Логопедические занятия с дошкольниками зпр. Конспект логопедического занятия для детей с ЗПР с использованием ЭОР план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Развитие грамматического строя и связной речи

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка 5-6 лет ЗПР, ОНР-3 уровня.

Тема: «Кто в домике живет? ».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Мебель- посуда».

Образовательные задачи: закреплять и расширять представление о предметах посуды и мебели; деталях и частях, материалах, из которых она сделана; называть обобщающие понятия и понятия «один-много»; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; упражнять в ориентировке в пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие артикуляционной моторики; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды и мебели; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки с изображением мебели и посуды; картинки для артикуляционной гимнастики; карточки эмоций; разрезные картинки; мелкая посуда и мебель в мешочке; картинка домика, игрушка ежик, 6 деревянных палочек, кисточка и ведерко; плоские геометрические фигуры; массажный мячик и коврик; песочный ящик; раскраска домик.

Ход занятия

I .Организационный момент.

- Посмотри в окошко, какой сегодня день? День солнечный, у нас сегодня не простое занятие, а волшебное.

II . Сообщение темы занятия.

Давай друг другу улыбнемся, возьмемся за руки и отправимся в сказку.

1.Ходьба по массажному коврику.

По дорожке к сказке в дом, мы сейчас с тобой пойдем. По прямой дорожке пойдем, пойдем; по извилистой дорожке пойдем; домик, мы с тобой, найдем.

На доске красивая картинка 2-х этажного дома.

2.Работа с карточками эмоций.

Какой прекрасный дом (работа с карточками эмоций). Что мы сделаем, когда увидим такой дом? (педагог подает каточку с эмоцией). Правильно - удивляемся. Давай представим, что на домике висит замок, и он закрыт.

Что мы сделаем? Правильно - рассердимся. Давай представим, что это твой домик.

Что мы сделаем? Правильно - улыбнемся. Ты хочешь знать, что в домике.

Нужно сделать верно артикуляционную гимнастику за столом.

Называешь упражнение и выполняешь его. Какое первое упражнение?

3.Артикуляционная гимнастика.

1.«Чистим зубки». Верхние – нижние; верхние - нижние и т.д

Второе упражнение, как называется?

2. «Месим тесто». Кладем широкий язычок на нижнюю губу и тихо произносим «пя-пя; пя-пя», теперь громче «пя-пя; пя-пя».

3. «Качели». Ротик широко открыли, вверх поехали качели, вниз, наверх и т.д. Назови, какое следующее упражнение?

4. «Часики». Делаем язычком в уголочки «тик-так и т.д. (показ рукой).

Упражнения выполнены правильно, и теперь, ты узнаешь, что находится в домике.

4.Упражнение «Назови одним словом».

(показ картинок), ребенок называет - стул, шкаф, стол, комод, диван, кровать.

Как мы все это - одним словом назовем? Правильно - мебель.

5.Упражнение «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

В шкаф повесим мы рубашку, (руки на пояс, повороты)

А в буфет поставим чашку (руки вверх, встать на носочки)

Посидим чуть-чуть на стуле (присесть на корточки)

А теперь мы с котом посидели за столом (руки на пояс, повороты)

Чай с вареньем дружно пили (пружинка)

Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)

Стены красить нам пора, пригласили маляра (педагог показывает ведерко с кисточкой).

Кто такой маляр? (маляр любит красить)

6.Гимнастика для глаз.

Ребенок берет кисточку и ведерко и выполняет гимнастику для глаз.

Ведем кисточкой сверху вниз и следим глазками.

7.Упражнение «Починим мебель».

Кто-то пришел в домик и сломал нашу мебель. Нужно ее починить (составление из 4-6 частей целого) 2 картинки. Какого цвета диван?

8. Игра « Четвертый лишний».

А теперь мы поиграем в игру « Четвертый лишний».

Шкаф - диван-стул - кружка. Что лишнее, почему? и т.д.

9.Игра «Один - много».

А теперь я предлагаю игру «Один - много».

Я тебе показываю и говорю один предмет, а ты мне много.

(показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)

10.Игра «Назови ласково».

А теперь будем ласково называть.

показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)

Работа возле доски, где картинка домика.

Давай посмотрим, а в нашем домике мебель куда- то делась, давай её расставим по местам.

11.Игра на развитие пространственных представлений «Расставим мебель» (работа у доски).

Поставь стол на второй этаж с правой стороны. Это что? Правильно кровать.

Поставь кровать на второй этаж с левой стороны. Диван поставь на первом этаже в центре комнаты.

В нашем доме еще что-то находится.

12.Игра «Назови посуду» (работа за столом). Называние предметов посуды: чайник, поварешка, ложка, кружка.

13.Пальчиковая гимнастика «Помоем посуду». (2 раза)

Раз, два, три, четыре (трем ладошки вверх-вниз)

Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку (разжимать кулак по одному пальцу)

И большую поварешку (шевелить всеми пальцами ладони)

Мы узнали, что находится в нашем доме, но там еще есть «Чудесный мешочек».

