Маленькие трагедии читать онлайн краткое содержание. Анализ цикла «Маленькие трагедии» Пушкина А.С

Болдинская осень, помимо чудесной лирики и прозрачной, словно чистый осенний воздух, прозы, подарила нам небольшой цикл произведений, ставший одними из самых значимых в творческом наследии А. С. Пушкина. Это небольшие по формату, но очень ёмкие по содержанию и смысловой нагрузке «Маленькие трагедии».

Своеобразие жанра

Рассмотрим своеобразие жанра и краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина можно отнести к философским драматическим произведениям. В них автор раскрывает различные стороны человеческих характеров, изучает разнообразные перипетии судеб и внутренних конфликтов. Каждая из трагедий, с одной стороны, - зарисовка того или иного типа личности в момент его внутренних, душевных и умственных сил. А с другой - это своего рода срез определённой социальной группы людей в предложенной исторической эпохе. Конфликты, которые разворачиваются перед нами, происходят не столько во внешнем мире, сколько внутри самих героев - психологические и нравственные.

«Скупой рыцарь»

«Скупой рыцарь» - первая драма, которой мы рассмотрим краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина не зря начинаются с неё. Власть золота, денег, богатства над человеческой душой - одна из самых сильных в мире. У Барона, главного героя драмы, она давно переросла в болезненную страсть. Холодные золотые кружочки ему заменили всё: семью, родных, друзей, уважение, рыцарскую доблесть, интеллектуальное развитие и С трепетом, так похожим на нетерпение страстно влюблённого юноши, спускается герой в свой подвал - на свидание с сундуками. Он помнит историю каждого гроша, оказавшегося в его плену. Без сострадания вспоминает несчастную вдовицу, молившую не отбирать у неё последнее, часами под дождём стоявшую на коленях перед его воротами. Но сердце Скупого давно перестало быть человеческим - на такие закономерные мысли наводит нас произведение, даже его краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина показывают, что если личность начинает служить она неминуемо деградирует. Драма заканчивается печально: отец и сын дерутся на дуэли, а последние слова Барона - не прощения и примирения, а: «Ключи мои, ключи!» Пожалуй, Пушкин первым среди русских писателей так прямо высказал мысль о растлевающей силе денег в обществе, и она оказалась очень злободневной для всего нашего искусства.

«Моцарт и Сальери»

Несколько на иные мысли наталкивает нас это произведение, даже его краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина приобретают в драме глобальное звучание. Легенда о том, что завистник Сальери отравил гениального Моцарта, получает здесь иную интерпретацию. Дело не только и не столько в зависти: Сальери обласкан публикой, критиками, богат, достиг практически всего, о чём мечтал. Но он не понимает Моцарта - как в нём великий божественный талант сочетается с такой легкомысленностью, таким ребяческим отношением к жизни, к своему призванию. Гений должен трудиться в поте лица, каждая нота гармонии должна добываться ним «потом и кровью». А у Моцарта всё получается шутя, само собой. Он - воплощение света и жизнерадостности, он - солнечное дитя искусства. Эту солнечность, эту жизненную лёгкость и артистизм Сальери и не приемлет, они противоречат всем его взглядам и теориям относительно творчества. В лице Моцарта, точнее в его поведении и философии, он видит вызов всему, чему поклоняется. Сальери - ремесленник, Моцарт - Мастер. Своим гением он не только может показать, до каких высот способна подняться но и повергает в уныние менее талантливых. А быстрота и лёгкость, с которой Вольфганг сочиняет, способны отвратить других музыкантов от серьёзной, вдумчивой работы над собой и музыкой. Следовательно, искусству будет только польза, если Моцарта не станет. И Сальери губит приятеля ради, как ему кажется, высшей справедливости и ради самого искусства - к этой мысли подводит нас рассмотренное краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина, однако, полны философского обобщения. И приговором для Сальери звучат слова о гении и злодействе как двух вещах несовместных.

