Конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.". Конспект урока по русскому языку «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Цель и задачи урока направлены на достижение учащимися:

предметных результатов:

Анализировать устную речь;

Грамотно аргументировать свою точку зрения;

Подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы

метапредметных результатов:

Делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Производить логические операции;

Формировать собственное мнение и умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения;

Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

Определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

личностных результатов:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду.

Технологическая карта урока

Тема : «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I .Организационный момент.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка.

Приветствует учеников, отмечает отсутствующих, мотивирует детей к работе на уроке.

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II .Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации.

Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог.

Предлагает ученикам выполнить задание:

В этом маленьком стихотворении спрятались хитрые орфограммы. Давайте вместе найдём их.

На доске записано стихотворение:

Л..са вд..ли в..днее,

С..нее н..б..са.

Заметней и м..лее

На пашне п..л..са.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

Какое правило вы применили?

Предлагает подумать над вопросом:

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова).
Как проверить безударный гласный в корне?

Учитель спрашивает:

- По какому алгоритму действовали?

Предлагает вспомнить алгоритм и проверить себя:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи безударную гласную.

5. Измени слово так, чтобы ударение падало на эту гласную.

6. Подбери однокоренное слово.

Выполняют задание, корректируют ошибки. Саморефлексия.

Записывают текст.

Приходят к выводу:

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной

в корне слова, надо

найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.

Вспоминают, а потом прочитывают алгоритм.

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение.

Повторение алгоритма действий при выборе безударной гласной в корне слова.

Личностные УУД:

Задание (вопросы, ориентирующие школьника, на выяснение имеющихся знаний

Предметные:

определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Познавательные:

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

· обучающая: углубить знания о способах определения написания безударных гласных, не проверяемых ударением;

· развивающая: развивать мышление, внимание, аналитические способности, ассоциативное воображение;

· воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, синтаксис, язык и речь.

Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество.

Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Подготовительное упражнение (весь класс)

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Выделенные слова запишите фонетической транскрипции.

1. Соловей на калине то зао..хав, то щ..бетав (Т. Шевченко). 2. Он звезда в небе прол..тела, погасла звезда в..в шине (В. Сосюра). 3. Кр..ло зари румянит тучи в голубом дал..ч..ни (В. Сосюра).

III. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

IV. УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Наблюдения над языковым материалом

Прочитайте выразительно текст.

Какое время года в нем изображена? Обоснуйте свое мнение.

Еще раз произнесите выделенные слова. Какие безударные гласные вы слышите?

С помощью рассматриваемой таблицы определите буквы, которые надо вставить в слова, выпишите эти слова в тетрадь фонетической транскрипции.

Рыбаки допл..вли до Цареградского устья, м..нули ерики и пристали в самом устье до границы. Лодка повернул за острый рог піскуватої косы и вошел в Черное море, пл..вучи под низькимбер..гом. Чер..с несколько верст рыбаки пристали к бер..га и снесли г..сети, неводы и посуда на пл..сковату песчанистую пер..сип, что слалася над морем, одділяючи соленое озеро от моря и ед л..ману. То озеро было когда-то заливом моря. Крутой бер..г озера, что, видимо, был когда бер..гом моря, стоял в тумане, как будто стена, покрытая зел..ной травой; под ним зел..нілоб..гатооч..секрета нет и оситняги (По И. Нечуй-Левицкий).

Найдите предложения с однородными членами. Какую синтаксическую роль они выполняют в предложении? С помощью чего они объединяются?

Найдите предложения с определениями.

По толковому словарю определите значение слов: устье, ерик, камыш, оситняг, сеть.

Работа с таблицей

Ознакомьтесь с таблицей. Внимательно прочитайте правила, запоминая примеры и исключения. Не глядя в таблицу, запишите по два примера к каждому правилу и исключения (если есть).

Безударные гласные, не проверяемые ударением

Способы определения

1. Если безударный звук выпадает:

Внимание! В нескольких глагольных корнях выпадает безударный [ы]:сгибать - согну, начинать - начну, включить - включу, засыпать - засну и др.