14.Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок определяет на ощупь предметы и достает их из мешочка.

Что это? Шкаф. Из чего сделано? Шкаф сделан из дерева. Значит какой? (шкаф деревянный) Ставь на стол.

Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кровать деревянная)

Что это? Из чего сделано? Значит какой? (стул деревянный)

Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кружка пластмассовая)

Что у тебя на левой стороне стола находится, а что на правой (посуда- мебель).

15.Упражнение «Сделаем домик».

Сегодня мы будем делать свой домик из волшебных палочек и украсим его геометрическими фигурами.

Ребенок выкладывает домик из палочек и украшает геометрическими фигурами, называя их, определяя цвет.

В нашем домике кто-то живет, ты хотела бы узнать кто?

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки

Колкий шар, не видно ножек

Звать его конечно…(ежик)

16. Игра с массажным мячиком.

Ежик пришел к нам в гости не пустой, он принес нам что? (шарики массажные)

Я расскажу тебе историю про ежика, а пока я рассказываю, мы будем играть массажными шариками.

Жил-был ежик в своей избушке (шарик спрятан в ладошках)

Выглянул ежик из избушки (открыть ладошки). Увидел солнышко. Улыбнулся солнышку, и покатился по полянке (круговые движения). Катится по полянке, увидел тропинки, покатился сначала по одной тропинке к мизинчику, потом и т.д. (прямые движения к каждому пальчику). Много тропинок пробежал ежик и прибежал снова на полянку.

Стал бегать по полянке, прыгать (зажали-разжали, легкие подбрасывания мячика).

И увидел интересную песочницу и решил нарисовать свой домик (рисование песком на стекле)

III. Итог занятия. Рефлексия.

Вспомнить, о чем говорили, и что понравилось на занятии.

Сейчас ты пойдешь в группу, а я даю тебе подарок от ежика, этот домик, раскрасишь его цветными карандашами.

Добрый день, уважаемые читатели блога!

С каким трепетом мы ожидаем от своего детёныша первых слов! Когда время «агу» отходит на задний план, долгожданное «мама» стоит на первом месте. Затем словарный запас пополняется неуклюжими «дяй», «уди» и т. д. В этот период нарушений не видно, если кроха увеличивает количество произносимых слов с каждым месяцем. А к 3-м годам их можно легко заметить, если постоянно заниматься с малышом. А вот что должен уметь карапуз в этом возрасте, как определить патологии я и хочу рассказать в этот раз. А ещё порекомендую некоторые эффективные уроки.

Логопедические занятия с детьми 3 ― 4 лет используются довольно часто. Просто до этого времени патологии обычно не выявляются. Моему первенцу сейчас 4,5 годика, мы активно посещаем логопеда и общие развивающие курсы. Кроме этого, я не отодвигаю роль детского садика в формировании звукопроизношения. За год (с 3 лет) маленький человек способен освоить многое.

Словарный запас к этому моменту 1500 слов, иногда больше. Но всё же крохотуля в этом возрасте неспособен грамотно составить рассказ, путает окончания. А с произношением некоторых звуков или букв могут быть недочёты. Кто не знает коварную «Р» или «Л»? Но это не говорит о недоразвитии, ведь всё должно происходить постепенно. Отводить глаза в сторону тоже не нужно. Крохе требуется помочь преодолеть такой непростой рубеж. А чтобы увидеть недочёты, давайте разберёмся, что вообще должен уметь ребенок в 3 ― 4 года.

Навыки говоруна

Начнём с . Мы в 3 года уже активно лепетали. Моим удивлением было, когда я читала длинный стих, а сынок вдруг начал произносить вперёд меня! Сейчас уже точно не помню, как-то: «… мышка, маленький мышонок, зайка, белка, лягушонок, гусеничка, мошка, мушка, крот, сорока ― тарахтушка…». И всю эту гвардию он уже запомнил. Память их пока ещё ничем не забита, детишки способны в этот срок запоминать короткие стишки, небольшие рассказы и сказки. Говорить тексты из нескольких предложений. Пусть коряво, но память тренируется!

И в части математики тоже знают цифры до пяти ― это минимум! Способны посчитать предметы, некоторые детки делают это даже в обратном порядке. Конечно, до действий сложения-вычитания ещё далековато. Но и простой счёт ― достижение, если проходят с родными. Знаете, по навыкам малыша, скорее ставится оценка родным. Откуда он сам узнает числа? А ещё, понятия длинное ― короткое, широкое ― узкое, твёрдое ― мягкое. Хотя, мягкость к 4-м годам кроха познаёт сам, синяками да шишками… А родные должны ему озвучивать словесно, не так ли?

Кроме того, непоседа может разукрашивать простые предметы более-менее аккуратно. Это рисованные шары, мячи. А как же знакомство с геометрическими предметами? Тоже на ура детишки запоминают. Самые элементарные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. С 3 лет могут даже изображать. Ну и, конечно, цвета и части тела. Это обязательно. Поэтому если чадушко словоблудит, путая окончания ― не беда. Но если человечек не способен запомнить простые для своего возраста вещи, это повод обратиться к специалисту.

