Понятие и виды выборки в статистике. Виды выборки. Тема: Выборочный метод в статистике

Последние новости свидетельствуют об оживлении отечественной экономики, что может возобновить повышение зарплат госслужащих уже в 2018 году. Ранее власти были вынуждены наложить мораторий на ежегодную индексацию оплаты труда, реагируя на негативные последствия кризиса. Итоговое решение и формат повышения будут зависеть от макроэкономической динамики.

Ожидаемое повышение зарплаты в 2018 году: последние новости для госслужащих

Падение цен на нефть и последующий экономический кризис вынудили чиновников оптимизировать государственные расходы. В результате в 2015 году уровень зарплат госслужащих, который ранее ежегодно индексировался согласно индексу инфляции, был заморожен. Мораторий на индексацию сохранится до конца текущего года, однако уже в следующем году власти могут пересмотреть данное решение.

Во время кризиса чиновники были вынуждены экономить на собственных расходах. В том числе на 10% было сокращено финансирование органов власти. Кроме того, зарплаты представителей аппарата правительства и администрации президента были урезаны на 10%.

Улучшение макроэкономической ситуации в 2017 году вернуло в повестку дня вопрос о повышении зарплаты госслужащим уже в 2018 году. При этом власти рассматривают несколько вариантов итоговой индексации, которые отличаются масштабом повышения оплаты труда. В том числе правительство может отменить привязку зарплат госслужащих к прошлогоднему уровню инфляции.

Надежды на светлое будущее

Повышение цен на нефть до 50-55 долл./барр. позволило правительству стабилизировать бюджетные поступления. В том числе представители Минфина рассчитывают сократить дефицит бюджета до 2% по итогам 2017 года. В результате правительство получает дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на увеличение оплаты труда.

Согласно поручению Владимира Путина, правительство будет прорабатывать вопрос индексации зарплат для тех категорий бюджетников, которые не входили в майские указы. Уже в 2018 году очередь может дойти до госслужащих, допускают эксперты. Однако власти еще не определились с итоговым форматом корректировки оплаты труда служащих различных категорий.

Осенью прошлого года в Минфине подготовили законопроект, который предлагает отменить ежегодную индексацию зарплат госслужащих согласно уровню инфляции. В условиях кризиса власти должны учитывать реальное состояние бюджета. Представители ведомства предлагали решать вопрос о будущем повышении оплаты труда для служащих исключительно в рамках бюджетного процесса. Однако данная инициатива не нашла поддержки в Госдуме.

Другой альтернативой решения данного вопроса является возврат к повышению зарплат в рамках инфляции прошлого года. В таком случае в феврале следующего года госслужащих ожидает повышение оплаты труда на 4% (прогнозное значение инфляции на 2017 год). При этом индексация не будет учитывать показатели инфляции прошлых лет, когда действовал мораторий.

Кроме того, власти рассматривали вариант полной индексации зарплат с учетом суммарного показателя инфляции. В результате в 2019 году оплата труда госслужащих могла быть увеличена сразу на 38%, однако в правительстве считают подобный сценарий маловероятным.

Итоговый формат повышения зарплат госслужащих будет зависеть от экономических факторов, подчеркивают эксперты. Финансовые возможности правительства определяются динамикой цен на «черное золото».

Фактор неопределенности

Оптимистичный прогноз на следующий год предполагает дальнейший рост нефтяных котировок, ускорение роста ВВП и сокращение дефицита бюджета. Кроме того, по итогам 2017 года инфляция замедлится до 4%, что значительно снизит стоимость будущей индексации зарплат.

В результате власти смогут отказаться от продления моратория и возобновить поэтапное увеличение оплаты труда. Однако отыграть инфляцию за три года, когда действовал мораторий, будет весьма проблематично. Подобное повышение зарплат станет чрезмерной нагрузкой для бюджета, который остается уязвимым перед внешними факторами.

Новый обвал цен на нефть станет вызовом для отечественного бюджета. В таком случае чиновникам придется возобновить оптимизацию расходов, что может привести к пролонгации моратория на индексацию зарплат. Еще один негативный фактор, который может привести к ухудшению экономической ситуации – рост геополитической напряженности. В результате отечественная экономика может столкнуться с новыми санкциями, что будет иметь негативные последствия.

