Юшка читать онлайн полностью. Cочинение ««Сердце в людях бывает слепое» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка») (3)

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье – семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться – вон и Юшка уж спать пошел.

А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

– Вон Юшка идет! Вон Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

– Юшка! – кричали дети. – Ты правда Юшка?

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:

– Юшка, ты правда или нет?

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, – пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Андрей Платонович Платонов

«Юшка»

Давным-давно, в кузнице при большой московской дороге жил человек. Он работал подручным у кузнеца, выполнял всю тяжелую работу. Имя этого человека было Ефим, но все звали его Юшкой. Юшка был мал ростом, худ, с редкими седыми волосами на голове. Хозяин кормил помощника за работу, а жалованье свое – семь рублей и шестьдесят копеек Юшка никогда не тратил, сахару и чаю не покупал. Одежду годам носил одну и ту же, не меняя.

Люди зло относились к Юшке. Дети кидали ему в лицо камни и комья земли, детская жестокость по отношению к помощнику кузнеца расцветала только потому, что Юшка никогда не отвечал на агрессию, а значит, с ним можно было делать все, что угодно. Взрослые тоже любили срывать злость на Юшке. От кротости его люди еще больше зверели и избивали его сильней и сильней. С детства Ефим болел чахоткой, эта болезнь ослабила его и съела изнутри, оттого и был так слаб помощник кузнеца.

Каждое лето Юшка уходил из города к своим родственникам. По пути он дышал разнотравьем и лесным воздухом, тогда его истерзанные легкие хоть ненадолго получали отдых от дыма кузницы. Затем Юшка возвращался в кузницу и работал с утра до вечера, откладывая деньги на следующее лето. Каждый год дети и взрослые издевались над Ефимом, каждый год чахотка все больше проедала его грудь, каждый год Юшка слабел.

И вот однажды у него уже не было сил отправляться в гости к родным. Очередной прохожий решил соваться на Юшку, но впервые в жизни Ефим дал отпор своему обидчику. Разгневанный прохожий сильной ударил Юшку в грудь. Тот упал наземь и больше не шелохнулся. Проходящий мимо знакомый понял, что Ефим умер. Помощника кузнеца похоронили и забыли. Но без козла отпущения в лице Юшки горожанам стало жить хуже, ведь вся их злоба теперь курсировала между ними, выливаясь в конфликты и драки.

И вот осенью в кузницу пожаловала юная девушка, которая искала Ефима Дмитриевича. Кузнец показал девушке могилу Ефима. Кроткая, грустная девушка была приемной дочерью Юшки, который приютил ее много лет назад. Он каждое лето навещал ее, и все скопленные деньги Ефим относил своей дочери, чтобы она могла выучиться. Девушка окончила учебу и стала врачом, она безвозмездно лечила чахоточных до самой старости.

Сочинения

Отношение взрослых к Юшке (по одноименному рассказу А. П. Платонова) Юшка - главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова «Сердце в людях бывает слепое» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка») (1) Аннотация к рассказу Платонова "Юшка"








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать условия для формирования у учащихся целостного видения творчества А.П.Платонова в русской литературе и его рассказа “Юшка”

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Платонова;
  • Раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа “Юшка”;
  • Рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
  • Пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к “маленькому” человеку, воспитывать доброту, взаимопонимание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о А.Платонове.

Андрей Платонович Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем (Слайд 1). Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет (Слайд 2), он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше...

Давайте вспомним, что вам известно об этом писателе? (Слайды 3-8)

Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что “сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом).

А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро).

А всегда ли так бывает в жизни?

Платонов был талантливым человеком. Он хорошо рисовал. (Слайд 9)

II. Викторина “Угадай, о каком произведении А.Платонова идёт речь” (Слайд 10).

Ребята, посмотрев на иллюстрации, изображённые на слайдах, вспомните названия произведений А.П.Платонова.

- “ В прекрасном и яростном мире” (слайд 11).

- “Корова” (слайд 12).

- “Неизвестный цветок” (слайд 13).

- “Никита” (слайд 14).

- “Волшебное кольцо” (слайд 15).

- “Юшка” (слайд 16).