Тесты на определение патологий

Врачи неустанно повторяют, что каждый ребенок индивидуален. И если дитятко не говорит множество слов ближе к двум годам, это далеко не повод беспокоиться. Конечно, невольно сравниваешь с теми, кто уже в 2 годика вовсю бормочет. Но для чего?

Я отвечу, чтобы поволноваться. Надо просто выставить максимально возможные рубежи, когда карапуз начинает делать что-то новое. Что касается нарушения речи, пожалуй, если до 3 лет дитя не связывает 2 слов, это повод поволноваться. Но наряду с этим, Вы должны замечать другие недочёты. Отзывается ли он на своё имя, обращает внимание на новые игрушки, как контактирует с другими детками. Давайте пройдёмся немного по списку:

  1. Попросите изобразить на листе бумаги круг. К 4 годам он должен рисовать подобие этой геометрической фигуры. Если этого не получается или он не понимает, чего от него хотят, это повод забеспокоиться.
  2. Обратите внимание, может ли кроха преодолевать ступеньки. Забираться и спускаться малютка должен уметь.
  3. Собирает ли башенку хотя бы из простых кубиков?
  4. Пройдя трёхлетний рубеж, карапуз должен общаться хотя бы коротенькими фразками. Например: «Мама, пойдём!». Конечно, есть детишки, которые уже строят предложения. Но минимум, что он должен уметь ― произносить простейшие фразы.
  5. Не интересуется новыми играми, когда Вы предлагаете поучаствовать.

Причины патологий

Знаете, общаясь с логопедом, я узнала, что за последние годы услуги специалиста более востребованы. И проблема не только в заболеваниях, но и в воспитании. Крохотное существо лучше взрослых соображает в телефонах и компьютерах, даже в 3 годика. Замечали? Ну а в 5 лет, вообще становится вундеркиндом! При этих талантах какой там разговор…

Как детишки проводят время? В основном они уже владеют познаниями, как включить телевизор, подходят к ноутбукам родителей. Это новое поколение, которое двигается в ногу со временем. Печально. Так мы вообще имеем риск утратить дар звукопроизношения, если призадуматься. А ведь для нормального формирования малютки, с ним просто нужно говорить. Читать, рассказывать о том, что наблюдаете. Гулять не молча. Отвечать на вопросы… Ведь так росли мы.

Дочери одной моей знакомой крёстный папа на 3-х-летие подарил настоящий телефон. Конечно, непоседы не должны отставать от прогресса. Но мама даёт ей этот телефон за особые заслуги. И на короткое время. Пусть лучше мозг деточки будет заинтересован конструкторами, так она мотивирует.

Это приобретённые причины. Их можно и не допустить, как вы считаете? Но есть и врождённые. Тут требуется кропотливая работа. Знайте, что к задержке приведут:

  • повышенный или пониженный тонусы
  • асфиксия при рождении
  • кислородное голодание ещё в утробе матери
  • врождённые отклонения в формировании челюсти или уздечки языка

Если эти симптомы выявлены при рождении, пулей мчите к неврологу (в последнем пункте стоматолог устанавливает причину)! До года это лечится в 90% случаев. Тогда и последствий, вероятно, не будет.

Виды патологий

С самого рождения грудничка нужно показывать неврологу. Даже если педиатр об этом умалчивает, ведите сами. Большой процент деток сейчас нуждается в консультациях и коррекциях по части неврологии. Если причина дефектов врождённая, специалист даст назначения, которые нужно строго соблюдать.

Но если в 3 ― 4 года чадо не разговаривает, это может быть общее недоразвитие речи (ОНР). Какие болезни можно выделить?

  • Дизартрия ― недостаточное функционирование нервных окончаний, которые обеспечивают связь коры мозга с речевым центром.
  • Афония ― чадо говорит, но звукопроизношение нарушено.
  • Заикание ― также плохое звуковое воспроизведение, точнее, темп разговора. Виной тому судороги речевых мышц.

Был у нас один преподаватель, говорящий странные фразы «ныш-ныш». Он вставлял это в самых неожиданных местах своих лекций. Так вот, оказывается, что раньше так могли лечить заикание. Человек переставал тянуть слова, но вместо этого вставлял в свои рассказы подобные слова.

  • Дисфазия ― нарушения при плохом слухе.
  • Афазия ― частичная (возможно, полная) потеря речи, вызванная нарушениями центральной нервной системы.
  • Алалии ― поражение коры головного мозга, при этом звуковой аппарат недоразвит.

Я выделила самые основные моменты. Подробно об этом сможет рассказать хороший врач. А мы поговорим об упражнениях на улучшение качества разговорной функции.

Практические уроки для лучшего произношения

Как я уже рассказывала, в возрасте 3 ― 4 лет наступает момент, когда необходима помощь специалиста. В садике, куда я вожу Доминика, с детьми проводятся занятия (индивидуальные и фронтальные).

