Пропавшая научная экспедиция на урале 1739. Тайна исчезнувших экспедиций. Загадки сибирской тайги

В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, на перевале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905, пропала туристическая группа под руководством Игоря Дятлова. Туристы не вернулись из похода. Лишь спустя некоторое время их тела были найдены: все погибли мучительной смертью, но до сих пор неизвестны ни обстоятельства случившегося, ни причины, которые могли вызвать такие ранения. В память о погибших туристах "РГ" рассказывает о других экспедициях, пропавших при загадочных обстоятельствах.

Похороненный во льдах

В возрасте 59 лет английский мореплаватель Джон Франклин отправился в свою четвертую экспедицию по освоению Арктики.

Для плавания корабли Королевского военно-морского флота были переоборудованы по последнему слову техники. В Арктику выходили 378-тонный "Эребус" и 331-тонный "Террор". Провизии хватало на три года, на судне был и паровой локомотивный двигатель, и множество книг, и даже маленькая ручная обезьянка.

19 мая 1845 года экспедиция была открыта, ее целью было пройти Северо-Западным проходом. В течение лета жены моряков получили несколько писем. Последние пришли в августе, все они были подробны и оптимистичны, а один из участников экспедиции, эконом с "Эребуса" Осмер, писал, чтобы их ждали домой уже в 1846 году.

Однако ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции не было никаких новостей. Только в 1848 году на поиски отправились первые три судна. Джейн Франклин, жена отважного мореплавателя, умоляла их проверить устье Больших Рыб, но никто не внял ее просьбам. Однако только она и чувствовала приближающуюся беду. Незадолго от отправления экспедиции Джейн шила флаг для корабля, в то время как Джон уснул рядом на диване. Джейн показалось, что муж замерз, и она набросила на его ноги флаг. Когда он проснулся, он воскликнул "Почему меня укрыли флагом? Так делают только с покойниками!". С того момента женщина не знала покоя. Ее стараниями поиски пропавших продолжались аж до 1857 года.

В 1859 году экспедиция Мак-Клинтока, полностью оплаченная Джейн Франклин, нашла на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а при нем блокнот с записями. Странно, но сделаны они были задом наперед и заканчивались прописью, содержали много орфографических ошибок, знаков препинания не было вообще. Один из листов заканчивался словами "О Смерть, где твое жало", на следующем листе записи были сделаны по кругу, внутри которого было написано "Лагерь Террора (Ужаса) пуст". Также была найдена лодка с двумя скелетами. Лодка почему-то стояла на санях, которые тащили при помощи веревки. Ружья часовых были взведены. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограммов шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок и ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

Останки, которые были найдены на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорит о каннибализме, также ученые установили, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся - так и не известно.

Тело самого Франклина не обнаружили, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Ночевка на Горе мертвецов

Зимой 1959 года группа из турклуба Уральского политехнического института отправилась в поход. Первоначально под руководством Игоря Дятлова было 9 человек. Позже один из них из-за болезни не смог продолжать путь, благодаря чему выжил.

Свою последнюю остановку дятловцы сделали на горе Холат-Сяхыл. Символично, что манси переводят это название как "Гора мертвецов". Подробности истории холодят кровь. По каким-то причинам ночью молодые люди и девушки выбежали из разрезанной изнутри палатки на мороз неодетыми. Позже несколько трупов были найдены у маленького костерка неподалеку в лесу, несколько - у ручья. Так, Юрий Кривонищенко и Юрий Дорошенко в одном нижнем белье лежали у небольшого костровища под крупным кедром. Кажется, Игорь Дятлов, Зина Колмогорова, Рустем Слободин возвращались в палатку от костра. Сам Дятлов умер, приобнимая рукой ствол березки, перед смертью он дышал в снег. Он был без обуви, как и Колмогорова. На одной ноге Слободина был валенок, надетый на четыре шерстяных носка. Людмила Дубинина умерла, стоя на коленях лицом в склон у ручья водопада. На ее ноге были обмотаны штаны Кривонищенко. Колеваров и Золотарев до последнего согревали друг друга, лежа в обнимку. На них были вещи Кривонищенко и Дорошенко, а также курточка Дубининой. Тибо-Бриньоль найден в ручье ниже, он был хорошо одет.

Жестоко изувеченные лица, травмы, которые получают при падении с высоты, следы радиации на одежде, последний загадочный кадр на фотоаппарате туристов - все это только запутывало следствие. По одной из версий молодые люди стали случайными жертвами военных испытаний, по другой - местных жителей из числа коренных северных народов, по третьей - иностранных разведчиков, по четвертой - испытания нейтронной бомбы. Существует даже альтернативная версия о том, что к гибели тургруппы причастны инопланетяне.

Екатеринбургский журналист, автор книг "Цена гостайны - девять жизней" и "Убийство у Горы Мертвецов" Анатолий Гущин, изучавший уголовное дело о группе Дятлова, выдвинул "ракетную" версию. "Версия связана не с освоением космоса, а с испытанием оружия. Но это несчастный случай, произошедший в связи с неудачным испытанием какой-то бомбы. Скорее всего, нейтронной. В 1959 году ее испытания уже шли. Для этого запускался мини-снаряд. Он должен был упасть в заранее намеченный район, но случился сбой, и упал не туда. В итоге пострадали люди, случайно оказавшиеся в это время в этом месте. Вот, если говорить коротко, что произошло в тот злополучный февральский день 1959 года", - рассказывает он.

Неслучайно поход дятловцев стал объектом исследований по всему миру, о нем пишут книги и снимают кино. Энтузиасты по сей день штурмуют перевал в надежде найти ответ на вопрос: что же случилось с ребятами? Так, летом прошлого года прошли пермские студенты. Интересно, что на определенном участке дороги молодые люди заметили магнитную аномалию.

"Когда мы подошли к этому месту, сильно испортилась погода, опустился туман, и пришлось идти только по показаниям компаса, - рассказывает Андрей Королев. - В какой-то момент я заметил, что стрелка показывает на одну и ту же точку, но не на север. Чтобы окончательно не потеряться в пространстве, стали ориентироваться по спутниковому навигатору. Стрелка компаса вновь пришла в движение, лишь тогда, когда мы достаточно далеко отошли от этого места".

Однако преподаватели не связывают магнитную аномалию с мистикой. По их словам, в горах есть залежи железной руды, которые влияют на стрелку компаса, поэтому подобные истории в тех краях не редкость.

Несмотря на мистический ужас, который вселяет история девяти студентов, тропа дятловцев становится все популярнее для туристов.

Незаконченная экспедиция "Святой Анны"

Вероятно, у поговорки "женщина на корабле - к беде" есть реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась "прокатиться" на шхуне "Святая Анна" вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.

