Описание папирусов тутанхамон. Удивительный мир папирусов из египта. Возвращение Тутанхамона через три тысячи лет

В пору окончания губительного царствования Эхнатона Египет пребывает в упадке - Всюду царит зло. От южных до северных пределов, от Элефантины до болот дельты Нила храмы богов стоят в запустении. Святилища заброшены, от них остались лишь руины. Часовни поросли травой. Традиционного богослужения нет. Боги покинули Египет. В этот момент восходит на трон.

Правление Тутанхамона

Царевич Тутанхатон жил при дворе в Ахетатоне. В 1347 г. до н. э., девяти лет от роду, он стал фараоном. Значение его имени точно не известно: "Атон , дающий жизнь", "Живой образец Атона " или "Сильна жизнь Атона ".

Венчание на царство произошло в Фивах.

Постепенно Тутанхатон превращается в - как и Эхнатон, он меняет имя . Перед молодым царем лежит тяжелейшая задача - вернуть свою державу на истинный путь.

И вот они возвращаются туда, где начинали работу, на то место, где находились лачуги рабочих и кучи камня. Первые же удары кирки открыли вход в гробницу .

К тому моменту, когда произошло это счастливое событие, Карнарвона не было в Египте. Уставший от череды неудач, он уехал в Лондон. Всего двенадцать ступеней отделяло Говарда Картера от двери с печатями царского некрополя, за которыми его ждали несметные богатства и величайшие открытия.

Трудно не восхищаться самообладанием и благородством ученого, который, вопреки всем искушениям, засыпает раскоп и нескончаемых три недели ждет возвращения своего друга, чтобы разделить с ним радость победы.

Возвращение Тутанхамона через три тысячи лет

Самое трудное и опасное время для души - период после смерти , когда она как бы предоставлена самой себе. После смерти душа проходит через испытания, западни и ловушки, где проверяются ее достоинства, приобретенные за прожитую жизнь. Она встречается с разрушительными силами, демонами ночи, которых вновь должна победить, собрав всю накопленную силу, мудрость, опыт и добродетель. Небесная родина, как и все в этой жизни, не обретается просто - она завоевывается, ее надо заслужить.

В Древнем Египте очень важными для души считались первые семь недель после смерти (в неделе было 10 дней) - этот период был связан с астрономическим циклом звезды Сириус, которая для египтян символизировала Сокровенный Свет, Благодать. Сириус - глаз созвездия Пса, сердце Галактики, звезда, которая напоминает душе во время жизни и после смерти о цели путешествия.

Семьдесят дней в году Сириус не виден на ночном небе. Поэтому этот период так труден для души : она не видит цели, теряет на время свет звезды-покровителя. Сердце может забыть, ради чего оно путешествует.

Египтяне строили гробницы для того, чтобы помочь душе приобрести силу для испытаний, найти путеводную звезду, вырваться из темницы плоти и вернуться домой.

Гробница - единственная дошедшая до наших дней в нетронутом виде усыпальница царя, где эти воззрения древних отражены наиболее полно. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть богатейшую символику гробницы, раскрыть сущность загадочного ритуала мумификации. Об этом речь пойдет дальше.

За все двести лет существования археологии как науки ни одно открытие не получило такой широкой известности, как находка усыпальницы юного фараона.

Проклятие фараона

У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с легендами, которые рождаются в ходе исследования. Гробница - не исключение. Находка породила очень много вопросов, загадок и сенсаций; справедливости ради надо сказать, что они возникали не на пустом месте.

Одна из них - так называемое "проклятие фараона", связанное с таинственной смертью чуть ли не двадцати человек, участвовавших в свое время в раскопках. Разговоры о "

История папируса

Когда-то мудрые египтяне познали секрет изготовления папируса, на котором можно было писать. Это прославило их практически так же, как и строительство пирамид. Свой секрет они держали в глубокой тайне и никому не говорили, что необычный материал получается из волокон растения, которое встречалось в долине Нила. Египтяне применяли это растение и в других сферах. Из его волокон плелись веревки, делалась обувь и обычные корзинки. Даже бегемоты и те любили погрызть вкусную зелень, достигающую 4 - 5 м в высоту.

