Какие водоемы родного края ты знаешь. Водоёмы нашего края. на поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. родник: после дождя и растаявшего. Очень нравится нам все делать по порядку

Организация режимных моментов

в группах детей раннего возраста.

Физиологические и педагогические основы режима дня.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест среди условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка. Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

  • определенная продолжительность занятий и рациональное сочетание их с отдыхом;

Регулярное питание;

Полноценный сон;

  • достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

  1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.

3. Необходимо обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4 . Создать благоприятную эмоциональную обстановку , т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным . Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

  1. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

  • Принцип последовательности.
  • Принцип постепенности.

Методические приемы и правила организации режимных процессов.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

  1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры .
  2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.
  3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
  4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).
  5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью .
  6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.
  7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).
  8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
  9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия .

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Методика проведения режимных моментов

и их значение в воспитательном процессе.

В первую очередь необходимо воспитывать активность и самостоятельнось.

Большое внимание следует уделять формированию культурно-гигиенических навыков.

Какие же навыки мы должны формировать?

Уже к году у ребенка должно быть сформировано чувство чистоты своего тела.

К 1 году ребенок должен научиться пить из чашки самостоятельно.

Формирование навыка еды . К 1г.6 мес. учим есть самостоятельно.

Навык мытья рук . До 1г.6 мес. – учим принимать участие в умывании – подставлять руки под струю воды. С 1г.6мес.- учим мыть руки, к 2-м годам с помощью взрослого (который засучивает рукава, подскажет, как мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки сам. На 3-ем году этот навык совершенствуется и ребенка начинаем приучать также с помощью и под контролем взрослого к самостоятельному умыванию: мыть руки, лицо, сухо вытирать полотенцем. Учим пользоваться салфеткой, носовым платком, индивидуальным полотенцем.

Навык одевания и раздевания. До 1г.6мес. – ребенок должен принимать участие в раздевании: снимать ботинки, носки, шапку (по просьбе взрослого малыш нагибает голову, протягивает руку). К 2-м годам он должен научиться снимать расстегнутые взрослым части одежды (ботинки, колготки) и с небольшой его помощью надевать, (натягивать), отдельные части своей одежды, понимать назначение одежды, называть ее. К 3-м годам ребенок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых: снимать и надевать одежду в определенной последовательности, развязывать шнурки, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, складывать одежду, замечать неполадки (спущенный гольф, расстегнутую пуговицу и др.), и с помощью взрослого приводить себя в порядок.

Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление .

Специфика организации режимных процессов.

Организация проведения прогулки . Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4-4,5 ч. в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.

Прогулка проводиться в любую погоду , за исключением неблагоприятных условий (до –15 градусов зимой). Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м./сек. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки , потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Особое значение в режиме имеет методически правильная организация процесса кормления . Воспитатель во время еды сообщает детям знания

и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Обращаем внимание на нравственное воспитание , основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.

Большое значение имеет положительный пример взрослого . Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10-15 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Согласованность в работе персонала группы.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком. Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи, чтобы малыши, севшие за стол первыми, кончили есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. (Сон малышей должен длиться 2,5-3часа).

Сервировка стола:

Требования: в группе 2-го года жизни - чтоб стол был чистым; на 3-ем году жизни - обязательны салфетки (бумажные, матерчатые), хлебницы. Где есть возможность – скатерти, индивидуальные салфетки. Со второй половины года ставим на стол 3-е блюдо (компот). Дети быстро привыкают и едят аккуратно. (Столы и стулья должны быть промаркированы.)

Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой).

Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Используемая литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
  2. «Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М.Ляминой.
  3. «Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.
  4. «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет», «Просвещение» 2003г. - авторы: Г.Г. Григорьева и др.

5. «Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева.


Ø А как называется наша речка (озеро)?

Ø Кто знает, почему она имеет такое название?

Ø Какого цвета вода в реке?

Ø Мутная или прозрачная?

Ø Берега у реки пологие или крутые?

