Задания на лето 2 кл. Какие прилагательные указывают на вкус? Отметьте имена прилагательные

На первом этапе физического воспитания малыша эффективно использование массажа. В зависимости от применяемых методов, он действует на поверхностные или более глубоко расположенные ткани и органы. Он вызывает бодрое настроение, побуждает ребенка к активности, способствует его полноценному развитию.

Гимнастика для младенцев представляет собой специально подобранные движения, выполняемые с помощью взрослого. Ее основная задача - развитие у детей раннего возраста правильных движений. Комплекс упражнений должен составляться таким образом, чтобы в работе могли участвовать различные группы мышц и не менее двух суставов.

Немаловажным средством укрепления здоровья детей является закаливание. Его основной целью является повышение устойчивости организма к вредным влияниям окружающей среды. Малышей рекомендуется закалять с первых же недель их жизни. Средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

Водно-гигиенические процедуры грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили тогда исключительно пассивный характер и выполнялись при постоянной температуре воды в ванне 35-37°

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ваннах была организована в Австралии в 1966 г. тренерами супругами Тиммермансами, которые начали с того, что апробировали методику плавания на своей дочери. В 1966-1976 гг. плавание детей грудного возраста бурно развивается в России, Германии, США, Японии.

В бывшем Союзе плавание грудных детей было впервые организовано в 1976 г. в Москве. Большой вклад в развитие и пропаганду плавания и закаливания младенцев внес президент Международного комитета ФИНА 3. П. Фирсов. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей были проведены профессором И. А. Аршавским.

Применение плавания и других водных процедур основывается на природных задатках грудных детей. Находясь в материнской утробе, ребенок все время плавал! В течение 9 месяцев он развивался в жидкой среде в условиях антигравитации. Маленький «инопланетянин» рождается на свет с готовыми плавательными рефлексами, которые угасают в возрасте 3-3,5 месяцев, если их не закреплять. Особенно важными являются дыхательный и толчковый рефлексы. Первый состоит в том, что ребенок еще до появления на свет обладает способностью инстинктивно задерживать дыхание, когда его нос и рот погружаются в воду. Это позволяет при обучении ребенка применять ныряние, не опасаясь, что ребенок захлебнется.

Толчковый рефлекс заключается в том, что при принудительном сгибании ног ребенок реагирует их немедленным разгибанием. Этот рефлекс влечет за собой некоторые методические рекомендации: при обучении плаванию в первую очередь необходимо совершенствовать движения ногами, развивая прежде всего те формы движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которые проявляются в этом рефлексе.

Физически беспомощный и не способный координировано двигаться на суше из-за резкого перехода от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно комфортно чувствует себя в полной ванне. Здесь он успокаивается, начинает улыбаться и гулить. Из-за большого количества лецитиновых жиров удельный вес младенца меньше веса взрослого человека. Поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде. Важное и специфическое значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении младенцев плаванию и нырянию.

Ежедневные систематические занятия плаванием позволяют научить грудного младенца плавать раньше, чем ходить - уже к концу 1 года жизни. Приобретенные в грудном возрасте навыки остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в 2- и 3-летнем возрасте.

Под влиянием регулярных занятий плаванием двигательная активность ребенка становится значительно обширнее, совершенствуется гораздо быстрее.

Опыт показывает, что если начать занятия в ванне без опоздания (то есть спустя 2-3 недели после рождения ребенка, когда заживет пуповина) и продолжать их регулярно, то у ребенка уже на четвертом месяце появляются осознанные активные движения руками и ногами. Этого можно достичь специальными упражнениями, побуждающими его к самостоятельным активным движениям. Механизм их возникновения объясняется следующим образом. Во время занятий по плаванию на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и ее механическим действием; зрительным и слуховым восприятием всей обстановки урока в ванне; углубленным дыханием и задержкой дыхания; состоянием полувесомости; многократным повторением однотипных движений. Под влиянием такого широкого потока систематически, изо дня в день повторяющихся сигналов, в коре головного мозга происходит проторение новых нервно-проводящих путей и связей, активизирующих не только двигательные центры, но и другие центры, находящиеся во взаимодействии с ними и регулирующие слаженность функций всего организма.

Именно такой широкий круг раздражений, получаемых ребенком на занятиях по плаванию, способствует ускорению не только физического развития (ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить на 2-3 месяца раньше), но и общего его развития, сознательного отношения к познанию окружающего мира.

Пребывание ребенка в воде во время систематических занятий плаванием облегчает и ускоряет адаптацию - приспособление организма к гравитации.

Не менее важным значением обладает закаливающее, гигиеническое, механическое и физическое воздействие воды.

Механическое воздействие воды на тело ребенка состоит в том, что, передвигаясь по поверхности воды, он получает легкий, приятный и полезный массаж. Такой водный массаж благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела. Воздействуя на многочисленные кровеносные сосуды, залегающие в кожном покрове, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а, значит, и деятельность сердца.

Давление на грудную клетку, создаваемое водой, способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощнейшим профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных путей.

Занятия в воде обычно дополняются специальным массажем и гимнастическими упражнениями на пеленальном столе, которые приучают ребенка к активным движениям, укрепляющим мышцы, суставы и связки, благоприятно воздействующим на функциональную деятельность организма, повышающим общую выносливость организма.

После нескольких месяцев занятий в ванной ребенок постепенно начинает выполнять активные движения ногами или руками, самостоятельно плавать в различных положениях, погружаться под воду и нырять, забавляться различными игрушками. И тут к гигиеническому воздействию воды добавляется еще и влияние активных движений. А когда эти два оздоровительных фактора соединяются и действуют систематически, каждодневно и продолжительно, то степень их воздействия на растущий организм многократно повышается. То, что ребенок получит отличную закалку уже на первом году жизни, оставит во всей последующей жизни след, значение которого неоценимо. Плавающие дети в 3 раза реже болеют острыми респираторными инфекциями, легче переносят их, и у них практически не возникает заболеваний кожи и желудочно-кишечного тракта.

Правильно проведенное занятие, помимо всего прочего, вызывает положительные эмоции. Дети становятся более спокойными, жизнерадостными, у них появляется хороший аппетит и крепкий сон.

Итак, хотите чтобы ваш ребенок был здоровым, жизнерадостным, хорошо рос, полноценно развивался и получил отличную закалку на всю жизнь? Изучайте методику и начинайте заниматься с ним плаванием с первого же месяца жизни!

Обучение плаванию грудных детей. С чего начать

Показания к назначению плавания

К занятиям плаванием и закаливанию могут быть допущены здоровые дети, а также некоторые младенцы с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с разрешения врача-педиатра.

Противопоказания к занятиям плаванием

Заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, врожденные уродства, гипотрофии II-III степени. Процедуры плавания прекращаются, если ребенок плачем или криком выражает неудовольствие, а также при появлении «гусиной кожи» или дрожи.

Следует ограничивать нагрузку при наличии таких неблагоприятных признаков, как отставание в весе, частые простудные заболевания и др. Сперва нужно попытаться снизить их продолжительность, сократить количество повторений, прекратить снижение температуры воды. Если отрицательные явления не исчезают и после этого, сократите количество занятий в ванне до 2-3. Постепенное повышение нагрузки можно продолжать только после полного исчезновения отрицательных явлений.

Врачебный контроль педиатра

Если родители приносят ребенка на занятия в специальный зал водных процедур, контроль за динамикой их здоровья и анализ индивидуального развития осуществляет врач при помощи общепринятых тестов. Занимаясь в домашних условиях, родители обязательно должны получать ежемесячные консультации от врача-педиатра, медсестры, методиста по плаванию.

Подготовка ванной к плаванию

В домашних условиях плавание и закаливание проводятся в обычной домашней ванне. Перед плаванием ванна тщательно чистится моющим средством и промывается горячей водой.

На пол ванной комнаты нужно постелить резиновый коврик. Необходимо также поместить туда невысокий стульчик, на котором будет сидеть главный купальщик. Кроме этого, желательно иметь полочку, чтобы на ней поставить часы, которые помогут ориентироваться в продолжительности купания. Особое внимание следует уделить двери, но не в том смысле, чтобы она плотно закрывалась. Ситуация здесь несколько иная. Для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха. Когда из наполненной паром ванной вы понесете ребенка в сухой воздух жилой комнаты, могут возникнуть некоторое проблемы (например, с ушами). Поэтому очень важно во время купания не закрывать дверь в ванную комнату. Для этого ее следует соответствующим образом подготовить так, чтобы она самопроизвольно не закрывалась. Это не такая уж большая проблема: если не получится отрегулировать петли, подставьте стульчик или привяжите ручку к чему-нибудь в коридоре.

