Мультимедийное оборудование что входит. Современное интерактивное и мультимедийное оборудование. Проекторы: определение, основные характеристики

Если вы сделали фотографию, и фон на ней кажется вам слишком светлым - не расстраивайтесь, всё можно исправить. Для этого нужно всего лишь узнать, как затемнить фон. Чтобы сделать фон темнее, вам понадобится один из графических редакторов, например, одна из версий Photoshop, или, как его ещё называют - Фотошоп. Если вы хотите затемнить фон онлайн, то используйте один из бесплатных онлайн фоторедакторов, например - editor.pho.to

Естественно, от вас не требуется освоить этот профессиональный графический редактор со множеством инструментов и функций. Он позволяет сделать фон темнее различными способами, которые варьируются по сложности. Если до этого вы не работали в подобных редакторах, то выбирайте наиболее понятный и простой метод.

Способы затемнения фона

  1. Выделить главных объектов или персонажей с помощью инструмента "Лассо". Поместить выделенные области изображения на отдельный слой. Уменьшить яркость заднего фона на фотографии.
  2. Использовать светофильтр для затемнения.

Эти способы достаточно просты в исполнении, но конечный результат может выглядеть не очень естественным. Существует ещё один способ того, как в Фотошопе затемнить фон аккуратно и незаметно. Он может показаться сложным, но попробовав несколько раз, вы поймете, что нужно совершить всего несколько шагов.

Как затемнить задний фон в Фотошопе

  1. На панели инструментов найдите инструменты Градиент и Быстрая маска, они понадобятся для затемнения. Оцените форму главных объектов на фотографии и выберите такую форму градиента, чтобы было удобно покрыть всю поверхность объектов, которые нужно оставить нетронутыми. Для длинных объектов подойдет продольный градиент, а для округлых - радиальный градиент.
  2. Нажмите кнопку с надписью Быстрая маска.
  3. Выберите подходящий градиент и примените его к фотографии. При этом, все главные объекты должны быть покрыты градиентом. По умолчанию этот инструмент окрашивает область изображения в красный цвет.
  4. Повторно нажмите на кнопку с надписью Быстрая маска. Таким образом, вы выйдете из ее режима.
  5. Теперь выделенную область необходимо скопировать на отдельный слой.
  6. Найдите регулятор яркости и контрастности в выпадающем меню Изображение. Вы увидите ползунок, с помощью которого можно увеличить или уменьшить яркость. Добейтесь нужной степени затемнения фона, даже если затрагиваются светлые участки.
  7. На панели Слои включите маску слоя, чтобы вернуть естественную яркость объектам на переднем плане. Сделать это можно кистью черного цвета. Лучше всего выбрать очень мягкую кисть и проводить ей по нужной области изображения, пока не добьетесь необходимого эффекта. Белая кисть на маске слоя действует наоборот - возвращает затемнение.
  8. В итоге предыдущих действий у вас получилось изображение с очень светлым передним планом и очень темным задним фоном. Вы узнали, как затемнить задний фон, теперь осталось добиться естественности. По сути, вы ничего не делали с самим изображением, а всего лишь наложили на него затемняющий слой. Если он кажется слишком темным, то нужно уменьшить его прозрачность. Как только вы уменьшите прозрачность до нужного уровня, вы получите фотографию с гармонично затемненным фоном. Этот способ хорошо подходит для пейзажей и портретов любой сложности.

На каких снимках нужно затемнить фон

Чаще всего фон делают темнее в двух случаях:

  • Задний фон получился намного светлее переднего плана и отвлекает внимание от главных объектов на фотографии.
  • Задний фон и передний план получились одинаковыми по яркости и сливаются. Внимание рассеивается и сложно выделить главное на фотографии.

Вместе с затемнением заднего фона очень часто используют эффект размытия, чтобы привлечь внимание к главным объектам.

Вы наверняка не единожды видели фотографии цветов или животных на черном фоне. Смотрятся они всегда эффектно, классно выглядят в качестве обоев рабочего стола (особенно на AMOLED-экранах) и вызывают бурю восторгов у подписчиков в социальных сетях. Что приятно, научиться делать такие снимки совсем не трудно. Вам потребуется собственно фото-исходник, немного терпения и редактор Snapseed. Не лишним будет стилус, но можно справиться и без него. Что же до редактора, его мы вообще считаем обязательным атрибутом уважающего себя мобильного фотографа и не единожды пели ему дифирамбы. Описанные процессы при этом не будут отличаться на двух самых популярных мобильных операционных системах - Android и iOS.

В качестве исходника возьмем вот такой снимок цветущего олеандра:

Фото довольно-таки проходное и само по себе не интересно, получится ли его спасти?

  1. Переходим в приложение и делаем небольшую корректировку, для этого используем вкладку инструменты-коррекция. Сохраняем полученный результат. На этом этапе наша цель максимально отделить фон от собственно цветка.
  2. Точечной корректировкой осветляем тени. Для этого используем инструмент «Выборочно». На этом же этапе проведем кадрирование снимка.
  3. Выбираем Инструменты-Кисть-Кисть Экспозиция. Внизу вы увидите стрелки вверх и вниз. Выбираем левую (вниз) и нажимаем на нее, пока не появится значение -1,0. Им обрабатываем весь фон.
  4. Там, где случайно зацепили свой цветок – обрабатываем края ластиком, для этого нажимаем несколько раз на стрелку вверх. Обработали и довольны результатом? Отлично. Жмем на галочку справа, это наш промежуточный результат.