По мере того как папирус стал вытесняться пергаментом, интерес к нему ослабевал. В Египте рисунки на папирусе долгое время были исключительно достоянием музеев, а растение практически исчезло. Лишь в 60-е годы вновь началось разведение этих растений, а доктором Хасаном Рагабом была исследована технология изготовления папируса, которую египтяне никому не передали. Благодаря его сотрудничеству с художниками появился музей, где были представлены современные работы, выполненные на папирусе.

Картины на папирусе

Каждый художник старается по-своему выполнить рисунки на папирусе . Свое мастерство он обязательно дополнит собственной подписью, которую легко обнаружить в самом уголке. Сюжеты для своих картин они не создают из головы, а пишут, ссылаясь на исторические факты. Собрав коллекцию таких рисунков, у любого туриста появится возможность созерцать историю страны у себя дома.

Каждого, кто посетил Египет, рисунки на папирусе поражают своей специфичностью и красотой. Всего лишь маленький штрих, а это отражение национальной культуры, рассказы из истории, настроение художника. Настоящие картины на папирусе выполняются вручную мастером. Любое изделие уникально, а каждая сцена - веха истории. Все рисунки выполнены в соответствии со строгими канонами живописи, которая получила свое развитие еще в Древнем Египте. Невозможно перечислить все сюжеты, которые оживают благодаря таланту художников. Самые излюбленные темы местных умельцев кисти:

  • Жизнь фараона Тутанхамона и его семьи
  • Изображение маски Тутанхамона
  • Профиль царицы Клеопатры - роковой женщиной древности
  • История Исиды, обладающей магической силой
  • Повествование о Нефертити – одной из самых известных королев и красивейшей женщине Древнего Египта
  • Величественный Рамзес II, устремляющийся на битву, на своей колеснице с луками и стрелами в руках
  • Карта Египта и изображение реки Нил
  • Ключ жизни, представляющий собой анк - круг в вершине символа, обозначающий бесконечность
  • Дерево жизни, на котором сидят птицы, глядящие в будущее, и только одна оглядывается на прошлое
  • Иероглифический алфавит и его перевод на английский и арабский языки

Все эти сцены – история дивной страны. Увидеть их можно не только на картинах из папируса, но и в египетских гробницах и храмах. Побывав хотя бы раз в этой стране, обязательно необходимо вернуться домой с папирусом. Каждый рисунок на нем наполнен особым смыслом. Такие изображения несут в дом гармонию и единение. Папирус из Египта купить можно как за 3 доллара, так и за несколько сотен. Все зависит от размера работы и цены, выставленной продавцом. Египтяне очень любят торговаться, поэтому цены могут отличаться в различных местах.

Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

Дар Нила

Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

Эпоху двух первых династий (3000-2600 до н. э.) называют Ранним царством, предшествовавшим Древнему царству. Но даже тем далеким временам уже были присущи многие непреходящие черты египетской цивилизации. Уже тогда царь был богоравным существом, хотя всем известный титул "фараон" (дословно "великий дом") вошел в употребление лишь во времена Нового царства. Папирусы древнего Египта значение. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников.

Древнее царство

В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды. Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Древний Египет. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян.

Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время.

Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. К примеру, больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Единый бог - Древнего Египта

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Папирусы древнего Египта значение. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей касты и прославлялась бесчисленными надписями и монументами. Религиозный авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели угли недовольства.

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение делами империи. Пока он занимался вопросами религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

Тутанхамон

Все это делалось от имени зятя Эхнатона, фараона-мальчика Тутанхатона. Царский двор вернулся в Фивы, а фараон, убрав из имени приставку "Атон", вошел в историю как Тутанхамон.

Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.

Фараоны-воители древнего Египта

Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными - ливийской, нубийской, а 660-х г.г. - ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.). Его преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

Тайна фараона Тутанхамона и его семьи

Египетский фараон XVIII династии, правивший страной с 1351 по 1342 год до нз. С начала 2012 года доступ в гробницу этого фараона полностью прекращён. Причиной столь неординарного решения стал тот факт, что при её посещении происходит резкое колебание влажности, вызывающее необратимые разрушения.

