Темы для родителей детей с овз. Консультация для родителей «Кто такие дети с ОВЗ. Консультация для родителей: "Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями"

Первый этап консультирования

Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, сталкивается с тем, что традиционные позитивные семейные ценности оказывается трудно реализовать. Именно эти ограничения становятся предметом обсуждения на первых стадиях консультирования. Этот этап работы с семьей зарубежные коллеги часто называют инсталляцией надежды. Ниже приведен перечень основных стереотипов родителей, на которые может натолкнуться специалист в ходе семейной терапии и обсуждении вопросов подготовки к семейной жизни.

Дети вырастают и покидают дом, давая тем самым родителям свободу – Многие дети с тем или иным видом инвалидности, наоборот, скорее всего, будут нуждаться в усилении заботы и внимания. Некоторые из них не смогут быть достаточно сильными для того, чтобы покинуть родителей и стать самостоятельными. Прямым следствием такой установки становится сопротивление родителей вмешательству со стороны специалистов.

Дети – лучшее вложение в обеспечение будущего . Для многих родителей характерно «экономическое» отношение к собственным детям. Само по себе это отношение обладает рядом изъянов, но инвалидность, как и любая другая серьезная болезнь, заставляет серьезно пересмотреть планы на будущее. Однако убежденность в том, что дети – лучший банковский вклад, остается на уровне общего отношения и даже обостряется. Многое из запланированного ранее (до рождения ребенка или получения им травмы) может стать недоступным. В этой ситуации родители могут повести себя двояко: они могут отказаться видеть объективные ограничения, связанные с инвалидностью ребенка, или, наоборот, и семья, и ребенок приучаются жить, не загадывая далеко на будущее. В любом случае, именно эта установка провоцирует внутреннюю неприязнь к ребенку - носителю болезни.

Родители так привязаны к своим детям, что чувствуют все переживания их ребенка. В семьях, где ребенок имеет инвалидность, родители должны находить баланс между тем, чтобы быть всецело преданным своему ребенку, и дать ему (и себе) необходимый опыт независимой друг от друга жизни. Также нельзя забывать, что в этой ситуации сепарация может быть воспринята ребенком как отказ от него в самые трудные минуты его жизни.

Социальные службы и специалисты не могут помочь, если речь идет о ситуации инвалидности («Если это нельзя полностью исправить, зачем нужна помощь?»). Многие родители, когда сталкиваются с проблемой, полностью изменяющей их прежнюю жизнь, отказываются от помощи, считая, что в такой ситуации ни они, ни другие не могут помочь и изменить стуацию к лучшему.

Когда ребенок болен, родители должны пожертвовать собой. Родители способны на бессмысленные жесты , например, уйти с работы, чтобы больше времени посвящать ребенку. В случае обострения болезни или усиления признаков инвалидности родители «наказывают» себя, запрещая обычные семейные радости.

Моего ребенка никто не будет любить, скорее всего, люди будут относиться к нему с брезгливой жалостью. Эта установка мешает родителям включиться в активное взаимодействие со средой и даже собственными членами семьи. Например, мать отгораживает себя от всех других членов семьи, подчеркивая неспособность других любить ребенка так, как его любит она. Понимание того, что люди могут любить и выказывать симпатию, поддержку и принятие по-разному, чаще всего отсутствует, также как и понимание того, что ребенок нуждается в разных «любовях» со стороны членов семьи . Консультант может обратить внимание на чувства других членов семьи: «А как ваш муж (старший сын) справляется с этой ситуацией?», «Что могло бы помочь им справиться с этой ситуацией?».

