Как скотовоз секреты родины утопил. Эксперты: Россия должна задержать сухогруз, потопивший разведывательный корабль "Лиман". Кто столкнулся с «Лиманом»

Разведчик Черноморского флота "Лиман". Это следовало сделать сразу после столкновения для выяснения обстоятельств, заявил Центральному военно-морскому порталу адмирал, советник начальника Генштаба ВС РФ Игорь Касатонов.

По мнению адмирала Касатонова, задержание сухогруза-нарушителя – "первое, что следовало сделать российским властям и командованию Черноморского флота". Игорь Касатонов возглавлял ЧФ в 1991–1992 годах. Если судно-нарушитель до сих пор не задержали – это "упущение", которое "свидетельствует о низкой квалификации ответственных лиц", – говорит адмирал.


"Сухогруз надо было задержать, поставить на якорь, арестовать походные документы и немедленно заявить морской протест, – считает адмирал. – А также готовить документы на возмещение ущерба ввиду его полной вины (в столкновении – ред.). Владелец судна должен выплатить российской стороне деньги за понесенный ущерб, ведь это он нас протаранил". Касатонов добавил, что для задержания сухогруза следовало отправить быстроходный корабль или же обратиться к турецким властям. Вскоре после столкновения к месту крушения "Лимана" из Севастополя тихоходный морской буксир-спасатель СБ-739 (его скорость – до 15 узлов).

"Это беда, такое безобразие... Разбираться должны те, кому положено, но вопрос о задержании Youzarsif H следует немедленно поднять", – резюмировал Игорь Касатонов. Говоря об инциденте 27 апреля, он также не исключил возможность провокации.

С Касатоновым солидарен экс-командир БПК "Петропавловск" капитан I ранга Александр Кузьмин. "Адмирал прав, задерживать надо. Тем более что это не территориальные воды Турции. Мы могли послать для задержания корабль или отправить вертолет. Если была нелетная погода, можно было немного подождать или в крайнем случае запросить турецкую сторону". При этом нахождение Youzarsif H в Констанце не мешает аресту, отметил Кузьмин: "Это можно сделать по решению суда в любом порту".

Эксперты: Судно Youzarsif H нарушило сразу несколько правил МППСС-72

По предварительным данным, российский разведчик стоял на якоре и своевременно подавал сигналы, оповещая о своем местоположении. Эксперты, опрошенные ЦВМП, считают, что Youzarsif H нарушил сразу несколько положений Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС-72). Первое – отмечает Кузьмин – это покидание места происшествия до составления акта об инциденте: "Его должны были подписать командир нашего разведчика и капитан сухогруза. Впрочем, в ситуации тонущего корабля сделать это было сложно". Второе нарушение – слишком высокая, небезопасная скорость. "Если судно шло на 10-12 узлах, это также явное нарушение", – добавил офицер. По его мнению, причина гибели "Лимана" – либо "разгильдяйство со стороны команды сухогруза, либо преднамеренные действия. В любом случае есть вопросы к качеству соблюдения правила №5 МППСС. Расследование покажет".


Началось ли расследование с российской стороны, пока неизвестно. В пресс-службе Черноморского флота отказались давать ЦВМП какие-либо комментарии. Неизвестно также, проводился ли анализ крови экипажа "Лимана" на содержание алкоголя. Уполномоченный по правам человека Севастополя Павел Буцай рассказал Центральному военно-морскому порталу, что моряки с "Лимана" находятся в Севастополе и чувствуют себя хорошо. Информации о результатах допроса экипажа у правозащитника нет.

Россия может как задержать Youzarsif H, так и подать в суд

Военные корабли могут преследовать другие суда, причем не только в своем территориальном море, рассказал ЦВМП главный научный консультант Центра морского права Василий Гуцуляк. Он привел пример с преследованием в 1995 году российскими кораблями судна Imia под флагом Панамы, которое самовольно покинуло Новороссийск без оформления выхода, надеясь избежать задолженности по портовым и другим сборам. Тогда пограничники открыли огонь на поражение, чтобы остановить судно-нарушитель. Позднее суд признал действия российской стороны правомерными. Тем более что, судя по открытым данным, нарушения со стороны команды Youzarsif H налицо, добавил эксперт.

Так как инцидент с "Лиманом" произошел в исключительной экономической зоне Турции, возможное задержание следовало согласовать с Анкарой, сказал Гуцуляк. "Не вижу проблем решить этот вопрос с турецкими властями и предпринять действия по задержанию Youzarsif H, нашими силами или турецкими, – отметил он. – Обращаться же можно не только в Международный трибунал по морскому праву, но и в местный суд в той же Констанце".