Также с августа по октябрь мы отдельно посещали логопеда. Но выдерживал Доминик только 20 минут, а иногда и меньше. После смены специалиста сына стали интересовать уроки. Появились сдвиги. Рассказываю это я к тому, что маленькие сорванцы не должны принимать это за навязчивую процедуру. Врач с ними должен играть! Вернее сказать, малыш так должен считать.

А теперь хочу рассказать об индивидуальных и фронтальных типах.

  • Индивидуальные

Когда малютка сидит только с педагогом ― эффективность намного лучше. Внимание уделяется ему одному. Играя в специальные забавы, направленные на исправление отклонений конкретного человечка, врач добивается результатов. Сюда относятся и упражнения для язычка, напевание различных песенок. Замечали певцов, которые поют на сцене, но говорят с заиканием? Если начать упражняться, недочёты можно исправить.

  • Фронтальные

Иначе называются групповыми. Уроки такого типа проводятся для детишек, находящихся в одинаковых положениях. Это может быть и нарушение слуха, неспособность различать парные звуки, другие разговорные моменты. Обычно группа состоит из 6 ― 8 человек, педагог подбирает специальные упражнения, направленные на расширение словарного запаса и устранение основной причины.

И необязательно отдавать кроху в специализированный детский сад. Такие кружки есть почти во всех учреждениях государственного плана.

Помогаем дома

Со своим сынишкой мы с удовольствием практикуемся дома. Всё что рекомендует логопед, мы проводим в игровой форме. Одним из часто встречаемых дефектов является неправильное воспроизведение шипящих и свистящих звуков. На исправление ситуации могут прийти такие упражнения:

  1. Дудочка. Малыш смыкает зубки, а губки вытягивает дудочкой, насколько возможно. Нужно при этом поработать язычком: вверх ― вниз.
  2. Чашка. Попросите малютку открыть ротик широко, высунуть язычок и попробовать изобразить чашечку, согнув края и кончик.
  3. Красим небо! Крохотуля улыбается, потом открывает ротик. При этом языком, как кистью, поводит по нёбушку.
  4. Цоканье лошади. Очень популярная забава. Карапуз цокает кончиком язычка, словно лошадка.
  5. Кушаем варенье. Улыбнувшись, приоткрыть ротик. При неподвижной нижней челюсти, облизать верхнюю губёнку.
  6. Чистим зубы! Только делаем это не щёткой, а язычком.

Понимаете, если исправлять дефекты, то делать это сразу и навсегда. Поэтому домашние уроки необходимы. Только если сорванец устал, не навязывайте! Он не должен чувствовать давления с вашей стороны. Ещё хорошо рисовать по контурам. Мы выполняем это без особого удовольствия, но штука полезная.

Игры

Вообще, уроки по логопедии должны проводиться в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка нас всегда забавляла и так. Но остановимся подробнее, тем более эти советы подойдут ко всем детям с ОНР.

  1. Использование помощи природы, времён года. Украсьте вашу квартиру в соответствии с этим временем. Лучше всего зимой, наряжать ёлку любят все детки. Подберите небьющиеся игрушки, попросите помочь Вам с мишурой, рассматривайте картинки, собирайте пазлы. Не менее интересна осень! Соберите вместе с малышом листья, расскажите о деревьях, украсьте ваше жильё. Можно сделать гербарии. Увлекательно и настроение поднимется!
  2. Собирать картинку воедино. Необязательно приобретать пазлы, возьмите любую крупную картинку и разрежьте. А карапуз пусть соберёт. Если он знаком с цифрами, пронумеруйте детали, так малютке будет проще.
  3. Совместное творчество. Лепите из мягкого пластилина или солёного теста. Просите кроху слепить глазки зверюшке, прилепить их. Пусть разминает пальчики. Отличным материалом для развития мелкой моторики будет кинетическией песок .
  4. Провоцируем разговор! Почитав интересную сказку, обсудите сюжет вместе, задавайте больше вопросов. Если у Вашего наследника проблема с каким-то отдельным словом, не навязывайте и не поправляйте принудительно. Провоцируйте произношение проблемного слова. И сами говорите чаще, но правильно. Детёнок начнёт повторять. Вообще, то что касается произношения, со стороны близких сказанное должно быть правильным. Не искажайте сюсюкая. Дитя воспроизводит интонацию!
  5. Рисуем. Просите разукрашивать, обводить, рисовать простейшие предметы. Это может быть травка, солнышко, дерево. К 4 годам ребенок с этим справится. Мы вешаем творчество на стену, так стимулируем навыки художника! Да, ещё бабушкам дарим.

Рассмотрим более серьёзные изменения

К сожалению, есть ребятишки, у которых задержка не только звукового произношения, но психического характера. Этот вид носит название задержка психического развития или ЗПР. Само собой, разумеется, что такие человечки либо неправильно говорят, либо не говорят совсем.

Виновником тому может быть внутриутробное развитие. Когда на этапе беременности мама находилась в постоянном стрессе. Самой трудноизлечимой причиной является поражение клеток головного мозга.

