Как высказать свое недовольство, не обидев? Краткие теоретические сведения

Метки: Общение с другими людьми

Многие люди избегают высказывать свое недовольство и критиковать потому, что боятся обидеть человека или поссориться с ним. Тем не менее, каждый из нас сталкивается с ситуациями, когда высказать свое недовольство просто необходимо. В настоящей статье я предлагаю рекомендации, которые помогут Вам сделать это корректно.

1. Избегайте обвинений.
К примеру, если ребенок оставил после себя грязную чашку, многие мамы начинают высказывать свое недовольство так: «Почему ты опять не помыл за собой чашку?» Задумайтесь, что несет в себе эта фраза? В этой фразе явно слышится обвинение: «Ты такой-сякой, в очередной раз не помыл за собой чашку». Как отреагирует на эту фразу ребенок? Он начнет защищаться, и мама получит сопротивление.

Сопротивляются обвинениям не только дети. Взрослый, чувствуя скрытое обвинение во фразе, очень часто реагирует сопротивлением абсолютно так же, как и ребенок. Поэтому сообщение, адресованное мужу, в духе «Вечно ты свои носки по всей квартире разбрасываешь!» скорее всего желаемого результата не принесет.

Как же в таком случае правильно высказать недовольство? Можно сформулировать фразу чуть-чуть по-другому.

Один из способов - напрямую попросить о том, что Вам нужно. Например, в ситуации с ребенком могут подойти такие фразы: «Помой, пожалуйста, за собой чашку», «Мне будет так приятно, если ты помоешь посуду после ужина!» Согласитесь, когда человек в доброжелательной форме о чем-то Вас просит, ему намного сложнее отказать, чем кому-то, кто изначально к Вам настроен негативно.

2. Используйте «Я-сообщения».
В психологии широко известен прием проявления недовольства, который называется «Я-сообщения» и противопоставляется «Ты-сообщениям». Сравните две фразы:

  • «Ты опять кинул свои носки посреди комнаты!»
  • «Я так хочу, чтобы в нашем доме было чисто и уютно. Поэтому, когда ты раскидываешь носки, я ужасно расстраиваюсь. Следи, пожалуйста, за своими носками».

Первая фраза полностью описывает то, что делает другой человек, но никаким образом не сообщает о том, что происходит с автором фразы. Поэтому она воспринимается как обвинение, и, как мы уже выяснили ранее, скорее всего должного результата не принесет. Такая фраза относится к «Ты-сообщениям».

Во второй фразе акцент делается не на действиях другого человека, а на собственных эмоциях и чувствах автора фразы, связанных с действиями другого. Такое смещение акцентов приводит к тому, что из фразы уходит элемент обвинения. Кроме того, автор фразы делится тем, что происходит у него внутри. Это очень важно, поскольку для разбрасывателя носков последствия его действий переходят из неопределенной категории «разбрасывать носки плохо» в максимально конкретную категорию «разбросанные носки расстраивают мою жену».

Допускаю, что на этом самом месте многие женщины воскликнут: «А что, и так не понятно, что разбросанные носки расстраивают? Об этом разве нужно говорить? Это ведь и так очевидно!» Соглашусь, что где-то в глубине души это может быть и так понятно. Но для того, чтобы эта истина не была похоронена в глубинах души, ее очень важно озвучить. Очень часто самое очевидное, что находится у нас перед самым носом, мы перестаем замечать.

При помощи «Я-сообщений» можно рассказать другому о любых своих эмоциях и высказать любое свое недовольство. К примеру, если после регулярных просьб мужчина продолжает раскидывать носки, «Я-сообщение» может выглядеть таким образом: «Я начинаю ужасно злиться: я тебя уже целую неделю прошу класть носки на место, а ты продолжаешь их раскидывать по всему дому. Что мне сделать, чтобы ты меня услышал?»

Итак, проанализируем структуру «Я-сообщений». Она состоит из трех элементов:

  • описание своих чувств и эмоций, связанных с действиями другого человека;
  • описание действий человека;
  • рассказ о том, как бы Вы хотели, чтобы человек поступил.

Для закрепления материала рассмотрим еще одну ситуацию, иллюстрирующую, как правильно высказывать свое недовольство. Предположим, парню не нравится, что его девушка одевается слишком откровенно. Как высказать ей свое недовольство? Ведь большинство девушек воспринимает критику их внешнего вида очень болезненно.