В Александровске экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: "Чувствую, что поступила, как должна была, а там - будь что будет" писала она отцу.

Зимой 1912 года шхуна "вросла" в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое - штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Конрад. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами находившихся на "Святой Анне" моряков в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на "Святой Анне", но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Конрад ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Конрад резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавшим к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: "Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!". Выяснить, о чем он говорит, не удалось.

Корабль Брусилова так и не был найден.

Тайна исчезнувших экспедиций

59 летний Джон Франклин — английский мореплаватель пустился в свою по счету четвертую экспедицию для освоения Арктики. Для похода, переоборудовали по последнему слову техники, корабли Королевского ВМФ. Вышли в Арктику и 331-тонный «Террор» и 378-тонный «Эребус». Запасов провизии было на 3 года, на судне имелся паровой локомотивный двигатель, большое количество книг, и была даже маленькая ручная обезьянка.

Открыта была экспедиция 19 мая 1845 года, ее задачей было пройти Северо-Западным проходом. На протяжении лета семьи моряков получили несколько писем. Письмо пришедшее последним было в августе, все они были подробными и оптимистичными, а один участник экспедиции, эконом с «Эребуса» Осмер, написал, чтобы ожидали их возвращения домой уже в 1846 году. Но ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции больше ни поступало никаких новостей. И лишь в 1848 году на поиски были отправлены первые 3 корабля. Жена отважного мореплавателя — Джейн Франклин, умоляла их осмотреть устье Больших Рыб, однако никто не прислушался к ее просьбе. Однако только она и предчувствовала приближающуюся беду.


Джейн незадолго от отплытия экспедиции для корабля шила флаг, в это время Джон уснул рядом с ней на диване. Джейн подумав, что мужу холодно, и накрыла его ноги флагом. Проснувшись, он воскликнул «Почему меня укрыли флагом? Так делают только !». С этого момента женщина не находила себе покоя. Ее стараниями поиск моряков продолжался аж до 1857 года.

Экспедиция Мак-Клинтока в 1859 году, которую полностью оплатила Джейн Франклин, отыскала на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробно написанную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а с ним блокнот записей. Что странно, сделаны они были задом наперед, содержали большое количество орфографических ошибок, знаков препинания вообще отсутствовали.

Один лист заканчивался такими словами » О Смерть где твое жало «, на другом листке записи были сделаны по кругу, а внутри круга было написано » Лагерь Террора (Ужаса) пуст «. Еще нашли лодку в которой было два скелета. Почему-то лодка стояла на санях, которые тащили с помощью веревок. Ружья часовых находились на взводе. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограмм шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок из ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

А останки, которые нашли на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорило о каннибализме, также учеными было установлено, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся — так и не известно. Не было обнаружено тело самого Франклина, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Незаконченная экспедиция «Святой Анны»

Скорей всего, поговорка «женщина на корабле — к беде» имеет реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась «прокатиться» на шхуне «Святая Анна» вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.

В Александровке экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: «Чувствую, что поступила, как должна была, а там — будь что будет» писала она отцу. Зимой 1912 года шхуна «вросла» в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое — штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Кондар. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами, находившихся на «Святой Анне» моряков, в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на «Святой Анне», но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Кондар ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Кондар резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавший к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: «Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!». Выяснить, о чем он говорит, не удалось. Корабль Брусилова так и не был найден.

Гибель экспедиции Скотта

На протяжении 3 лет Экспедиция Роберта Ф. Скотта занималась изучением южного континента (с 1901 по 1904 г) . Англичанин подошел к берегам Антарктиды, исследовал море и ледник Росса, собрал обширный материал по геологии, флоре, фауне и полезным ископаемым. А затем предпринял попытку проникнуть в глубь материка Считается, что безрезультатно. Но это не совсем так. Во время санного перехода в глубине материка — в 40-50 км от побережья — Скотт обнаружил скалу, на вершине которой оказался хорошо оборудованный лаз, тщательно замаскированный вырезанными толстыми пластинами льда.

Пораженные увиденным, Скотт и его спутники сумели отодвинуть несколько плит, и их взорам предстала стальная лестница из труб, ведущая вниз. Изумленные англичане долго не решались спуститься, но наконец рискнули. На более чем сорокаметровой глубине, ими были обнаружены помещения, в которых была оборудована продуктовая база из мясных продуктов. В специальных контейнерах лежала аккуратно сложенная утепленная одежда. Причем таких фасонов и такого качества, которых ранее ни Скотт, ни его помощники не встречали, хотя сами они весьма обстоятельно готовились к дальней и небезопасной экспедиции.

Скотт осмотрев всю одежду, понял, что этикетки на ней были тщательно срезаны для сохранения инкогнито хозяев. И лишь на одной из курток обнаружился ярлык, оставленный, видимо, в силу чьей-то халатности: «Екатеринбургская пошивочная артель Елисея Матвеева». Эту этикетку, а главное, надпись с нее, Скотт аккуратно перенес в свои бумаги, хотя, конечно, в тот момент путешественники не поняли, что означает эта русская вязь. Им вообще было неуютно в этом чужом пристанище, а потому они поспешили покинуть его. Пройдя половину пути до базового лагеря, один из путников спохватился — надо было взять хоть что-нибудь из продуктов, свои-то на исходе… Другой предложил вернуться, но Скотт посчитал это непорядочным: кто-то заготавливал для себя, не рассчитывая, что запасами воспользуются незваные гости. Но, скорее всего, на его решение повлиял страх, граничащий с ужасом.

Придя на Большую землю, путешественники долго не решались поведать общественности о таинственном погребе, оборудованном в ледяной пустыне; но в своем рапорте о работе экспедиции Скотт весьма подробно рассказал о находке. Однако вскоре материалы, поданные им в Британское географическое общество, таинственным образом исчезли.

Галлюцинации?

Спустя несколько лет к Южному полюсу отправился другой английский исследователь — Э. Шеклтон. Однако он не обнаружил никакого хранилища с продуктами и теплыми вещами: то ли не нашел по тем координатам, которые ему лично сообщил Скотт, то ли хозяева склада сменили место «дислокации»… Впрочем, Антарктида загадала загадку и экспедиции Шеклтона. В своих дневниках англичанин оставил запись о странном происшествии, случившемся с одним из его спутников -неким Джерли.

Во время внезапно начавшейся жестокой снежной бури он потерялся, но неделю спустя… догнал товарищей. При этом он «вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел случайно и провел там целый день, восстанавливая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил — скорее всего, у бедняги была галлюцинация…».

На штурм!

