Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением". Конспект урока русского языка на тему: "Безударные гласные, не проверяемые ударением."

Гуриненко Любовь Николаевна
Учитель начальных классов
Октябрьской СОШ
Качирского района
Павлодарской области

Цель: формирование умения распознавать безударные гласные, не проверяемые ударением; запоминание правописания словарных слов.

Планируемые результаты:

Предметные: распознавание безударных гласных, не проверяемых ударением.

Личностные: воспитание заботы и внимания к окружающему миру.

Системно – деятельностные: формирование умения запоминать правописание словарных слов.

Вид урока : урок новых знаний.

Методы : наглядный, словесный.

Оборудование урока: интерактивная доска, карточки, тетради, учебник русского языка.

Ход урока.

I этап урока: Ситуация успеха.

1.Оргмомент. Психологический настрой.

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

– Какое время года? Какое у вас настроение? Выберите листочек, показывающий ваше настроение. Я хочу, чтобы такое настроение у вас сохранилось до конца урока.

  1. Актуализация знаний.

– Ребята, давайте вспомним, над, чем мы работали на прошлом уроке?

– Когда у нас гласные звуки находятся в сильной позиции? (Под ударением)

– Когда гласные звуки находятся в слабой позиции? (Без ударения)

– Что надо всегда помнить?

/В безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук/

– Как проверить безударный гласный звук?

3.Практическая работа по карточкам.

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова по образцу.

Де нёк – день глуха ри – глухарь

п…нёк – _________ кар…си – ________

зв…рёк – _________ кор…бли – ________

ц…почка – _________ сух…ри – ___________

л…сок – __________ рыб…ки – __________

Проверка.

II .Мотивация к деятельности.

1.Выход на новую тему.

На доске слова с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением: сорока, собака, корова, лиса, коза, свинья.

– В каких словах безударные гласные можно проверить? Как? Объясни!

– В каких словах вы не смогли проверить безударную гласную?

Над этим мы сегодня и будем работать.

  1. Сообщение темы и цели урока . Постановка учебной задачи урока:

– Все ли безударные гласные можно проверить?

Минутка чистописания. Н на, насос, нора, нота, неделя, ножницы

I I I этап урока: Учебно – познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Слова для анализа: на доске слова с пропущенными безударными гласными.

Т…традь гр…за

п…нал з…рно

к…рандаш б…бры

– Вставьте пропущенные буквы. Сравните слова первого и второго столбиков.

– Чем они отличаются? Какие гласные подлежат проверке? Все ли гласные можно проверить? Как называются слова с непроверяемыми гласными?

/Слова с непроверяемыми гласными называются словарными. Их нужно запомнить и проверять с помощью словаря/

ФИЗМИНУТКА. Осень.

Буйны ветры налетели,
И деревья зашумели.
Листья сыплются с ветвей.
Зачирикал воробей:
– Скок-поскок, чирик-чик-чик!
Я на солнышке привык!

Туча черная над нами,
Дождь полил, как из ведра.
Снова солнце над горами,
Значит, осень к нам пришла!

– А сейчас мы отгадаем осенние загадки.

Интерактивный тренажёр «Раз – листочек, два – листочек»

– Отгадай загадки, напиши отгадки. Найдите слова – отгадки, в которых нельзя проверить безударную гласную. Подчеркни в словах безударные гласные, которые надо запомнить.

– Ребята, а что такое гербарий?

/ Коллекция засушенных растений/

I V . этап урока: интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий:

С некоторыми словами составьте осенний рассказ.

Наступила осень. Ветер срывает листочки с деревьев. Повсюду листопад. Мы собираем листочки и делаем гербарий.

– Подчеркни словарные слова.

– Ребята, а вам нравится осень? Чем она нравится?

/Осень украшает природу, дарит деревьям разноцветные платья/

– Какие деревья вы знаете?

– Как надо относиться к природе?

