Игровая программа ко дню космонавтики в школе. Тур «От маленькой к большой». конкурс: «Космические загадки»

Девиз игры: «Космонавтом хочешь стать – надо много, много знать!»

ХОД ИГРЫ

Тур «Отборочный»

В этом туре участвует весь класс.

Учитель. Назовите число и месяц, когда отмечается День космонавтики.

Дети. Двенадцатое апреля.

У. Назовите имя и фамилию первого космонавта.

Д. Юрий Гагарин.

У. Назовите имя и фамилию первой женщины-космонавта.

Д. Валентина Терешкова.

У. Назовите год первого космического полета с человеком на борту.

Д. 1961 год.

У. Назовите фамилию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Д. Алексей Леонов.

У. Сколько минут пробыл Юрий Гагарин в космосе?

Д. 108 минут.

У. Назовите место, где находится взлетная площадка, с которой стартовали все космические корабли.

Д. Космодром «Байконур».

У. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полетов?

Д. Звездный.

У. Расшифруйте название планеты.

На доске:

Д. Меркурий.

У. Назовите все остальные планеты Солнечной системы.

Д. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс, Плутон.

У. Каждая правильно названная планета оценивается в 1 очко.

По итогам отборочного тура 8–10 учащихся, которые правильно ответили на большее количество вопросов, выходят в следующий тур. Подсчет очков ведет жюри из родителей или учащихся старших классов, а зрители и участники игры слушают песню Звездочета из кинофильма «Приключения Красной Шапочки» в исполнении одноклассников.

Тур «Угадай-ка!»

Из четырех вариантов, предложенных ведущим, надо найти правильный ответ на вопрос и показать карточку с нужным номером.

1. Назовите имя и отчество первого космонавта.

а) Юрий Николаевич;
б) Алексей Юрьевич;
в) Николай Юрьевич;
г) Юрий Алексеевич.

2. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.

а) США;
б) Советский Союз;
в) Великобритания;
г) Япония.

3. Сколько планет насчитывает Солнечная система?

а) Десять;
б) шесть;
в) девять;
г) восемь.

4. Кто побывал в космосе первым?

а) Человек;
б) обезьяны;
в) крысы;
г) собаки.

5. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?

а) Лайка;
б) Белка;
в) Стрелка;
г) Звездочка.

Жюри подсчитывает очки. Два-три игрока, набравшие меньшее количество очков, выбывают из игры. Они награждаются сувенирами (марками, открытками, книжками, значками о космосе).

Турнир «Кто больше?»

Задание: за 1 минуту написать как можно больше фамилий космонавтов (1 фамилия – 1 очко). Два участника, набравшие наименьшее количество очков, выбывают из игры. Пока идет подсчет очков, можно показать номер художественной самодеятельности – танец под музыку ансамбля «Спейс» («Париж. Франция. Транзит»).

Тур «Всезнайка»

Задание: не поддаться на «провокацию» и правильно ответить на сложные вопросы.

1. С космодрома «Байконур» неоднократно стартовали космические корабли, каждый из них имел свое название, свой порядковый номер. Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, в правильном ли порядке они стоят:

а) «Спутник»;
б) «Союз»;
в) «Восток»;
г) «Протон»;
д) «Космос».

(Надо поменять местами ракеты-носители «Союз» и «Восток», так как «Восток» стартовал раньше .)

2. Наша Вселенная насчитывает огромное количество созвездий. Среди их названий немало связанных с животными. Внимательно прочитайте названия созвездий, подумайте и назовите лишнее.

а) Большая Медведица;
б) Малая Медведица;
в) Большой Пес;
г) Кентавр.

3. В нашем городе, как и во многих городах России, в честь летчиков-космонавтов названы улицы, проспекты, бульвары. Внимательно прочитайте фамилии, подумайте и скажите: все ли эти улицы существуют в нашем городе?

(Список фамилий учитель дает с учетом названий улиц и проспектов своего населенного пункта . Пока идет подсчет очков, ведущий проводит со зрителями конкурс «Космические загадки». )

1. Смело в космос уплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?

(Звездолет )

2. Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит и прилунится.

(Луноход )

3. Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.

(Комета )

4. Ночью на небе один
Золотой апельсин.
Миновали две недели –
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.