Медикаментами можно поправить ситуацию, компенсируя работу организма участием здоровых клеток. Очень сложно, требует силы воли от родителей. Но имеется риск приобретённого ЗПР. Как правило, это неблагополучные семьи, где на глазах чада происходят выяснения отношений.

Самый лучший тест на выявление данного осложнения ― наблюдение за общим развитием. К 2-м годам непоседа должен уметь просовывать геометрические фигуры в подходящие отверстия, различать части тела, цвета. К 3-м ― умение говорить. Если Вы заподозрили серьёзную задержку и отклонения, обратиться надо к психоневрологу. Он сможет определить диагноз. Кроме того, поможет дефектолог.

Как помочь

Помощь при ЗПР носит в первую очередь медикаментозный характер. Но не менее эффективным будет домашняя поддержка. Самое главное ― не отчаиваться. Относитесь к крохотному существу с уважением. Играйте с ним. Пусть забавы станут полезными! Очень положительное действие окажут пальчиковые игры.

  1. Катайте шишку между ладошками, по столу. То же самое с карандашами.
  2. Месите тесто, лепите из пластилина.
  3. Рисуйте карандашами и красками. Недавно видела на прилавке одного детского магазина пальчиковые краски. Ребятки расслабляются, когда развлекаются так весело.
  4. Тренируем память. Хорошо играть коллективно, в идеале втроём. Ребятишки становятся по кругу, каждый делает разные действия по очереди. Они должны запомнить порядок выполнения.
  5. Внимательность. Делимся на 2 команды, становимся в шеренгу, первая под музыку подпрыгивает, вторая приседает. Меняемся!
  6. Снимаем напряжение. Помните давний стишок: «Шалтай-Болтай сидел на стене…». Читайте, а непоседы покачиваются в тон.

Основное правило, комментируйте происходящее!

Занимательные учебники

Дорогие родители, услуги логопеда, конечно, необходимы. Но всегда интересно попробовать и самим проделать определённые упражнения для исправления дефектов любимого создания. К услугам родителей предлагается литература, составленная простым языком. Тут подобраны интересные конспекты по каждой ситуации в отдельности. С некоторыми я хочу Вас познакомить.

  1. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов ». Методика автора рассчитана на исправление неправильно произносимых звучаний. Главный способ ― артикуляционная гимнастика. Для каждого случая здесь подобран комплекс мероприятий.
  2. Земцова Ольга «Развиваем речь. 3 ― 4 года ». Материал направлен на помощь в увеличении словарного запаса, построении связи предложений. Благодаря наклейкам процесс станет увлекательнее вдвойне.
  3. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. «Развитие речи в 3 ― 4 года. Пособие для воспитателей и родителей ». Пособие создано с учётом особенностей формирования звукопроизношения в 3 ― 4 года. В книге представлено 30 тем, созданных для пополнения словарного запаса и чистого воспроизведения.

Посоветую Вам также свои любимые книги по развитию речи, артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков:

    Елена Косинова "Уроки логопеда. Игры для развития речи ". Отличная подборка упражнений для пальчиков, сказки про язычок, упражнения для тренировки язычка, огромное количество скороговорок. Эта книга подойдет не только деткам, которым нужно исправлять речь, но и всем детям от 0 до 6 лет. Меня в этой книге еще подкупило то, что в ней есть реальные фото выполнения артикуляционных упражнений (очень удобно для родителей).

    Володина В.С. "Альбом по развитию речи ". Эту книгу мне советовал логопед, хотя на тот момент мы ее уже приобрели. Отличное пособие, понятные и интересные развивающие задания.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов». Сюда вошло 4 альбома: автоматизация свистящих звуков С,С", З,З", Ц , автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ , автоматизация сонорных звуков Л, Ль , автоматизация сонорных звуков Р, Рь . Данные альбомы также были куплены по совету нашего логопеда.
  2. Ольга Земцова, «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей .» У нас есть на возраст 2-3 года и на возраст 3-4 года. В книге есть и математика, и развитие речи, и развитие внимания, и развитие графических навыков.

Литературные пособия при ЗПР

Когда требуется небольшая коррекция, можно прибегнуть к вышеуказанной литературе. Но когда диагноз более серьёзный, нужна особенная методика. Я не говорю, что это приговор. Нет! Помните, дорогие читатели, что рано обнаруженную проблему исправить допустимо. Бывают пограничные стадии при задержке психического формирования.

  1. Засыпкина А.Н. «Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3 4 лет с ЗПР ». Это практическая методика с множеством игр, способствующих раскрепощению и тренировке важных зон головного мозга. Гимнастика для внимания, мышления, памяти, фантазии.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-педагогическая помощь для дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии ». Предложен ряд мероприятий для профилактики и коррекции незначительных отклонений. Пособие будет полезно и воспитателям, и врачам-дефектологам и родителям.
  3. Павлова Л.Н., Руденко Л.Г. «Умные картинки ». Описанные мероприятия пригодятся для общего кругозора и применимо для решения ЗПР. Представлены темы «Окружающий мир», «Профессии», «Времена года», которые помогают в преодолении словесного барьера. Тренируется мышление, память, фантазия, увеличивается кругозор.