Работа по учебнику упр. 118. Игра. Разгадай слова с непроверяемыми безударными гласными.

ГОРИзонт ПОМиДОР сорокА

IV этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Рефлексия: – Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Какое решение вы приняли для себя.

Мне урок понравился…

Мне урок не понравился…

Я всё понял(а)

Я смогу рассказать о том, что узнал(а)

– Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Если у вас осталось чудесное настроение, помашите листочками.

Источники:

Учебник 2 класса. Издательство «Алматыкітап баспасы.»

Дидактический материал по русскому языку Л. В. Засимковой и Е. М. Лосевой – карточки стр. 21

Тема: “Систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемого ударением”.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных на основе знаний формы слова и состава слова.
  • Тренировать в умении находить и проверять безударные гласные.
  • Закрепить алгоритм (план) проверки этой орфограммы.
  • Развивать устную и письменную речь, слованный запас учащихся.
  • Развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки.
  • Развивать интерес к предмету, чувства языка.
  • Формировать навыки сотрудничества.
  • Воспитывать учебную активность.

Оборудование:

  • карточки на доске с символами орфограмм: а , и , е , о , я ; б-п , г-к , в-ф ; л , д , т , в ; сс , бб , нн .
  • картинка,
  • Буратино,
  • листы с конвертами у каждого ребенка на парте,
  • карточки текста с ошибками.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Учитель: Вчера вечером, пока вас не было в школе, третий класс принес Вам задание, которое я повесила на доску.

Открывается доска. На доске карточки, на которых орфограммы, изучаемые в начальной школе.

– Определите, о каких орфограммах третьеклассники хотели вас спросить? (Об безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных.)

– Нам нужно им помочь составить план (алгоритм) работы с данными орфограммами. Все карточки мы оставим на следующие уроки, а вот с этой сегодня поработаем. (Учитель вешает в центр доски карточку ) . Как вы думаете какая сегодня будет тема урока, чем мы будем заниматься? (Безударные гласные в словах, составлять план работы с орфограммой.)

III. Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках

Учитель: Чтобы оказать помощь, нам надо самим вспомнить какие знания мы получили на предыдущих уроках о способах работы с данной орфограммой.

Задание 1. Когда Буратино учился в третьем классе, то в начале урока учитель продиктовал детям словарный диктант, вот как написал Буратино. Какие это слова?

На доске текст:

– Какой прием использовал Буратино при записи этих слов? В чем он ошибся? (Не выбрал букву для написания.)

– Почему ему было сложно это сделать? (Несоответсвие написания буквы, произносимому звуку.)

– Что поможет выбрать букву, которую надо написать? (Проверочное слово.)

– Какие проверочные слова можно подобрать? (Грядки, цены, скалы стрелы.)

– Чем отличается проверочное слово от проверяемого? (Единственным числом, формой: множественное число, окончанием.)

– Назовите способ проверки, применяемый в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.)

– Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, напишите проверочное слово. А Гусева Н. запишет у доски.

Вывод по заданию: записать на доске:

1. Прочитай слово.
2. Найди несоответствие.
3. Поставь ударение.
4. Подбери проверочное слово: измени форму слова.

Задание 2.

Учитель:

Объяснять слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

– Объясните, что означают слова записанные на доске:

Кашевар, маслодел, пешеход, мореплаватель, пчеловод, лесоруб, камнетёс

– Где здесь корни? (Дети называют корни.) В этих словах выделены соединительные гласные о-е . Поставьте ударение, назовите безударные гласные. (Учитель их подчеркивает.)

– Как выбрать какую гласную написать? (Подобрать однокоренное слово, где безударный гласный становится ударным, т.к. корни пишутся одинаково, написать ту же гласную в корне.)

– Устно подберите проверочные слова. (Каша, масло, пеший, море, пчелка, лес, камень.)

Задание 3. Подобрать к словам записанным на доске по два проверочных слова?

