Интересный рассказчик. Выбери историю, которая важна тебе самому. Подстраивайтесь под тембр голоса, скорость речи, манеру говорить и интонации


Речь – один из самых простых инструментов общения. Банально? Нет, потому что это один из сложнейших инструментов общения. И если вы умеете говорить красиво и интересно – это +1000 баллов к вашей харизме. Именно выразительная речь ведет за собой людей и превращает обычного человека в лидера. На самом деле, для того, чтобы понять, как научиться рассказывать интересно, не нужны ни ораторские тренинги, ни актерские курсы. Мы делаем себя сами.

Читаем

Как ни странно, но для обучения красивой речи нам больше нужно чтение и письмо. Кто, как ни классики, научат вас, как интересно рассказывать истории. Если Достоевский и Толстой кажутся вам скучными, то ищите хорошую современную литературу. Главное, чтобы написана она была хорошим языком. Хорошая пресса и интересные блоги тоже вам в помощь, тем более, что многие талантливые писатели современности их ведут активно.

Уделяйте внимание и литературе специализированной. Так вы и кругозор расширите, и словарный запас тоже. Почитайте классические труды, посвященные красноречию (и современные тоже), запоминайте новые слова и словосочетания, а если вам понравилось какое-то выражение, подслушанное на улице – не бойтесь брать в обиход.

Тренируйте письменные навыки

Они тоже научат рассказывать интересно. Возможно, вы не станете классиком, но дневник вам пойдет на пользу, как и личный блог. Передавайте эмоции, записывайте все самое интересное, что с вами происходило за день. Ведение дневников, кстати, не дает состариться мозгу, поэтому слабоумие вам точно грозить не будет.

Строим предложения правильно

Для этого не нужно возвращаться в школу и учить русский язык. Достаточно упомянутого выше полезного чтения и дневников. Хорошо, если в дневнике вы записываете не короткие фразы, а пространные рассказы со всеми деталями и диалогами. Если вас ждет выступление на публике, можете для начала записывать интересные слова и фразы, связанные с темой выступления. Можете послушать людей, которые умеют интересно рассказывать и перенять что-то из их манер, попробовать понять, как они делают истории интересными.

Увеличиваем словарный запас

В помощь нам снова-таки чтение самой разной литературы, а еще общение с людьми разных специальностей и увлечениями, от которых вы далеки. Старайтесь сразу же узнавать значение нового слова.

Ищите трудные книги, старайтесь делать их понятными для себя.

Выделяем главное

Возможно, вам лично интересна история с кучей подробностей, особенно если она вызывает приятные воспоминания. Но поверьте, большинство слушателей это сильно утомляет. Просто представьте, что читаете детектив с интереснейшим сюжетом и интригой, но написанный с зашкаливающим количеством подробностей и описаний. Он быстро вам наскучит. В своих историях выделяйте главное и отметайте все мелкие и не особенно нужные детали, иначе история будет очень занудной.

Для этого вам нужен лишь диктофон. А еще - ручка, чтобы записывать все ваши «это самое», «например», «как бы» и прочий хлам. Избавиться от них непросто, но попробуйте.

  • Учитесь выступать и рассказывать не только своим друзьям и домашним, но и при большом скоплении народа.
  • Уверенность в себе позволит держать вашу речь под контролем.
  • Тренируйтесь перед зеркалом, работайте над мимикой и жестикуляцией. В этом также поможет школа имиджа, актерские курсы и т.д. Но зеркало надежнее.
  • Тренируем и дикцию. Здесь снова в помощь театральная студия и головоломные скороговорки.
  • Если вы сумеете найти несколько интересных историй или моментов, то даже о сухих скучных фактах можно рассказать захватывающе.
  • Истории можно рассказывать по разному. Например, можно несколько интересных историй собрать вокруг главного сюжета. Они могут переплетаться друг с другом, но быть связанными с центральным рассказом.
  • Можно начинать рассказ с середины, с самой кульминации. Так вы людей заинтригуете и заставите себя слушать.

Практика

Начните тренировки в компании хорошего друга или кого-то из домашних. Сидя в комнате, выбирайте любой из объектов, которые в ней есть, хоть предмет мебели, хоть случайно оказавшаяся в спальне вилка. Начните свой рассказ об этом предмете и следите, чтобы он был конструктивным и связным, а еще – интересным. Также определитесь с промежутком времени, в течении которого будете рассказывать.

