Питерские понты, питерский характер, жалкие комментарии и жалкие комментаторы

Расскажу прежде всего о молодежи. Делится она на две части - которая принципиально уехала или хочет уехать и вторая - которая не собирается уезжать, по разным причинам, обычно прагматическим.

Также как многие россияне хотят переехать в Москву, так и многие Питерцы стремятся в Европу. Если для всей России переезд в Москву считается продвижением по карьере, то для питерцев - невероятным грехопадением. Ибо зарплаты там все-таки в 2 раза выше, но окончательно туда мало кто переезжает, а обычно работают "вахтовым методом". Оттого в понедельник утром забиты все рейсы Питер-Москва, а в пятницу вечером - Москва-Питер.

Жизнь той части молодежи, которая осталась можно охарактеризовать одним выражением "а мне родители квартиру купили" (с вариациями). Суть выражения в том, что при средней зарплате тысяч 40 рэ они наслаждаются жизнью и не напрягаются и особо ни к чему не стремятся.

Как Вы сами догадываетесь, уехавших за рубеж заменяют "понаехавшие" из регионов России (к которым я сам и отношусь). В среднем, они обычно более амбициозные и энергичные, ибо надо выплачивать аренду квартиры или ипотеку, родители тебе вряд ли помогут, потому что они в другом городе, да и друзей намного меньше.

Вообще отсутствие быдла и особая история города привела к тому, что среднестатистического горожанина вообще не существует. Особую прослойку составляют люди культуры, разного происхождения - от потомков графьев до романтических натур, приехавших поступать в МУХу, но работающих официантами. (МУХа - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, бывшее Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, откуда и название).

Например, бывшая моя директорша, как-то прочитав очередную новость про вновь найденные полотна Рембрандта, воскликнула: "Ну откуда же они Рембрандта находят?! Я понимаю, у меня за комодом наброски Моне валялись, но Рембрандта то откуда!".

Рокеры и все прочие неформалы как-то сдулись и практически отсутствуют как явление, за исключением проводимых несколько раз в год концертов "Алисы", "Наши в городе", клубов типа "Космонавт" и "Мани Ханей".

Ради справедливости стоит отметить, что существует особый класс молодежи - вернувшиеся из-за границы. Обычно из Европы или Америки. Причины возвращения банальны.

  • Во первых это то, что всю жизнь официантом работать не будешь. А чтобы попасть на должность хотя бы захудалого менеджера по продажам все-таки надо идеально встроиться в культуру западной страны, что далеко не у всех получается.
  • Во вторых - это скукота. Ведь таких больших городов как Питер и Москва в Европе почти нет. Соответственно найти себе компанию или хотя-бы тусы по интересам даже в европейских столицах и уж тем более в штатах довольно сложно.

Каких только качеств не приписывается молвой петербуржцам! Тут и старомодная интеллигентность, и гипертрофированная вежливость, и утонченность мыслей, и загадочность, и непредсказуемость, и неясная тоска во взгляде, и революционный дух...

На самом деле характер настоящего петербуржца довольно сложен и даже несколько противоречив. С одной стороны, основная масса населения действительно традиционно вежлива, доброжелательна и дружелюбна, здесь с удовольствием дадут нужную консультацию, покажут дорогу приезжему, а при необходимости даже и проводят. С другой стороны, при первом знакомстве петербуржцы могут произвести впечатление несколько холодных и сдержанных людей, четко держащих дистанцию с незнакомым человеком. Это во многом объясняется полученным воспитанием.

С детства маленькому петербуржцу внушают, что он живет в культурной столице и не имеет права ее позорить. Конечно, с возрастом многие запреты преступаются, и вчерашние робкие дети превращаются в независимых и свободолюбивых молодых людей, но тем не менее основная масса горожан (конечно, бывают и исключения) старается строить свою жизнь так, чтобы причинять минимум неудобства окружающим. К примеру, никто, даже самый разухабистый панк или увешанный цепями воинственного вида металлист, не войдет внутрь метро с мороженым (можно ведь испачкать кого-нибудь!) или не станет грызть там семечки или бросать пивные бутылки. Здесь все еще уступают место в транспорте пожилым, инвалидам и беременным женщинам (хотя старожилы все равно жалуются, утверждая, что раньше молодежь была гораздо лучше воспитана и вскакивала при первом приближении такого человека) . По мере возможности здесь стараются лишний раз не шуметь, не обращать на себя внимание посторонних, не лезть в чужие разговоры, да и вообще в чужую жизнь. Здесь уважают свою и чужую независимость. Как и все северяне, люди в Петербурге довольно сдержанные и уравновешенные.