«Каменный гость» и «Пир во время чумы»

Пушкин «Маленькие трагедии» (краткое содержание и анализ которых мы рассматриваем) построил по принципу отражения в каждом произведении той или иной грани души. В двух последних произведениях он вывел на передний план героев, способных бросить вызов общественным предрассудкам, взглядам, традициям и даже судьбе. Дон Гуан из «Каменного гостя», известный в Испании покоритель женских сердец, чертовски обаятелен. Он отважен, красив, готов обнажить шпагу и вызвать на дуэль самого дьявола, если тот затронет его. Он кажется искренне влюблённым в донну Анну - жену Командора, убитого им же. Но Пушкин видит гораздо глубже того, что лежит на поверхности. И писатель обнажает перед нами холодный расчёт героя, его безнравственный эгоизм, попрание и нравственных ценностей, которые относятся к разряду общечеловеческих. И в дальнейшем разоблачение индивидуализма станет основной из задач русской классической литературы.

Александр Пушкин «Маленькие трагедии» заканчивает «Пиром во время чумы». На примере Вальсингама он прославляет личное мужество людей, способных в минуту опасности с гордо поднятой головой смотреть в лицо смерти и не смиряться пред её ужасной властью. Борьба, а не страх и покорность отличают настоящую личность.

Можно с полным правом утверждать, что «Маленькие трагедии» - блестящий образец русского психологического реализма.

Пушкин не успел написать столько произведений для театра, именно для театральных постановок, сколько рассчитывал. Александр Сергеевич прекрасно знал, как воздействует и актер на зрителя, и само действие, происходящее на сцене, как усиливают зрительные и звуковые эффекты прочитанное с рампы слово. Все душевные переживания должен выразить актер жестами, мимикой, паузами, восклицаниями, выявляя основную мысль, которой пронизаны трагедии. В театральном жанре в трагедиях выражалась тесная связь с современной писателю жизнью, что передает их краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина созданы в период его полной творческой зрелости.

Власть и богатство

Сын Альбер

Сын богатейшего феодала нищенствует. Отец, трясущийся над каждой монетой, над каждой горстью дукатов, не позволяет юноше вести соответствующее его званию поведение. Не случайно введен в действие ростовщик, у которого Альбер вынужден просить денег. Ростовщик-еврей Соломон, который зарабатывает деньги на займах, это нечто низкое, тогда как богатства рыцаря-накопителя «поднимают» его над всем миром. Ростовщик объясняет юноше, что его отец может прожить очень долго, и предлагает надежное безболезненное средство, благодаря которому Альбер станет полновластным хозяином. Альбер, полный благородного презрения, прогоняет ростовщика. Как изуродованы отношения отца и сына, показывает краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина со всей силой раскрывают конфликт скупца-отца и нежадного сына-Альбера.

В подвале

Старый рыцарь, для которого теперь пустой звук рыцарская честь, весь день ждет, что вот он спустится в подвал, к заветным сундукам. В отличие от ростовщика, который просто зарабатывает деньги, у рыцаря скупость стала болезненной страстью. Он считает минуты, когда он увидит свое золото, благодаря которому ему, как он полагает, все подвластно. Но это иллюзия, расскажет нам краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина, когда рыцарь рассматривает свое золото в сундуках при свете свечей, что дает дополнительный сценический эффект, и знает происхождение каждой монетки, говорят, что именно деньги им управляют.

Более того, он отчетливо начинает понимать, что люто ненавидит сына, который после его смерти начнет все тратить (если дать мыслям рыцаря краткое содержание). «Маленькие трагедии» Пушкина говорят о нешуточной неумолимой страсти к деньгам как к таковым.

Заканчивается трагедия встречей отца и сына на «суде» суверена. Отец, чтобы не поступиться ни копейкой, обвиняет Альбера в том, что он покушался на его жизнь. Старый барон, не выдержав пережитых волнений, внезапно умирает.

Это явление историческое, как показывает его Пушкин («Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь»). Краткое содержание говорит о том, что действие драмы происходит в давние времена, но и в эпоху складывающихся буржуазных отношений эта проблема актуальна.