На втором этапе консультирования специалисту, скорее всего, придется включиться в «Как говорить о дефекте ребенка в семье?» Для многих семей характерно табуирование обсуждения дефекта и его возможных последствий. Чтобы начать такой разговор, консультант может спросить: «Как вы справляетесь с тем, что ребенок может (не получить образования, не найти спутника жизни, умереть, пережить рецидив болезни и т.д.)?», «Что помогает Вам справиться?». Если родители выказывают страх в отношении обсуждения с ребенком его особенностей, можно спросить их: «Как вы думаете, когда ребенок будет готов к обсуждению проблем, связанных с его инвалидностью?». Скорее всего, родители определят некий отдаленный возраст. «Что поможет вам понять, что он уже достаточно взрослый для таких разговоров?». Обычно родители указывают на то, что ребенок начинает задавать вопросы. «А если он начнет задавать вопросы раньше?», «Ждете ли вы, когда ребенок спросит о чем-то, или можете сами начать разговор?». Основным доводом со стороны родителей становится страх расстроить ребенка: «Я боюсь сделать ему больно». Консультант вправе заметить, что ребенок может оказаться более расстроенным в ситуации, когда он не будет знать, что с ним происходит , и каковы его ограничения. Для позитивной дискуссии консультант может использовать следующие вопросы:

«Что дает вам уверенность думать, что ребенок не думает о своей инвалидности?»;

«Как вы думаете, что изменится в лучшую сторону, если все члены семьи будут знать особенности дефекта и его повседневные проявления?»;

«Как вы думаете, кому станет легче всего, если с темы инвалидности будет снято табу?».

Психопросвещение как метод работы с семьей

Обучение членов семьи знаниям относительно особенностей ребенка и приемам помощи основывается на обобщении данных, полученных в ходе предыдущих этапов работы . Теоретическая информационная часть материала должна иллюстрироваться теми фактами, которые специалист выявил на стадии оценки. Чтобы психопросвещение не стало формальностью, специалист может использовать библиотерапию и терапию посредством просмотра художественных фильмов.

В фокусе внимания психопросвещения чаще всего оказывается чувство вины родителей, со-зависимость и упреки со стороны членов семьи друг другу. Психопросвещение в первую очередь направлено на формирование рефлексии родителей относительно природы своих деструктивных чувств. Важно дать родителям почувствовать, что они не только реципиенты помощи, но и активные участники процесса расширения ресурсной базы. Возможно, члены семьи сумеют перераспределить нагрузку, связанную с уходом и воспитанием ребенка, найти пути вовлечения всех членов семьи в воспитание ребенка. В центре внимания должна находиться эмоциональная жизнь каждого из членов семьи. Ниже предложено две методики оздоровления эмоциональной жизни семьи.

Кресло идентичности

Итак, как же говорить с родителями ребенка о его проблемах? Удачной моделью становится «кресло идентичности» исследователя Дж. Лэйка, который применил эту модель в работе с детьми и родителями, пережившими утрату. Основу личности человека предложено понимать как кресло, которое имеет спинку и подлокотники (поддержку), сиденье (основу) и 4 ножки (которые придают устойчивость спинке и сиденью). Консультант может начать рисовать модель перед родителями, начав с сиденья. Сиденье - это идентичность, которая может обновляться, включать все новые и новые качества, в зависимости от того, в какую ситуацию попадает человек – должен ли он вырабатывать к себе отношение как ученику, специалисту, члену семьи и т.д. Первая ножка кресла – это базовое доверие, формирование привязанности, основанной на уверенности в любви близких людей и открытости в отношениях. Вторая ножка кресла – автономия, способность действовать независимо. Третья – инициатива, готовность быть активным в выстраивании отношений, решении проблем. Последняя – оснащенность человека ресурсами. В качестве «подлокотников» кресла рассматриваются связь между поколениями, готовность участвовать в строительстве идентичности человека другого поколения, и интеграция своего прошлого опыта и надежд на будущее в настоящее. Спинка кресла – это интимность, т.е. предельная открытость другому и готовность принять его открытость.

Психолого- педагогическое сопровождение семей детей с собыми образовательными потребностями, определено следующими видами деятельности педагога-психолога :


  • Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению

  • Круглый стол для родителей:

  • «Как взаимодействовать с тревожными детьми»

  • «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»

  • Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

  • Индивидуальные консультации для родителей особых детей по:

  • обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.