Далее повторяем описанные выше манипуляции еще несколько раз, постепенно затемняя фон и оставляя цветок нетронутым. В зависимости от вашего снимка, может понадобиться 2-7 подходов. Если абрис основного объекта несложный, много времени это не займет. Наша веточка получилась довольно сложной формы, поэтому закрашивать её полностью мы не стали, а только полностью отсекли фон и затемнили дальние цветки. Вот что получилось на выходе:

В завершение, несколько советов о том, как выбрать фото исходник:

  • цветы должны быть явно очерченные и не многолепестковые, а животные не слишком пушистые;
  • снимок должен быть контрастным, а фон, по возможности, затемненным;
  • избегайте цветовых пятен на фоне, они сильно усложняют обработку;
  • на основном объекте съемки не должно быть явных пересветов или теней. В ином случае от них лучше избавиться на этапе коррекции.

На этом наш несложный урок окончен. Надеемся он был понятным, а если все же остались вопросы – задавать их можно в комментариях.

В настоящее время сделать деление на мультимедийное и интерактивное оборудование довольно сложно, так современные устройства обладают множеством возможностей. Но примерно классификацию можно провести следующим образом:

К мультимедийному оборудованию относятся следующие устройства: проекционный экран, мультимедийный проектор, слайд-проектор, документ-камера, плазменная панель, видеостена, видеокамера, компьютер, видеоконференцсвязь, DVD-проигрыватель, звуковое оборудование, лазерная указка, устройства для чтения электронных книг.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Проекторы

В соответствии с функциональным назначением можно выделить следующие проекторы.

Проекторы категории Home Cinema - для домашнего кино, для игр
К этой группе относят проекторы, которые очень удобны в использовании при оформлении домашних кинотеатров. В основном они предназначены для просмотра видео или фотографий. Их отличительной чертой является низкий уровень шума.

Проекторы бюджетного класса для образования и бизнеса
В этой группе проекторы, имеющие относительно хорошие характеристики, но составляющие значительную экономию по своей стоимости. Очень часто такие проекторы используют в различных учебных заведениях или в небольших помещениях офисов.

Проекторы для кинотеатров и индустрии развлечений
Для этих проекторов характерно наличие несколько режимов изменения показываемого изображения и наличия подключения сразу к нескольким источникам передаваемой на большой экран информации.

Еще можно выделить в отдельные подгруппы:

  • 3D проекторы (поддерживают передачу информации в формате 3D) - применяются в образовании, в музеях
  • сверхминиатюрные проекторы (весом менее 0,5 кг)
  • стереоскопические приложения (применяются в бизнес-процессах, моделировании)

По типу
Инсталляционные мультимедийные проекторы
Использование этих проекторов осуществляется в залах больших размеров. Установка происходит непосредственно к потолку с помощью специальных креплений, к которым подведены коммуникации для подключения к источникам информации.

Беспроводные мультимедийные проекторы
Эта группа включает в себя наиболее удобные проекторы, так как передача информации происходит с помощью беспроводной технологии передачи данных WiFi. Удобство выражается также в том, что к одному проектору может быть подключено сразу несколько компьютеров.

Проекционные экраны

Существуют проекционные экраны прямой проекции - когда проектор и аудитория находятся по одну сторону относительно экрана. А также обратной проекции, когда проектор стоит за экраном.

По типам конструкции различают такие виды проекционных экранов:

  • моторизованные
  • подпружиненные
  • мобильные
  • стационарные

У моторизованных экранов в комплекте есть электромотор, при помощи которого можно опускать и поднимать экран.
Подпружиненные - это экраны с ручным приводом; разворот полотна и обратное скручивание нужно производить вручную.
Мобильные экраны имеют такую конструкцию, с помощью которой их можно сворачивать, разворачивать и переносить.
Устанавливаемые раз и навсегда экраны называются стационарными. Их натягивают на раму или "прячут" в тубус, из которого извлекают во время показа.

Экраны также бывают:

  • на штативе
  • настенные рулонного типа
  • с электроприводом.

Экраны с электроприводом предназначены, в основном, для профессиональных пользователей. Обычно крепятся к стене или потолку. Такой экран может быть изготовлен из любого типа тканей, без швов.

Проекционные экраны различаются по типам поверхности:

  • из текстильного материала
  • из винилового материала.

Текстильный материал. Отражающая поверхность экрана прессуется на текстильный материал, который обеспечивает стабильность размеров при сворачивании. Материалы на текстильной подложке обычно дешевле виниловых и подходят для всех типов проекционного оборудования. Виниловый материал нуждается в натяжении, чтобы поверхность для проецирования была плоской.

Документ-камеры

Документ-камеры предназначены для визуальных презентаций. Передача изображения на монитор компьютера, телевизор или проектор осуществляется с помощью захвата изображения посредством встроенной камеры. При подключении к компьютеру в режиме реального времени возможно транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран (хотя и теперь это осуществляется, но уже с помощью мультимедиа проекторов) - его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеют несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора.

При передаче изображений в компьютер можно их записывать - как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон - можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде конспекта, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.

Существует два вида документ-камер: портативные и стационарные.

Портативные камеры достаточно лёгкие (обычно их вес не превышает 5 кг), изготавливаются с применением ударостойких материалов, что позволяет их безопасно транспортировать на различные расстояния, в комплект их поставки обычно входит специальная сумка для переноски либо предназначенная для этого ручка. При этом малые размеры нисколько не уменьшают уровень высоких технических характеристик.

Второй вид документ-камер - стационарные - массивны и имеют большой вес (порядка 15 кг.), но зато они оснащены огромным числом разнообразных интерфейсных разъемов, позволяющих передавать данные. Кроме того, у камер этого вида более высокое разрешение и расширенный набор функциональных возможностей.

Система видеоконференции

Видеоконференция - это компьютерная технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме.

Организация видеоконференций осуществляется при соблюдении двух условий:

1. Вы должны иметь соответствующее оборудование для видеоконференций, обязательно имеющее камеру для видеоконференций;
2. Вы должны иметь возможность соединиться с коллегой через любые каналы связи (в том числе и спутниковые), отвечающие требованиям видеоконференц-связи, например можно организовать видеоконференцию через интернет.