Дело в том, что человеческое дыхание создаёт неблагоприятную атмосферу, повышая уровень влажности и вызывая образование грибковой плесени. А если учесть общее количество туристов, посещающих знаменитые гробницы...

Для них неподалёку от гробницы будет установлена её точная копия. При этом для ученых и высоких гостей Египта доступ в подлинную гробницу сохранится. С чем же связано столь массовое паломничество к этому фараону! В первую очередь, своей необычностью и уникальностью, а также множеством тайн и загадок. Прежде, чем начать повествование об этом правителе, следует немного рассказать о его родителях.

«Гадкий утёнок»

Около трёх с половиной тысяч лет назад в семье фараона Аменхотепа III родился второй ребёнок, мальчик. Однако через некоторое время он вдруг оказался в полном забвении. Как же так,он же наследник фараона?

Сеичас трудно судить, почему это произошло, но, скорее всего, причина кроется во внешнем облике младенца.Вот как был описан его, так сказать, аномальный портрет: «Вытянутое лицо со змеиным выражением, яйцеобразный череп с сильно вытянутой затылочной частью. Вместимость этого черепа в полтора раза больше, чем у обычных людей. Пальцы больше напоминают паучьи лапы. Ступни, как ласты». И что самое любопытное - у него была женская фигура.

Но вот прошли годы, пришло время покинуть этот мир сначала Аменхотепу III, а затем и его старшему сыну. Так волею судьбы из забвения выплыл Гадкий утёнок Аменхотеп IV, и стал полноправным властителем Египта. Вскоре он взял себе в жёны девушку небесной красоты -это была прекрасная Нефертити. А немного погодя он приступает к большим реформам.

Новый фараон упраздняет поклонение многочисленным богам, и оставляет лишь одного. Этот Бог всегда согревал Аменхотепа IV - имя ему Атон. Это был солнечный диск, символизирующий свет и энергию. Но что в таком случае делать с многочисленными храмами других богов? Этого не знал и сам фараон.

Таинства при дворе

Впрочем, Аменхотеп IV поменял не только богов, но даже свое собственное имя. Отныне он Эхнатон! Не успел народ Египта прийти в себя, как ещё одно новшество -перенос столицы Египта. Севернее Фив отыскали долину, омываемую с одной стороны водами Нила, а с другой - окружённую в виде подковы горной цепью.

Особенно поразил Эхнатона восход Солнца невероятной красоты. Фараон посчитал это знаком свыше и распорядился установить по периметру долины пограничные столбы.

Так возник Ахетатон, город бога Атона. Быстро были построены храмы, дворцы и дома, пра­да, не из прочного мате­риала, а из глины. Но выглядел город просто великолепно. Особенно выделялся храм, посвященный Богу Атону.

Пожалуй, одним из самых интересных моментов жизни семьи фараона было довольно загадочное исчезновение его жены Нефертити. Дело, скорее всего, в том, что в те времена в Египте титула царицы не существовало. И чтобы приравнять любимую жену к себе, Эхнатон присвоил ей мужское имя и титул фараона. Однако столь таинственное исчезновение его жены можно связать и с тем, что она, родив мужу шестерых дочерей, так и не одарила его наследником.

Наследника, Тутанхамона, подарила фараону уже другая женщина. И действительно, как показала генетическая экспертиза, это была не красавица Нефертити, как считалось раньше, а родная сестра Эхнатона. Патологоанатомы считают, что Эхнатон был болен какой-то генетической болезнью, которая привела к мутации, однако, никак не отразилась на его физическом состоянии.

Пилоты Древнего Египта

Что же касается Тутанхамона, то датские ученые пришли к выводу, что несмотря на свою по-юнешески стройную фигуру, он страдал той же самой болезнью, что и его отец. Кроме этого, у Тутанхамона наблюдалась ярко выраженная косолапость, из-за которой он с трудом передвигался. Как показали исследования ДНК и компьютерная томография мумии Тутанхамона, умер он сразу от двух болезней - от малярии, давшей осложнение на мозг, и от гангрены, возникшей в результате открытого перелома ноги.