Поэтому, если вы хотите чувствовать себя здесь комфортно, постарайтесь тоже соблюдать простейшие правила хорошего тона и не ведите себя вызывающе. Если же вы все-таки совершите что-то не то, скорее всего, вам не сделают замечание (ведь замечание - это тоже невоспитанность, недопустимое вмешательство в чужую жизнь) , а просто неодобрительно (но очень выразительно) посмотрят.

Не принято здесь обращение на «ты» между незнакомыми людьми, так говорят только маленьким детям, а вот к незнакомому подростку вполне могут уже обратиться и на «вы». Для того чтобы перейти на «ты» после знакомства, желательно спросить разрешение собеседника, равно как и на то, чтобы называть его уменьшительным именем. Если сомневаетесь в уместности - лучше называйте на «вы» и по имени-отчеству. В ходу достаточно церемонные обращения, правда, произносимые обычно с несколько ироническим подтекстом: «господа», «дамы» и т.д.

Совсем другими становятся те же самые сдержанные петербуржцы в своей среде, в домашней обстановке, среди друзей и близких знакомых. Это очень открытые, веселые, гостеприимные люди, многие из которых отличаются замечательным чувством юмора. Еще в конце XVIII в. этнограф Иоганн Готлиб Георги утверждал в своем «Описании российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга»: «Гостеприимство есть отличная нравственная склонность санкт-петербургских жителей всех классов». Там же он отмечал, что в этом городе «всякий, даже и самый странный человек легко может найти несколько сходных друзей». Это остается актуальным и для сегодняшнего Петербурга.

Быт и мода

Чисто в бытовом аспекте типичный петербуржец достаточно неприхотлив и не гонится за помпезностью или роскошью, будь то жилище, питание или свой собственный внешний вид. Вас вполне могут привести в гости в обшарпанный подъезд, в старую коммуналку или квартиру с отстающими от стены обоями, и собравшаяся там компания будет себя чувствовать очень уютно и комфортно. Дорогому пафосному ресторану петербуржец, скорее всего, предпочтет более скромное «бюджетное» заведение. И не в силу того, что у него нет денег, а просто потому, что не видит в этом целесообразности. В одежде то же самое - изощренные гламурные изыски вызывают здесь не зависть, а смех, а лощеная безупречность - просто дурной тон. Здесь принято одеваться так, как комфортно самому человеку, большинство людей на улицах предпочитают обычные джинсы, при этом умудряясь выглядеть стильно и современно.

Отношение к деньгам

Отсутствие или недостаток денег здесь не является пороком, который надо скрывать и делать хорошую мину при плохой игре, а вот хвастовство высокими доходами - однозначно моветон. Настоящий петербуржец не стремится посвятить всю жизнь исключительно зарабатыванию и накоплению денег, однако здесь не принято и бездумно их тратить. Здесь считается, что откровенное швыряние деньгами на ненужную роскошь - это от лукавого. Даже те, у кого с финансами все великолепно, предпочитают не разбрасывать их без толку, а тщательно и придирчиво изучают ассортимент магазина или меню ресторана, прежде чем на что-то решиться. Одним словом, во всем приветствуется практичный, рациональный и взвешенный подход в рамках европейской традиции.

Политические настроения

В политическом аспекте Петербург отличается традиционным демократизмом. Известно, что Петербург всегда голосует не так, как Москва или другие части России. Здесь пользуется большой поддержкой демократическая оппозиция, а также частенько голосуют «против всех». Наверное, повлияло и то, что в советское время Ленинград не был столичным городом черных шляп, кожаных пальто и белых кашне, городом Политбюро и ЦК, поэтому он не успел в большой степени пропитаться «партийным душком». В Петербурге высокий образовательный уровень, это город науки и ВПК, инженеров и изобретателей, писателей и художников - одним словом, самостоятельно мыслящих людей, у которых на все есть свое мнение.

