До свиданья, друг мой, до свиданья. «До свиданья, друг мой, до свиданья», анализ стихотворения Есенина

«До свиданья, друг мой, до свиданья» - пожалуй, наиболее известное из всех стихотворений Сергея Есенина . И дело не только в том, что оно имеет мистический ярлык «предсмертное», но и в огромной глубине этих восьми строк.

История создания произведения довольно необычна. Писал Есенин свои последние строки кровью, но не потому, что хотел подчеркнуть их драматичность (хотя эта версия до сих пор рассматривается), а потому, что в гостинице не оказалось чернил. С другой стороны, тяжёлое душевное состояние поэта не вызывает сомнений: после выхода из психоневрологической больницы, где он лечился, минула всего неделя. И последнее стихотворение несёт явный отпечаток сложных размышлений, это своеобразное подведение итога собственной жизни.

В самом начале стоит обращение «друг мой» , такое же, как в «Чёрном человеке» - ещё одном произведении, в котором Есенин оценивает свою жизнь. Этот «друг» - вымышленное лицо, то ли лучшая сторона натуры автора, то ли кто-то светлый и бесконечно снисходительный к человеческим слабостям. «Ты у меня в груди» - эти слова подтверждают постоянное присутствие образа в жизни автора. После печальной третьей строфы о предназначенном расставании - обещание встречи, словно этот «друг» и правда способен пересилить всё, даже конец жизни, уход в иной мир. Именно окончание первой строфы дарит ощущение подъёма, надежды; возможно, сам поэт в эту минуту верил в будущую встречу, в то, что за смертельной чертой будет не одна лишь пустота. Похожую надежду он высказывает в стихотворении «Мне осталась одна забава» , где хотел умирать под иконами, несмотря на «неверие в благодать» .

Но в своём последнем произведении Есенин сам же и гасит этот проблеск веры. Прощание без руки и слова, мало того - обращаясь к собеседнику, «другу» , автор почти отмахивается от него и от его переживаний, как будто прощание это ничего не значит, как будто оборвать свою жизнь - пустяк, и само бытие - тоже. Две последние строчки давно стали афоризмом, философским изречением, отрицающим важность жизни и смерти. И как тонко отрицающим! Никаких уничижительных слов, простая и ёмкая формулировка - «не ново» . Здесь невозможно спорить, в самом деле, сколько тысячелетий живут и умирают люди, и никого нельзя этим удивить. Автор не ставит себя ни выше, ни ниже других в этих строках, перед финальной чертой жизни все в конечном итоге равны, и это признание, даже осознание потрясает своей глубиной.

Есенин не мог не понимать, что оставит после себя намного больше, чем обычные люди. В других его произведениях нередко мелькает похвала себе и своему таланту, но все они забываются и отлетают, словно шелуха, перед величием последнего стихотворения. Диалог с незримым другом и судьёй, осознание ценности жизни, не большей и не меньшей оттого, что это жизнь поэта, осознание того самого «не важно» , которое часто ведёт к гибели, и сама последовавшая гибель вырывают произведение из ряда выдающихся и возносят к гениальным.

Стихотворение и воспринимается, и является откровением. О том, что строки шли прямо от намаявшейся души, свидетельствует и их размер: неровный, сбивчивый. Пятистопный ямб с безударными стопами в то в начале, то в середине строки создаёт своеобразный ритм с паузами, больше похожий на живой разговор или напев, чем на стихотворение. Первая строка во второй строфе выбивается из общего размера за счёт обращения «друг мой» , и эта небрежность не нарочитая, а подтверждающая, что стихотворение писалось на одном дыхании, без правки и приглаживания.

Какая бы тоска и уныние ни вдохновили поэта на создание этой эпитафии самому себе , впечатление она оставляет скорее светлое. Прощание без надрыва и слёз; признание равной ценности жизни и смерти, и к тому же - всё-таки надежда на будущую встречу. Так проститься с бытием и людьми мог только истинный поэт.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА№185 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анализ стихотворения «До свидания мальчики..» Б. Ш. Окуджава

Работу выполнил: Каргапольцева С.Ю.

учитель русского языка и литературы

г. Екатеринбург

2013

Стихотворение «До свидания, мальчики..» было написано Б.Ш. Окуджава в 1958 г. Это стихотворение было написано в память его друзьям-мальчишкам с Арбата, которые все погибли на войне.

В стихотворении звучит тема войны . Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.

