Реформы Александра II. IV. Закрепление темы. Результаты и значение реформ

Ответы я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?» Н.А. Некрасов






Подготовка реформы ГодСобытие 1857г.Создание секретного комитета Осень 1857г. Рескрипт на имя виленского губернатора В.И. Назимова, предписывавший создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права. Март 1859г.Создание Редакционных комиссий. 1860г.Обсуждение проекта в Главном комитете 19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.




Царь-освободитель «Он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки… Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» (А.И. Герцен) Александр II ()














Значение отмены крепостного права 1.Появление свободной наемной рабочей силы. 2.Подъем экономики 3.Поставлен вопрос о необходимости проведения других реформ. 1.Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян


Либеральные реформы Александра II Дата проведения реформы Название реформы Содержание реформы Задание: заполните таблицу на основе материала учебника стр


Внешняя политика Александра II Прорыв дипломатической изоляции России. Сближение России с Пруссией. Восточный вопрос – 1878 гг. – русско-турецкая война Горчаков А.М. – министр иностранных дел




Цели России в войне Освободить славянские народы от турецкого ига. Подъем авторитета России как великой державы. Повод: По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.


Силы сторон Балканский фронтКавказский фронт русскиетуркирусскиетурки солдат солдат солдат солдат ружье Бердана (1300 шагов) ружье Мартини (1800 шагов) ружье Снайдера (1300 шагов) ружье Генри (1500 шагов) конница конница конница 4000конница 2000 стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки



Условия мирного договора Сан-Стефанский договор Сербия, Черногория, Румыния получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией – уплата дани). Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум. Берлинский конгресс Болгария была разделена на две части: Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции, Южная – автономной турецкой провинцией - Восточная Румелия. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Австрия присоединила Боснию и Герцеговину. Англия получала остров Кипр.





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края

Конспект урока по истории России

на тему

« Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века».


подготовила

учитель истории

Боброва Светлана Валерьевна

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.

Цель урока :

1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;

2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия : земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?

Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки) Что этими стрелками учитель попытался передать)

Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.

- Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)

- Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.

Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?

Дети пробуют назвать (военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)

1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

строительство и содержание дорог на местах;

открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

оказание агрономической помощи крестьянам;

сбор статистических сведений.

Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы веда­ли

в основном хозяйственными вопросами:

благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

организация местного здравоохранения, открытие больниц;

забота о народном образовании, открытие школ;

открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

организация противопожарных мер;

занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

общие - окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

(рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду - это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа .

Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий - полтора года, для окончивших город­скую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

4. Реформы в области просвещения.

Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

Домашнее задание.

Цель:

  • Формировать знания обучающихся о сущности и основных направлениях либеральных реформ Александра II и их значении.
  • Развивать умения анализировать исторический материал, обобщать, выделять главное.
  • Воспитывать любовь к истории, к своему государству, её прошлому.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Учебник: Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Каково ваше настроение? Начнем урок с хорошего. Пожелаем друг другу успехов и удачи на сегодняшний урок. (Дети по очереди желают друг другу успехов и удачи). А теперь на этой хорошей ноте начнем наше путешествие во времена правления Александра II.

II. Актуализация прежних знаний

Задание: Сейчас, ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы с вами решим кроссворд и по ключевым словам напишем тему. (Приложение1), (работаем в группах).

III. Формирование новых знаний

1. Итак, тема нашего урока: “Либеральные реформы Александра II”. (записывают тему урока в тетрадях учитель объявляет цели и задачи, знакомит с планом изучения нового материала ) Слайд 1

План

  1. Земская реформа.
  2. Городская реформа.
  3. Судебная реформа.
  4. Военная реформа.
  5. Реформа образования.
  6. Работа с высказыванием С.Платонова. (Слайд 2)

“... За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности”.

Какие выводы, исходя из этого высказывания мы можем сделать?

2. Слово учителя

Время преобразования Александра II является переломной эпохой в истории России. В стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.

