Как говорили древние люди. Возникновение речи

Первобытная (доклассовая) эпоха в развитии человечества охватывает огромный временной промежуток - от 2,5 млн лет назад до 5 тысячелетия до н. э. Сегодня, благодаря трудам исследователей-археологов, можно восстановить практически всю историю возникновения человеческой культуры. В западных странах ее начальный этап называется по-разному: примитивное, племенное общество, бесклассовый или эгалитарный строй.

Что такое эпоха первобытного мира?

Появлялись на разных территориях в разное время, поэтому границы, которыми очерчен первобытный мир, очень размыты. Один из крупнейших антропологов, интересовавшихся первобытной историей - А.И. Першиц. Он предложил следующий критерий деления. Общества, которые существовали до появления классов, ученый называет апополитейными (то есть возникшими до появления государства). Те, которые продолжали существовать после возникновения социальных слоев, - синполитейными.

Эпоха первобытного мира породила новый вид человека, который отличался от предшествовавших австралопитеков. Человек умелый уже мог передвигаться на двух ногах, а также использовать камень и палку в качестве орудий труда. Однако на этом все различия между ним и его предком заканчивались. Как и австралопитек, мог общаться, только используя крики и жесты.

Первобытный мир и потомки австралопитеков

По прошествии целого миллиона лет эволюции новый вид, который получил название человек прямоходящий, все еще очень мало отличался от своего предшественника. Он был покрыт шерстью, а части тела во всем напоминали обезьяньи. Он также все еще был похож на обезьяну по своим повадкам. Однако человек прямоходящий уже обладал большим по размеру мозгом, при помощи которого он овладел новыми способностями. Теперь человек мог охотиться при помощи созданных орудий труда. Новые инструменты помогали первобытному человеку разделывать туши животных, тесать деревянные палки.

Дальнейшее развитие

Только благодаря увеличенному мозгу и полученным навыкам, человек смог пережить ледниковый период и расселиться по территории Европы, Северного Китая, полуострова Индостан. Около 250 тыс. лет назад впервые появился или homo sapiens. С этого времени первобытные племена начинают использовать для жилья пещеры животных. Они расселяются в них крупными группами. Первобытный мир начинает принимать новый облик: это время считается эпохой зарождения родственных отношений. Людей одного племени начинают хоронить по особым ритуалам, ограждать их могилы камнями. Находки археологов подтверждают, что человек той эпохи уже стремился помогать сородичам в болезнях, делился с ними пищей и одеждой.

Роль фауны в выживании человека

Большую роль для эволюции, развития охоты и животноводства играла в первобытную эпоху окружающая среда, а именно животные первобытного мира. К этой категории относится множество давно вымерших видов. Например, шерстистые носороги, овцебыки, мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. От этих животных зависела жизнь и смерть предков людей.

Достоверно известно, что первобытный человек охотился на шерстистых носорогов уже около 70 тыс. лет назад. Их останки найдены на территории современной Германии. Некоторые животные не представляли особой опасности для первобытных племен. Например, несмотря на внушительные размеры, пещерный медведь был медлительным и неповоротливым. Поэтому первобытные племена без особого труда побеждали его в схватке. Одними из первых прирученных животных являются: волк, ставший постепенно собакой, а также коза, дававшая молоко, шерсть и мясо.

К чему на самом деле готовила человека эволюция?

Нужно отметить, что многомиллионная эволюция человека готовила к выживанию именно в качестве охотника и собирателя. Таким образом, главной целью эволюционного процесса было имеющееся в человеке первобытное. Новый мир с его классовым расслоением представляет собой совершенно чуждую по своей сути для людей среду.

Некоторые ученые сравнивают возникновение классового строя в обществе с изгнанием из рая. Во все времена общественная элита могла позволить себе лучшие условия жизни, более качественное образование и досуг. Те же, кто принадлежит к низшему классу, вынуждены довольствоваться минимальным отдыхом, тяжелым физическим трудом и скромным жилищем. Кроме того, многие ученые склоняются к тому, что в классовом обществе весьма абстрактные черты приобретает мораль.

Упадок первобытнообщинного строя

Одной из причин, по которым первобытный мир сменило классовое расслоение, считается перепроизводство материальных продуктов. Сам факт чрезмерного производства свидетельствует о том, что в определенный момент общество достигло высокого для своего времени уровня развития.

Первобытные люди научились не только производить орудия труда и предметы быта, но и обмениваться ими между собой. Вскоре в первобытном обществе стали появляться лидеры - те, кто мог управлять процессом производства продуктов. На смену постепенно стал приходить классовый строй. Некоторые первобытные племена уже к концу доисторического периода представляли собой структурированные сообщества, в которых имелись вожди, помощники вождей, судьи и военачальники.