Наиболее вероятным сценарием является индексация зарплат в следующем году на 4%. При этом в Минфине допускают отмену ежегодной индексации, предлагая обсуждать возможное повышение оплаты труда в рамках бюджетного процесса.

Новости повышения зарплаты госслужащим интересуют не только самих государственных служащих, но и членов их семей. Это абсолютно закономерно. Как известно, государственный сектор является обширной сферой для трудоустройства. Здесь занято множество людей самых разных профессий. По некоторым данным в РФ примерно 5.4 млн. граждан работает в тех, либо иных государственных учреждениях. Все эти люди получают свою заработную плату прямиком из государственной казны. Несмотря на нелёгкий и самоотверженный труд многих из госслужащих, заработная плата этих специалистов иногда оставляет желать лучшего. Для того, чтобы повысить качество жизни и уровень благосостояния этой категории граждан, В. Путин решил поднять оклады ещё на 4%.

Госслужащие зарплата. Последние новости позволяют утверждать, что теперь госслужающие смогут стать полноценным средним классом. Это особенно актуально для тех из них, кто трудится в Московском регионе.

Зарплата госслужащих. Россия не может похвастаться такими же зарплатами, как в Германии или ОАЭ, однако госслужащих никак нельзя назвать обделёнными. По некоторым данным средняя зарплата этой категории граждан РФ находится на уровне 100 тысяч рублей. Это довольно большие деньги даже для Москвы. Если же говорить о человеке, который ежемесячно получает такую сумму где-нибудь в провинции, то этих денег хватит даже на покупку предметов роскоши.

Повышение зарплаты госслужащим в 2018. Последние новости. Зарплата госслужащих в 2018 году в России будет существенно повышена. Несмотря на то, что российской экономике свойственна инфляция, грядущее повышение не будет полностью нивелировано ею. Дело в том, что по итогам 2017 года инфляция должна составить примерно 3%, а повышение составит 4%.

Повышение зарплаты госслужащим

Повышение зарплаты госслужащим. Россия, как и многие другие страны, высоко ценит труд людей, которые работают на благо государства. Это касается не только военных и сотрудников различных силовых структур, но и госслужащих.

Именно поэтому индексация зарплаты госслужащим в 2018 составит не менее, чем 4%. Этого повышения должно быть достаточно для того, чтобы покрыть инфляцию и немного повысить уровень жизни сотрудников государственных ведомств.

Зарплаты федеральных госслужащих в 2018 позволят вести достаточно свободный образ жизни и не отказывать себе не только в предметах первой необходимости, но и в достаточно дорогих продуктах.

Повышение зарплаты госслужащим в 2018

Повышение зарплаты федеральным госслужащим несёт в себе не только одну пользу. Проблема в том, что это ещё и дополнительная нагрузка на бюджет. Один из бывших министров финансов заметил, что нынешний бюджет не может позволить себе таких трат.

Несмотря на этот негативный момент, увеличение зарплаты госслужащим должно простимулировать их к более активной и продуктивной деятельности. Возможно, что государственные служащие смогут разработать более эффективные законы, которые принесут стране материальную прибыль уже в ближайшем будущем.

Свежие новости. Зарплата госслужащих до сих пор является предметом нападок со стороны правозащитников. Некоторые из них утверждали, что служба Отечеству - это добровольная работа, поэтому зарплаты госслужащих должно хватать только на самое необходимое, однако, в современной России органы власти, (которые принимают решение о повышении или понижении зарплаты), очевидно, так не считают.

Индексация зарплаты госслужащим

Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году должно простимулировать покупательную способность этой категории граждан, поэтому те товары, которые пользуются спросом со стороны госслужащих, могут принести неплохую прибыль уже ближайшее время.

Конечно, госслужащим повысят зарплату в 2018 не просто так, а по причине того, что их заработная плата уже давно не индексировалась.

Зарплата госслужащих с 1 января 2018

Уже с 1 января 2018 все госслужащие смогут получить повышенную зарплату, о чем уже подписал указ В.Путин. Это особенно актуально для тех госслужащих, которые до этого получали недостаточно высокую зарплату. В частности, речь идёт о сотрудниках Федерального архива.

Чиновники и прочий государственный люд с надеждой и тревогой ожидают 2018 года, ведь именно в этом году планируется изменение их заработной платы. А это касается почти третьей части трудоспособного населения нашей страны, более 30 миллионов человек.Правительство РФ планирует проведение реформ, касающихся оплаты труда госслужащих. Но система увеличения зарплаты не так проста, как хотелось бы гражданам, находящимся на службе у государства. Рассмотрим, каким именно способом будет проводиться реформирование.