До полюса Шеклтон не дошел 178 км. «Вершина» осталась непокоренной, и она по-прежнему манила путешественников. Среди тех, кто отправился на штурм Южного полюса, вновь был Роберт Ф. Скотт. Но — увы! — его обогнал норвежец Р. Амундсен: он достиг конечной цели 14 декабря 1911 г. Чуть позже — 18 января 1912 г. — на Южном полюсе оказалась и группа, возглавляемая Р. Скоттом. Однако на обратном пути — в 18 километрах от базового лагеря — путешественники погибли.

Тела, записи и дневники погибших нашли спустя восемь месяцев. А пока шли поиски, в базовом лагере обнаружилась (!) записка на английском языке, сообщавшая: Скотт и его спутники сорвались с ледника, их снаряжение, в котором были продукты, попало в глубокую расселину. И если полярникам в ближайшую неделю не окажут помощь, они могут погибнуть. Этому документу по какой-то неведомой причине никто не придал значения: то ли посчитали неуместным розыгрышем, то ли провокацией товарища, у которого сдали нервы… А может, и это списали на галлюцинации?!

Между тем в записке точно указывалось, где находятся пострадавшие. В дневнике, оставшемся после экспедиции, обнаружилась прелюбопытнейшая запись: «Мы остались без продуктов, чувствуем себя скверно, укрылись в созданной нами снежной пещере. Проснувшись, обнаружили у входа приличный запас мясных консервов, нож, сухари и, удивительное дело, в некоторых брикетах оказались замороженные абрикосы».

Откуда все это взялось, Скотт и его товарищи не знали. К сожалению, сухарей и абрикосов хватило ненадолго… Продукты закончились через несколько дней. Наверняка те, кто желал им помочь, полагали: за полярниками, оказавшимися в трудном положении, придут соотечественники, стоит им только прочесть записку. Но…

История изучения нашей планеты, путешествий и географических открытий полна драматических страниц. Многим великим путешественникам не суждено было вернуться домой, погибнув при кораблекрушениях, от рук враждебных аборигенов или из-за голода и болезней.

Знаменитый капитан Джеймс Кук нашёл свою смерть на Гавайях. И по сей день идут споры о том, ели аборигены погибшего или нет. Но обстоятельства, при которых погиб Кук, более-менее ясны. Другим исследователям повезло куда меньше: их судьба остаётся неизвестной спустя десятки, а то и сотни лет.

Легенда гласит, что король Франции Людовик XVI, подойдя к гильотине, под ножом которой ему предстояло лишиться головы, спросил: «Нет ли вестей от Лаперуза?». В 1783 году Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, один из лучших капитанов французского королевского флота, был приглашён на аудиенцию к королю Людовику XVI. Монарх предложил ему возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочивание открытий, сделанных Джеймсом Куком в Тихом океане, и «снискание дружбы вождей далёких племён». Капитан Лаперуз принял столь лестное предложение.

Экспедиция стартовала 1 августа 1785 года из французского Бреста. Под началом Лаперуза находились два фрегата - «Буссоль» и «Астролябия», а также 220 человек команды. Помимо матросов, в экспедицию отправились несколько учёных и три художника.

«Буссоль» и «Астролябия» обогнули мыс Горн, побывали в Чили, на острове Пасхи и Гавайском архипелаге. В конце июня 1786 года они достигли Аляски, где Лаперуз обследовал окрестности горы святого Ильи. 13 июля здесь же, в бухте, получившей название Порт Французов, из-за сильного течения были потеряны две шлюпки и барка с 21 человеком на борту.


Гибель шлюпок экспедиции Лаперуза в Порте Французов, 1786 год

Оттуда «Буссоль» и «Астролябия» направились в порт Монтерей, что в Калифорнии, где Лаперуз сделал описание францисканских миссий и составил критическую заметку о дурном приёме со стороны индейцев. Затем Лаперуз благополучно пересёк Тихий океан, добравшись до Макао, где была продана добытая на Аляске пушнина.


Фрегаты «Буссоль» и «Астролябия»

В 1787 году экспедиция прошла вдоль берегов Северо-Восточной Азии, обследовала Корейский полуостров, а затем открыла пролив между Сахалином и островом Хоккайдо. При этом Сахалин Лаперуз ошибочно посчитал полуостровом.

В сентябре 1787 года экспедиция Лаперуза бросила якорь в Петропавловске, где была радушно принята русским гарнизоном. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более тёплый приём, чем здесь, на Камчатке», - писал Лаперуз в письме французскому послу в Петербурге. Отправив посыльного с приказом доставить во Францию почту и результаты исследований, полученные к этому моменту, Лаперуз двинулся дальше.


Гавань Петропавловска, 1787 год

Приём на Самоа разительно отличался от русского: здесь в стычке с аборигенами погибли 12 моряков, включая капитана «Астролябии» Флёрио де Лангля. 24 января 1788 года «Буссоль» и «Астролябия» зашли в Ботанический залив, омывающий восточное побережье Австралии, где встретились с английским флотом.

10 марта 1788 года Лаперуз продолжил плавание, намереваясь посетить Новую Каледонию и Соломоновы острова. Более никаких вестей от экспедиции не поступало. Долгие годы судьба экспедиции Лаперуза оставалась загадкой для всего мира. Но более всего интересовались ею, естественно, французы, соотечественники пропавших моряков. Легенда о короле, на эшафоте интересующемся новостями о Лаперузе, возможно, лишь выдумка, но сама ситуация вполне возможна, так как бесследное исчезновение французских кораблей волновало и революционеров, и монархистов в равной степени.


Лишь в 1826 году английский капитан Питер Диллон обнаружил следы кораблекрушения на острове Ваникоро и связал их с экспедицией Лаперуза. В XX веке были записаны устные предания островитян, рассказывающие о кораблекрушении, при котором погибли оба корабля экспедиции Лаперуза. Часть команды выжила и ещё долгие годы жила среди аборигенов. В 2005 году был окончательно идентифицирован найденный среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков секстант, который действительно входил в оборудование корабля «Буссоль». Установить, выжил ли при кораблекрушении сам капитан Лаперуз, не удалось.

Контр-адмирал Франклин

19 мая 1845 года английские корабли «Террор» и «Эребус» отправились в экспедицию, целью которой были поиски Северо-Западного прохода из Атлантического в Тихий океан. Возглавлял экспедицию опытный путешественник, исследователь Арктики, контр-адмирал британского флота Джон Франклин. Для 59-летнего Франклина это была четвёртая экспедиция. В её состав входили 129 человек.

Суда ненадолго зашли в гавань Стромнесс на Оркнейских островах в северной части Шотландии, а оттуда отплыли в Гренландию. На западном побережье Гренландии экипажи «Террора и «Эребуса» приняли на борт запасы провизии, перевозившиеся транспортным судном, а назад отправили письма родным.