Сюжет в этом стихотворение тесно связан с его композицией . Стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор обращается к мальчикам, к еще совсем недавно бывшим озорным мальчишкам, которые уходят на войну, в одночасье сделавшую из них солдатов, взрослых мужчин, которые должны забыть страх, не щадить себя, потому что должны защитить от врага свою родину, жен, матерей, девушек. «.. повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили, и ушли, за солдатом - солдат ...».Автор прощается с ними, зная многие не вернутся назад, но все же просит их « … постарайтесь вернуться назад».

Вторая часть стихотворения – обращение к девочкам, которые также как и мальчики ушли на фронт сменив белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб еще вчерашним девочкам вместо свадеб предстоят « разлуки и дым », а вместо туфелек – « сапоги, ну куда ж от них денешься. .». Окуджава понимает, что война - не женское дело, но выхода у девченок нет, как пойти вслед за мальчишками защищать родину от врага. Автор просто просит их, вернуться живыми.

Лирический герой в этом стихотворении лишен конкретных черт. Он выступает здесь в качестве поэтического символа. Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение.

Жанр стихотворения – авторская (бардовская) песня. На музыкальность стихотворения указывают ритм и повторящиеся рефрены «до свидания, мальчики.»; «до свидания, девочки.»; «постарайтесь вернуться назад».

Стихотворная организация . Четко чувствуется параллелизм стихотворения – деление на две части, обращение к мальчикам и обращение к девочкам: в каждой части по 12 строк и фактически одинаковый зачин « Ах, война, что ж ты сделала, подлая ..» - в первой части и « Ах, война, что ж ты, подлая сделала..» - во второй.

И сюжет пронизан общим повторяющимся ритмом, (параллелизм первой и второй части). Первые строки – ритм плавный, здесь чувствуется грусть и сожаление автора, а потом, когда автор обращается с напутствием к мальчикам – тональность меняется – появляется чеканный слог: « Вы не прячьтесь, вы будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат. И себя не щадите вы!». Далее тональность опять меняется - звучит просьба, мольба автора: « И все-таки постарайтесь вернуться назад». Характер ритму задают и повторы : «до свидания, мальчики. Мальчики»; «до свидания, девочки. Девочки»; «постарайтесь вернуться назад».

Что касается образных средств , то в стихотворении их немного. Нашла одну метафору «зеленые крылья погон». Здесь есть олицетворение: Окуджава в первых строках обращается к войне, как к живому существу, наделяя ее человеческими качествами – она подлая: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Метонимия: автор дает наставление мальчикам - «вы будьте высокими», что означает в контексте, как будьте бесстрашными и сильными. Эпитеты: в обращении к девочкам автор подчеркивает « Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим ». Здесь белый цвет - цвет чистоты, невинности, первой любви, но девочкам, ушедшим на войну, не понадобятся белые платья – их ждет боль, грязь, кровь. Антитеза: все стихотворение построено на антитезе война-детство, смерть-красота. Контекстуальные антонимы: белые платья – сапоги, свадьба-разлука и дым, мальчики-солдаты.

Стихотворение написано анапестом (два безударных слога и один ударный слог): ах войнА что ж ты сдЕлала пОдлая.

Смысл названия . В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернуться. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним - «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.

Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

Выводы : Анализ стихотворения помог нам выявить индивидуальные особенности стиля Б. Ш. Окуджавы.

Его поэзия относится к жанру авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном лице

Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная интимность, проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

Поэзия Окуджавы очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм. Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это голос душевных и личных переживаний.

Список литературы

    Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты / Сост. Л. А. Шилов. М.: Музыка, 1989. - 224 с.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Булат Окуджава.

«ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

1958 год.

Каковы ваши первые впечатления после прочтения стихотворения?

Какие картины возникли при чтении?

Какому периоду истории России посвящено данное стихотворение? (Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года)

Какова тема этого стихотворения? ( Тема войны).

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики». )

Почему жанр этого лирического произведения можно определить как стихотворение – плач? Докажите. (Стихи, написанные слезами – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха.)

Рассмотрите структуру стихотворения. На какие части его можно разделить? (Оно делится на две части: первая – это обращение к мальчикам, вторая – обращение к девочкам.)

Обратимся к первой части. Почему свое стихотворение автор начинает с обращения к войне? Какое языковое средство здесь используется? (Здесь используется олицетворение – излюбленный художественный приём поэта - война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая».)

Найдите в этой части контекстуальные антонимы? Как вы думаете, почему автор не употребляет синонимы? (Поэту не нужны синонимы, ведь на войну ушли совсем молодые ребята, которые недавно играли во дворах Арбата, школьные друзья – приятели автора. Вместе с ними и он ушел на фронт. Очень ясно понимается, что дети и война – вещи не совместимые, поэтому слова «мальчики» и «солдаты» воспринимаются в стихотворении как контекстуальные антонимы.)