палец - пальца, справедливый - правда, май - мая

2. В сочетаниях-ере-, -еле-

сентябрь, черешня, камыш, перейти, шелест, пелена

3. По словарю

воскресенье, понедельник, четверг, пшеница, олень, верблюд, медведь

1. В группах-ри-, -ли - между согласными в открытых складах:

Исключения (согласно произношению): дремать, трещать, дрімливий, дремота, перевирать, слетать

тревога, кровавый, дрожать, колодец, сглатывать

2. По словарю

джигит, фехтование, лимон, режим

Способы определения

3. После г, к, х перед составом с а:

Исключения: пишем и произносим в словах богатырь (силач, великан), барсук, камыш, каморка, каравай

ладно, горячий, летучая мышь, калач, хозяин, халява, много, богач, богатырь

V.ФОРМУВАННЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Комментируемое письмо

Перепишите слова и вставьте пропущенные буквы е, ы. Объясните их правописание. Выделите слова, написание которых проверяется по словарю.

Гал..рея, кр..вавий, вит..г, мат..мат..ка, п..р..тесь, г..рячка, кр.. тический, б..р..жливий, прав..дний, ш..л..стіти, м..нулий, тр..мтіти, г..жим, гр..маться, дж..р..ло, серп..нь, к..чан, вс..г..дыни.

Поисково-исследовательская работа

Подберите к каждому слову по два однокоренных. Подчеркните буквы, обозначающие безударные [е], [ы], [а], [о].

Секретарь, режим, комин, бригадир, ладно.

Творческое конструирование

Перепишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Допишите незаконченные предложения, выбрав слова, предложенные представлены ниже.

Со словами, которые остались, составьте предложение.

Чем можно сделать ошибку в выборе буквы? Что поможет не ошибиться?

На л..вади летает..телик. К..париси очень хорошие. П..рог с ц..булею. Кил..м у д..вана. В ш..нели является к..шеня. П..нал в ч..модані. Тривожусь за д..ктант. В т..атр едем в м..тро. К..рмов..лосипеда. М..нулахв...линя. Б..нзин и сп..рт занимаются по с..кунду. Б..тон крепкий, как м..тал. Ап..тит от ап..льсина и... На календаре...

Слова для справок: Д..тинг, л... мон, м..даль, абр..косы.

Построение ассоциативных пар

Для лучшего запоминания правописания указанных слов подберите к ним ассоциативные пары по образцу.

Образец: чемпион - почетный чемпион, колодец - лед в колодце.

Директор, винегрет.

Физкультминутка

Выполните упражнение, вслух читая стихотворение с соблюдением норм произношения.

Скороговорки

Бабий боб расцвел в дождь -

Будет бабе боб в борщ.

Бобер на берегу с бобренятами бублики пик.

Босой парень сено косит,

Роса росить ноги босые.

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Языковедческий анализ

Прочитайте слова. Охарактеризуйте произношение безударных гласных в корнях слов, объясните правописание.

М..ладья, нак п.., г..н..рал, тр..вога, ч..р..мха, пр..рода, кораб..ль, тер..н, дистанция, л..генда, маст..г, стр..бок.

VII. ИТОГ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполните упражнение из учебника.

Творческое задание: к предложенным словам подберите ассоциативные пары.

Коридор, корреспондент, пирог, бетон, барсук, хозяин.

Выучите скороговорку:

Был Карп и Полукарпа, дапереполукарпився на маленькие полукарпенята.


Тема: “Систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемого ударением”.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных на основе знаний формы слова и состава слова.
  • Тренировать в умении находить и проверять безударные гласные.
  • Закрепить алгоритм (план) проверки этой орфограммы.
  • Развивать устную и письменную речь, слованный запас учащихся.
  • Развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки.
  • Развивать интерес к предмету, чувства языка.
  • Формировать навыки сотрудничества.
  • Воспитывать учебную активность.