В начале августа 1845 года китобойные суда «Принц Уэльский» и «Энтерпрайз» повстречали «Эребус» и «Террор» в море Баффина, когда те, пришвартовавшись ко льду, ждали благоприятных условий для пересечения пролива Ланкастер. Больше сведений об экспедиции Франклина не поступало. Поиски были начаты в 1848 году, однако результатов не дали.


Корабли «Террор» и «Эребус»

Информация об экспедиции добывалась буквально по крупицам. В 1850 году на острове Бичи были найдены могилы трёх членов экспедиции. В 1859 году поисковая экспедиция во главе с Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком обнаружила записку, оставленную на острове Кинг-Уильям. Записка содержала данные о судьбе кораблей и членов экипажей до апреля 1848 года. Стало известно, что «Террор» и «Эребус» были затёрты во льдах и покинуты людьми. Потери экспедиции к тому моменту составляли 9 офицеров и 15 матросов.

У эскимосов были обнаружены некоторые вещи, принадлежавшие членам экспедиции. Местные жители рассказали, что путешественники умирали от голода и болезней. Кроме того, появились предположения, впоследствии подтвердившиеся, что среди отчаявшихся членов экспедиции были случаи каннибализма.

Поисковые и исследовательские работы продолжаются до сих пор. Установлено, что большинство членов экспедиции умерли на островах Бичи и Кинг-Уильям от голода, переохлаждения, воспаления лёгких. Судьба самого Джона Франклина достоверно не установлена.

Барон Толль

8 июня 1900 года от причала на Неве отошла шхуна «Заря» с участниками русской полярной экспедиции, которую возглавлял русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль. Экспедиция была снаряжена Императорской Академией наук и имела основной целью исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова. В состав экспедиции входили более 20 человек. Осенью 1900 года экспедиция остановилась на зимовку в бухте Колина Арчера близ архипелага Норденшёльда в Таймырской губе. Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр.

Летом 1902 года экспедиция разделилась: барон Толль в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников, Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках совершить переход на остров Беннетта. Предполагалось, что через два месяца «Заря» подойдёт к острову Беннета, чтобы забрать группу Толля. Однако тяжёлая ледовая обстановка привела к тому, что «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок, получила серьёзные повреждения и вынуждена была уйти в Тикси.


Шхуна «Заря»

В 1903 году на помощь Толлю была направлена спасательная экспедиция, которую возглавил Александр Колчак. Добравшись до острова Беннета, Колчак установил, что группа Толля, успешно добравшись до острова, в ожидании «Зари» занялась исследовательской работой. Поскольку руководитель экспедиции не предполагал новой зимовки, запасы были истрачены, а новые не сделаны. 26 октября 1902 года партия Толля двинулась с острова на юг. Записка Толля, обнаруженная позднее Колчаком, оканчивалась словами: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14–20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 года».


Участники экспедиции на шхуне «Заря»

Колчак забрал дневники и другие материалы экспедиции, оставленные Толлем на стоянке. Найти следы путешественников ему не удалось. Барон и трое его спутников считаются пропавшими без вести по сей день.

Лётчица Амелия Эрхарт

20 мая 1937 года 39-летняя американская лётчица Амелия Эрхарт в сопровождении штурмана Фредерика Нунана начала кругосветный перелет на двухмоторном моноплане «Локхид Электра L-10E». Ко 2 июля Эрхарт и Нунан успешно преодолели 4/5 всего маршрута. Однако самый сложный перелёт был впереди. 2 июля самолёт лётчицы стартовал с побережья Новой Гвинеи и через 18 часов полёта над Тихим океаном должен был приземлиться на острове Хоуленд.

Остров Хоуленд представляет из себя клочок земли длиной 2,5 километра и шириной 800 метров, выступающий над уровнем моря всего на три метра. Обнаружить его посреди океана со средствами навигации 1930-х годов - задача труднейшая. Тем не менее, Амелия Эрхарт, бывшая уже к тому времени настоящей легендой авиации, первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантику, была уверена в своих силах.

На Хоуленде для Амелии Эрхарт специально построили взлётно-посадочную полосу, там её ждали представители властей США и репортёры. Связь с самолётом поддерживал корабль сторожевой охраны, выполнявший роль радиомаяка. К расчётному времени лётчица сообщила, что находится в заданном районе, но ни остров, ни корабль не видит. Судя по уровню последнего радиосообщения, принятого с борта самолёта, «Локхид Электра» был где-то совсем рядом, но так и не появился.

Когда прекратилась связь и должно было кончиться топливо в самолете, ВМС США начали самую масштабную поисковую операцию в своей истории. Однако обследование 220 000 квадратных миль океана, многочисленных маленьких островков и атоллов не дало никакого результата.


5 января 1939 года Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан официально были признаны погибшими, хотя точной информации об их судьбе нет до сих пор. По одной версии, истративший топливо самолёт просто рухнул в океан, по другой - Эрхарт посадила самолёт на одном из маленьких островков, но при посадке экипаж лишился связи и получил тяжёлые ранения, что привело к их гибели. Существует и версия о том, что потерпевшие аварию лётчики могли быть захвачены в плен, а позже казнены японскими военными. Однако ни одна из версий и по сей день не получила достоверных доказательств.

12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома взлетел самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек. Командиром экипажа являлся Герой Советского Союза, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин» Сигизмунд Леваневский.

За плечами Леваневского было несколько сверхдальних авиаперелётов. На сей раз ему предстояло, преодолев Северный полюс, достичь города Фэрбенкс на Аляске. «Всякий раз, когда я посещал Америку, люди оказывали мне самый сердечный и дружественный приём. Я надеюсь, что этот перелёт поможет укрепить добрые отношения между нашими странами», - сказал 35-летний Леваневский корреспонденту New York Times, прежде чем занять место в кабине.

Но полёт с самого начала складывался трудно, а радиограммы с борта становились всё тревожнее. В последней радиограмме Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и плохих метеоусловиях. В расчётное время самолет в Фэрбенкс не прибыл. Поиски, проводившиеся как в СССР, так и в США, результатов не дали.

Вот уже 80 лет периодически появляются сообщения о том, что самолёт Сигизмунда Леваневского обнаружен. Однако ни разу они не получили подтверждения. По разным версиям, самолёт, отклонившись от курса, мог упасть в Якутии, или же, наоборот, потерпеть катастрофу, уже достигнув побережья Аляски. Как бы то ни было, достоверно установить судьбу экипажа Леваневского не удаётся по сей день.