Статус "Лимана" как военного разведчика означает, что в инциденте прямо затронуты интересы государства, считает эксперт. России нужно обеспечить возмещение ущерба. Так что использование военных кораблей в данном случае правомерно, отмечает Василий Гуцуляк. "Время идет, нужно разбираться, выяснять, кто виноват, – добавил он. – При этом стопроцентную вину того или иного судна в современной судебной практике установить удается нечасто. Вина распределяется между сторонами".

Судно, потопившее "Лиман", ждет в Констанце ремонта, владелец груза обвиняет разведчик ЧФ

Грузовое судно для перевозки скота Youzarsif H с 28 апреля находится в румынском порту Констанца и ожидает ремонта. Об этом сообщает местный телеканал Digi24. Данные сайта Marinetraffic.com подтверждают эту информацию.

Как видно из репортажа румынского телеканала, надводная часть сухогруза под флагом Того после столкновения с "Лиманом" почти не пострадала. Судно потеряло левый якорь и незначительно повредило форштевень. Махмуд Карази – владелец животных, которых перевозил сухогруз, назвал виновными в столкновении российских моряков. Он ссылается на некое "расследование", которое ведет Анкара. Однако в турецких источниках информации об этом найти не удалось.


Судно принадлежит ливанской компании Hammani Livestock, зарегистрированной в Триполи. По данным румынских СМИ, Youzarsif H встанет на ремонт в Констанце или Мидии. Судьбу "Лимана" российские власти не комментируют. После снятия ценного оборудования корабль могут переместить на бóльшую глубину или уничтожить.

Средний разведывательный корабль проекта 861М Черноморского флота " " в четверг, 27 апреля, столкнулся с грузовым судном Youzarsif H и получил пробоину. Столкновение произошло около 11:45 МСК примерно в 30 милях от пролива Босфор. Разведчик получил пробоину ниже ватерлинии, экипаж за его живучесть, однако корабль затонул в точке с примерными координатами 41.50°/28.95°. Как турецкие СМИ, "Лиман" пошел ко дну около 14:48. Экипаж катера ВМС Турции и турецкой береговой охраны. Глубины в районе кораблекрушения составляют от 50 до 200 метров. Сейчас на месте кораблекрушения находится морской буксир-спасатель ЧФ СБ-739 и опытовое судно "Селигер".

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус Стара», который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с «Лиманом»?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций поначалу обозначил как «Ашот-7» - в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H» .

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы , ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус-стара», который доставит их на базы флота.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H». Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы НАТО, ведущие операцию против Югославии.

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Корабль-разведчик «Лиман», затонувший накануне после встречи с сухогрузом, не будут поднимать со дна Черного моря – это слишком дорого. Меж тем этот объект может представлять огромный интерес для разведок НАТО , его потеря крайне печальна, а обстоятельства гибели подозрительны (понятно - это была диверсия, чего уж "ходить вокруг да около" прим. РуАН ). Но что именно мог бы «рассказать» «Лиман» разведкам потенциального противника?

Подъем со дна Черного моря и последующее восстановление затонувшего накануне разведывательного корабля «Лиман» нецелесообразны, заявил в пятницу высокопоставленный представитель ВМФ России .

Он отметил, что «Лиман» находится в «довольно преклонном возрасте» (построен в 1970 году) и лежит на грунте на глубине около 90 метров. При этом, по его словам, на корабле нет представляющего интерес оборудования, а все съемные устройства уже демонтированы. «Элементы, не подлежащие демонтажу, гарантированно уничтожены экипажем до затопления корабля», – уточнил источник.

Ранее сообщалось, что экипаж около трех часов вел борьбу за жизнь корабля, и этого времени гарантированно хватило на то, чтобы уничтожить недемонтируемую вручную аппаратуру и решить проблему с секретной документацией .

«Лиман» был буквально увешан всевозможной аппаратурой. В своем классе он самый знаменитый именно за счет задач, которые пришлось выполнять за долгий век. Именно «Лиман» следил за американской морской группировкой в Адриатике в 1999 году во время натовских бомбардировок Югославии. При этом он был переведен в разряд разведывательных кораблей и соответствующим образом переоборудован только в 1989 году, а до этого формально считался «гидрографическим судном» и совершил в советское время более десятка океанографических дальних походов.

Это не должно смущать и никогда никого не вводило в заблуждение – в СССР даже «мирные рыбацкие сейнеры» периодически несли «полезную нагрузку», охотясь на треску где-нибудь у Чесапикского залива. В этом плане потеря «Лимана» весьма печальна именно с психологической точки зрения – корабль действительно заслуженный и известный. И тем более обидно, что его отправил на дно турецкий «купец» с румынскими коровами на борту.

В частности, на «Лимане» стояли радиолокационная система «Дон», гидроакустическая система «Бронза», а также аппаратура радиоразведки: «Ротор-Н», «Вахта-М», «Вахта-10», «Вахта-12», МРР-1-7, «Виток-АК», «Визир-М», «Узел», «Кайра» и другие. Поодиночке и в комплексе все эти системы способны снять данные с крупного соединения кораблей противника и соответствующим образом их обработать.

Разумеется, эти «железяки» интересны и сами по себе . Даже если предположить, что некое представление об их устройстве потенциальный противник уже имеет, подержать их в руках ему все равно хотелось бы. Правда, в наше время куда больший интерес представляет не сама аппаратура, а ее программное обеспечение, коды и системы передачи информации.

Последнее особенно интересно. Речь идет о СБД (аппаратура сверхбыстрого действия) «Акула», СБД «Интеграл», Р-754 «Сирена» (аппаратура засекречивания телефонных переговоров УКВ каналов связи), Р-619 «Графит», Т-600 «Ключ» (засекречивающая аппаратура гарантированной стойкости). Чисто внешне это относительно небольшие по морским меркам приборы, но их программная начинка может представлять для потенциального противника куда больший интерес, чем тот локатор кругового обзора «Дон». Хотя и он симпатичен с разведывательной точки зрения, поскольку представляет собой уменьшенную и адаптированную для флотских нужд систему, стоящую, например, на вооружении ПВО Московского района (эта знаменитая четырехгранная пирамида в Софрино Пушкинского района Подмосковья).

При некотором напряжении разведывательного ума по информации в памяти радиолокационного и гидроакустического оборудования «Лимана» можно составить представление, чем именно интересовался корабль в последние месяцы своей жизни. Сведения о том, чем интересуется противник, в разведке порой важнее прямой информации – они демонстрируют пробелы в данных противоположной стороны . Но «Лиман» занимался сбором информации практически обо всем. В западной акватории Черного моря его потенциально могли интересовать корабли НАТО, зачастившие в этот регион не только в рамках регулярных учений для поднятия духа мифического украинского флота, но и «просто так». «Лиман» не только фиксировал физические параметры судов и отслеживал их перемещения (в спутниковую эпоху это лишь расход топлива), но и составлял профили кораблей потенциального противника.

Делается это примерно так. Каждый плавающий надводный и подводный объект обладает характерным набором излучаемых и издаваемых параметров. Звук гребных винтов уникален в каждом отдельном случае, корпус подлодки при движении или переходе термоклина поскрипывает каждый раз особенным образом, радары выдают в эфир исключительные параметры сигнала, даже обычные радиопереговоры каждый раз специфичны. Общий набор этих уникальных черт и создает профиль корабля, который документируется и хранится где-то в недрах Главного штаба ВМФ. Использование этих данных не требует сложной визуальной идентификации судна при встрече. Тем более что в современном мире морской бой ведется далеко за пределами горизонта, но для гидроакустиков, к примеру, подводных лодок эти данные порой столь же ценны, как жизнь.

Американцев или турок вряд ли могут заинтересовать профили их же собственных кораблей. В разведывательном плане, повторимся, куда важнее именно системы шифрования и сверхскоростной передачи информации . Понятно, что современная криптография куда сложнее пресловутой «Энигмы», но принцип как шифрования, так и дешифровки данных со времен Вавилона и Аккада остался прежний – вычисление частотной модуляции, то есть довольно тупой метод подбора наиболее часто повторяющихся фрагментов, которые можно идентифицировать с некими данными текстов. С веками этот процесс усложнился до передовых высот и скоростей, даже просто перехватить сигнал, выстреливаемый в эфир за наносекунду, очень сложно. Вот для этого и нужно «подержать в руках» все приборы (и документацию к ним), которые занимаются шифрованием и передачей сигнала.

Сейчас есть все основания полагать, что данные с «Лимана» никуда не утекли, а чисто физические параметры разнообразных локаторов особой ценности не представляют. И все равно, несмотря на примиряющий тон источников в Минобороны и на флоте, остаются тяжелые сомнения в случайности происшедшего. Да, из румын те еще мореплаватели, но они могли в тумане и в какой-нибудь другой корабль врезаться. В американский эсминец, например. Зачем же именно в «Лиман»?