Некоторые системы позволяют также участникам активно взаимодействовать, просматривая и редактируя совместно различные документы.

Различают три основных типа систем видеоконференций:

Персональные системы видеоконференцсвязи.
Персональные системы видеоконференцсвязи проектируются для индивидуального использования. Как правило, они выполнены в корпусе для установки на монитор или непосредственно интегрированы в монитор.

Cистемы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий
Системы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий используются для установки в конференц-залах малых и средних размеров. Устанавливаются системы подобного типа на монитор или специальную подставку. Имеют превосходное качество аудио и видео. Имеют широкие возможности по подключению дополнительного оборудования: документ-камер, цифровых ”белых досок” и т.п., увеличивающего возможности видеоконференции.

Интегрируемые системы видеоконференцсвязи
Наиболее функционально продвинутые системы видеоконференций. Устанавливаются в средних и больших конференц-залах. Поддерживают максимальное количество дополнительных функций, включая многоточечные видеоконференции, передача изображения с нескольких источников и многие другие. Сложны в настройке, требуют предварительного проектирования.

Основные компоненты системы видеоконференции

Кодек видеоконференции
Кодек - ” мозг” и ” сердце” системы видеоконференции. Этот компонент кодирует аудио и видеоинформацию и передает ее в среду передачи данных, в то время как на другом конце кодек получает информацию, декодирует ее и предоставляет на вывод. Кодек во многом определяет возможности конференции: поддержка таких функции как многоточечные конференции, кодирование аудио и видео в определенные форматы, подключение дополнительного оборудования и т.п.

Камера видеоконференции
Существует множество типов камер: от небольших камер, устанавливаемых на монитор, до высококачественных камер, поддерживающих дистанционное управление панорамированием, наклоном и масштабированием. Групповые системы видеоконференции часто дополняются дополнительными камерами, включая документ-камеры.

Микрофон видеоконференции
Персональные системы видеоконференцсвязи часто комплектуются простым микрофоном, характерным для персональных компьютеров. Групповые системы видеоконференцсвязи комплектуются специальным микрофоном, позволяющим принимать звук от нескольких участников. При использовании видеоконференций в больших залах часто возникает необходимость в использовании дополнительных микрофонов для комфортного взаимодействия всех участников.

Средство отображения для использования с видеоконференцсистемой
В системе видеосвязи средство отображения играет немалую роль в восприятии. Вряд ли будет уместным и эффективным использование 14” монитора в hi-end системе, которая стоит несколько десятков тысяч долларов. Средство отображения необходимо выбирать в соответствии с задачами выполняемыми системой видеоконференции. Для персональных видеоконференций достаточно обычного компьютерного монитора, если конечно система уже не интегрирована в монитор. Системы для проведения групповых видеоконференций должны иметь большой монитор или лучше несколько. Так же можно использовать проекторы, плазменные панели, телевизоры.

Дополнительное оборудование
При проведении видеоконференции может возникнуть необходимость в передаче информации непосредственно с персонального компьютера, отображении бумажного документа или построении графиков на доске. Для осуществления этих потребностей используется дополнительное оборудование: блок подключения компьютера, документ-камера, цифровая "белая доска”.

Видеостена

Видеостена представляет собой единый полиэкран, состоящий из нескольких видео модулей. Модульный принцип позволяет создавать видеостены сколь угодно больших размеров. Существуют видеостены площадью в десятки и даже сотни квадратных метров. Единственное ограничение: размеры видеостены должны быть кратны размерам видео модулей, из которых собирается полиэкран. В качестве видео модулей чаще всего используются так называемые видеокубы. В последнее время для создания видеостен иногда применяют плазменные и ЖК- панели специальной конструкции.

Полиэкран (видеостена) способен формировать изображение, поступающее от множества разнородных источников:

  • Компьютеров
  • Компьютерных сетей (в том числе Интернет)
  • Систем конференцсвязи
  • DVD-проигрывателей
  • Видеомагнитофонов
  • Видеокамер
  • Приемников спутникового и кабельного телевидения
  • Систем промышленного видеонаблюдения

В образовании видеостены применяются редко. Основное назначение видеостен - крупномасштабное отображение информации для коллективного просмотра в диспетчерских и ситуационных центрах, на пультах управления, а также в различных автоматизированных системах управления. Видеостены широко используются в тех сферах, где необходим оперативный контроль над непрерывно поступающей информацией и где исключительно велика ответственность за принимаемые управленческие решения: в энергетике, на транспорте, телекоммуникациях, промышленности, в системах обеспечения безопасности, в управлении финансами. Кроме того, видеостены устанавливают в залах заседаний, на финансовых биржах и т.п.

Лазерные указки

Лазерная указка — портативное устройство, генерирующее узконаправленный луч лазера в видимом световом диапазоне. Лазерная указка является недорогим портативным лазером, который по виду и по размерам похож на обычную ручку. Она превосходит более старые приспособления, помогающие указывать на предмет, поскольку только лазерная указка может быть использована на расстоянии несколько сот метров, производя яркое пятно света, очень хорошо заметное человеческому глазу.

Лазерные указки можно применять в больших аудиториях, чтобы докладчик не вставал и подходил к доске, на которой отображаются слайды, а с места мог указать своей лазерной указкой, на что следует всем обратить внимание. В школах учителя могут использовать лазерные указки вместо обычных деревянных. Обычный учитель проводит несколько часов у доски, а благодаря лазерной указке он может сэкономить свое здоровье, время, нервы и меньше напрягаться во время своей работы.

