Мамлюки - кто они? Мамлюки история

Фактическая верховная власть в Египте принадлежала мамлюкам менее трех сотен лет, однако их влияние чувствовалось в управлении страной на протяжении еще четырехсот лет, вплоть до XIX века. Таким образом, следы и история мамлюков в Египте тянутся семь столетий, и поэтому без понимания того, что представляла собой эта группа или, как ее сейчас называют историки, корпорация мамлюков, трудно понять становление египетской государственности в целом. Так кто же такие мамлюки? Национальность? Нет. Сословие? Нет. Политическая партия? Нет. И в то же время это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья. Мамлюки – явление уникальное, цивилизационное и интернациональное, и, безусловно, очень интересное, тем более что с мамлюками в Египте связано так много легенд, преданий, реальных исторических событий и архитектурных памятников.

Рабы и воины

Мамлюки возникли как группа рабов, превращенных в воинов, которых покупали и обучали воинскому искусству багдадские халифы. Само слово «мамлюк» (мамелюк, мамлук) означает «раб, находящийся в чьем-то владении, чья-то собственность». При этом слово «мамлюк» никогда не употребляется в переносном значении, вроде «раб божий» а только в прямом. Кроме того, слово «мамлюк» стало синонимом военной и политической силы. Сначала мамлюками называли всех белых военных рабов, а также тех, кто получил освобождение, и их потомков. Освобожденные мамлюки становились высокопоставленными государственными должностными лицами, крупным землевладельцами, достигали титулов беев и даже султана.

Мамлюками становились двумя путями. Либо мальчиков-рабов из Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Центральной Азии и Приуралья покупали сами же мамлюки, пополняя свои отряды, либо будущие мамлюки сами приезжали в Египет , узнав об успехах своих соплеменников. Будущие мамлюки обязательно проходили специальное обучение воинскому искусству в мамлюкских школах; такими школами владели эмиры, но самой лучшей считалась султанская школа в Каире.

Как и современные ученики, учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от записей в дневнике зависела дальнейшая судьба раба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он так и оставался рабом. В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство. Особое внимание уделялось стрельбе из лука, которую мамлюки уважали наравне с искусством владения саблей. А вот пришедшие на вооружение армий огнестрельное оружие мамлюки презирали, считая его недостойным настоящих воинов, не позволяющим победить исключительно за счет силы и ловкости. В конечном счете, это высокомерное отношение к пороху и погубило мамлюков, которые непреодолимой преградой встали на пути крестоносцев и монголов, но не смогли ничего противопоставить османской армии, вооруженной пушками и мушкетами.

Дом и семья мамлюка

Школа и дом купившего раба старшего мамлюка заменяли мальчикам родные семьи. Поэтому семейные узы заменялись приверженностью мамлюкской корпорации, верностью принципам мамлюков и главе дома, где будущий мамлюк жил и воспитывался. Взрослея, молодой мамлюк был обязан сам покупать рабов и расширять численность мамлюкской корпорации. Так появлялись мамлюкские кланы и семьи, концентрирующиеся вокруг старшего мамлюка, которые назывались «домами». В центре дома группировались кровные родственники, собственные мамлюки и вольноотпущенные, всем, в том числе жизнью и свободой, обязанные главе дома. Все строилось на личной преданности и верности принципам.

Самый высокий титул мамлюка – эмир. Эмиры были разного «калибра»: эмир десятка, эмир сорока, эмир сотни. Эмиры сотни во время войны командовали тысячными подразделениями. Эмиры составляли верхушку мамлюкского общества, ее военную аристократию. Титулы и должности в сообществе мамлюков не наследовались, а присуждались лишь за личные заслуги и в редких случаях покупались. Все это создавало высокую конкуренцию в мамлюкской среде. Каждому мамлюку приходилось доказывать свое право на власть и богатство.

«Между отдельными мамлюкскими домами заключались политические союзы, складывались группировки, которые, как правило, существовали короткий срок и формировались вокруг сильного мамлюкского лидера. Борьба за лидерство внутри мамлюкских объединений неизбежно сопровождалась стремлением отдельных представителей домов к независимости и автономии. Это нередко приводило к распаду мамлюкских объединений. Другой причиной распада мамлюкского дома могла быть смерть его главы... После его кончины наступал период борьбы за лидерство в семейном объединении. В процессе этой борьбы выдвигались новые лидеры, возникали новые дома, которые формировали новые коалиции» (Е. Зеленев).

В истории долгое время существовала спекуляция относительно нетрадиционной сексуальной ориентации мамлюков. Причины этого находили в том, что мальчики воспитывались в изолированных школах, все их привязанности были обращены друг к другу и к воспитателю, они не видели своих сестер и матерей, как и женщин вообще, пока не становились взрослыми. Кроме того мамлюкская элита слабо воспроизводила потомство: весьма трудно проследить какой-либо мамлюкский род дальше, чем на три поколения. Вероятно это связано с их образом жизни, постоянным риском быть убитыми в бою или вследствие заговора, а также их уязвимости во время эпидемий чумы.

Бахри и бурджи

Этнический фактор также имел значение, но только в пределах одного дома, хотя в последствии мамлюки распались на две большие группы, которые поочередно захватывали власть в Египте. Сначала это были мамлюки-бахри, «живущие у реки», выходцы из тюркских племен и Ближнего Востока. Эти мамлюки имели давнюю историю и использовались в качестве армии еще багдадскими халифами, тогда как остальное население страны мобилизовалось в армию только в случае войны.

Затем к власти пришли мамлюки-бурджи, «живущие в башне», выходцы из тюркских племен и Южнорусских степей, в том числе с Поволжья, а также с Кавказа. Лидирующие позиции в этой группе занимали черкесы и греки. Считается, что правление тюркских мамлюков-бахри было более мягким, щадящим в отношении простого населения, по сравнению с периодом власти мамлюков-бурджи, который характеризовался большим числом смут и переворотов.

Правление мамлюков

Шаджарат ад Дурр

Рассказывая о мамлюках в Египте, невозможно обойти вниманием колоритную фигуру последней представительницы рода Фатимидов, которая, собственно, и привела мамлюков к власти. Речь о султанше Шаджарат ад Дурр, стяжавшей славу сильной правительницы впервые после Клеопатры.