(Луна, месяц )

5. Рассыпалось ночью зерно,
А глянули утром – нет ничего.

(Звезды )

6. Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица )

7. Вся дорожка
Усыпана горошком.

(Млечный путь )

8. Над клубком челнок летает,
На клубок витки мотает.

(Спутник )

9. Бродит одиноко
Огневое око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

(Солнце )

Тур «От маленькой к большой»

Задание: все девять планет Солнечной системы надо расположить в порядке возрастания их размера.

Ответы: 1. Плутон; 2. Меркурий; 3. Марс; 4. Венера; 5. Земля; 6. Нептун; 7. Уран; 8. Сатурн; 9. Юпитер.

Блицтурнир «Словоград»

За одну минуту надо составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика».

1. Космонавт; 2. Коса; 3. Ком; 4. Кот; 5. Мост; 6. Сота; 7. Воск; 8. Том; 9. Ток; 10. Носок; 11. Сок; 12. Сон; 13. Сом; 14. Нос; 15. Сова; 16. Мак; 17. Кант; 18. Кит; 19. Осока; 20. Оса; 21. Тик; 22. Стон; 23. Винт; 24. Вата; 25. Вино; 26. Сито; 27. Канат; 28. Окно; 29. Вина; 30. Каток; 31. Совок; 32. Сани.

Побеждает тот, кто последним назовет слово. Победителю вручается подарок, приготовленный родителями или шефами-старшеклассниками. Звучит песня «Земля в иллюминаторе» в исполнении ансамбля «Земляне».

Ученик.

Мы вечером с папой
Играли вдвоем.
Я был космонавтом,
А он кораблем.
Готовясь к полету,
Скафандр я надел
И в космос на папе
Умчаться хотел.
Но только корабль мой
Повел себя странно –
Не мог одолеть
Притяженье дивана.

Ведущий. Как хорошо, что мы с вами сегодня смогли преодолеть препятствие дивана и выйти в открытый космос, пусть пока только в наших знаниях! Но, кто знает – может быть, через некоторое время кто-нибудь из вас, став космонавтом, отправится покорять бескрайние просторы нашей Вселенной.

Игра по станциям к дню космонавтики.

Цель: Систематизация и углубление знаний учащихся по теме, развитие умения логически мыслить, чётко формулировать ответ. Продолжение формирования навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности к окружающей среде. Продолжение развития творческой активности учащихся.

Задачи:

    Актуализировать знания детей в области космонавтики и астрономии.

    Расширить кругозор.

    Продолжить формирование естественнонаучных взглядов.

    Воспитывать в детях понимание уникальности вселенной и ответственности за будущее.

    Развивать внимание, память, устную речь.

    Продолжить работу по обогащению словарного запаса.

    Воспитание патриотизма.

    Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. 55 годовщина со дня первого полёта человека в космос.Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

    Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полётах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полёт первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

    Ведущий 1. Сегодня мы отправимся в путешествие по бескрайней вселенной. Совершим перелет и посадки на 6 станций. О правилах игры вы сейчас узнаете подробнее. (Инструктаж с использованием презентации.)

    Ведущий 2. Внимание, экипажи! Ключ на старт!

    Участники: Есть ключ на старт!

    Ведущий 1. Удачного полёта и мягкого приземления!

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Класс______

Капитан_____________________

Название экипажа__________________________________________________

Станция №1 «Звёздная страна».

Максимальное количество баллов - 16

Ваш космический аппарат осуществил посадку на станцию «Звёздная страна».

Сдайте ваш путевой лист.

1. Кто знает, что такое звёзды? (раскалённые пылающие шары)

2. На небе невооруженным глазом мы можем увидеть 6000 звёзд: 3000 в Южном полушарии и 3000 в каком полушарии? (Северном).

Звёзды образуют созвездия.

3. Как вы думаете, сколько их на небе? (88)

4. Сколько существует созвездий зодиакального круга? (12)

Однако раньше их было 13. Тринадцатое созвездие называлось Змееносец. Но древние люди считали число 13 несчастливым и исключили его из зодиакального круга.

Задание 1.

Сейчас вы получите лист с стихотворением. Ваша задача – отметить в этом стихотворении все знаки зодиака.

Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим
Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая
Дева ,
Весьма похожая на Еву.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный
Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил
Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец
Козерог
Сон Льва и девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя
Водолей.
Из
Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил
Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара
Близнецов.

Станция №2 «Планеты солнечной системы»

Максимальное количество баллов - 13

За каждый правильный ответ 1 балл

Здравствуйте, скажите мне на какую вы попали станцию?

Станция – Планеты солнечной системы

Молодцы, а кто знает, что такое Солнечная система? Это галактика ( 1 балл)

, в которой находится наша планета Земля и ещё 8 планет

Молодцы, а теперь давайте быстро совершим путешествие по Солнечной системе и познакомимся с этими планетами поближе.

Презентация

1. Сколько всего планет в солнечной системе? (9) ( 1 балл)

2. Назовите планеты Солнечной системы. (показ презентации планет без названий дети должны назвать (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.) ( 9 баллов)

3.Какая планета самая ближайшая к Солнцу? (Это Меркурий) ( 1 балл)

Показ планет солнечной системы с названиями

МЕРКУРИЙ- самая ближайшая к солнцу планета

Названа она в честь римского бога торговли

Еще это самая быстрая планета, обращается она вокруг солнца за 88 дней. А кто помнит, за какое время такой оборот совершает наша планета Земля? (365 дней, или 1 год) ( 1 балл)

Днем там жара, а ночью – ледяной холод

Поверхность Меркурия – каменистая пустыня

ВЕНЕРА- носит имя римской богини любви и красоты

Выглядит, как яркая звезда, ее так и называют «Утренняя звезда»

Окружена толстым слоем облаков, под облачным покровом невыносимая жара.

ЗЕМЛЯ- наша планета, ее еще называют голубой. Почему?

МАРС- названа в честь римского бога войны за свой красный цвет

Поверхность содержит большое количество железа

Марс меньше Земли, но у него есть 2 своих спутника Фобос (страх) и Деймос (ужас). Температура ночью там -85.

ЮПИТЕР- Самая большая планета в Солнечной системе

Названа в честь самого главного бога Римлян

Состоит из различных газов

Имеет цветастую атмосферу, 16 спутников

Там бушуют мощные ветра

САТУРН- втора я по величине планета

Названа в честь римского бога земледелия

Окружена множеством ярких колец, состоит из обломков льда и камней

УРАН- состоит из маленького ядра и замерзших газов

НЕПТУН- носит имя римского бога морей, температура поверхности -200

ПЛУТОН- Названа в честь римского бога – повелителя царства мертвы

Станция №3 Занимательная викторина

«Этот загадочный космос»

Максимальное количество баллов - 14

За каждый правильный ответ 1 балл

    Какой позывной был у Юрия Алексеевича Гагарина во время первого полета в космическом пространстве?

    Кедр

    Чайка

    Сокол

    Какой тип скафандра использовался Алексеем Архиповичем Леоновым во время первого выхода в открытый космос?

    Беркут

    Аполлон

    Звезда-3

    Кто из женщин впервые совершил выход в открытый космос?

    Светлана Евгеньевна Савицкая

    Кто является основоположником космонавтики?

    Циолковский Константин Эдуардович

    Как зовут первого космонавта, вступившего на Луну?

    Нил Армстронг

    Как называется учреждение, используемое для наблюдения астрономических явлений?

    Обсерватория

    Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?

    Как называется траектория движения планет?

    Орбита

    В какое созвездие входит Полярная звезда?

    Малая Медведица

    Как называют крупнейший из найденных на Земле метеоритов?

    Метеорит Гоба

    На какой планете Солнечной системы находится высокая гора Олимп?

    Марс

    Как называется галактика, в которой находятся наша планета Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, которые мы можем видеть?

    Млечный путь

    Как называется единица измерения расстояния, приблизительно равная среднему расстоянию от Земли до Солнца?

    астрономическая единица

    Во сколько раз масса Луны меньше, чем масса Земли?