Характер горожан

Конечно, все те испытания, что перенес город за свою недолгую, но бурную историю, не могли не сказаться на его людях. За три столетия у них сформировался особый характер - открытый и способный к переменам, свободный, и в то же время способный выдержать любые испытания. Чего только не перенес этот город - в первую очередь, конечно, страшные 900 дней блокады, но было и многое другое - Жданов с его идеологическими вывертами, травлей и уничтожением интеллигенции города, знаменитый «Большой дом» на Литейном, тюрьма «Кресты», красный террор после убийства Кирова, Кронштадтский мятеж и многое другое. Но не страх и подлость, а стойкость и мужество оказались неотъемлемыми чертами характера ленинградцев.

Хочется процитировать строки Виктора Чижикова о петербургском характере: «В Петербурге все не просто. Это не просто дирижер, а дирижер оркестра Ленинградской государственной филармонии, не просто рабочий, а рабочий с Путиловского завода, не просто кандидат наук, а кандидат, защитивший диссертацию в Ленинградском политехническом институте, и цена ему на порядок выше, чем кандидату наук, защитившему диссертацию в другом городе. Видимо, одной из главных черт этого характера является врожденное чувство такта, если хотите, чувство меры, подсказывающее определенное отношение, умение держать себя подобающим образом в определенной обстановке и с определенным собеседником». Одним из самых известных людей - носителей классического петербургского характера был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: внешне мягкий, исключительно внимательный к собеседнику, широко эрудированный ученый, но со стальным стержнем жизненных принципов, за пределы которых не могла его заставить переступить никакая сила.

Большинству петербуржцев присуще благоговейно-трепетное чувство личной сопричастности к судьбе города. С малых лет они привыкли ощущать себя полноценными наследниками всех событий петербургской истории - и величественных, и трагических. Как бы ни относились к городу в то или иное время официальные власти, народная любовь к нему не ослабевала никогда. Петербуржцы поголовно влюблены в свой город. Он для них не просто среда обитания, это живой организм, друг и даже родственник. Все, что в нем происходит, затрагивает каждого. Помните известную песню Александра Розенбаума:

И, растворившись в вас, о жители мои,
Спешу в любви единственной признаться!
Я кожей ощущаю, как горит
Огнем сердечным питерское братство!

Туризм

Петербуржцы много путешествуют за границу. Географическое положение города как «окна в Европу» этому значительно способствует. От любой европейской страны его отделяет не более трех часов лету, а в расположенную в двух часах езды на машине Финляндию многие и вовсе ездят на уик-энд, как к себе на дачу. Часто посещают и соседние прибалтийские страны.

Обобщения и выводы

Итак, что же формирует мировоззрение и образ жизни нынешнего петербуржца? С детства его окружает красота родного города и чувство причастности к великому, ему доступно огромное количество шедевров искусства, до Европы ему рукой подать, он окружен особой романтикой - романтикой города на воде.

Город переворотов и революций пропитывает его свободой духа и стремлением к самовыражению, которое ценится здесь больше, чем внешние атрибуты успеха. Еще в XIX в. французский композитор Гектор Берлиоз, гастролировавший в Петербурге, писал: «Здесь любят все прекрасное; здесь живут музыкальной и литературной жизнью; здесь носят в груди такой огонь, который заставляет забывать и снег, и мороз». В каждом поколении здесь традиционно много поэтов, писателей, художников, музыкантов, причем у каждого из них - свой неповторимый стиль, они не боятся экспериментировать. Петербург - родина отечественного балета, джаза, кино, рок-музыки. Все эти и другие виды искусства продолжают развиваться и находить своих почитателей в Петербурге нынешнем.