В середине XIII века, когда во время седьмого крестового похода, многочисленного и хорошо организованного, крестоносцы с ходу взяли богатую крепость Дамьетту и готовились к наступлению на Каир, Египтом правил последний фатимидский султан – ас Салих. Он был человеком очень подозрительным, если не сказать параноидальным, а потому не доверял армии и создал новое воинское формирование – личную гвардию воинов-рабов, мамлюков. Когда султан активно готовился к отражению удара крестоносцев, он неожиданно заболел и умер в своем шатре. Тогда его жена, женщина с сильным характером, армянка по происхождению, Шаджарат ад Дурр (буквально «Древо жемчуга») решила утаить факт смерти своего мужа. Она хотела не допустить паники в войсках. Шаджарат отправила тайного гонца с вестью о смерти султана в Сирию своему пасынку Туран-шаху, а сама стал править страной от имени своего покойного мужа. Целый месяц она успешно скрывала от народа и от крестоносцев смерть султана, что дало возможность Туран-шаху вернуться в Египет и занять престол. Крестоносцы были разбиты.

Однако Туран-шах повел себя глупо: он стал унижать свою мачеху, которая столько сделала для его легкого воцарения, насмехаться над мамлюками, которые защитили его и обеспечили победу, а в пьяном угаре грозился всех их уничтожить. Во время одной из пирушек произошла потасовка, в результате которой Туран-шах был убит мамлюками, которые избрали Шаджарат временной правительницей Египта на время взросления ее малолетнего сына, регентшей.

Этот шаг мамлюков был плохо воспринят в Багдаде, откуда пришло гневное письмо халифа: «Разве вы не знаете священные слова Пророка, что племя, передавшее государственные дела в руки женщины, спасения не обретет?» – писал халиф и предлагал мамлюкам своего правителя. Тогда мамлюки, чтобы решить религиозную коллизию, запрещавшую отдавать власть в руки женщины, уговорили Шаджарат стать женой одного из их лидеров – туркмена Айбека. Так и случилось. Но Айбек не воспринимал главенство Шаджарат и не собирался быть «свадебным генералом» на султанском пиру, он собирался пользоваться своей власть реально. Поэтому очень скоро между ним и Шаджарат начались конфликты, например, Шаджарат отказалась открыть мамлюку доступ к египетской казне, где, кстати, были монеты с ее именем и титулом «Правительница мусульман, мать царевича Мансур Халиля». Айбек усилил давление и Шаджарат, обычно выдержанная и уравновешенная, сорвалась: она подговорила верных ей мамлюков убить Айбека. Последней каплей стало намерение взять себе еще одну жену: уже во второй раз Шаджарат доверялась мужчине и во второй раз ее предавали.

Но мамлюки не простили Шаджарат убийства их лидера. Они сначала заточили Шаджарат в крепость, а на престол возвели сына Айбека от первого брака. Свои дни в крепости Шаджарат проводила за странным занятием: она в пыль размалывала свои драгоценности, чтобы ни одна женщина на земле не смогла одеть их. Бывшая жена Айбека, которая при жизни мужа и в правление Шаджарат была в опале и даже не смела приблизиться к султанскому дворцу, став матерью султана, получила возможность отыграться за годы унижений со стороны Шаджарат. 28 апреля 1257 года Шаджарат доставили к ней во дворец, где она велела своему гарему насмерть забить Шаджарат. Затем ее тело было сброшено в ров перед Цитаделью, и лишь через несколько дней близкие родственники Шаджарат нашли ее и захоронили во дворе мечети, которая сейчас называется Мечеть Шаджарат ад Дурр или Мечеть Халифа и находится в Каирском районе Сайид Нафис. Так последняя женщина, правившая Египтом, сначала привела мамлюков к власти, а затем погибла от их же рук.

Падение мамлюков

Мамлюки правили Египтом почти триста лет, и все время их правления было охарактеризовано бесконечными кровавыми братоубийственными распрями, что стало следствием высокой конкуренции в мамлюкской среде и отсутствием права наследования власти. С другой стороны, мамлюки глубоко презирали коренных жителей страны, облагали их огромными налогами, практически не считались с их интересами. Все это постепенно привело к тому, что, с одной стороны, мамлюки оказались в окружении враждебных государств, не признававших их форму правления, с другой - они столкнулись с невиданными по мощи и частоте бедуинскими и крестьянскими восстаниями внутри страны. Да, мамлюки были великолепными воинами, но они превращались в сплоченную армию только непосредственно перед лицом врага, объединяться же для решения общих проблем в мирное время, мамлюки не умели. Очень скоро неспособность мамлюков управлять государством стала очевидной для их врагов, в первую очередь, для османов. Немалую роль сыграли также еще два фактора: ограниченность человеческих ресурсов мамлюков, которая усугублялась страшной эпидемией чумы, бушевавшей в Египте на протяжении двух десятков лет; и стойкое нежелание мамлюков использовать в военных действиях порох. Многие даже говорят, что в войне мамлюков с османами победил порох, который мамлюки считали подлым оружием, недостойным настоящего воина, сражающегося луком, мечом и кинжалом.

И все же, несмотря на то что мамлюки утратили верховную власть над Египтом, они еще долгие четыреста лет оставались военной аристократией страны, влиятельной политической силой, которая регулярно вмешивалась в ход истории Египта и судьбу ее правителей, пока Мухаммед Али в XIX в. окончательно не уничтожил мамлюков.

Великолепие мамлюков

«Хотя события, описанные в «Тысяче и одной ночи», якобы происходят в Багдаде, в то время, когда это собрание сказок приобрело свой окончательный вид, городом красоты и тайны, описанным в них, был на самом деле мамлюкский Каир. По большей части безжалостные мамлюки в лучших своих проявлениях выказывали изобретательность и энергичность. Они покровительствовали наукам, поощряли труд ученых-историков и демонстрировали великолепный вкус в области архитектуры. Их грандиозные и смелые постройки были изящно украшены кружевом арабесок и игрой света, проникавшего сквозь витражи. Султаны из династий Бахри и Бурджи строили великолепные здания в Каире, в других городах Египта и Сирии на средства, полученные от сельского хозяйства и торговли, главным образом, восточными специями» (М. Хааг). В исламском Каире сохранилось множество памятников эпохи мамлюков, о которых вы можете прочитать в цикле статей «Мечети Каира» (адреса статей на сайте ).

Литература:

  • Зеленев Е. И. Мусульманский Египет: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
  • Хааг М. История Египта / Пер. с англ. – М.: Астрель, 2009.
  • Беляков В. В. Египет вдоль и поперек. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

МАМЛЮК (мн. ч. мамалик , араб) – буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник». В 9–11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.

Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250–1257).

Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает «жемчужное дерево»). Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218–1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.

Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.

История отстранения Шаджар ад-Дурр от власти чрезвычайно запутана. Не последнюю роль сыграли личные мотивы: Шаджар ад-Дурр заставила Айбака развестись с первой женой, и спустя некоторое время, когда он пожелал взять в жены другую женщину, повелела убить его. Ее посадили под домашний арест, но первая жена Айбека пригласила ее в баню, куда мусульманские женщины ходили не только ради гигиены, но и для времяпровождения. Именно здесь служанки обиженной жены забили Шаджар ад-Дурр своими деревянными башмаками (каб-каб ) до смерти.

Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.

Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно соперничали между собой. Но они были прекрасными воинами и успешно защищали Египет от внешнего врага. Они не допустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. В 1260 мамлюкский султан аль-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз (1259–1260) нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии (при "Айн Джалуте), но в том же году он был убит в результате заговора его соперников.

Сменивший его султан аз-Захир Рукн ад-дин Бейбарс I аль-Бундукдари (1260–1277) продолжил его политику и дважды выиграл сражения с монголами в Сирии. Бейбарсу удалось объединить Сирию и Египет. Он перестроил ряд укреплений, пополнил склады оружия и боеприпасов, создал большой флот, наладил регулярную почтовую связь. Вслед за тем он обратил свою энергию против крестоносцев. Он отобрал у них Кесарию (1265), Яффу и Антиохию (1268).

Воюя с крестоносцами, он заключил союз с ассасинами () и эмирами сирийских городов Хомса и Хамы. Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье. Потеря земель, плативших крестоносцами подати, значительно ослабила силы рыцарей, в результате Бейбарсу удалось захватить крупнейший опорный пункт крестоносцев крепость Крак де Шевалье (1271). В соответствии с заключенным договором, крестоносцы в обмен на жизнь вынуждены были уйти еще из нескольких крепостей на побережье.

При Бейбарсе была создана строгая система государственного управления, благодаря которой Египет обрел стабильность. Но как правитель он был чрезвычайно строг и быстро расправлялся со своими подданными при малейших проступках. Заботясь о процветании своего государства, он даже пытался заставить бедуинов Верхнего Египта перейти к оседлому землепользованию.

В 1279 к власти пришел султан Кала"ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча»), так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун), правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.

При мамлюках была преобразована армия. По мнению некоторых исследователей, на египетскую военную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянного войска стала более четкой: появились эмиры (начальники) сотни, сорока, десяти и пяти мамлюков. На содержание мамлюков направлялось 2/3 дохода икта (от араб. глагола акта"а – отрезать, наделять; передача государством права получения налога с определенной территории) эмира, в то время как при Айюбидах размер их обеспечения решался самим эмиром.

Характерной чертой общественного строя мамлюкского Египта было наличие рабства. Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках. В частности, в результате взятия острова Кипр (1426) множество киприотов попало в Египет. Особо ценились рабы-ремесленники, благодаря которым ремесленное производство обогатилось специалистами. Историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков, в особенности в таких областях, как архитектура, гончарное производства и обработка металла, изготовление тканей.

Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами, включая Московию. «Город Мыср (так называют и Египет и Каир – О.Б.) – великий, – писал русский инок Варсонофий, посетивший Каир в 1461. – Около него течет река из рая – златоструйный Нил. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль».

В период правления мамлюков в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи (1364–1442) и Ибн-Халдун (1332–1406). Последний был судьей при султане аз-Захире Сайф ад-дине Баркуке (правил в 1382–1389 и вторично 1390–1399). Английский писатель и общественный деятель Джеймс Олдридж считал, что труд Ибн-Халдуна Пролегомена , касавшийся социальных проблем (например, он рассматривал влияние орудий и средств производства на исторический процесс), стоит намного выше сочинений Макиавелли , родившегося на сто лет позднее. А без трудов Аль-Макризи до сих пор не может обойтись ни один историк Каира. Благодаря им известно, что в начале 15 в. (при мамлюках-бурджитах) в Каире было 11 караван-сараев, 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. Среди произведений Аль-Макризи есть книга Торная дорога для познания царских династий , в которой он пишет о праздниках и торжественных церемониях в Каире, об одежде и вооружении эмиров и войска.

У мамлюков была сложная иерархическая система. Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип наследования власти, а среди Бурджитов наследственная преемственность власти не разрешалась. Вместо этого, по мнению английского востоковеда К.Э.Босворта, существовало нечто вроде древнетюркской системы сеньората. Статус невольника представлял важное условие продвижения по служебной лестнице. Власть султана была ограничена верхушкой мамлюков и бюрократическим аппаратом, а о неустойчивости султаната свидетельствовала быстрая смена правителей. Так за 140 лет правления мамлюков-бахритов сменилось 29 султанов. Один из них, ан-Насир Мухаммад ибн Кала"ун, приходил к власти трижды.

К концу 13 в. города на сирийско-палестинском побережье были освобождены от крестоносцев, благодаря чему мамлюки приобрели во всем мусульманском мире громкую славу сокрушителей христиан и язычников-монголов. Теперь их владения простирались на западе до Киренаики (совр. Ливия), на юге – до Нубии (Судан), а на севере – до гор Тавра. Под их защитой также находились священные города Мекка и Медина в Аравии.

При Бахритах Каир славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда врачевали катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами, которые лечили лошадей. Тем не менее, Ф.Хитти, историк мусульманского средневековья, писал, что правление черкесских (Бурджитов) мамлюков было «одной из самых мрачных страниц в истории Сирии и Египта».

Закат эпохи мамлюков начался уже в конце 15 в., когда Египет переживал глубокий политический и экономический кризис. В это время был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Португальские купцы стали, минуя Каир, привозить в Европу товары в несколько раз дешевле, чем те, которые везли через Египет. Уже к 1502 торговля в Каире пришла в упадок. Ущерб от нового пути понесла и Венеция, которая до этого (вместе с Египтом) держала монополию на торговлю между Западом и Востоком. В Суэце египтяне с помощью венецианцев построили флот и в 1508 около Бомбея нанесли португальцам поражение. Однако год спустя события приняли другой оборот, и мамлюкский флот был полностью разгромлен у Диу.