На этом, уважаемые читатели блога, позвольте попрощаться. Помните, что на ранних стадиях можно вылечить практически любую болезнь или отклонение. Здоровья Вам и Вашим близким. Не забудьте подписаться на обновления блога.

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной поддержки.

Использование "визуальной поддержки" способствует, в первую очередь, более быстрому и эффективному расположению ребёнка по отношению ко взрослому, снятию тревожности, формированию умения планировать и выстраивать в цепочку свои действия, повышению самостоятельности на занятиях детей, имеющих ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Р]

Задачи :

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Развитие мышления, внимания

Воспитательные:

Здоровьесберегающие:

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), зеркало, зондозаменители, фланелеграф, мольберт, колокольчики.

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Часики»

«Качели»

«Лошадка»

«Грибок»

«Барабан»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку поиграть в колокольчик, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Р] (смешанный способ)

По подражанию в положении сидя (в качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком) и механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя.

Развитие мелкой моторики

Ребёнку предлагается выбрать игру из зоны «Послушные ручки» (мячики Су-Джок и массажные пальчиковые колечки, прищепки, кубики, шнурочки, счётные палочки, пуговицы и т.д.)

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Часики».

И.п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик - так» (10 раз - на выдохе).

Развитие слухового внимания, мышления и быстроты реакции

Логопед предлагает ребёнку выполнить действия наоборот:

Закрой рот → ребёнок открывает рот;

Открой рот → ребёнок закрывает рот;

Открой глаза → ребёнок закрывает глаза;

Закрой глаза → ребёнок открывает глаза;

Покажи язык → ребёнок прячет язык;

Спрячь язык → ребёнок показывает язык;

Подними руки → ребёнок опускает руки;

Опусти руки → ребёнок поднимает руки.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Р]

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Упражнять в употреблении пространственных предлогов на, под, за, в

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, зондозаменители, бубен, карандаши, папка «Послушный карандаш», осенние листья (картинки с липучками) и дерево (вытянутый коричневый треугольник – ствол, прикреплённый к фланелеграфу).

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Лопатка»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Часики»

«Качели»

«Лошадка»

«Грибок»

«Барабан»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку поиграть в бубен, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Р]

  • Постановка звука [Р] от «Болтушки» (следить, чтобы язык не выходил за зубы) с резким выдохом на кончик языка в положении сидя (или с использованием косметической палочки, при помощи которой логопед прижимает язык за верхними зубами, а ребёнок старается резким выдохом на кончик языка её оторвать, или механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя).

Развитие графо-моторного навыка

Ребёнку предлагается выбрать (и объяснить свой выбор) из папки «Послушный карандаш» бланк с определённым заданием, например: «Дорисуй», «Обведи», «Заштрихуй» и т.д.

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Трубач».

И.п. - сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз - на выдохе).

Игра «Падают, падают листья»

Логопед раскладывает осенние листья в разных местах кабинета, обращая внимание на то, как они разлетелись от сильного ветра, и предлагает назвать, где находится каждый лист. Правильно назвав местоположение листика, ребёнок вешает его на специальное дерево.

Примерные высказывания ребёнка:

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»;

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, дверь и пр.)».

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Ш]

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению употреблять слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический)

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания

Развитие тактильных ощущений

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, шпатели, картотека пальчиковых игр «Пальцы учат говорить», мешочек с различными предметами.

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит песенку [Ш] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Ш]

  • На каждом занятии логопед старается объяснить ребёнку артикуляторно-акустическую характеристику вызываемого звука. В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком;
  • Постановка звука [Ш] по подражанию или механическим способом с использованием шпателя.

Развитие мелкой моторики

Логопед предлагает ребёнку выполнить игру из картотеки «Пальцы учат говорить» (15 карточек с заданиями).

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Гуси».

И.п. - основная стойка. Медленная ходьба по кабинету. На вдох руки подняты в сторону, на выдох - опустить вниз с длительным произношением: «У - у - у - у» (1-1,5 мин. - на выдохе).

Игра «Чудесный мешочек»

Ребёнок рассматривает, берёт в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5-7 предметов). Логопед обращает внимание ребёнка на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и ребёнок выполняет задания логопеда:

Достань предмет, сделанный из дерева. Как по-другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный) и т.д.

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: автоматизация звука [Ш] в слогах

Цель: отработка умений произносить звук [Ш] в прямых, обратных слогах и со стечением согласных

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению употреблять антонимы в активной речи

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие внимания

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, игрушечная мартышка, игрушечное пианино, картинки для игры «Наоборот».

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Развитие фонематического восприятия

Логопед предлагает ребёнку догадаться, какой общий звук есть в следующих словах: шапка, мишутка, кошка, мышка (→ [Ш]).