Ø Какие растения растут по берегам?

Ø Водятся ли рыбы в нашей реке? Какие?

Ø А какие водоемы вы еще знаете?

Работа со схемой (рис. 17)


Рис. 17 . Схема водоемов

Сказка о ручейке

Учитель . Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди иногда коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой… Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.



Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хоть сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

После прочтения сказки проводится беседа о значении воды в жизни человека. Основные вопросы беседы:

Ø Почему веселый ручеек ушел от людей?

Ø Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Ø Смогли бы люди жить без воды?

Ø Где встречается вода в природе?

Наша страна богата водоемами. Это и делает ее прекрасной. Водные богатства Беларуси - это реки, озера, водохранилища, пруды, подземные воды. Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

Игра «Будь внимательным»

Ученикам предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки. На другой - тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача - найти отличия.

Подведение итогов игры.

Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?

Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.

Когда в курсе природоведения изучают тему "Водоемы нашего края", педагог знакомит детей с теми водоемами, около которых они живут, – ведь эти природные объекты ближе и понятнее, чем те, которые находятся на расстоянии.
Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники должны уметь называть крупные реки, озера и моря нашей страны, показывать их на карте.
Материал, предложенный нашими авторами, поможет расширить кругозор ваших учеников, приблизить далекие природные объекты, вызвать у ребят интерес к их изучению.
А тему мы назовем "Водоемы нашего края".

Хамида АКИЛОВА,
Астраханская обл.,
с. Тузуклей

Поволжье

Тема. "Водоемы нашего края. Поволжье".

Цели. Познакомить с разнообразием водоемов родного края, составить устное описание главной реки нашего края – Волги; раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Оборудование. Физическая карта, названия станций, схематическое изображение Волги с рукавами для учителя и детей, лист с заданиями для тестирования, выставка книг, Красная книга (Астраханская страница), кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова астраханского поэта Б.Филиппова.

Здесь нет лесов –
Солончаки,
Да камышей густые гривы,
Да Волги-матушки реки
Необозримые просторы.

Сегодня мы отправимся в новое путешествие по родному краю и познакомимся с его водоемами, их значением.

III. Знакомство с новым материалом

У. Водоемы – это места скопления или хранения воды. Водоемы бывают искусственные и естественные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.
К естественным относятся ручей, река, озеро, море.
К искусственным – водохранилище, пруд, канал.
Какие водоемы нашего края вы знаете?

Дети отвечают.

– Вами была названа река Волга.
Волга – это естественный или искусственный водоем?

Д. Естественный.

У. Чтобы лучше познакомиться с Волгой, мы совершим путешествие по станциям.
Первая станция – "Историческая". Река Волга – самая длинная река в Европе, это национальная гордость России. Только эту реку называют самым дорогим словом на земле – "матушка". С какой гордостью каждый астраханец сообщает, что он родился и живет на Волге! О ней слагают песни, сказания, легенды.

Заранее подготовленный ученик рассказывает одну из легенд.

Д. Сведения о Волге встречаются в трудах ученых и путешественников Древних и Средних веков. Первое упоминание о ней – как о реке Ра, затем она описывается под именем Эдель, но чаще Этиль. Предполагается, что современное название реки произошло от древнерусского слова "волога" – влага. На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 метров над уровнем моря выбивается на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Этот тоненький ручеек и дает начало реке Волге, которая впадает в Каспийское море.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

У. На первых десятках километров узенькая Волга протекает через несколько небольших озер, и только после впадения в нее реки Семежаровки вытекающая из озера Селигер Волга становится полноводной. Течет эта река по низинам Восточно-Европейской равнины.
Путешествуя дальше, мы оказываемся на станции "Географо-краеведческая". Вспомните, что такое исток, устье, приток, рукав.

Д. Исток – это место, где река начинается.
– Устье – место, где река впадает в озеро или море.
– Приток – река, впадающая в другую реку или море.
– Рукав – ответвление от главного русла реки.

