Маяковский мария. Забытая муза поэта

«Мария! Имя твое я боюсь забыть…»

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

было в Одессе.

«Приду в четыре», – сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

Так начинается рассказ об «украденной» любви поэта в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» (1914-1915). После невыносимо длительного ожидания вошла она , «резкая, как «нате!», // муча перчатки замш, // сказала: «Знаете – // я выхожу замуж».

Кто же она , разбудившая «Везувий» страстей и вызвавшая «пожар сердца» «красивого, двадцатидвухлетнего» Владимира Маяковского? Считалось, что это собирательный образ, но конкретные указания на место и время действия и обращение поэта не к символу, а к реальной земной женщине («Тело твое // я буду беречь и любить, // как солдат, // обрубленный войною, // ненужный, //ничей, // бережет свою единственную ногу») свидетельствуют о наличии у героини жизненного прототипа.

Марию Александровну Денисову Маяковский встретил впервые в январе 1914 г. в Одессе, где вместе со своими друзьями-футуристами Давидом Бурлюком и Василием Каменским выступал с чтением стихов в Русском театре. Каменский обратил его внимание на «совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами… настоящую красавицу». Маяковский увлекся ею мгновенно, и это чувство всего его преобразило: к концу дня он предстал перед друзьями «возбужденный, чему-то улыбающийся, рассеянный необычно, совсем на себя не похожий». Он был настойчив, страдал, не желая примириться ни с какими условностями. Маяковский и Бурлюк нарисовали каждый по портрету Марии, вполне реалистические. Шведский исследователь Бенгт Янгфелдт, публикуя их в своей книге «Ставка – жизнь: Владимир Маяковский и его круг» (М., 2009), обращает внимание на надпись криптограммой, сделанную на обороте портрета Бурлюка: «Я вас люблю… дорогая милая обожаемая поцелуйте меня вы любите меня?», видя здесь «след ухаживания Маяковского» (с. 35). Мария же, бросившая гимназию и учившаяся на курсах живописи и скульптуры, независимая по характеру, не ответила Маяковскому взаимностью, хотя он ей и нравился. В дальнейшем она училась в художественном училище в Москве (во ВХУТЕМАСе). В ее жизни было и неудачное замужество с преуспевающим инженером (они жили в Швейцарии), и рождение ребенка…

Революционный водоворот заставил ее вернуться на родину и захватил, как и многих подобных ей волевых и идейно убежденных женщин. Как комиссар Вавилова из рассказа Вас. Гроссмана «В городе Бердичеве», Мария Денисова оставила дочку у знакомых, а сама ушла в Первую Конную армию. Руководила художественно-агитационным отделом сначала Первой Конной, а потом Второй. Рисовала агитплакаты, карикатуры, играла на сцене. Перенесла три тифа и была ранена. Во время Гражданской войны второй раз вышла замуж за члена Реввоенсовета Первой Конной Ефима Афанасьевича Щаденко (другими членами этого руководящего органа были Буденный и Ворошилов). Во время этой войны имя Щаденко гремело рядом с именами его соратников, но в мирное время, поднимаясь по служебной лестнице (с 1937 г. – зам. Наркома обороны СССР) этот малообразованный политработник (окончил только два курса Академии им. Фрунзе) ничем себя не проявил (но был причастен к репрессиям 30-х гг.), а во время ВОВ, будучи членом военного совета ряда фронтов, очевидно, показал полную бездарность, поэтому уже в военном 1944 г. был окончательно уволен в запас.

Мирная жизнь обнаружила полную несовместимость личности художницы (Денисова была скульптором-монументалистом, ее работы выставлялись на международных выставках) со вкусами мужа-солдафона. Им дали большую квартиру в Москве, в Доме на набережной, на последнем, десятом этаже, с огромным балконом. Мужа раздражало, что жена занимается своими скульптурами, и они были выброшены на балкон, под дождь, снег и ветер…

Единственной отдушиной для Марии Александровны был Маяковский, которому она писала письма и у которого иногда бывала. В 1926-1927 гг. она изваяла в гипсе голову «Поэта». Портрет трагичен: Маяковский изображен с глубокими складками, идущими от губ к подбородку, голова поэта погружена в гипс, тонет в нем. В портрете как бы уже виден трагический финал его судьбы. В письме к Маяковскому Мария Александровна так объясняла свой замысел: «Работа "Поэт" построена на остром угле – да и по существу Вы остро-угольный».