«Каменный гость»

Третья трагедия этого цикла. Она исследует увлечение, развлечение, страсть и, наконец, любовь. Живая плоть режется для исследования скальпелем, как опытный врач вскрывает существо человека Пушкин. «Маленькие трагедии», краткое содержание которых емко и быстро раскрывают все тонкие детали исследуемого чувства, отлично передают это.

Она не была красавицей, но дон Гуан любил ее горячо и вспоминает о ней с сожалением. Он не распутник и не расчетливый ловелас. Он влюбляется в каждый женский образ самым чистосердечным образом, тем и привлекая женщину.

Так описывает его Пушкин. Маленькие трагедии, краткое содержание которых здесь изложено, тому подтверждение. Дон Гуан любит актрису Лауру веселой любовью, где кипучесть чувства соединилась с товарищеским отношением. А Лаура ведь полная противоположность Инезе. Вспоминая, что он томится далеко на севере, она поет песню, сложенную им. Но радость встречи не омрачает даже дуэль, на которой Дон Гуан убивает очередного соперника. В целом, подчеркивает автор, это человечное отношение к трем женщинам, о котором читатель узнает, прочитав «Маленькие трагедии» Пушкина. Читать краткое содержание - лишать себя большого удовольствия проследить за всеми деталями произведения, всеми оттенками чувств, которые передает писатель.

Настоящая любовь

Дона Анна собрала в себе букет разнообразных качеств: красоту, благочестие, лукавое кокетство, скромность, наивность, насмешливость. Дон Гуан увлекся ею с первого взгляда. И убедился позже, что это глубокое чувство.

Но его губит статуя Командора - непреклонная судьба, когда он как никогда близок к счастью. Статуя - это его ожившее прошлое, его легкомысленная безнравственная жизнь, когда он причинил много горя и женщинам, и мужчинам. Оно встает между Доном Гуаном и счастьем - это и анализ, и краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина («Каменный гость», точнее) призывают к серьезному отношению к своим поступкам.

Эпидемия

Эта тема была особенно близка Пушкину, поскольку он не мог вырваться из Болдино к невесте в оцепленную карантинами Москву.

Здесь Пушкин снова показывает сущность человека перед лицом почти неминуемой смерти от чумы. За накрытым на улице столом сидят пирующие и делают попытки обо всем забыть. Для этого есть вино, любовь, веселые шутки. Любым способом они пытаются заглушить страх смерти. В молчании они выпивают в память о веселом Джексоне, которого с ними уже нет. Мэри поет печальную шотландскую песнь, чтобы потом можно было снова вернуться к веселью. Это их первый способ забыться. Председатель Вальсингам думает, что некогда родные места Мэри посетила чума. Чума везде одинакова - уничтожает все, что живо и цветет. И тут мимо пирующих проезжает повозка с мертвецами.

Это и сценический эффект, и элемент драматического действия, углубляющий его смысловое содержание. При ее виде одна из девушек падает в обморок - от смерти не уйти. Тем более, что ей казалось, что её зовут в эту злополучную тележку. Но один из молодых людей говорит о праве возить покойников везде и просит председателя спеть песню. Вальсингам избирает другой, второй, путь противостояния страху смерти. Он не отворачивается от опасности. Он смотрит на нее прямо и смело и побеждает страх гибели силой духа. Он поет гимн чуме. В борьбе со смертельной опасностью он испытывает наслаждение, измеряя глубину своей души.

Третий путь борьбы с чумой - смирение

Тут появляется священник. Этот пир и песня Вальсингама представляются ему кощунством. Они безбожники. Они совершают надругательство над усопшими и их близкими.

Молодежь не верит ему и отвечает насмешками. Но святой отец настойчив и упорен. Он зовет их разойтись и прекратить жуткий пир. Однако Вальсингам возражает. Он говорит, что их дома печальны, а юности нужна радость. Но священник «нажимает» на его душевные раны, напоминая о смерти матери и жены. Председатель уже начал колебаться, но потом нашел в себе силы и попросил священника удалиться. Пир продолжается, но Вальсигам остается в глубокой задумчивости. Три пути борьбы с чумой - таково это краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина, «Пир во время чумы», в частности, раскрывают путь несломленного духа во время смертельной опасности.

В этих произведениях Пушкину, видимо, хотелось емко выразить свои наблюдения в области психологии: скупость, любовные страсти, страх смерти. Их раскрыли «Маленькие трагедии».

Где он задержался из-за холерного карантина.

На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го - над «Моцартом и Сальери», 4 ноября - над «Каменным гостем», а 6 ноября - над «Пиром во время чумы».

Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес - будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей.

В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе. А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении.

В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» - эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры). В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» - это Средневековье, «Каменный гость» - Возрождение, «Моцарт и Сальери» - Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона - поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.

«Скупой рыцарь»

«Каменный гость»

«Моцарт и Сальери»

«Пир во время чумы»

Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского... Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был отменен. Вообще, «Маленькие трагедии» нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности». Тем ценнее отважные попытки найти театральный эквивалент оригинальным драматическим опытам Пушкина.

Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре (носящем, кстати, имя А.С. Пушкина). В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий. В спектакле были заняты прекрасные актеры - Николай Черкасов, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными. «Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя», а «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» сочли удачными опытами интерпретации пушкинских пьес. Спектакль жил на сцене Александринского театра долго, претерпевал обновления и вводы новых актеров.

Мы предлагаем вашему вниманию как видеоверсию целого спектакля (запись 1966 года), так и снятые позднее для телевидения отдельные «трагедии» («Маленькие трагедии. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери» 1971 года и «Каменный гость» 1971 года). Также в нашей коллекции - запись спектакля ГАБТа «Моцарт и Сальери» по одноименной одноактной опере Н. Римского-Корсакова (1981).

Больше везло «Маленьким трагедиям» с киноинтерпретациями. В 1979 году на телеэкраны вышел трехсерийный фильм Михаила Швейцера, где сюжеты и тексты трагедий оригинально присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи». Вообще, «Маленькие трагедии» Швейцера - интересный коллаж из многих произведений Пушкина - и поэтических, и прозаических. Назовем лишь несколько имен актеров и их персонажей. Роль Дона Гуана в картине Швейцера стала последней киноролью Владимира Высоцкого. Наталья Белохвостикова сыграла Донну Анну, а Матлюба Алимова - Лауру. Валерий Золотухин - Моцарта, а Иннокентий Смоктуновский - Сальери. Центрует прихотливую композицию «Маленьких трагедий» Швейцера Импровизатор в исполнении Сергея Юрского.

«Маленькие трагедии», включающие четыре произведения, были написаны в так называемый Болдинский период. Осень 1830 года стала одним из самых продуктивных периодов творчества Пушкина, благодаря затворничеству из-за бушевавшей в Москве эпидемии холеры, Александр Сергеевич смог почти полностью погрузиться в написание произведений. Кроме того, холерный карантин нашел отражение в одном из произведения цикла, а именно в «Пире во время чумы».

Главной общей идеей цикла является попытка показать, хоть и с разных углов восприятия, но все же единую цельность нравственных законов.

Пушкин демонстрирует нам различные дороги, по которым люди нередко отходят от нравственных законов. В результате Александр Сергеевич показывает, что итогом отступления от даже самых незначительных, нравственных законов является утрата самого ценного в жизни - смысла своего бытия и существования.

Создается такое ощущение, что Пушкин сравнивает нравственный закон и человеческие законы, а также свойственные людям соблазны, взвешивая их на самых точных весах?

Что же победит? Какие человеческие соблазны, сводящие с ума, освещены в произведениях Александра Сергеевича?

В «Скупом рыцаре» главным героем является - власть. Центральная роль отводится не Барону, а его нравственному падению. Причем акцент сделан не на скупости и накопительстве, присущим Барону, а на стремлении его к власти. Ее олицетворением является золото и деньги. Он восхищается своей собственной силой. Жажда власти, неутолимая страсть негативно влияет на Барона: происходит замещение нравственных ценностей - на первом месте у него теперь стоят исключительно жажда денег и жажда власти. У него исчезают все человеческие черты, у него даже исчезает любовь к сыну. Не гнушается он и ложными обвинениями: обвиняя сына в попытке покушения на собственного отца.

А вот главным пороком «Моцарта и Сальери» является слава. Сальери всю жизнь живет, стремясь только к одной цели: славе. Однако достигнув желаемого, понимает, что цель творчества заключается не в лаврах. Природа, цель и итог творчества заключены в людях, в том, какие чувства возникают у них, когда они видят или слышат результат труда художника. Так работает Моцарт, и Сальери завидует ему. Одним только своим существованием Моцарт попирает систему ценностей, присущих Сальери. Поэтому он видит только один выход из положения: убийство Моцарта. «Моцарт и Сальери» произведение, в котором поднимается две проблемы. Помимо раскрытия ложно главной цели жизни - славы, Пушкин показывается нам одну из центральных идей многих его произведений. Мысль заключена в том, что гений и злодейство - понятия не совместимые, а взаимно исключающиеся. Злодейство - следствие безнравственного, а значит ложного пути.

В «Каменном госте» Пушкин сопоставляет волю личности одного человека и обще нравственных законов. Дон Гуан, герой-индивидуалист, сознательно попирает все эти законы. Это дает ему ощущение собственной силы, воли и власти. Принятие этих губительных для многих свойств дает Дон Гуану возможность осознанного противопоставления их Божьему промыслу. Ухаживая за Донной Анной, вдовой убитого человека, он преследует цель соревнований с самим Богом. Итогом своевольного поведения и попытки состязания с Богом является высшее наказание в лице Статуи.

В «Пире во время чумы» на одной чаше весов возлежим смерть (Чума), на другой - веселье. Осознание неминуемой смерти по пятам преследует каждое живое существо. Герои «Пира…» сами себе задают вопрос: «Зачем жить? В чем заключен смысл жизни, если ее итогом при любом исходе станет смерть?» Все герои «Пира» веселятся, пьянствуют, но праздная радость не может скрыть неумолимого смрада смерти. Именно ощущение грядущей смерти дает им толчок к еще большему веселью. Но не все герои «Пира…» окончательно умерли душой, в некоторых еще теплятся нравственные ценности. Доказательством того служит песня Мери, гимн во славу чумы, разговор со Священником, показанные как осознание Вальсингамом собственного духовного падения.

Как мы можем понять, «Маленькие трагедии» - это философский манифест Александра Сергеевича, его представление о смысле жизни, вынашиваемые им на протяжении всего его творчества, но отраженное только в небольшом цикле произведений.

«Маленькие трагедии» – пушкинский цикл из четырёх пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все они были написаны Пушкиным в Болдино, в 1830 году, и все объединены общим мотивом изображения греховной страсти, которая разъедает саму основу человеческой души, даже если та глубока и сильна.

Вот краткие содержания всех четырёх «Маленьких трагедий»:

Трагедия «Скупой рыцарь» – кратко

20-летнего сына Альбера скупец держит в чёрном теле. Юноше не хватает денег ни на коня, ни на рыцарское вооружение . Альбер ненавидит отца, чья мелочность вынуждает его влезать в долги к бессердечному еврейскому ростовщику Соломону. Соломон в конце концов прекращает давать Альберу в долг и намекает, что ему было бы неплохо извести родителя отравой. Молодой рыцарь в гневе прогоняет жида, однако в глубине души чувствует: он был бы не прочь последовать его совету.

Когда скупой рыцарь и его сын случайно встречаются во дворце их общего сюзерена, герцога , взаимная вражда закипает с такой силой, что они бросаются друг на друга с оружием. Отец при этом умирает от волнения, вспоминая перед смертью лишь про ключи от сундуков.

другое краткое содержание «Скупого рыцаря» в отдельной статье, анализ и полный текст этой трагедии.

Скупой рыцарь. Картина К. Маковского, 1890-е

Трагедия «Моцарт и Сальери» – кратко

Знаменитый композитор Сальери, сухой, лишённый вдохновения человек, изучил музыкальную гармонию по типу алгебры и пишет мелодии на манер искусного ремесленника: математически подбирая тона. Но славу трудолюбивого Сальери начинает затмевать молодой Моцарт , весёлый гуляка, который достигает всего не мелочным упорством, а необыкновенным талантом. Сальери проникается к Моцарту чёрной завистью, которая поглощает всё его существо. (См. Монолог Сальери .)

Он наконец решает отравить соперника и приглашает его на совместный обед в трактир. Моцарт грустно рассказывает, что предчувствует скорую свою смерть, и играет для Сальери своё новое – самое гениальное – произведение, «Реквием». Завистник подсыпает яд Моцарту в бокал. Тот выпивает его и уходит, обречённый на гибель. Но Сальери западает в душу фраза, сказанная Моцартом перед расставанием: гений и злодейство – две вещи несовместные. Получается, что злодей-убийца не может быть гением в музыке. Правота этой мысли возбуждает в душе Сальери новые страстные мучения. Убийством Моцарта он думал успокоить свою зависть – но не спасается его неё.

На нашем сайте вы можете прочесть другое краткое содержание «Моцарта и Сальери» в отдельной статье, анализ и полный текст этой трагедии.

Моцарт и Сальери. Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. С. Пушкина, 1884

Трагедия «Каменный гость» – кратко

Прославленный повеса и дуэлянт Дон Гуан тайно приезжает в Мадрид из ссылки, обуреваемый неуёмной страстью бросать вызов всем правилам морали и приличий. Едва явившись в столицу, он убивает в схватке на шпагах своего врага, Дона Карлоса. Гуан скрывается от следствия по этому делу в одном из пригородных монастырей и узнаёт, что здесь похоронен ещё один павший от его руки человек – командор де Сольва. К надгробной статуе каждый день приезжает молиться вдова командора, Донна Анна. Дон Гуан проникается желанием соблазнить её.

Подойдя к Донне Анне под видом монаха, он заводит с нею сладострастный разговор. Измученная одиночеством молодая вдова соглашается принять Гуана у себя. Тот торжествует свою очередную дерзкую победу – над женой им же убитого человека. Когда Донна Анна уходит, Гуан глумливо приглашает каменную статую командора прийти и постоять на часах во время завтрашнего свидания с его супругой.

Дон Гуан и Донна Анна у могилы командора. Картина И. Репина, 1885

Статуя вдруг кивает головой. Слуга Гуана, Лепорелло, приходит в ужас, но его отважный господин не думает отказываться от встречи с Донной Анной. Во время неё он открывает молодой женщине своё имя – имя убийцы. В это время раздаётся стук в дверь. Входит каменный гость – статуя с гробницы. Исполняя наказание свыше, командор хватает Гуана за руку и увлекает его в ад.

На нашем сайте вы можете прочесть другое краткое содержание «Каменного гостя» в отдельной статье и полный текст этой трагедии.

Трагедия «Пир во время чумы» – кратко

Во время страшной лондонской чумы 1665 погребальные повозки тысячами везут умерших на кладбища. Повсюду раздаются стоны и плач, однако на одной из улиц несколько гуляк напоказ предаются разврату и пьянству за накрытым столом. Однако их веселье наигранно. Участники кощунственного пира лишь стараются утопить в вине печаль по родственникам и близким, которых теряют каждый день.

Одна из пирующих, желтоволосая Мери, запевает жалобную песню о чуме , но товарищи высмеивают её за «слезливость». Председатель пира, мрачный Вальсингам, встаёт с кубком и исполняет исступлённый гимн чуме . Он зовёт не проклинать, а славить великое бедствие, ибо страшная опасность возвышает человеческий дух. «Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю… Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…»

Пушкин. Пир во время чумы. Песня председателя. В роли Вальсингама - А. Трофимов

Проходящий мимо священник призывает Вальсингама прекратить безбожные выходки и напоминает, как недавно он безутешно скорбел от потери любимых матери и жены. Но председатель отвечает, что невыразимое горе навсегда погубило его душу – и он не жалеет об этом. Монах молит Бога спасти Вальсингама и уходит. Пир продолжается. Председатель сидит за столом в глубокой задумчивости.

На нашем сайте вы можете прочесть другое краткое содержание «Пира во время чумы» в отдельной статье и полный текст этой трагедии.