В 1516 в битве при Мардж Дабик близ Алеппо был убит (по другой версии – принял яд) последний по-настоящему значительный, но уже престарелый мамлюкский султан Кансух аль-Гури. Он был избран султаном, когда ему уже было 60 лет. Несмотря на свой авторитет, он не был выдающимся военачальником. Османские войска под руководством султана Селима I Явуза (Селим Грозный (1512–1520)) применили свою артиллерию (которая в то время считалась лучшей в мире) и огнестрельное оружие, что обеспечило им перевес. К тому же среди подданных мамлюкского султана были сильны антиправительственные настроения. Солдаты не хотели воевать, заявляя, что они готовы сражаться против европейцев, но не против турок-мусульман. А турки до последнего момента вели дипломатическую игру, поддерживая надежду мамлюков избежать вооруженного конфликта. После поражения мамлюкского войска жители Халеба (Алеппо) и других сирийских городов сами изгнали мамлюкские гарнизоны и сдались османским войскам.

22 января 1517 турецкий султан Селим вступил в Каир и повесил на воротах города последнего мамлюкского правителя Туман-бея. После завоевания Египта османами мамлюки сохранялись как военно-феодальная верхушка страны. Паша, назначавшийся из Стамбула, управлял с помощью мамлюкских эмиров не только в Египте, но и Сирии и Ираке.

В 1805 турецкий наместник Мухаммад Али (1769–1849) хитростью истребил всю мамлюкскую верхушку. Обласканные приемом османского паши, более 400 эмиров возвращались из дворца на территории цитадели по узкому проходу между стен, когда перед ними неожиданно закрыли ворота и началась резня.

В Каире сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире. Среди них несколько десятков мечетей. В конце 13 в. был построен комплекс султана Калауна, состоящий из мечети, мавзолея, маристана (госпиталя) и медресе (духовного училища). Тогда же (1267–1269) была построена мечеть Бейбарса аль-Бундукдари. Но наиболее знаменитым сооружениями мамлюкского периода являются мечеть, мавзолей и медресе султана Насира ад-дина аль-Хасана, построенная в 1356–1363, которая отличается исключительной красотой внутренней отделки. Не менее оригинальна мечеть аль-Муайада Сайф ад-дина, созданная в 1415–1420. Все фасады этого здания оформлены нишами со сталактитами. Часть памятников мамлюкского периода украшена геральдическими знаками, которые, вероятно были заимствованы мамлюками у крестоносцев. В частности, на зданиях, построенных в эпоху правления Бейбарса I, можно увидеть изображение двух львов.

Ольга Бибикова

( -) и Бурджи ( -).

  • - мамлюки под предводительством Кутуза и Бейбарса разбили монгольскую армию при Айн-Джалуте (3 сентября) и отвоевали Сирию , включая Дамаск .
  • - мамлюки предложили принцу-Аббасиду номинальный, но почётный пост халифа . Под их властью исламские святыни Аравии - Мекка и Медина .
  • - мамлюкам удалось захватить киликийскую цитадель Сис, взять в плен и увезти в Египет царя Киликийской Армении Левона V Лузиньяна , царицу, двух принцесс, католикоса Погоса I и некоторых армянских князей , ознаменовав тем самым конец армянского Киликийского царства .
  • - мамлюки подчинили эмират Караманидов .
  • В 1516 году турецкая армия во главе с султаном Селимом I разгромила мамлюков в сражении при Марж Дабике возле Алеппо и присоединила их владения к Османской империи. Мамлюки сохранили своё влияние в Египте в качестве влиятельного сословия вплоть до 1811 года, когда египетский султан Мухаммад Али распорядился истребить их .

    Правление мамлюков осуществлялось двумя династиями - Бахриты (1250-1390) и Бурджиты (1390-1516) .

    Бахриты

    Имя Годы правления Примечание
    Шаджар ад-Дурр 1250 вдова аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба
    Айбек аль-Муизз 1250-1257 Происходил из туркменов, во всяком случае, в среде мамлюков он был известен как Айбек ат-Туркмани.
    аль-Мансур Али 1257-1259 Настоящими правителями страны при пятнадцатилетнем Али были могущественные эмиры Санджар аль-Халаби, атабек султана, Санджар аль-Гатми, лидер остававшихся в Египте бахритов, и Кутуз аль-Му’иззи, фаворит Айбека.
    Кутуз аль-Музаффар 1259-1260 Был старшим эмиром мамлюков аль-Му‘изза Айбека, после прихода к власти последнего занял пост наместника султаната Египта.
    Бейбарс I аль-Бундукдари 1260-1277 Известен успешными войнами в Палестине и Сирии против монгольских ильханов и европейских крестоносцев.
    Саид Берке-хан 1277-1280 Отрёкся в августе 1279 года. На престол был возведён семилетний брат Берке-хана Саламыш под опекой Калауна.
    Бадруддин Саламыш 1280 Через несколько месяцев после возведения на трон свергнут Калауном, который принял титул султана.
    Сайфуддин Калаун 1280-1290
    аль-Ашраф Халиль 1290-1294
    Ан-Насир Мухаммад 1294-1295, 1299-1309, 1309-1340
    аль-Адиль Китбуга 1295-1297
    Ладжин аль-Мансур 1297-1299
    Бейбарс II аль-Джахангир 1309
    Абу Бакр аль-Мансур 1340-1341
    Куджук аль-Ашраф 1341-1342
    Ахмад ан-Насир 1342
    Исмаил ас-Салих 1342-1345
    Шабан I аль-Камиль 1345-1346
    Хаджжи I аль-Музаффар 1346-1347
    Ан-Насир аль-Хасан 1347-1351, 1354-1361
    Салих Салахуддин 1351-1354
    Мухаммад аль-Мансур 1361-1363
    Шабан II аль-Ашраф 1363-1376
    Али аль-Мансур 1376-1382
    Хаджжи II ас-Салих 1382, 1389-1390