Семейная жизнь превратилась для нее в муку. В письме Маяковскому от 21 декабря 1928 г. она сообщала: «С мужем разошлись … и всё из-за скульптуры… Временно упросил все же вернуться – грозя, что застрелится – А уйти нужно – работать не дает. Домострой. Эгоизм. Тирания». Из этого письма мы узнаем, что, хотя Щаденко категорически запрещал ей брать деньги у Маяковского для оплаты скульптурных работ, она бывала у поэта и получала от него помощь, за которую была ему «бесконечно благодарна». «Если бы я когда-нибудь могла бы быть Вам полезной, то, ясно, сделала то же самое, что и Вы».

И вот такой случай представился. В ноябре 1929 г. отмечалась 10-я годовщина создания Первой Конной. Празднование наметили на февраль следующего года, была создана специальная комиссия, в Президиуме которой – Ворошилов, Буденный, Щаденко. Денисова пишет Маяковскому письмо, в котором сообщает: «от Вас и масса, и вожди, и политмысль ждет "своих" произведений – причем они ждут не дожидаясь и уже требуя в кратчайший срок отображения героической действительности» [Здесь и далее цитирую это письмо, хранящееся в РГАЛИ, по публикации В. Терехиной в журнале «Человек». 2000. №1]. Маяковский должен исполнить «социальный заказ» – написать «красноармейскую "драму"». «Я прошу и требую Вашего внимания и к положительным сторонам революции. Заметьте и отметьте и – и + в революции».

И дальше, со свойственным ей напором, рисует «отличительные черты того времени», знакомые, конечно, и Маяковскому: «Транспорт застыл. Мертвое кладбище паровозов (где там до локомотивов революции), бездорожье страны. Степи юга, их пустыни. Фронт прорван. Белые у Тулы.

Пехота с «вилами» вместо «техники» безоружна, беспомощна против Мамонтова и Шкуро. У нас имеется только корпус Буденного, бывший Миронова [ошибка: речь идет о формировавшемся весной 1919 г. на основе Особой донской кавдивизии конном корпусе Б.М. Думенко (Буденный был у него в подчинении). 25 мая 1919 г. Думенко был тяжело ранен. А после выздоровления, командовал с сентября 1919 Сводным кавалерийским корпусом. Буденный же 26 апреля 1919 г. вступил в командование 1-м Красным кавалерийским корпусом, на основе которого была сформирована Первая Конная армия. В феврале 1920 г. по ложному обвинению, к которому приложили руку Буденный, Ворошилов и Щаденко, Б.М. Думенко был отстранен от командования и 11 мая того же года расстрелян. – С.Л. ]. Корпус бандитский, антисемитский, готовый пойти на провокацию белых. Партия в лице Сталина посылает прорваться Щаденко с ординарцами через белые степи, разыскать корпус Буденного, агитировать, двинуть на героизм к Воронежу. Это сделано. После доклада проекта Щаденко Сталину о возможности создать Армию Конную, взяв за основу корпус Буденного. Клич дал нам Ильич… Пролетарий на коня [На самом деле клич дал Л.Д. Троцкий. – С.Л. ]».

Денисова пересказывает уже сложившуюся к тому времени легенду о Сталине как инициаторе создания Первой Конной. (Бен. Сарнов воспроизвел такую историю из интеллигентской фольклорной «сталинианы». Вызвал однажды Сталин Буденного и предложил ему в знак любви к вождю подарить ему свою фотографию, надпись на которой сформулировал сам: «Дорогому Иосифу Виссарионовичу Сталину, создателю Первой Конной армии». «Буденный написал, расписался, вручил. Сталин: - А теперь я тебе свою фотографию подарю. Достал фотографию и надписал: «Дорогому Семену Михайловичу Буденному, подлинному создателю Первой Конной армии». – Бенедикт Сарнов. Сталин и Бабель // Октябрь. 2010. №9).

Излагая легендарную историю Первой Конной армии («ни одного недобровольца не было в 1-й Конной Армии», «элементы бакунизма, антисемитизма выкорчевывались политотделами, упроформом и ревтрибуналом самым беспощадным образом», красноармейцы «сумели не разложиться, сделав небывалый в истории переход… с Кавказа до Польши и оттуда до Перекопа»), Денисова, хорошо знавшая действительные факты (армия пополнялась за счет взятых в плен белоказаков и всякого сброда, комиссаров в ней убивали, политотделы порой оказывались на нелегальном положении, а при отступлении из Польши она «прославилась» еврейскими погромами), вдруг проговаривается и сообщает, что «при взятии Воронежа, Ростова РВС не покидал седла три дня … ловя пьющих (погреба были провокационно открыты белыми), разбивая шашками четверти и бочки. Приходилось, только что освободив от белых рук город, бить своих «героев», жадно безотрывно пьющих из бочки четвертями – бить револьверами в лицо, стреляя в то же время мимо виска, уже в воздух, обливать с трансбоя [так. – С.Л. ] водой и буквально расстреливать своих же коммунистов, командиров, если они попадались пьяными».