Начинаем с пяти минут, дальше можно ваше время и увеличить. Пускай слушатель оценивает ваш рассказ о вилке: бы ли он интересным, связным, информативным. Кстати, лекции в лекции на пять минут о вилке – это не так просто, как вы подумали. Особенно если в лекции нет повторов, междометий или отступлений. Важно, чтобы слушатель всегда был один и тот же и он мог наблюдать за вашим прогрессом.

Ощутив почву под ногами, начинайте рассказывать истории в компаниях или незнакомым людям.

Со временем это будет становиться все проще, а истории – все более захватывающими.

Стремитесь ли вы стать более интересным собеседником? Приходилось ли вам выступать публично, убеждать в чем-то других людей, защищать свои идеи? Если вы хотите говорить убедительно, доступно и захватывать интерес слушателей с первых секунд – то вам просто необходимо стать хорошим рассказчиком.

Стив Джобс в своей самой знаменитой речи перед выпускниками Стэнфорда рассказал три захватывающие истории. Мартин Лютер Кинг использовал более десяти историй в своем выступлении “У меня есть мечта”. И даже Христос находил учеников, рассказывая притчи.

Речи этих людей изменили мир, и своим успехом они многим обязаны хорошим историям. Что же заставляет нас так верить рассказам?

Дело в том, что мы подсознательно настроены на восприятие историй, и воспринимаем их гораздо лучше чем сухие факты или статистику. Они намертво приковывают наше внимание к выступающему, поскольку услышав начало истории возникает непреодолимое желание узнать ее развязку.

Наш мозг во всем ищет смысл, а смысл хорошей истории открывается только в конце. Поэтому хороший рассказ действует подобно приманке, зацепившись за которую невозможно переключится на что-то другое, не дослушав до конца.

Как развить мастерство рассказчика

Можно ли научиться хорошо рассказывать истории? Многие думают, что это сложно, но если регулярно заниматься – вы сможете стать довольно интересным рассказчиком.

Вот несколько упражнений, которые помогут вам в этом.

1. Каждый день записывайте несколько историй. Пусть у вас войдет в привычку записывать вечером три истории, например, о прожитом дне. Делайте их краткими, но содержательными. Используйте максимальное число описательных характеристик (однако не “уплывайте” далеко в подробности о чем-то одном).

Например, можно сказать “стоял мужчина в серой куртке”, но лучше сказать – “стоял седоватый мужчина с аккуратной стрижкой, в хорошо лежащей серой куртке”. Это, кроме того, может быть интересным способом ведения дневника. Кто знает – может быть, когда-нибудь ваш дневник станет бестселлером.

2. Рассказывайте записанные истории вголос (но не читайте). Меняйте интонации и выделяйте определенные слова, чтобы сделать рассказ интереснее. Запишитесь на диктофон и проанализируйте запись – намного важнее то, кАк вы говорите, а не чтО вы говорите. Вы сами услышите свои ошибки.

3. Слушайте истории других ораторов (например, много ораторов на TED начинают свои выступления с историй).

4. Пишите истории чтобы доказать некоторую точку зрения.

Попробуйте составить истории, в которых мораль будет такова:

Нужно переступать через свой страх

Эмоции и симпатии действуют сильнее логических доводов

Принимая решение спешить нельзя

- (придумайте свою мораль)

Если вы действительно хотите научиться хорошо рассказывать истории, то нужно усердно работать, и теперь вы знаете как. В свой ежедневный план (у вас его еще нет? пора завести) внесите несколько упражнений из вышеперечисленных, например, “записать одну историю о сегодняшнем дне, придумать историю на заданную мораль и рассказать их вголос”.

Выполняя упражнения ежедневно, через месяц-другой вы сможете придумывать истории прямо на ходу, рассказывать о происшествиях захватывающе и оказывать мощное влияние на слушателей всего лишь рассказывая истории.

Способность вести увлекательную беседу всегда была в цене: от древних времен до современности.

Это умение - признак образованности и высокого уровня интеллекта.

Интересный собеседник - центр любой компании, который легко общается с малознакомыми людьми.

Занимайтесь чтением и написанием текстов

Читайте классику

Покажется странным, но научить красивой и правильной устной речи может чтение и письмо. Классики мировой литературы бесспорно научат интересно рассказывать даже о самых обыденных вещах.

Чтение специальной литературы расширит кругозор и лексический запас. Прочитайте работы по риторике, старайтесь запоминать слова, которые вам незнакомы, используйте новые речевые обороты, подслушанные где-то.