Учитель: А сейчас проведем небольшую эстафету: “Чей ряд быстрее?”. Посмотрите на слова. Выделите корень, назовите часть речи?

– Как вы думаете, зачем нужно два проверочных слоава? (Так как это слово с двумя безударными гласными в корне слова.)

Задание 4. Записать предложение с коментированием.

Учитель:

Горка, горочка, пригорки,
Помогите-ка Егорке!
Как ему писать слова:
"На горе растёт трава"?

– Прокоментируйте письмо этого предложения, выделяя орфограммы. Идиков Серёжа комментируют, остальные записывают в тетрадь.
Не вызвало ли у вас сомнение, когда вы записывали слово “растёт”. Назовите безударную гласную, выделите корень? (Безударная гласная – а .)

– А если я вам скажу, что существует слово рост , где ударный гласный [о], а корень – -рост- . Как тогда быть? (Написать ростёт.)

– А вот и неправильно. Вы ошиблись, потому, что не знаете: что существуют корни в которых гласные чередуются, орфограмма “безударный гласный в корне” объясняется подругому. Чередование безударных гласных в корнях: -гор- , -гар- , -лож- , -лаг- , -бир- , -бер- , выбудете изучать в 5-м классе. А теперь правило, по которому пишется слово: растёт . Исторически сложилось, что в корне -рос- пишется гласная [о], в корнях -раст- , -ранд- – пишется гласная [а]. Зная это объясните как пишутся слова, выделяя корень.

выр…с, выр…стает, выр…щенный.

– Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень, подчеркните безударную гласную.

IV. Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова

Задание (текст на доске).

Пришла зима.
[Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые шапки. Мягкий белый кавёр пакрыл халодную землю. В лису звирьки спрятались в сваих норах.]

– Вам нужно отредактировать текст записанный на листочках у вас на партах. Исправьте ошибки, запомните в какой последовательности вы это выполняли, в конце этой работы мы составим план работы для 3-го класса.

Дети выполняют работу на листочках.

– С какой орфогмаммой вы столкнулись, исправляя ошибки?

– Что нужно знать и помнить, чтобы написать без ошибок? Проверка орфограммы имеет свой чёткий, план, алгоритм. Мы составим его вместе. Повторим.

Учитель читает с доски.

– Вспомните что мы делали в первом задании?

Алгоритм

  1. Прочитай слово, текст, найди несоответствие звука и буквы в слове.
  2. Объясни смысл слова, выдели корень и опставь ударение.
  3. Подбери проверочное слово: однокоренное слово или измени форму этого сллова.
  4. Напиши гласную букву, вспомни правописание, проверь по словарю.

Учитель вывешивает на доске алгоритм работы с орфограммой.

V. Итог урока

– Молодцы, хорошо сегодня поработали. Чем мы сегодня на уроке занимались? Что важного мы сегодня сделали на уроке? (Работали с безударными гласными, помогли 3-му классу и составили алгоритм работы с орфограммой.)

– Серёжа Идиков, продолжи за мной предложение: “Сегодня на уроке я…”

VI. Домашнее задание

– На листочках в конвертах написать письмо для ученика 3-го класса: алгоритм работы с безударной гласной в корне слова, чисто аккуратно, без ошибок.

Предмет: Русский язык.

Дата_________ Класс______________

Тема: Безударные гласные, не проверяемые ударением.

Цель: формирование умения распознавать безударные гласные, не проверяемые ударением; запоминание правописания словарных слов.

Планируемые результаты:

Предметные: распознавание безударных гласных, не проверяемых ударением.

Личностные: воспитание заботы и внимания к окружающему миру.

Системно - деятельностные: формирование умения запоминать правописание словарных слов.

Вид урока: урок новых знаний.

Методы: наглядный, словесный.

Оборудование урока: интерактивная доска, карточки, тетради, учебник русского языка.