Поскольку полеты в небе древнего Египта считались делом богов и избранных, они были привилегией исключительно членов царской семьи. Известный историк Уильям Дейч обратил внимание на то, что многие члены царской семьи погибли в результате переломов ног и обширных травм всего тела. По мнению историка, их смерти, несомненно, предшествовало нечто такое, похожее на падение с большой высоты. Это, якобы, может говорить о том, что Тутанхамон умер не от малярии, и не был отравлен, а стал жертвой авиакатастрофы.

Своё мнение учёный объяснил тем, что древние египтяне освоили полёты не только на воздушных шарах, но и самых настоящих самолётах. Это напрямую связано с тем, что в 1848 году в древнем египетском городе Абидосе, перед входом в храм, были обнаружены изображения неких странных аппаратов. По мнению ученых 19 век, они напоминали механизмы неизвестного назначения. И лишь в XX веке стало ясно, что древний художник изобразил в храме не что иное, как боевой вертолет с лопастями и хвостовым оперением.

Кроме этого, в египетских песках была найдена действующая модель планера, изготовленная приблизительно четыре тысячелетия назад. Эксперты пришли к выводу, что размеры полностью совпадают с параметрами современных самолетов. Находка была испытана в аэродинамической трубе и показала достаточно высокие качества.

Иридиология Древнего Египта

Иридология - глазная диагностика, включающая в себя распознавание болезней по состоянию радужной оболочки глаза. Эта отрасль медицины была основана на суждении, что каждый орган человека напрямую связан с тем или иным участком радужной оболочки глаза. Заболевание каждого органа неизменно влечёт за собой изменение и в радужной оболочке.

Эта древняя наука оказалась напрямую связанной с именем Тутанхамона. Египетские врачи как никто умели распознавать болезнь по цвету радужной оболочки глаз. Эта методика достигла необычайно высокого развития. Гробница Тутанхамона сохранила первый в истории иридиологическии трактат, записанный на папирусах 50-метровой длины. Иридологией при дворе фараона занимался Верховный жрец Ел Акс -это был первый иридолог на нашей планете. В сохранившихся папирусах Ел Акс упоминает способ своеобразного фотографирования - получения цветных оттисков с радужной оболочки на медных пластинах, покрытых раствором серебра. Жрец подносил такую пластину к глазам больного на несколько минут, затем смазывал химическим реактивом, состав которого не сообщается, и снова подносил к лицу на «время, равное пяти глубоким вдохам».

После очередной обработки изображение на медной пластине обретало цвет. Эти изображения, исследованные с помощью современной иридологии, помогли решить одну из загадок египтологии. У историков всегда вызывала сомнение официальная версия об естественной смерти фараона.

Рентгеноскопия его мумии, проведённая в начале 30-х годов, показала ряд аномалий в шейном отделе позвоночника, что, казалось бы, подтверждало версию о насильственной смерти. Но радужная оболочка глаз Тутанхамона показала совсем другое. Как оказалось, юный фараон страдал неизлечимыми в то время недугами, которые делали его раннюю смерть вполне естественной.

Древние изображения радужной оболочки глаза, связанной пунктирными линиями с внутренни­ми органами и некоторыми зодиакальными созвездиями, обнаружены также в Центральной Америке, на скалистых плоскогорьях Северной Африки, в пещерных храмах Малой Азии.

Каким образом могла тогда возникнуть диагностика, требующая не только зрелого мышления, но и необходимых медицинских познаний? Быть может, это наследие цивилизаций прошлого - Лемурии, Атлантиды? Теперь уже не установить, чего в этом явлении было больше -мистики или утерянных когда-то достижений науки. Ведь именно в эти времена, когда на большей территории нашей планеты только начали зарождаться первые очаги культуры, в некоторых её местах уже суще­ствовала наука иридология.

Загадочные находки продолжаются

Тутанхамону пришлось стать царем после того, как после смерти его отца на того было

возложено проклятие. Молодой царь учился править, боясь даже произнести его имя.

Ему тогда только-только исполнилось девять лет. Анхесенамон, сводная сестра мальчика, вскоре стала его преданной женой.