Существует несколько цветов указок. Красные - самые распространенные. Еще бывают бирюзовые и синие, которые отличаются самой большой мощностью, но и самой большой стоимостью и опасностью для окружающих. Фиолетовые указки тускловаты, но зато они могут вызывать флуоресцентное свечение некоторых предметов. Желтые имеют самый низкий КПД, но обладают красивым огненным цветом. Зеленый луч удобно использовать астрономам-любителям, потому что с их помощью очень удобно отмечать звезды и созвездия.

3D-ручки

3D ручка - это инструмент, способный рисовать в воздухе. Волшебство, подумаете вы, но нет, всего лишь очередной технологический прорыв в области 3D моделирования. Сразу же напрашивается возможность на математике создавать объёмные геометрические фигуры. Учителя технологии и ИЗО могли бы придумать новые техники рукоделия.

Учителя остальных предметов также могут увидеть новые техники создания наглядных объёмных моделей, предложить творческие задания учащимся. Детские студии мультфильмов могут создавать своих героев гораздо быстрее и снимать свои маленькие шедевры…

Беспроводной презентатор

Используя это устройство, нет необходимости стоять около компьютера или пользоваться помощью дополнительного человека, который будет прокручивать слайды. Радиус презентатора может быть до 15 метров. Состоит, как правило, из двух частей: передатчик и USB ресивер с памятью более 1 GB (презентации, лекции, учебный материал можно хранить непосредственно на ресивере). Данное устройство может сочетать в себе функции лазерной указки.

Устройства для чтения электронных книг

В связи с бурным развитием компьютерного рынка, к устройствам для чтения электронных книг (так называемым e-Book device) могут быть причислены многие устройства — ПК, КПК, лэптопы, мобильные телефоны, смартфоны вполне для этого пригодны. Лучшим вариантом можно считать специальные устройства — eBooks (электронные книги) — рассчитанные на комфортное чтение книг с их экрана. Различия лишь в дополнительных возможностях по оптимизации процесса чтения для пользователя.


В настоящее время на рынке представлено огрномное количество видов и моделей e-Book, которые различаются по следующим параметрам:
  • Дисплей (сенсорный, стеклянный, пластиковый, разрешение, диагональ, мнохоромный или цветной и т.п.)
  • Дизайн и материал корпуса
  • Комплектация (то, что прилагается к книге: от карты памяти до фонарика)
  • Объем памяти
  • Емкость аккумулятор
Сейчас существуют книги, которые могут легко сгибаться и сворачиваться в достаточно компактный рулон. Запас прочности, в отличие от стеклянных экранов и пластиковых экранов является лучшим на сегодняшний момент.

В 2011 году стартовал образовательный эксперимент, в ходе которого ученики школ нескольких регионов получили возможность учиться не по привычным бумажным учебникам, а с помощью электронных учебников (электронных ридеров).

К интерактивному оборудованию относятся следующие устройства: интерактивная доска, интерактивная панель, копи-доска, система голосования (система тестирования).

Интерактивные доски

Подробнее об интерактивных досках .

Интерактивная панель (планшет)

Интерактивные панели позволяют писать или рисовать прямо на экране, используя беспроводную ручку или мышь. Можно управлять презентацией или уроком, проецируя изображение на экран любых размеров, находясь в любой точке класса. Это позволяет использовать панели в различных помещениях, начиная с классов и заканчивая большими конференц-залами. К одному компьютеру может быть подключено несколько подобных планшетов, один из которых может использоваться в качестве планшета учителя.


С помощью планшета, можно выполнять записи и делать пометки, сохранять информацию о происходящем на уроке в виде файлов, вносить изменения в существующие документы. Современное программное обеспечение дает возможность импортировать любые графические объекты, использовать множество готовых шаблонов оформления. Созданные с помощью интерактивных панелей уроки и презентации можно сохранять в разных форматах, распечатывать или отсылать по электронной почте.

Электронные копирующие доски (копи-доски)

На электронных копирующих досках можно писать маркерами, как на обычной белой доске, а с помощью встроенного принтера распечатывать сделанные на доске записи, так что участникам совещания или семинара не нужно тратить время на переписывание с доски. Копи-доски позволяют более рационально использовать время и гарантируют, что все наиболее важные моменты выступления будут сохранены. Некоторые модели позволяют распечатывать и сохранять (в том числе на карты памяти) цветное изображение.




Сделанные на доске пометки и надписи можно:
- распечатать на подключенном к доске совместимом принтере,
- распечатать на любом принтере, подключенном кому же компьютеру, что и доска,
- сохранить на USB-флеш,
- сохранить на SD-карту,
- сохранить в памяти компьютера, к которому подключена копирующая доска.

Преимущества таких досок заключается в следующем:
- простое решение (не требуется специального обучения)
- экономичное решение (копи-доска заметно дешевле комплекта из интерактивной доски и проектора)

В зависимости от ситуации и целей копи-доски можно использовать как:

Обычную маркерную доску (делать записи и рисунки цветными маркерами)
- копирующую доску (распечатывать копии доски на встроенном принтере)
- электронную копирующую доску (сохранять данные с доски на компьютере).

Система голосования (тестирования) - современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру. Эту систему также называют комплексом оперативного контроля знаний. Предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях.




Учитель (докладчик) может вывести на интерактивную доску (экран) вопросы теста, и аудитория с помощью удобных пультов ответит на них.

В зависимости от модификаций комплексы оперативного контроля знаний могут использовать инфракрасную технологию или радиоканал для связи пультов и приемного устройства. Инфракрасные системы дешевле своих «радио-коллег». Радиочастотные системы позволяют учащимся не только вводить ответы, но и сообщать отвечающему результат ответа на дисплей пульта.

Специальные системы позволяют организовывать опросы и для детей с ограниченными физическими возможностями. Слабовидящие или слепые дети могут использовать пульты с рельефными кнопками, для детей с нарушением моторики существуют устройства с крупными клавишами, а слабослышащие могут ориентироваться на различные цвета и форму кнопок пульта.