(отвечает ребёнок, логопед помогает)

Игра «Звук – ты мой друг»

Логопед произносит строчку стихотворения, ребёнок – только звук.

Вышли гуси на луга – Ш,

Зашипели свысока – Ш,

За гусями повторяй – Ш

И смотри-ка не зевай – Ш.

Логопед спрашивает у ребёнка, как шипят гуси? А потом предлагает произнеси звук [Ш] сначала тихо, затем громко.

Автоматизация звука [Ш] в слогах

Логопед предлагает ребёнку повторить слоги за мартышкой.

С радостью: ша-шо-шу, шо-шу-ши, шу-ши-ша, ши-ша-шо;

С удивлением: шта-што-шту-шты, ашп-ошп-ушп-ышп, амш-омш-умш-ымш.

Игра «Пианист»

Логопед предлагает ребёнку поиграть на пианино – повторить за логопедом «мелодию» (ритмический рисунок) с правильным произнесением следующих слогов: аш-ош-уш, ош-уш-иш, уш-иш-аш, иш-аш-ош.

Активизация межполушарного взаимодействия

Логопед предлагает ребёнку выполнить игру «Ухо-нос» из папки «Здоровьесберегающие приёмы работы на логопедических занятиях»: левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо –

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Каша кипит».

И.п. - сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. На выдохе произносить звук «Ш - ш - ш» (5-6 раз).

Игра «Наоборот»

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть 3-4 пары картинок, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов, а потом сказать, что на них изображено в форме сложносочинённого предложения с союзом а. Например: Велосипедист едет быстро, а гусеница ползёт медленно.

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и общей моторики

Развитие внимания

Активизация межполушарного взаимодействия

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, аудиозапись «Шипение змеи», картинный материал и соответствующая схема с синим кружком для игры «Где живёт звук?».

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Автоматизация изолированного звука [Ш]

Логопед предлагает ребёнку пошипеть, как змея (с опорой на аудиозапись).

Уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука [Ш]

В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции уже отрабатываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком.

Развитие фонематического анализа

Игра «Где живёт звук?»

Логопед предлагает ребёнку определить место звука [Ш] в следующих словах: шаг, шайба, шуба, шина, машина, мишень, тишина, горошина, ваш, наш, финиш, мякиш.

Автоматизация звука [Ш] в словах

Игра «Назови ласково» (с мячом)

Изба – избушка

кума – …

зима – …

штаны – …

тётя – …

дядя – …

хозяйка – …

солнце – …

хлеб – …

камень – …

пятно – …

дно – …

окно – …

дед – …

Активизация межполушарного взаимодействия

«Кулак-ребро-ладонь». Логопед показывает ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.

Речевое сопровождение:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Игра «Закончи фразу»

Логопед предлагает ребёнку закончить предложения.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с…, потому что…

Мы любим слушать сказки, потому что…

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.


Конспект логопедического занятия

В подготовительной группе «Путешествие в цирк»

Для детей с ЗПР с использованием ЭОР

Цель: дифференциация звуков С – Ш.

Задачи:

Коммуникация:

1. Совершенствовать умение правильно произносить и дифференцировать звуки С, Ш в слогах, словах и предложениях;

2. Формировать умение образовывать форму женского рода имен существительных от существительных мужского рода;

3. Развивать навык звукового анализа и синтеза;

4. Развивать фонематический слух.

Познание:

1. Обобщать и систематизировать знания детей по лексической теме «Профессии»;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;

3. Развивать мышление, память.

Физическая культура:

1. Совершенствовать умение согласовывать речь с движением;

2. Развивать общую моторику.

Социализация:

1. Воспитывать самоконтроль за речью;

2. Формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: костюм фокусницы (цилиндр, плащ, перчатки, волшебная палочка), запись релаксационной музыки, спортивные дорожки, мягкая игрушка (тигренок), изображения людей цирковых профессий (фокусник, жонглер, дрессировщик, клоун, акробат), мяч, изображения цирковых тумб, игрушки животных (собака, кошка, лошадь, слон, мартышка, крыса), воздушные шары по количеству детей, компьютерная программа «Игры для Тигры», ноутбук (компьютер).

Ход НОД:

1. Организационный момент

Скажите, пожалуйста, какая бывает погода?

Изобразите мимикой пасмурную, облачную погоду.

А теперь покажите «лицо» солнечной, ясной погоды.

Кто знает, как называется место, где всегда много артистов, где всегда весело, интересно и никогда не бывает скучно? Правильно, это цирк.

2. Вводная беседа

Сегодня мы с вами отправимся в цирк. Скажите, люди каких профессий работают в цирке?

Отгадав мою загадку, вы узнаете, в кого из цирковых артистов я сейчас превращусь:

Вот человек на арене стоит,

Всех людей он вмиг удивит.

Может он зайца из шапки достать,

А еще может он шпаги глотать.

Верно, это фокусник. А как мы назовем женщину, работающую по этой профессии? Итак, я превращаюсь в фокусницу (логопед надевает атрибуты фокусницы: цилиндр, перчатки, плащ).