Ведите дневник

Это тоже научит вас рассказывать истории интересно. Скорее всего, вы не станете великим писателем, но ведение личного дневника или блога поможет отточить навыки рассказа.

Красочно описывайте эмоции, пишите о самом необычном и интересном, что произошло за последнее время. Дневниковые записи поддерживают мозговую активность, поэтому и старческое слабоумие вам грозить не будет.

Учите стихи и читайте их вслух

Проявите интерес к поэзии, учите наизусть. Читайте стихи с выражением. Такие тренировки разовьют память, умение ценить красоту, расширит общий кругозор. Запоминайте изречения известных личностей, скороговорки, пословицы, анекдоты. Вашим друзьям может понравиться их применение в беседе в правильный момент.

Научитесь управляйть беседой

Используйте методы аутотренинга

Стоя перед зеркалом, рассказывайте истории на разные темы: от садоводства до астрономии. Зеркало поможет скорректировать мимику и жесты, если это покажется необходимым. Для их отработки изучите специальную литературу о языке жестов.

Используйте диктофон для самозаписи

Резюмируйте беседу

Нужно научиться выделять главное. Это одинаково относится и к письменным источникам, и к устной речи. Подводите итог сказанного собеседником. Такой прием превратит вас в незаменимого слушателя, который действительно умеет слышать речь другого человека.

Будьте уверены в себе

Аудитория не посчитает интересной речь, если тот, кто ее произносит, не чувствует себя уверенно. Запинки, слишком затянувшиеся паузы, блуждающий взгляд, дрожащий голос свидетельствуют о страхе и нервозности. Особенно важен зрительный контакт со слушателями, это признак уверенности в себе и своих словах.

Мюнхаузен, Рональд Рейган — были отличными рассказчиками. Пересмотрите их видео на Youtube. ;)

Как построить композицию истории? На что стоит обратить внимание?

Яркое начало (интригующее название)

Желательно придумать для вашей истории яркое, привлекающее внимание, интригующее название:

  • «Хочу рассказать, как я выиграл миллион долларов…»
  • «Я вам уже это рассказывал про то, как я падал с 10-го этажа? Ну-ка слушайте…»
  • «Однажды меня пыталось завербовать ЦРУ. А началось всё ещё в университете…»

И совсем не обязательно, чтобы потом в вашей истории вы выиграли этот самый миллион или на самом деле падали с 10-го этажа. Цель названия — привлечь, зацепить внимание аудитории, как на крючок. И если ваше название это делает, то отлично. Если нет — то стоит подыскать более интригующий заголовок для вашей байки.

Эффектная завязка

Хорошее начало — половина дела.

Платон

Иногда историю начинают рассказывать издалека, перечисляя скучные, не относящиеся к делу детали.

Как-то раз в истории с названием «Схватка с акулой» первые четыре минуты оратор зачем-то рассказывал, как они покупали путёвку, потом собрали вещи, потом ехали в аэропорт, потом летели, потом добирались до отеля, потом селились… И только за 1 минуту до конца отведённого времени он наконец перешёл к сути: как надели акваланги и начали спускаться под воду.

Нарастание напряжения

Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.

Рилберт Кит Честертон

Каждое последующее предложение в вашем рассказе должно способствовать нарастанию напряжения. Ваша задача — нагнетать эмоции, волнение, интригу. Пусть слушатели внимают, затаив дыхание. Пусть у них замирает сердце и с каждой секундой растёт интерес к вашему рассказу.

Все фразы, не способствующие нарастанию напряжения, безжалостно выкидывайте из рассказа. Либо переделывайте их так, чтобы они добавляли накала страстей в вашу историю.

  • Такая жёсткая цензура к тому же сделает ваш рассказ максимально кратким. Более 3-4 минут удерживать слушателей в постоянном напряжении способны только мастера, поэтому старайтесь уложить свою историю в четыре минуты!

Кульминация и развязка

Если в первом акте на сцене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить.

Антон Павлович Чехов

И когда напряжение уже достигло предела и слушатели уже изнемогают от любопытства: «Ну, чем же завершится история???», — приходит время для кульминации!

  • Кульминация подобна «мёртвой петле» в американских горках. Всё, что было до неё, — только подготовка. Кульминация — пик переживаний, взрыв переполняющих изнутри эмоций.

Развязка

В момент развязки раскрываются секреты, разгадываются тайны, решаются загадки, совершаются чудеса, происходит сброс накопленного напряжения. Хорошая развязка — это нечто неожиданное. Как в хорошем детективе — до последней секунды неизвестно, чем завершится повествование.