Современные системы для тестирования не ограничиваются только проведением опросов. Они также позволяют накапливать полученные данные, систематизировать их и обрабатывать. Программное обеспечение позволяет, например, посмотреть данные по каждому учащемуся за любой срок. Материалы тестирования сортируются по группам, классам, предметам, формам контроля или срокам — и при этом могут быть представлены в виде диаграмм или графиков.

Систему голосования можно использовать не только для итоговых тестирований и контрольных работ, но и для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ.

Интерактивный рабочий стол

Это новинка, которую впервые представили на выставке CES 2012 (Лас-Вегас, Невада, США). Кто знает, может такие рабочие столы будут у каждого ученика. Ниже представлено видео, демонстрирующее некоторые возможности такого стола.

Модель: Microsoft Surface

И если речь зашла об оборудовании будущего, то предлагаю посмотреть ролик о школе будущего «Алиса в Сколково 2023» (презентационный ролик к анимационному телесериалу по мотивам книг Кира Булычева, который планируется выпустить в 2012 году).

Еще один вариант возможного школьного обучения в будущем: робот телеприсутствия

Нормативные документы

Письмо Министерства образования и науки РФ "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" от 24 ноября 2011 года № МД-1552/03 (.pdf)

Мультимедийный класс – это современный формат помещения, оснащенный средствами интерактивного мультимедийного оборудования и информационными системами для активного выступления одного докладчика и восприятия изложенной информации остальными слушателями аудитории.

Предполагаемое назначение мультимедийного класса:

Такой формат помещений наиболее востребован в учебных заведениях и центрах для проведения лекций, семинаров, классического и дистанционного процесса обучения, в компаниях различных отраслей для проведения удаленных видео-конференций, презентаций, докладов и публичных выступлений собственных или сторонних сотрудников компании, а также в выставочных и научных центрах для проведения презентаций и докладов.

Мультимедийный класс – это инновационный формат помещения, в котором традиционные средства изложения и демонстрации информации заменены на современный мультимедийный комплекс оборудования, в частности: мелованная доска – на электронную доску и интерактивный планшет, мел и указка – на лазерную указку и беспроводные клавиатуру и мышь, бумажные плакаты, стенды и оверхед-проекторы – на эпископы и мультимедийные проекторы с моторизированными экранами и видеостенами, и если раньше, при необходимости показать какой-либо предмет, приходилось ставить его на высокий постамент или «пускать по рядам» аудитории, в мультимедийном класс используется документ-камера с существенным масштабированием демонстрируемого объекта.
В мультимедийном классе докладчик может использовать для своего выступления широкий спектр средств визуализации, получения и передачи информации для слушателей, сопровождать свой доклад или лекцию полноценными видеофильмами, аудиоинформацией, электронными материалами, on-line информацией из Интернета или локальной сети.

Функциональные возможности мультимедийного оборудования:

Ведение записей на электронной доске и интерактивном планшете;
- отображение информации с любых информационных носителей (электронные устройства, мультимедийные серверы, видеокамеры, документ-камеры) на различные средства визуализации (мониторы, моторизированные экраны, видеостены);
- многоэкранное отображение информации с функцией интерактивного управления (тач-скрин панель/ touch-screen panel);
- видеотрансляция on-line лекций в Интернете и/или в локальной сети;
- видеозапись лекций на электронные носители;
- создание электронной библиотеки с архивом видеолекций;
- дистанционное ведение лекций;
- звукооснащение с шумоподавлением и аудиосистема с радиомикрофонами;
- дистанционный мониторинг технического состояния мультимедийного оборудования и автоматическое оповещение о необходимых профилактических мерах (например, своевременное предупреждение о необходимости замены ламп в проекторах);
- централизованное управление всем установленным мультимедийным оборудованием с единой панели управления.

Качество процесса обучения и доступность изложения информации во многом зависит от способов подачи информации, визуального и акустического сопровождения, а именно, обучение должно быть такими, чтобы каждый присутствующий в аудитории был вовлечен в процесс выступления докладчика и получал качественную информацию независимо от дальности расположения своего места в аудитории.

Преимущества мультимедийного класса:

Современный уровень и повышение качества процесса обучения;
- возможность современного дистанционного обучения;
- обеспечение лекции полноценными видеофильмами, аудиоинформацией, электронными материалами, on-line информацией из Интернета и локальной сети.
- экономия времени на настройку всех единиц оборудования и быстрое обеспечение комфортной рабочей обстановки.

Практическая реализация мультимедийного класса:

Техническое обеспечение мультимедийной аудитории предусматривает отдельное рабочее место для одного докладчика мероприятия, оснащенное средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов, а также записи проводимого мероприятия.
Например, в учебной аудитории может быть установлен мультимедийный проектор любого исполнения (на выдвижном потолочном кронштейне или скрытый в корпусе специальной мебели), который позволяет выводить изображение на моторизированный экран, видеостену или ультратонкую бесшовную видеопанель, непосредственно с компьютера или общего мультимедийного сервера с информацией, территориально удаленного из самой аудитории, либо из Интернета.

Сотрудники компании "Роскомпьютер" имеют большой практический опыт в инсталляции мультимедийного оборудования в различных помещениях заказчика по Нижегородской области. Как правило, перед выполнением монтажных работ технические специалисты компании "Роскомпьютер" проводят предпроектное обследование помещения и имеющегося оборудования заказчика. На основании полученной информации формируется проект работ и схема расположения оборудования, составляется смета. Далее тщательно подбирается необходимое оборудование, учитывая требования заказчика и технические параметры проекта. Следующим этапом является подготовка помещения к монтажным работам, сами работы и инсталляция оборудования. В заключение всего процесса проводится настройка и ввод в эксплуатацию мультимедийной системы, тестовая проверка работоспособности всего оборудования. Неотъемлемой частью проведения монтажных работ, является гарантия качества на все проделанные работы и поставленное оборудование.