    В 81 раз

Станция №4 «Космическая» Игра «Умники и умницы»

Максимальное количество баллов - 12

За каждый правильный ответ 1 балл

1 Верно ли, что…

« Солнце образовалось из газа, оставшегося после взрыва еще более крупной звезды» да

2 Верно ли, что…

«Солнце-звезда маленького размера» нет

    Диаметр Солнца 1392000 км

3 Верно ли, что…

Температура поверхности Солнца

6000 градусов да

4 Верно ли, что…

Возраст Земли 5 мил лет нет

*4,5 млрд лет

5 Верно ли, что…

«Луна светится сама по себе» нет

*Лунный свет –это солнечные лучи,отраженные от лунной поверхности

Верно ли, что…

«Атмосфера есть на Венере» да

*Она смертельна для людей, т.к состоит из углекислого газа и облаков серной кислоты

7 Верно ли, что…

«Самая теплая и холодная планета Меркурий» да

*Эта планета ближе к Солнцу. Поверхность ее разогрета до +410,однако другой бок имеет -273.Планета подставляет Солнцу только одну сторону.

8 Верно ли, что…

12 апреля 1960 года Ю Гагарин совершил первый полёт в космос на корабле «Восход» нет

* 12. 04. 1961.

9 Верно ли, что…

Нил Армстронг первый из землян ступил на поверхность

10 Верно ли, что…

Константин Эдуардович Циолковский великий русский

Ученый указавший землянам путь в космос да

11 Верно ли, что…

Космический корабль «Восток» стартовал со знаменитого

Космодрома «Байконур» в 1961 году да

12 Верно ли, что…

Для полета космонавту нужен скафандр да

*Скафандр- это домик космонавта

Станция №5 «Шифровальная» 12 баллов

Ответ (Обсерватория.)

Сейчас вам предстоит расшифровать надпись. Это послание с другой галактики сообщает нам о том, что её жители наблюдают за нами и собираются нас навестить. Подробности мы узнаем, решив задание.

Р 20-10= 10 Е 16+4=20

А 15-15= 0 Б 7+0=7

И 8+3= 11 О 20-4=16

С 13+0= 13 В 17-11=6

Т 18-10= 8 Я 20-19=1

16 1

Кроссворд для школьников «Космос»

1. Раскинут ковёр, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

2. Ты за ней, а она от тебя.

Ты от неё, а она за тобой.

3. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба горбушка.

Собаки лают, а достать не могут.

4. Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится.

5. Меня бьют, ворочают, режут,

А я молчу, всем добром плачу.

6. Виден край, да не дойдёшь.

7. Появилась среди звёзд,

Распустила яркий хвост.

8. Синенька шубенка

Весь мир покрыла.

9. Один костёр

Весь мир согревает.

10. Вся дорожка усыпана горошком.

11. Чёрная корова

Весь мир поборола.

12. Не стукнет, не брякнет,

А в окно войдёт.

Ответы:

Кроссворд Космос

1. Звезды. 2. Тень. 3. Месяц. 4. Луна. 5. Земля. 6. Горизонт. 7. Комета. 8. Небо. 9. Солнце. 10. Млечный Путь. 11. Ночь. 12. Рассвет.

По вертикали . Земля и космос

Всего 79 баллов.

Игровая шоу-программа
ко дню Космонавтики

Цели: повышать интерес к российской космонавтике, стимулировать учащихся к расширению кругозора, развивать интеллектуальные и физические способности; воспитывать дух здорового соперничества и дружелюбной состязательности.

Ход игровой программы

Класс делится на 4 команды-экипажа «Союз», «Восход», «Восток», «Салют». Экипажи формируются из учащихся по 5-6 человек.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного"?

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.

В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева. Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия четырех экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли. Встречаем экипажи.

Наши космонавты прошли строгий отбор. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Экипажам доложить о готовности.

Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие. Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса, физику космических полетов. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.

Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. По ходу нашего путешествия ваши корабли будут собирать на борт космонавтов. У кого к концу путешествия окажется их больше, тот экипаж и выиграл.

Но все-таки экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.

1 конкурс « Предполетная подготовка»

Проверим физическую подготовку .

а) по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены экипажа.

б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)

А теперь теоретическая подготовка

Вопросы задаются по очереди экипажам:

1. Кого называют отцом русской космонавтики? (К.Э. Циолковский).

2. Малые планеты (астероиды).

3. Как называют себя американские космонавты? (астронавты)

4. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).

5. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

6. Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет).

7. Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле).

8. Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор).

9. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).