  • повышению самооценки детей.

  • Групповая консультация для родителей детей-инвалидов:

  • «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».

  • «Упрямый ребенок»

  • «Организация летнего отдыха»

  • Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»

  • Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.
План работы социального педагога по оказанию помощи семьям в социальных вопросах:

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.

  • Социально – педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).

  • Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.

  • Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.

  • Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.

  • Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, уклоняющихся от исполнения обязанности по воспитанию, обучению детей

  • Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе .

  • Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей –инвалидовна темы:

  • «Профилактика жестокого обращения с детьми»

  • «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка – инвалида».

  • «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».

  • «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».

  • «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»

  • «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»

  • «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».

  • Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей-инвалидов достигших 16-летнего возраста.

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.

  • Организация экскурсии для родителей детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе, в ПУ с целью профориентации и определения дальнейшего места их обучения в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.

  • Анкетирование родителей на тему: «Занятость детей-инвалидов в летнее время»

  • Беседа с родителями, составление катамнеза выпускников - детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.

  • Если ребенок с особыми образовательными нуждами, обучающийся в инклюзивной школе, испытывает сложности в овладении процессами чтения и письма, речевым общением в целом, родители могут получить квалифицированную помощь учителя – логопеда . Взаимодействие и оказание логопедической помощи семьямосуществляется через следующие виды деятельности:

  • Диагностика устной и письменной речи учащихся на начало учебного года. Информирование родителей о результатах диагностики .

  • Консультирование родителей. Темы консультаций:

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

  • Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.

  • Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

  • Леворукий ребенок в школе

  • Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи

  • Как организовать логопедические занятия дома

  • Закрепление произношения звуков в повседневной речи.

  • Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки

  • Упражнения для формирования навыков письменной речи

  • Формирование связной речи.

  • Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков

  • Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности на конец учебного года.

  • Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.

  • Оказание консультативных услуг родителям
При имеющихся у ребенка нарушениях пространственной ориентировки, мелкой моторики, мыслительной деятельности, необходима помощь учителя-дефектолога . Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов по вопросам психологической поддержки и социальной адаптации их детей выражено в плане работы учителя-дефектолога:

  • Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.

  • Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.

  • Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений развития детей-инвалидов.

  • Анкетирование родителей для корректировки индивидуального маршрута обучения ребенка.

  • Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания

  • Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.

  • Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.

  • Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей

  • Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:

  • Воспитание интереса к учению.

  • Особенности формирования навыков чтения и письма.

  • Развитие крупной и мелкой моторики детей.

  • Соматическая ослабленность детей-инвалидов.

  • Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам
Следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.

Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

    изолированность родителей от родительской общественности,

    отсутствие контакта ребенка со сверстниками;

    страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

    отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;

    нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык . В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды дея­тельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективно­го участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе родительского комитета и др.)

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа .

ИндивидуальнАя работа педагога с родителями детей с ОВЗ

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.

    Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

    Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

    Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, БЕСЕДЫ . Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения

    Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или ЧЕРЕЗ электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель , целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

7. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Групповые и коллективные формы

1.Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы могут быть разнообразными.

2 . Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса.

3.Родительское собрание

одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся

для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,

формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

4.Совместные досуговые мероприятия

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

5.Тематические консультации

Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.

    Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах .

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…» , « Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.

Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.

На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.

В заключение хочется напомнить восемь принципов и нклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Марина Меньшикова
Консультация для родителей «Кто такие дети с ОВЗ»

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития1.

Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети , и родители , и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

В рамках работы с родителями используются самые разнообразные традиционные и не традиционные формы, такие , как родительские собрания , общешкольные конференции, индивидуальные и групповые консультации педагога , посещения на дому, родительские тренинги и многие другие.

«Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ »

Консультации являются одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей , боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями .

Консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем . Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком : особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи2.

Общая цель консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ – повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели поставлены задачи : информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей , оказать помощь в умении снять тревожность.

Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой ; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Темы консультаций :

1. Использование оборудования для дистанционного обучения.

2. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.

3. Использование оборудования кабинета «Доступная среда» на индивидуальных занятиях.

4. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития.

6. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

7. Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.

8. Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению

недостатков в речевом развитии.

9. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.

10. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.

11. Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка.

12. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

13. Плохая память ребенка. Как ее развить?

14. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

15. Наказания детей. Какими им быть?

16. Тревожность детей. К чему она может привести?

17. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

18. Грубость и непонимание в семье.

19. Талантливый ребенок в семье.

20. Друзья детей – друзья или враги?

Ожидаемые результаты : гармонизация детско-родительских отношений , коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей , формирование у родителей представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.

Заключение

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей .

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях , индивидуальных и групповых консультациях , оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование , родительские собрания и др . 3

Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Список литературы

1. Екжанова, Е. А. От интеграции к инклюзии / Е. А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 1631 августа. С. 3437.

2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 514.

3. Инклюзивное образование : ключевые понятия / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М. Владимир : Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

4. Акимова О. И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : региональный аспект. Сборник : Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж. В. Глушак Е. В. Инклюзивное образование : результаты, опыт и перспективы : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО.

ДЦП у детей

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание нервной системы, поражающее головной мозг. При этом наиболее страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Поражение имеет непрогрессивную природу, что не ведет к дегенерации мозга. Оно является следствием одноразовой травмы головного мозга и не прогрессирует. Поражение происходит еще во время внутриутробного развития, при родах или в ранний постнатальный период. Признаки заболевания появляются, как правило, уже в первый год жизни ребенка.

Церебральный паралич всегда появляется в детстве. А все изменения и нарушения головного мозга, происходящие по разным причинам у взрослых, имеют совсем иной характер, течение и последствия.

Основные причины ДЦП у детей

Причин детского церебрального паралича может быть множество. На сегодняшний день существует более 400 предрасполагающих к этому заболеванию факторов.

В зависимости от различных участков мозга, подвергнувшихся повреждению, и соответственно от особенностей двигательных нарушений различают разные формы ДЦП:

  1. Спастический церебральный паралич, подразделяющийся на диплегию и гемиплегию;
  2. Дискинетический (экстрапирамидный) ДЦП, при котором выделяют атетоидную (гиперкинетическую) и атактичную формы;
  3. Смешанные формы.

Существуют различные методы диагностики ДЦП, в том числе еще в период беременности. В последнее время отмечается тенденция учащения случаев заболевания ДЦП: 1-3 случая на каждую тысячу новорожденных. Группу риска составляют недоношенные и дети с низким весом. Причем новые методы спасения и лечения таких младенцев приводят к увеличению заболеваемости их церебральным параличом.

К сожалению, восстановление нервной, мышечной и двигательной координации при детском церебральном параличе невозможно: дефекты мозга и аномально сформированные функциональные связи центральной нервной системы остаются практически вне терапии. Но все же существует лечение ДЦП, при котором действия направлены на помощь больному и облегчение состояния. Такой ребенок должен научиться приспосабливаться к жизни. И ведущая роль в адаптации ребенка с ДЦП принадлежит несомненно родителям.

Наберитесь терпения и никогда не опускайте руки! Многие детки счастливо проживают свои жизни с этим страшным диагнозом. Помогите им в этом!

Аутизм у детей

Жизнь под стеклянным колпаком

Существует мнение, что аутизм не психическое заболевание, а расстройство развития. Считается, что нельзя вылечить окончательно, но терапия на ранней стадии, поможет ребенку преодолеть некоторые ограничения. Персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» имеет мало общего с жизнью людей, страдающих аутизмом. Они обычно обращают на себя внимание своим необычным поведением.