В настоящее время сделать деление на мультимедийное и интерактивное оборудование довольно сложно, так современные устройства обладают множеством возможностей. Но примерно классификацию можно провести следующим образом:

К мультимедийному оборудованию относятся следующие устройства: проекционный экран, мультимедийный проектор, слайд-проектор, документ-камера, плазменная панель, видеостена, видеокамера, компьютер, видеоконференцсвязь, DVD-проигрыватель, звуковое оборудование, лазерная указка, устройства для чтения электронных книг.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Проекторы



В соответствии с функциональным назначением можно выделить следующие проекторы.
Проекторы категории Home Cinema - для домашнего кино, для игр
К этой группе относят проекторы, которые очень удобны в использовании при оформлении домашних кинотеатров. В основном они предназначены для просмотра видео или фотографий. Их отличительной чертой является низкий уровень шума.
Проекторы бюджетного класса для образования и бизнеса
В этой группе проекторы, имеющие относительно хорошие характеристики, но составляющие значительную экономию по своей стоимости. Очень часто такие проекторы используют в различных учебных заведениях или в небольших помещениях офисов.
Проекторы для кинотеатров и индустрии развлечений
Для этих проекторов характерно наличие несколько режимов изменения показываемого изображения и наличия подключения сразу к нескольким источникам передаваемой на большой экран информации.
Еще можно выделить в отдельные подгруппы:

  • 3D проекторы (поддерживают передачу информации в формате 3D) – применяются в образовании, в музеях
  • сверхминиатюрные проекторы (весом менее 0,5 кг)
  • стереоскопические приложения (применяются в бизнес-процессах, моделировании)
По типу
Инсталляционные мультимедийные проекторы

Использование этих проекторов осуществляется в залах больших размеров. Установка происходит непосредственно к потолку с помощью специальных креплений, к которым подведены коммуникации для подключения к источникам информации.
Беспроводные мультимедийные проекторы
Эта группа включает в себя наиболее удобные проекторы, так как передача информации происходит с помощью беспроводной технологии передачи данных WiFi. Удобство выражается также в том, что к одному проектору может быть подключено сразу несколько компьютеров.

Проекционные экраны


Существуют проекционные экраны прямой проекции - когда проектор и аудитория находятся по одну сторону относительно экрана. А также обратной проекции, когда проектор стоит за экраном.

По типам конструкции различают такие виды проекционных экранов:

  • моторизованные
  • подпружиненные
  • мобильные
  • стационарные
У моторизованных экранов в комплекте есть электромотор, при помощи которого можно опускать и поднимать экран.
Подпружиненные - это экраны с ручным приводом; разворот полотна и обратное скручивание нужно производить вручную.
Мобильные экраны имеют такую конструкцию, с помощью которой их можно сворачивать, разворачивать и переносить.
Устанавливаемые раз и навсегда экраны называются стационарными. Их натягивают на раму или "прячут" в тубус, из которого извлекают во время показа.
Экраны также бывают:
  • на штативе
  • настенные рулонного типа
  • с электроприводом.
Экраны с электроприводом предназначены, в основном, для профессиональных пользователей. Обычно крепятся к стене или потолку. Такой экран может быть изготовлен из любого типа тканей, без швов.

Проекционные экраны различаются по типам поверхности:

  • из текстильного материала
  • из винилового материала.
Текстильный материал. Отражающая поверхность экрана прессуется на текстильный материал, который обеспечивает стабильность размеров при сворачивании. Материалы на текстильной подложке обычно дешевле виниловых и подходят для всех типов проекционного оборудования. Виниловый материал нуждается в натяжении, чтобы поверхность для проецирования была плоской.

Документ-камеры

Документ-камеры предназначены для визуальных презентаций. Передача изображения на монитор компьютера, телевизор или проектор осуществляется с помощью захвата изображения посредством встроенной камеры. При подключении к компьютеру в режиме реального времени возможно транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран (хотя и теперь это осуществляется, но уже с помощью мультимедиа проекторов) – его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеют несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора.


При передаче изображений в компьютер можно их записывать – как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон – можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде конспекта, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.
Существует два вида документ-камер: портативные и стационарные.
Портативные камеры достаточно лёгкие (обычно их вес не превышает 5 кг), изготавливаются с применением ударостойких материалов, что позволяет их безопасно транспортировать на различные расстояния, в комплект их поставки обычно входит специальная сумка для переноски либо предназначенная для этого ручка. При этом малые размеры нисколько не уменьшают уровень высоких технических характеристик.

Второй вид документ-камер – стационарные – массивны и имеют большой вес (порядка 15 кг.), но зато они оснащены огромным числом разнообразных интерфейсных разъемов, позволяющих передавать данные. Кроме того, у камер этого вида более высокое разрешение и расширенный набор функциональных возможностей.

Система видеоконференции

Видеоконференция - это компьютерная технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме.


Организация видеоконференций осуществляется при соблюдении двух условий:
1. Вы должны иметь соответствующее оборудование для видеоконференций, обязательно имеющее камеру для видеоконференций;
2. Вы должны иметь возможность соединиться с коллегой через любые каналы связи (в том числе и спутниковые), отвечающие требованиям видеоконференц-связи, например можно организовать видеоконференцию через интернет.

Некоторые системы позволяют также участникам активно взаимодействовать, просматривая и редактируя совместно различные документы.

Различают три основных типа систем видеоконференций:

Персональные системы видеоконференцсвязи.
Персональные системы видеоконференцсвязи проектируются для индивидуального использования. Как правило, они выполнены в корпусе для установки на монитор или непосредственно интегрированы в монитор.