И все же для «революционной Валькирии» неприемлема та правда, которую поведал Бабель в своей «Конармии». Вслед Буденному, писавшему в статье «Бабизм Бабеля…», что писатель охаял его славную армию, Денисова утверждает: «То, что пишет Бабель, это мелкий эпизод. Видно, что он сидел в тылу, в обозе, - трусливо выглядывая из мешков – барахла, а выглядывая так, он подглядел только под юбку революции и Конной Армии…» И все же не может удержаться и не сказать: «маленький человек, а пишет хорошо, молодец».

Бабель много размышлял в своем конармейском дневнике и в книге о роли женщин в Конармии. Он увидел там не только «дам всех эскадронов» и «обозных фей», но и по-настоящему героических женщин. Одну из них он описал в очерке «Её день» в армейской газете «Красный кавалерист»: «Под самым ужасным обстрелом сестра с презрительным хладнокровием перевязывала раненых, тащила их на своих плечах из боя <…> Вот они, наши героические сестры! Шапку долой перед сестрами!» (Лит. Наследство. Т. 74. С. 488).

Вероятно, одной из таких героических женщин и была Мария Александровна Денисова. Судьба ее сложилась трагично. В письме от 8 декабря 1929 г. она благодарила Маяковского за пьесы «Клоп» и «Баня» - «за защиту женщины от домашних “настроений” мужей-партийцев». В образе героини «Бани» Поли, жены «главначпупса» Победоносикова, и в ее драме угадываются какие-то черты Марии Денисовой. Отсвет загадочной «Джоконды - Монны Лизы», Марии Денисовой, виден, как считает американский бабелевед Г. Фрейдин, и в образе главной героини пьесы И. Бабеля «Мария» (1934) Марии Муковниной, все время остающейся за сценой, но являющейся по существу духовным центром произведения («…прототипом Марии Муковниной, заглавной героини пьесы, в какой-то мере была ее тезка Мария Денисова»). Другой персонаж, возникающий в ее письме близким, «Аким Иваныч», ассоциируется с Щаденко (Фрейдин Г. Два Бабеля – две Афродиты.

Автобиография в «Марии» и бабелевский миф Петербурга. - В кн.: The Enigma of Isaac Babel. Biography, History, Context. Edited by Gregory Freidin. Stanford University Press. 2008).

После 1936 г. и «ежовщины» творческая активность Марии Денисовой-Щаденко угасает – нет новых работ. В письме к Маяковскому уже появлялось слово «психастения». Видимо, в состоянии душевного надлома она совершила последний шаг – в декабре 1944 г. ринулась вниз с десятого этажа…

«Красноармейская "драма"» о Первой Конной так и не была написана Маяковским. 14 апреля 1930 г. он застрелился. «Век-волкодав» не щадил ярких, талантливых людей.

Последний приют все три наших персонажа нашли на Новодевичьем кладбище Москвы. К могилам В.В. Маяковского и М.А. Денисовой добавилась в 1951-м на участке военачальников та, в которой похоронен генерал-полковник Е.А. Щаденко.

На могиле М.А. Денисовой, послужившей основным прототипом «Джиоконды», героини поэмы Маяковского «Облако в штанах», установлен ее скульптурный автопортрет с дочкой «Материнство» - одна из лучших ее работ.

Мария! Имя твое я боюсь забыть, как поэт боится забыть
какое-то в муках ночей рожденное слово,
величием равное Богу...