Инструкция

Первые люди общались со своими собратьями так же, как общаются современные обезьяны, - при помощи набора нечленораздельных звуков. Этот язык был весьма скуден и ограничивался различными вариациями сочетания гласных с добавлением нескольких согласных звуков, а тон древнего «разговора» задавался мимикой и интонацией говорящего. На первом этапе становления человечества как вида этого было вполне достаточно: не было необходимости передавать слишком большое количество информации удаленным соседям, грядущим поколениям, да и друг другу.

Спустя тысячелетия у человека появилась необходимость передавать сообщения, в которые было бы вложено гораздо больше смысла, чем сигнал на охоте, о нападении, о пожаре и т.д. Речь древних людей стала развиваться, и появились первые древние языки. На большие расстояния информация передавалась через людей-гонцов исключительно в устной форме.

Одновременно с этим появилась необходимость оставлять память потомкам о событиях в отдельном племени или явлениях природы, которые волновали первых людей. Письменности в то время еще не было и особо одаренные особи придумали такой способ передачи информации, как рисунки (петроглифы). Наиболее известными примерами наскальной живописи считаются прекрасные творения древних людей в пещерах Австралии. Удивительно красивые и стильные образы, запечатленные на стенах и камнях, ученые назвали стилем «Мими».

Дальнейшее развитие общества заставило человека изобретать новые способы общения. Появление письменности сразу дало человечеству колоссальный толчок, это было настоящее достижение человеческой мысли и один из самых первых шагов на пути к прогрессу. Письменность прошла несколько этапов развития, вначале информация передавалась в виде предметов, которые могли нести прямой или переносный смысл, такая письменность классифицируется современными историками и археологами как предметная.

Затем появилось пиктографическое и иероглифическое письмо. Пиктографическое письмо имело вид рисунков-символов, нарисованных на камнях, табличках, коре деревьев. Такой способ был весьма несовершенен, т.к. не мог передать информацию в более точном виде. Одной из самых удивительных разновидностей письменности является узелковое письмо, оно представляло собой текст, записанный на веревке с помощью завязанных на ней узелков. До современного человека дошло очень мало таких примеров, самые известные – узелковое письмо инков и узелковое письмо китайцев.

Иероглифическое письмо вскоре заменило пиктографическое, и просуществовало в некоторых государствах вплоть до нескольких последних столетий. Иероглифы имели вид символов, несущих конкретный смысл. Наиболее известна китайская, японская и египетская иероглифическая письменность. Самым последним изобретением человека является алфавитная письменность. От иероглифической она отличалась тем, что записываемые знаки обозначали не конкретное слово или фразу, а отдельный звук или сочетание звуков.

Существует множество доказательств способности людей передавать мысли на расстояние. Если вы хотите убедиться в этом сами, можете провести простейший эксперимент, способный наглядно продемонстрировать реальность этого феномена.

Сначала необходимо определиться с тем, что понимать под передачей мыслей на расстояние. Если вы, например, хотите передать кому-то конкретную фразу или иную сложную информацию, то этого у вас, скорее всего, не получится. В то же время, можно передавать эмоции, какие-то несложные зрительные образы, простую информацию – например, ответы на вопросы по принципу «да» или «нет».

Результативность передачи мыслей во много раз выше, если тот, кому они адресованы (реципиент), знает о проводимом эксперименте и готов к нему. При этом расстояние между ним и тем, кто передает мысли (индуктор), на качество их передачи никакого влияния не оказывает – это могут быть даже тысячи километров.

Как провести эксперимент по передаче мыслей на расстояние

Чтобы провести эксперимент, заранее подыщите того, с кем вы будете его осуществлять. Вы оба будете по очереди передавать и принимать мысли. Заранее условьтесь о точном времени начала сеанса, сверьте часы – они должны идти абсолютно синхронно. Вы обязательно должны знать друг друга в лицо, хотя бы по фотографии.

Легче всего передать на расстояние какой-то образ. Это может быть что-то простое – например, монитор, кружка, фотоаппарат, статуэтка и т.д. Разумеется, реципиент не должен знать о том, какой образ передается. Сначала вы выступаете индуктором, передавая выбранный вами образ, потом наоборот, выступаете в качестве реципиента. После окончания эксперимента вы вместе с вашим партнером оцените его результаты.