Оборудование:

  • карточки на доске с символами орфограмм: а , и , е , о , я ; б-п , г-к , в-ф ; л , д , т , в ; сс , бб , нн .
  • картинка,
  • Буратино,
  • листы с конвертами у каждого ребенка на парте,
  • карточки текста с ошибками.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Учитель: Вчера вечером, пока вас не было в школе, третий класс принес Вам задание, которое я повесила на доску.

Открывается доска. На доске карточки, на которых орфограммы, изучаемые в начальной школе.

– Определите, о каких орфограммах третьеклассники хотели вас спросить? (Об безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных.)

– Нам нужно им помочь составить план (алгоритм) работы с данными орфограммами. Все карточки мы оставим на следующие уроки, а вот с этой сегодня поработаем. (Учитель вешает в центр доски карточку ) . Как вы думаете какая сегодня будет тема урока, чем мы будем заниматься? (Безударные гласные в словах, составлять план работы с орфограммой.)

III. Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках

Учитель: Чтобы оказать помощь, нам надо самим вспомнить какие знания мы получили на предыдущих уроках о способах работы с данной орфограммой.

Задание 1. Когда Буратино учился в третьем классе, то в начале урока учитель продиктовал детям словарный диктант, вот как написал Буратино. Какие это слова?

На доске текст:

– Какой прием использовал Буратино при записи этих слов? В чем он ошибся? (Не выбрал букву для написания.)

– Почему ему было сложно это сделать? (Несоответсвие написания буквы, произносимому звуку.)

– Что поможет выбрать букву, которую надо написать? (Проверочное слово.)

– Какие проверочные слова можно подобрать? (Грядки, цены, скалы стрелы.)

– Чем отличается проверочное слово от проверяемого? (Единственным числом, формой: множественное число, окончанием.)

– Назовите способ проверки, применяемый в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.)

– Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, напишите проверочное слово. А Гусева Н. запишет у доски.

Вывод по заданию: записать на доске:

1. Прочитай слово.
2. Найди несоответствие.
3. Поставь ударение.
4. Подбери проверочное слово: измени форму слова.

Задание 2.

Учитель:

Объяснять слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

– Объясните, что означают слова записанные на доске:

Кашевар, маслодел, пешеход, мореплаватель, пчеловод, лесоруб, камнетёс

– Где здесь корни? (Дети называют корни.) В этих словах выделены соединительные гласные о-е . Поставьте ударение, назовите безударные гласные. (Учитель их подчеркивает.)

– Как выбрать какую гласную написать? (Подобрать однокоренное слово, где безударный гласный становится ударным, т.к. корни пишутся одинаково, написать ту же гласную в корне.)

– Устно подберите проверочные слова. (Каша, масло, пеший, море, пчелка, лес, камень.)

Задание 3. Подобрать к словам записанным на доске по два проверочных слова?

Учитель: А сейчас проведем небольшую эстафету: “Чей ряд быстрее?”. Посмотрите на слова. Выделите корень, назовите часть речи?

– Как вы думаете, зачем нужно два проверочных слоава? (Так как это слово с двумя безударными гласными в корне слова.)

Задание 4. Записать предложение с коментированием.

Учитель:

Горка, горочка, пригорки,
Помогите-ка Егорке!
Как ему писать слова:
"На горе растёт трава"?

– Прокоментируйте письмо этого предложения, выделяя орфограммы. Идиков Серёжа комментируют, остальные записывают в тетрадь.
Не вызвало ли у вас сомнение, когда вы записывали слово “растёт”. Назовите безударную гласную, выделите корень? (Безударная гласная – а .)

– А если я вам скажу, что существует слово рост , где ударный гласный [о], а корень – -рост- . Как тогда быть? (Написать ростёт.)

– А вот и неправильно. Вы ошиблись, потому, что не знаете: что существуют корни в которых гласные чередуются, орфограмма “безударный гласный в корне” объясняется подругому. Чередование безударных гласных в корнях: -гор- , -гар- , -лож- , -лаг- , -бир- , -бер- , выбудете изучать в 5-м классе. А теперь правило, по которому пишется слово: растёт . Исторически сложилось, что в корне -рос- пишется гласная [о], в корнях -раст- , -ранд- – пишется гласная [а]. Зная это объясните как пишутся слова, выделяя корень.