3. Работа в группах.по плану

План

  1. Время проведения реформы.
  2. Цели реформ.
  3. Значение реформ.
  4. Составить кластер

4. Выступления групп и обобщение ответов учителем (Слайд 4-7)

5. Физкультминутка

6. Ролевая игра

Задание: Каждая группа должна подготовить небольшую сценку. (Приложение3) .

7. Выступление групп. Обобщающее слово учителя. (Слайд 8-11)

Работа в парах. По теме: реформы в образовании. Метод “Шесть шляп”.

  • 1 пара – “Красная шляпа” - участники должны выразить свои чувства по поводу прочитанного материала
  • 2 пара – “Чёрная шляпа” - участники должны выделить проблемы темы.
  • 3 пара – “Жёлтая шляпа” - участники должны обобщить все положительные аспекты темы.
  • 4 пара – “ Белая шляпа” - участники должны объективно перечислить события, факты, новые сведения.
  • 5 пара – “Зелёная шляпа” - участники должны представить результаты изученного.
  • 6 пара – участники должны сформулировать выводы, идеи на перспективу. (Слайд 12)

IV. Закрепление темы

Выполнение тестового задания. (Приложение 5)

V. Рефлексия (Слайд 13)

“Продолжить фразу”:

  • Мне было интересно...
  • Мы сегодня разобрались....
  • Я сегодня понял, что...
  • Мне было трудно...
  • Завтра я хочу на уроке...

VI. Итоги урока

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Можно ли назвать реформы Александра II Великими...?”.

Используемая литература

  1. Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11-й кл.: справ.материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Политграфиздат, 2012
  2. История. 5-11 классы: Технология современного урока/ В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIXв. 8 кл. / Б.Н. Серова. – М.: ВАКО, 2005
  4. Саплина Е.В. Безносов А.Э. Материалы курса “ЕГЭ по истории и обществознанию”: лекция 1-4 - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010
  5. Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов- М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011

В. РЕФОРМЫ АЛЕКСАДРА II.

  • Предпосылки реформ Александра II.
  • Аграрная реформа. Условия отмены крепостного права.
  • Реформы 1860 – 1870 гг.
  • Контрреформы Александра III.

Слайд 2

Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)

  • Слайд 3

    Предпосылки реформ

    • Кризисное состояние помещичьего хозяйства, неэффективность.
    • Противоречия между промышленностью и феодальным с/х, дефицит свободной рабочей силы.
    • Поражение в Крымской войне 1853-1856гг., военная и техническая отсталость.
    • Рост крестьянских антифеодальных выступлений.
  • Слайд 4

    Крестьянские волнения накануне и после реформы 1861 г.

  • Слайд 5

    Эпоха «Великих реформ» Александра II

    • 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права
    • 1864г. – земская реформа

    Реформа образования

    Судебная реформа

    Реформа печати

    • 1870г. – городская реформа
    • 1860 – 1870-е гг. – военная реформа
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность
  • Слайд 6

    Подготовка реформы

    • Секретный комитет (1857-1858)
    • Главный комитет (1858-1861)
    • Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.)
    • Разработка проекта об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»»)
    • 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Правовое положение крестьян

    1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков
    2. Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить в любые сословия

    Ограничения:

    • Сословная неравноправность крестьян
    • Крестьян не принимали на гос. службу
    • Сохранения телесных наказаний
    • Неразрывная связь крестьян с общиной
  • Слайд 9

    Земельные крестьянские наделы

    • Вся земля – собственность помещиков
    • Обязательное получение надела для крестьян
    • Земельный надел подлежал денежному выкупу
    • Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов «отрезки»
    • Выделение крестьянам худших земель
    • Чересполосица
    • Дарственный надел – ¼ высшей нормы надела без выкупа
  • Слайд 10

    Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,096 гектар

    Слайд 11

    Размеры наделов в зависимости от природно-климатических полос

    Черноземная:

    - «высшая» норма – от 3 до 4,5 десятин

    - «низшая» норма – от 1 до 1,5 дес.