    Бурджиты

    Имя Годы правления Примечание
    Баркук аз-Захир 1382-1389, 1390-1399 Основатель династии Бурджитов, родился в Черкесии. Утвердился на престоле в 1382 г. При нём все эмирские должности были заняты черкесами, вследствие чего все последующие султаны выходили только из среды черкесов. Перед смертью провозгласил своим наследником 13-летнего сына Фараджа.
    Фарадж ан-Насир 1399-1405, 1405-1412 Сын Баркука, рождённый греческой невольницей. Его правление стало несчастьем для страны. Воспользовавшись тем, что различные мамлюкские группировки развернули борьбу за власть, Тимур в 1400 г. вторгся в Сирию, захватил Алеппо, Хомс и Дамаск. После этого в стране установились анархия и безначалие. После неудавшейся попытки захвата власти Абдул-Азизом аль-Мансуром, мамлюки-заговорщики бежали в Сирию. Там их принял на службу правитель Дамаска Шайх. С 1406 по 1412 г. Фарадж предпринял пять неудачных походов в Сирию. В самом Каире против него постоянно плелись заговоры. После похода 1412 года попал в плен и был приговорен к смерти. Помилован аль-Мустаином.
    Абдул-Азиз аль-Мансур 1405 В 1405 группа мамлюков попыталась возвести на престол Абдул-Азиза аль-Мансура. Его правление продолжалось всего несколько месяцев. Его сторонники засели в каирской крепости, однако Фараджу удалось овладеть цитаделью. Абдул-Азиз аль-Мансур был сослан в Александрию и вскоре умер.
    Абуль-Фадль аль-Мустаин 1412 В 1412 г. Фарадж ан-Насир предпринял очередной поход в Сирию, взяв с собой халифа аль-Мустаина. Султан потерпел поражение и был осажден в Дамаске. Сирийцы взяли в плен халифа и провозгласили его султаном. Аль-Мустаин упорно отказывался от этой сомнительной чести.
    Шайх аль-Муайяд 1412-1421 Через несколько месяцев после того, как аль-Мустаин взошёл на трон, Шайх аль-Муайяд отстранил его от власти и сам стал султаном. Шайх аль-Муайяд сумел восстановить в стране мир и порядок. После его смерти в 1421 году, его сторонники провозгласили султаном его полуторагодовалого сына Ахмада аль-Музаффара.
    Ахмад I аль-Музаффар 1421 После восхождения на престол почти сразу тот был низложен эмиром Татаром, который велел казнить всех приспешников Шайха аль-Муайяд.
    Татар аз-Захир 1421 Через три месяца после восхождения на престол Татар аз-Захир заболел и умер. Трон передал своему 10-летнему сыну Мухаммаду I.
    Мухаммад I ас-Салих 1421-1422 Взошёл на трон после смерти отца. Низложен управляющим султанского дворца Барсбоем а 1422 году.
    Барсбой аль-Ашраф 1422-1438 Низложил Мухаммада I ас-Салиха. Был алчным, вспыльчивым и жестоким правителем. Предпринял три экспедиции на Кипр, который со времен третьего крестового похода находился в руках крестоносцев. В последние годы его правления Египет подвергся эпидемии чумы, засухе, нашествию саранчи и голоду.
    Юсуф аль-Азиз 1438 В 1438 г. Барсбой умер, завещав престол своему сыну Юсуфу. В том же году он был смещён своим опекуном Джакмаком.
    Джакмак аз-Захир 1438-1453 Сместил с престола Юсуфа аль-Азиза. Подавил все мятежи в Сирии, после чего начал войну с Родосом. Скончался в 1453 г. в возрасте 80 лет.
    Усман аль-Мансур 1453 Сын Джакмака. Был жестоким, глупым и алчным правителем. Смещён в результате восстания мамлюков.
    Инал аль-Ашраф 1453-1461 В 1453 г. мамлюки подняли против Усмана аль-Мансура восстание и провозгласили султаном командовавшего до этого в войне против Родоса египетским флотом, эмира Инала. Во время его правления султанские невольники по своему желанию назначали и смещали всех высших чиновников.
    Ахмад II аль-Муайяд 1461 Сын Инала аль-Ашрафа. Смещён мамлюками после нескольких месяцев правления.
    Хушкадам аз-Захир 1461-1467 После свержения Ахмада II аль-Муайяда мамлюки возвели на престол управлявшего до этого султанским доменом, грека Хушкадама. Он был мнительным и трусливым. Обрушил на своих противников целую лавину убийств, пыток и публичных экзекуций.
    Билбай аз-Захир 1467-1468 Пришёл к власти после смерти Хушкадама аз-Захира. Служил марионеткой в руках мамлюков.
    Тимур-буга аз-Захир 1468 Пришёл к власти после смерти Билбая аз-Захира. Служил марионеткой в руках мамлюков.
    Каит-бай аль-Ашраф 1468-1496 Пришёл к власти в 1468 году. Он был жестоким, умным и дальновидным. При нём в 1485 г. началась первая война с турками, проходившая на территории малоазийских княжеств. Выиграл оба сражения и в 1491 г. заключил выгодный для Египта мир, по которому турки отказались от притязаний на Альбистан и Киликию.
    Мухаммад II ан-Насир 1496-1498 Попытался вооружить египетскую армию огнестрельным оружием, но большинство мамлюков сочли эту реформу нечестивой. Молодой султан был убит в 1498 г. в Газе.
    Кансух аз-Захир 1498-1500 Избран султаном после смерти Мухаммад II. Убит через два года после начала правления.
    Джанбалат аль-Ашраф 1500-1501 Избран султаном после смерти Кансуха аз-Захира. Правил в течение короткого времени.
    Туман-бай I аль-Адиль 1501 Избран султаном после смерти Джанбалата аль-Ашрафа. Правил в течение короткого времени.
    Кансух аль-Гаури 1501-1516 Занял при поддержке эмиров трон в 1501 году в возрасте 60 лет. До этого был главным визирем. Быстро подавил оппозицию и при помощи чрезвычайных мер пополнил казну. В 1503 г. Кансух ал-Гаури построил новый ипподром, ставший одним из главных центров мамлюкской общины. Старался править гуманно, не злоупотребляя казнями. Отравлен во время сражения с турками на Дабикском поле близ города Алеппо в Сирии.
    Туман-бай II аль-Ашраф 1516-1517 Избран султаном после смерти Кансуха аль-Гаури. До этого исполнял обязанности наместника Египта. К началу его правления турки овладели всей Сирией и подступили к границам Египта. В январе 1517 г. при Риданиийе (близ Каира) турки разгромили мамлюков и вступили в Каир. Через семь дней Туман-бай с отрядом мамлюков ворвался в столицу и поднял там восстание, завершившееся почти полным истреблением мамлюкской конницы. После этого Туман-бай попал в плен и был казнен.