Ход урока.

I этап урока: Ситуация успеха.

1.Оргмомент. Психологический настрой.

Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Какое время года? Какое у вас настроение? Выберите листочек, показывающий ваше настроение. Я хочу, чтобы такое настроение у вас сохранилось до конца урока.

2. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, над, чем мы работали на прошлом уроке?

Когда у нас гласные звуки находятся в сильной позиции? (Под ударением)

Когда гласные звуки находятся в слабой позиции? (Без ударения)

Что надо всегда помнить?

/В безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук/

Как проверить безударный гласный звук?

3.Практическая работа по карточкам.

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова по образцу.

Денёк - день глухари - глухарь

п…нёк - _________ кар…си - ________

зв…рёк - _________ кор…бли - ________

ц…почка - _________ сух…ри - ___________

л…сок - __________ рыб…ки - __________

Проверка.

II.Мотивация к деятельности.

1.Выход на новую тему.

На доске слова с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением: сорока, собака, корова, лиса, коза, свинья.

В каких словах безударные гласные можно проверить? Как? Объясни!

В каких словах вы не смогли проверить безударную гласную?

Над этим мы сегодня и будем работать.

2. Сообщение темы и цели урока. Постановка учебной задачи урока:

Все ли безударные гласные можно проверить?

Минутка чистописания. Н на, насос, нора, нота, неделя, ножницы

I I I этап урока: Учебно - познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Слова для анализа: на доске слова с пропущенными безударными гласными.

Т…традь гр…за

п…нал з…рно

к…рандаш б…бры

Вставьте пропущенные буквы. Сравните слова первого и второго столбиков.

Чем они отличаются? Какие гласные подлежат проверке? Все ли гласные можно проверить? Как называются слова с непроверяемыми гласными?

/Слова с непроверяемыми гласными называются словарными. Их нужно запомнить и проверять с помощью словаря/

ФИЗМИНУТКА. Осень.

Буйны ветры налетели, И деревья зашумели. Листья сыплются с ветвей. Зачирикал воробей: - Скок-поскок, чирик-чик-чик! Я на солнышке привык! Туча черная над нами, Дождь полил, как из ведра. Снова солнце над горами, Значит, осень к нам пришла!

А сейчас мы отгадаем осенние загадки.

Интерактивный тренажёр «Раз - листочек, два - листочек»

Отгадай загадки, напиши отгадки. Найдите слова - отгадки, в которых нельзя проверить безударную гласную. Подчеркни в словах безударные гласные, которые надо запомнить.

Ребята, а что такое гербарий?

/ Коллекция засушенных растений/

I V. этап урока: интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий:

С некоторыми словами составьте осенний рассказ.

Наступила осень. Ветер срывает листочки с деревьев. Повсюду листопад. Мы собираем листочки и делаем гербарий.

Подчеркни словарные слова.

Ребята, а вам нравится осень? Чем она нравится?

/Осень украшает природу, дарит деревьям разноцветные платья/

Какие деревья вы знаете?

Как надо относиться к природе?

Работа по учебнику упр. 118. Игра. Разгадай слова с непроверяемыми безударными гласными.

ГОРИзонт ПОМиДОР сорокА

IV этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Рефлексия: - Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Какое решение вы приняли для себя.

Мне урок понравился…

Мне урок не понравился…

Я всё понял(а)

Я смогу рассказать о том, что узнал(а)

Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Если у вас осталось чудесное настроение, помашите листочками.

Источники:

Учебник 2 класса. Издательство «Алматыкітап баспасы.»

Дидактический материал по русскому языку Л. В. Засимковой и Е. М. Лосевой - карточки стр. 21

http://www.slideboom.com/people/45621 - Тренажёр

· обучающая: углубить знания о способах определения написания безударных гласных, не проверяемых ударением;

· развивающая: развивать мышление, внимание, аналитические способности, ассоциативное воображение;

· воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, синтаксис, язык и речь.

Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество.

Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Подготовительное упражнение (весь класс)

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Выделенные слова запишите фонетической транскрипции.

1. Соловей на калине то зао..хав, то щ..бетав (Т. Шевченко). 2. Он звезда в небе прол..тела, погасла звезда в..в шине (В. Сосюра). 3. Кр..ло зари румянит тучи в голубом дал..ч..ни (В. Сосюра).

III. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

IV. УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Наблюдения над языковым материалом

Прочитайте выразительно текст.

Какое время года в нем изображена? Обоснуйте свое мнение.

Еще раз произнесите выделенные слова. Какие безударные гласные вы слышите?

С помощью рассматриваемой таблицы определите буквы, которые надо вставить в слова, выпишите эти слова в тетрадь фонетической транскрипции.

Рыбаки допл..вли до Цареградского устья, м..нули ерики и пристали в самом устье до границы. Лодка повернул за острый рог піскуватої косы и вошел в Черное море, пл..вучи под низькимбер..гом. Чер..с несколько верст рыбаки пристали к бер..га и снесли г..сети, неводы и посуда на пл..сковату песчанистую пер..сип, что слалася над морем, одділяючи соленое озеро от моря и ед л..ману. То озеро было когда-то заливом моря. Крутой бер..г озера, что, видимо, был когда бер..гом моря, стоял в тумане, как будто стена, покрытая зел..ной травой; под ним зел..нілоб..гатооч..секрета нет и оситняги (По И. Нечуй-Левицкий).

Найдите предложения с однородными членами. Какую синтаксическую роль они выполняют в предложении? С помощью чего они объединяются?

Найдите предложения с определениями.

По толковому словарю определите значение слов: устье, ерик, камыш, оситняг, сеть.

Работа с таблицей

Ознакомьтесь с таблицей. Внимательно прочитайте правила, запоминая примеры и исключения. Не глядя в таблицу, запишите по два примера к каждому правилу и исключения (если есть).

Безударные гласные, не проверяемые ударением

Способы определения

1. Если безударный звук выпадает:

Внимание! В нескольких глагольных корнях выпадает безударный [ы]:сгибать - согну, начинать - начну, включить - включу, засыпать - засну и др.

палец - пальца, справедливый - правда, май - мая

2. В сочетаниях-ере-, -еле-

сентябрь, черешня, камыш, перейти, шелест, пелена

3. По словарю

воскресенье, понедельник, четверг, пшеница, олень, верблюд, медведь

1. В группах-ри-, -ли - между согласными в открытых складах:

Исключения (согласно произношению): дремать, трещать, дрімливий, дремота, перевирать, слетать

тревога, кровавый, дрожать, колодец, сглатывать

2. По словарю

джигит, фехтование, лимон, режим

Способы определения

3. После г, к, х перед составом с а:

Исключения: пишем и произносим в словах богатырь (силач, великан), барсук, камыш, каморка, каравай

ладно, горячий, летучая мышь, калач, хозяин, халява, много, богач, богатырь

V.ФОРМУВАННЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Комментируемое письмо

Перепишите слова и вставьте пропущенные буквы е, ы. Объясните их правописание. Выделите слова, написание которых проверяется по словарю.

Гал..рея, кр..вавий, вит..г, мат..мат..ка, п..р..тесь, г..рячка, кр.. тический, б..р..жливий, прав..дний, ш..л..стіти, м..нулий, тр..мтіти, г..жим, гр..маться, дж..р..ло, серп..нь, к..чан, вс..г..дыни.

Поисково-исследовательская работа

Подберите к каждому слову по два однокоренных. Подчеркните буквы, обозначающие безударные [е], [ы], [а], [о].

Секретарь, режим, комин, бригадир, ладно.

Творческое конструирование

Перепишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Допишите незаконченные предложения, выбрав слова, предложенные представлены ниже.