10. По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности? (полярная)

11. Что исчезает у тел во время полета? (вес)

12. Назовите однофамильцев космонавтов, встречающихся в нашей школе. (Титов, Николаев)

За быстрое прохождение по 1-4 бала (космонавта) и за каждый правильный ответ по 1 баллу

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Видео стартующей ракеты).

Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!"

  1. конкурс «Выведение корабля на орбиту»

Все готово к полету. Экипаж, прошу занять свои места Осталось только вывести наш корабль на орбиту.

Итак, задание: одному человеку завязывают глаза и подводят к месту старта. Другой будет давать ему команды куда поворачиваться, сколько шагов сделать, чтобы встать на «орбиту» (1-4 балла)

  1. конкурс «Земля в иллюминаторе»

Задание художникам: изобразите вид из космоса на нашу планету.

(Рисунки передать в ЦУП). (максимум 4 балла)

Любуясь нашей планетой в иллюминатор, остальные члены экипажа определяют местность, над которой они пролетают. Наносят на карту названия рек, озер, островов, морей, океанов (каждому экипажу дается контурная карта) . (За правильное название по 1 баллу)

  1. конкурс «В открытый космос»

Как называется костюм космонавта? Как же нашим космонавтам выйти в открытый космос.

Изготовление скафандра из газет с помощью фломастеров и скотча (1-4 балла) .

Надежность костюма проверим сделав несколько кругов по орбите. (За самый надежный скафандр 1 балл)

  1. конкурс «Космический отдых»

Закончить фразу (1 балл)

1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).

2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет).

3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).

4. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).

  1. конкурс «Конкурс капитанов»

Найти в строчках стихотворения названия планет.

Нету пены, нету пыли-

Все так убрано

В нашей квартире.

Вдруг входят под ручку

К нам дети соседей,

Два близнеца - Юра и Петя,

И предлагают играть в космонавтов.

Такая шумиха возникла пред стартом-

Сбежались соседи на крик зазывной:

«Плут он!»

(Нептун-первая строка, Уран-вторая строка, Юпитер-шестая строка, Марс-седьмая строка, Земля и Сатурн-восьмая строка, Венера-девятая строка, Плутон­ десятая строка.)

Каждая планета 1 балл

  1. конкурс «Звездное небо»

Пока капитаны работают. Проведем конкурс «Звездное небо»

За правильный ответ 3 балла

Программу полета наши космонавты выполнили полностью.

С благополучным возвращением!

Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды.


Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Северного района Новосибирской области

Дом детского творчества

День космонавтики.

педагог дополнительного образования

Северное

2016 год

Методическая разработка

«День космонавтики»

для детей 10 - 13 лет

Цели: создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, привития чувства гордости и уважения к российской космонавтике.

Задачи:

    Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.

    Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Школа как учебное заведение, конечно, вооружает детей определенной системой знаний, умений, навыков, выявляет индивидуальные интересы, склонности, возможности и способности детей. Но обеспечить полное раскрытие способностей только на уроках не возможно, поэтому мы стремимся вовлечь учащихся в разнообразные виды деятельности, так как активная познавательная, творческая работа ребенка по собственному выбору – важнейшее средство полноценного развития личности.

Оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, презентация о Ю.А. Гагарине.

Ручки, бумага, звездочки, воздушные шары.

Ведущий 1:

Здравствуйте, дорогие ребята! А знаете ли вы, какому событию посвящено сегодняшнее мероприятие? (Дню космонавтики)

Ведущий 2:

Что произошло в этот день? (В этот день 12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый космический корабль с человеком на борту)

Ведущий 1:

Наше мероприятие мы посвящаем полёту в космос первого в мире космонавта – Ю.А. Гагарина. День космонавтики – большой всенародный праздник, который учредили в честь космонавтов, конструкторов и всех, кто принимает участие в создании и строительстве ракет, космических кораблей и искусственных спутников Земли. Вместе со взрослыми этот праздник отмечают и дети.

Ведущий 2:

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль - спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, лётчик Гагарин Ю.А.

Шершнев Александр нам прочтет стихотворение.

Апрель. Весна благоухала.

Науку «грыз» двадцатый век.

Вдруг сообщение прозвучало:

«Поднялся в космос человек!»

Обыкновенный человек,
Весёлый белозубый парень,

Открыл космический наш век

И стал легендою Гагарин!

Из Гжатска сельский паренёк

Стал самым первым космонавтом!