Официальные источники о предстоящем повышении

Последние новости относительно повышения зарплаты госслужащим в 2018 году в России зачастую противоречат друг другу. Средства массовой информации не дают единого толкования Указа Президента от 11.08.2016г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Попробуем проследить красную нить данного документа и спрогнозировать, будет ли увеличен размер заработной платы российских госслужащих.

В Указе буквально прописано: «…завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных служащих, а также структуры их денежного содержания». Указ однозначно информирует о том, что прямого подъема зарплаты в определенном процентном соотношении не предвидится. Планируется увеличить роль фактора материальной мотивации работников. Разработать систему стимулирующих мер поручено Министерству труда РФ.

После издания Указа, в СМИ развернулись дискуссии о том, «кому на Руси станет жить хорошо» и даже назывались точные цифры увеличения заработка – 38 %. Ажиотаж по поводу повышения зарплат не оставил равнодушным правительство РФ: 8 ноября 2016 года кабинетом министров было сделано заявление о некорректности трактовки СМИ Указа Президента № 403. В данном заявлении правительство недвусмысленно дало понять, что 38 % — это общее суммарное увеличение оклада госслужащих за несколько лет, начиная с 2012 года.

До 2015 года оклады в среднем увеличились на 10 %. В 2015 данный показатель был заморожен. И, по мнению правительства, вряд ли даже в суммарном исчислении достигнет планки 38 % на начало 2019 года.

Средства массовой информации предполагают, что повышение денежного содержания российских госслужащих будет ничем иным, как индексацией заработка на величину инфляционного коэффициента. Официально же данная информация не подтверждается, напротив, Министерство финансов в октябре 2016 года внесло предложение об отмене регулярного пересчета заработка бюджетников, а Госдума приняла это предложение и продлила мораторий на индексацию до начала следующего года.

Таким образом, зарплата госслужащих в России в 2018 году будет зависеть от наполнения государственного бюджета и решения о прекращении моратория.

Методика дифференцированного подхода

В процессе выполнения положений, прописанных в 403 Указе Президента, чиновники планируют усовершенствовать систему материального стимулирования федеральных служащих путем внедрения во взаимоотношения государства и сотрудника «эффективного контракта». В чем же суть данного новшества?

Рассмотрим нововведения, планируемые Министерством труда:

  • разделение заработной платы работника на 2 условные части: оклад (должностной и за классность) и премиальную составляющую. Повысят, при наличии возможности, лишь оклад, прочие выплаты будут оставаться на прежнем уровне;
  • внесение в трудовой договор ряда обязанностей, которые должен выполнять служащий за определенное время, для получения оклада в полном размере и дополнительных выплат;
  • определение критериев, которым должны соответствовать результаты работы госслужащего.

Стоит обратить внимание, что при введении перечисленных новшеств работник будет получать зарплату либо в полном объеме, либо в урезанном. Размер выплат будет находиться в прямой зависимости от выполнения прописанных в контракте показателей. Для каждого вида деятельности разработают свой перечень оценки эффективности труда.

Откуда дровишки?

Финансирование увеличения окладов, даже самое незначительное, должно иметь свои источники. Их изысканием занимается Минфин РФ. Одним из источников финансирования стимулирования материальной заинтересованности служащих являются кадровые сокращения. Так, например, уменьшение количества госслужащих в 2012 — 2013 годах на 20 % позволило бюджету сэкономить около 18 млрд. рублей. Причем сокращения в этот раз коснулись в основном служащих высшего звена.

Половина сбереженных финансов была направлена на улучшение материальной мотивации государственных служащих. Планируется, что подобная практика будет осуществляться и дальше путем перераспределения функций и аннулирования их дублирования.

За прошедшие годы на повышение зарплат было потрачено 200 млрд. рублей из казны государства и 900 млрд. поступило из субъектов РФ.

Кроме сокращения численности, существует и другой источник финансирования – это налоги. Повышение налогов, в частности – налога на добавленную стоимость с 18 до 22 %, и уменьшение страховых выплат с 32 до 22 %, позволит федеральным бюджетным организациям сэкономить средства и направить их на увеличение зарплат. Если говорить о денежном эквиваленте – это около 230 млрд. рублей в год.