Завершение-мораль

Самым важным из всех слов мне представляется последнее слово.

Бертольт Брехт

С завершением нельзя тянуть. Долгие разглагольствования после кульминации смажут впечатление от всей истории.

  • То есть через 1-2 фазы после кульминации (пока вы ещё на пике) — уже пора завершать ваше повествование.

Чтобы завершение не было слишком примитивным: «Вот такая произошла история», — опытные рассказчики обычно завершают неким выводом (моралью), который делают из своей байки. Это может быть пословица, поговорка или концовка собственного сочинения.

  • «Так что, друзья, не в деньгах счастье, а в…» (к истории про выигрыш миллиона долларов).
  • «Береженого бог бережёт» (к истории про падение с 10-го этажа).
  • «Не всё то золото, что блестит» (к истории про вербовку ЦРУ).

Такое завершение делает рассказ более ярким и запоминающимся. В конце истории появляется как бы восклицательный знак, чётко обозначающий завершение истории. Иногда даже неудачный рассказ можно спасти красивой и интересно моралью, которая звучит в конце. Так что — подбирайте для своих рассказов сильные завершения.

Невербальная подача истории тоже должна быть на высоте.

Драматизация

Играйте эмоциями, интонациями. Добавляйте актёрского мастерства. Не бойтесь переиграть! Ваша история должна быть маленьким шоу. Спектаклем одного актёра. Делайте её яркой, насыщенной, живой!

Рисуйте образы

Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистичной манере.

Станислав Ежи Лец

По ходу вашего рассказа у слушателей перед глазами должно пронестись увлекательное кино. Поэтому важно, чтобы ваши слова вызывали красочные образы-картинки в воображении слушателей.

Можно сказать: «Подошёл ко мне человек и спросил, сколько времени». Но здесь нет образа, картинки. Поэтому такая фраза сильно не цепляет.

А если: «Подходит ко мне мужик. Рост 2 метра. Борода, как у Карла Маркса. Вместо зубов — золотые коронки. На лбу татуировка — серп и молот. И хрипло так спрашивает …» Здесь уже есть образ-картинка, которую легко представить.

Кормите слушателя вкусными, яркими образами-картинками!

Держите паузы

Подороже «продавайте» свою кульминацию!

Пауза в нужном месте способствует нарастанию напряжения. Поэтому в самые важные моменты не торопитесь и держите паузу. Особенно перед кульминацией.

Один вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится. Обернулись, а это Вася с ведром воды вернулся».

Другой вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится… Обернулись… все напряжённо вглядываемся в темноту… А тут ещё Лайка вдруг заскулила и хвост поджала… У нас мурашки по спине… Лица бледные… Все как будто оцепенели…» И продолжаем нагнетать напряжение, держать паузу до тех пор, пока на лицах слушателей не появится: «Ну! Давай же! Нет сил больше терпеть!»

Подороже «продаём» свою кульминацию! С помощью паузы добавляем накала страстей и напряжения в своё повествование!

От первого лица

Даже если история произошла не с вами — лучше рассказать её от своего имени. Потом, уже после кульминации, можно раскрыть карты — дело, мол, произошло не о мной, а с моим другом. Но по ходу рассказа вовлечь слушателей в вашу историю будет намного проще, если вы говорите от первого лица.

Краткость

Ничто так не портит хорошую историю, как многословие оратора. Оптимальное время для байки от 4 до 5 минут. Не больше! Будьте талантливыми — рассказывайте кратко!

Упражнение: история дня

Развивайте способность видеть интересное в своей жизни

Возьмите за правило каждый день за ужином рассказывать, что интересного произошло с вам сегодня. Для этого нужно найти хотя бы одну минуту в течение дня, когда вы стали свидетелем или непосредственным участником события, о котором стоит поведать близким.

  • Это упражнение развивает помимо навыков рассказчика, ещё и способность «видеть» интересное в своей жизни. А также умение из самого обычного происшествия сделать историю-конфетку, которую все с удовольствием будут слушать.
Cо-основатель проекта «Объясняшки» и Лаборатории Упаковки Смыслов

Тема сторителлинга набирает популярность. На прилавках можно найти немало переводных книжек, отчасти или целиком посвящённых сторителлингу. К сожалению, ни в одной из них мне пока не удалось найти объяснения, почему рассказывание историй особым образом воздействует на сознание человека, и воздействует ли. Не берусь утверждать, что я нашёл ответ, но мне кажется, что истина где-то рядом.