Со словами, которые остались, составьте предложение.

Чем можно сделать ошибку в выборе буквы? Что поможет не ошибиться?

На л..вади летает..телик. К..париси очень хорошие. П..рог с ц..булею. Кил..м у д..вана. В ш..нели является к..шеня. П..нал в ч..модані. Тривожусь за д..ктант. В т..атр едем в м..тро. К..рмов..лосипеда. М..нулахв...линя. Б..нзин и сп..рт занимаются по с..кунду. Б..тон крепкий, как м..тал. Ап..тит от ап..льсина и... На календаре...

Слова для справок: Д..тинг, л... мон, м..даль, абр..косы.

Построение ассоциативных пар

Для лучшего запоминания правописания указанных слов подберите к ним ассоциативные пары по образцу.

Образец: чемпион - почетный чемпион, колодец - лед в колодце.

Директор, винегрет.

Физкультминутка

Выполните упражнение, вслух читая стихотворение с соблюдением норм произношения.

Скороговорки

Бабий боб расцвел в дождь -

Будет бабе боб в борщ.

Бобер на берегу с бобренятами бублики пик.

Босой парень сено косит,

Роса росить ноги босые.

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Языковедческий анализ

Прочитайте слова. Охарактеризуйте произношение безударных гласных в корнях слов, объясните правописание.

М..ладья, нак п.., г..н..рал, тр..вога, ч..р..мха, пр..рода, кораб..ль, тер..н, дистанция, л..генда, маст..г, стр..бок.

VII. ИТОГ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполните упражнение из учебника.

Творческое задание: к предложенным словам подберите ассоциативные пары.

Коридор, корреспондент, пирог, бетон, барсук, хозяин.

Выучите скороговорку:

Был Карп и Полукарпа, дапереполукарпився на маленькие полукарпенята.


Конспект урока вокруг одного слова

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: обобщить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение распознавать в словах безударные гласные звуки;

Умение проверять безударную гласную в корне слова (подбирать проверочные слова);

Умение разбирать слова по составу;

Умение подбирать к словам синонимы и антонимы, разбирать многозначность слов.

Личностные:

Умение понимать значимость процесса учения;

Умение трудолюбиво относиться к своим делам;

Умение вести себя вежливо, следуя правилам хорошего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение ставить цель учебной деятельности совместно с учителем и классом;

Умение планировать собственную деятельность;

Умение корректировать свою работу, исправлять ошибки.

Познавательные:

Умение работать с информацией, предложенной в различных вариантах;

Умение анализировать собственную деятельность;

Умение находить причинно - следственные связи;

Умение проводить аналогии.

Коммуникативные:

Умение формулировать высказывания в соответствии с заданным вопросом;

Умение работать в паре.

Оборудование: карточки с заданием для парной работы, плакат «Правила поведения на уроке», интерактивная доска, презентация, карточки с правилом.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

На доске висит плакат: «Правила поведения на уроке» (с ошибками).

Учитель: Ребята, посмотрите на плакат, все вы с ним знакомы. Какие же правила мы с вами уже усвоили?

Учащиеся предлагают варианты ответов.

Учитель: А что же тут не ясно?

Учащиеся: Здесь много орфографических ошибок.

Учитель: Давайте же их исправим.

Учащиеся:

Держи своё рабочее место в ч и стоте. Проверочное слово- ч и сто.

Нельзя кр и чать с места, надо поднять руку. Проверочное слово - кр и к.

Уважайте других и проявляйте д о броту. Проверочное слово - д о брый.

На уроке нельзя разг о варивать. Проверочное слово - г о вор.

Учитель: Молодцы ребята! Скажите, с какой орфограммой вы столкнулись?

Учащиеся: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Постановка цели и задачи урока.

Учитель: Как вы думаете, что нас ждет сегодня на уроке?

Учащиеся: Мы будем закреплять наши знания по данной орфограмме.