Ритм жизни в Петербурге не такой стремительный, как в столице, он более расслабленный и неторопливый. Может быть, в какой-то мере это объясняется тем, что здесь нет такой острой необходимости бороться за место под солнцем, нет (пока!) такой бешеной конкуренции во всех сферах жизни, как в Москве. Взять, к примеру, такой мелкий, но показательный факт, особенно удивляющий (а иногда и раздражающий) гостей из столицы, - в метро, на эскалаторе, спускающемся вниз, люди встают справа, оставляя слева проход для тех, кто торопится. Это нормально, так происходит и в Москве, и в других крупных городах. Однако на эскалаторе, поднимающемся вверх, петербуржцы встают и справа, и слева, не оставляя прохода, - они просто не могут себе представить, что кому-то может прийти в голову бежать по эскалатору вверх. Даже если человек сильно опаздывает, скорее всего, он отнесется к этому философски, но не полезет вверх, расталкивая локтями пассажиров. Такой вот здесь образ жизни - динамичный, как в любом большом городе, но без лишней суеты.

У петербуржцев много общих интересов, которые объединяют людей разных возрастов и социального положения: все они болеют за одну футбольную команду, почитают основателя города Петра Великого, гордятся Эрмитажем и Мариинским театром, летом дружно отправляются на одни и те же пляжи Финского залива или на озера Карельского перешейка, а осенью - в лес за грибами и клюквой. Все они одинаково наслаждаются белыми ночами, опаздывают на мосты, страдают от комаров, мокнут под затяжными питерскими дождями и поскальзываются на обледеневших зимних улицах.

Тем не менее при общей схожести жизни горожан это город «многослойный», город разных течений, не любящих смешиваться. В нем существуют разные, довольно замкнутые круги общения со своими интересами и пристрастиями. Попасть внутрь такого круга не так просто - желательно, чтобы кто-нибудь вас привел и представил, самому навязываться не принято. В зависимости от того, в какой именно круг вы попадете, такое у вас сложится впечатление от посещения города.

Скорее всего, скучать вам здесь не придется - ведь Петербург задает тон и создает новые модные тенденции для всей страны. Это он предложил России первых рок-музыкантов, искусство андеграунда, диджеев, рейвы, фестивали авангардной моды, вечеринки в развалинах старинных дворцов и крепостей и т.д. До сих пор здесь работают всевозможные клубы на любой вкус.

Ну а во всем остальном петербуржцы - такие же люди, как и любые россияне, они так же заводят новых друзей, влюбляются, женятся, растят детей, радуются успехам и переживают неудачи, как и в любом другом месте страны. Поэтому вряд ли у вас могут возникнуть с ними какие-то сложности или проблемы. Будьте дружелюбны и тактичны, и вы заведете себе новых верных друзей и возвратитесь сюда еще много раз.

Россия – слишком большая страна, чтобы иметь всего лишь одну столицу. Поэтому их у нее две: Москва и Санкт-Петербург. Одна обычная и действующая, а вторая – бывшая и культурная.

Хотя оба города можно назвать мегаполисами, их жители в значительной степени отличаются друг от друга. Компания «КОМКОН-СПб» на основании собранных обобщенных данных составила психологические портреты москвичей и петербуржцев и сравнила их. Оказалось, что полученные образы совсем не похожи друг на друга.

Психологический портрет

Оказалось, что москвичи в отличие от питерцев более энергичны и амбициозны. Петербуржцы, в свою очередь, более сдержанны, осторожны, гостеприимны и интеллигентны.

Конечно, это не значит, что все москвичи или питерцы одинаковы. Вовсе нет. Просто здесь описываются усредненные образы. Например, по своему менталитету велика разница между московскими жителями, предки которых проживали в Москве, от перебравшихся в столицу в раннем детстве или в зрелом возрасте.

Образ москвича, скорее отрицательный, чем положительный, сложился именно из-за приезжих, которых в нежном возрасте привезли родители. Некоторые из них из кожи вон лезут, чтобы не отличаться от коренных москвичей, что их обычно и выдает.

Из-за большого количества приезжих москвичи более терпимы к чужакам и толерантны. Питерцы к чужим относятся более настороженно и нетерпимо.

Хотя Москва – более древний город, чем Санкт-Петербург, питерцы более консервативны. Кроме того, они больше тяготеют к Европе и европейской культуре. Все-таки Питер и был задуман Петром Великим как «окно в Европу».

Питерцы более дружелюбны, отзывчивы, общительны, чем москвичи, у которых характер жестче.
Следует еще отметить, что москвич более нацелен на деньги, чем питерец. Последний не считает, что деньги – важнее всего. Просто считает их средством для достижения своих целей и создания комфортных условий для жизни.

