Пороша история создания. Презентация к уроку (6 класс) на тему: Анализ стихотворения С. А. Есенина "Пороша". Анализ стихотворения "Пороша"

– поэт, который умело изображал красоту родного края, красоту природы в своих стихах, о чем свидетельствует замечательное стихотворение «Пороша» Есенина, которому нам нужно сделать анализ.

Есенин Пороша анализ стихотворения

В своем анализе стиха Есенина «Пороша» хочется отметить простоту произведения, его легкость. Оно читается на одном дыхании, быстро запоминается и вызывает только приятные яркие чувства. Читаешь стих, а в голове возникают образы и вырисовываются картины. Даже хочется оказаться на месте лирического героя. Хочется сесть в сани и прокатиться по той самой запорошенной бесконечной дороге, что «убегает лентой вдаль». Читаешь произведение и понимаешь, а ведь и зима может быть прекрасной, сказочной и загадочной. Мы видим, как любуется герой зимним временем. Он зиму называет невидимкой, которая укрыла всю землю белым покрывалом и принарядила все в лесу. И под этим покрывалом лес спит «под сказку сна». Вот и сосна вся стоит в снегу, будто косынку надела и теперь «понагнулась, как старушка».

Делая анализ стихотворения Есенина «Пороша», хочется написать о тишине, которую автор вспоминает вначале своей работы, но, дальше мы видим, что природа продолжает жить и в зимнюю пору. Здесь и вороны расшумелись, и дятел долбит на суку сосны, да и сами сани издают звуки, ведь слышны звоны под копытами. Эти звуки и нарушают первоначальную тишину.

Есенин в стихотворении использует сравнения, просторечные формы, метафоры, эпитеты, парцелляцию.

Благодаря Есенину, мы смогли в обычной картине, где изображена природа в зимнюю пору, увидеть волшебство, интересные загадочные вещи. Поэт, как бы, предлагает посмотреть на зиму своими глазами и полюбить зиму так же, как мы любим лето и другое время года.

История создания Пороша Есенина

Стихотворение Есенина «Пороша» — это одно из ранних произведений поэта. Если говорить об истории создания «Пороша» Есенина, то его автор написал в 1914 году, наверное, с целью показать нам какой красивой и сказочной бывает природа в зимнюю пору и это автору удалось без сомненья.

Предлагаем послушать стихотворение Пороша Есенина

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства . Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах. «Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы. Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.

/ / / Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика С. Есенина – трогательное признание в любви к природе. Поэт умел искренне восхищаться окружающим миом и запечатлевать его в насыщенных пейзажных зарисовках. Это подтверждает стихотворение «Пороша», созданное в 1914 г. В это время Сергей Александрович жил в Москве, часто вспоминая о родной деревне. Видимо, эти воспоминания вдохновили его и на создание анализируемого произведения.

Тема стихотворения – поездка по зимнему лесу, красота зимней природы. Автор показывает, что холодное время года обладает особенной прелестью, умеет дарить человеку сказку, наполнять человеческую душу ощущением свободы. Жанр стихотворения – элегия, так как оно созерцательного характера.

В центре стихотворения лирический герой, который едет по зимнему лесу. Написаны строки от первого лица, поэтому читатель видит зимнюю сказку глазами героя. Сначала мужчина прислушивается к звону, раздающемуся из-под копыт. Кони пугают ворон и те шумят на лугу. Карканье этих птиц несколько угнетает, однако ненадолго.

Лирический герой обращает внимание на лес, который будто заколдован кем-то невидимым. Лес дремлет, наслаждаясь сказочным сном. Сосне зима подарила белую косынку. Теперь дерево похоже на старушку, опершуюся на клюку. Путник слышит стук дятла. Птица совсем не боится разбудить дремлющую природу.

В последнем катрене мысли лирического героя возвращаются к коню. Тот радуется широким просторам, скачет по бесконечной дороге. Зима же заботливо «стелет шаль» на землю. Путник замечает, что снег не просто сыпется, а валит. Тем не менее, мужчина не переживает, что заметет дорогу, ведь его тревога затмевается прекрасными зимними картинами.

Стихотворение С. Есенина «Пороша» условно делится на смысловые части: описание езды, лесной пейзаж, рассказ о бесконечной дороге. Формально произведение состоит из четырех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Для объединения строк Сергей Александрович использовал перекрестную рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Сказочная зимняя природа и атмосфера передаются при помощи языковых средств. Тропы позволяют автору оригинально раскрыть традиционную для литературы зимнюю тему. Ключевую роль в стихотворении играют метафоры: «дремлет лес под сказку сна», «валит снег и стелет шаль», «дорога убегает лентой вдаль». Они служат каркасом для создания образов. Детализировать пейзажную зарисовку помогают эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога». Ассоциации, которые вызывает сосна, передаются посредством сравнений: «словно белой косынкой повязалася сосна», «принагнулась, как старушка».

Плавный интонационный рисунок стихотворения С. Есенина не прерывается ни восклицаниями, ни вопросами. Кажется, автор не хочет прерывать зимнюю задумчивость. В первом катрене привлекает внимание синтаксическое строение. Автор использует два предложения, состоящих из одного слова. Такой прием подчеркивает настроение лирического героя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С. А. Есенин 3.10.1895-28.12.1925

Знакмство с биографией С. А. Есенина: Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В Рязанской губернии в селе Константинове. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. . Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке. Стихи начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград. В 1918 вернулся в Москву. Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 90 лет со дня его смерти, но стихи его живут до сих пор, они переведены на многие языки, издаются в разных странах. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы « Англетер ». Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай...». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. Присутствует и внутренний смысл произведения

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны. Многие поэты описывали зиму, великолепные пейзажи вдохновляли их на создание шедевров. Однако Сергей Есенин, один из тех, чьи строки запоминаются и вызывают самые яркие чувства. Вот и в стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу. Герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо, - это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны. Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега.

Анализ стихотворения Тема стихотворения - природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении "пороша" он описывает красоту зимнего леса и пейзажи. автор использует метафоры (заколдован невидимкой), сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка), эпитеты (серые вороны, Бесконечная дорога), и парцеляцию (еду. Тихо. Слышны звоны). Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/

Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание....

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике . Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под с каз ку с на, / С ловно белою кос ынкой / Подвязалас я с ос на».

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Пона гнулась, как ста рушка , / Оперла ся на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Павел Николаевич Малофеев