Эти слова В. Маяковский посвятил в 1914 году прелестной девушке -Марии Денисовой, волею судьбы встретившейся ему во время гастролей в Одессе...
Имя Маяковского традиционно связывают либо с Лилей Брик - "Лиличкой, Лилятиком, Лисятиком", как называл ее сам поэт, либо с блистательной Татьяной Яковлевой, "русской музой Парижа", либо с очаровательной Вероникой Полонской. Однако в судьбе Маяковского была еще одна большая любовь, не менее сильная, но незаслуженно забытая. Именно она была вдохновительницей поэмы "облако в штанах", именно ей изначально посвятил Маяковский это произведение.
Мария Александровна Денисова родилась в 1984 году в крестьянской семье, проживавшей под Харьковом. Она была младшим ребенком в семействе, состоявшем из девяти человек; уже с детства у Машеньки проявились неожиданные для крестьянской девочки способности - к чтению, рисованию, живописи. Даже ребенком Маша поражала окружающих действительно необыкновенной красотой, за что ее называли ангелом.
Старшая сестра Маши удачно вышла замуж за весьма состоятельного человека и переехала в Одессу, а вскоре к ней перебралась и Мария. Способная девочка поступила в частную гимназию, но бросила ее, так и не окончив. Мария, обладая тонким художественным вкусом, очень увлекалась стихами и театром, не прпуская ни одного концерта. Так она оказалась в Одесском театре на обоих выступлениях Маяковского - 16 и 19 января 1914 года.

Юный Маяковский
Сестра Марии часто устраивала у себя дома литературные обеды, на один из которых были приглашены приехавшие из москвы Маяковский, Каменский и Бурлюк. Те, кто знал Маяковского, были поражены произошедшей с ним переменой, когда он увидел Машеньку. Молодой поэт буквально не сводил глаз с красивой девушки; читая стихи со сцены, он вновь и вновь искал ее взглядом в полусумраке зала...
Будучи человеком достаточно страстным и свободным от "мещанских условностей", Маяковский хотел, чтобы Мария немедленно ответила на его чувства, причем не только платонически. Однако Машенька не торопилась, да и ее увлечение Маяковским было не настолько велико, чтобы "пойти до конца". В конце концов, она выбрала замужество с простым и понятным для нее человеком - талантливым инженером Василием Строевым. Несколько лет супружеская пара прожила в Швейцарии, у них родилась дочь Алиса, однако брак не удался, в результате чего муж уехал в Англию, а Мария вернулась в уже революционную Россию.
У Маши обнаружился великолепный дар скульптора - живописью и скульптурой она начала заниматься еще в Швейцарии. Вернувшись, училась у скульптора С. Т. Кононенкова, а потом ушла на фронт- в первую конную армию, где работала художником-оформителем. Трижды была ранена, трижды переболела тифом... Здесь же она знакомится с военачальником Ефимом Афанасьевичем Щаденко, членом Реввоенсовета, чьей женой и становится в 1919 году.

Мария Денисова после болезни тифом
Увы, семейная жизнь вновь не удалась. "Когда закончилась война и началась тусклая, как холстина, жизнь, то вдруг обнаружилась полная несовместимость личности художницы с запросами и вкусами военного чина..."- вспоминает одна из современниц Марии Александровны. Ссоры все учащались, а последней каплей стало то, как супруг Машеньки выставил ее скульптуры на балкон - под дождь и ветер...
Мария не раз вспоминала Маяковского, возможно, даже о чем-то жалела. Она поддерживала с ним отношения до самой его смерти, бывала у него дома и даже получала от него материальную помощь. "Прошу, берегите свое здоровье - мне очень печально было узнать, что Вы стали сдавать- конечно, в смысле здоровья...Берегите, дорогой мой, себя..." - пишет она в декабре 1928 года Маяковскому.
В декабре 1944 года Мария Александровна ушла из жизни в возрасте 50 лет. по официальной версии, она шагнула вниз с десятого этажа. Но истинные обстоятельства этой трагедии до сих пор неизвестны.
... В биографии поэта, Мария, Машенька, Мария Александровна упоминается зачастую вскользь, однако, когда смотришь в ее действительно прекрасные глаза, понимаешь, как много она могла значить для Маяковского...


В первый раз Маяковский влюбился в двадцать лет. Его избраннице было 19-цать, и она была помолвлена.
Марию Александровну Денисову Маяковский встретил в январе 1914 г. в Одессе, где вместе со своими друзьями-футуристами Давидом Бурлюком и Василием Каменским выступал с чтением стихов в Русском театре. Каменский обратил его внимание на "совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами… настоящую красавицу". Маяковский увлекся ею мгновенно.
Именно этой Марии посвящены потрясающие строки поэмы "Облако в штанах" :

Это было,
было в Одессе.

"Приду в четыре", - сказала Мария.

Вошла ты,
резкая, как "нате!",
муча перчатки замш,
сказала;
"Знаете -
я выхожу замуж".

Что ж, выходите,
Ничего.
Покреплюсь.
Видите - спокоен как!
Как пульс
покойника.
...