Многие молодые люди делают так: «Ты надела слишком короткую юбку. Надень что-то другое!» На такое заявление девушка может отреагировать непредсказуемым образом. Например, она может подумать, что парень пытается ущемить ее свободу, и будет продолжать делать по-своему. Или она воспримет такое сообщение как критику ее вкуса.

«Я-сообщение» в таком случае может выглядеть следующим образом: «Я тебя начинаю ревновать, когда ты в такой юбке появляешься в обществе других мужчин. Давай ты так сексуально будешь одеваться только для меня, а для других выберешь юбку построже?» Такое сообщение уже не выглядит как приказ или обвинение, и поэтому вероятности, что просьба будет услышана, намного больше.

Для того, чтобы научиться критиковать и высказывать свое недовольство в форме «Я-сообщений», нужно тренироваться. Если Вы не привыкли говорить о своем эмоциональном состоянии, Вам нужно будет время, чтобы этому научиться. В этом Вам может помочь статья здесь.

3. Избегайте чрезмерно общих претензий. Говорите максимально конкретно.
Высказывая свое недовольство, обязательно максимально конкретно сообщайте, что Вас не устраивает, и каких действий Вы ждете от человека. Иначе Ваша критика будет похожа на просьбу: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Разберем это на конкретном примере. Многие женщины в какой-то момент обнаруживают, что им не хватает внимания со стороны их второй половины. Как об этом сообщить мужчине? Многие делают так: «Ты невнимательно ко мне относишься!» Мы уже выяснили ранее, что такая фраза выглядит как обвинение и вызывает желание защищаться. Как ее переформулировать?

Используя рекомендации, приведенные в этой статье выше, кто-то может переформулировать фразу так: «Мне не хватает твоего внимания. Относись ко мне внимательнее, пожалуйста!» Будет ли такое сообщение эффективным? Оно безусловно уже не вызовет такого сильного отторжения, как первый вариант фразы. Но и в таком сообщении есть большая проблема.

Что значит «относиться внимательно»? Это очень общая просьба, под которой каждый человек будет подразумевать что-то свое. Конкретизировать ее можно, например, так: «Я очень люблю, когда ты даришь мне цветы! Пожалуйста, делай это почаще». Или: «Мне не хватает того, чтобы мы с тобой вечером делились тем, что произошло за день».

Итак, когда Вы высказываете свое недовольство, не ждите, что человек увидит то, что написано между строк, и поймет, что Вы имеете в виду. Другие люди не умеют читать мысли! То, что очевидно для Вас, для другого человека может быть совсем не очевидно. Поэтому максимально конкретно сообщайте об ожиданиях от другого человека.

4. Отделяйте свои интерпретации от конкретных фактов.
Сравните две фразы, при помощи которых можно высказать свое недовольство:

  • Я для тебя ничего не значу!
  • Когда ты вместо того, чтобы пообщаться со мной, весь вечер сидишь за компьютером, меня это очень обижает. И я даже начинаю бояться, что ничего для тебя не значу.

Заметьте: в первом случае утверждение «я для тебя ничего не значу» представляется как неоспоримый факт. Но штука заключается в том, что мы не можем знать наверняка, что чувствует и думает другой человек. Мы можем только предполагать и интерпретировать. В приведенном примере девушка сделала вывод, наблюдая конкретное поведение мужчины. Есть факт: мужчина вместо того, чтобы с ней общаться, сидит за компьютером. Есть интерпретация девушки: она ничего для него не значит.

5. Используйте правило бутерброда.
Для того чтобы тактично высказать свое недовольство, можно использовать такой рецепт. Положите ломтик похвалы. Затем положите ломтик критики. Сверху снова положите ломтик похвалы. Итак, до и после критики необходимо человека похвалить. Сделать это важно искренне! Тогда критика будет восприниматься человеком не так болезненно.

Практически правило бутерброда может выглядеть так: «Мария, я очень Вас ценю как надежного и ответственного сотрудника. Но ярко розовые бусы и зеленая брошка, которые сейчас на Вас, не очень сочетаются с офисным стилем, принятым в нашей компании. Вы красивая девушка. Я уверен, что Вы будете отлично выглядеть и без таких ярких украшений».

6. Адресуйте свое недовольство поведению человека, а не его личности.
Сравните две фразы:

  • Неудивительно, что ты получил двойку. Ты же ленивый, а лентяям лучшие оценки не полагаются.
  • Неудивительно, что ты получил двойку. Ты же вчера ленился и ничего не делал. А тому, кто не учит уроки, лучшие оценки и не полагаются.