Стиль жизни

Несмотря на то, что, Питер – достаточно крупный город, ритм жизни здесь гораздо спокойнее, чем в Москве. У москвичей жизнь более скоростная и агрессивная. Это и понятно, ведь Санкт-Петербург сложился как культурная столица с сильным европейским влиянием. Москва – это, скорее всего, деловой центр, исконно купеческий город, где всегда процветала торговля. Сюда приезжают люди с высокими амбициями, стремящиеся сделать карьеру и добиться высокого материального положения.

Даже свободное время москвичи и питерцы проводят по-разному. Московские жители не прочь «оторваться» в шумной компании малознакомых людей. Среднестатистический петербуржец скорее предпочтет общество близких друзей. Замечено также, что жители Санкт-Петербурга чаще посещают музеи, выставки, классические концерты и другие культурные мероприятия, чем москвичи.

Речевые отличия

Хотя в последнее время разница в манере общения все больше стирается, по разговору можно определить, кто перед вами: петербуржец или москвич.

Если москвичи предпочитают заменять «ч» на более мягкое «ш» (яиШница, конеШно), то питерцы говорят, как пишут.

К тому же некоторые одинаковые понятия они обозначают разными словами. Например, подъезд многоквартирного дома питерцы назовут «парадное». Там не говорят «курица», как в Москве, а скорее скажут «кура». Если в Москве проезжая часть ограничена бордюром, то в Питере – поребриком.

Правда, последнее время москвичи почему-то перенимают питерскую манеру речи и поведения. Возможно, из-за того, что многие в руководстве страны, в том числе и Президент – выходцы из Питера. Может быть, москвичи непроизвольно стараются походить на людей, которые пользуются у них уважением.

203.
"Почему депутаты выглядят идиотами" - 264.
"Новый православный тоталитаризм" - 3975 (sic!)

На последний - и очень для меня важный текст "Понты города Питера" - 11 жалких каментенышей не в тему. Типа, я в Купчино живу, и мне нравица, - так я что, не питерец? (Отвечаю: раз нравица, то нет. Ты купчинец).
Не удивлен ничуть.
Чушка продолжать пожирать все, что под боком, и другого на свиноферме не бывает (забавно, что Мережковский с Блоком прибегали к одному и тому же образу родины-свиньи, только Блок, конечно, выблевывал про чушку совсем уж кровью).
Впрочем, вот сам текст. Кажется, при публикации он ничуть не был сокращен.