- Какие ещё используются здесь языковые средства? Какова их роль в стихотворении? (Появляется метонимия «вы будьте высокими», то есть бесстрашными, сильными. Автор использует здесь слово «высокими» так как хочет подчеркнуть красоту юности. Молодости не столько нужна физическая сила, сколько красота - сила эстетическая, со временем она (красота) угаснет и ей на смену придет сила. Стих, построенный на антитезах: смерть – красота, война – детство, - приобретает душещипательное звучание.)

- Что представляет собой вторая часть стихотворения? (Вторая часть – это разговор с девочками, которые, сменив белые платьица на шинели, ушли на фронт вслед за мальчиками.)

Какие языковые средства использует здесь автор? (Ряд контекстуальных антонимов пополняется: «свадьба» - «разлука», «белые платья» - «сапоги, зеленые крылья погон» , - строится новая антитеза: девочка, красота непорочная, любовь… и война. Метафора «зеленые крылья погон» подчеркивает неопределенность будущей судьбы девочек: как птицы улетят они в неизвестные края, что будет с ними там? )

Как вы думаете, почему автор ставит многоточие и не делает напутствие девочкам, как мальчикам? (Напутствия своим девочкам поэт не делает. Он только спорит с теми «злыми языками», которые говорят, что, мол, война – не женское дело и что они идут «войной наугад». И он ставит многоточие. Провожая на войну девочек, у Окуджавы нет слов. Он только просит их вернуться живыми.)

Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни? (Лирический герой выражает чувства автора, передает его основную мысль.)

Определите эмоциональную окраску выраженных в стихотворении чувств. (Стихотворение «До свиданья, мальчики» наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, он дает им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт:

… постарайтесь вернуться назад.

Все нежное, гармоничное приносится в жертву войне, поэтому с особым замиранием сердца читаются последние строчки, в которых автор провожает девочек на войну. Ни один читающий не может остаться равнодушным к стихотворению «До свидания, мальчики».)


Последнее стихотворение Сергея Есенина написано утром 27 декабря 1925 года в гостинице Англетер и называется очень символично «До свиданья, друг мой, до свиданья». Ни одна работа поэта, разве что «Чёрный человек», не вызвала столько кривотолков как эти стихи, ведь их тесно связывают со смертью Есенина. Прощался ли поэт или это обычное стихотворение? Почему оно написано кровью? Глубокий анализ строк поможет нам на это ответить.

Стихи кровью

Начнём с крови. Есть знатоки, утверждающие, что написание строк кровью говорит о проблемах с психикой, отсюда и суицид. Не стану на место психиатра, скажу только, что кровью Есенин писал и до этого, и не раз, однако дожил до декабря 1925 года во здравии. Сам Сергей объяснил 27 декабря поэту Эрлиху, которому и передал стихотворение, что:

В паршивой гостинице даже чернил нет, поэтому писал кровью.

Есенин сунул листок со стихами в карман Эрлиху и сказал, после того как он хотел сразу их прочитать:

Подожди! Останешься один - прочитаешь. Не к спеху ведь.

Обратим внимание на слова «не к спеху», это не вяжется с попыткой суицида, так как самоубийцы обычно, наоборот, хотят поговорить. Есенин же не был настроен на разговор – передал, сложенный вчетверо, листок и всё.

Кстати, Эрлих внял просьбе и прочитал стихи только назавтра, 28 декабря, когда Есенина уже не было в живых.

Кому посвящены стихи

Теперь посмотрим, кому написаны последние строки поэта. Обратим внимание на оборот «друг мой». Он встречается в стихах Сергея не раз, например, в том же «Чёрном человеке». Заглянув в недра истории, могу предложить два варианта – первый: стихи написаны в память своего друга Алексея Ганина, расстрелянного в этом же году. Его обвинили в принадлежности к «Ордену русских фашистов», арестовали в 1924 и расстреляли без суда в 1925 году. Это версия имеет право на жизнь, но не является основной, так как со времени расстрела Ганина прошёл приличный срок.

Скорее всего, обращение «друг мой» не имеет точного получателя – это просто оборот речи для придания стихотворению личностного шарма. Есенин терпеть не мог пафоса, и такой оборот помогал ему от него избавиться.

Есть версия, что стихи написаны Толстой, которую он считал более другом, чем женой, но это вряд ли. Женщинам Есенин писал в другом стиле.

Интерес вызывают строки:

Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

Сергей не был набожным человеком, хотя в своё время бабушка и научила его молиться. Вряд ли он имеет в виду встречу после смерти, скорее это оборот, показывающий, что любое расставание не исключает вероятность встречи в будущем. Эти строки также, возможно, не имеют конкретного адресата. Поэт за последние годы потерял много друзей, может быть, он рассчитывает наладить с ними отношения в будущем?