129 мертвецов в полярной пустыне: загадка гибели экспедиции Франклина

Последний раз их видели в августе 1845 года. Два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 129 моряками на борту ожидали в море Баффина недалеко от берегов Гренландии подходящей погоды, чтобы плыть дальше, в неизведанные воды Канадского Арктического архипелага. Оснащенная по последнему слову тогдашней науки и техники экспедиция во главе с сэром Джоном Франклином должна была поставить точку в поисках заветного Северо-Западного прохода, но исчезла в безжалостных полярных льдах, а загадка ее гибели с тех пор не дает покоя уже которому поколению искателей приключений. Лишь в 2014 году канадские ученые обнаружили затонувший «Эребус», а совсем недавно, 3 сентября, после 170 лет поисков был найден и «Террор». Трагедия пропавшей экспедиции Франклина - в обзоре Onliner.by.

Открытие Америки при всей монументальности этого события для истории человечества не сняло с повестки дня другую сверхактуальную на то время задачу - поиска нового пути в Индию. Феноменальные богатства новой части света еще не стали известны европейцам, и обе Америки воспринимались пока как досадная помеха, преграждавшая путь в Азию. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана завершила первое кругосветное плавание в обход южноамериканского континента. На повестке дня оставался вопрос так называемого Северо-Западного прохода - перспективного морского пути вдоль северного берега Северной Америки.

Первая попытка обнаружить его была предпринята англичанами еще в 1497 году, но в конечном итоге поиски растянулись на четыре столетия. Справиться с задачей пытались лучшие мореплаватели своего времени - от Генри Гудзона до Джеймса Кука. Но на пути у героев вставали непроходимые льды Арктики, запутанный лабиринт проливов и заливов Канадского Арктического архипелага и экстремальная погода, что оставляло мало шансов на успех, зато исправно брало за покорение себя самую высокую цену - человеческие жизни.

Возможные варианты Северо-Западного прохода

Исследования канадской Арктики активизировались в XIX веке, и, несмотря на все объективные сложности, к середине столетия размер белого пятна на географических картах Северной Америки сократился до минимума площадью меньше территории современной Беларуси. Британскому адмиралтейству казалось, что оставалось сделать последний, но решительный шаг длиной в сотню миль, и совершить его было поручено Джону Франклину - опытному, хотя и довольно пожилому к тому времени 59-летнему полярнику, уже совершившему три масштабных арктических экспедиции.

Джон Франклин

С финансированием проблем не было. Для плавания Британский королевский флот предоставил два корабля, уже побывавших в арктических (и антарктических) походах. На «Эребус», ставший флагманом, и «Террор» погрузили почти сто тонн еды (муки, галет, солонины, овощных и мясных консервов). Не забыли и о средстве против цинги, этого бича всех мореплавателей: четыре тонны лимонного сока должны были помочь с ней справиться. Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Отопительная система и система дистилляции воды завершали передовое на тот момент техническое оснащение кораблей. Все было готово к многолетнему путешествию, целью которого был долгожданный Северо-Западный проход.







Экспедиция Франклина вышла в плавание 19 мая 1845 года. Сделав остановку в гренландском заливе Диско, где борт «Эребуса» и «Террора» покинули пять провинившихся матросов (тем самым спасших себе жизнь), корабли с 129 людьми на борту отправились дальше вглубь Северного Ледовитого океана. В августе китобои в последний раз видели их в море Баффина, после чего следы парусников и их обитателей были потеряны почти на десятилетие.

Тревогу в адмиралтействе забили только спустя два года. С одной стороны, было понятно, что покорение Северо-Западного прохода потребует зимовки (и, скорее всего, даже не одной), с другой - отсутствие всяких вестей начинало настораживать. В 1848 году на поиски Франклина и его отряда отправилась экспедиция авторитетного полярного исследователя Джеймса Росса, который сам плавал на «Эребусе» и «Терроре». Это мероприятие закончилось полным провалом, но у Росса появилось много последователей, чему в немалой степени способствовала объявленная британским правительством награда в £20 тыс. - значительная по тем временам сумма.

В августе 1850 года, спустя пять лет после того дня, когда корабли Франклина видели в последний раз, были наконец-то обнаружены какие-то их следы. На небольшом островке Бичи у Девона, крупнейшего необитаемого острова на планете, команда капитана Горация Остина обнаружила следы зимовки, а неподалеку - три могилы матросов из экипажа Франклина.

В безжизненном каменистом ландшафте забытого богом и людьми острова свое последнее убежище нашли кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой морской пехоты Уильям Брейн, умершие в январе - апреле 1846 года. Стало ясно, что они стали жертвами первой зимовки экспедиции, которую зажатые льдами «Эребус» и «Террор» провели у острова Бичи.

В 1854 году во время исследования полуострова Бутия отряд путешественника Джона Рэя собрал целый ряд рассказов местных инуитов. Аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных.

Кроме устных свидетельств, Рэй собрал и вещественные доказательства гибели экспедиции, выкупив у инуитов найденные ими столовые приборы с «Эребуса». Этого оказалось достаточно, чтобы Франклина и компанию признали умершими, а их поиски официально прекратились. Тем не менее история обреченных в полярной пустыне на этом совсем не закончилась.

Спустя еще четыре года очередной поисковый отряд, профинансированный на этот раз лично вдовой Франклина, во время изучения крупного острова Кинг-Уильям, расположенного между полуостровом Бутия и устьем реки Бак, сделал долгожданную находку. Среди полярных экспедиций, особенно когда что-то шло не так, было принято на всякий случай оставлять своим возможным спасателям послания под специальными каменными пирамидами - гуриями. Именно такой документ был обнаружен на Кинг-Уильяме, а его содержание пролило свет на судьбу путешественников.







Послание, по сути, представляло собой две записки, сделанные в разное время. Первая была написана после второй зимовки:

«28 мая 1847 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ зимовали во льду под 70°5′ с. ш. и 98°23′ з. д. Зиму 1846-1847 годов провели у острова Бичи под 74°43′28″ с. ш. и 91°39′15″ з. д., предварительно поднявшись по проливу Веллингтона до 77° северной широты и вернувшись по западной стороне острова Корнуоллис. Экспедицией командует сэр Джон Франклин. Все в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года».

После ознакомления с этим текстом оставалось сразу несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что ситуацию сложно было охарактеризовать как «все в порядке». Среди членов экипажей уже были первые жертвы, а целых восемь человек успели бросить свои корабли и товарищей, отправившись навстречу смерти. К тому же авторы послания по неизвестной причине запутались в датах. Зимовка у острова Бичи случилась годом ранее. Летом 1846 года освободившиеся корабли дрейфовали среди островов Канадского Арктического архипелага, в конце концов спустившись на юг к острову Кинг-Уильям, где они провели зиму 1846-1847 годов, а весной описали свои приключения в указанном документе.