Лентяй - это свойство личности. А свойство личности - это не то, что меняется в два счета. Поэтому, выслушав сообщение под номером один, у ребенка, во-первых, сложится негативное представление о себе (он - лентяй), а во-вторых, желание что-то поменять вряд ли появится. Ведь личность просто так не меняется! Во второй же фразе упор делается на конкретные действия ребенка: вчера ребенок ленился. Это исправить намного легче.

Еще один важный момент. Личность - это наше ядро, это нечто более или менее постоянное. У каждого человека есть глубинная потребность ощущать себя хорошим. Поэтому если Вы критикуете личность другого человека, Вы с высокой долей вероятности либо его глубоко раните, либо встретите защитную агрессию и неприятие. Если же Вы подчеркиваете хорошее отношение к человеку и при этом высказываете недовольство по поводу его поведения, такая критика с высокой долей вероятности будет услышана.

Еще один пример на эту тему. Сравните две фразы:

  • Так как ты сейчас поступил, поступают только плохие дети. (подтекст, который слышит ребенок: «Ты - плохой!»)
  • Ты сейчас поступил плохо. (подтекст: «Ты хороший. Но так, как ты сейчас поступил, делать плохо»)

7. Вместо того, чтобы фиксироваться на проблеме, предлагайте решения.
Об этом уже было сказано выше. Но для того, чтобы правильно высказать свое недовольство, это важно, и поэтому на всякий случай выделяю этот момент отдельным пунктом.

8. Сохраняйте спокойствие и доброжелательность.
Очевидно, что, если Вы раздражены, это обязательно почувствует другой человек, и на исходе разговора это может отразиться негативно. Если же Вы высказываете свое недовольство в дружелюбной форме, сохраняя внутреннее спокойствие, это скорее всего будет эффективно.

Итак, надеюсь, что теперь Вы знаете, как правильно высказывать свое недовольство и критиковать. В завершении статьи хочется сказать о том, что в близких отношениях обычно складываются стереотипные способы, которыми люди выражают друг другу недовольство. Далеко не всегда эти способы конструктивны, и часто результатом такой критики являются только испорченное настроение и недовольство друг другом. Научившись высказывать свое недовольство и критиковать конструктивным образом, можно значительно улучшить отношения с окружающими людьми, в первую очередь, со своими близкими.

Недовольство и критика зачастую являюся частью конфликтной ситуации. О том, как правильно вести себя в конфликте, читайте .

В каких случаях имена собственные становятся нарицательными, а нарицательные – собственными? Приведите свои примеры.

Сколько родов имеет имя существительное? Перечислите их, приведите свои примеры. Может ли какое-либо существительное поменять род?

Каковы грамматические значения падежей? Каким способом выражаются эти значения?

Что такое склонение? Сколько склонений у имени существительного? По какому принципу имена существительные распределяются по склонениям? Перечислите все разносклоняемые существительные. Назовите Отступления от основной парадигмы.

6. Все ли существительные изменяются по числам? Составьте предложения со следующими существительными, употребляя их во множественном числе:

жюри, самбо, табло, меню, купе, радио, шоссе, лосось, какаду, фрау.

Определите род этих существительных.

7. Из следующих предложений выпишите все существительные, определите их род, число, падеж, укажите значения падежей, определите, являются ли они одушевленными или неодушевленными:

а) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил.

б) К кому-то принесли от мастера ларец. Отделкой чистою в Глаза ларец кидался.

в) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. А ларчик просто открывался.

8. Определите род следующих существительных:

рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

9. Образуйте множественное число у следующих существительных:

фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, дворянин, сосед, болгарин, цыган, фарфор, крем, рожь, молоко, молодость, доктор, директор, корректор, инструктор, инструктор, профессор, тополь, отпуск, паспорт, шофер, торт, инженер, офицер.

Дайте дефиниции следующим парам слов. Составьте предложение каждым из них. Чем различаются эти слова?

Цветы – цвета, тона – тоны, зубы – зубья, листы – листья, :сыны – сыновья, деревья – дерева.

11. Просклоняйте в ед. и мн. ч. следующие слова:

блюдце, полотенце, время, площадь, отчество, путь, басня, туфля, кухня, роща, молния, подпись, ватрушка, апельсин, грамм, чулок, носок, противень, ущелье.