III. Беседа по рассказу А.П.Платонова “Юшка”.

А сейчас обратимся к рассказу “Юшка”.

Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка. “Побеждай зло добром”, - сказано в Библии. То же самое делает Юшка.

Считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечными людьми?

Согласно Поучению Владимира Мономаха, “Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым”.

Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание ).

IV. Словарная работа.

Выясните значения и уточните написание следующих слов: сострадание, милосердие, гуманизм.

  • Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем (Слайд 17).
  • Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия (Слайд 18).
  • Гуманизм - человечность в отношении к людям (Слайд 19).

Именно эти понятия пронизывают все произведения писателя, а также отражены в рассказе “Юшка”.

V. Обращение к рассказу “Юшка”.

Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского: "Человек есть тайна". Откровенно понятным в своей “нагой простоте” кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу которого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну мы попытались с вами постичь.

Обратимся к тексту рассказа:

“Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

Да что ты “блажной”, непохожий ходишь тут?”

Что значит блажной? Назовите однокоренные слова:

Блаженный

Благополучный

Благодарный

Благовоспитанный

Благонравный.

Блаженный 1) в высшей степени счастливый; 2) юродивый - помешанный или безумец, обладающий даром прорицания (Слайд 20).

Почему так приниженно слово “благо” в грубое “блажной”? От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудь называет сердце жестоким?

(“Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое”). Проводится параллель (сравнение): зрячие со слепым сердцем и слепые со зрячим сердцем.

Что значит слепое?

В Нагорной проповеди Христа говорится: “...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас”, - Евангелие от Матфея. Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди божеские.

Рассматривая рассказ Платонова, мы часто употребляли слова: сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, блаженный, сокровенный, кроткий, смиренный.

Есть ли среди данных слов синонимы? (Слайд 21).

VI. Беседа по тексту рассказа “Юшка”.

Чем помешал Юшка веселому прохожему? (“Чего ты землю топчешь, божье чучело?”)

Как назвал прохожий Юшку? (“Юродом”, “юродивым”).

На Руси юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

После его смерти Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)

Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

- “Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся...” Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

- “Помер, - вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..”

VII. Викторина по рассказу “Юшка”

Викторина поможет нам выяснить, насколько внимательны вы были при чтении рассказа (слайды 22 – 27).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Назовите имя главного героя, не прозвище (Слайд 22).

Сколько лет главному герою? (Слайд 23)

Где работал Юшка? (Слайд 24)

Узнайте героя:

“...глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы” (Слайд 25).

“...большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами...” (Слайд 26).

Закончите фразы:

“Сердце в людях бывает... слепое” (Слайд 27)

“Я жить родителями поставлен... я тоже всему... свету нужен” (Слайд 27).

Давайте вместе определим жизненную формулу Юшки. Из чего же она будет состоять? (Слайд 28). В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. У нас получилась жизненная формула Юшки. Сердце Юшки: любовь к людям, любовь к природе, любовь ко всему живому, любовь к Родине (Слайд 29).

Какова же жизненная формула Юшки?

(Нужно жить, храня в сердце любовь.)

Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора Ф.П.Гааза: “Спешите делать добро, пока не стало поздно!” (слайд 30).

Из чего же состоит формула счастья?

Мне кажется, что “Слово материально. Осталось понять, какие слова и как нужно произнести, чтобы стать счастливым... Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернётся лучшее, что есть в мире” (слайд 31).

Предложите вашу формулу счастья.

Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах были всегда доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие, великодушие...

VII. Составление синквейна.

Ребята, вы знаете, что такое синквейн?

Слово “синквейн” происходит от французского слова “пять” и означает “стихотворение, состоящее из пяти строк” (Слайды 32-34).

1 слово - заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова - это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова - это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова - это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

1 слово - вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Давайте посмотрим на образцы (Слайды 35-39).

Составьте, пожалуйста свой синквейн.

IX. Вывод по уроку.

У такого человека, как Юшка, в сердце жила всеобъемлющая любовь ко всему живому. Она породила в душе героя убеждение в том, что его любят. Он не видел мир иначе. Черты характера главного героя были присущи и автору.