Вторая записка была сделана годом позже на полях первой:

«25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затерты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и экипаж в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37′42″ с. ш. и 98°41′ з. д.

Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент - 9 офицеров и 15 матросов.

Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Ее Величества „Эребус“, Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на рыбную реку Бак».

В этом тексте верная хронология восстанавливается. Итак, у Кинг-Уильяма «Эребус» и «Террор» в конечном итоге провели целых две зимы: лето 1847 года оказалось слишком коротким и холодным, лед вокруг кораблей так и не успел растаять. К весне 1848-го из 129 членов экипажа умерло 24 человека, включая главу экспедиции Джона Франклина. Оставшиеся в живых моряки, чувствуя свое бессилие перед окружавшей их полярной полупустыней и оказавшись под угрозой голода и неминуемой смерти, пошли на отчаянную авантюру. Они решили с остатками припасов и снаряжения попробовать добраться до Большой земли. Ближайшая база компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшне находилась в 2210 километрах к югу.

Обреченные полярники соорудили из шлюпок импровизированные сани, которые они вынуждены были тащить сами. Изможденные тремя зимовками, страдая от болезней, экстремальной погоды, голода, они из последних сил волокли эти сани, периодически теряя своих товарищей. Одна из шлюпок была найдена в 1854 году. Кроме двух скелетов, в ней обнаружили книги, мыло, швейные принадлежности, матросские перчатки, ружья и ножи, два рулона листового свинца, ботинки и шелковые платки - вещи как необходимые, так и абсолютно ненужные в предпринятом походе.

Скелетированные останки моряков периодически находились и на протяжении следующих десятилетий. Судя по всему, бо́льшая часть экипажа «Эребуса» погибла еще на Кинг-Уильяме. Выжившие сумели добраться до желанного устья реки Бак, где их и увидели эскимосы. Скорее всего, на этом этапе у них закончилась провизия, что привело к каннибализму: его следы были зафиксированы на обнаруженных позже человеческих костях.

В середине 1980-х годов канадские ученые решили провести эксгумацию тел трех моряков, погибших на острове Бичи еще во время первой зимовки в 1846 году. Сначала была вскрыта могила Джона Торрингтона, и фотографии его прекрасно сохранившейся за 140 лет в вечной мерзлоте мумии облетели весь мир. Патологоанатомическое исследование останков показало, что несчастный кочегар, умерший 1 января 1846 года, страдал от истощения и пневмонии. Кроме того, в его тканях было обнаружено повышенное содержание свинца. Немедленно возникли версии, что причиной смерти Торрингтона (а вместе с ним и остальных членов команды Франклина) могло стать свинцовое отравление. Консервные банки, найденные на их стоянках, были запечатаны второпях, с использованием свинцового припоя, вступавшего в прямой контакт с пищей. Высокое содержание свинца было и в пресной воде, которую давали системы дистилляции, установленные на кораблях.

Само по себе отравление свинцом убить моряков не могло. Однако оно, судя по всему, существенно ослабило иммунитет членов экипажа, после чего они стали легкими жертвами погоды, голода, цинги и других заболеваний. Торрингтон и его товарищ Уильям Брейн, чьи тела сохранились до наших дней, умерли от пневмонии. Третий из похороненных на острове Бичи - матрос Хартнелл - погиб от туберкулеза. Скорее всего, подобная же участь ждала и остальных их коллег.

Нередко средства массовой информации сообщают нам о без вести пропавших людях, чье исчезновение было настолько внезапным и загадочным, что кровь стынет в жилах. За последнее время одним из самых таинственных и громких исчезновений стал случай, произошедший с 18-летней американкой Натали Хэллоуей, которая в 2005 году отправилась вместе с одноклассниками на остров Аруба, чтобы отметить свой выпускной, но так и не вернулась. В продолжении статьи вас ждет 10 холодящих кровь историй о внезапном исчезновении путешественников, так и не вернувшихся домой.

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Губная гармошка : Самоучитель игры на губной гармошке. Советы профессионалов.Источник: 4tololo.ru

1. Джон Рид

В 1980 году 28-летний Джон Рид покинул свой родной город Твин Сити в Калифорнии и отправился в Бразилию. Он надеялся найти потерянный город Акатор, древнюю подземную цивилизацию, которая, предположительно, оставалась тайной амазонских джунглей в течение тысяч лет. Рид узнал о городе из книги под названием «Хроника Акатора». Автор этой книги, Карл Бруггер, написал ее после того, как узнал об Акаторе от бразильского гида Татунки Нары, который утверждал, что когда-то был вожаком племени, которое управляло городом 3000 лет назад. Татунка жил в деревне Барселос и владел прибыльным бизнесом по организации прогулок туристов в джунгли для поиска Акатора. Рид решил сопровождать Татунку в одной из его экспедиций. Он оставил свои вещи и обратный авиабилет в своем гостиничном номере в Манаусе, но так и не вернулся за ними.

В конечном счете выяснили, что Татунка Нара на самом деле немецкий гражданин по имени Гантэр Хок. Татунка утверждал, что Рид убежал и скрылся в джунглях после того, как они решили вернуться в Барселос. Однако Рид не был единственным человеком, исчезнувшим при подозрительных обстоятельствах в компании Татунки. В 1980-х швейцарец по имени Герберт Уоннер и шведка по имени Кристин Хеюзр также загадочно исчезли во время экспедиции Татунки. Позже была найдена челюстная кость Уоннера.

Кроме того, Карл Бруггер, автор книги, которая вдохновила Джона Рида, был застрелен на улицах Рио в 1984 году. Власти до сих пор полагают, что Гантэр Хок был ответственным за убийство Бруггера и эти три исчезновения, но нет достаточных доказательств, чтобы предъявить ему обвинения.

2. Джуди Смит

В 1997 году Джуди Смит, 50-летняя мать двоих детей из Ньютона, штат Массачусетс, вышла замуж за адвоката и решила отправиться в Филадельфию, чтобы присоединиться к мужу Джеффри в его командировке. 10 апреля Джеффри отправился на конференции, а Джуди решила осмотреть достопримечательности. Джуди так и не вернулась в отель, и Джеффри объявил ее пропавшей без вести. Через пять месяцев она была найдена. 7 сентября путешественники нашли ее частично похороненные останки в изолированной горной области. Странно в этой истории то, что останки Джуди нашли на расстоянии более 960 километров, в Северной Каролине.