    Характеристики

    Подготовка

    Комплекс военной и физической подготовки у мамлюков назывался фурусия . В него входила стрельба из лука , фехтование , упражнения с копьём и другим оружием, борьба . Важнейшим навыком для мамлюка была стрельба из лука. Мамлюки также обучались владению арбалетом в конном и пешем строю. В качестве великолепной тренировки мамлюкам служила охота , которая была организована наподобие монгольской, во время которой проводились масштабные облавы на животных.

    Вооружение

    Защитное вооружение воина-мамлюка состояло из подбитой ватой боевой одежды юшмана (был в виде как халата, так и рубашки), кольчуги и ламеллярного доспеха - джавшана . Защитой головы простому воину служил тюрбан , богатые мамлюки носили металлические шлемы с кольчужными бармицами . В XV веке наибольшее распространение получили кольчато-пластинчатые доспехи. Основным оружием был лук , были также вооружены копьями , мечами , саблями и булавами ; имели на вооружении также и арбалеты, которыми активно пользовались во время осад и морских боёв. С конца XIV века мамлюки стали использовать артиллерию . В походе воин-мамлюк имел всего одну лошадь, а также одного или двух верблюдов для перевозки багажа и снаряжения. В армии мамлюков не было единообразной униформы, однако многие носили красную или жёлтую одежду. Большинство знамён были жёлтого цвета, так как этот цвет был цветом прежней Айюбидской династии . Главным отличием офицеров были пояса, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

    Тактика

    Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам. Пехота была способна преодолевать большие дистанции и быть готовой к отражению неожиданных нападений. Пехота также была обучена эффективно действовать против кавалерии . Нужно сказать, что мамлюки редко использовали пеших воинов в боях, в большинстве случаев полагаясь на кавалерию. Кавалеристы из элитных подразделений были обучены боевым действиям в пешем строю, умели они сооружать и полевые укрепления. Во время сражения мамлюки старались выбрать наиболее удобную позицию впереди холмов, во избежание неожиданной атаки противника в тыл. Построение армии мамлюков на поле боя было традиционным, с центром и двумя флангами. Если армия противника была малочисленной, то мамлюки старались окружить её. Напротив, если врагов было больше, то мамлюкские полководцы старались не разворачивать войска широким фронтом. Одним из главных тактических приёмов мамлюков было засыпание противника градом стрел. Именно таким образом мамлюки сумели остановить крестоносцев под Газой .

    Организация

    Армия мамлюков состояла из 3-х отдельных частей (в их число не входили вспомогательные части, а также неопытные рекруты): личной гвардии султана , отрядов эмиров и свободных наёмников-гвардейцев (халка ). Мамлюки эмиров были хуже подготовлены, чем султанские, так как в основном не проходили обучение в элитных школах. После смерти эмира его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка . Все мамлюкские офицеры имели земельные участки-ирты или другие доходные места, пожалованные им за службу султанами. Владельцы иртов были освобождены от налогов, однако во время войны обязаны были выступить в поход с отрядом вооружённых людей. Ирты не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Мамлюки"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Мамлюки

    Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
    Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
    Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
    Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
    Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
    Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
    – Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
    Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
    В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
    Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
    Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
    Наполеон опустил голову и долго молчал.
    – A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

    Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
    «Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
    Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
    В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
    – Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
    – Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
    Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
    Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
    – Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
    Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
    – Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
    Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
    В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
    Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
    Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
    Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
    Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
    – Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
    Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
    – Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
    – Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
    Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
    – Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
    – Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
    Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
    – Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
    – Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]
    – Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
    Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
    Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
    И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
    Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
    И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

    Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
    Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
    С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.
    Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1 го батальона и ждал. «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Еще! Попало… Он остановился и поглядел на ряды. „Нет, перенесло. А вот это попало“. И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи.
    Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона.
    – Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
    – Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
    – Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
    «Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
    – Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.

    (мн. ч. мамалик , араб) – буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник». В 9–11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.

    Правившие до мамлюков Фатимиды (969–1171) и Айюбиды (1171–1250), будучи чужаками в Египте, опирались на свою гвардию (мамлюков), состоящую из рабов разных национальностей. За примерную службу мамлюки получали в подарок земельные наделы, что со временем позволило им превратиться в крупных землевладельцев.

    Мамлюки подразделяются на две династии, названия которых возникли по местонахождению их казарм. Название первой династии – «Бахриты» (1250–1390) связано с островом ар-Рауда на Ниле. Нил в прошлом часто называли аль-бахр (по-арабски «море»). На острове первоначально находилась казарма гвардии. Вторая династия мамлюкских султанов – «Бурджиты» (1382–1517) названа по цитадели (аль-Бурдж , в египетском произношении бург ) Каира, в которой султан Кала"ун (1280–1290) поселил свою гвардию. Мамлюки-Бурджиты не были связаны родством, а только объединены принадлежностью к одной группировке. Весь период правления султаны пополняли свою армию за счет новых мамлюков – тюрков и кавказцев.

    Само разделение на династии условно, но считается, что этнически Бахриты в основном были выходцами из южно-русских степей – кипчаки (половцы), а также монголы и курды.

    Среди Бурджитов преобладали уроженцы Кавказа. На Ближнем Востоке принято называть все малые народы Кавказа черкесами, однако этим названием (аш-шаракис ) именовали не только черкесов, но и адыгов, карачаевцев и т.д. Среди мамлюков-бурджитов были также выходцы из Грузии.

    Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250–1257).

    Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает «жемчужное дерево»). Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218–1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.

    Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.

    История отстранения Шаджар ад-Дурр от власти чрезвычайно запутана. Не последнюю роль сыграли личные мотивы: Шаджар ад-Дурр заставила Айбака развестись с первой женой, и спустя некоторое время, когда он пожелал взять в жены другую женщину, повелела убить его. Ее посадили под домашний арест, но первая жена Айбека пригласила ее в баню, куда мусульманские женщины ходили не только ради гигиены, но и для времяпровождения. Именно здесь служанки обиженной жены забили Шаджар ад-Дурр своими деревянными башмаками (каб-каб ) до смерти.

    Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.

    Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно соперничали между собой. Но они были прекрасными воинами и успешно защищали Египет от внешнего врага. Они не допустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. В 1260 мамлюкский султан аль-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз (1259–1260) нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии (при "Айн Джалуте), но в том же году он был убит в результате заговора его соперников.