Помните?
Вы говорили:
"Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть", -
а я одно видел:
вы - Джиоконда,
которую надо украсть!

Мария, ближе!

В раздетом бесстыдстве,
в боящейся дрожи ли,
но дай твоих губ неисцветшую прелесть:
я с сердцем ни разу до мая не дожили,
а в прожитой жизни
лишь сотый апрель есть.

Мария!
Поэт сонеты поет Тиане,
а я -
весь из мяса,
человек весь -
тело твое просто прошу,
как просят христиане -
"хлеб наш насущный
даждь нам днесь".

Мария - дай!

Но Мария не дала:-)

Мария мечтала стать скульптором, занималась в частной художественной школе и проявляла недюжинные способности.
Она не могла не влюбиться в пылкого Володю Маяковского, но всё равно - вышла замуж за инжерена Строева.
Прав был друг Маяковского Давид Бурлюк, когда сказал ему:" Я не верю в удачу. Из первой любви никогда ничего не выходит. Джоконда только произведение. На него можно лишь смотреть, а если она скажет родным, что любит поэта, ее сочтут за помешанную и запрут."
Видимо, Мария запертой быть не захотела, а захотела уехать с молодым мужем в Швейцарию, в Лозанну и продолжить там своё художественное образование.
Там же она родила дочь Алису.
Жизнь с инженером не сложилась, и в конце концов - "дан приказ ему на запад, ей - в другую сторону". Строев уехал из Швейцарии в Англию, а его отважная жена - в охваченную революцией Россию.
В России Мария добровольно поступила в Первую Конную Армию, где руководила художественно - агитационным отделом.
При Первой конной был даже свой агит-поезд! Он состоял из 28 вагонов, где помещались редакция армейской газеты, типография и экспедиция, а также вагон-клуб.
Кстати, уходя в армию, Мария оставила свою дочь Алису на попечение знакомых...

Мария трижды переболела тифом,из-за чего была острижена наголо, дважды была порезана клинком и имела огнестрельное ранение, и тем не менее, умудрилась второй раз устроить свою личную жизнь. Её вторым мужем стал соратник Ворошилова, член Реввоенсовета Ефим Афанасьевич Щаденко.
После войны Щаденко получил должность заместителя наркома обороны и вместе с должностью - прекрасную квартиру в знаменитом Доме на набережной, на десятом этаже.
Мария продолжила своё обучение во ВХУТЕМАСе, её работы выставлялись на зарубежных выставках, и дома, в Москве.
В конце 20-х годов она вылепила голову Маяковского, назвав свою работу просто "Поэт".
В письме к Маяковскому она писала: "Работа "Поэт" построена на остром угле - да и по существу Вы остро-угольный".
Возможно,именно тогда, работая над скульптурой Маяковского, Мария окончательно осознала, что не любит мужа, что он душит её своей ревностью, неприятием её творческих амбиций.
Муж вышвырнул её скульптуры на балкон, под безжалостные снег и дождь...
Мария писала Маяковскому: "С мужем разошлась - уходила в общежитие безработных РАБИС - и все из-за скульптуры, т.к. домашнее хозяйство брало целый день...Но далее: "Временно упросил все же вернуться - грозя, что застрелится - А уйти нужно - работать не дает. Домострой. Эгоизм. Тирания".
Маяковский помогал ей деньгами - на материал, на мастерскую и натурщиков, за что она была ему безмерно благодарна.
Смерть поэта Мария переживала очень тяжело, два дня до его похорон не выходила из дома, по свидетельству близких, будучи не в себе. А после его похорон принялась за второе его скульптурное изображение, которое давалось ей с мучительным трудом...
По неизвестным причинам не сохранилось ни одной работы Марии Денисовой - Щаденко, выполненных после 1936 года. Были ли он уничтожены, или она по каким-то причинам перестала заниматься любимым делом?
Ведь ещё в 1928 году она писала Маяковскому: "...бросать приходится скульптуру, а для меня это равносильно смерти".
10 декабря 1944 года первая любовь Маяковского, Мария Денисова-Щаденко покончила с собой, выбросившись с балкона 10-го этажа знаменитого Дома на набережной.
Её похоронили на Новодевичьем кладбище,
Могила её долгое время была заброшена, пока работники музея Маяковского сами не установили на ней памятник. Обратите внимание на надпись - от кого. Там не указаны родные
Это скульптура "Материнство", авторства самой Марии Денисовой, которая долгое время хранилась в музее Маяковского.
Необыкновенно светлые и нежные образы её самой и её маленькой дочери...
На Новодевичьем похоронен и её муж - Ефим Щаденко, и Поэт, чьей музой ей повезло побыть какое-то время- Владимир Маяковский. Сейчас им больше нечего и некого делить...

Кстати: Мария была вдохновительницей не только Маяковского.
Отсвет Марии Денисовой, виден, как считает американский бабелевед Г. Фрейдин, и в образе главной героини пьесы И. Бабеля «Мария» (1934).

«Будет любовь или нет? Какая - большая или крошечная?» - этот вопрос Владимир Маяковский задавал себе в жизни несколько раз. Его романы развивались стремительно, одни длились пару месяцев, другие - больше десяти лет, но ни один из них не привел к браку. Вспоминаем муз поэта.

Софья Шамардина. Фотография: litmir.co

Софья Шамардина. Фотография: mayakovsky.museum

Софья Шамардина, «первая артистка-футуристка», как звали ее современники, была знаменитостью в литературных кругах Петербурга. Она водила на цепи ручного волка и выступала в футуристических концертах под именем Эсклармонды Орлеанской. Игорь Северянин сделал ее героиней автобиографии «Колокола собора чувств».

Маяковского и Шамардину познакомил Корней Чуковский в 1913 году. Между поэтом и артисткой вспыхнул бурный роман. Шамардина участвовала в постановке спектакля по пьесе «Владимир Маяковский» и помогала организовать знаменитое турне футуристов в 1913–1914 годах по городам России.

«Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда?»
…Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».

Софья Шамардина

После разрыва с Маяковским Софья Шамардина вышла замуж за народного комиссара по военным делам Иосифа Адамовича. В 1923-м она стала партийным работником, над чем Маяковский посмеивался: «Сонка - член горсовета!» Он сожалел, что она изменила своему эксцентричному футуристическому облику: «Одеваешься под Крупскую».

Мария Денисова. «Пожар сердца»

Мария Денисова. Рисунок Владимира Маяковского

Бюст Маяковского. Работа Марии Денисовой. Фотография: parnasse.ru

Мария Денисова. Фотография: mayakovsky.museum

С Марией Денисовой Владимир Маяковский встретился в Одессе в 1914 году - во время турне футуристов. В тот вечер проходил поэтический вечер в Русском театре. Поэт Василий Каменский первым заметил «совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами, словом, настоящую красавицу» . В первый же день знакомства Маяковский и Мария Денисова гуляли до самой ночи. Василий Каменский вспоминал, что поэт вернулся «улыбающийся, рассеянный необычайно, совсем на себя непохожий» . Они проводили вместе много времени, но на предложение руки и сердца Денисова ответила отказом. Зато родилась поэма «Облако в штанах», а Денисова стала ее лирической героиней.

Поэт вернулся в Москву, а Мария Денисова вскоре вышла замуж. В годы Гражданской войны Денисова вступила в брак во второй раз - с революционером Ефимом Щаденко. Она создавала агитплакаты, оформляла агитпоезда, сама участвовала в боях и получила ранение. После войны Мария Денисова-Щаденко ваяла скульптуры, ее работы участвовали в международных европейских выставках. Но ее муж всячески противился творческому увлечению. Денисова писала Маяковскому: «Уйти нужно - работать не дает. Домострой. Эгоизм. Тирания» .

Поэт часто помогал Денисовой, они продолжали переписываться, иногда виделись. В середине 20-х годов Мария Денисова изваяла гипсовый бюст своего «остроугольного друга», как она называла Маяковского.

Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, -
ему уже некуда деться.

Отрывок из поэмы «Облако в штанах»

Лиля Брик. «Л.Ю.Б.»

Лиля Брик и Владимир Маяковский. Кадр из фильма «Закованная фильмой». 1918 год. Фотография: e-reading.club

Лиля Брик. Рисунок Владимира Маяковского

Слева направо: Владимир Маяковский, Лиля Брик, Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн. Фотография: clubintimlife.ru

«Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками» - так внес Владимир Маяковский в свою автобиографию «радостнейшую дату». Прочитанную в этот день в гостях у Бриков поэму «Облако в штанах» Маяковский подписал: «Тебе, Лиля». Посвящения следующих книг станут еще лаконичнее: «Л.Ю.Б.».

