Учительская работа, в свою очередь, рассматривается как основа качества образования и будущего качества жизни.

Кадровая политика ориентирована на повышение престижа профессии педагога, усовершенствование профстандарта, проведение аттестаций, повышение квалификации учителей, развитие педагогического образования – все это элементы НСУР, Национальной системы учительского роста. Изменения аттестации учителей в 2018 году связано с обновлением национальной системы квалификаций. Этот процесс является частью всемирного прогресса: работа по созданию и внедрению национальных квалификационных стандартов, национальных систем квалификаций ведется в течение последних 20 лет более чем в 100 странах.

2017-2020 – годы апробации модели уровневой оценки компетенций учителей. Модель основана на ЕФОМ, единых федеральных оценочных материалах. ЕФОМ включает: предметные компетенции, методические компетенции, психолого-педагогические компетенции, коммуникативные компетенции. Оценка квалификации педагога будет складываться из результатов в соотношении: 60% – ЕФОМ, 25% – образовательные результаты, 15% – отзыв работодателя и мнение выпускников. Новая модель аттестации учителей в 2018 году уже начала апробироваться.

"Планета знаний" - новый учебно-методический комплект для начальной школы. Основная его особенность - единство структуры учебников, сквозных линий типовых заданий, подходов к организации урочной и внеурочной деятельности.

Новая форма проверки в дорожной карте НСУР

2017 год

Сентябрь-декабрь: Разработка, обсуждение и подготовка проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ.

2018 год

Март-сентябрь: Апробация механизма учета мнения выпускников образовательных организаций при аттестации учителей на квалификационную категорию (но не ранее чем через 4 года после окончания обучения). Подготовка и апробация первого набора ЕФОМ (история, обществознание, экономика, право, русский язык и литература, математика и информатика).

Март-декабрь: Подготовка и апробация второго набора ЕФОМ (родной язык и родная литература, основы духовно-нравственной культуры народов России).

Март (по декабрь 2019 г.): Создание инструментария (формуляров) для сбора и обработки информации по результатам ЕФОМ, включая методологию по каждому блоку компетенций (предметные, методологические, психолого-педагогические и коммуникативные) и его удельному весу в итоговой оценке аттестуемого.

#ADVERTISING_INSERT#

Октябрь (по май 2019 г.): Подготовка и апробация третьего набора ЕФОМ (география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физическая культура, ОБЖ, искусство, технология).

2019 год

Июнь-декабрь: Подготовка и апробация четвертого набора ЕФОМ (начальная школа, иностранный язык, второй иностранный язык).

2020 год

Июнь-ноябрь: Создание базы данных с перечнем предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций учителей, ранжированных по уровням владения ими, для использования в рамках новой модели аттестации.

Информация об апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в 2017-2018 гг.: https://teacherslevel.herzen.edu.ru/

Информация о создании и внедрении модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации: ЕФОМ.РФ

Предлагаемая тетрадь - часть УМК к учебнику Габриеляна О.С. и др. "Естествознание. 11 класс.Базовый уровень". Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, приведенных в учебнике. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников

Проект уровневого профессионального стандарта

ОТФ - обобщенная трудовая функция.

Горизонтальная карьера

  • ОТФ А 1 – соответствие занимаемой должности.
  • ОТФ А 2 – первая квалификационная категория.
  • ОТФ А 3 – высшая квалификационная категория.

Вертикальная карьера

  • Учитель. ОТФ А. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ОО и основными образовательными программами, взаимодействие с родителями обучающихся, взаимодействие с коллегами.
  • Старший учитель. ОТФ В. Методическая работа: проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС, методическое сопровождение педагогов.
  • Ведущий учитель. ОТФ С. Наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами.

Оставайтесь с нами! , чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Источники достоверной информации о процедуре переаттестации

Беспокойство учителей на тему успешного прохождения аттестации становится поводом для спекуляций. Социальные сети – источники непроверенной информации о нововведениях в системе образования.