Космический корабль «Восток»

Был просто сказочным гигантом!

В тот героический момент

Ещё совсем не знали люди,

Что долетим мы до планет

И столько космонавтов будет!

Итак, двенадцатым числом,

Первопроходцем, пионером

СССР, шагнув вперёд,

Открыл космическую эру!

И вот уже почти полвека

День космонавтики гремит!

Ведущий 1:

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в г. Гжатске Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 г. – с отличием индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 г. в отряде космонавтов; с 1961 г. его командир. В 1968 г. с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

Ведущий 2:

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов.

Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте.

В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской обл. переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии установлены памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Ведущий 1:

Ну, а теперь проверим, кто из вас больше знает о космосе.

В коробочке у ведущего находятся вырезанные звездочки красного и синева цветов, он подносит коробочку к каждому участнику, тот не глядя вытаскивает звезду и по итогам дети делятся на две команды.

Ведущий задаёт каждой команде по загадке.

Ведущий 2:

Первой команде - До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая РАКЕТА,

правильно - так называется ваша команда.

Второй команде - Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной – КОМЕТА,

правильно, это название вашей команды.

Ведущий 1:

Внимание! Внимание! Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома «Дружба» Сюда прибыли два экипажа. Они прошли сложные испытания и сейчас покажут, на что способны. (Девизы команд)

Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть.

Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,

Отправиться в космический полёт.

Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым смелым будет наш,

Очень дружный экипаж.

Ведущий 2:

Теперь все готовы к игре, в которой мы совершим «полет». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии. Итак проведем небольшую разминку, ответим на несколько вопросов. Ребята пишут ответы на бумаге и относят жюри.

1. Конкурс «Разминка».

    Назовите 5 названий известных вам Российских космических кораблей.

(Авиатор, Алмаз, Астрон, Буран, Вега, Венера, Вертикаль, Волна, Восток, Восход, Гирд, Зенит, Зонд, Космос, Луна, Марсмир, Молния, Прогресс, Протон, Рокот, Союз, Спутник, Тополь, Фобос, Циклон, Энергия).

    Сколько времени провел в космосе 1 космонавт Ю. Гагарин?

(108 минут = 1ч 48 мин)

    Как называлась ракета, на которой полетел в космос первый человек-космонавт – Ю.А. Гагарин?

(Восток)

    Назовите космонавтов-женщин.

(Валентина Владимировна Терешкова, Светлана Евгеньевна Савицкая)

    Как называется город, в котором живут и работают космонавты?

(Звездный)

    Где находится взлётная площадка, с которой стартуют космические корабли?

(На Байконуре)

Ведущий 1:

2. Конкурс «Космический словарь»

На двух сторонах доски под надписями «Космический словарь» игрокам предлагается по очереди добежать до доски и написать по одному слову, имеющему отношение к полёту в космос.

Время игры 3 минуты. Выигрывает команда, игроки которой успели написать больше интересных слов.

Ребята, вы все хорошо прошли испытания, в полёте доказали, что многое знаете и умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу. А теперь следующий конкурс.

Ведущий 2:

3. Конкурс " Север - юг".
Я разложила на полу "Полярные звезды" на которых написаны стороны света. На счет "раз-два-три" участники команд должны встать в группы в соответствии с днем своего рождения: север - зима, восток - весна, юг - лето, запад - осень. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Ведущий 1:

4. Конкурс на координацию движения.

Участник выходят на середину, и крутится 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идет вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены команды.

Ведущий 2:

5. Конкурс капитанов.

Сейчас мы проверим здоровье наших капитанов.

По сигналу ребята надувают воздушный шарик, кто быстрее с эти справится.

Ведущий 1:

6. Конкурс «Известные люди»

На экране демонстрируются фотографии первооткрыватели космонавтики.

Определите по фотографиям, кто на них изображен.

(Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Владимировна Терешкова, Константин Эдуардович Циалковский, Сергей Павлович Королев, Алексей Архипович Леонов)

Ведущий 2:

7. "Звездный букет"
Каждая команда выделяет по одному игроку. На полу раскладываются 5 красных звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 синих звезд. Задание играющим: собрать больше красных звезд, не взяв ни одной синей. Болельщики кричат: "Бери! Не бери!".