Саму ванную следует тщательно вычистить. Самое лучшее и самое безопасное средство для этого - обычная пищевая сода. После чистки хорошенько сполосните ванную. Для первых разов не помешает вылить пару ведер кипятка. Впоследствии активно чистить ванну достаточно раз в неделю, а если в течение дня она не использовалась никем из взрослых для мытья или стирки, то достаточно сполоснуть ее проточной водой из душа.

Кипятить воду нет никакой необходимости. И нет никакой беды, если во время купания ребенок несколько раз хлебнет!

Нет особого смысла добавлять в воду перманганат калия (марганцовку). Реального дезинфицирующего эффекта он почти не дает, а при попадании в глазки возможны химические ожоги.

Наиболее оптимальный вариант - настой череды. Необходимое количество этой травы подсчитать довольно легко. Во-первых, подчеркиваем, что по достижении ребенком двухмесячного возраста в воду вообще ничего не надо добавлять. Череда, в принципе, помешать не может, но зачем делать то, без чего можно обойтись? Хотя раз в неделю - вполне резонно. Во-вторых, на одну ванну в день необходим стакан травы.

Заваривается череда следующим образом: в обычную литровую банку засыпается стакан травы и заливается крутым кипятком. Банка закрывается крышкой и через 3-4 часа продукт готов. Но делать это лучше всего утром, часов за 10-12 до вечернего купания. После того, как ванна наполнена, вылейте настой через марлю; можете еще пару раз залить в банку воду, сполоснуть и опять вылить.

Частота и дозировка занятий плаванием

Плаванием с грудными детьми следует заниматься 4- 5 раз в неделю. Лучше всего плавать за два часа до кормления или ночного сна.

Начальные дозы процедуры плавания 6-10-12 минут зависят от веса ребенка при рождении: соответственно 2,5-3-4 кг. Они ежедневно увеличиваются на 4-6 минут, достигая 40-45 минут к концу года.

Температура воды

Оптимальной температурой для начала занятий обычно считается 36-37°, то есть температура, приближенная к микроклимату материнской утробы. Ежемесячно рекомендуется снижать ее на 1° с тем, чтобы к концу первого года она равнялась 28-29°. Но есть и другое мнение, высказываемое, например, Е. О. Комаровским в его книге «Начало жизни вашего ребенка». Он считает, что оптимальной для начала занятий будет температура 34-35°. Автор указывает на то, что регуляция температуры тела у ребенка отлична от таковой у взрослого, поэтому руководствоваться надо не собственными ощущениями, а реакциями младенца: если у вас мерзнут руки, то это не означает, что ребенок тоже мерзнет. Измерять температуру воды удобнее всего спиртовым термометром, помещенным в защитный пластмассовый корпус. Такой термометр может находиться в ванне в течение всего времени купания, позволяя постоянно контролировать температуру воды.

Итак, каким же образом определяется оптимальная температура ванны? Во-первых, она должна переноситься ребенком без ущерба для его здоровья, но при этом вода не должна позволять ребенку слишком расслабиться. Холо-довое воздействие на кожу резко усиливает кровоток в мышцах, увеличивает их тонус, активизирует работу сердца. В кровь выбрасываются биологически активные вещества, стимулирующие обмен и повышающие сопротивляемость инфекциям.

В воде с температурой выше 35° ребенок не имеет стимулов к проявлению активности, хотя сама процедура не вызывает у него никаких неприятных ощущений, скорее, наоборот: в воде он всем своим видом демонстрирует блаженство. Но купание в теплой воде мало что дает в плане закаливания. В то же время, при погружении в воду с температурой ниже 30° у ребенка могут возникать отрицательные эмоции. Не потому, что он замерзает, просто шевелить руками и ногами, чтобы согреться, не хочется и потому он начинает возмущаться. Поэтому и нужно начинать с температуры выше 30°, чтобы малыш полюбил саму процедуру купания. Но задерживаться надолго в таком температурном режиме все-таки не рекомендуется.

Массаж и гимнастика перед занятиям по плаванию

Массаж и плавательная гимнастика входят в число подготовительных мероприятий. Надо сказать, что без них нам не обойтись. Ясно ведь, что плавание - это нагрузка на организм. Поэтому неплохо до этого провести небольшую разминку. Заканчивать курсы массажистов для этого совсем не обязательно. Разберитесь в принципах, и все будет замечательно. А если что-нибудь перепутаете, не беда: не очень хороший массаж лучше, чем отсутствие очень хорошего массажа.

По времени массаж и гимнастика вместе длятся около 20-30 минут (по 10-15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность обязательна: сначала массаж, потом гимнастика и уже после этого - погружение в ванну.

Место проведения процедур - обычный пеленальный столик. Кладите голого ребенка на спинку и начинайте массаж. Он состоит из двух этапов - поглаживание и разминание. Сперва гладим, то есть просто проводим своей рукой по коже ребенка без особого давления. Соблюдаем при этом следующую последовательность: ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо); переворачиваем на живот, затем ягодицы, спина; опять переворачиваем животом кверху, массаж живота, грудной клетки, шеи, головы. После того, как поглаживание закончено, в той же последовательности повторяем разминание мышц.

Особенно следует отметить массаж живота. Он, скорее всего, понадобится нам не только перед плаваньем и купанием, поскольку малышей, никогда не страдающих от боли в животе, не бывает, а массаж в этом случае очень быстро приносит облегчение. Основание кисти следует поставить ребенку на лобок, после чего живот массируется круговыми движениям четырех пальцев правой руки (кроме большого) в направлении по часовой стрелке, то есть по ходу толстого кишечника.

После массажа выполняются гимнастические упражнения, так называемое «сухое плавание». Оно поможет ребенку усвоить гребковые движения.

1-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, ноги вытянуты. Взрослый обхватывает сзади и снизу область голеностопных суставов ребенка и производит попеременное поднимание и опускание его ног (движения ног, как при плавании кролем). Количество повторов 10-12 раз.

2-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине. Имитация движений ног при плавании брасом, или «лягушка». Одновременно согнуть обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем развести колени в стороны и быстро выпрямить ноги, возвращаясь в исходное положение. Количество повторов 8-10 раз.

3-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Держа ребенка за кисти, производят одновременные гребковые движения к бокам. Затем руки поднимают вверх, возвращаясь в исходное положение (имитация второй половины движения рук при плавании брасом на спине). Количество повторов - 8-10 раз.

Те же движения руками и ногами выполняются из исходного положения лежа на животе.

Обучение плаванию грудных детей. Процедура плавания

При целенаправленных занятиях плаванием основная задача состоит в том, чтобы перестроить врожденные малоэффективные инстинктивные движения руками и ногами на осознанные, активные и более эффективные.

Основной целью занятий является прежде всего укрепление здоровья ребенка и обучение его жизненно важному навыку - умению самостоятельно держаться на поверхности воды. Поэтому вам не понадобится обучать его классическому кролю или брасу или другим спортивным способам плавания. К ним можно будет приступить примерно через 2-3 года. А пока подойдет «вольный младенческий» стиль, который вам подскажет сам обучающийся. Конечная цель занятий в течение первого года состоит в том, чтобы научить ребенка максимально доступным для него плавательным навыкам.

На это понадобится в среднем 200-250 занятий, проведение которых займет 10-11 месяцев.

В основе плавания младенцев лежит плавание на спине и груди с ручной или автономной поддержками, и, наконец, самостоятельное плавание.

Во всех случаях характер плавания интервальный - за проплывом обязательно следует короткий отдых. Начинать занятие следует с плавания на спине и затем чередовать его с плаванием на груди. Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для пассивного отдыха.

Активизация движений ребенка при плавании обычно наступает на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 сек, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5°.

Таким образом, активизация двигательных функций достигается стимулированием движением и увеличением их количества, а достижение закаленности - неуклонным снижением температуры полных ванн.

Цикл плавания включает в себя выполнение разных элементов, переводы ребенка из одного положения в другое с помощью точных ручных поддержек. Следует помнить, что нельзя перехватывать младенца и переводить его из одного положения в другое без фиксированной остановки.

Если занятия прерываются в связи с болезнью или другими причинами, возобновлять их следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. После болезни занятия плаванием возобновляются только с ведома лечащего врача.

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5-14-дневный возраст. Самый поздний срок - 3-3,5 месяца. Поскольку в трехмесячном возрасте плавательные рефлексы начинают угасать, начало занятий в этом возрасте сделает их более трудоемкими.

Ручные поддержки

Наиболее тяжелой тонущей частью тела ребенка является голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.