X. Домашнее задание.

Представьте А.П.Платонова нашим современником и напишите ему небольшое письмо – эссе. Расскажите писателю:

  • об уроке, который состоялся в классе;
  • о его героях;
  • о своём отношении к его произведениям.

Платонов Андрей

Андрей Платонов

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помошником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверз блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Юшка! - кричали дети. - Ты правда Юшка?

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:

Юшка, ты правда или нет?

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

Тогда дети опяять толкали Юшку и кидали в него комьяя земли, пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

Чего вы, ро"дные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: "Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!"

Взрослые пожилые люди, всретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

Да что ты такой блажно"й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бал его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?

Юшка гляядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

Это отец-мать меня родли, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

Другой бы на твое место нашелся, помошник какой!

Меня, Даша народ любит!

Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.

Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

Эх ты, Юшка, Юшка! - вздыхала Даша. - А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!

Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...

По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.

Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец.

В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

ТЕМА УРОКА:

«Великая сила любви»

(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Ход урока:

Начало, мотивирующее деятельность

(звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение С.А.Есенина)

Вопросы:

    Какое качество хотел увидеть Господь в людях?

    Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?

    Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?

    В чём сходство между этими героями?

    Обратите внимание на тему урока и скажите, что сегодня станет предметом исследования?

Объявление темы и цели урока

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям.

Анализ произведения

– Как зовут главного героя произведения?

(Зовут его Ефим Дмитриевич, но люди называли его Юшка.)

– Найдите описание Юшки. Зачитайте.

Кто такой был Юшка?

Юшка был « старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн...делал всякую другую работу, которую надо было делать». Какая внешность была у Юшки?

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

(стр. 137.)

(На глаза Юшки.)

– Почему особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем..)

– Где живёт любовь у Юшки?

(В сердце Юшки.)

НА ДОСКе СЕРДЦЕ ЮШКИ

Юшка и дети

Дети …переставали играть, бежали, кричали… …поднимали ветки и

бросали… …снова окликали, бросали, трогали и толкали…

…опять толкали и кидали комья земли… …сильнее толкали,

…кричали вокруг Юшки… …делали слишком больно…

…не слышали и не понимали его Радовались

Юшка …ничего не отвечал и не обижался… …шёл тихо и не

закрывал лицо… …шёл и молчал……не пугал и не гнался за ними

…не трогал и не отвечал им……говорил…Радовался

Юшка и взрослые

…обижали его……их сердце наполнялось лютой яростью…

…и тут же били его……приходили в ожесточение и били его ещё

больше……и в этом зле забывали на время своё горе…

….Юшка останавливался, слушал и молчал…

…потом долго лежал в пыли на дороге…

…очнувшись, он вставал…

…люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое…

Юшка и природа

Как мы называем эти качества в людях: неравнодушие к чужой беде, горю, готовность прийти на помощь, принять участие, простить?

(Сострадание, человеколюбие, милосердие).

(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)

– Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?

(Появляется человек, который любил и ценил Юшку.)

– Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?

(Хотели искупить свою вину.)

– Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?

(Нет. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродом, «божьим чучелом, терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходится не могут: «без Юшки всем стало плохо». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.)

Вывод.

Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки.

Для кого он жил? Как он жил? Почему не ел сахар? Почему ходил в одной одежде? Куда же он деньги девал? Этот путь доброты к людям, который прошел Юшка, с его смертью прерывается, заканчивается? Нет, его продолжает девочка – сирота. Это была его дочь? Для чего она приехала? Почему она его разыскивала? Она, как и Юшка идет той же дорогой, дорогой любви, добра.

Вывод.

Как вы думаете, в чем смысл жизни Юшки? Чему учит рассказ?

(Жизнь Юшки учит бескорыстно любить людей. Сочувствовать и сострадать несчастным. Нет лишних людей на земле. Каждый человек нужен, иначе без него «народ будет неполным». Делать добро и любить. Быть чутким и внимательным, помогать обездоленным и непонятым. Уважать тихих, безответных, незащищенных).

Это и есть платоновские заповеди, оставленные нам в наследство, которыми мы должны руководствоваться.

Есть ли в нашем обществе люди, которые нуждаются в помощи, поддержке? Как можем им помочь?