Процедура составления плана выборки включает последовательное решение трех следующих задач:

Определение объекта исследования;

Определение структуры выборки;

Определение объема выборки.

Как правило, объект маркетингового исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, в качестве которых могут выступать потребители, сотрудники компании, посредники и т.д. Если эта совокупность настолько малочисленна, что исследовательская группа располагает необходимыми трудовыми, финансовыми и временными возможностями для установления контакта с каждым из ее элементов, то вполне реально проведение сплошного исследования всей совокупности. В этом случае, определив объект исследования, можно приступать к следующей процедуре (выбору метода сбора данных, орудия исследования и способа связи с аудиторией).

Однако на практике очень часто не представляется возможным или целесообразным проведение сплошного исследования всей совокупности. Для этого могут быть следующие причины:

Невозможность установления контакта с некоторыми элементами совокупности;

Неоправданно большие расходы на проведение сплошного исследования или наличие финансовых ограничений, не позволяющих проведение сплошного исследования;

Сжатые сроки, отведенные для исследования, обусловленные утратой со временем актуальности информации или другими причинами и не позволяющие осуществить сбор, систематизацию и анализ обширных данных для всей совокупности.

Поэтому большие и разбросанные совокупности часто изучаются с помощью выборки, под которой, как известно, понимается часть совокупности, призванная олицетворять совокупность в целом.

Точность, с которой выборка отражает совокупность в целом, зависит от структуры и размера выборки .

Различают два подхода к структуре выборки - вероятностный и детерминированный.

Вероятностный подход к структуре выборки предполагает, что любой элемент совокупности может быть выбран с определенной (не нулевой) вероятностью. Существуют различные виды выборок, основанных на теории вероятностей (типическая, гнездовая и др.). Наиболее простой и распространенной на практике является простая случайная выборка, при которой каждый элемент совокупности имеет равную вероятность выбора для исследования.

Вероятностная выборка более точна, позволяет исследователю оценить степень достоверности собранных им данных, хотя она сложней и дороже, чем детерминированная.

Детерминированный подход к структуре выборки предполагает, что выбор элементов совокупности производится методами, основанными либо на соображениях удобства, либо на решении исследователя, либо на контингентных группах.

на соображениях удобства , состоит в выборе любых элементов совокупности исходя из простоты установления контакта с ними. Несовершенство этого метода обусловлено, возможно, низкой репрезентативностью полученной выборки, т.к. удобные для исследователя элементы совокупности могут быть недостаточно характерными представителями совокупности в силу неслучайного и необоснованного их отбора.

Однако, с другой стороны, простота, экономичность и оперативность исследования, проводимого этим методом, снискали ему довольно широкое распространение на практике и, прежде всего при проведении предварительных исследований, направленных на уточнение основных проблем.

Метод формирования выборки, основанный на решении исследователя , состоит в выборе элементов совокупности, которые, по его мнению, являются ее характерными представителями. Этот метод является более совершенным, чем предыдущий, поскольку в его основе лежит ориентировка на характерных представителей исследуемой совокупности, хотя и подбираемых на основе субъективных представлений исследователей о ней.

Метод формирования выборки, основанный на контингентных нормах , состоит в выборе характерных элементов совокупности в соответствии с полученными ранее характеристиками совокупности в целом. Эти характеристики могут быть получены путем проведения предварительных исследований и в отличие от предыдущего метода не носят субъективного характера. Поэтому данный метод является более совершенным, он позволяет получить выборочные совокупности не менее представительные, чем вероятностные выборки при значительно меньших затратах на проведение обследования.

Выбрав структуру выборки (подход к ее формированию, вид вероятностной или метая формирования детерминированной выборки), исследователю предстоит определить объем, т.е. количество элементов выборочной совокупности.

Объем выборки определяет достоверность информации , полученной в результате ее исследования, а также необходимые для проведения исследования затраты. Объем выборки зависит от уровня однородности или разновидности изучаемых объектов.

Чем больше объем выборки, тем выше ее точность и больше затраты на проведения ее обследования. При вероятностном подходе к структуре выборки ее объем может быть определен с помощью известных статистических формул, на основе заданных требований к ее точности.