Давайте посмотрим на пример, приведённый в книге Ли Лефевера «Искусство объяснять» . Это два разных способа объяснить, что такое блог – в виде последовательности фактов и в виде истории.


Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. Зато история всплывёт в памяти. Почему? Если компьютер просто фиксирует весь поток информации, то наш мозг устроен хитрей: ему важны не сами данные, а их интерпретация. Все мы, хотим или не хотим, настроены на критическое восприятие. Не только факты имеют значение, но и внутренняя предрасположенность к их принятию. То есть любые слова и явления для нас существуют только в контексте. Единственная информация, которую каждый из нас принимает на 100% - это личный опыт. Мозг настроен на то, что нужно доверять своим чувствам.

Причём же тут сторителлинг? Мне кажется, это способ взломать защиту мозга и подсунуть ему информацию под видом собственного опыта. Чтобы это сработало, нужно обеспечить несколько базовых условий.

Первое

Наличие героя. В истории должен быть персонаж, с которым аудитория себя может себя ассоциировать. Если в ходе сюжета возникнет эмпатия, эмоциональная связь с персонажем, то его опыт будет автоматически присвоен аудиторией.

Второе

Драматургия. Взаимодействие с персонажем нужно строить вокруг конфликта, а история должна развиваться по определённой логике, зашифрованной в аббревиатуре ЭЗРКР (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Разберем подробнее.

Экспозиция. Это знакомство с героем истории. Так как наша задача – вызвать эмпатию, очень важно дать персонажу имя, рассказать, что он любит, к чему стремится, что его беспокоит. Героем истории можете стать вы сами. В этом случае расскажите об ощущениях и желаниях, которыми вы жили в то время, о котором пойдёт рассказ.

Завязка. Появляется первый намёк на конфликт, который бывает внешним или внутренним. В первом случае возникает антигерой, а во втором речь идет о борьбе с самим собой – допустим, герою не хватает каких-то важных качеств. Поначалу персонаж не воспринимает проблему как проблему. Однако со временем, когда жить в прежних условиях становится всё сложней, он решает действовать.

Развитие. Герой предпринимает попытки решения проблемы, но все они заканчиваются неудачей. Кульминация. Ничего не получается. Герой впадает в отчаяние. И тут приходит подсказка – герой подмечает нечто, наводящее на способ преодоления проблемы.

Развязка. Благодаря подсказкам, герою удаётся разобраться с проблемами и выйти из передряги обновлённым.

Третье

Индукция. Со школы нам пытаются привить научное мировоззрение, учат работать с абстрактными знаниями и категориями. Это позволило человечеству проникнуть в тайны мироздания, но одновременно сыграло злую шутку. Нашему мозгу требуются значительные усилия для того, чтобы соотносить абстрактные категории с реальной жизнью. Просьба «привести пример», как правило, заставляет серьёзно задуматься. Вместе с тем, объяснять на конкретных примерах всегда проще. Это мощный инструмент в донесении смыслов – нужно стремиться к максимальной конкретности и не пытаться охватить всё сразу.

Четвёртое

Смысл. История нужна только для того, чтобы помочь ухватить ключевую идею. История подобна ракете-носителю, которая выводит искусственный спутникглавный смысл - на околоземную орбиту. Отдельные части ракеты – ступени – отвалятся и сгорят в атмосфере. Мы не обязаны помнить все истории, что слышали. Однако что-то в сухом остатке будет продолжать жить в нас очень долго. Что-то, ради чего и была написана история. В начале работы попытайтесь коротко, в одно предложение, сформулировать главную мысль. Это будет ваш спутник. И только потом начинайте строить ступени.

Пятое

История не самодостаточна. Она хороша для донесения ключевых смыслов – даёт ответ на вопрос «зачем». При этом на вопрос «как» лучше отвечать в традиционной форме. Когда я в 40 лет пошёл учиться на программу MBA, то преподаватели Академии Народного Хозяйства, отмечали разный настрой у нас и бакалавров. Жизнь сформировала у взрослой аудитории запрос на информацию, в то время как для бакалавров рассуждения профессоров казались пустым звуком. Если нет мотивации, знания не лягут в голову. Сторителлинг – хорошее мотивирующее дополнение к информации, поданной в рационально-логической форме. Так, например, можно подкреплять инструкции, договоры, коммерческие предложения, описания и т.д.