Об их нежной любви свидетельствует множество обнаруженных в гробнице предметов. Причём, довольно оригинальных, даже по нашим меркам, предметов. Один из них - лампа, подарок Анхесенамон. Если внутри этой лампы зажечь огонь, то сквозь тонкие полупрозрачные стенки было нетрудно разглядеть юного правителя и его красавицу жену.

Секрет оказался довольно прост - изнутри был нанесён рисунок супружеской пары. В гробнице были найдены также крошечные мумии двух эмбрионов - так и не родившихся девочек. Почему малышки так и не родились, можно только догадываться возможно, после смерти мужа Анхесенамон последовала следом за ним в мир иной.

Египетский музей в Каире располагает поистине уникальными экспонатами. Это кинжал Тутанхамона из нержавеющей стали, каменный гроб со следами распила и две небольшие дудочки.

В чём же их уникальность? Во-первых, кинжал Тутанхамона был изготовлен из высококачественного сплава, секрет которого никак не мог быть известен мастерам Древнего Египта. Во-вторых, распил на каменной гробнице был сделан не иначе, как циркулярной пилой. Но самым поразительным экспонатом являются две небольшие дудочки, сделанные из сплава меди и серебра.

Одна из них способна ввести в транс одновременно тысячи и тысячи людей. Что касается другой дудочки, то когда в 1954 году один из археологов дунул в неё, то тут же в Каире отключилось всё электричество. Точно таким же образом она проявила себя и в 1974-м году.

Такие находки невольно наводят на мысль, что Древний Египет в своё время посещали представители некоего очень цивилизованного мира, расположенного, возможно, за пределами Солнечной системы.

Владимир Лотохин, г. Златоуст, Челябинская область

ФАРАОН ТУТАНХАМОН

После Эхнатона в Египте был введён переходный период.

После Эхнатона 2 года Египтом правил фараон Тутанхамон (Тут-Анх-Амон или Амон-Анх-Тот). Ему было только 18 лет, когда он стал правителем. Он был женат на одной из дочерей Нефертити и Эхнатона. Тутанхомону дали возможность править только в течение двух лет. Он правил в переходное время между Эхнатоном и следующим правителем. Тутанхомон телепатически общался с Нефертити, и фактически она правила страной в течение этого года. Ей пришлось скрываться.

Анхесенамон

Анхесенамон была 3-й из 6-ти достоверно известных дочерей фараона-реформатора Эхнатона и его «главной жены» Нефертити. Она родилась в старой столице государства - Фивах (др.-егип. Нэ, Нэ-Амон, Уаст) на 5-й год правления отца. Проводя религиозную реформу, Эхнатон выстроил новую столицу Ахетатон (совр. Телль-эль-Амарна), где и прошло детство принцессы. Вероятно, она жила либо в главном, либо в Северном дворце, принадлежавшем её матери царице Нефертити. Суть преобразований Эхнатона заключалась в замене старых богов культом солнечного диска Атона, поэтому как и старших сестёр принцессу назвали в честь Атона - Анхесенпаатон. Это имя означало «Она живёт благодаря Атону».
Рождённая до завершения строительства столицы, Анхесенпаатон предстаёт на многих амарнских рельефах и носит традиционный для принцессы титул: «Дочь царёва от плоти его, любимая им, Анхесенпааатон, рождённая великой женой царя, любимой им Нефер-неферу-Атон-Нефертити, жива она вечно, вековечно (др.-егип. nsw-sn.t h.t-f mr.t-f ˁnḫ-s-n-itn-rˁ ms-n nsw-tḫm.t-wr.t mr.t-f nfr-nfr.w-itn-nfr.t-jty ˁnḫ-ti ḏt-nḫḫ)».


Анхесенамон в образе богини Серкет. (Позолоченная статуя одной из 4-х богинь-охранительниц из гробницы Тутанхамона, XIV в. до н.э.)

На памятниках последних лет правления Эхнатона принцесса Анхесенпаатон предстаёт с девочкой по имени Анхесенпаатон-Ташерит на руках. Надписи сообщают, что это ребёнок фараона.
Очевидно принцесса была обручена с Тутанхамоном ещё при жизни отца в Ахетатоне.