выр…с, выр…стает, выр…щенный.

– Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень, подчеркните безударную гласную.

IV. Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова

Задание (текст на доске).

Пришла зима.
[Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые шапки. Мягкий белый кавёр пакрыл халодную землю. В лису звирьки спрятались в сваих норах.]

– Вам нужно отредактировать текст записанный на листочках у вас на партах. Исправьте ошибки, запомните в какой последовательности вы это выполняли, в конце этой работы мы составим план работы для 3-го класса.

Дети выполняют работу на листочках.

– С какой орфогмаммой вы столкнулись, исправляя ошибки?

– Что нужно знать и помнить, чтобы написать без ошибок? Проверка орфограммы имеет свой чёткий, план, алгоритм. Мы составим его вместе. Повторим.

Учитель читает с доски.

– Вспомните что мы делали в первом задании?

Алгоритм

  1. Прочитай слово, текст, найди несоответствие звука и буквы в слове.
  2. Объясни смысл слова, выдели корень и опставь ударение.
  3. Подбери проверочное слово: однокоренное слово или измени форму этого сллова.
  4. Напиши гласную букву, вспомни правописание, проверь по словарю.

Учитель вывешивает на доске алгоритм работы с орфограммой.

V. Итог урока

– Молодцы, хорошо сегодня поработали. Чем мы сегодня на уроке занимались? Что важного мы сегодня сделали на уроке? (Работали с безударными гласными, помогли 3-му классу и составили алгоритм работы с орфограммой.)

– Серёжа Идиков, продолжи за мной предложение: “Сегодня на уроке я…”

VI. Домашнее задание

– На листочках в конвертах написать письмо для ученика 3-го класса: алгоритм работы с безударной гласной в корне слова, чисто аккуратно, без ошибок.

«В мир букв и звуков» отправляется учащиеся первого класса «А» средней школы №63. В вагоны приглашаются 25 первоклассников, которым предстоят интересные приключения, иногда легкие, иногда очень сложные. Но мы верим, что они справятся, ведь с ними их командир Кузина Г.В.

(видео )

Учитель.

Ребята, мы отправляемся в путешествие «В мир букв и звуков»

С нами вместе отправляются в путешествие наши гости. Поприветствуйте их.

(Каждая группа подбирает своё приветствие).

1станция «ВОСПОМИНАНИЙ»

(Слайд №1)

По дороге расскажите всё, чему научились.

Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)

— Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды.)

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать .

Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный? (Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.) Совершенно верно.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Чем отличатся звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать , А еще его сказать .

2станция «СОРТИРОВОЧНАЯ» .

(Слайд 2)

Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).

— Посмотрите к окну нашего вагона приклеился воздушный шарик, но он необыкновенный. Обратите внимание на нем буквы и записка от Пятачка.

Ребята! Отгадайте, какая буква здесь лишняя. (На шарике буквы б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с, м)

Все буквы обозначают парные звуки, а буква «м» не имеет парного звука .

Артикуляционная минутка

(ресурс начальной школы)

3станция «ЗАГАДОЧНАЯ» .

(Слайд №3)

Учитель:

Эта станция предлагает новое испытание. Выделите звук, который повторяется в данном стихотворении.

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. Р


Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну, а в мае на березе Ж

Жук ее узнать поможет.

С этой буквой – добрым утром-

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам Д

Даже под дождем идем.

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву … У

Буква эта знаменита – А

Стоит в начале алфавита.

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан. Б

Вот все буквы перед вами –

Каждый может их назвать.

А теперь нам надо с вами

В слово буквы все собрать.

Получилось слово « Дружба ».

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

Физминутка

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик!

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

4 станция «ЗАЩИТИ БУКВУ» .