    Сменивший его султан аз-Захир Рукн ад-дин Бейбарс I аль-Бундукдари (1260–1277) продолжил его политику и дважды выиграл сражения с монголами в Сирии. Бейбарсу удалось объединить Сирию и Египет. Он перестроил ряд укреплений, пополнил склады оружия и боеприпасов, создал большой флот, наладил регулярную почтовую связь. Вслед за тем он обратил свою энергию против крестоносцев. Он отобрал у них Кесарию (1265), Яффу и Антиохию (1268).

    Воюя с крестоносцами, он заключил союз с ассасинами (см . также ИСМАИЛИТЫ) и эмирами сирийских городов Хомса и Хамы. Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье. Потеря земель, плативших крестоносцами подати, значительно ослабила силы рыцарей, в результате Бейбарсу удалось захватить крупнейший опорный пункт крестоносцев крепость Крак де Шевалье (1271). В соответствии с заключенным договором, крестоносцы в обмен на жизнь вынуждены были уйти еще из нескольких крепостей на побережье. См. также КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

    При Бейбарсе была создана строгая система государственного управления, благодаря которой Египет обрел стабильность. Но как правитель он был чрезвычайно строг и быстро расправлялся со своими подданными при малейших проступках. Заботясь о процветании своего государства, он даже пытался заставить бедуинов Верхнего Египта перейти к оседлому землепользованию.

    В 1279 к власти пришел султан Кала"ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча»), так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун), правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.

    При мамлюках была преобразована армия. По мнению некоторых исследователей, на египетскую военную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянного войска стала более четкой: появились эмиры (начальники) сотни, сорока, десяти и пяти мамлюков. На содержание мамлюков направлялось 2/3 дохода икта (от араб. глагола акта"а – отрезать, наделять; передача государством права получения налога с определенной территории) эмира, в то время как при Айюбидах размер их обеспечения решался самим эмиром.

    Характерной чертой общественного строя мамлюкского Египта было наличие рабства. Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках. В частности, в результате взятия острова Кипр (1426) множество киприотов попало в Египет. Особо ценились рабы-ремесленники, благодаря которым ремесленное производство обогатилось специалистами. Историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков, в особенности в таких областях, как архитектура, гончарное производства и обработка металла, изготовление тканей.

    Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами, включая Московию. «Город Мыср (так называют и Египет и Каир – О.Б.) – великий, – писал русский инок Варсонофий, посетивший Каир в 1461. – Около него течет река из рая – златоструйный Нил. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль».

    В период правления мамлюков в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи (1364–1442) и Ибн-Халдун (1332–1406). Последний был судьей при султане аз-Захире Сайф ад-дине Баркуке (правил в 1382–1389 и вторично 1390–1399). Английский писатель и общественный деятель Джеймс Олдридж считал, что труд Ибн-Халдуна Пролегомена , касавшийся социальных проблем (например, он рассматривал влияние орудий и средств производства на исторический процесс), стоит намного выше сочинений Макиавелли, родившегося на сто лет позднее. А без трудов Аль-Макризи до сих пор не может обойтись ни один историк Каира. Благодаря им известно, что в начале 15 в. (при мамлюках-бурджитах) в Каире было 11 караван-сараев, 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. Среди произведений Аль-Макризи есть книга Торная дорога для познания царских династий , в которой он пишет о праздниках и торжественных церемониях в Каире, об одежде и вооружении эмиров и войска.

    У мамлюков была сложная иерархическая система. Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип наследования власти, а среди Бурджитов наследственная преемственность власти не разрешалась. Вместо этого, по мнению английского востоковеда К.Э.Босворта, существовало нечто вроде древнетюркской системы сеньората. Статус невольника представлял важное условие продвижения по служебной лестнице. Власть султана была ограничена верхушкой мамлюков и бюрократическим аппаратом, а о неустойчивости султаната свидетельствовала быстрая смена правителей. Так за 140 лет правления мамлюков-бахритов сменилось 29 султанов. Один из них, ан-Насир Мухаммад ибн Кала"ун, приходил к власти трижды.

    К концу 13 в. города на сирийско-палестинском побережье были освобождены от крестоносцев, благодаря чему мамлюки приобрели во всем мусульманском мире громкую славу сокрушителей христиан и язычников-монголов. Теперь их владения простирались на западе до Киренаики (совр. Ливия), на юге – до Нубии (Судан), а на севере – до гор Тавра. Под их защитой также находились священные города Мекка и Медина в Аравии.

    При Бахритах Каир славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда врачевали катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами, которые лечили лошадей. Тем не менее, Ф.Хитти, историк мусульманского средневековья, писал, что правление черкесских (Бурджитов) мамлюков было «одной из самых мрачных страниц в истории Сирии и Египта».

    Закат эпохи мамлюков начался уже в конце 15 в., когда Египет переживал глубокий политический и экономический кризис. В это время был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Португальские купцы стали, минуя Каир, привозить в Европу товары в несколько раз дешевле, чем те, которые везли через Египет. Уже к 1502 торговля в Каире пришла в упадок. Ущерб от нового пути понесла и Венеция, которая до этого (вместе с Египтом) держала монополию на торговлю между Западом и Востоком. В Суэце египтяне с помощью венецианцев построили флот и в 1508 около Бомбея нанесли португальцам поражение. Однако год спустя события приняли другой оборот, и мамлюкский флот был полностью разгромлен у Диу.

    В 1516 в битве при Мардж Дабик близ Алеппо был убит (по другой версии – принял яд) последний по-настоящему значительный, но уже престарелый мамлюкский султан Кансух аль-Гури. Он был избран султаном, когда ему уже было 60 лет. Несмотря на свой авторитет, он не был выдающимся военачальником. Османские войска под руководством султана Селима I Явуза (Селим Грозный (1512–1520)) применили свою артиллерию (которая в то время считалась лучшей в мире) и огнестрельное оружие, что обеспечило им перевес. К тому же среди подданных мамлюкского султана были сильны антиправительственные настроения. Солдаты не хотели воевать, заявляя, что они готовы сражаться против европейцев, но не против турок-мусульман. А турки до последнего момента вели дипломатическую игру, поддерживая надежду мамлюков избежать вооруженного конфликта. После поражения мамлюкского войска жители Халеба (Алеппо) и других сирийских городов сами изгнали мамлюкские гарнизоны и сдались османским войскам.

    22 января 1517 турецкий султан Селим вступил в Каир и повесил на воротах города последнего мамлюкского правителя Туман-бея. После завоевания Египта османами мамлюки сохранялись как военно-феодальная верхушка страны. Паша, назначавшийся из Стамбула, управлял с помощью мамлюкских эмиров не только в Египте, но и Сирии и Ираке.