    Нечерноземная:

    - «высшая» норма – от 3,25 до 8 дес.

    - «низшая» норма – от 1,08 до 2,67 дес.

    - «указная» норма – от 6,5 до 12 дес.

    1 десятина = 1,096 га

    Слайд 12

    Крестьянские повинности

    • 2 года после принятия «положения» земля - у помещиков; крестьянин нес прежние повинности
    • До выкупа крестьяне – временнообязанные, несли барщину или оброк – 8 -12 руб. в год
    • За данный срок (2г.) – составление мировыми посредниками (из дворян) совместно с сельскими старостами«уставных грамот» о выделении за выкуп земельных наделов
  • Слайд 13

    Выкуп наделов

    • Выкуп обязателен
    • Гарант выкупных платежей – крестьянская община
    • Выкуп – принудительный
    • 20% выкупной суммы – крестьяне помещику
    • 80% - государство помещику ценными бумагами под 5% годового дохода
  • Слайд 14

    Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

    • 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно.
    • 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).

    33 руб.33коп.

    Слайд 15

    Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых)

    Если оброк

    • 10 руб. в год
    • 10 р. – 6%
    • Х р. – 100%
    • Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
  • Слайд 16

    Выкупная цена земли

    Черноземная:

    Рыночная цена наделов – 284 руб

    Нечерноземная:

    Рыночная цена наделов – 180 руб

    По выкупным расчетам – 342 руб

    • Выкупная цена по всей земле – 867 руб
    • Рыночная цена всей земли – 544 руб
    • Разница в ценах - помещики получали выкуп за освобождение крестьян!
  • Слайд 17

    Освобождение удельных и государственных крестьян

  • Слайд 18

    Условия реформы для удельных и государственных крестьян

    • Более благоприятные, чем для помещичьих крестьян
    • 1863 – 1865гг. - удельные (дворцовые) крестьяне переведены на выкуп, но (!) фактически прежний оброк в виде выкупных платежей
    • 1886г. – гос. крестьяне переведены на выкуп, но(!) платежи увеличены в 1,5 раза по сравнению с оброком. Выкуп – только для целого селения с единовременной выплатой.
  • Слайд 19

    Последствия отмены крепостного права

    • Через 20 лет 15% бывших крепостных крестьян – временнообязанные!
    • Сумма крестьянских выплат – свыше 1,5 млрд. руб. (в 3 р выше первоначально установленной)
    • 4 млн. крестьян освобождены совсем без земли или с миним. наделами
    • Практически половина крестьян – наделы менее 3 десятин!
    • 1861г. – волна крестьянского протеста
    • Выкупные платежи полностью отменены лишь в 1907г.!
  • Слайд 20

    Земская реформа

    • 1 января 1864г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях
    • Проведена только в 34 губерниях, где отмена крепост. права
    • 1880г. – завершение реформы в Сибири, Нижнем Поволжье, Архангелогородской губернии, Прибалтике, Польше, Казахстане, Средней Азии, на Кавказе
  • Слайд 21

    Земства – бессословные выборные органы местного самоуправления. Избирались на 3 года всеми сословиями.

    Слайд 22

    Городская реформа

    • 1870г. – «Городовое положение»
    • Цель – введение городского управления по типу земского

    509 городов

    • Городское выборное самоуправление
    • Городская управа возглавляла городскую думу
    • Городская дума избиралась на 4 года

    Вопросы: охрана порядка, благоустройство, образование, здравоохранение, местная торговля и т. д.

  • Слайд 23

    Судебная реформа 1864г.

    • Цель: разделение ветвей власти
    • Бессословный гласный суд
    • Равенство всех перед законом
  • Слайд 24

    Военная реформа

    1860 – 1870-е гг.