Учитель: Давайте поставим основные задачи урока.

Варианты ответов учащихся.

Работа в тетрадях.

Чистописание элементов буквы Ее .

Запись предложения: А подруга егоза, улетела стрекоза.

Учитель: Давайте определим, что же это значит.

Варианты учащихся.

Учитель: Какое же слово вызвало у вас затруднение?

Учащиеся: Егоза.

Запись слова, постановка ударения, деление на слоге. Звуко - буквенный анализ.

Учитель: Как вы думаете, нам это исследование дало какие - то сведения об этом слове?

Учащиеся: Нет.

Карточки с заданием на пару.

Учитель: Перед вами предложения, вы должны списать их, вставить пропущенную орфограмму, подобрать проверочные слова.

Вася был ш_лун. На уроке Света, словно юла - в_рнунья. Игорь - т_хоня по характеру.

Учащиеся:

Шалун - проверочное слово шалость. Вертунья - проверочное слово вертится. Тихоня - проверочное слово - тихо.

Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?

Учащиеся: Эти слова обозначают характер людей.

Учитель: Верно, а какое слово здесь лишнее?

Учащиеся: тихоня. Потому - что остальные слова относятся к непослушным, подвижным людям.

Учитель: Вы правы. А как вы думаете, в предложении: А подруга егоза, улетела стрекоза, находите что - то общее?

Учащиеся: Да, егоза - подвижный человек, словно стрекоза быстро улетел.

Учитель: Давайте теперь дадим этому слову определение.

На экране определение слова: Егоза - слишком подвижный человек.

Учитель: А какие синонимы есть у этого слова?

Учащиеся: Непоседа, шалун, вертун.

Учитель: А антонимы?

Учащиеся: тихоня, спокойный человек.

Учитель: Совершенно верно. Как вы считаете, это современное слово?

Учащиеся: Нет, это слово уже вышло из словарного обихода современного человека.

Физминутка.

Закрепление изученного материала.

На экране предложение: Ребята отправились в поход на Егозу.

Учитель: Почему же это слово пишется с большой буквы?

Варианты ответов.

Учитель: Егоза, ребята, это не только относится к человеку, но еще и есть такая гора на Южном урале. Подберем проверочное слово - гора.

Учащиеся: Г о ра - г о ры, г о рный.

Учитель: А теперь запишем еще одно предложение.

На экране: Летом мы купались в тёплой воде Егозы.

Учитель: Опять написано с большой буквы, чтобы это могло значить?

Варианты ответов.

Учитель: Егоза - река в Челябинской области. Подберем проверочное слово - река.

Учащиеся: Р е ка - р е ки, р е чка.

На экране: Вокруг забора папа прикрепил егозу.

Учитель: А здесь как понять это слово?

Варианты ответов.

Учитель: Так же егозой называют вид проволоки, которая закручена спиралью. Давайте подберем однокоренные слова к слову - прикрепил.

Учащиеся: Прикрепил - открепил, закрепил, крепёж, скрепка, крепление.

Учитель: Молодцы. Что дало нам понять это задание?

Учащиеся: Что у этого слова много значений.

Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, что сегодня мы с вами узнали нового?

Варианты ответов.

Учитель: Достигли ли мы цели урока, выполнили все пункты?

Варианты ответов.

Учитель: Как вы думаете, для чего мы с вами работали сегодня с одним словом?

Варианты ответов.

Рефлексия.

На экране рисунок с изображением солнца.

Учитель: Посмотрите на это солнце, каждый его лучик - ваше достижение. Подумайте, где сегодня вы достигли цели. А где были ваши трудности. Давайте с вами выберем пути преодоления этих трудностей.

Варианты учащихся.

Домашнее задание.

Учитель: домашним заданием у вас будет поработать со слово житник. Как вы думаете, что оно значит?

Варианты ответов.

Учитель: Вот вам это и предстоит выяснить дома.