Петербургский характер

Существует ли особая порода людей - петербуржцы? Существует ли присущий им петербургский характер, прикрывающий собой, как Пушкина крылатка, культурную столицу России? Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий?.. (Ну, и так далее, школьным стилем, в котором уж целый век нет никакой возвышенности, а лишь равнинная слякоть).
Но хотя стиль умер, вопросы остались. А значит, нужно отвечать.
Так вот, для меня Петербург - никакая не культурная столица России. Музейная - несомненно. Музыкальная - да, если брать сложную, классическую, филармоническую музыку (а еще недавно Петербург был и рок-столицей). Возможно - автомобильная, пельменная, пивная, туристическая столица.
А вот с культурой в смысле чистоты, удобства, ухоженности - тот же швах, что и везде. На улицах грязь; в метро злобы куда больше, чем в Москве; одеты питерцы даже не бедненько, а бог-те-каконько, - и неприветливы при этом, им главное цапнуть свое, и в норку. Да, Невский забран в гранит, но трактор щеткой метет с гранита грязь в никуда. Хренась - по прохожим, по машинам, по зеркальным витринам. А чо? Велели!
Ничего из ряда вон: те же примерно люди-а-чо-велели и в Ярославле, и в Екатеринбурге. Обычные россияне тучных путинских времен, квохчущие над появившейся иномаркой, мечтающие о квартире в доме монолитного железобетона с подземным гаражом, понятие не имеющие, кто такой Лев Лосев или Аркадий Ипполитов, зато хорошо знающие Стаса Михайлова и Максима Галкина. Неяркие. Как Сечин, Кожин, оба Ивановых, Полтавченко, члены кооператива «У озера» и вообще верховное руководство, почти все в нынешнем изводе вышедшее с невских берегов. И главная их особенность вовсе не в особенности, а в банальности, имеющей особенность гордиться местом формирования банальности. Как я рада, как я рада, что мы все из Ленинграда.
Парадокс в том, что, несмотря на все это, петербургский характер и правда существует.
Просто он определяется не отношениями жителей друг к другу (как в Москве или Махачкале), а их отношениями с городской декорацией. Потому что Петербург - единственный крупный город России, в котором такая декорация сохранена, и эта декорация прекрасна. Вот почему в Петербурге устойчиво воспроизводится не просто слой образованных, тонких и при этом нередко гадких людей (отлично показанных в фильме Дуни Смирновой «Кококо»), - а людей, которые без исторической питерской декорации не могут, для которых она важнее всего, власть которой над собой они признают.
И среди чужих они находят родственные души по этому индикатору. Петропавловка, небесная линия, восторг проходных дворов, кессонированных арок, жирных клепок мостов на Обводном канале, солнечная сторона Невского, Павильонный зал в Эрмитаже, - это система паролей, распознавания свой-чужой. Добро пожаловать в клуб, кто понимает.
А поскольку декорация по размерам велика, но по качеству нередко страшна, то лишь в Петербурге возможен трюк, невозможный в других городах: жизнь, бытование не с краю декорации, а внутри. В Петербурге место проживания - ментальный показатель. Да, кажется, журналист и сторонник северо-западной автономии Коцюбинский до сих пор обитает на выселках Витебского проспекта; кажется в ФРГ, Фешенебельных Районах Гражданки, живет профессор писатель Аствацатуров, - но это исключения. Человек с петербургским характером жить на площади Мужества или в Купчино не может.
По счастью, цена расселения или покупки квартиры на Лиговке, на Обводном, в Ротах или в Семенцах почти равна цене квартиры в новеньком доме в спальном районе. То есть существует выбор. Либо - чистенький дом, где скверик, торговые центры и «экология». («Экология» - московское изобретение. Означает гордость за ночевку в районе с относительно низкой концентрацией вредных веществ, платой за которую является ежедневное двухчасовое вдыхание автомобильных выхлопов в пробках). Либо - центр, где негде выгулять ни ребенка, ни собаку, но зато ребенок с детства привыкает, что по потолку идет цветочная лепка и что голые тетеньки держат на своих плечах эркеры и балконы.
Петербургский характер формируется, как алмаз, в условиях давления одиночества, когда твои главные друзья дома и книги, и давно мертвые люди реальнее соседей, - плюс высокого градуса провинциального идиотизма, когда нормально гадить в историю, как в вазу захваченного мутными мужиками Зимнего дворца.
Зато результат давления и температуры впечатляет. Петербург - единственный город в стране, где сегодня вполне себе живы, пьют кофе, покупают мясную нарезку в гастрономе три музыкальных гения: Десятников, Ханин, Каравайчук. Можно попробовать познакомиться. Можно сгонять на лекции по истории Льва Лурье и Евгения Анисимова. Вон идет, окруженный студентами, главный философ страны Секацкий. Где-то не то в Комарово, не то в Репино - Сокуров и Кушнер. Неподалеку Шевчук. Строят на Ленфильме злодейские планы немногословный мрачный Сельянов и похожий на дьякона Балабанов.
Все это люди, полные петербургских понтов. А петербургские понты не могут быть внешними, потому что определяется отношениями не с другими людьми, но с декорацией. А перед Питером кидать понты - это как перед Понтом Эвксинским. Плеснет равнодушно в ответ волной. Кто ты ему?
Петербургский характер - это характер одиночек. Здесь, в завершившем сезон театре с устаревшей машинерией, не зазорно быть одиноким, нищим, несчастным, - тем, кого на дух не переносит и кого зло растаптывает Москва, этим языческим танцем пытающаяся застраховаться от судьбы неудачника. В Питере чтение или уроки сольфеджио - важный и нужный труд. В Питере главные для петербургского характера вещи, насущная пища - музыка, история, стихи и городская стихия - стоят три медяка или вообще даются за так. По питерским набережным, слушая в наушниках Радзинского или Мачинского, так сладко кататься на велосипеде.
И петербургский характер, разумеется, предполагает искреннее равнодушие к тому, что думают о тебе и о твоих словах дурни.