В 1918 году Маяковский и Лиля Брик вдвоем снялись в картине «Закованная фильмой» по сценарию поэта. В этот период Лиля Брик рассказала мужу о своих чувствах: «Все мы решили никогда не расставаться и прожили жизнь близкими друзьями. <...> Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах. Эта любовь не мешала моей любви к Володе» . После съемок кинокартины Маяковский переехал к Брикам. О Лиле поэт рассказывал в стихах - в поэмах «Флейта-позвоночник» и «Люблю», в послании «Лиличке».

Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!

Отрывок из поэмы «Люблю»

В конце 1922 года они прервали общение на два месяца, чтобы пережить наступивший в отношениях кризис. Но Маяковский караулил Лилю Брик в парадных, передавал ей письма, цветы и книги. В этот период он создал поэму «Про это».

«Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь».

Владимир Маяковский

Спустя два года произошел окончательный разрыв, о чем Владимир Маяковский сказал: «Я теперь свободен от любви и от плакатов». Он уехал на гастроли во Францию, потом - в Мексику и США.

Их последняя встреча состоялась за несколько месяцев до смерти поэта, когда Брики уезжали в Европу. Весь его архив отошел им по завещанию. Лиля занималась изданием сочинений Маяковского. Она же отправила письмо Сталину, когда тираж отказались печатать.

«Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям - преступление. Жалобы Брик, по-моему, правильны».

Отрывок из письма Иосифа Сталина Николаю Ежову

До конца жизни Лиля Брик носила на цепочке подаренное Маяковским кольцо с гравировкой ее инициалов - «Л.Ю.Б.», которые складывались в бесконечное «Л.Ю.Б.Л.Ю.».

Елизавета Зиберт. «Милая Элли»

Элли Джонс. Рисунок Владимира Маяковского

Элли Джонс (Елизавета Зиберт). Фотография: elle.ru

Элли Джонс с трехлетней дочерью Элен-Патрицией в Ницце. 1928 год. Фотография: famhist.ru

Поездка в Америку стала самым длительным заграничным путешествием Владимира Маяковского: три месяца он выступал в США со стихами и докладами. Здесь художник Давид Бурлюк познакомил его с Элли Джонс (Елизаветой Зиберт), эмигранткой из России. Она стала переводчицей поэта, который не знал английского языка. Маяковский и Джонс вдвоем появлялись на официальных приемах, на встречах с журналистами и издателями. Они много гуляли по городу. После посещения Бруклинского моста Владимир Маяковский создал одноименное стихотворение.

Поэт нарисовал несколько портретов Элли Джонс, говорил, что пишет стихотворение об их любви. На что она ответила ему: «Давай сохраним наши чувства только для нас» . Они почти не расставались - до того октябрьского дня, когда Элли Джонс проводила поэта на корабль. Вернувшись в свою квартиру, она увидела, что ее кровать усыпана незабудками. На цветы Маяковский потратил последние деньги.

В 1926-м Элли Джонс родила дочь - Хелен Патрисию Томпсон (Елену Маяковскую). Владимир Маяковский видел ее только один раз, в 1928 году, когда они с Джонс встретились в Ницце. Фотография дочери потом хранилась в кабинете поэта, в его московской комнате.

«Две милые мои Элли. Я по вам уже соскучился. Мечтаю приехать к вам. Напишите, пожалуйста, быстро-быстро. Целую вам все восемь лап…»

Из письма Владимира Маяковского к Элли Джонс и дочери

Наталья Брюханенко. «Товарищ-девушка»

Наталья Брюханенко. Фотография: elle.ru

Наталья Брюханенко. Фотография: gazetacrimea.ru

Наталья Брюханенко. Фотография: famhist.ru

Наталья Брюханенко познакомилась с Владимиром Маяковским, когда ей было 20 лет, а ему - 33. После первого свидания они не виделись год, и только в 1926 году столкнулись там же, где и в первый раз, - в библиотеке Госиздата. И с тех пор стали практически неразлучны.

Друзьям Маяковский представлял ее: «Мой товарищ-девушка». Поэт был галантен и внимателен, обращался к своей «Наталочке» на «Вы». Он всегда приходил вовремя и сдерживал обещания, того же требовал и от нее. Чтобы Наталья Брюханенко не опаздывала на свидание, Маяковский подарил ей часы. И подписал для нее книгу:

Наталочке Александровне
Гулять
встречаться
есть и пить
Давай
держись минуты сказанной.
Друг друга
можно не любить
но аккуратным быть
обязаны.

Ее тоже заставил подписаться: «Согласна. Н. Брюханенко. 11/VII–27».