Ребята, я вам предлагаю отправиться в мир цирковых актеров.

Кто знает, где находится цирк?

А как нам до него добраться?

Верно, на этом транспорте мы доедем до цирка, но так как я сегодня настоящая фокусница, то и транспорт я вам предложу волшебный. Есть у меня волшебный ковер-самолет, на котором мы вмиг долетим до цирка.

3. Аутотренинг

Звучит музыка.

Приглашаю вас всех занять места на ковре-самолете. Закройте глаза. Начинается полет.

Ковёр поднимает нас всё выше и выше, мы пролетаем над домами, детскими садами и площадками, поднимаемся всё выше, воздух становится холоднее, мы ощущаем прохладу, свежесть. Давай подышим этим воздухом.

Положите руку на живот: вдох – наш животик надувается, как воздушный шар, выдох – шарик сдувается. Еще раз медленно: вдох – выдох. Наконец, ковёр-самолёт стал снижаться и вот мы уже на земле.

Открываем глаза. Посмотрите, мы уже в цирке (на ковре появилась арена – спортивные дорожки, выложенные кругом).

4. Сообщение цели

Посмотрите, кто нас встречает в цирке. Это тигренок Тигра.

Здравствуй, Тигра. Тигра проводишь нас по цирку?

Он с нами отправится по цирку, но прежде ответе на вопросы тигры:

Какой звук слышится в начале слова САНКИ, ШАПКА.

Кто догадался, какие два звука мы будем вспоминать и учиться различать?

Расскажите, что вы знаете о звуках С и Ш?

5. Дифференциация звуков С-Ш в слогах

Тигра предлагает нам всем побывать в роли цирковых артистов и выполнить его задания. Справимся?

Давайте посмотрим, в кого мы будем превращаться. (Логопед показывает детям изображение жонглера).

Превращаю вас всех в жонглеров. Логопед приглашает детей встать вокруг арены.

Я кидаю мяч и говорю слог со звуком С, вы меняете звук С на звук Ш и возвращаете мяч мне.

СА – ША ША – СА

СО – ШО ШО – СО

СУ – ШУ ШУ – СУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ

СЭ – ШЭ ШЕ – СЭ

Молодцы, жонглеры вы хорошие.

6. Дифференциация звуков С – Ш словах

Давайте посмотрим следующее изображение. (Логопед показывает картинку дрессировщика).

Как вы думаете, кем теперь мы все будем? А как назовем женщину, работающую по этой профессии?

Превращаю вас в дрессировщиков.

У меня в пальчиковом бассейне изображения животных, которых вы будете дрессировать. Нужно распределить наших животных на две тумбы. Каких животных мы будем располагать на левой тумбе? (в названии которых есть звук с)

А на правой? (в названии которых есть звук Ш).

Слова: собака, кошка, лошадь, слон, мартышка, крыса.

7. Физкультурная минутка

Смотрим следующую картинку. Логопед показывает изображение акробата.

Кто это? Как мы назовем женщину, работающую по этой профессии?

Акробаты очень ловкие. У них сильные мышцы. Давайте мы тоже разомнем наши мышцы и вспомним наше упражнение с шариками.

Шарик, шарик, мой воздушный, (2 круга шариком)
Непоседа, непослушный! (грозим пальчиком)
Шарик круглый, шарик гладкий, (ладонями катаем шарик)
Шарик тонкий, шарик мягкий. (гладим шарик 1 рукой)

Вправо шарик, влево шарик. (повороты с шаром)
Мой светящийся фонарик! (еще повороты)
Дай тебя я обниму (обнимает двумя руками шар)
И к щеке своей прижму. (прижимаемся щекой к шарику)
Ты меня не покидай, (поднимаем шар высоко на вытянутые руки и смотрим на него)
Будь со мной не улетай! (покружиться с шариком)

8. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях

Давайте посмотрим, в кого еще нам предстоит превратиться. Логопед показывает изображение клоуна. Как назовем женщину, работающую по этой профессии?

Клоуны всегда много шутят и смешат людей. Я буду читать веселые стишки, а ваша задача найти в них ошибку.

«В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки». (Кошки).
«Саня спит и видит слон, что летит в ракете он». (Сон).
«В зоопарке живёт сон, словно дом, огромный он». (Слон).
«Маша кукле шар взяла, ей Наташа помогла». (Шарф).


Стихи проговариваются хором. Затем отбираются слова со звуками С – Ш.

Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

9. Развитие звукового анализа и синтеза

У Тигры осталась еще одна картинка. Логопед показывает изображение фокусника. Кто это?

Превращаю всех мальчиков в фокусников, а всех девочек в кого? (фокусниц).

Отдельные буквы мы будем превращать в слова. Это задание мы выполним вместе с Тигрой.

Упражнение «Составь слово из 3 букв» и «Составь слово из 4 букв» из компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры».

10. Итог

Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир цирка. Пора прощаться с нашим героем Тигрой.

Кто запомнил, какие два звука мы вспоминали на занятии?

Что на занятии вам понравилось больше всего?