Свой маленький мир - симптомы аутизма

Большая часть родителей заявляет, что в начале развития не замечали у детей каких-либо отклонений. Подозрение, что «что-то не так» обычно возникает, когда малышу исполняется 2-3 года. Ребенку очень трудно общаться с внешним миром. Он не говорит (или перестает говорить), не понимает обращенные к нему жесты, а иногда даже простые слова. Любое изменение в окружающей обстановке или в ежедневных ритуалах вызывает панику, потому что мир становится для него все менее понятным. Аутичные дети обычно привязываются к объектам и определенному порядку, поэтому они могут истерично реагировать на ремонт, изменение цвета стен в его комнате или отклонение от обычного маршрута в школу.

Одним из признаков аутизма , дающем о себе знать у многих больных, является выполнение стереотипных движений, таких как покачивание, размахивание руками. Попытки вмешаться в их поведение могут вызвать гнев. Ребенок не умеет наладить контакт с окружением, сторонится других детей. Он создает свой собственный мир, как будто живет под стеклянным колпаком. Остальные люди живут для него слишком быстро и непредсказуемо.

Причины аутизма - загадка природы

Хотя аутизм был описан более 60 лет назад, до сих пор не ясно, что является причиной проблемы. Существует гипотеза, что он может возникнуть вследствие минимального повреждения головного мозга в области мозжечка (нарушения иногда можно увидеть на томографии). Возможно, это связано с протеканием беременности. Говорится также о влиянии окружающей среды - гипотеза предполагает, что аутизму способствует отравление тяжелыми металлами. Некоторые исследователи полагают, что в развитии этого расстройства могут играть роль генетические факторы. Независимо от причин аутизма , ясно одно - родители должны внимательно наблюдать за ребенком и в случае «подозрительного» поведения как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Лечение аутизма - важно не упустить время

Ранняя диагностика и терапия приносит значительные улучшения у детей. Тяжесть симптомов аутизма может быть большей или меньшей. В последнем случае терапия дает очень хорошие результаты. К сожалению, не существует никаких конкретных тестов, которые могут однозначно определить страдает ли ребенок аутизмом. Единственный способ диагностики - внимательное наблюдение за малышом дома, на детской площадке, среди ровесников. Опытные терапевты, психологи и психиатры могут диагностировать и в какой-то мере помочь избавиться от сложностей, связанных с аутизмом . В таком случае применяется индивидуальная терапия к каждому маленькому пациенту. Не существует единого метода, лечения аутизма . Терапия призвана улучшить функционирование центральной нервной системы ребенка. Это кропотливая работа для родителей, педагогов, психологов, терапевтов, логопедов. Конечно, дети не должны быть изолированы от общества – общение в детском садике или школе очень важно. Исследования показывают, что более 30 % людей с аутизмом приобретают социальные навыки, которые позволяют им работать и вести довольно самостоятельную жизнь.

Аутизм - не игнорируйте проблему

Аутизм у детей может диагностировать только специалист (например, психолог или психиатр), но некоторые симптомы должны насторожить в первую очередь родителей. Вот они:

  • Задержка развития речи - ребенок не лепечет до 12 месячного возраста, не говорит первых слов до 18 месячного возраста.
  • Не пытается выразить свои потребности - ни словом, ни жестом, не отзывается на имя.
  • Не обращает внимания, когда кто-то показывает ему что-нибудь. Указывает только на то, что его интересуют, на такие объекты может смотреть часами.
  • Ребенок редко улыбается другим людям. Имеет неразвитую мимику.
  • Предпочитает одиночество. Игнорирует людей или неадекватно реагирует на них.
  • Не подражает поведению сверстников, не принимает участия в играх с другими детьми. Такие дети часто используют игрушки необычным способом.
  • Повторяет одни и те же движения – качает головой, бегает по кругу, принимает странные позы.
  • Порою производит впечатление глухого. Необычно реагирует на звуки.
  • Кроме того, стоит обеспокоиться, если ребенок утрачивает ранее приобретенные социальные и языковые навыки.

Советы для родителей детей с ОВЗ

5 (100%) 3 голосов