Допустим, индуктором сначала являетесь вы. Выберите для проведения сеанса тихое место, вас ничто не должно отвлекать. Точно в назначенное время, секунда в секунду, начните концентрироваться на образе вашего партнера по эксперименту. На это отводится ровно минута. В это же время партнер концентрируется на вас. В какой-то момент вы можете очень ясно ощутить, что связь установлена.

Следующие 2 минуты концентрируйтесь на образе выбранного предмета. Какое-то время смотрите на него, затем закройте глаза и воспроизведите мысленно его образ. Старайтесь, чтобы этот образ был ярким и передавал основные характеристики объекта. После истечения двух минут следует минута отдыха для вас и вашего партнера. Затем все повторяется, но на этот раз уже вы являетесь реципиентом. Ваша задача состоит в том, чтобы следить за тем, какие образы появляются в вашем сознании.

Подведение итогов

Сразу после окончания сеанса опишите в текстовом файле тот образ, который вы приняли. Не давайте односложного ответа – подробно опишите признаки увиденного, а в конце добавьте свое предположение. Например, вы можете записать, что это было что-то большое, квадратное, стеклянное. Ваше предположение – монитор. Ваш партнер в ответ может сообщить, что транслировал вам образ аквариума. Согласитесь, сходство налицо.

Чаще всего речь идет именно о подобных совпадениях. Например, индуктор передает образ линейки-треугольника – реципиент говорит о большой букве «V». Индуктор транслирует образ кружки – реципиент говорит о чайнике. Точное угадывание происходит достаточно редко, однако основные признаки предметов определяются весьма четко. Причем это происходит у самых обычных людей, не обладающих какими-то особыми способностями. Достаточно провести несколько таких опытов, и все сомнения в реальности передачи мыслей на расстояние полностью исчезают.


Мобильные телефоны и интернет настолько прочно вошли в нашу жизнь, что отсутствии их хотя бы на один день, у всех начинается настоящая паника. Тут же сам собой напрашивается вопрос: как раньше люди могли общаться между собой без каких-либо технологий. В этом обзоре представлено несколько древних способов коммуникации, которые и сегодня можно встретить в разных частях земного шара.



Современные обыватели считают тирольское пение (йодль ) чем-то сродни забавным песенкам, исполняемым мужчинами в коротких штанах. Тем не менее, еще в древности йодль зародился как средство коммуникации между пастухами на альпийских лугах. Целью этих голосовых переливов было докричаться до соседнего пастуха или деревни. А в горной местности, как известно, звуки разносятся на достаточно далекие расстояния.




Сложный гористый рельеф вулканического происхождения Канарских островов заставил в свое время местных жителей (гуанчи ) придумать уникальный язык, напоминающий свист. С его помощью сообщения можно передавать на расстояние до 5 км. В этом языке используется всего 4 согласных звука и 2 гласных. Таким образом можно передавать до 4000 слов. На сегодняшний день это подобное общение можно услышать только на острове Гомера (поэтому этот язык и называется Гомерический свист ).



Универсальным средством общения между далекими странами на протяжении многих веков была голубиная почта. От того, что эти птицы всегда возвращаются в свое гнездо, люди крепили к ним сообщения и выпускали в небо. Голуби развивают скорость до 100 км/ч. Во время проведения войн голуби были самыми надежными почтальонами. Даже с появлением радио и телеграфами птицами продолжали пользоваться на бирже. И только в 20 веке почтовые голуби исчезли за ненадобностью.



Африканские народы испокон веков для передачи информации на дальние расстояния используют «говорящие» барабаны. С их помощью можно воспроизводить целые слоги, складывающиеся в слова тональных языков.



Еще один способ коммуникации, известный нам больше по художественным фильмам – дымовые сигналы. Они активно использовались на сторожевых башнях Великой Китайской стены, индейскими племенами в Америке, а также в Древней Греции. Именно таким образом было передано сообщение в Микены о разгроме Трои.
Говоря о способах общения, нельзя не упомянуть о письме. ценилось во все времена. И если раньше больше ценился материал, на котором составлялось сообщение, то сейчас главное - грамотность.

События

Homo habilis (человек умелый) научился обрабатывать камень и делать примитивные орудия труда.

Неандертальцы делали орудия из камня, строили дома, хоронили умерших, высекали огонь. Занимались охотой и собирательством.

Кроманьонцы пользовались каменными орудиями (значительно усовершенствовав их), занимались охотой и собирательством. Они создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий. У кроманьонцев впервые появляется искусство . Кроманьонцы, в отличие от неандертальцев, имели физические особенности, необходимые для формирования связной, сложной речи.

Участники

Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи (рис. 2). Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.


Главными занятиями наших далеких предков были собирательство и охота. Они искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.

Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь (рис. 3). Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.

Рис. 3. Древние люди изготавливают копья при помощи огня ()

В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная История ().
  2. Экологический портал ().

Домашнее задание

  1. Где жили первобытные люди?
  2. Как выглядели наши далекие предки?
  3. В чем было главное отличие древнейших людей от животных?
  4. Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?

Тест №1.

ВАРИАНТ 1

1. Первобытные люди общались друг с другом с помощью: а) речи; в) разнообразных звуков; б) жестов; г) рисунков. 2. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет на­зад, были обнаружены археологами в: а) Северной Америке; в) Южной Австралии; б) Восточной Африке; г) Западной Европе. 3. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался: а) человеческое стадо; в) соседская община; б) родовая община; г) племя. 4. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удач­ной стала охота на: а) сидящих птиц; в) крупную рыбу; б) мелкую рыбу; г) быстро бегающих животных. 6. 40- 12 тысяч лет назад первобытные люди охотились на: а) лошадей, оленей, бизонов; б) мамонтов, пещерных медведей; в) волков, лисиц, тигров; г) зайцев, собак, куниц. 5. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современ­ного и назван учеными: а) «человек умелый»; б) «человек прямоходящий»; в) «человек разумный»; г) «человек малограмотный». 6. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человечес­ком стаде, добывали себе пищу, занимаясь: а) охотой; в) земледелием; б) ремеслом; г) собирательством. 7. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано: а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей; б) с попытками понять явления природы; в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы; г) с умением изготавливать орудия труда. 8. Для облика древнейшего человека характерны: а) выступающие челюсти; б) прямая походка; в) прыгающая походка; г) руки, свисающие ниже колен. 9. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему че­ловеку: а) лучше общаться друг с другом; б) удачнее охотиться; в) жить в одиночку; г) заниматься собирательством. 10. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован­ными и не уйдут из окружающей местности, если: а) нарисовать их в глубине пещеры; б) поразить изображение копьем; в) нарисовать их ранеными; г) класть им еду у входа в пещеру. 11. В случае потери первобытным человеком огня его: а) заставляли разжигать огонь снова; б) изгоняли из коллектива; в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь; г) требовали в одиночку добывать огонь снова.

Тест №1. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

ВАРИАНТ 2

3. Для облика «человека разумного» характерны: а) высокий лоб; в) надбровный валик; б) прямая походка; г) подбородочный выступ. 1. Следы первобытного человека, жившего около 100 тысяч лет назад, были обнаружены археологами в: а) Северной Америке; в) Юго-Восточной Азии; б) Западной Европе; г) Антарктиде. 2. Более 2 миллионов лет назад на Земле появился человек, названный учеными: а) «человек прямоходящий»; б) «человек умелый»; в) «человек разумный»; г) «человек малограмотный». 5. С изобретением первобытным человеком лука и стрел более удачной стала охота на: а) медленно передвигающихся животных; б) мелких и быстро бегающих животных; в) крупную рыбу; г) сидящих и летающих птиц. 6. 2 миллиона лет назад древнейшие люди охотились на: а) саблезубых тигров и пещерных медведей; б) зайцев и куниц; в) быстроногих антилоп и зебр; г) лошадей и оленей. 4. Древнейшие люди жили не в одиночку, а группами, названны­ми учеными: а) человеческими стадами; б) родовыми общинами; в) соседскими общинами; г) племенами. 7. С изобретением копья с каменным наконечником и гарпуна важ­нейшими занятиями первобытных людей становились: а) земледелие; в) ремесло; б) охота; г) рыболовство. 8. Древнейшие люди общались друг с другом при помощи: а) слов; в) рисунков; б) жестов; г) разнообразных звуков. 9. Выжить суровыми и морозными зимами первобытному чело­веку помогло: а) умение пользоваться огнем; б) умение строить землянки из глины; в) использование пещер для жилья; г) умение запасать продукты питания впрок. 12. Первобытные люди считали, что добиться успеха на охоте мож­но, если: а) нарисовать бизонов, оленей, лошадей в глубине пещеры; б) нарисовать раненых животных; в) изображение животных поразить копьем; г) положить еду около входа в пещеру. 10. Первобытные люди считали хранителями домашнего очага: б) женщин-собирательниц; в) мужчин-воинов; г) вождей родовой общины. 11. Зарождение веры в душу у первобытных людей связано с: а) развитием пещерной живописи; б) попытками понять причины явлений, происходящих в них самих (сновидения); в) ритуальными обрядами в родовой общине перед выходом на охоту; г) попытками понять явления природы.