У. Долгий путь – 3530 километров проходит Волга от истока до впадения в Каспийское море, принимая все новые и новые притоки. В нижнем течении у Волги притоков нет. Около города Волгограда она поворачивает на юго-восток к Приволжской низменности, у города Волжского от нее отделяется к востоку крупный рукав – река Ахтуба, к северу от города Астрахани от Волги отделяется рукав Бузан. Самыми крупными рукавами являются реки Бахтемир, Болда, Кигач.
От рукава Болда отделяется маленькая речка Тузуклейка, на берегу которой мы с вами живем.
Положите перед собой схемы. Обозначим на них названия рукавов реки Волги.

Дети выполняют задание вместе с учителем.

– Для реки характерно весенне-летнее половодье. Течение спокойное, медленное, зависит от поверхности (равнинное).

IV. Физкультминутка

У. Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! Хороша водица.
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали все домой.
Раз-два – выше голова!
Три-четыре – руки шире!
Пять-шесть – тихо сесть.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Следующая станция – "Исследовательская".

Водоемы – это места, где живут разнообразные живые существа. Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах обитает очень много разной рыбы. Давайте исследуем, какую рыбу можно встретить в наших реках.

Отгадайте загадки.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.

Д. Сом.

У. Толстый, жирный, не ленивый
И по-своему красивый
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его...

Д. Сазан.

У. Я скажу, не хвастая, –
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывет,
Мне на зубы попадет.

Д. Щука.

У. Ах, ты, модница-красавица,
Твой наряд всем очень нравится!
За красные плавники тебе "пять" –
Ярка рыбка...

Д. Красноперка.

У. А каких еще рыб вы знаете?

Дети отвечают.

– Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? Какие растения растут в водоемах?

Выслушиваются ответы детей.

– Разгадайте кроссворд, и вы назовете еще несколько растений, встречающихся на Волге.

На доске:

Вопросы

По горизонтали :

2. Водяной орех.
4. Сам стоит он в луже, и промокли лапки,
Голова снаружи в темно-бурой шапке.

По вертикали :

1. Ближний родственник рогоза.
3. Роза Каспия.

Ответы

По горизонтали : 2. Чилим. 4. Рогоз.

По вертикали : 1. Камыш. 3. Лотос.

У. К сожалению, многие растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Учитель показывает растения.

– Если вы хотите больше узнать о растительном и животном мире родного края, я предлагаю вам прочитать эти книги.

Учитель показывает книги об Астраханском крае, реке Волге.

– Прочитайте их, и вы откроете для себя таинственный мир природы нашего края. В природе прекрасно все, но вода – краса всей природы.

Мы достигли станции "Промышленно-хозяйственная". В теле рыб содержится до 70–80 процентов воды. Растения тоже не могут обойтись без воды. Вода доставляет из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений, испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева.
А как вы думаете, для чего нужна вода?

Д. С помощью воды мы пьем, готовим, моемся.

У. Вода необходима не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, она нужна для поддержки чистоты в жилищах. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. По реке человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты, лес, машины. Вода, отведенная в оросительные каналы, позволяет выращивать хорошие урожаи. На фабриках и заводах вода используется для изготовления бумаги, выпечки хлеба и еще для многого другого.
Наша самая последняя станция – "Экологическая". Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

У. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Д. Наверное, вода в речке была грязной.

У. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью, так как он пьет воду, использует в пищу разнообразных животных и растения.
В Волге и в нашей речке содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие средства и другие вредные примеси.

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
Что надо делать, чтобы так было?

Д. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.

VI. Итог урока

У. Вот мы и познакомились с водоемами нашего края. Что нового вы узнали о Волге?

Выслушиваются ответы детей.

– Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме "Водоемы", предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. К искусственным водоемам относятся:

а ) море;
б ) водохранилище;
в ) озеро.

2. Началом реки называется:

а ) рукав;
б ) устье;
в ) исток.

3. Ответвление от главного русла реки называется:

а ) приток;
б ) рукав;
в ) исток.