Ручные поддержки могут быть разнообразными. Но все они делятся на две группы - поддержки при совместном нахождении взрослого в ванной с ребенком и при нахождении взрослого вне ванной.

1-я группа

Взрослый сидит в ванной, прислонившись спиной к ее головной стенке, вытянув и расставив ноги. Поддержка ребенка выполняется при четырех его основных положениях в воде: на спине, на груди, сидя и стоя. От занятия к занятию она постепенно меняется: на первых порах взрослый поддерживает ребенка под бедра, затем под таз, под спину и, наконец, - под голову.

Поддержка солдатиком применяется при нахождении ребенка на спине в поперечном по отношению к длине ванны положении. Левая ладонь поддерживает голову, а правая - тело в области тазобедренного сустава, захватывая его таким образом, чтобы большой палец прилегал к животу, остальные - к ягодицам.

Подводная подушка при положении ребенка на спине в продольном по отношению к длине ванны положении. Пальцы взрослого образуют своеобразную подушку (ладони плотно соединены мизинцами вовнутрь, большими пальцами кнаружи, все пальцы выпрямлены). Затылок ребенка упирается в грудь поддерживающего.

«Двойной замок» может выполняться как в положении на спине, так и на груди. В положении на спине затылок ребенка упирается в область лучезапястных суставов и нижней части предплечий поддерживающего, ладони которого находятся под спиной ребенка. Большие пальцы обхватывают при этом область плечевых суставов сверху или верхнюю часть руки. В положении на груди руки поддерживающего находятся под грудью ребенка, большие пальцы захватывают сверху верхнюю часть спины. Подбородок опирается на лучезапястные суставы.

Поддержка в «положении стоя» осуществляется следующим образом. Поддерживающий сидя в ванне держит ребенка лицом к себе (большие пальцы - над сосками ребенка, остальные держат верхнюю часть спины и затылок).

При поддержке «в положении сидя» взрослый сгибает руку в локтевом суставе до угла 90°; ладони и предплечье вытянуты вперед. Ребенок сидит на предплечье взрослого, его туловище и голова опираются на область его груди и плеча. С помощью свободной правой руки можно поддерживать голову ребенка.

2-я группа

Если ребенок чувствует себя в ванне комфортно, уже после 2-3 уроков можно переходить на поддержки «вне ванны». При этом можно использовать все описанные, кроме последних двух, способы, а также некоторые другие.

Наилучшие из них - «двойная ручная поддержка» при плавании на спине (четырьмя пальцами под спинку, шейку и головку, два больших пальца лежат на груди) может постепенно усложняться: вместе всей ладони ее начинают выполнять расставленными пальцами, а позже - их кончиками.

Одноручная поддержка «ковшиком» - большой и указательный пальцы охватывают шею ребенка, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести. Одноручная поддержка и «ковшиком» позволяет свободной рукой стимулировать гребки.

Поддержка «дугой» выполняется двумя руками: ладонь одной руки образует «дугу» (четыре пальца плотно соединены и выпрямлены, большой - отставлен в сторону), другая рука держит живот ребенка.

Как только ребенок научится правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

При плавании на груди наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок. Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком», а также тыльной стороной большого пальца под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.

При любом способе поддержки важно, чтобы тело ребенка было все время погружено в воду, за исключением лица. Нужно стремиться помочь ребенку найти оптимальное для сохранения равновесия положение. Голова ребенка не должна чрезмерно наклоняться ни вперед, ни назад, а ноги не должны сгибаться в суставах или тонуть. Если это происходит, следует мягко погладить и помассировать в воде суставы и мышцы. Тогда ребенок сам их распрямит. При выполнении поддержки нужно стремиться прилагать минимальные усилия, чтобы ребенок как можно скорее учился самостоятельно держаться на воде.

Поддержки при помощи подвесок

Изготавливаются из большого куска плотного, желательно непромокаемого материала, из которого вырезается пояс для одного из четырех участков тела ребенка: для спины - ширина пояса 8-10 см, для живота - 10-12 см, для затылка - в форме небольшой шапочки-тюбетейки и подбородка - в форме конусообразного ложа. С обеих сторон пояса нашивают ленты из плотного материала, которые заканчиваются петлями для рук учителя. Можно использовать для изготовления подвески обычный широкий платок или полотняное кашне.

Можно придумать много различных способов поддержки при помощи подвесок. Их главное достоинство в том, что они позволяют снизить нагрузку на позвоночник поддерживающего и способствуют скорейшему приучению ребенка к самостоятельному плавания.

Применяя этот способ, поддерживающий должен постоянно чувствовать вес ребенка, следить за положением его головы и туловища, периодически ослабляя натяжение.

Автономные поддержки

Целесообразно применять на начальных стадиях обучения или в тех случаях, когда ребенок с трудом осваивает активные плавательные движения ногами.

Автономные поддержки осуществляются при помощи различных приспособлений, изготовляемых из различных непотопляемых материалов. Их можно купить или изготовить самостоятельно при помощи узкой резиновой полости, пенопластовой ленты, пробковых изделий или других труднопотопляемых материалов.

Самостоятельному плаванию на спине, например, легче всего обучить с 2,5-3-месячного возраста при помощи специального чепчика, который помимо прочих положительных эффектов поможет сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь, сидеть или стоять полусогнутым в течение 30-40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления радикулита у его папы, мамы или бабушки. Чтобы изготовить такой чепчик, необходимо иметь следующее: обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик), кусок тонкой ткани размером с половину пеленки, а также 2 брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам обычной пачки сигарет.

Сперва пенопласт обшивают тканью, а затем фиксируют его на шапочке. Верхний край брусочков должен при этом возвышаться над головкой ребенка. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде.

Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине сравнительно прост. Он состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, когда сила гребков младенца и его способность удерживать голову на поверхности становятся вполне достаточными.

Плавание на спине, как правило, не связано с нырянием и задержкой дыхания, а поэтому более доступно в освоении.

Плавание на груди связано с нырянием и задержкой дыхания. Поэтому младенца сначала обучают задержке дыхания и самостоятельному погружению и только потом применяют самостоятельное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Организация занятия

1. Окончив массаж и гимнастику, берем ребенка со стола в положении на груди в двойном ручном хвате под мышки спиной к себе и переносим в воду. Медленный вход в воду ножками и стояние. Речевой сигнал: «Стоим». Интервал 15 секунд. Стопы опираются о дно ванны, ребенок находится в вертикальном положении. Следите за тем, чтобы его подбородок находился над поверхностью воды.

2. Речевой сигнал: «Идем!». Проходим длину ванны. Следует следить, чтобы малыш сначала опирался каждой стопой и уже потом переступал.

3. Снова даем речевой сигнал: «Стоим!». Интервал отдыха - 15 сек. Отдых в положении стоя предупреждает двигательное переутомление, поэтому не торопитесь переходить к плаванию на спине.

4. Переходим в положение на спине. Перевод из стояния на спину осуществляется без перехвата кистей. Большие пальцы и ладони переходят на щеки, указательный и средний - под шею, безымянный и мизинец - под затылок (двойная ручная поддержка). Уши и грудь ребенка должны находиться под водой.

5. Выполняем толчок стопами от торца ванной и медленную проводку - плавание на спине до другого торца ванны - «челноком». Количество проводок 6-8 от торца до торца. Двойную ручную поддержку нужно делать мягко и свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов. Как только малыш начинает грести, характер поддержки меняется (см. выше). Одноручная поддержка позволит свободной рукой стимулировать гребки.

6. Переводим ребенка из положения на спине в положение стоя. Еще один речевой сигнал: «Стоим!». Ребенок стоит уже не в двойном ручном хвате под мышки, как в начале, а в хвате левой руки за шею сзади (ладонь смотрит к затылку). Правая рука на груди, большой палец под подбородок.

7. Снова ходьба - ребенок проходит от торца до торца ванны и обратно. После ходьбы - стояние 15 сек.

8. Переход в положение на груди: перехват правой рукой «ковшиком» под подбородок. Два пальца за подбородком достигают уха (глубокий хват), большой палец смотрит в сторону. Подбородок ребенка должен находиться над водой под контролем зрения по всему пути плавания по поверхности.

9. Речевой сигнал: «Плывем!». В двойной поддержке - «ковшиком» под подбородок правой рукой, левой - ухватом сзади за шею, плывем в правый ближний угол ванны, поворачиваем в правый дальний угол. Таким образом, делаем «восьмерку». Повторяем ее еще раз. При плавании на груди следует соблюдать осторожность, внимательно следить за тем, чтобы подбородок ребенка и кисть поддерживающего были выше поверхности воды. Делаем 6- 8 «восьмерок» и снова стоя отдыхаем 15 сек.

10. Снова выполняем ходьбу - два раза от торца до торца. Не забываем о речевых сигналах: «Стоим!», «Ходим!»

11. Приступаем к выполнению упражнения плавание «крестиком». Двойная ручная поддержка при плавании на спине, медленная проводка по длине ванны («челнок») в ближний угол ванны и поворот ножками в дальний угол (по диагонали ванны), проводка с поворотом, уши в воде. Повторяем 6-8 раз. Речевой сигнал: «Стоим!», отдых в стоянии 15 сек, ходьба 2 раза от торца до торца.

Таким образом, цикл плавания включает в себя выполнение трех упражнений: плавание на спине «челноком», плавание на груди - «восьмеркой» и плавание на спине «крестиком». После каждого плавательного движения повторяется стояние, ходьба, снова стояние. Следует помнить, что отдых должен составлять около половины всей процедуры. Особое внимание следует уделить речевому сопровождению. Например, стоянию должно соответствовать слово «стой!», ходьбе -- «иди!», плаванию - «плыви!», нырянию - «ныряй!». Точная терминология помогает закрепить двигательные навыки.

Общая сумма пути плавания в одном цикле - 50-60 м, ходьбы - 5-6 м. Продолжительность цикла 3-4 минуты.

Первое занятие состоит из 1-2 циклов. Ребенок максимально проплывает 7-140 м и проходит 10-12 м. В каждый последующий месяц занятие увеличивается на 3-4 минуты, соответственно на полный цикл. Двум месяцам занятий соответствует 4 полных цикла, трем - 5 циклов и т. д. Одним циклом можно ограничиться только тогда, когда ребенок в этот день капризничает и не хочет плавать.

Обучение плаванию грудных детей. Погружения и ныряние

В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Тем не менее, многие родители не всегда рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают вообще обходиться без этого полезного упражнения. На самом же деле в нырянии ничего страшного нет - у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает. Но, к счастью, даже обыкновенная процедура купания в большой ванне не может обойтись без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с поддерживающей его руки и не погрузился полностью под воду, даже тогда, когда вы это совсем не планировали. Не бойтесь! Это даже хорошо - подхватите малыша, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Когда ребенок успокоится - продолжайте процедуру.

Тем не менее, ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, конечно же более предпочтительна во многих отношениях. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка секуну под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимания его ко дну рукой: дети часто попадают в воду на вдохе и могут захлебнуться или сильно испугаться, что весьма нежелательно, так как может надолго отвратить их от водных процедур.

На первом месяце занятий целесообразно проводить имитированное погружение. Цель его - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» и полив водой лба и лица. При этом погружение под воду не проводится. Вода не попадает в дыхательные пути, позволяя вам убедиться в безопасности этого упражнения.

{mosimage}При плавании на груди «восьмеркой» необходимо научиться поддерживать голову младенца в одноручном ковше правой кистью. Важно выполнение глубокого хвата указательным и средним пальцами у уха ребенка. Имитированное погружение проводится один раз через каждые три «восьмерки». Во время полива задержка дыхания длится 2-3 сек, пока с лица стекает вода.

Ошибки при выполнении полива - неполный забор воды горстью, полив на затылок вместо лба и резкое плескание воды под нос ребенка. Нужно отработать забор воды из-под подбородка и точный полив полной горстью лба и лица.

На втором месяце занятий (не путать с возрастом) после команды: «Ныряем!» в момент 2-3-секундной задержки дыхания после полива проводится ныряние головой под воду не дальше 20-30 см в ручной поддержке.

На третьем месяце занятий ныряние проводится с отпусканием рук после проталкивания ребенка вперед на 20-30 см. В возрасте 6-7 месяцев ныряние под воду достигает 40-50 см, а в год доходит до 1 м.

После погружения и выхода головы на поверхность следует отдых в положении стоя - 5-10 сек, затем плавание в «восьмерке» продолжается.

В 5-6 месяцев ребенок начинает сам после ныряния выходить на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания-дрейфа при свободном дыхании: срабатывает так называемый спасательный рефлекс. Если ребенок еще не умеет поворачиваться, помогите ему сделать поворот. Это так называемая «торпеда с поворотом».

Дети очень любят прыжки в воду. Начиная с двух месяцев, можно проводить вертикальные прыжки в воду в ручных поддержках, поначалу медленно и спокойно. С 4-х месяцев можно по команде «Ныряй!» перейти к вертикальному нырянию.

В 6-8 месяцев при уверенном нырянии можно перейти к нырянию с прыжка в «торпеду». Ныряние проводится без полива по сигналу: «Ныряй!». «Торпеда» с прыжка возможна только в ручной поддержке.

Закаливание в «холодном пятне»

В конце каждого занятия обязательно выполняйте закаливающую процедуру - проводите ребенка в «холодное пятно», образуемое струей холодной воды. В первый месяц делайте 4-6 проводок, ежемесячно увеличивайте их на одну, достигая к году 16-18. В «холодном пятне» за одну проводку выполняется 2 поворота спиной-грудью (но не в самой струе). Возможно введение под струю рук или ног, но лишь после 2-3 месяцев занятий. Детям очень нравится прохладное контрастное закаливание. Кран с холодной водой открывается с первого же занятия.

Опыт показывает, что некоторые родители, вначале горячо взявшись за обучение малыша плаванию, постепенно охладевают к занятиям. К тому же после полугода у ребенка появляется много новых двигательных навыков: он ползает, сидит, стоит, приседает, начинает ходить. Родители с интересом следят за его успехами на «суше» и пропускают занятия в ванне, а это значительно снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Между тем, ребенок старше полугода уже более вынослив и может заниматься успешнее, чем раньше. Вот почему не ослабляйте, а, наоборот, усиливайте внимание к занятиям плаванием, шире используйте готовность ребенка к подражанию, придумывая разные игры в воде.

Выбираемся «на сушу»

Итак, ваш малыш плескался в ванной, выполнял разные задания и упражнения, теперь нужно достойно закончить это полезное мероприятие. Под мышки выньте ребенка из воды и накиньте ему на голову пеленку. Она должна быть достаточно большой, чтобы завернуть его целиком. И в таком виде, не "вытирая его в ванной, отправляйтесь к пеленальному столику. Ребенку совсем не жарко, ведь он мокрый и в прохладной комнате! И это очень хорошо - еще одна закаливающая процедура. На столике доводим кожу до сухого состояния промокая, а не вытирая ее. Последнее замечание принципиально.

Не следует особенно торопиться и нервничать по поводу того, что малыш замерзнет. Промокнули? Теперь будем делать «послеводные процедуры». Для начала возьмем растительное масло - лучше всего специальное детское (оливковое), но прокипяченное на водяной бане. Вполне подойдет и подсолнечное. Намочите вату и протрите все имеющиеся у ребенка складки кожи, разумеется, в том случае, если там нет повреждений. При наличии опрелостей - используем присыпки. Особое внимание при обработке уделите половым органам. Мальчикам не забудьте смазать складку кожи под мошонкой, а девочкам протрите ватой, смоченной водой (лучше кипяченой), половую щель. Направление движений - от лобка к попе - и не иначе! Если пришла пора, подстригите ногти.

А теперь можно и запеленать малыша или надеть распашонку и ползунки. Осталась голова. Главное после пребывания в воде, разумеется, - уши. Для этого нужно изготовить турунду. Технология такова: берем спичку, туго наматываем на ее конец ватку, после чего снимаем ее со спички. Тонкий конец получившейся турунды засовываем в ушко малышу.

Гигроскопичная вата впитает в себя остатки воды. Удалять ватку не надо до тех пор, пока полностью не высохнет головка малыша. Чтобы вата не выпала, наденьте тонкую шапочку, которая совсем не повредит малышу после ванны. Если во время купания малыш хоть несколько раз нырнул и после этого чихал, с носом ничего специально делать не надо.

А теперь вообразите себя на месте ребенка: купание в холодной воде, устали, а тут еще малость продрогли в прохладном воздухе комнаты после процедуры. Но зато вы насухо вытерты, тепло одеты... Что там думать: перекусить бы сейчас и на боковую... Так и случится. Но до еды желательно поносить малыша 15-20 минут в вертикальном положении, чтобы скорее освободить желудок от воды, которую он глотнул в ванной. Теперь смело кормите его и укладывайте спать.

Бывают, правда, такие активные «спортсмены», что после ванны не имеют сил даже на еду - скорее бы глазки сомкнуть и уснуть. Пусть уснет, ничего страшного: в этом случае ребенок, как правило, через 1,5-2 часа проснется со зверским аппетитом, после утоления которого уснет крепко и надолго. Ясно, что с таким ребенком целесообразно заниматься часов в 9-10 вечера. В таком случае как раз к полуночи вы всей семьей и войдете в режим спокойного ночного сна.

Плавание принесет удовольствие и большую пользу для малыша. Кроме того, во время совместных процедур, мама и ребенок еще больше сблизятся и наладят контакт. Начинать занятия в ванной можно уже практически с рождения. Но учтите, что детское плавание в столь раннем плавание происходит не за счет работы мышц, а благодаря врожденным рефлексам.

Если вы хотите, чтобы грудничок в реальности научился плавать, продолжайте занятия уже в бассейне. Оптимальным возрастом для занятий в бассейне считается, когда ребенку исполнится 6 месяцев. Однако сегодня разработаны специальные программы, которые рассчитаны на плавание с грудничком в 2-3 месяца.

Учиться плавать нужно начинать с домашней ванны и затем переходить в бассейн. Делать это в два месяца или уже после полугода, решать родителям. В любом случае при регулярных занятиях уже к годовалому возрасту у малыша появятся осознанные навыки и умения плавания. Плавание – несомненная польза для здоровья и развития грудного ребенка.

Чем полезно плавание для грудничка

Каждый знает, что плавание оказывает благоприятное воздействие на дыхательную и опорно-двигательную систему, на работу сердца и сосудов. Давайте подробнее рассмотрим, в чем заключается польза грудничкового плавания:

  • Укрепление мышц малыша, распрямление рук, ног и пальчиков;
  • Прохладная вода закаляет и укрепляет иммунитет;
  • Улучшение работы органов дыхания новорожденного и выработка “глубокого” дыхания;
  • Повышение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям;
  • Регулярное плавание стимулирует кровоснабжение и стабилизирует артериальное давление, положительно влияет на работу легких;
  • Более плотная по сравнению с воздухом вода оптимизирует давление сосудов, облегчает работу сердца и нормализует сердечный ритм;
  • Ныряние и задержка дыхания активизируют работу мозга и промывает носик младенца от пыли и бактерий. Это предупреждает развитие аллергии, является отличной профилактикой насморка и инфекционных заболеваний;
  • Плавание нормализует сон и помогает малышу быстрее заснуть. После процедур ребенок крепко и спокойно спит;
  • Ребенок привыкает к перепадам температур, что тоже положительно влияет на иммунитет и способствует физическому развитию;
  • Систематические занятия помогут сформировать правильную и красивую осанку, крепкий мышечный корсет для грудничкового позвоночника;
  • Исследования доказали, что малыш в воде расслабляется и избавляется от страхов, становится смелее и увереннее. Кроме того, ребенок, который умеет плавать практически с рождения, не будет бояться открытых водоемов.

Водные процедуры помогут новорожденному быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Интересно, что упражнения в воде гораздо полезнее и эффективнее массажа. Он укрепляют и в то же время расслабляют мышцы ног и рук, спины и шеи. Это стимулирует и улучшает опорно-двигательный аппарат.

Кроме того, плавание с грудничком укрепляет взаимосвязь и налаживает контакт с мамой, что положительно влияет на психику и эмоциональное состояние малыша. Новорожденный меньше капризничает, беспокоится и плачет.

Однако существуют и противопоказания для грудничкового плавания. Ребенку нельзя плавать при врожденных заболеваниях сердца и дерматите, при судорогах и серьезных расстройствах нервной системы. Плавание станет опасным для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей.

Плавание во время простуды или вирусного заболевания только усугубит положение. Возобновить занятия можно после полного выздоровления. Перед тем, как начать систематические упражнения по плаванию, лучше проконсультироваться с педиатром.

Правила плавания в ванной

Если противопоказаний нет, то смело начинайте тренировки. Важно соблюдать правила безопасности и некоторые рекомендации по плаванию в ванной. Тогда вы избежите проблем и легко научите плавать малыша. Начинать обучение уже можно с трех недель после появления младенца на свет.

Перед процедурами подготовьте ванну. Достаточно помыть сантехнику хозяйственным мылом перед погружением новорожденного. Раз в неделю обрабатывайте ванну содой, после чего тщательно споласкивайте горячей водой. Не используйте марганцовку и травяные отвары. Не забывайте, что ребенок может наглотаться воды, а данные вещества нередко вызывают негативную реакцию.

Большое значение играет и температура воды. Оптимальными показателями для новорожденных станут 37 – 35 градусов выше нуля. Затем температуру постепенно снижают. Но помните, что детям до трех месяцев нельзя купаться при температуре ниже 32 °C!

Первые купания должны длиться не более 15 минут. При этом, когда вода остывает, не нужно подливать горячую воду! Организм малыша привыкает к новым условиям и закаляется, что благоприятно влияет на иммунитет ребенка.

Никогда не оставляйте малыша одного в ванной! Достаточно двух-трех секунд, чтобы новорожденный захлебнулся даже в небольшом количестве воды!

Как выбрать температуру для купания грудничка

Начинать купание нужно с температуры 34-37°C, которую снижайте на 1-2 градуса раз в четыре дня. Но не увлекайтесь закаливанием. Слишком холодная вода принесет лишь вред новорожденному. Минимальная температура для трехмесячных детей составляет 32 градуса, а для малышей до года – 25 градусов.

Когда температура не подходит для малыша, он плачет при погружении в течение нескольких минут. Если малыш сопротивляется и капризничает, возвращайтесь к прежним показателям. Соблюдайте меру и не заставляйте купаться насильно. Когда грудничок пассивен и не хочет двигаться, вода слишком теплая. А вот если ребенок сначала хныкает, но потом успокаивается и активно плещется, вы подобрали идеальную температуру.

Для измерения градусов можно использовать специальный градусник или применять старый “бабушкин” метод при помощи опускания локтя в воду. Кожа в этом месте более мягкая, нежная и восприимчивая.

Кроме того, важно следить и за температурой воздуха. Не слишком нагревайте помещение для купания. Большая разница температур не понравится малышу и может привести к заболеваниям.

Восемь упражнений для плавания с грудничком

Оптимальным временем для купания считается 40-60 минут после кормления. Грудное молоко уже усвоилось, но при этом малыш еще не голоден. Малыш не должен быть уставшим, так как он будет плакать и капризничать во время грудничкового плавания. Но если ребенок спокоен и охотно выполняет упражнения, можно проводить занятия и перед сном.

  • Поддержка под затылок

Ребенок лежит на спине, а мама держит головку под затылок. Иногда самых маленьких малышей приходится поддерживать другой рукой и под попой. Очень скоро при регулярном выполнении поддержки грудничок будет держаться на воде сам.

  • Поддержка под подбородок

В данном случае ребенок находится животиков вниз практически в вертикальном положении. Мама поддерживает голову так, чтобы подбородок лежал на ладони.

  • Толчки и повороты

Ножки малыша приближают к стенке ванны. Он чувствует опору, отталкивается от бортика и пытается плыть.

  • Плескание

Мама кладет малыша на животик так, чтобы он полностью погрузился в воду, и слегка поддерживает подбородок. Покажите малышу, как интересно плескаться. Водите руку вместе с ребенком по воде назад и вперед. Скоро кроха самостоятельно будет плескаться, передвигать ножками и ручками.

  • Плывем за игрушкой или догонялки

Мама кладет малыша также, как и при плескании животиком вниз, поддерживает рукой подбородок. Перед младенцем кладут игрушку для купания, которую нужно догнать. С каждым занятием постепенно увеличивайте скорость и дистанцию.

  • Восьмерка

Когда младенец научится передвигаться по прямой, начинают плавать, повторяя начертания цифры 8. Упражнение выполняют и на спине, и на животе. Постепенно увеличивайте скорость передвижения и размеры цифры.

  • Качели

Малыш лежит на животике. Мама поддерживает подбородок и затылок, чтобы голова оставалась над водой. Ребенка плавными движениями погружают и поднимают, передвигают вперед-назад.

  • Ныряние

Дети с рождения умеют задерживать дыхание, поэтому не стоит бояться полного погружения в воду. Начинайте ныряние после того, как малыш привык к воде и немного “поплавал”. Сначала скажите “Ныряем” и подуйте в лицо. Тогда малыш закроет глаза и задержит дыхание, а вы окунайте его с головой на пару секунд. Повторяйте занятие 10 дней. Затем снова к ключевой фразе и ветерку прибавляются брызги. Перед тем, как окунуть ребенка, произносим заветное слово, дуем и слегка брызгаем водой в лицо. Когда младенец привыкнет к процедуре, постепенно увеличьте время погружения до 6 секунд.

Если вы беспокоитесь о безопасности малыша, в первое время используйте специальные надувные круги для новорожденных или шапочку с пенопластом для поддержания головы. Тогда ребенок легко сможет находиться на воде без маминой поддержки. Но такие приспособления не позволят выполнить ныряние.

Правила плавания в бассейне

Плавать в бассейне можно начинать уже с двух месяцев. Главное, чтобы пупочная ранка полностью затянулась. Лучше, если вы будете заниматься вместе с инструктором по программе, специально разработанной для мам и грудничков. Однако можно делать упражнения и самостоятельно.

В бассейн обязательно возьмите три полотенца, одно из которых будет для родителя, другое – для малыша, а третье используйте в качестве подстилки для пеленального столика. Рекомендуется брать любимую игрушку малыша, пустышки и погремушки. При необходимости они помогут успокоить малыша.

Оптимальная температура, как и в ванной, должна составлять 32-37 градусов. Начинайте занятия с 10 минут и постепенно увеличивайте время. Максимальное время грудничкового плавания составляет полчаса. Перед тем, как делать упражнения, дайте малышу привыкнуть к воде. Можно побрызгать малыша, но следите, чтобы вода не попала в глаза!

Если ребенок замерз, вынимайте его из воды и согревайте полотенцем. Нельзя оставлять грудничка в бассейне одного! Во время плавания разговаривайте и поддерживайте ребенка, чтобы он чувствовал контакт с мамой. Это придаст уверенности малышу.

Лето - любимый сезон детворы, а все потому, что летом нет никакой школы и уроков. Да, ребенок заслужил трехмесячный отдых, но побочным эффектом этого становится забывание школьного материала, а это усложнит и без того сложные школьные будни. Некоторые ребятишки быстро втягиваются в учебу, вспоминают материал, а кому-то нужна предварительна подготовка, тем более, если ребенок не совсем успевал по какому-то предмету. Возьмем математику. Вычислительные навыки второклассников за лето ухудшаются настолько, что они в третьем классе не могут вспомнить таблицу умножения на 3. Чтобы избежать таких проблем и мягко подготовить ребенка к школе, нужно со второй половины лета начинать заниматься. Мы подготовили для занятий с детьми несложные задания по математике.

Распечатайте каждый лист задания в формате А4. Чтобы распечатать, откройте картинку (кликните по ней) в хорошем качестве, а затем скачайте на компьютер или выведите сразу на печать. Затем нужно разрезать каждый лист пополам. У вас получится 30 половинок с заданиями, на 30 рабочих дней лета.

Задания на лето по математике за курс 2 класса

Первые листы с заданиями попроще, к середине они усложняются. Повторяем сложение и вычитание в пределах десятка, затем в пределах сотни, вспоминаем умножение и деление, а также решаем несложные задачи. Время на выполнение "ежедневки" - 10-15 минут. Всего 10 минут в день, чтобы поддержать в тонусе вычислительные способности ребенка.

Если с каким-то типом заданий у ребенка возникли трудности, нужно обязательно проработать этот момент. У нас на сайте есть тренажеры по математике для 2 класса, которые позволят довести до автоматизма решение уравнений и задач разных типов.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Данная тетрадь предназначена для повторения и закрепления пройденного материала по русскому языку и математике за курс 2-го класса. Работы охватывают все пройденные темы по этим предметам, что позволяет сохранить приобретённые за год умения и навыки. Задания предлагаются детям для самостоятельного выполнения, а ответы к ним позволяют сократить у взрослых время на их проверку. В тетради приведён примерный список книг для чтения. Дневник читателя поможет родителям организовать систематическое чтение ребёнка на протяжении летнего отдыха. Задания можно также использовать в течение учебного года. Представленный материал соответствует ФГОС НОО.

Примеры.
Спиши. Подчеркни слова, в которых буква ь показывает мягкость согласного звука.
На дорожку слетел молодой воробей. Он сложил крылья и начал клевать крошки.
Пушистый кот Васька скучал. Он лежал на крыльце и щурил глазки. Васька почуял добычу и готовился к прыжку.
Это заметил Илья. Мальчик прогнал кота и спас воробья.

Запиши решение с пояснением.
За обедом съели 6 помидоров, за ужином - 5 помидоров. После этого осталось на 3 помидора больше, чем съели. Сколько помидоров осталось?

Спиши. Подчеркни в словах сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу.
За деревней широкое поле. За полем роща. Дети часто ходят гулять в рощу. Там поют чижи. На берёзах гнёзда грачей. Весной в гнёздах вывелись грачата. Они пищат, кричат. Целый день хлопочут грачи. Они добывают пищу птенчикам.

  • Комбинированные летние задания за курс 1 класса, 50 занятий по русскому языку и математике, Иляшенко Л.А., Щеглова И.В., 2017
  • Комбинированные летние задания, 2 класс, 50 занятий по русскому языку и математике, Иляшенко Л.А., Щеглова И.В.
  • Комбинированные летние задания, 1 класс, 50 занятий по русскому языку и математике, Иляшенко Л.А., Щеглова И.В.
  • Комбинированные летние задания, 2 класс, Иляшенко Л.А., Щеглова И.В., 2016

Следующие учебники и книги.

Дорогие мои ребята! Уделите несколько минут повторению учебного материала. Задания рассчитаны на каждый день (выполняйте задания по математике и русскому языку). Не забывайте учить таблицу умножения и читать. С нетерпением жду нашей встречи. Хорошего отдыха!

Ваша Ольга Владимировна.

Задания на август

11 – 3= 99 – 90= 17 – 10= 8 + 34= 15 +5=

2 + 18= 12 – 2 = 20 + 50= 72 + 10= 44 – 11=

16 + 20= 78 – 42= 13 – 11= 19 – 19= 64 – 24=

19 – 13= 14 – 3= 68 – 5= 93 + 4= 100 – 90=

Реши задачу.

На опытную станцию поступило 54 саженца яблонь. Утром посадили 18 саженцев, днём 17 саженцев, а остальные саженцы посадили вечером. Сколько саженцев посадили вечером?

Русский язык. Спиши текст. Проверь. В напечатанном тексте подчеркните гласные буквы.

Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она вьёт его на ветках берёзы. Найдёт пеночка в саду цветную бумагу и украсит своё жильё.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16 + 7 + 45= 62 – 48 + 29= 65 – (20 + 3)=

28 + 8 – 26= 87 + 4 – 90= 30 + (84 – 42)=

Реши задачу.

Высота девятиэтажного дома 27 м, а высота пятиэтажного дома 17 м. На сколько метров девятиэтажный дом выше пятиэтажного?

Русский язык. Спиши пословицы. В напечатанном тексте подчеркните согласные буквы.

Всякому мила родная сторона.

Дерево сильно плодами, а человек – трудами.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Терпение и труд всё перетрут.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

х – 69 = 6 у + 41 =80 80 – с = 40 4 + а = 15

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Реши задачу.

На садовом участке дедушка собрал 19 кг сливы, а вишни на 4 кг больше. Сколько килограммов ягод собрал дедушка?

Русский язык. Спиши. Расставь точки в конце предложений. Подчеркни известные орфограммы.

Мы любим ходить в лес там много тайн и загадок у старой сосны ребята видели нору лисицы Сережа заметил в траве ёжика Катюша слушала кукушку маленькая Света нашла красивый гриб это был мухомор.

_____________________

Реши примеры.

7 + 26 + 34= 5 +4 + 26 – 27= 87 – (16 + 24)=

8 – 6 + 23= 14 + 5 + 50 – 7= 48 – (27 + 8)=

Реши задачу.

На одной грядке растёт 37 кустов клубники, а на другой на 20 кустов клубники больше. Сколько кустов клубники растёт на двух грядках?

Русский язык. Вставь нужные буквы и подбери проверочные слова.

Хле__цы - ____________, зу__чик - ______________, м __рские - _____________, тру__ка - __________,

сн __говик - ____________, ука __ка - _________________, зв __нок - _________________.

5 августа. Математика . Замени число суммой одинаковых слагаемых.

8 = + 18 = + + + + +

12 = + + 22 = +

15 = + +

Реши примеры.

2 * 5= 2 * 9= 7 *2= 18: 3= 20: 2=

3 * 7= 5 * 3= 1 * 3= 2 * 0= 14: 7=

16: 8= 21: 3= 9 * 3= 18: 9= 3 * 4=

Русский язык. Подчеркни слова с разделительным Ь . Допиши ещё 5 слов.