    Цель: устранение военной отсталости и создание массовой образованной армии

    • Военный министр – Дмитрий Алексеевич Милютин
    • 15 военных округов подчинены только министру
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность (с 20 лет)
    • Предоставление льгот по образованию
    • Создание всесословных военных и юнкерских училищ
    • Перевооружение
    • Паровой флот
    • Совершенствование системы управления
  • Слайд 26

    Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

    • Начальное образование
    • Среднее образование
    • Высшее образование
    • «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.
    • Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации, частные лица
    • «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г.
    • Прогимназии (4 года обучения)
    • Гимназии
    • Реальные
    • Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
    • Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г.
    • Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов)
    • Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
  • Слайд 27

    Внешняя политика Александра II

    • А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882)
    • Основные задачи
    • Отмена ограничений
    • Парижского договора 1856 г.
    • Укрепление международного авторитета 1870 г.
    • Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г.
    • Отказ России от унизительных статей Парижского мира 1871 г.
    • Лондонская конференция.
    • Пересмотр условий Парижского мира 1873 – 1878 гг.
    • «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
  • Слайд 28

    Политика на Дальнем Востоке

    • Китай
    • Айгунский договор 1858 г.
    • Пекинский договор 1860 г.
    • Граница
    • Япония
    • Симодский договор 1855 г.
    • Петербургский договор 1875 г.
    • Курилы – российские
    • Курилы – японские
    • Сахалин - российский
    • США 1867 г.
    • Продажа Аляски
  • Слайд 29

    Александр III (1881-1894)

    • 1 марта 1881 года Манифест
    • «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г.
    • Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
  • Слайд 30

    Политика в отношении сословий

    • Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления)
    • Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок)
    • Протекционизм в интересах отечественных промышленников
    • В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
  • Слайд 31

    Контрреформы

    • Печать и образование
    • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
    • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
    • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий)
    • Местное самоуправление
    • Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением
    • Ограничены права и полномочия земств
    • Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий
    • Судебная контрреформа
    • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881)
    • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)
    • Ликвидированы мировые суды (1889)
  • Посмотреть все слайды

    Повторительно – обобщающий урок на тему:

    «Александр II – великий реформатор».

    Цели и задачи:

    • закрепить знания о личности Александра II, его реформах и их значении на развитие России;
    • способствовать развитию гражданственности у учащихся;
    • формировать у учащихся устойчивый интерес к историческому прошлому»
    • создавать условия для развития учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.

    Тип урока: урок-обобщение .

    Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедийный проектор.

    Используемые ЦОР:

    • мультимедийная презентация урока;
    • тесты.

    Используемый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX в. М., Просвещение.


    Ход урока.
    Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Наш урок посвящен важному событию в истории России – великим реформам XIX в. Кто же был инициатором реформ, которые сравнивают по значению с реформами ПетрI?

    Учащиеся: Александр II.

    Сообщение учащегося:

    Александр II вступил на престол в 1855 г. после неожиданной кончины отца, Николая I. К роли императора его готовили с детства. Он получил прекрасное образование, согласно плану, специально подготовленному В. А. Жуковским. Напряженные занятия продолжались на протяжении 10 лет. Некоторые экзамены, которые цесаревич сдавал дважды в год, принимал сам император: тяжелое испытание и для экзаменующегося, и для его учителей. В конце обучения Александр прослушал курсы лекций по государственному управлению, финансам, дипломатии. Их читали ему видные сановники империи. Кроме того, он совершил длительную поездку по России, первым из Романовых посетив Сибирь.

    Как я уже сказала, что в 1855 году Александр Николаевич короновался на царство. Один из наиболее замечательных тогдашних москвичей, поэт и мыслитель Алексей Степанович Хомяков приветствовал императора такими стихами:

    И верим мы, и верить будем,

    Что даст он дар – венец дарам –

    Дар братолюбья к братьям – людям

    Любовь отца к своим сынам.

    И даст года он яркой славы,

    Победу в подвигах войны

    И средь прославленной державы

    Года цветущей тишины.

    Александр II понимал необходимость реформ в стране. В своих реформаторских начинаниях император опирался на либеральных деятелей, которые в это время заняли высокие правительственные посты. Среди них можно назвать великого князя Константина Николаевича, братьев Н.А. Милютина и Д.А. Милютина, А.В. Головина, П.А. Валуева и др. Именно под их руководством в России состоялись реформы, которые позднее получили именование – Великие реформы.