    В 1805 турецкий наместник Мухаммад Али (1769–1849) хитростью истребил всю мамлюкскую верхушку. Обласканные приемом османского паши, более 400 эмиров возвращались из дворца на территории цитадели по узкому проходу между стен, когда перед ними неожиданно закрыли ворота и началась резня.

    В Каире сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире. Среди них несколько десятков мечетей. В конце 13 в. был построен комплекс султана Калауна, состоящий из мечети, мавзолея, маристана (госпиталя) и медресе (духовного училища). Тогда же (1267–1269) была построена мечеть Бейбарса аль-Бундукдари. Но наиболее знаменитым сооружениями мамлюкского периода являются мечеть, мавзолей и медресе султана Насира ад-дина аль-Хасана, построенная в 1356–1363, которая отличается исключительной красотой внутренней отделки. Не менее оригинальна мечеть аль-Муайада Сайф ад-дина, созданная в 1415–1420. Все фасады этого здания оформлены нишами со сталактитами. Часть памятников мамлюкского периода украшена геральдическими знаками, которые, вероятно были заимствованы мамлюками у крестоносцев. В частности, на зданиях, построенных в эпоху правления Бейбарса I, можно увидеть изображение двух львов.

    Ольга Бибикова

    Семенова Л.А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте . М., издательство «Наука», 1966
    Олдридж. Дж. Каир . М., Издательство «Молодая гвардия». 1970
    Босворт К.Э. Мусульманские династии . М., Издательство «Наука», 1977
    Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке . М., издательство «Наука», 1980
    Учок, Бахрие. Женщины-правительницы в мусульманских государствах . М., Издательство «Наука», 1982

    Славные войны! Хранители Исламских ценностей! Борцы за свободу! Безжалостные к себе! - так кто же они Мамалюки?

    История Ислама знает много общин и народов, которые поднимали знамя религии и несли вперед, проходя сквозь тяжести и невзгоды. Одними из них были мамлюки - великие правители Египта. За столь долгое прошедшее время их правления о мамлюках многое сказанно и написанно, и о деталях можно долго спорить, но тот факт, что именно мамлюки дали новый импульс развитию мусульманской цивилизации, которая к тому времени оказалась на грани катастрофы, является неоспоримым.

    Предшественниками мамлюков можно считать гулямов - молодых и отважных воинов, в большей степени наемников, нежели невольников, которые составляли гвардию в Халифате Аббасидов. Попавшие однажды в мусульманскую армию, наемники смогли достичь высочайшего уровня командования, в результате чего их часто назначали наместниками провинций, а впоследстии, мамлюки стали султанами и уже сами правили Египтом на протяжении многих веков.

    Мамлюки по происхождению делились на два этноса:

    Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили с 1250— по1390) и Бурджи (преимущественно выходцы с Кавказа-черкесы, правили с 1390 по 1517).

    Виднейшими султанами-мамлюками являлись Айбек , Бейбарс, Калаун, Барсбей, Гури.


    Среди величайших побед мамлюков можно выделить разгром монголов при битве у Айн Джалута, где войска Бейбарса и Кутуза нанесли сокрушительный удар по многочисленной армии хана Кит-Буга, после чего монголы долгое время не могли оправиться и предпринять столь значимые походы против мусульман.

    Но не только с монголами вынуждены были сражаться мамлюкские правители, ведь еще со времен Фатимидов на землях Палестины оставались войска крестоносцев, которых частично изгнал из Палестины великий Салахуддин.

    Седьмой по счету крестовый поход, организованный французским королем Людовиком «Святым», окончился полным и безоговорочным поражением. Его войско было разгромлено, а сам он со своим ближайшим окружением попал в плен и был отпущен за большой выкуп. Решающую роль в этой победе сыграла именно армия мамлюков. И в 1291 г. крестоносцы были полностью изгнаны мамлюками со Святой земли и больше там не появлялись.

    Но мамлюки были не только славными войнами. В период их правления наблюдается расцвет торговых отношений со многими странами мира. Египет оставался важным центром торгового обмена между Азией, Африкой и Европой. Из Египта вывозили сахар, зерно, шелковые ткани; из Сирии, кроме того, хлопок-сырец, поташ. Мамлюки поддерживали торговые сношения с Генуей, Венецией, испанскими государствами, Францией, Византией. Из Западной Европы ввозили серебро, медь, свинец и другие металлы, дерево, сукна, бархат, причем ткани иногда шли через Египет далее - в страны Центральной и Южной Азии и Африки. Из Магриба и Центральной Африки ввозили шерсть, слоновую кость, из Китая - шелк, мускус, фарфор.

    В период правления мамлюков в Египте, как описывает современник того времени Ибн-Халдун, в Каире было 11 караван-сараев, 23 больших рынка, 50 малых рынков, 11 ипподромов. Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами Европы и Азии, включая Московию.

    Особое внимание мамлюки уделяли образованию.

    При мамлюках обедневший университет аль-Азхар стал получать доходы от вакфов , благодаря которым стала возможна реставрация зданий, постройка новых помещений, в которых разместились учебные классы. Была возобновлена пятничная проповедь.

    Была создана огромная библиотека, улучшено содержание преподавателей и студентов. В этот период аль-Азхар стал престижным учебным заведением и главной соборной мечетью Каира и Египта. Основной упор в обучении был сделан на богословские науки и арабскую филологию. За время своего правления мамлюки построили множество школ-медресе, где мусульмане имели возможность обучаться различным наукам.

    Город Каир называют городом тысячей минаретов - и это тоже благодаря мамлюкам. Они действительно не жалели средств на строительство колоссального количества мечетей и медресе, которые и по сей день являются шедеврами архитектурного сооружения. Причем все эти постройки по стилю значительно отличаются от арабских или турецких мечетей.

    В дело сохранения мечети "Аль-Акса" мамлюки внесли несравненный вклад, проводя частые и последовательные ремонтные работы. В период между 1287-1509 гг. были произведены наиболее важные из этих работ по обновлению и реставрации мечети, включавшие в себя ремонт свинцовой кровли, побелку стен, ремонт и окраску дверей и другие виды работ. Все это зафиксировано в памятной надпси, имеющейся в самой мечети.

    Можно еще многое рассказать про мамлюков - великих сынов Ислама, но их достижения, перечисленные выше, уже дают нам понять сколь много они сделали для своей религии!!!