Веселье, ружьё, соль, коньки, гость, гостья, пальто, варенье _____________________________

_________________________________________________________________________________________

1 см = мм 100см = м 27 см = дм см

2дм = см 56см = дм см 34дм = м мм

4 м = дм 30мм = см 61мм = см мм

Реши задачу.

В выходной день на катке побывало 56 мальчиков, а девочек на 27 меньше. Сколько всего детей побывало на катке?

Русский язык . Дай название тексту. Спиши. Подчеркни в напечатанном тексте мягкие согласные.

В саду над деревьями кружились бабочки. Они положили яички на листья. Из яичек вывелись гусеницы. Они ползли по сучьям и с жадностью ели живые листья. В сад прилетели воробьи, поклевали всех гусениц и спасли деревья.

______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Купили 39 тетрадей. Из них 23 тетради в клетку, а остальные в линейку. Сколько купили тетрадей в линейку?

Представь в виде суммы разрядных слагаемых.

44 = + 73 = + 38 = +

Русский язык. Дополни текст словами. Над словами напиши части речи.

Поднялась тёмная ___________.

Загрохотал __________.

Упали первые ________________ .

Хлынул тёплый _________________.

Длина ковра 4 м, а ширина 2 м. Найди периметр ковра.

Реши примеры.

47 + 25 – 21= 70 – 9 + 18 – 11= 99 – (38 – 18)=

100 + 0 – 11= 66 – 24 – 15 + 32= 99 – (38 + 18)=

Русский язык. Напечатанные слова раздели на слоги. Раздели слова для переноса.

Суббота, олень, чайка, артист, класс, классный, огурчик, язык, колья, пальто, масло, артист, волчата.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В трёх коробках 78 кг печенья. В первой коробке 27 кг, во второй 29 кг. Сколько килограммов печенья в третьей коробке?

Сравни и поставь знаки.

90 дм 9 м 6 м 5 м 5 дм 27 дм 2 м 7 дм

______________ __________________ ____________________

68 см 8 см 6 мм 35 дм 2 м 5 см 7 дм 80 см

__________________ ___________________ _____________________

Русский язык. Сделай транскрипцию, напиши сколько букв и звуков.

Моет __________________________________, яйцо _______________________________________,

Хлопья ___________________________________, ельник _____________________________________,

Рысь _____________________________________, берёзка _______________________________________.

Реши задачу.

Ученик решил 21 пример и записал их в столбики, по 7 примеров в каждый. Сколько столбиков у него получилось?

Реши примеры.

36 + 14= 58 +18= 36 + 22= 72 – 62= 30 + 46=

57 + 8= 87 – 24= 48 – 23= 73 – 48= 72 + 18=

62 – 12= 37 + 19= 83 + 11= 46 + 30= 66 – 4=

87 + 9= 20 + 25= 61 – 28= 90 – 37= 64 – 59=

Русский язык

Подчеркни главные члены предложения и выпиши словосочетания с вопросами.

По скользкой дорожке Артём влез на вершину холма.

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________

___________________________________________________________________

Длина обложки блокнота 15 см, а её ширина на 3 см короче. Найди периметр обложки блокнота.

Реши задачу.

На уроке физкультуры учащиеся построились в 3 ряда по 10 человек. Сколько человек занималось на уроке физкультуры?

Русский язык. Спиши текст. В напечатанном тексте подчеркни мягкие согласные.

Галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше, и можно было пить.

__________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 луковиц тюльпанов посадили поровну в 3 горшка. Сколько луковиц посадили в каждый горшок?

В каждом ряду найди лишнее слово и вычеркни.

Уменьшаемое, сумма, разность.

Плюс, слагаемое, равно.

Множитель, произведение, сумма.

Заполни пустые клетки.

Русский язык . Дополни предложения названиями действия. Над словами напиши части речи.

По лесу _________________ хитрая лисица.

Серый волк зубами_______________ .

В траве ______________________ кузнечики.

Под ёлкой __________________________ зайчик.

Весело _________________________ воробей.

Трое учеников поехали в школу на автобусе. Сколько всего денег заплатили ученики, если известно, что один билет стоит 9 р.?

Реши задачу.

От шнура длиной 28 дм отрезали кусок длиной 7 дм. На сколько дециметров оставшаяся часть шнура больше отрезанной?

Русский язык. Расставь точки в конце предложений, напиши, где надо, заглавную букву и подчеркни главные члены предложения.

Пришло тёплое лето на лесных полянах зреет земляника весело заливаются птицы на речке слышны звонкие детские голоса скоро начнется сенокос

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18 августа. Математика Проверь, верно ли решены примеры.(исправь)

29 – 5 + 28 = 51 3х8=16

16: 2 = 8 6х3=18

34 + (48 + 12) = 96 4х3=13

17 – (99 – 82) = 0 3х9=27

Реши задачу.

В первой коробке 39 кг конфет, во второй коробке на 18 больше, а в третьей коробке столько же сколько в первой и во второй вместе. Сколько килограммов конфет в третьей коробке?

Русский язык В родственных словах выдели корень.

хлеб, хлебница, хлебный;

поле, полевой, полюшко;

вода, водяной, водичка, водный;

река, реченька, речной, речник;

поход, ходит, выход, ходьба, переход;

19 августа. Математика. Замени сложение умножением.

3 + 3 + 3 + 3 = · 6 + 6 + 6 = ·

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = · 9 + 9 = ·

Реши задачу.

Первая группа ребят изготовила 23 скворечника, что на 4 скворечника меньше, чем изготовила вторая группа ребят. Сколько скворечников изготовили две группы ребят?

Русский язык. Добавь слова – названия признаков,чтобы получился текст-описание. Подчеркни твёрдые согласные.

По крыше скачет воробей. Крылья у него.Лапки с коготочками. Глазки, клюв.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22 августа. Математик а. Как удобно сложить?Реши.

22 + 17 + 8 + 13=

44 + 4 + 6=

50 + 17 + 30=

11 + 19 + 1 + 39=

Русский язык. Составь и запиши как можно больше слов из слова математика .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спиши.

Школьнику на память.

Твой долг – любить и уважать ___________________________________________________

Родителей – отца и мать. ___________________________________________________

Быть старшим другом ___________________________________________________

младшим братьям – ___________________________________________________

И всем, чем можно, помогать им. ___________________________________________________

67 – 5 = 34 – 34= 23 – 1=

98 + 2= 100 – 25= 38 – 18=

56 – 24 = 99 + 1 = 12 + 12=

55 – 36 = 16 – 0= 12 – 12=

100 – 5 = 4 9 – 10 = 0 + 99=

5 + 17 = 28 + 56= 45 – 5 – 23=

48 + 12 = 45 + 45= 49 + 13 – 35=

Запиши цифрами числа.

семь десятков и три единицы _____________

четыре десятка и ноль единиц____________

десять десятков_____________

восемь десятков и шесть единиц______________

девять десятков и одна единица_________________

двадцать десятков________________

Русский язык. Ответь на вопросы. Запиши полные ответы на поставленные вопросы.

Как тебя зовут? ________________________________________________________________________

Твоя фамилия. _______________________________________________________________________

Имя твоей мамы.______________________________________________________________________

Название твоей улицы.__________________________________________________________________

Название твоего города или села._________________________________________________________

Имя твоего друга.______________________________________________________________________

24 августа. Математика. Начерти квадрат со стороной 3 см и найди его периметр.

Реши задачу.

Когда из курятника вышли 14 кур, там осталось ещё 9 кур. Сколько кур было в курятнике сначала?

Русский язык. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Ос... нь пришла в наши л... са. Часто л.. . ют д.. .жди. Вет... р срывает лист... я с д... рев... ев. В л... су смолкли г.. .л... са птиц. М.. .две.. .ь залё... в б... рлогу. Скоро придёт настоящ... я з.. .ма, заскр. ..пят сильные м. ..розы.

25 августа. Математика. Реши примеры.

Вычисли, записывая решение столбиком.

67 + 27 50 – 19 35 + 25 45 + 28 92 – 45 100 – 47

Русский язык. Отметь цифрами номера предложений, чтобы получился связный текст. Дай название тексту. Затем спиши его.

Птицы подлетают к жилью человека.

Январь открывает год.

Снег закрыл весь корм в лесу.

Завывают вьюги, и лютует мороз.

Ты помоги им, сделай кормушку и насыпь корм.