На практике используется несколько подходов к определению объема выборки:

1. Произвольный подход основан на применении «правила большого пальца». Например, бездоказательно принимается, что для получения точных результатов выборка должна составлять 5 % от совокупности. Данный подход является простым и легким в исполнении, однако не представляется возможным установить точность полученных результатов. При достаточно большой совокупности он к тому же может быть и весьма дорогим.

Объем выборки может быть установлен исходя из неких заранее оговоренных условий. К примеру, заказчик маркетингового исследования знает, что при изучении общественного мнения выборка обычно составляет 1000-1200 человек, поэтому он рекомендует исследователю придерживаться данной цифры. В случае, если на каком-то рынке проводятся ежегодные исследования, то в каждом году используется выборка одного и того же объема. В отличие от первого подхода здесь при определении объема выборки используется известная логика, которая, однако, является весьма уязвимой.

Например, при проведении определенных исследований может потребоваться точность меньше, чем при изучении общественного мнения, да и объем совокупности может быть во много раз меньше, нежели при изучении общественного мнения. Таким образом, данный подход не принимает в расчет текущие обстоятельства и может быть достаточно дорогим.

В ряде случаев в качестве главного аргумента при определении объема выборки используется стоимость проведения обследования. Так, в бюджете маркетинговых исследований предусматриваются затраты на проведение определенных обследований, которые нельзя превышать. Очевидно, что ценность получаемой информации не принимается в расчет. Однако в ряде случаев и малая выборка может дать достаточно точные результаты.

Представляется разумным учитывать затраты не абсолютным образом, а по отношению к полезности информации, полученной в результате проведенных обследований. Заказчик и исследователь должны рассмотреть различные объемы выборки и методы сбора данных, затраты, учесть другие факторы

2. Объем выборки от уровня доверительного интервала допустимой ошибки, каковая, как уже говорилось, задается целесообразной точностью итоговых обобщений: от повышенной до ориентировочной. Однако здесь имеются в виду так называемые случайные ошибки, связанные с природой любых статистических погрешностей. Именно они и вычисляются как ошибки репрезентативности вероятностных выборок.

В. И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5-процентной ошибки (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Расчетная таблица выборки

Для совокупности более 100000 выборка составляет 400 единиц. Если же иметь в виду генеральные совокупности численностью от 5 тыс. и больше, то, по расчетам того же автора, можно указать величины фактической ошибки выборки в зависимости от ее объема, что для нас весьма важно, памятуя, что величина допустимой ошибки зависит от цели исследования и необязательно должна приближаться к 5-процентному уровню.

Таблица 4.3

Расчетная таблица

Объем выборки, если генеральная совокупность  5000

Фактическая ошибка при данном объёме выборки, %

Наряду со случайными возможны ошибки систематического характера. Они зависят от организации выборочного обследования. Это разнообразные смещения выборки в сторону одного из полюсов выборочного параметра.

3. Объем выборки на основе статистического анализа . Этот подход основан на определении минимального объема выборки исходя из определенных требований к надежности и достоверности получаемых результатов. Он также используется при анализе полученных результатов для отдельных подгрупп, формируемых в составе выборки по полу, возрасту, уровню образования и т.п. Требования к надежности и точности результатов для отдельных подгрупп диктуют определенные требования к объему выборки в целом.

Наиболее теоретически обоснованный и корректный подход к определению объема выборки основан на расчете достоверных интервалов. Понятие вариации характеризует величину несхожести (схожести) ответов респондентов на определенный вопрос. В более строгом плане вариацией значений какого-либо признака в совокупности называется различие его значений у разных единиц данной совокупности в один и тот же период или момент времени. Результаты ответов на вопросы опроса обычно представляются в форме кривой распределения (рис. 4.1). При высокой схожести ответов говорят о малой вариации (узкая кривая распределения) и при низкой схожести ответов – о высокой вариации (широкая кривая распределения).

В качестве меры вариации обычно принимается среднее квадратическое отклонение, которое характеризует среднее расстояние от средней оценки ответов каждого респондента на определенный вопрос.

Малая вариация

Высокая вариация

Рис. 4.1. Вариация и кривые распределения

Поскольку все маркетинговые решения принимаются в условиях неопределенности, то это обстоятельство целесообразно учесть при определении объема выборки. Так как определение исследуемых величин для совокупности в узком осуществляется на основе выборочной статистики, то следует установить диапазон (доверительный интервал), в который, как ожидается, попадут оценки для совокупности в целом, и ошибку их определения.