12. Для следующих слов образуйте, где допустимо, соответствующие существительные женского рода:

учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

13. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантический признак: общее значение признака предмета (качества, свойства, принадлежности), то, о чем можно спросить какой? чей? (красный, весенний, лисий).

Морфологические признаки: род, число, падеж.

Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними (то есть употребляются в том же роде, числе и падеже, что и существительное), например: красивое зеленое платье, красивым зеленым платьем.

Согласуясь с существительными, имена прилагательные изменяются по числам (красивые зеленые шторы), в единственном числе по родам (красивый зеленый костюм, красивая зеленая юбка) и в обоих числах изменяются по падежам.

3. Синтаксический признак: быть в предложении определением или составной частью именного сказуемого: распускаются первые весенние цветы (определение); погода была чудесная (сказуемое).

Так уж устроена человеческая психика, что свои ошибки, негативные особенности характера мы не замечаем, однако если кто-то другой совершает что-то недопустимое, мы часто стремимся указать ему на это...

Научить «правильному» варианту поведения либо просто осудить. Порой слишком часто мы стараемся указать другим на их недостатки. С какой целью? Вы задавали себе этот вопрос?

Критика — это возможность выразить свое недовольство чем-то, показать свое отношение к происходящему, а также способ задеть другого. Для чего критикуете вы? Часто, изначально желая выразить свое мнение, стремясь изменить ситуацию, мы выбираем слишком агрессивную форму повествования. Прежде чем говорить другому о том, с чем мы не согласны, важно ответить себе на вопрос «Для чего я это делаю?». Если вы хотите обидеть человека, задеть его чувства, тогда, наверное, действительно не стоит обращать внимание на формат сказанного, а даже наоборот - рубить с плеча и порезче. Однако если вы стремитесь изменить ситуацию, то лучше выбрать такие слова, которые нанесут собеседнику минимальную психологическую травму, дабы не столкнуться с его агрессией в ответ. Ведь каждый из нас ощущал, как, чувствуя нападение, мы волей-неволей начинаем защищаться либо виновато молчать. Очевидно, что оба эти пути не приводят к изменению ситуации. Нет обсуждения проблемы, поиска компромиссных решений.

Какая критика эффективна?
Итак, прежде чем начать говорить другому о том, что вам неприятно, важно понять для себя - с какой целью вы это делаете. Если вам просто хочется задеть собеседника - поразмышляйте над тем, почему именно этот человек вызывает у вас желание указать ему на недостатки. Или вы всех окружающих стремитесь научить правильной на ваш взгляд жизни? Помните, что нет однозначно верных и неверных решений, у всего есть свои минусы и плюсы.


Если вашей целью является изменение ситуации, восстановление взаимопонимания, то эффективнее критиковать конструктивно. Для того чтобы добиться результата, вам важно понимать, чего именно вы хотите, быть готовым открыто сказать об этом, иметь желание сотрудничать с оппонентом, искать совместные пути решения.

Отследив в себе негативные эмоции, прежде всего важно понять, на что именно вы так остро реагируете. Необходимо найти то, что вызвало в вас эти чувства. «Хотите ли вы изменить ситуацию и продолжить общение с человеком?» - это второй вопрос, на который важно ответить себе. Ведь нет смысла пытаться объяснить собеседнику что-то, если вы уже окончательно решили, что продолжать общение не имеет смысла. Для чего вам вкладывать силы в изменение человека, который вам по большому счету стал уже не интересен?

Старайтесь высказывать свое мнение наиболее конкретно. То есть не говорить «ты ведешь себя неадекватно», «делать так - ребячество», «ты безответственный человек». Гораздо продуктивнее четко сказать о своих ощущениях. Например: «Мне неприятно, когда ты…», «Я чувствую обиду, когда ты…». Важно говорить не о ком-то, не давать оценок, а передавать собеседнику свои ощущения от ситуации. Пытайтесь использовать конкретные факты, избегать обобщений.

Если вы точно знаете, что вам не понравилось, имеете представление о том, как бы вам хотелось общаться, постарайтесь наиболее просто и честно донести это до другого человека. Избегайте намеков и двусмысленности. Ваш собеседник вряд ли умеет читать мысли, и чтобы действительно понять, что вам что-то было неприятно, он должен это как минимум услышать.