Ведущий 1:

8 . Викторина.

Ребята пишут ответы на бумаге и относят жюри.

    Какая дата стала началом космической эры человечества?
    4 октября 1957 года, запуск первого искусственного спутника Земли.

    К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
    (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)

    Как назывался первый космический корабль, на котором совершил полёт Ю.А.Гагарин? (Восток-1)

    Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем?
    Академик Сергей Павлович Королев.

    Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).

    Назовите фамилии женщин-космонавтов?

    Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

    Назовите ближайшую звезду. (Солнце).

    По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности? (Полярная звезда)

    В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)

    Какая самая яркая звезда ночного неба? (Сириус.)

    Малые планеты (астероиды).

    Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

    Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле).

    Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор).

    Что исчезает у тел во время полета?

    Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).

    Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать друг с другом обычным способом?

Ведущий 2:

Пока жюри подводит итоги мы вам расскажем неизвестные факты о полете Ю.А. Гагарина в космос.

Юрий Гагарин должен был покинуть Землю не весенним апрельским днем, а в трескучие морозы: запуск "Востока" намечался в декабре 1960 года! Но его старту помешал трагический случай: 24 октября 1960 года на космодроме Байконур прямо на старте взорвалась заправленная топливом военная ракета. Погибли 268 человек, в том числе и маршал Неделин. Эта трагедия и отодвинула запуск человека в космос на второй план.

С большим риском проходил не только первый полет, но и подготовка к нему. Ракета-носитель и космический корабль были надежны только на 50%- из шести подготовительных стартов три закончились трагически:

15 мая 1960 года - запущенный в космос корабль из-за неисправности системы ориентации не спустился на Землю, вышел на более высокую орбиту и летает до сих пор.
- 23 сентября 1960 года - ракета взорвалась на старте, собаки, находившиеся на ее борту, Дамка и Красавка, погибли.
- 1 декабря 1960 года - в космос полетели собаки Пчелка и Мушка. При завершении полета траектория спуска оказалась очень крутой, и корабль сгорел вместе с животными.

Ведущий 1:

Трагедии случались не только в космосе, но и на Земле. Так, во время тренировки в сурдокамере погиб самый молодой кандидат в космонавты Валентин Бондарев.

Наш главный конструктор понимал, что соотношения 50/50 недостаточно для запуска человека в космос. Два последних благополучных позволили Королеву рискнуть: он назначил седьмой пуск "Востока", уже с человеком на борту, на несколько недель раньше, чем американцы.

Были предложения заменить Гагарина, отца двух маленьких дочек, на бездетного Германа Титова. Никто из медкомиссии не подписался под заключением, что космонавт вернется живым! Но Королев настаивал на кандидатуре Гагарина, сам принял у него экзамен по предстоящему полету и оставшуюся жизнь был горд, что не ошибся в выборе.

Старт ракеты таил в себе неимоверный риск. Уверенности, что старт пройдет успешно, не было ни у кого. Поэтому для ТАСС заготовили три варианта обращения к народу: первый - о благополучном завершении полета; второй - о невыходе космического корабля на орбиту; третий - о трагической гибели космонавта.

Ведущий 2:

Полет Юрия Гагарина изобиловал нештатными ситуациями: не сработал датчик герметичности корабля, случился сбой на линии связи (вместо благополучного сигнала "5" вдруг пошла цифра "3", означавшая аварию на корабле). Потом было быстрое вращение корабля после отделения третьей ступени ракеты и беспорядочное кувыркание при спуске; длительное неотделение агрегатного отсека, что могло сжечь корабль; заклинивание клапана скафандра, грозившее космонавту удушьем...

А вот заключительный этап полета прошел "штатно". Гагарин благополучно катапультировался из корабля и приземлился недалеко от него. Уже через час его нашли поисковики.

Полет закончился победно, а победителей не судят. Сергей Королев рискнул, и весь мир узнал, что первым в космосе был русский - Юрий Гагарин.

Подведение итогов и награждение участников мероприятия.

Конкурсно – игровая программа ко Дню космонавтики .

ЦЕЛЬ: способствовать развитию познавательного интереса и знаний о космосе в игровой форме.
ЗАДАЧИ:
- развитие познавательного интереса и знаний об истории космонавтики;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание культуры общения в коллективе, умения придерживаться определённых правил.