Тутанхамон получает цветы от Анхесенпаатон. Фрагмент деревянного сундука

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в. до н.э.

Айя вновь появляется в документах в качестве наставника молодой царствующей пары.
Анхесенамон не родила наследников Тутанхамону и после смерти последнего стала вдовствующей правительницей. Смерть супруга была настоящей трагедией для царицы. Символом её любви к супругу может служить венок из цветов, оставленный на саркофаге молодого фараона. Этот букет сохранялся в течение 3300 лет и был обнаружен археологом Говардом Картером при вскрытии гробницы Тутанхамона.

Сокровища гробницы Тутанхамона

Английский лорд Карнарвон - наследник огромного состояния, коллекционер и спортсмен - был еще к тому же и одним из первых автомобилистов. Он едва уцелел в одной из автокатастроф, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить. Для укрепления своего здоровья скучающий лорд побывал в Египте и там заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались бесплодными. Одних только денег для такого дела было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. Ему порекомендовали обратиться за помощью к Говарду Картеру, который в археологию пришел совсем другим путем.
В 1914 г. лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя было и на золотой пластине из маленького тайника. Эти находки заставили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда того охватывало уныние от длительных, но безрезультатных поисков. Но сначала члены экспедиции лорда Карнарвона решили очистить Долину царей от груд песка. Они проложили рельсы, и по этой узкоколейке покатились вагонетки, тонна за тонной вывозившие песок и щебень. Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих семь лет, но в конце концов им улыбнулось счастье.
Сенсационная новость облетела мир в нач. 1923 г. В те дни в небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи...
Восемьдесят четыре дня добирались археологи до внутреннего золотого гроба Тутанхамона - через четыре наружных ковчега, каменный саркофаг и три внутренних гроба, - пока, наконец, не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора - другой вход, который тоже оказался замурованным.
Проделав в кладке дыру, Говард Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, - писал он потом в своей книге. - Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото!».
Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчан со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями.

За первой комнатой последовали другие, и то, что было обнаружено в гробнице фараона, превосходило самые смелые ожидания участников экспедиции. Здесь находились великолепные произведения древнеегипетского искусства. Безжалостное время многое уничтожает, кроме того, в гробнице в давние времена побывали и воры. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятия, ни тщательная охрана, ни горы-пирамиды, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т.д.). Но благодаря счастливому стечению обстоятельств гробница фараона Тутанхамона остается единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности.
То, что экспедиция Г. Картера обнаружила гробницу,- уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась ему еще один раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени».
Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полные бесценных украшений, драгоценных камней, золота и произведений искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, а в нем другой - дубовый ковчег, во втором - третий позолоченный ковчег, а затем еще и четвертый. В этом четвертом находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, и в нем еще два саркофага. Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там десять залов, площадь которых равняется футбольному полю.

Тутанхамон имел две статуи Ка, которые в погребальной процессии несли в почетном ряду - сразу же вслед за саркофагом фараона. В погребальных покоях эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. Ка - это жизненная сила, которой боги наделяют каждого смертного при рождении. Эта сила была невидимой, но изображалась в облике того, кого одухотворяла. Со смертью человека Ка покидала его тело, но по-прежнему заботилась о своем хозяине. Благополучие Ка в свою очередь зависело от состояния тела умершего, поэтому такое значение в Древнем Египте придавали бальзамированию.
У Ка фараона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторяли его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по древнеегипетской традиции размеры соответствовали росту умершего. Оказалось, что высота Ка и данные, полученные при обследовании тела Тутанхамона, расходятся всего на несколько миллиметров.
Душа человека - это Ба, и представлялась она в виде птицы с человеческим лицом. Ба Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображающую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. Ба и сокол олицетворяют собой небесную защиту. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми он обратился в мольбе к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!». Эта скульптурка была в числе подарков, которые преподнесли друзья и придворные уже мертвому фараону, как обязательство служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии Тутанхамона, ученым пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, - пишет Г. Картер, - к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими смолами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу». Голова, очевидно, была наголо выбрита, и кожа ее покрыта каким-то беловатым составом (вероятно, известным видом жирной кислоты).