Точную причину смерти не смогли определить, но, так как останки Джуди были найдены в неглубокой могиле, власти пришли к выводу, что она стала жертвой умышленного убийства. Так как у нее оставались обручальное кольцо и $167, грабеж вряд ли был поводом. Также странно было то, что она носила свои вещи в красном рюкзаке, но на месте был найден синий рюкзак. Еще более странным является то, что Джуди, видимо, отправилась туда добровольно, поскольку четыре свидетеля сообщили о том, что видели ее в соседнем Эшвилле.

Свидетели говорили, что Джуди была в прекрасном настроении и в разговоре упоминала, что ее муж был адвокатом. Если женщиной, с которой говорил свидетель, была действительно Джуди Смит, никто не знает, почему она захотела убежать, не сказав ничего семье. И если Джуди приняла решение исчезнуть самостоятельно, как она оказалась мертвой на отдаленной горе закопанной в могилу?

3. Франк Ленц

Большое количество людей исчезло, пытаясь самостоятельно облететь вокруг света. Однако исчезновение Франка Ленца во время попытки обогнуть земной шар имеет уникальное отличие. 25-летний Ленц был велосипедистом родом из Пенсильвании, который хотел объехать на велосипеде весь мир, и, по его расчетам, поездка должна была занять два года. Ленц начал свое путешествие в Питтсбурге 25 мая 1892 года и провел следующие несколько месяцев, путешествуя по Северной Америке, прежде чем приплыл в Азию. К маю 1894 года Ленц проехал на велосипеде Тебриз, Иран, и его следующим пунктом назначения был находящийся на расстоянии 450 километров Эрзурум, Турция. Но Ленц не приехал в Эрзурум, и его никогда больше не видели.

Его семья и друзья решили организовать поиски. К сожалению, Ленц путешествовал по Турции во время пика армянской резни середины 1890-х. В течение этого жуткого времени Османская империя убила десятки тысяч армян, и, возможно, Ленц стал их случайной жертвой.

Когда другой велосипедист по имени Уильям Сэчтлебен поехал в Эрзурум, чтобы отыскать Ленца, он выяснил, что Ленц, возможно, проезжал через небольшую турецкую деревню в Курдистанском регионе, где он непреднамеренно оскорбил курдского атамана. Жаждя возмездия, атаман приказал бандитам убить Ленца и похоронить его тело. Предполагаемые убийцы были обвинены в смерти Ленца, но большинство из них сбежали или умерли, прежде чем их смогли заключить в тюрьму. Турецкое правительство в конечном счете согласилось выплатить компенсацию семье Ленца, но его тело так и не нашли.

4. Лео Видикер

Даже при том, что ему было 86 лет, Лео Видикер все еще вел очень активный образ жизни. Лео был женат в течение 55 лет, и оба супруга принадлежали христианской организации под названием Maranatha Volunteers International. К 2001 году Видикеры осуществили с организацией 40 гуманитарных поездок. Во время их 41-й поездки пара покинула свой дом в Северной Дакоте, чтобы сопровождать организацию в Хот-Спрингс Табакон, Коста-Рика. 8 ноября Лео присел на скамью на территории курортного отеля, в то время как его жена ненадолго отошла. Когда Вирджиния вернулась полчаса спустя, ее мужа не было.

Была версия, что Лео, возможно, заснул на скамье, а когда проснулся, все забыл. Прежде чем он исчез, свидетели видели, как Лео спрашивал людей, не знают ли они, где его жена. Он подошел к воротам курортного отеля и спросил охранников, может ли он выйти, они открыли ворота и наблюдали, как он ушел вниз по главной дороге.

Уже 15 минут спустя один из друзей Лео шел по той же самой дороге, но не нашел признаков того, что он проходил здесь. Так как Лео двигался не очень быстро и было немного мест, куда он мог пойти, единственное логическое объяснение состояло в том, что кто-то похитил его. И даже во время поисковой операции полиция не смогла обнаружить ни единого следа Лео Видикера.

5. Карен Дениз Уэллс

Карен Дениз Уэллс была родом из Хаскелла, штат Оклахома. Ей было 23 года, и она одна воспитывала ребенка. Как обычно, она решила оставить ребенка с родителями, чтобы навестить подругу по имени Мелисса Шепард. Уэллс арендовала автомобиль и отправилась в Норт-Берген, штат Нью-Джерси. Последний раз Уэллс видели 12 апреля 1994 года, когда она звонила подруге из мотеля в Карлайле, Пенсильвания. Шепард согласилась встретиться с Уэллс в мотеле и приехала позже той же ночью с двумя неизвестными мужчинами. Больше Уэллс в номер не возвращалась, но при этом большая часть ее вещей осталась там.

На следующий день рано утром прокатный автомобиль Уэллс был найден брошенным на отдаленной дороге на расстоянии 56 километров от мотеля. Транспортное средство стояло без бензина, а его двери были открыты нараспашку. В автомобиле были найдены улики, которые указывали на то, что Карен была в этой машине до последнего момента. В числе улик было небольшое количество марихуаны, а вот бумажник и кошелек для мелочи Карен были найдены в соседней канаве. Самой странной подсказкой в брошенном транспортном средстве были цифры на спидометре, которые не соответствовали расстоянию от Хаскелла до Карлайла. Фактически 700 миль были лишними.

Прежде чем она прибыла в мотель в городке Карлайл, Уэллс видели в двух других городах, которые ей были совсем не по пути. Во время ее последнего телефонного разговора с Шепард, Уэллс упоминала, что до этого несколько раз заблудилась. Тем не менее до сих пор никто не может сказать, где Карен.

6. Чарльз Хорвэт

В 1989 году 20-летний Чарльз Хорвэт решил уехать из своей родной Англии и отправиться в Канаду, чтобы провести несколько месяцев, путешествуя автостопом по всей стране. К 11 мая Чарльз прибыл в провинцию Британская Колумбия и остановился на площадке для кемпинга в Келоуне. Он отправил факс своей матери, Дениз Аллан, сообщив, что постарается встретиться с ней в Гонконге на свой 21-й день рождения. Однако это было последнее сообщение, которое получила его мать. Так как Чарльз поддерживал контакт вплоть до этого момента, она стала волноваться. Она решила самостоятельно отправиться в Британскую Колумбию, чтобы найти его. Дениз обнаружила, что Чарльз оставил свою палатку и все свое имущество на площадке для кемпинга, когда внезапно исчез. Проинформировав полицию о без вести пропавшем Чарльзе, Дениз вернулась в свой отель и однажды вечером обнаружила записку: «Я видел его 26 мая. Мы праздновали, и два человека избили его. Он умер. Его тело находится в озере за мостом».

Водолазы обыскали это озеро, но не нашли тело Чарльза. Однако Дениз скоро получила другую записку, в которой утверждалось, что они обыскали не ту сторону моста. После повторного поиска полиция действительно нашла тело. Жертва была сначала идентифицирована как Чарльз, но оказалось, что это был местный житель, который совершил самоубийство. Дениз действительно получила подтверждение, что Чарльз собирался на ночную вечеринку, прежде чем пропал. Тем не менее его исчезновение остается загадкой уже 25 лет.

7. Этторе Майорана

Этторе Майорана был достаточно известным итальянским физиком-теоретиком. В 1938 году Майорана работал преподавателем физики в университете Неаполя. 25 марта он написал странную записку директору университета, заявив, что принял «неизбежное» решение, и принес извинения за любое «неудобство», которое может быть вызвано его исчезновением. Он также отправил сообщение своей семье с просьбой, чтобы они не проводили слишком много времени, оплакивая его. Майорана снял большую сумму денег с банковского счета и сел на лодку до Палермо. После прибытия в Палермо Майорана отправил другое сообщение директору, сообщив, что он пересмотрел свое решение совершить самоубийство и планирует вернуться домой. Майорану видели садящимся на судно в Неаполь, но он загадочно исчез.

Существовало огромное количество теорий исчезновения Майораны: самоубийство, побег из страны, чтобы начать новую жизнь, и даже возможное сотрудничество с Третьим Рейхом. Эта тайна оставалась неразгаданной до 2008 года, когда нашелся свидетель, утверждавший, что он встретил Майорану в Каракасе в 1955 году. Этот человек предположительно жил в Аргентине в течение многих лет, и свидетель даже предоставил его фотографию. После анализа человека на фотографии и сравнения его с фотографиями Майораны, следователи пришли к выводу, что большое количество общих черт может свидетельствовать о том, что на них один и тот же человек. Расследование исчезновения Этторе Майораны все еще продолжается, но полная история о том, что произошло, остается загадкой.

8. Девин Уильямс

Девин Уильямс жил с женой и тремя детьми в округе Лион, штат Канзас, и зарабатывал на жизнь, работая дальнобойщиком. В мае 1995 года Уильямс отправился в обычную рабочую поездку, чтобы доставить груз в Калифорнию. После выполнения задачи Уильямс взял другой груз для доставки в Канзас-Сити. 28 мая он был замечен несущимся на грузовике через Национальный лес Тонто под Кингманом, штат Аризона, проезжая опасно близко к стоянкам некоторых туристов и их транспортным средствам. Грузовик в конечном счете остановился посреди леса, и свидетели видели, как Уильямс блуждал вокруг него. Он выглядел дезориентированным, бессвязно бормотал «я попаду в тюрьму» и «они заставили меня сделать это». К тому времени, когда полиция прибыла на место, грузовик стоял без водителя, Уильямс исчез.

Национальный лес Тонто находится на расстоянии более 80 километров от автомагистрали между штатами, по которой обычно проходил маршрут Уильямса до Канзаса, и не было никакого рационального объяснения его странного поведения. Он раньше никогда не употреблял наркотики и не страдал от психических заболеваний, хотя, прежде чем уехать из Калифорнии, Уильямс позвонил своему доктору и сказал, что у него проблемы со сном. Исчезновение Уильямса было таким странным, что даже исследователи НЛО начали думать, что он был похищен инопланетянами.

Наконец, в мае 1997 года путешественники обнаружили череп Девина Уильямса приблизительно на расстоянии в половину мили от того места, где он был замечен в последний раз. Однако, что с ним фактически произошло, неизвестно.

9. Вирджиния Карпентер

В 1946 году город Тексаркана стал местом рождения ужасной тайны, когда неопознанный человек, известный как Призрачный Убийца, убил пять человек. Молодая девушка по имени Вирджиния Карпентер знала трех жертв и стала центром, к которому вели все ниточки, всего два года спустя. 1 июня 1948 года 21-летняя Карпентер отправилась из Тексарканы в шестичасовую поездку на поезде в Дентон, где она была зарегистрирована в Государственном колледже Техаса для женщин. После прибытия тем вечером Карпентер взяла такси от вокзала до общежития колледжа. Однако, вспомнив, что забыла свою сумку, она вернулась на станцию. Когда Карпентер узнала, что багаж еще не привезли, она отдала свой билет таксисту, Джеку Закари, и заплатила ему, чтобы он забрал багаж следующим утром. Закари отвез Карпентер в общежитие, где, по его словам, она пошла поговорить с двумя молодыми людьми в кабриолете.

На следующий день Закари взял багаж Карпентер и оставил его перед общежитием, где он был невостребованным в течение двух дней. Когда работники колледжа и семья Карпентер поняли, что никто из них не получал известий от нее в течение долгого времени, они объявили ее пропавшей без вести.

Кем были эти двое молодых людей в кабриолете, так никогда и не узнали. Однако некоторое подозрение пало на Закари, который имел судимости и был известен тем, что применял насилие к своей семье. Жена Закари первоначально сказала полиции, что он вернулся домой вскоре после того, как высадил Карпентер, но несколько лет спустя она утверждала, что ее алиби было ложным - Закари на самом деле приехал домой на несколько часов позже. Тем не менее не было никаких доказательств причастности Закари к исчезновению Вирджинии Карпентер, и никаких ее следов так и не нашли.

10. Бенджамин Батерст

Бенджамин Батерст был амбициозным 25-летним британским послом. Он был отправлен из Лондона в Вену в 1809 году в надежде на улучшение британо-австрийских отношений. Однако, когда французские вооруженные силы вторглись в Вену, Батерст отправился назад домой. 25 ноября он и его личный камердинер остановились в городе Перлеберг, Германия, и зарегистрировались в White Swan Inn. Батерст намеревался продолжить поездку тем же вечером, после того как его камердинер поменяет лошадей в их повозке. Наконец, приблизительно в 21:00 Батерст узнал, что лошади готовы. Он вышел из своей комнаты, чтобы, по-видимому, направиться к повозке, и исчез.

Два дня спустя пальто Батерста было обнаружено в постройке, принадлежавшей человеку, который работал в White Swan Inn. Мать этого человека утверждала, что нашла пальто в гостинице и принесла его домой, но один свидетель утверждал, что видел, как Батерст шел к постройке тем вечером, когда исчез. Брюки Батерста были скоро найдены в лесистой местности приблизительно в пяти километрах от города. В брюках лежало незаконченное письмо жене Батерста, в котором он выражал свой страх, что не вернется домой в Англию.

Ходили слухи, что французские солдаты похитили Батерста, но правительство отрицало эти обвинения. В 1862 году под домом, который когда-то принадлежал сотруднику White Swan Inn, был найден скелет. Останки не смогли идентифицировать как Бенджамина Батерста, и поэтому его исчезновение остается нерешенной тайной больше 200 лет.