Ход мероприятия.

Ведущий.

Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам. Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса. После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике; и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Сегодня работа в космосе - это научные исследования.

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы.

Чтец 1.

И мальчишки, и девчонки,
Наяву и в добрых снах,
Все о космосе мечтают,
О далёких небесах.
Чтец 2.
Ныне праздник космонавтов! –
Поздравляем с этим днём.
Нам открыл его Гагарин.
Много сказано о нём:
Чтец 3.
В мире первый космонавт он,
Потому для всех герой.
Был добрейшим человеком,
Был с улыбкой неземной.
Чтец 4.
Оттого-то этот праздник
Для детишек добрым стал,
Потому, видать, про космос
Каждый в детстве помышлял:
Чтец 5.
На Гагарина похожи,
Все мальчишки быть хотят,
В честь него рисуют дети
Разноцветный звездопад.
Чтец 6.
В честь Гагарина – проспекты,
Корабли и катера…
Ныне праздник космонавтов:
Космонавтике – «Ура!».

Ведущий:

О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.

Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать.

И образ жизни правильный вести,

И подготовку долгую пройти.

Мы пока что только дети,

Но придет желанный час –

На космической ракете

Дружно полетим на Марс!

А сейчас мы проведем с вами испытание. Наши команды превращаются в космические экипажи. Знаете, как сложно подготовиться к космическому полету? Вы даже не представляете, насколько это тяжело и сколько времени для этого нужно. Это испытание для тех, кто готов к полету…

Экипажи, к старту готовы?

Начинаем нашу космическую игровую программу!

1 конкурс: «Космические загадки».

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасёт

И тепло, и кислород. (скафандр)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный... (телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя... (астроном)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая... (Ракета)

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт.... (Гагарин)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (Комета)

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная... (Луна)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски... (Космонавт)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический... (Метеорит)

2 конкурс: «Слаженность экипажей».
Из мозаики сложить пословицу и прочитать. Кто быстрее, тот и победил.

1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
2.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

3 конкурс: «Выход в открытый космос»

(Капитаны на расстоянии от своих команд держат обручи. Члены команд по очереди должны добежать до капитана, пролезть через обруч и вернуться в конец команды передав эстафету следующему.)

4 конкурс: «Инопланетянин».

(Участники команды, по очереди, рисуют на плакате инопланетянина.)

5 конкурс: «Встреча с инопланетянами».

С помощью жестов объясните следующие фразы:

* «Как вас зовут?»

* «Я вас полюбил с первого взгляда»

* «А сколько времени на вашей планете?»

* «Полетишь с нами на Землю?»

* «У вас есть море?»

* «Мне нужен врач»

6 конкурс: «Слова из слова».

Каждой команде составить как можно больше слов из слова «космонавтика». Пока составляют слова, исполняется песня «Марш юных космонавтов».

1.От героев космонавтов

Не хотим мы отставать

Мы ребята-соколята

Будем тоже все летать.

Космонавты захотят

И на звезды полетят

Космонавты, космонавты

Вам привет гот всех ребят

2.Мы построили ракету

Улетаем в ней сейчас

Пусть высоко и далеко

Понесет ракета нас.

7 конкурс: «Полет во вселенную».
Команде выдается лист бумаги. В течение двух минут из нее нужно сделать бумажный самолет. Затем экипажу предстоит с трех попыток запустить самолет как можно дальше.

8 конкурс: «Испытание на невесомость»

Сделать ласточку. Побеждает тот, кто больше продержится.

9 конкурс: «Испытание на центрифуге»

Покружиться вокруг себя и пройти по прямой линии. Кто собьётся – проигрывает.

10 конкурс: «Эрудиты».
Экипажи должны ответить на вопросы:
1. Слой воздуха, которым мы дышим и который необходим всем живым
существам на Земле.
2. Все то, что существует на Земле и за ее пределами /Вселенная/.
З.Место, где готовят и откуда запускают космические ракеты,
спутники. /Космодром/.
4. Один оборот спутника вокруг Земли /Виток/.
5. Круглое застекленное окно в самолете, космическом корабле. /Иллюминатор/.
6.Небесное тело, которое вращается вокруг Солнца /Планета/.

Подведение итогов.