Доверительный интервал – это диапазон, крайним точкам которого соответствует определенный процент определенных ответов на какой-то вопрос. Доверительный интервал тесно связан со средним квадратическим отклонением изучаемого признака в генеральной совокупности: чем оно больше, тем шире должен быть доверительный интервал, чтобы включить в свой состав определенный процент ответов.

Доверительный интервал, равный или 95 %, или 99 %, является стандартным при проведении маркетинговых исследований. Ни одна фирма не проводит маркетинговых исследований, формируя несколько выборок. И математическая статистика дает возможность получить некую информацию о выборочном распределении, владея только данными о вариации единственной выборки.

Индикатором степени отличия оценки, истинной для совокупности в целом, от оценки, которая ожидается для типичной выборки, является средняя квадратическая ошибка. Причем, чем больше объем выборки, тем меньше ошибка. Высокое значение вариации обусловливает высокое значение ошибки и наоборот.

Когда на заданный вопрос существует только два варианта ответа, выраженные в процентах (используется процентная мера), объем выборки определяется по следующей формуле:

где n – объем выборки; z – нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности; p – найденная вариация для выборки; g – (100-р); е – допустимая ошибка.

При определении показателя вариации для определенной совокупности прежде всего целесообразно провести предварительный качественный анализ исследуемой совокупности, в первую очередь установить схожесть единиц совокупности в демографическом, социальном и других отношениях, представляющих интерес для исследователя. Возможно проведение пилотного исследования, использование результатов подобных исследований, проведенных в прошлом. При использовании процентной меры изменчивости принимается в расчет то обстоятельство, что максимальная изменчивость достигается для р = 50 %, что является наихудшим случаем. К тому же этот показатель радикальным образом не влияет на объем выборки. Учитывается также мнение заказчика исследования об объеме выборки.

Возможно определение объема выборки на основе использования средних значений, а не процентных величин.

где s – среднее квадратическое отклонение.

На практике, если выборка формируется заново и схожие опросы не проводились, то s не известно. В этом случае целесообразно задавать погрешность е в долях от среднеквадратического отклонения. Расчетная формула преобразуется и приобретает следующий вид:

где .

Выше шел разговор о совокупностях очень больших размеров. Однако в ряде случаев совокупности не являются большими. Обычно, если выборка составляет менее пяти процентов от совокупности, то совокупность считается большой и расчеты проводятся по вышеприведенным правилам. Если объем выборки превышает 5 % от совокупности, то последняя считается малой и в вышеприведенные формулы вводится поправочный коэффициент.

Объем выборки в данном случае определяется следующим образом:

,

где n - объем выборки для малой совокупности; n 0 – объем выборки, рассчитанный по приведенным выше формулам; N – объем генеральной совокупности.

Очевидно, что использование выборки меньших размеров приведет к экономии времени и средств.

Приведенные формулы расчета объема выборки основаны на предположении, что все правила формирования выборки были соблюдены и единственной ошибкой выборки является ошибка, обусловленная ее объемом. Однако, следует помнить, что объем выборки определяет точность полученных результатов, но не их представительность.

Последняя определяется методом формирования выборки. Все формулы для расчета объема выборки предполагают, что репрезентативность гарантируется использованием корректных вероятностных процедур формирования выборки.

Объем, выборки определяется аналитическими, задачами исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой программы. Именно программа задает образ необходимой генеральной совокупности для проведения выборки. Будет ли это все население или особые его структурные образования, все элементы изучаемого объекта или только выделяемые по заданным программой критериям, генеральную совокупность составляют все единицы, определенного в программе объекта.

При детерминированном подхода к структуре выборки в общем случае не представляется возможным расчетным путем точно определить ее объем в соответствии с заданным критерием достоверности полученной информации. В этом случае объем выборки может быть определен эмпирически. Ориентиром здесь может служить опыт проведения маркетинговых исследований за рубежом. Так, при обследовании покупателей высокая точность выборки обеспечивается, даже если ее объем не превышает 1% всей совокупности при проведении опросов покупателей средних и крупных розничных фирм, количество опрашиваемых (объем выборки), как правило, колеблется от 500 до 1000 человек.

Значение процедуры выбора метода сбора первичной информации, и орудия исследования состоит в том, что результаты этого выбора определяют как достоверность и точность подлежащей сбору информации, так и продолжительность, и дороговизну ее сбора.