В 1927 году они отдыхали в Ялте. Каждое утро Маяковский работал, здесь поэт закончил поэму «Хорошо!». После обеда они готовились к ежедневным поэтическим выступлениям: «Темы разговора были: против есенинщины, против мещанства, против пошлятины, черемух и лун. За настоящие стихи, за новый быт» . В день именин Натальи Брюхановой Маяковский подарил ей огромный букет роз, а потом начал покупать подарки и цветы во всех магазинчиках по дороге: «Один букет - это мелочь. Мне хочется, чтоб вы вспоминали, как вам подарили не один букет, а один киоск роз и весь одеколон города Ялты!»

В 1928 году поэт признался Наталье Брюханенко, что любит Лилю: «Хотите - буду вас любить на втором месте?» Но девушка от «второго места» отказалась, и роман вскоре угас. Однако они продолжали ходить на поэтические вечера, в театры и на концерты, Наталья Брюханенко часто заглядывала к новым друзьям - Брикам. За четыре дня до самоубийства Маяковского Брюханенко приходила к нему в гости в Гендриков переулок и помогала править рукописи.

Татьяна Яковлева. «Ты одна мне ростом вровень»

Татьяна Яковлева. Фотография: marimeri.ru

Татьяна Яковлева. Фотография: marimeri.ru

Татьяна Яковлева эмигрировала в Париж в 1925 году. Она работала манекенщицей в доме моды Кристиана Диора и снималась для рекламных плакатов. Когда в 1928 году в столицу Франции приехал Владимир Маяковский, то сестра Лили Брик, Эльза Триоле, познакомила его с Яковлевой. В первый же вечер знакомства Маяковский провожал ее до дома. Когда в холодном такси она начала кашлять, поэт снял свое пальто и укрыл ее. Яковлева писала об этом вечере: «С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно» .

Они гуляли каждый день. Художник Василий Шухаев вспоминал, что Яковлева и Маяковский были «замечательной парой», на них часто засматривались прохожие. Она стала лирической героиней двух стихотворений - «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Татьяне Яковлевой». Последнее он прочитал на своем поэтическом вечере.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.

Отрывок из стихотворения «Татьяне Яковлевой»

Яковлевой не понравилась подобная огласка их отношений, публиковать произведение она не позволила. Перед отъездом в Москву Маяковский сделал ей предложение - выйти за него замуж, вместе вернуться в СССР. Но девушка не согласилась, и поэт уехал один. Перед отъездом он заключил контракт с парижской цветочной фирмой, и Татьяна Яковлева долгие годы получала по воскресеньям букеты цветов.

Вероника Полонская. Фотография: mxat.ru

Вероника Полонская. Фотография: famhist.ru

В 1928 году Лиля Брик с режиссером Владимиром Жемчужным снимали фильм «Стеклянный глаз». Эта картина стала дебютной для актрисы Вероники Полонской, она играла главную роль. Вскоре Осип Брик пригласил ее на бега, где состоялось знакомство с Владимиром Маяковским. Полонская потом писала: «Когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена. Читал он прекрасно, у него был настоящий актерский дар. Помню хорошо, как он читал «Левый марш», раннюю лирику» .

Двадцатилетняя Вероника Полонская во время знакомства с поэтом уже состояла в браке с актером Михаилом Яншиным. И сама Полонская, и современники поэта описывали их роман как одновременно страстный и мучительный. Поэт требовал, чтобы актриса немедленно развелась с мужем. Он вступил в писательский кооператив: хотел переехать с будущей женой в собственную квартиру.

«Он очень обижался на меня за то, что я никогда не называла его по имени. Владимир Владимирович смеялся надо мной, утверждая, что я зову его «никак». Говорил, что, несмотря на нашу близость, он относится ко мне как к невесте. После этого он иногда называл меня невесточкой».

Вероника Полонская

14 апреля 1930 года они приехали к Маяковскому на Лубянку. Вероника Полонская вспоминала: «Я просила его не тревожиться из-за меня, сказала, что буду его женой. Я это тогда твердо решила. Но нужно, сказала я, обдумать, как лучше, тактичнее поступить с Яншиным» . Маяковский просил ее не ходить на репетицию, бросить театр, остаться с ним. Полонская же спешила к Владимиру Немировичу-Данченко , он не любил, когда актеры опаздывали. Только дойдя до парадной лестницы, актриса услышала выстрел. Она побежала обратно в комнату и увидела, что Маяковский выстрелил себе в грудь. Карета скорой помощи приехала слишком поздно.

В своей предсмертной записке он оставил такие слова: «Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо» .