____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26 августа. Математика. Поставь знак (+) или (–) и скобки, чтобы равенства стали верными

23 ... 6 ...5 = 12

48 ... 12 ... 36 = 0

65 ... 50 ... 15 = 100

72 ... 7 ... 65 = 0

56 ... 9 ... 29 = 46

29 ... 19 ... 1 = 9

Реши примеры.

3 · 2 = (8:2) · 3 = 9: 3 = (18:3) · 2 =

4: 2 = (3 · 3) + 82 = 6 · 2 = (45 – 40) · 8 =

20: 10 = (60 – 54) : 2 = 16: 2 = (4 · 2) – 8 =

Русский язык. Подбери противоположные по смыслу слова.

скука –_________________широкий - _________________болезнь –___________________мальчик –____________________дочери –_______________________высокий –____________________

Вставь подходящие предлоги. Спиши текст.

Жил лесу волчишка мамой. Ушла мать охоту. Пришёл человек, сунул волчишку мешок и унёс леса. Дома он положил мешок пол. Волчишка вылез мешка и задрожал испуга. Он увидел собаку большими зубами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные задания.

Математика.

Реши задачу.

Нужно было заправить бензином 24 легковых и 6 грузовых машин. Заправили 19 машин. Сколько машин осталось заправить?

Реши задачу.

Настя выше Кати на 5 см, а Маша ниже Кати на 3 см. На сколько сантиметров самая высокая девочка выше самой низкой?

Запиши примеры и реши.

К сумме чисел 34 и 5прибавить 8

Из числа 56 вычесть разность чисел 45 и 9

К 67 прибавить разность чисел 67 и 67

Реши уравнения.

х + 57 = 100 х – 44 = 15 96 – х = 27

Реши задачу.

На речке купались 7 ребят, а на озере на 4 больше. Сколько всего ребят купалось на озере и на речке?

Найди ответ .

Три кошки купили сапожки – Лебеди у нас в пруду.

По паре на каждую кошку. Я поближе подойду:

Сколько у кошек ножек? 9 чёрных, белых 5.

Хватило на всех сапожек? Отвечай-ка поскорей –

() Сколько ПАР лебедей? ()

Запиши числа вместо точек.

100 . + . = 90 . : . = 10 . – . = 90 . * . = 30

Разгадай ребусы.

р 1 на 40 а по 100 вой ко 100 чка ос 3 ё по 2 л 100 к

_____________________________________________________________________________________

8). Реши задачу.

На фабрике игрушек за 1 день изготовили 15 кукол, машинок на 7 больше, а погремушек столько, сколько кукол и машинок вместе. Сколько изготовили погремушек?

Каждый полученный ответ – номер буквы в алфавите. Составь слово.

7 · 2 = 35 – 19 = 6 · 4 = 40 – 34 =

2 · 8 = 20: 4 = 7 + 6 =

Соедини примеры с ответами.

10 – 7 25: 5 1

3 · 5 15 90 – 78

24 – 0 6 · 6 125

3 ·8 3 3 · 4

26 – 11 (70 – 45) : 5 3

9 + 6 24 67 – (46 + 9) 36

Вспомни и запиши пословицы, в которых есть числа. Например: ОДИН в поле не воин.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравни.

2 · 7 …. 2 · 8 9 · 3 …9 · 2 (3 · 3) + 3 ….3 · 5

3 + 3 + 3 + 3… 2 · 6 15: 3…. 12: 4 18: 3 ….18: 2

45 – 15…. 3 · 5 7 · 3 ….12 + 9 16 – 0…. 2 · 8

67 – 43… 8 · 3 99 – 99… 56 – 55 37 + 23 …30 + 30

9: 3…. 27: 9

5 см …50 мм 1 ч …..55 с 3 см……7 мм 25 ч ……1 сут

20 м ….2 дм 1 ч ….23 мин 25 см…. 2 дм 1 мин …..1 ч

6 м…. 60 дм 60 мин…… 60 ч

Начерти фигуры к названиям

Ломаная отрезок прямоугольник четырёхугольник овал

Русский язык.

Подчеркни знакомые орфограммы.

Под окно прилетела синица. Головка у нее в чёрной шапочке. На шее и на груди длинный черный галстук. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка – яркая, жёлтая, словно в жилете. Щиплет синичка сало тоненьким клювом.

Поставь в конце предложений нужные знаки препинания (! ? .)

Хорошо в лесу весной Деревья надели зелёный наряд Звонко поют птицы Вы слушали пение птиц по весне А сколько красивых цветов Весело играет детвора Вам нравится весна

Составь цепочку слов, чтобы на конце каждого слова была парная согласная.

Моро з з аво д д е д

Вставь нужные буквы.

К Р Н Д А, У Ч Н И, П Л Ь Т О, П Н А Л, С У О Т А

Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.

Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.

Какое одно и то же сочетание букв пропущено в этих словарных словах? Напиши слова.

с ка, в на, в бей, к ва, ог д, к бка, м з, г х

______________________________________________________________________________________

Допиши клички для животных.

Кошка _____________ ,пёс _____________ ,конь ________________, собака ________________, попугай ______________, корова ________________, хомячок _________________.

Подчеркни мягкие согласные в словах.

Лебедь, щука, сапог, семь, вьюга, пушистый, снежинка, месяц, ветерок, женщина, дочка, красный

Вставь пропущенные буквы. Докажи правильность, подобрав проверочное слово.

Б...льной –_____________, тр... пинка - _____________, б. ..жал –_________________, л. ..сточек – ____________, пов. ..р - ____________, тр.. .ва - ________________

Дополни, чтобы получился рассказ. Напиши.

Первый снег.

Прошли дождливые. _______________________________________________________

В воздухе запорхали. ________________________________________________________

Но вот снег повалил. ________________________________________________________

Пушистым ковром ложится он на и на. ____________________________________________________________________________________

Незнайка написал письмо другу. Исправь ошибки в этом тексте.

Аисты свили гниздо на крыше дома. В гнизде пищяли птинцы. Аисты литали на балото за кормом. Птинцыподрасли и осиню улители на юк.

Подбери родственные слова, выдели корень.

Лес – _____________________

Поле – ________________________

Море – _____________________________

Зима – _____________________________

Старик – _______________________

Родина – ______________________

Гриб – _______________________

Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова, названия действия

З..вод, б. .жал, ч.. десный, л.. теть, с..рока, ход.. ба, х.. дил, л. .сник, зат. .пил, з..лёный

Спиши и проверь.

В колхозном парке стоит памятник советским воинам. Они погибли в бою, но не пустили врага в родное село. Часто приходят сюда дети. Весной сажают цветы. Летом приносят букеты. Зимой чистят снег, кладут ветки елей. Дети помнят героев.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставь подходящие предлоги.

Выходить дома, готовиться празднику, плавать бассейне, дружить товарищем,

гулять собакой, спрятаться кроватью, загорать солнце, жить лесу.

Подчеркни волнистой чертой все слова, называющие признаки предметов. Выделите корень.

Добрый, доброта, добряк. Злиться, злость, злой. Храбрость, храбрый. Сад, садовник, садовый, садик

Вставь нужные буквы.

Ст. .ит ч. .десная п. .года. Пёстрым к. .вром покрыты х..лмы. Цв.. ты украсили по обочинам

д. .ро.. ки и тр.. пинки. Кр.. сиво и тихо в летнем л. .су.

Допиши предложения.

Тополь высокий, а ш. .повник.........

Р. .ка ш.. рокая, а ручей …..

Камень т.. жёлый, а пух …..

Ре.. ька горькая, а мё.. ….

На всякий случ.. й носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ….

Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Край, Юля, майка, жизнь,змея, весна, осень, улей, медведь, клей, коньки, конь

В однокоренных словах выдели корень. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

медь, медный, медовый

вода, водица, подводник, водить

беготня, бег, бегемот, прибежал

веселье, весёлый, весло, веселиться

больница, болеть, больной, большой

Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков.

Якорь, лебедь, сирень, ясень, окунь, пальто, морковь, щавель, снегирь, мальчик, Яна, дверь, ясли.

Напиши слова в алфавитном порядке.

Пыльца, кончик, дежурный, Москва, сапоги, воробей, окно, лимон, арбуз, Россия, нос, глина, багаж, улица, ящик, иней.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замени данные слова близкими по значению словами.

Дом - ________________, жара - ______________, лошадь - _____________, локон - ____________,

враг - ______________, ехать - _______________, забота - ______________, много - _____________.

Скоро встретишься с друзьями,

Будешь руки пожимать

И, конечно, долго-долго

Это лето вспоминать.

Если ты выполнил все задания

И дошёл до этой страницы,

То ты ….Молодец!!! Ура победителю! До встречи!