Критикуя, используйте спокойный тон. В общении мы больше реагирует на интонации голоса, а не на слова, которые нам говорят. Если тон у вас возмущенный и требовательный, то нормальной реакцией собеседника будет защищаться от вас. Если же вы добрым, располагающим голосом говорите о том, что вам неприятно, то велика вероятность, что это будет услышано. Другой вопрос - может ли ваш собеседник позволить себе те перемены, которых вы ждете, способен ли он на это? Приложите максимум усилий, чтобы вас услышали. Для этого, как мы выяснили, важно научиться высказывать критику конструктивно.

Как принимать критику безболезненно?
«Лучшая защита - это нападение». Многие из нас живут, руководствуясь именно этим правилом. Ведь как только мы слышим, что собеседник остался недоволен нами, мы автоматически начинаем защищаться. Так уж устроена человеческая психика, она всегда стремится нас обезопасить от негативного давления. Само собой, любая критика, даже справедливая, бьет по самооценке. Подчас это очень болезненные удары. И многие из нас попросту не готовы воспринимать о себе неприятные вещи.


Существует несколько основных ошибок, которые мы допускаем, слыша критику в свой адрес. Часто люди, сталкиваясь с недовольством их поведением, начинают оправдываться, как нашкодивший школьник. Занимают «детскую» позицию, унижают себе. Другой способ негативной реакции на критику - контратака. Нападая в ответ, человек провоцируете конфликт с собеседником. Однако в большинстве случаев это противостояние возможно избежать. Также малоэффективно молчать в ответ на критику. Таким образом критикуемый соглашается с упреками, плюс раздражает оппонента своей отстраненной позицией, а также не дает своим чувствам выйти наружу, что чревато эмоциональным срывом впоследствии.

Помните, что реагировать на критику надо. В этом нет ничего зазорного. Однако нужно уметь воспринимать критику и делать это правильно. Так вы сможете построить диалог, сохранить отношения и найти решение, устраивающее обе стороны.

Первое, что необходимо понять, обнаружив критику в свой адрес, это стремится ли оппонент донести до вас свое мнение либо ему просто хочется вас поддеть. В ситуации, когда собеседник ставит своей целью уколоть вас посильнее, бесполезно вообще как-либо отвечать. Любое оправдание или стремление убедить его в своей правоте будет еще больше подзадоривать и давать поводы для дальнейших претензий.

Второе, что важно сделать, это выявить конкретные факты, расстроившие вашего собеседника. Попробуйте разобраться в причинах. Подведите оппонента к тому, чтобы замечание звучало четко и ясно. Используйте спокойный, доброжелательный тон. Важно справиться со своими эмоциями, иначе диалог превратится в перекрестные обвинения. Очевидно, что подобные беседы малоэффективны, если мы говорим о благоприятном разрешении сложных ситуаций в отношениях, налаживании взаимопонимания.

Когда вам удалось добиться фактов, попробуйте оценить, насколько критика справедлива. Признавайте только то, в чем вы действительно виноваты. Превращайте слова собеседника в ваши достоинства. Например, если вас обвиняют в излишней болтливости, и вы сами отмечаете у себя такую особенность, не стоит унижать себя оправданиями, согласитесь с критикой, сказав, что вы действительно коммуникабельный человек. Помните, что часто, прислушавшись к критике, мы можем улучшить взаимоотношения с человеком, избежать острых углов вновь. Хотя, конечно, необходимо, чтобы у вас и вашего партнера было желание совместно искать решение, удовлетворяющее обоих.

Если вам не удается сдерживать свои эмоции и, даже понимая механизм продуктивного реагирования на критику, вы вновь и вновь скатываетесь в ответную агрессию и острое противостояние, подумайте, что именно задевает вас в словах собеседника? Что происходит с вашей самооценкой в этот момент? Скорее всего, дело в вашей болезненной реакции. Что стоит за этим? Чувствуете ли вы себя уверенно? Знаете ли свои достоинства, то, за что вас можно ценить? Иногда люди, не ощущающие себя комфортно, обращаются за помощью к психологу, готовому проработать с ними болезненные моменты их жизни, научить уважать себя, любить свои достоинства и с пониманием относиться к недостаткам.

Помните, что самое важное в ситуации, когда вы выражаете свое недовольство кем-то или когда критикуют вас, - не превратить конструктивный обмен мнениями в «перепалку на базаре». Опирайтесь на факты, будьте последовательны, избегайте обобщений, говорите по существу вопроса, обсуждайте конкретную ситуацию, старайтесь проявлять минимум эмоций, думайте о том, что говорите, прислушивайтесь к собеседнику.