Cистемы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий
Системы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий используются для установки в конференц-залах малых и средних размеров. Устанавливаются системы подобного типа на монитор или специальную подставку. Имеют превосходное качество аудио и видео. Имеют широкие возможности по подключению дополнительного оборудования: документ-камер, цифровых ”белых досок” и т.п., увеличивающего возможности видеоконференции.

Интегрируемые системы видеоконференцсвязи
Наиболее функционально продвинутые системы видеоконференций. Устанавливаются в средних и больших конференц-залах. Поддерживают максимальное количество дополнительных функций, включая многоточечные видеоконференции, передача изображения с нескольких источников и многие другие. Сложны в настройке, требуют предварительного проектирования.

Основные компоненты системы видеоконференции

Кодек видеоконференции
Кодек – ” мозг” и ” сердце” системы видеоконференции. Этот компонент кодирует аудио и видеоинформацию и передает ее в среду передачи данных, в то время как на другом конце кодек получает информацию, декодирует ее и предоставляет на вывод. Кодек во многом определяет возможности конференции: поддержка таких функции как многоточечные конференции, кодирование аудио и видео в определенные форматы, подключение дополнительного оборудования и т.п.

Камера видеоконференции
Существует множество типов камер: от небольших камер, устанавливаемых на монитор, до высококачественных камер, поддерживающих дистанционное управление панорамированием, наклоном и масштабированием. Групповые системы видеоконференции часто дополняются дополнительными камерами, включая документ-камеры.

Микрофон видеоконференции
Персональные системы видеоконференцсвязи часто комплектуются простым микрофоном, характерным для персональных компьютеров. Групповые системы видеоконференцсвязи комплектуются специальным микрофоном, позволяющим принимать звук от нескольких участников. При использовании видеоконференций в больших залах часто возникает необходимость в использовании дополнительных микрофонов для комфортного взаимодействия всех участников.

Средство отображения для использования с видеоконференцсистемой
В системе видеосвязи средство отображения играет немалую роль в восприятии. Вряд ли будет уместным и эффективным использование 14” монитора в hi-end системе, которая стоит несколько десятков тысяч долларов. Средство отображения необходимо выбирать в соответствии с задачами выполняемыми системой видеоконференции. Для персональных видеоконференций достаточно обычного компьютерного монитора, если конечно система уже не интегрирована в монитор. Системы для проведения групповых видеоконференций должны иметь большой монитор или лучше несколько. Так же можно использовать проекторы, плазменные панели, телевизоры.

Дополнительное оборудование
При проведении видеоконференции может возникнуть необходимость в передаче информации непосредственно с персонального компьютера, отображении бумажного документа или построении графиков на доске. Для осуществления этих потребностей используется дополнительное оборудование: блок подключения компьютера, документ-камера, цифровая "белая доска”.

Видеостена

Видеостена представляет собой единый полиэкран, состоящий из нескольких видео модулей. Модульный принцип позволяет создавать видеостены сколь угодно больших размеров. Существуют видеостены площадью в десятки и даже сотни квадратных метров. Единственное ограничение: размеры видеостены должны быть кратны размерам видео модулей, из которых собирается полиэкран. В качестве видео модулей чаще всего используются так называемые видеокубы. В последнее время для создания видеостен иногда применяют плазменные и ЖК- панели специальной конструкции.


Полиэкран (видеостена) способен формировать изображение, поступающее от множества разнородных источников:
  • Компьютеров
  • Компьютерных сетей (в том числе Интернет)
  • Систем конференцсвязи
  • DVD-проигрывателей
  • Видеомагнитофонов
  • Видеокамер
  • Приемников спутникового и кабельного телевидения
  • Систем промышленного видеонаблюдения
В образовании видеостены применяются редко. Основное назначение видеостен - крупномасштабное отображение информации для коллективного просмотра в диспетчерских и ситуационных центрах, на пультах управления, а также в различных автоматизированных системах управления. Видеостены широко используются в тех сферах, где необходим оперативный контроль над непрерывно поступающей информацией и где исключительно велика ответственность за принимаемые управленческие решения: в энергетике, на транспорте, телекоммуникациях, промышленности, в системах обеспечения безопасности, в управлении финансами. Кроме того, видеостены устанавливают в залах заседаний, на финансовых биржах и т.п.

Лазерные указки

Лазерная указка — портативное устройство, генерирующее узконаправленный луч лазера в видимом световом диапазоне. Лазерная указка является недорогим портативным лазером, который по виду и по размерам похож на обычную ручку. Она превосходит более старые приспособления, помогающие указывать на предмет, поскольку только лазерная указка может быть использована на расстоянии несколько сот метров, производя яркое пятно света, очень хорошо заметное человеческому глазу.


Лазерные указки можно применять в больших аудиториях, чтобы докладчик не вставал и подходил к доске, на которой отображаются слайды, а с места мог указать своей лазерной указкой, на что следует всем обратить внимание. В школах учителя могут использовать лазерные указки вместо обычных деревянных. Обычный учитель проводит несколько часов у доски, а благодаря лазерной указке он может сэкономить свое здоровье, время, нервы и меньше напрягаться во время своей работы.
Существует несколько цветов указок. Красные – самые распространенные. Еще бывают бирюзовые и синие, которые отличаются самой большой мощностью, но и самой большой стоимостью и опасностью для окружающих. Фиолетовые указки тускловаты, но зато они могут вызывать флуоресцентное свечение некоторых предметов. Желтые имеют самый низкий КПД, но обладают красивым огненным цветом. Зеленый луч удобно использовать астрономам-любителям, потому что с их помощью очень удобно отмечать звезды и созвездия.