Третий гроб, в котором и лежала мумия Тутанхамона (царь изображен в образе Осириса), целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме третий гроб повторял два предыдущих (первый из позолоченного дерева, второй весь был инкрустирован разноцветным стеклом), но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи - коршун и кобра - богини-покровители Севера и Юга. Они были наложены поверх золотого гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.
Лежащая в третьем гробе мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю пелену были нашиты золотые кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение души в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные золотые полосы с текстами молитв.

Когда Говард Картер развернул мумию из пелен, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле царя ученые нашли два кинжала - бронзовый и серебряный. Рукоятка одного кинжала украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота посередине имеет еще два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которой узким фризом расположен геометрический узор. Кованная золотая маска, закрывавшая голову Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки - из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Золотой трон Тутанхамона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположены шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева с инкрустацией: головы уреев - из фиолетового фаянса, короны - из золота и серебра, а солнечные диски - из позолоченного дерева.
Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц. Спереди на спинке находится единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляют собой орнамент из лотосов и папируса, объединенных центральным изображением - иероглифом «сема», который символизировал единение Верхнего и Нижнего Египта. В Египте с незапамятных времен существовал обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, конечно же, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, два или три цветка при первом же прикосновении рассыпались в порошок. Листья оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде.
Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Все это располагалось девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. По анализу цветов и плодов ученым удалось установить время захоронения фараона - случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.
В великолепных сосудах из камня археологи нашли душистые мази, которыми Тутанхамон должен был умащиваться и в загробном мире так, как он делал это при жизни. Духи эти, и по прошествии 3000 лет, издавали крепкий аромат...
В гробнице Тутанхамона были найдены два мумифицированных человеческих эмбриона. Считается, что это недоношенные дочери царской четы.

Для усыпальницы фараона могила выглядела сделанной очень поспешно. О том, что изначально была предназначена не для царской особы, говорили не только ее скромные размеры, но и неаккуратная отделка: на настенных росписях сохранились пятна краски, которые никто не удосужился стереть. Некоторые предметы утвари, так поразившие мир своей изысканностью, на самом деле, видимо, были взяты с погребального склада, так как при тщательном исследовании на них обнаружили следы надписей имен других людей. Эти имена стерли, а на их место поставили нужную надпись – Тутанхамон. После бальзамирования на мумию вылили целые ведра бальзама, что только ухудшило ее состояние. Было ли это частью ритуала или просто попыткой замести следы преступления? Чтобы ответить на данный вопрос, в 1925 г. Картер провел анатомическое исследование трупа, которое было проделано грубыми методами и скорее напоминало разделку мясной туши. Бальзам склеил бинты, обматывавшие мумию, поэтому при выемке из саркофага тело было повреждено. Изучив тело, первый анатом не нашел ничего подозрительного. Однако более сорока лет спустя, в 1968 г., один ученый из Ливерпульского университета получил разрешение на рентгеновское исследование мумии и обнаружил несколько интригующих вещей: узкий обломок кости в мозговой полости и какое-то уплотнение у основания черепа, которое вполне могло быть сгустком крови. Такой сгусток мог образоваться в результате тяжелого, возможно, заведомо смертельного удара по затылку. Чтобы выяснить все до конца, Купер и Кинг взяли оригиналы этих рентгеновских снимков и показали их экспертам-медикам, рентгенологам и неврологам. Эксперты тут же обнаружили новые интересные факты. Например, истонченную правую височную кость Тутанхамона, покрытую мелкими трещинами, которое, возможно, появились в момент удара тяжелым предметом. Кроме того, Тутанхамон страдал так называемым синдромом Клиппеля-Фейля: у него были сросшиеся шейные позвонки. Люди с подобной патологией не могут повернуть голову, не повернув всего тела. Подобный недуг невозможно скрыть, и он делает человека крайне уязвимым в момент падения или толчка.

На одном из даров в могиле Тутанхамона начертано имя Майя (был казначеем).