    Вопрос: Что такое реформа? (с лат. – преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры).


    Причины либеральных реформ:

    • Отмена крепостного права.
    • Необходимость серьезной реорганизации системы управления на местах.
    • Необходимость пересмотра российской судебной системы.
    • Необходимость реорганизации военного дела в России.
    • В связи с началом капиталистического развития страны и претворением в жизнь либеральных реформ возникла потребность в специалистах.

    Учитель: Александр II стал, по выражению А. И, Герцена, «царем-освободителем». Почетное звание, даруемое лишь избранным. Почему?

    Учащиеся: при нем было отменено крепостное право.

    Учитель: Александр II был сторонником отмены крепостного состояния крестьян. Он говорил: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразование совершилось почти везде насильственным образом».

    • «Эта речь, - пишет современник, - поставила государя бесконечно выше всех его министров и членов совета. Отныне он приобретал себе бессмертие».

    Вопросы:

    • Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 года). Перед подписанием Манифеста, Александр приказал всем выйти из кабинета. Ему хотелось перед подписанием этого великого закона «остаться, - как он сам говорил, - наедине со своей совестью».)

    Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

    • Что в результате реформы получили крестьяне? (личную свободу).
    • Что значит получить личную свободу? (Крестьяне получили возможность решать: где и как жить, можно было жениться, не спрашивая у помещика согласия; можно было самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия).
    • На каких условиях освобождались крестьяне?

    В результате крестьянской реформы:

    • введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами;
    • община распределяла землю, раскладывала повинности, определяла очередность отбывания рекрутской повинности;

    вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

    Значение крестьянской реформы:

    • она предоставила возможность развития крестьянского предпринимательства;
    • способствовала росту отхода крестьян на заработки;

    давала сильный толчок развития капитализма в России.

    Учитель:

    Итоги крестьянской реформы 1861г. вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов – революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право:

    Распалась цепь великая,

    Распалась и ударила

    Одним концом – по барину,

    Другим – по мужику.

    Вопрос: как вы понимаете эти строки Некрасова?

    А) что значит «распалась цепь великая?»

    Б) что значит ударила «одним концом – по барину»?

    В) что значит ударила «другим концом – по мужику»?

    Исторический диктант?

    Оценка по документу?

    Реформа 1861 года стала величайшим политическим свершением XIX века.

    Учитель:

    Россия после отмены крепостного права превратилась в совершенно иную страну. Многие административные учреждения и правовые нормы устарели в один день. Возникла необходимость продолжить преобразования и привести в соответствие с новым социальным порядком государственное устройство.

    Вопрос? Какие были проведены реформы?

    Были проведены: земская, городская, судебная, военная, просвещения, финансовая.

    Когда осуществлялась земская реформа? (Земская реформа 1 января 1864 года.)

    • К началу 60-х гг. XIX века прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Да и дворянам надо было как-то компенсировать утрату прежней власти.
    • создание органов местного самоуправления – земств;
    • организация медицинской и ветеринарной помощи;

    появление образовательных учреждений.

    Принципы.

    Работа с документом в учебнике «Из положения о губернских и уездных учреждениях» стр. 155-156

    Вопрос: №1 стр.157

    Положительные последствия:

    • создание широкой сети земских больниц и школ;
    • улучшилась дорожная сеть;

    земства оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.

    Но:

    • У земств отсутствовали какие бы то ни было политические функции (т.е. они не влияли на правительство);
    • Преобладающее положение в земствах занимало дворянство;
    • Земства зависели от органов центральной власти;
    • Финансовые возможности земств были ограничены;

    Медленно решались финансовые и хозяйственные вопросы.

    Вывод: Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, способствовала развитию благоустройства. Описанный А.П.Чеховым земский интеллигент – врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела – стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.


    Городская реформа 1870 г.

    По типу земской была проведена и городская реформа.

    Суть реформы: (она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями) :

    • Распорядительный орган – Городская дума.
    • Исполнительный орган – Городская управа.

    Выборы по имущественному цензу, вследствие чего выборщики разбивались на 3 курии. (1 – крупные предприниматели, платившие в городскую казну 1/3 налогов; 2 - более мелкие налогоплательщики еще одной 1/3; 3 – все остальные налогоплательщики – рабочие, служащие, интеллигенция).

    Вопрос? Какие вопросы решало городское общественное самоуправление?

    Вопросы, которые решала городская власть:

    • благоустройство городов;
    • устройство рынков и базаров;
    • попечение о местной торговле и промышленности;
    • здравоохранение и народное образование;
    • принятие санитарных и противопожарных мер;

    установление местных сборов.

    Положительные последствия реформы:

    создание сети попечительских заведений.

    Но:

    Органы городского самоуправления были лишены значительной доли самостоятельности. (Кем контролировалась ее деятельность? Государством. Губернатор или министр внутренних дел утверждал городского голову – председателя управы. Они же могли наложить запрет на любое решение думы).

    • в них преобладала торгово-промышленная буржуазия;

    рабочие, служащие, интеллигенция были отстранены от участия в городском самоуправлении.

    Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа.

    Цель реформы : создание законодательства и судебно-исполнительной системы, отвечающей требованиям в обществе и ни в чем не уступающей подобным европейским институтам.

    Принципы нового суда:

    • введение суда присяжных заседателей;
    • суды становились бессословными, гласными и состязательными, независимыми от администрации;

    создан институт мировых судей.

    Схема: Структура российского суда.

    • Суд мировой (рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела).
    • Общий суд (включал) окружной суд(рассматривали сложные уголовные и гражданские дела); судебные палаты (рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников).

    Вопрос? В каких судах присутствовали присяжные заседатели? (в окружных судах при рассмотрении уголовных дел).

    Высшей апелляционной инстанцией становился Сенат, он также рассматривал политические дела.

    Российская судебная система стала самой передовой для того времени.

    Либеральные преобразования в обществе вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.

    Вопрос: Когда проводилась военная реформа? (1861-1874 г.г.)

    1)Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России?

    Рекрутская повинность - способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота ) до 1874 года . Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году .

    2)Какие недостатки со временем обнаружились

    В этой системе набора в армии?

    Схема. Усиление экспансии европейских держав, поражение России в Крымской войне, военное развитие Западной Европы, образование милитаристской Германской империи, рост революционного движения в России – необходимость коренной реорганизации военного дела в России.

    Вопрос: кто являлся руководителем военной реформы?

    (Руководитель военной реформы Милютин Дмитрий Алексеевич – российский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН. Военный министр с 1861 года).

    • 1864 г. Образование 15 военных округов со своим управлением, подчинением военному министру;
    • реорганизация системы комплектования армии: введена всеобщая воинская повинность; (вместо рекрутских наборов со времен Петра I переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества).
    • сокращение срока службы (6 и 7 лет действительной службы, 3 и 9 в запасе);
    • отмена телесных наказаний; (зависимости от рода войск).

    техническое перевооружение армии и флота.

    Вопрос: что такое воинская повинность?

    Схема. Меры по техническому перевооружению армии и флота:

    • коренная техническая реконструкция военных заводов;
    • использование достижений ученых и конструкторов;
    • замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным;

    строительство парового флота.

    Вопрос: Каково значение военной реформы? (Россия получила массовую армию современного типа. Поднят авторитет воинской службы).

    В манифесте о всеобщей воинской повинности говорилось: «Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного».

    Учитель:

    Образование и просвещение были предметом особенных забот императора Александра Николаевича.

    Вопросы: когда осуществлялась реформа в области народного образования? (1863-1864гг.)

    Каковы изменения в системе образования?(начальное, среднее, высшее)

    • Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

    Последствия реформы:

    • увеличилось число учебных заведений – гражданских, военных и духовных;
    • созданы начальные школы различных типов – государственные, земские, церковно-приходские, воскресные; (Александра II можно назвать создателем сельской школы).
    • в Сибири открыто первое высшее учебное заведение (университет в Томске);
    • увеличилось количество начальных сельских школ;
    • положено начало женскому образованию: открылись гимназии для женщин и высшие женские курсы;
    • в гимназии могли учиться дети любого сословия;
    • восстановлена автономии университетов.

    Недостатки реформы:

    • был закрыт доступ в университеты для выпускников реальных гимназий и девушек, выпускниц гимназий;
    • в гимназиях устанавливалась высокая плата за обучение, так что не все могли себе это позволить.

    Значение и последствия реформ:

    Либеральные реформы изменили весь уклад жизни государства.

    Созданы органы самоуправления и суда.

    Реформы способствовали росту производительных сил страны её обороноспособности.

    Выросло гражданское самосознание населения.

    Быстрыми темпами стали распространяться просвещение, улучшилось качество жизни.

    Россия сделала шаги в создании цивилизованных форм государства.

    Вывод: Все эти «исправления» и «улучшения» имели свои причины. Александр II не мог позволить, чтобы проводимые им реформы привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране. Он считал, что сохранить порядок в обществе можно, если строго соблюдать сложившееся в высших эшелонах власти равновесие. Именно поэтому разработкой реформ занимались одни, ярые сторонники перемен, а их проведением в жизнь, - другие, по сути дела, противники преобразований. Реформы 60-70-х г.г. – крупное явление в истории России. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогом развития России в 60-70-е годы XIX века явилось коренное обновление общественно - политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги.

    (В результате Великих реформ самые широкие слои населения Российской империи получили гораздо больше свобод, нежели имели ранее. Реформы не только пробуждали общественную инициативу. Но и вводили самоуправление в университетах, селах, волостях, городах, губерниях, демократизировали суд, создали новую армию. Великие реформы в значительной степени способствовали всесторонней модернизации страны, создали условия для экономических и социальных перемен.)

    Заключительное слово учителя, подведение итогов, выставление оценок.

    Домашнее задание:

    Попробуйте нарисовать символ, эмблему России в эпоху реформ.

    Тест.

    б) отмена цензуры в России;

    ____________________________________________________________________

    Тест.

    1)Судебная реформа была проведена на принципах:

    а) сословности; б) бессословности; в) гласности; г) недопущения гласности?

    2)Главная причина отмены крепостного права:

    а) недовольство помещиков; б) деятельность либералов; в) кризис крепостнической системы; в) правительственная инициатива?

    3)Главное последствие земской реформы:

    а) возможность открытой политической деятельности;

    б) отмена цензуры в России;

    в) возможность хозяйственной инициативы на местах;

    г) формирование на местах политических партий?

    4)Из либеральных реформ позже других проводилась:

    А) земская; б) военная; в) городская; г) судебная?

    5)Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа:

    а) городская; б) земская; в) судебная; г) крестьянская?

    6)К чему привели реформы 60-70-х гг.:

    а) к исчезновению феодальных пережитков в России; б) к ликвидации самодержавия;

    в) к ускорению развития общества; г) к уничтожению дворянских привилегий?

    7) Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:

    а) государственно-территориального устройства; б) центрального аппарата управления;

    в) местного самоуправления; г) комплектования армии; д) судопроизводства?

    Ответы на тест: 1) в; 2) в; 3) в; 4) б; 5) в; 6) в; 7) в, г, д

    О чем или о ком идет речь?

    Ответ:________________________________.

    _________________________________________________________________

    О чем или о ком идет речь?

    1. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

    Ответ:_____________________________.

    1. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.

    Ответ:______________________________.

    1. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

    Ответ: ______________________________.

    1. 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которое тот должен был вернуть в течение 49 лет.

    Ответ:_______________________________.

    1. Крестьянин, который после 1861г. нес повинности в пользу помещика.

    Ответ: _______________________________.

    1. Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.

    Ответ:________________________________.

    1. Преобразование в какой-либо сфере государства.

    Ответ:________________________________.