Беспроводной презентатор


Используя это устройство, нет необходимости стоять около компьютера или пользоваться помощью дополнительного человека, который будет прокручивать слайды. Радиус презентатора может быть до 15 метров. Состоит, как правило, из двух частей: передатчик и USB ресивер с памятью более 1 GB (презентации, лекции, учебный материал можно хранить непосредственно на ресивере). Данное устройство может сочетать в себе функции лазерной указки.
Устройства для чтения электронных книг

В связи с бурным развитием компьютерного рынка, к устройствам для чтения электронных книг (так называемым e-Book device) могут быть причислены многие устройства — ПК, КПК, лэптопы, мобильные телефоны, смартфоны вполне для этого пригодны. Лучшим вариантом можно считать специальные устройства — eBooks (электронные книги) — рассчитанные на комфортное чтение книг с их экрана. Различия лишь в дополнительных возможностях по оптимизации процесса чтения для пользователя.


В настоящее время на рынке представлено огрномное количество видов и моделей e-Book, которые различаются по следующим параметрам:
  • Дисплей (сенсорный, стеклянный, пластиковый, разрешение, диагональ, мнохоромный или цветной и т.п.)
  • Дизайн и материал корпуса
  • Комплектация (то, что прилагается к книге: от карты памяти до фонарика)
  • Объем памяти
  • Емкость аккумулятор
Сейчас существуют книги, которые могут легко сгибаться и сворачиваться в достаточно компактный рулон. Запас прочности, в отличие от стеклянных экранов и пластиковых экранов является лучшим на сегодняшний момент.

В 2011 году стартовал образовательный эксперимент, в ходе которого ученики школ нескольких регионов получили возможность учиться не по привычным бумажным учебникам, а с помощью электронных учебников (электронных ридеров).

К интерактивному оборудованию относятся следующие устройства: интерактивная доска, интерактивная панель, копи-доска, система голосования (система тестирования).

Интерактивные доски
Мы с ними уже познакомились

Интерактивная панель (планшет)

Интерактивные панели позволяют писать или рисовать прямо на экране, используя беспроводную ручку или мышь. Можно управлять презентацией или уроком, проецируя изображение на экран любых размеров, находясь в любой точке класса. Это позволяет использовать панели в различных помещениях, начиная с классов и заканчивая большими конференц-залами. К одному компьютеру может быть подключено несколько подобных планшетов, один из которых может использоваться в качестве планшета учителя.


С помощью планшета, можно выполнять записи и делать пометки, сохранять информацию о происходящем на уроке в виде файлов, вносить изменения в существующие документы. Современное программное обеспечение дает возможность импортировать любые графические объекты, использовать множество готовых шаблонов оформления. Созданные с помощью интерактивных панелей уроки и презентации можно сохранять в разных форматах, распечатывать или отсылать по электронной почте.
Электронные копирующие доски (копи-доски)
На электронных копирующих досках можно писать маркерами, как на обычной белой доске, а с помощью встроенного принтера распечатывать сделанные на доске записи, так что участникам совещания или семинара не нужно тратить время на переписывание с доски. Копи-доски позволяют более рационально использовать время и гарантируют, что все наиболее важные моменты выступления будут сохранены. Некоторые модели позволяют распечатывать и сохранять (в том числе на карты памяти) цветное изображение.




Сделанные на доске пометки и надписи можно:
- распечатать на подключенном к доске совместимом принтере,
- распечатать на любом принтере, подключенном кому же компьютеру, что и доска,
- сохранить на USB-флеш,
- сохранить на SD-карту,
- сохранить в памяти компьютера, к которому подключена копирующая доска.
Преимущества таких досок заключается в следующем:
- простое решение (не требуется специального обучения)
- экономичное решение (копи-доска заметно дешевле комплекта из интерактивной доски и проектора)
В зависимости от ситуации и целей копи-доски можно использовать как:
- обычную маркерную доску (делать записи и рисунки цветными маркерами)
- копирующую доску (распечатывать копии доски на встроенном принтере)
- электронную копирующую доску (сохранять данные с доски на компьютере).

Система голосования (тестирования) - современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру. Эту систему также называют комплексом оперативного контроля знаний. Предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях.





Учитель (докладчик) может вывести на интерактивную доску (экран) вопросы теста, и аудитория с помощью удобных пультов ответит на них.

В зависимости от модификаций комплексы оперативного контроля знаний могут использовать инфракрасную технологию или радиоканал для связи пультов и приемного устройства. Инфракрасные системы дешевле своих «радио-коллег». Радиочастотные системы позволяют учащимся не только вводить ответы, но и сообщать отвечающему результат ответа на дисплей пульта.

Специальные системы позволяют организовывать опросы и для детей с ограниченными физическими возможностями. Слабовидящие или слепые дети могут использовать пульты с рельефными кнопками, для детей с нарушением моторики существуют устройства с крупными клавишами, а слабослышащие могут ориентироваться на различные цвета и форму кнопок пульта.

Современные системы для тестирования не ограничиваются только проведением опросов. Они также позволяют накапливать полученные данные, систематизировать их и обрабатывать. Программное обеспечение позволяет, например, посмотреть данные по каждому учащемуся за любой срок. Материалы тестирования сортируются по группам, классам, предметам, формам контроля или срокам — и при этом могут быть представлены в виде диаграмм или графиков.

Систему голосования можно использовать не только для итоговых тестирований и контрольных работ, но и для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ.

Интерактивный рабочий стол

Это новинка, которую представили на выставке CES 2012 (Лас-Вегас, Невада, США). Называется - интерактивная панель EXOdesk. Мультимедийный стол EXOdesk предоставляет рабочую поверхность с диагональю около 40 дюймов. Кто знает, может такие рабочие столы будут у каждого ученика. Ниже представлено видео, демонстрирующее некоторые возможности такого стола.


Аналогичная модель: Microsoft Surface

И если речь зашла об оборудовании будущего, то предлагаю посмотреть ролик о школе будущего «Алиса в Сколково 2023» (презентационный ролик к анимационному телесериалу по мотивам книг Кира Булычева, который планируется выпустить в 2012 году).


Нормативные документы