В царствование Эхнатона Ая носил высокие титулы «носителя опахала по правую руку царя, главного из друзей царя», «начальника всех коней владыки обеих земель», «личного писца царя». Ая был ревностным приверженцем Эхнатона и пропагандируемому последним культу Атона.
В последние годы царствования Эхнатона, имя Ая не упоминается. Но при Тутанхамоне он снова встречается в должности верховного сановника - чати (визиря), который при фараоне сосредоточил в своих руках всю реальную власть.

После смерти Тутанхамона, его вдова Анхесенамон, пытаясь сохранить свои права на престол, просила хеттского царя Суппилулиуму I прислать ей в мужья одного из своих сыновей. Хеттский царь уступил просьбам Анхесенамон и послал ей в мужья своего сына Цаннанцу. Но царевича по пути убили, возможно, по приказанию полководца Хоремхеба, лелеявшего далеко идущие надежды, которые осуществить сразу он был не в состоянии. Надо полагать, что Ая, бывший тогда визирем Южного Египта, знал о переписке Анхесенамон с Суппилулиумой. Более того, быть может, она велась по его инициативе, так как, выдав замуж молоденькую вдову за чужеземца, не знающего ни местных обычаев, ни порядков, он мог бы ещё надолго сохранить фактическую власть. Попытка сближения с хеттами, очевидно предпринятая по инициативе Аи, провалилась. Суппилулиума, разгневанный гибелью сына, вторгся в пределы египетских владений. В Сирии, в районе Амка (южнееКадеша) встретились египетские и хеттские войска, но решающего сражения не произошло, так как в хеттском войске от египетских пленных вспыхнула чума. Хетты вынуждены были отступить.
Болезнь унесла жизни стольких подданных царя Суппи-лулиума I, что тот уже не был в состоянии в последние годы своего правления вести войну столь энергично, как раньше.
Не исключена возможность, что именно Хоремхебу пришлось руководить отражением хеттов. Это, естественно, в какой-то мере, отвлекло его от непосредственного участия в борьбе за наследие Тутанхамона. В результате к власти пришёл Ая.

В 1322 г. до н.э. завершился древнеегипетский солнечный цикл, состоящий из 1460 лет .

Ая и Тайя

После Тутанхамона страной разрешили править лимурийцам Аю и Тайе . Ая был женат на Тайи - кормилице фараона Эхнатона. Тайя называлась в надписях «высокая кормилица», «мать, вскормившая божественного», «одевавшая царя». Тайя в официальных надписях именовалась «кормилицей Нефертити, великой супруги царя».
Они правили страной около 30 лет (1335 - 1302 гг. до н.э.).
Настенные росписи в усыпальнице Тутанхамона изображают Аю исполняющим ритуал «Открытие врат» на похоронах фараона – церемонию, которую должен был проводить престолонаследник.

Местом пребывания фараона Аи, по имеющимся скудным данным, оставался Мемфис. Ая делал вид, что воскрешает боевые традиции царей-воителей. При нём постоянная фараоновская титулатура вновь зазвучала воинственно, чего не наблюдалось в предшествующие царствования. Однако, помимо наименования «могучий силою, подавляющий северо-восток» и изображения в виде грозного стрелка из лука на колеснице, известий о воинских подвигах престарелого фараона как будто бы нет.
Ая довершил начатое при Тутанхамоне украшение храма в Сульбе в Нубии, где были установлены два великолепных изваяния льва из розового гранита.
Сохранилось множество записей, датированных 3-им годом правления Аи (в частности, на плите фиванского номарха Ра-мосе). Позднейший известный нам год правления Эйе - 4-ый.


Тайя

Ая

В Египте имеется древнее круглое здание. В течение долгого времени это был дом Ая и Тайи. В середине этого круглого дома есть стена. Чтобы пройти из одной части дома в другую, нужно выйти наружу, обойти дом войти в него с другой стороны. На одной стороне посредине есть изображения Ая, который выглядит типичным египтянином с характерным одеянием, бородкой и другими египетскими атрибутами. Он кажется человеком обычного роста. На другой стороне стены Ай изображён ростом 4.8 м. Он выглядит совсем по-другому, но с тем же самым лицом и с огромным, оттянутым назад черепом.
Ай мог трансформироваться с одного уровня Сознания на другой, т.е. он мог принимать облик обычного египтянина и облик лимурийца/сирианца.