(Слайд №4)

— Вы сейчас должны чувствовать ответственность не только за себя, но и за своего товарища, потому что следующая станция

«ЗАЩИТИ БУКВУ ».

Работа по парам. Постановка проблемы.

(ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слова ДРУЖБА)

Буквы « Д» и «Р»- 1 группа

Буквы «У» и «Ж»- 2 группа

Буквы «Б» и «А»- 3 группа

5 станция «ОЛИМПИК»

(Слайд №5)

Работа по группам. Постановка проблемы.

Ребята, посмотрите кто к нам пришёл ?

(В вагон забегает Вини-Пух)

Я принес вам 3 задания-ребусы, похожие вы выполняли на уроках обучения грамоте и кружке «Олимпик»

(русский язык). С этими словами – отгадками составьте предложения.

Наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам.

Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 6)

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай !

Задание 1-ой исследовательской группе

Разгадать ребус №1

Задание 2-ой исследовательской группе.

Разгадать ребус №2

Задание 3-ой исследовательской группе.

Разгадать ребус №3

Класс: 2В

Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Закрепление, обобщение изученного.

Планируемые результаты:

- личностные : формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные : умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие и умение о родственных словах,формировать навык устной и письменной речи.

Этап урока

Содержание

Деятель

ность учителя

Деятель

ность обучаю

щихся

Формирование УУД

1.Орг. момент

(психологичес-

кий настрой)

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Все мы чему-то радуемся. Чему вы радуетесь в жизни? А меня радует наше весеннее настроение.

Лучик солнца в ладони возьму

И к сердцу его приложу.

И станет вокруг всё добрее, Нежнее, светлее, милее.

У каждого на парте лежит лучик успеха, который будет дополнять наше солнышко. После правильно выполненного задания мы будем закрашивать части лучика. Если возникали затруднения, то закрашивайте красным карандашом, а, если всё было ясно и понятно, то жёлтым. Если было всё понятно, но всё-таки что-то ещё вызывает затруднения, то оранжевым.

Задаёт вопросы.

Читает стихотворение.

Отвеча

ют на вопросы.

КУУД:

готовность к деятельности:слушать и вести

диалог;положительная эмоциональная направлен-

ность.

2.Этап самоопределения

Начнём урок с минутки чистописания. Для того, чтобы узнать, какие буквы будем писать, давайте отгадаем загадку.

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

Поставьте ударение в этом слове.

На какой звук в слове падает ударение? К какой группе мы относим этот звук, когда ставим ударение? Мы его хорошо слышим? А какой звук мы слышим без ударения?

Запишите красиво строчную букву у

Какие буквы можно добавить к букве у,звуки которых мы слышим всегда чётко в любой позиции? Допишите их к нашей букве у.

А какие гласные мы слышим плохо, когда на них не падает ударение в словах?

Запишите эти буквы во вторую строчку: аоеияяиеоа

Поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и подчеркните.

Читает загадку,

задаёт вопросы

Луна

На [ а]

Ударный

да

без

ударения

[у ]

а о э и я е ю ы

э ы

а о е и я

нет

ПУУД:

Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,

строить логическое рассуждение.Определять умения на основе изученного правила.

Определить круг своего не знаю на этом этапе урока.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД:

оценивать результаты деятельности.

Какое правило написания безударных гласных мы знаем?

Какие умения сегодня на уроке мы будем закреплять?

Задаёт вопросы.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Умение проверять безударные гласные в словах,

подбирать проверочные слова,а для этого надо уметь подби-

рать однокорен-

ные слова.

РУУД:Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

КУУД:оформлять свои мысли в монологической речи.

3. Этап учебно – познавательной деятельности

а) в знакомой ситуации

(типовой)

Давайте поиграем в игру: потерялась буква. Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово:

На берегу растёт с_сна,а рядом с нею сосны.

Горит красиваязв_зда, а рядом с нею звёзды.

На траве лежит р_са,а рядом с нею росы.

Запишите эти слова в тетрадь вместе с проверочными.

