Понятие любовь в современном обществе. Зачем нужна любовь в жизни человека

Любовь в XXI веке - это смс-ка без ответа
(Фредерик Бегбедер)

Что такое любовь? Таким вопросом задавался в жизни, хотя бы раз, пожалуй, каждый. И, возможно, каждый, способный размышлять, мог запутаться и заблудиться слыша и произнося слово "любовь". Потому что диапазон использования понятия, поистине, огромен. Огромен диапазон ситуаций, при которых мы можем говорить о любви, диапазон отношений, оттенков чувств, поступков. Из-за разношёрстных и, порой, противоречащих друг другу видов использования этого слова, некоторые из нас могут испытывать дискомфорт произнося это слово вслух, так как нам может быть не очень приятно говорить о чём-то возвышенном для нас, теми же словами, которыми говорили только что о своей симпатии к жареной картошке. В самом деле, после услышанного текста попсовой песенки рассказывающего об очередной огромной любви, которую подают нам не слишком правдоподобно, словно рассказывают, что в очередной раз посмотрели не слишком обременённую интеллектуальной нагрузкой комедию, и немного сожалеют, что она быстро закончилась, даже можно постесняться говорить об ощущаемом божественном присутствии, выражающемся в Любви Бога.

"Я люблю тебя, мамочка!" "Люблю пешие прогулки." "Любишь ты полениться!" "Люблю дорогие автомобили!" "Эх, и любим мы позлить этого учителя!" "Почему ты так любишь вредную пищу?!" "Люблю музыку, в которой отражается божественное." Ситуации могут быть различными, но в любой из них, даже как в случае с вредной пищей, при упоминании любви выражается нечто, неравнодушное, нечто экспрессивное (часто), нечто совершенно особенное. Наше особенное состояние, феноменальное явление, наше доверие, принятие, преданность (кому-то или чему-то), сила, творящая невозможное, созидающая, никогда не разрушающая, дарящая надежду, чистота, проявления, не поддающиеся объяснению, одержимость, которая может завести в неведомые лабиринты Минотавра. В понятии "любовь" можно отыскать множество граней. Из каждой грани можно создать миф, историю, сонет, готический роман...

Что же это за явление? Где искать прообраз земного выражения данного понятия? От чего зависит трансформация этого явления в жизни человечества? Каждый ли способен любить, и можно ли этому научиться? Много вопросов, и, значит, много тем на которые можно порассуждать. Итак...

ЛЮБОВЬ И ДРЕВНИЕ ГРЕКИ

Известно, что у Древних греков существовала некая классификация для раскрытия понятия "любовь". Непросто, спустя столько времени быть уверенным в оригинальности какой-то одной из версий, но придётся всё же на чём то остановится и попробовать разобраться в этих самых видах. В эту классификацию входят, как я понимаю, чувства и их проявления человеческие, земные и явления идеального характера, нечто неземное.

Любовь чувственная, именуемая Эрос - характеризовала чувства страстные, плотские, приземлённые, жажду обладать вожделенным объектом. Можно предположить, что такая вспышка страсти не слишком долговременна, но именно с ней многие отождествляют человеческую любовь. Ведь обожая кого-то, человек идеализирует свой объект, готов превозносить его, носить на руках, совершать подвиги. Вообщем... Разве не о такой любви мы часто слышим в песнях и ?

Филиа - вид любви олицетворяющий её с отчётливой дружеской окраской. Любовь, скорее всего, лишённая плотской составляющей, наполненная духовным. Духовная близость, духовная привязанность.

Отношения спокойные, но глубокие, прочные и проверенные временем должна выражать - Сторге . Чувства, не чуждающиеся разума, именно в Сторге, как мне кажется, должна перерасти со временем Эрос - при наилучшем раскладе, если здесь уместно говорить о каких-то правилах. Излишние страсти мешают пониманию, тенденция к спокойствию и нежности ему способствуют.

Любовь не желающая ответственности и обязательств, не думающая о завтрашнем дне и упивающаяся днём сегодняшним, это - Людус . Вид любви, называемый игрой, развлечением, интригой. Забота здесь, преимущественно, о своих ощущениях, и, возможно, почти совсем нет заботы о чувствах и желаниях другого участника "игры". Цель таких отношений - процесс, который может в любой момент прерваться, как только кому-то из участников наскучит любовь-игра.

Любовь "от головы" - Прагма , самый, на мой взгляд спорный вид, так как Прагма - расчётливая любовь, но не совсем понятно, как любовь, которая исходит из чувства, может быть прагматичной, то есть рождённой умом? Однако... Опровергнуть существование таких отношений, объединённых какой-то необычной привязанностью, всё же нельзя.

Любовь-одержимость, чувство, вместо должного созидания (как гласят расхожие мнения), способное довести до предела, эмоционально истощить, опустошить, забыть о самом себе - Мания . Она подчиняет жизнь человека одной идее - добиться расположения объекта страсти, или же просто жить питая мыслями и фантазиями свою одержимость. Её можно назвать безумием, но таким, которое способно доставлять, пусть и изощрённое, удовольствие, и, непременно, - жестокие страдания.

И, на мой взгляд, самое духовное и идеальное чувство - Агапэ (есть свидетельства, что наиболее раннее название звучало - Агапэсис). Любовь, основывающаяся не столько на внешних причинах любви, но на внутренних. Любовь, если она присутствует внутри, - просто изливается вовне. Человек любящий, как бы служит проводником Любви высшей, божественной. Это любовь жертвенная, сострадающая, лишённая эгоизма.

ЛЮБОВЬ И ХРИСТИАНСТВО

"И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём" (1-е Ин., 16).

На идее Любви строится всё христианское учение. Любовь человеческая - отражение Любви Отца Небесного. Если мы дети Божьи, то должны быть проводниками этой Любви, этого Света. Приход Иисуса Христа знаменуется наступлением нового времени, когда на Земле отменяются ветхозаветные законы, и утверждается учение, отвергающее наказание, ненависть и поощряющее принятие, прощение, непротивление злу, любовь не только к любящим нас, но и к врагам. "Вы слышали,что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судится с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали,что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящих вас..." (1-е Ин., 4:38-44). Христианское учение ставит Любовь во главу угла и утверждает, что без Любви ничего не имеет смысла, и передаёт нам удивительное описание истинной Любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1-е Кор., 13:4-8). С Христианством приходит совершенно новое понимание Любви - Любви, которая безусловна, которая любит не за что-то, а просто любит. Любовь понимающая несовершенство нашего мира, и готовая принять его таким, какой он есть.

ЛЮБОВЬ И НАУКА

Наука изучает такое явление, как любовь. Порой попытки не слишком удачны, но они продолжаются. Традиционно к феномену любви учёные относились как к условию для продолжения человеческого рода. Биологическое и психическое влечение, которое даётся человеку на небольшой срок, необходимый для того, чтобы обзавестись детьми, выполнить, так сказать программу, заданную природой. Когда дети рождены - дальше уже как получится. Всё зависит от самой пары - станет ли она созидать отношения? Само чувство любви (или влюблённости) обусловлено наличием достаточного количества нейропептидов в головном мозге. Всё вроде бы так. Но если основная функция любви продлить род, то как быть с теми реальными случаями, когда больные СПИДом, чувствовавшие любовь близких, жили дольше и их раны на теле заживали лучше? Кажется, феномен любви ещё не слишком исследован... Влюблённость, которую, как правило испытывают пары - будущие родители, продляющие, так сказать, род, имеет свойство быстро проходить, и не факт, что это не только лишь прикосновение к истинной Любви. Также, бывает, что весьма сильные чувства не приводят не только к рождению детей, но и к отношениям, - всякое бывает, тогда в этом случает, для чего были даны эти чувства? Чтобы прикоснутся к божественному? Это вопрос веры. Или её отсутствия.

ЛЮБОВЬ И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Современные законы и взгляды нашего общества косвенно способствуют безответственности и распущенности. О, нет, я не за тиранию и деспотизм. Ответственность и чистота должны исходить изнутри человека, никого ничего делать насильно не заставишь, и за уши не притянешь. У нас сейчас нормальным считается разводиться чуть чего, менять партнёров. Если что-то не устраивает, думается, причины искать в другом, а не в себе. Созидать любовь? Зачем, если можно бросить человека и искать более легких путей, чтобы "искать своего", и брать побольше от жизни. Виртуальные чувства. Это примета нашего времени. Если человек, с которым у тебя отношения, виртуален, то реальна ли твоя жизнь? Может, в таком случае свежий воздух принесёт тебе больше пользы, чем почти воображаемый друг. Гламурные журналы (и не только) продвигают идею получения удовольствия от всего, чего только возможно. Удовольствие это хорошо, но ведь не из одних только удовольствий состоит жизнь, про служение другому человеку читать почти не приходится. Нельзя всегда брать, и никогда не давать. Это не работает.

Спустя века размышлений и исследований феномена любви, она по-прежнему остаётся загадкой, и каждый из нас - уникальный исследователь, которому открыт для изучения целый мир.

А что есть любовь для вас?

Перейдем теперь к такому важному разделу, такому как любовь в современном мире. Конечно, она не такая как в восемнадцатом веке, что нового и что осталось попытаемся узнать это. Если любовь – это способность зрелого, созидательного характера, то отсюда следует, что способность любить у индивида, живущего в какой-либо определённой культуре, зависит от влияния этой культуры на характер этого индивида. Сейчас, в настоящее время, любовь – это относительно редкое явление, и её место занимают разные формы псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви. Современный человек отчуждён от себя, от своих ближних, от природы. Хотя каждый старается быть как можно ближе к другим, каждый остаётся крайне одиноким, проникнутым глубокими чувствами тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое одиночество не может быть преодолено.

Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться – это значит получать удовольствие от употребления и злоупотребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – всё потребляется и поглощается. Наш характер приспособлен к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные, становятся предметом обмена и потребления.

Одно из самых значительных выражений любви, и особенно брака с его отчуждённой структурой, это идея «слаженности». Идеал счастливого брака – это идеал, исправно функционирующий слаженности: муж должен «понимать» свою жену и помогать ей; он должен делать благосклонные замечания по поводу её нового платья и вкусного блюда. Она, в ответ, должна «понимать» его, когда он приходит домой усталый и расстроенный; должна внимательно его выслушать, когда он говорит о своих деловых затруднениях; не сердиться, а «понимать», когда он забывает о её дне рождении. Весь набор этих видов отношений сводится к хорошо отлаженной связи двух людей, остающихся чужими друг другу на протяжении всей жизни. Они никогда не достигают «глубинной связи», но любезны друг с другом и стараются сделать друг для друга жизнь как можно приятнее. При таком понимании любви и брака («команда», взаимная терпимость) главный акцент делается на отыскании убежища от непереносимого в других случаях чувства одиночества. В «любви» отыскивается, наконец, спасение от одиночества. Создаётся союз двоих лиц против одиночества, и этот союз ошибочно принимается за любовь и близость.

Подчеркивание духа слаженности, взаимной терпимости и т.д. – это явление относительно новое. В годы после первой мировой войны этому предшествовало понятие любви, где в основу удовлетворительных любовных отношений и, в особенности, счастливого брака было положено обоюдное сексуальное удовлетворение. Было убеждение, что причину множества несчастных браков надо искать в том, что партнёры в браке не достигали «сексуального соответствия»; причину этой беды видели в незнании «правильного» сексуального поведения, т.е. в незнании сексуальной техники одним или обоими партнёрами. Чтобы «излечить» эту беду и помочь неудачливым партнёрам, которые не смогли любить друг друга, многие книги давали инструкции и советы относительно правильного сексуального поведения и обещали, скрыто или явно, что тогда наступит счастье и любовь. Основополагающая идея состояла в том, что любовь – дитя сексуального наслаждения и если два человека научатся сексуально удовлетворять друг друга, то они будут любить друг друга. Игнорировался тот факт, что истина прямо противоположна этому основополагающему предположению. Любовь не является результатом адекватного сексуального удовлетворения, знание так называемой сексуальной техники – это результат любви }