Конструктивная критика дает возможность говорить открыто о том, что вас не устраивает в общении, установить контакт, сохранить эмоциональный комфорт в паре. В ваших силах воспользоваться этим инструментом и наладить взаимоотношения с любимым человеком, другом, родственником, сослуживцем, начальником. Используйте в своей жизни навыки неагрессивного преподнесения критики и безэмоциональной реакции на замечания, и вы сразу же заметите, как общение с окружающими станет более результативным, появится взаимопонимание, приятные ощущения и эмоциональный комфорт. Конструктивная критика - наш помощник в общении, не превращайте её в своего врага.

Даже мысли о том, чтобы писать на эту тему уже вызывают неприятные ощущения. Недавно пришлось столкнуться с этой проблемой самому. Мне позвонил доктор, который и привел ко мне эту пациентку в сентябре 2005 года на пластику груди. Он сообщил, что женщина недовольна результатом операции, обошла кучу врачей и, несмотря на то, что ей все отказывают в повторной операции, стремится ее сделать.

Я сразу вспомнил ее, тем более, что фотографии «до» всегда под рукой. Вспомнил, что где-то через полгода после операции она высказывала мне свое недовольство. Я предложил ей исправить результат (переложить кисетный шов вокруг ареолы с одной стороны, который по какой-то причине разошелся), но она отказалась и пропала. И сейчас мне абсолютно понятно, что причина осталась та же. Ее куратор-доктор это подтвердил и сказал, что приходить ко мне она отказывается.

После этого звонка я стал вспоминать все случаи, когда пациенты предъявляли мне претензии по результатам операции. Слава Богу, их оказалось немного. Первая позвонила мне из Баден-Бадена через год после липосакции. Сказала, что находится в кабинете пластического хирурга, который говорит ей, что ничего сделать не может. Когда я стал узнавать, что же там случилось, она произнеся проклятия в мой адрес, пообещала приехать ко мне.

На всю жизнь запомнил этот день. Когда она неожиданно появилась в дверях, мне уже стало плохо. Это была женщина после 50, с приличным избытком веса, у которой на землистого цвета лице была написана ненависть. Я приготовился к страшному. Когда она разделась и подошла ко мне я ничего не понял. В области внутренних поверхностей бедер, наверху, где раньше у нее были «булки», которые она до операции, с ее слов, «стирала в кровь», была гладкая, ровная, но светлая кожа. И все. Когда я, придя в себя, спросил, что же ее беспокоит, она ответила, что из -за этого от нее «все-таки ушел муж». Давно собирался, а сейчас ушел. С этим я ничего не мог сделать.

Вторая пациентка, которой я увеличивал грудь после того, как ей трижды безуспешно пытались это делать в других клиниках, после радикальной мастэктомии, на фоне лимфостаза (слоновости) руки с этой стороны. Появилась также внезапно, обвинив меня во всех своих бедах. Но после того, как ей были продемонстрированы фотографии «до» операции, она сделала вид как будто бы забыла, что это было с ней. И как ни в чем не бывало стала жаловаться на трудности жизни, явно полагаясь на мою помощь.

Третья была коллегой, даже проходила стажировку по неврологии на базе нашей больницы. Ей лет 8-9 назад я делал подтяжку груди. Просто пришла ко мне и заявила, что недовольна результатом. Когда я стал уточнять, в чем же дело, она высказала предположение, что наверное, лучше было бы тогда сделать увеличение груди. Я предложил ей сделать это сейчас, она отказалась, сказавшись занятой и ограниченной в средствах.

Зачем пишу все это? Просто плохо на душе. Плохо, что люди пытаются свои проблемы и трудности вымещать на тех, кто если и виновен, то косвенно. Плохо, что я не смог на этапе «до» вычислить этих пациенток, как заранее обреченных на недовольство. Плохо, что мы в таких случаях чаще не можем найти общий язык и поступать разумно.

К сожалению, как бы это не было нескромно, мне сегодня не к кому обращаться, если у моего пациента проблемы после пластики груди. Чаще проблемных пациенток присылают ко мне со всех сторон. Как минимум, переделывать свои грехи я готов бесплатно. И очень важно, чтобы в другой клинике из пациентки не делали «козла отпущения» и «полигон для обучения», а из меня «стрелочника». Вот и все, что должен понимать недовольный пациент.