Что касается последних строк Есенина:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Эпилог

То и они не говорят о самоубийстве. Если бы их поэт написал прямо перед смертью – это одно, но они написаны утром 27 декабря (может даже ночью), а повешенным Есенина нашли утром 28 декабря. Прощаться за сутки до смерти? Это не в стиле Сергея, ведь он не любил откладывать дела в долгий ящик.

Отдадим должное последним стихам великого Есенина, и сними шляпу уважения перед последним романтиком России. Было ли это самоубийство или инсценировка, вряд ли кто узнает, но стихи Есенина навсегда останутся с нами.

Стихотворение «До свидания, мальчики..» было написано Б.Ш. Окуджава в 1958 г. Это стихотворение было написано в память его друзьям-мальчишкам с Арбата, которые все погибли на войне.

В стихотворении звучит тема войны . Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.

Сюжет в этом стихотворение тесно связан с его композицией . Стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор обращается к мальчикам, к еще совсем недавно бывшим озорным мальчишкам, которые уходят на войну, в одночасье сделавшую из них солдатов, взрослых мужчин, которые должны забыть страх, не щадить себя, потому что должны защитить от врага свою родину, жен, матерей, девушек. «..повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили, и ушли, за солдатом - солдат ...».Автор прощается с ними, зная многие не вернутся назад, но все же просит их «… постарайтесь вернуться назад».

Вторая часть стихотворения – обращение к девочкам, которые также как и мальчики ушли на фронт сменив белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб еще вчерашним девочкам вместо свадеб предстоят «разлуки и дым », а вместо туфелек – «сапоги, ну куда ж от них денешься. .». Окуджава понимает, что война - не женское дело, но выхода у девченок нет, как пойти вслед за мальчишками защищать родину от врага. Автор просто просит их, вернуться живыми.

Лирический герой в этом стихотворении лишен конкретных черт. Он выступает здесь в качестве поэтического символа. Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение.

Жанр стихотворения – авторская (бардовская) песня. На музыкальность стихотворения указывают ритм и повторящиеся рефрены «до свидания, мальчики.»; «до свидания, девочки.»; «постарайтесь вернуться назад».

Стихотворная организация . Четко чувствуется параллелизм стихотворения – деление на две части, обращение к мальчикам и обращение к девочкам: в каждой части по 12 строк и фактически одинаковый зачин «Ах, война, что ж ты сделала, подлая ..» - в первой части и «Ах, война, что ж ты, подлая сделала..» - во второй.

И сюжет пронизан общим повторяющимся ритмом, (параллелизм первой и второй части). Первые строки – ритм плавный, здесь чувствуется грусть и сожаление автора, а потом, когда автор обращается с напутствием к мальчикам – тональность меняется – появляется чеканный слог: «Вы не прячьтесь, вы будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат. И себя не щадите вы!». Далее тональность опять меняется - звучит просьба, мольба автора: «И все-таки постарайтесь вернуться назад». Характер ритму задают и повторы: «до свидания, мальчики. Мальчики»; «до свидания, девочки. Девочки»; «постарайтесь вернуться назад».

Что касается образных средств , то в стихотворении их немного. Нашла одну метафору «зеленые крылья погон». Здесь есть олицетворение: Окуджава в первых строках обращается к войне, как к живому существу, наделяя ее человеческими качествами – она подлая: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Метонимия: автор дает наставление мальчикам - «вы будьте высокими», что означает в контексте, как будьте бесстрашными и сильными. Эпитеты: в обращении к девочкам автор подчеркивает «Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим ». Здесь белый цвет - цвет чистоты, невинности, первой любви, но девочкам, ушедшим на войну, не понадобятся белые платья – их ждет боль, грязь, кровь. Антитеза: все стихотворение построено на антитезе война-детство, смерть-красота. Контекстуальные антонимы: белые платья – сапоги, свадьба-разлука и дым, мальчики-солдаты.

Стихотворение написано анапестом (два безударных слога и один ударный слог): ах войнА что ж ты сдЕлала пОдлая.

Смысл названия . В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернуться. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним - «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.

Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

Выводы : Анализ стихотворения помог нам выявить индивидуальные особенности стиля Б. Ш. Окуджавы.

Его поэзия относится к жанру авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном лице

Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная интимность, проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

Поэзия Окуджавы очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм. Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это голос душевных и личных переживаний.

Список литературы

1. Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты / Сост. Л. А. Шилов. М.: Музыка, 1989. - 224 с.