Поменяйтесь тетрадками и проверьте,как записал сосед,если он ошибся, то аккуратно исправьте.

Мы справились с первым заданием.

Давайте закрасим первую часть лучика. Карандашом какого цвета будете пользоваться?

Предлагает задание

Выполняют задание

сосна -сосны

звезда – звёзды

роса - росы

ПУУД:

классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи

РУУД: определить план выполнения заданий.

Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой саморегуляции.

б) в изменённой ситуации

(конструктивной)

а)Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня с мечом, поиграем». Коля прочитал записку и пообещал прийти.

Дима сказал ребятам, что Коля принесёт мяч, и они поиграют.

Встретились друзья. Смотрят, а Коля пришёл с деревянным мечом. Все расстроились, не получилась игра с мячом.

Ребята смогли понять друг друга?

Оказывается, гласная может изменить смысл слова. Какую ошибку совершил Дима в своей записке? А как надо было проверить слова? Запишите в тетрадь эти слова вместе с проверочными.

Какие бывают мячи поразмеру?

Как можно назвать маленького размера мяч? Запишите это слово в первую группу слов.

С мячом, мяч - мы говорим об одном и том же мяче?

А какие по размеру мяч, мячик?

Какая в этих словах одинаковая часть слова? Как она называется?

Как называются слова мяч, мячик?

Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными или родственными?

А слова с мячом - мяч можно назвать однокоренными?

Мы выполнили очень важное задание.

б) А теперь помогите Водяному. Внимательно прочитайте песенку:

Я водяной , я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться !

Водяной заблудился и потерял родственников.

Выпишите слова, родственные слову вода , обозначьте корень.

А какие ещё можно добавить слова в эту группу?

Молодцы! Водяной передаёт всем большое спасибо.

Давайте закрасим следующую часть лучика.

С мячом – мяч

С мечом – меч

Большие и маленькие

мячик

большой и маленький

мяч- корень

слова

однокоренными

Слова,

которые имеют один и тот же корень и имеют близкое значение, называют однокоренными.

Нет, это одно и то же слово

В этих словах меняется только окончание.

Нет,в этих словах разный смысл.

Вода,водяной,водица,под-

водник,водичка.

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность,осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

КУУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

физминутка

в) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

4 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

А сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа находит картинку с безударной гласной, которая указана в конверте. Задание: подберите однокоренные слова к слову с безударной гласной.

Если у вас вызывает затруднение, воспользуйтесь словарём.

Молодцы, все справились замечательно!

Давайте закрасим следующую часть лучика.

А теперь составьте предложение,в котором слова заблудились.

Молодцы! Справились.

Давайте закрасим следующую часть лучика.

А теперь дома подумайте и ответьте на вопрос: являются ли следующие слова однокоренными?

Летний (день), летательный (аппарат)

Подберите к ним родственные слова и запишите.

Как же надо выполнять это задание? Какие умения необходимы для успешного выполнения?

Для кого это задание покажется сложным, то выполните упр № 7, где надо будет собрать «семейки» однокоренных слов.

Задаёт вопросы, ставит проблему

с,играет,на,

котёнок,трав-

ке,цветочками.

Цветы – цвет,цветок,

цветочек.

Игрушки-игры,игрок,

играть.

Котёнок -котик,кот

кошечка.

Трава-травка,

травинка,

травушка.

Котёнок играет на травке с цветочками

Для того,чтобы выполнить это задание надо знать,что у

однокорен-

ных слов одинаковый корень и близкое лексическое значение.

РУУД:корректировать деятельность:вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи,не имеющие однозначного решения.

КУУД:анализировать и исправлять деформированный текст.

Владение монологической и диалогической формами речи.

7.Рефлексия

Ребята,какие знания «унесёте» сегодня домой?

Какие задания показались простыми, а какие вызвали трудности?

Спасибо вам за урок, вы хорошо поработали. Покажите ваши лучики. Давайте объединим наши все лучики в общее солнышко, чтобы оно светило нам дальше в освоении новых знаний.

Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД:мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания.