Гуманизм повести «Шинель» - урок русской литературы. «Социальный гуманизм Гоголя

История создания произведения.

Давным-давно в городе Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего на свете он любил птичью охоту и самой сокровенной его мечтой было купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но ружье это стоило двести рублей ассигнациями - сумма для небогатого чиновника совершенно несметная.

Все-таки он скопил эту сумму. Скопил с колоссальном трудом, отказывая себе в самом необходимом, перегружая себя сверхурочной работой. И, купив ружье, счастливый, отправился в маленькой лодке охотиться на финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло.

Потеря ружья произвела на чиновника такое страшное действие, что он слег и чуть было не умер. От смерти его спасли товарищи, которые, узнав про его беду, собрали ему двести рублей.

История эта как-то была рассказана в одной компании, и все, слушая ее, дружно смеялись. Не рассмеялся только один из присутствующих. Это был Николай Васильевич Гоголь.

Спустя некоторое время он написал повесть “Шинель”.

Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин - тоже бедный чиновник, и он тоже одержим несбыточной при его бедности мечтой. Разница лишь в том, что он мечтает не о дорогом ружье, а о новой шинели. И так же, как счастливый обладатель ружья теряет его в первый же день, Акакий Акакиевич лишается своей шинели в первый же вечер.

Но в жизни все кончилось благополучно, а в повести Гоголя - самым трагическим образом. Потрясенный потерей, Акакий Акакиевич умирает.

Преобразуя по-своему то, что случилось в жизни, Гоголь “проводит свою идею”. Гоголевский Акакий Акакиевич, если уж слишком невыносимой казалась ему та или иная шутка его сослуживцев, произносил одну и ту же фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Фраза эта так пронзила сердце одного из насмешников, что, как пишет Гоголь, “долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” - и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”. И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке “бесчеловечья”, как много свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...”

Вот к чему стремился в своей повести Гоголь. Он хотел, чтобы слова бедного Акакия Акакиевича проникли в самое черствое, самое жестокое сердце. Он хотел растревожить читателя, потрясти, его душу ужасом перед жестокостью и несправедливостью жизни.

Гоголь хотел открыть читателю всю правду жизни.

Рассказывая историю создания повести, можно привлечь и некоторые факты биографии писателя. Известно, что “Шинель” Гоголь создавал дважды. Вернувшись в 1839 году из путешествия по Европе (Германия, Швейцария, Франция) на родину по семейным делам, он уже в 1840 году уехал снова в Италию, где чувствовал себя особенно хорошо. По пути Гоголь задержался в Вене, где пережил творческий подъем после краткого пребывания на родине. Здесь он за полтора месяца написал три новые главы “Мертвых душ”, переработал “Тараса Бульбу” и заново создал повесть “Шинель”, начатую им ранее.

“Шинель” - последняя петербургская повесть Гоголя, которая примыкает к ранним повестям этого цикла, но отличается от них глубиной развития темы. В образе Башмачкина повседневная жизнь мелких чиновников столицы получила полное, разностороннее и объективное отражение.

Чтобы выяснить, как учащиеся поняли после самостоятельного чтения идейное содержание повести, характер главного персонажа, можно предложить вопросы и задания для беседы:

Кто герой повести? Найдите в тексте авторскую характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина. Каково отношение Гоголя к этому труженику? Найдите в тексте обоснование своей мысли. Только ли к жалости и сочувствию зовет читателя автор повести? Как обрисовано “значительное лицо”? Проследите за приемами изображения Башмачкина (эпизоды посещения Петровича, похищение шинели, встречи со “значительным лицом”). Как воспринимается концовка повести?

Подводя итоги беседы, обратим внимание школьников на то, что героем повести Гоголь сделал “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... даже не обратившее на себя внимание и естествоиспытателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп”. В “Шинели” писатель поставил задачу вызвать сочувствие к забитому маленькому труженику, крошечному винтику в огромной бюрократической машине.

Одновременно он выступает против тех, кто распоряжался судьбой маленьких людей, подобных “вечному титулярному советнику Башмачкину”. Обратим внимание на то, что “значительное лицо” изображено Гоголем в сатирическом плане, с оттенком едкой иронии, тогда как Акакий Акакиевич, несмотря на наличие некоторых комических черт и общую сниженность тона в его обрисовке, вызывает глубочайшее сожаление и сочувствие. И когда эта жалкая фигура вырастает в карающего мстителя, читатель удовлетворен, так как торжествует справедливость.

Замечательной чертой повести “Шинель” является глубочайшая реалистичность изображения.

Даже концовка повести - появление мертвеца Акакия Акакиевича,- несмотря на свою фантастичность, имеет реалистическую направленность. Говоря о неоднократных появлениях мертвеца, писатель иронически заявляет: “Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы. Оно же показало такой кулак, какого и у живых не найдешь”

В повести “Шинель” дан обобщенный образ бедного чиновника. Сквозь теплый юмор, пронизывающим всю повесть, сквозь жалость к “человеку-брату”, как бы ми был он убог, смешон, проступает у Гоголя глубоко выстраданный протест моралиста против “бесчеловечья и человеке” и обличение чиновно-бюрократического удушья в русской жизни. Герцен назвал повесть “Шинель колоссальным произведением”. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”,- высказывался Достоевский, художник, изображавший мир “униженных и оскорбленных, подчеркнув тем самым морально-гуманистическую направленность повести и великую силу таланта Гоголя - реалиста, раскрывшегося со всей полнотой в его крупнейших произведениях - комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души”.

В “Петербургских повестях” Гоголь обратился к миру социальных отношений чиновно-буржуазного, дворянского Петербурга, к жизни петербургской бедноты, к обитателям столичных углов и увидел здесь унижение бедняка, оскорбление его чести, его одиночество. В несчастье Акакий Акакиевич Башмачкин не нашел сочувствия у посторонних людей - собственно в этом источник его трагической смерти.

Гоголь протестует против ненормальных социальных отношений, унижающих достоинство простого человека.

В образе своего героя писатель показал поистине трагическую жизнь незаметного человека, безмерно униженного, бедного, забитого, духовно искалеченного и ограбленного “значительными лицами”. “Ревностно”, “с любовью” трудится бедный петербургский чиновник.

Гоголь показывает, как канцелярский формализм Петербурга 30 -х. годов калечил людей нравственно, обезличивал их, лишал человеческих интересов, превращал в покорных слуг буквы и бумаги. В “Петербургских повестях” Гоголь встает на защиту маленького человека против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетавшие человека. Продолжая и развивая то, что наметил Пушкин в образе станционного смотрителя, Гоголь в своей идейной защите бедного чиновника возвышается до настоящего пафоса гуманности.

Впервые появившись в печати в “Собрании сочинений”, выпущенном в 1842-1843 гг., когда складывалось вокруг Белинского новое творческое содружество русских писателей, названное затем “натуральной школой”, “Шинель” ответила на их идейные и творческие запросы и стала как бы знаменем этой школы.

Домашнее задание: повторить по словарю литературоведческих терминов понятие реализм; подготовить устный рассказ об Акакии Акакиевиче, устно ответить на вопросы, предложенные в учебнике.

Литература:

1. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

2. Каменецкая Л.Г., Шахрай А.И. Русская литература в 8 классе. Киев, 1981.

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Цель урока русской литературы: показать, как Н.В.Гоголь решает проблему «маленького» человека в произведении и в чём гуманизм повести; совершенствовать навыки внимательного чтения, умения работать с текстом при определении идейного стержня произведения, его основных нравственных ориентиров. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока русской литературы в школе: комбинированный

Оборудование для проведения урока русской литературы: текст произведения «Шинель», портрет Н.В.Гоголя, шинель на доске, иконы, музыка (Ж.Бичевская. Церковное песнопение).

Запись на доске:

1) Блестит вдали какой-то луч спасителя: святое слово «любовь». Н.В.Гоголь.

2) Формула любви по Гоголю:

Ход урока.

Диалог 2-х учениц

1 ученица. Время летит незаметно. Мы уже на пороге взрослой жизни. Что нас ждёт в ней, в этой взрослой жизни? Иногда страшно становится...

2 ученица. А я не боюсь. Главное - поставить цель и идти к ней.

1 ученица. А если не получится? Мир так жесток и непредсказуем.

2 ученица. Вот именно. Жесток. Значит, надо быть сильным, целеустремлённым, много добиваться. Занять какое-то важное, значительное место в жизни. Понимаешь?

1 ученица. Не знаю. У меня, наверное, не получится. У меня нет ни твёрдости характера, ни целеустремлённости.

2 ученица. Тогда пеняй на себя. Только сильные чего-то добиваются, только их уважают люди. Они всем интересны. Понимаешь?

1 ученица . Понимаю. Только я всё равно так не смогу. Я, наверное, слабая...

Учитель. Этот диалог, подслушанный ими случайно у окна на перемене, девочки воспроизвели приблизительно, но смысл его вам хорошо понятен, потому что ваш возраст требует ответов на поставленные вопросы. К диалогу мы ещё вернёмся в конце урока.

А сейчас я прошу вас установить логическую, смысловую связь между словами, записанными на доске.

Религия, искусство, человек, брат, гуманизм, ближний, червь, гимн, гармония, земля, вера, бесправие, бог.

  • Какое слово кажется вам ключевым? (человек)
  • А о каком человеке пойдёт речь в повести? (о маленьком)
  • Подберите синонимический ряд к этому слову, чтобы полнее ощутить его значение.

Маленький - никчемный, незначительный, жалкий, убогий, плюнуть и растереть.

А кто до Гоголя поднимал тему «маленького» человека в русской литературе? (Пушкин решает эту проблему под своим углом зрения )

Посмотрим, как решает её Гоголь - человек, которому долго не покорялась северная столица, которого долгое время не пускали к императорскому двору (чином не вышел) и фамилию которого император так и не удостоился выучить и называл не иначе, как Гегелем.

Запишем тему урока и попытаемся рассмотреть повесть в З-х аспектах: филологическом, религиозном и мировоззренческом.

Филологический аспект.

Учитель. Итак, в центре повести маленький человек. Как вы это определили?

Ученик. У Гоголя многое решают художественные детали.

Учащиеся работают с текстом (по рядам), ищут художественные детали, помогающие увидеть:

  1. ряд - портрет, имя;
  2. ряд - речь, отношение к работе;
  3. ряд- увлечения, круг интересов.

Индивидуальные задания учащимся: как относились другие чиновники к Башмачкину и почему?

Беседа с учащимися:

  • Какая цель появилась в жизни у Башмачкина?
  • Какие пути достижения наметил он?
  • Изменилось ли что-то в жизни маленького человека?
  • Что произошло на вечеринке?
  • В чем состоялась трагедия Башмачкина? Не преувеличена ли трагедия?
  • В повести появляется значительное лицо.

Подберём, и к этому слову синонимический ряд.

Значительное лицо - важное, имеющее большое значение, очень выразительное, наполненное каким-нибудь значением:

  • В чем заключалась значительность:
  • Почему не помог Башмачкину?

Подготовленный ученик читает эпизод «Смерть Башмачкина»

Почему Гоголь остановился на названии «Шинель», а не «Ограбление чиновника»? (вещь заменила человека. Деталь - табакерка)

Учитель. Подведём итог. Начиная работать над повестью, Гоголь задавался многими вопросами и, в частности, тем, как живется маленькому человеку в этом городе, олицетворяющем государство? А что бы вы сказали по этому поводу?

Неуютно, холодно, одиноко. Холодный Петербург встречает и провожает Баишачкина по одежке (деталь-сосновый гроб).

Так что же делать человеку в этом мире?

Гоголь намечает несколько путей.

КАКИЕ?

  1. Повторить путь главного героя.
  2. Стать значительным.
  3. Остаться человеком. (вопреки всеми).
  4. Есть еще один путь... (звучит песня Ж. Бечевской)

Религиозный аспект.

Учитель. Какой это путь?

К молящимся за всех присоединяется Гоголь. Иерусалим. Оптина пустынь. Он [ГОГОЛЬ] молится за всех, помня, что доброе дело должно идти впереди молитвы. А у него есть призвание, талант - имея это, он сможет, он должен сделать много добрых дел. Силой таланта он заставит людей глянуть на себя со стороны. Глянуть - и ужаснуться. Он подскажет им путь спасения. Это раскаяние.

Люди должны понять, что равны друг перед другом, перед Богом. Ведь недаром архиерей в торжественном служении своём, подъемля в обеих руках троесвещник, знаменующий троицу Бога, всех им освещает, произнося: свет Христов освещает всех!

И не может быть здесь маленьких и значительных!

6. Беседа с учащимися:

  • и всё-таки, кто в повести понял и пожалел Башмачкина?
  • Что слышалось этому чиновнику?
  • Почему «брат»? (Подберите синонимы: брат, человек, ближний)
  • Какая заповедь преломляется в тексте?
  • (Возлюби ближнего...)
  • Наступило ли раскаяние для обидчиков?
  • Какой по вашему мнению, самый страшный эпизод в повести? (Деталь в тексте: равенство всех - цари и повелители мира)

7. Итог.

Итак, о чём скорбит Гоголь? Что утверждает?

НЕТ НИЧЕГО ЦЕННЕЕ ЧЕЛОВЕКА!

Вместе с Гоголем скорбим не только о трагедии несостоявшейся личности, но и о погибели самого звания человека, когда людей делят на значительных и маленьких.

Учитель. В письме к Погодину Гоголь пишет: «Страдания твои слишком мне понятны, потому что я сам исстрадался весь, а страдающему понятен страждущий. Но весь мир страждет. Все люди, с какими я не сходился и с кем не знакомился, все страждут. Мне кажется, что тягостнее всех других страданий страдания, происходящие от взаимных недоразумений, а эти страдания стали теперь решительно повсеместно.

Только и слышишь со всех сторон, как расходятся друзья, как люди, созданные за тем, чтобы любить друг друга невозвратно отторгнуты друг от друга.

Только и слышишь, как скорбно кричит человек: меня не понимают!

Учитель. Обратимся к иконам, фрескам. Почему так скорбны лики святых?

(путь человека Скорбен и Короток. Надо об этом помнить, ценить жизнь каждого человека. Они пострадали за людей. Им [святым] не важны значительность и незначительность).

Кто писал иконы? (Тот, кто любил людей).

10. Обращение к записи на доске:

а) «Блестит вдали какой-то луч спасения: Святое слово - любовь»;

б) к теме урока;

Как соотносится тема урока с гоголевской фразой?

Мировоззренческий аспект

I. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися.

  1. Зачем живет человек?
  2. Как он чаще всего относится к другим людям?
  3. А должен как?

Обратимся к гоголевской формуле любви.

II. Вернёмся к диалогу девушек.

Какие ответы на их вопросы вы теперь могли бы дать? Что посоветовать.

Но лучшим советом станут слова классика поэзии Е. Евтушенко.

Ученица читает стихотворение «Людей не интересных в мире нет».

Гуманизм повести «Шинель» - урок русской литературы

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». Зачеловека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме.Гоголь вводит в повесть образ молодого чиновника - может быть, имеющий автобиографический характер.

Этот чиновник, поступив на службу, присоединился было к насмешкам над Баш-мачкиным, но, услышав его слова, вдруг остановился, «как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде... И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Возлюби ближнего, как самого себя» - если эта истина попирается, человеческому миру не на чем держаться.Шитье шинели явилось не просто спасением тела от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства.

Это был не только подвиг Акакия Акакиевича, но еще и подвиг Петровича, портного-пьяницы, он душу свою в нее вложил, он каждый шов сделал любовно. Как истинный художник, Петрович деньги за шитье взял самые малые, зато, вручив бережно шинель, шел тайком за Акакием Акакиевичем, чтобы еще раз полюбоваться на свое творение.История Акакия Акакиевича - своеобразная притча, иллюстрирующая слова Евангелия:«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Возможно это вас заинтересует:

  1. В своей повести «Шинель» Гоголь обращается к теме «маленького человека». Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный...

  2. Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую...

  3. «Шинель» - последняя из «петербургских повестей» Гоголя. Написанная в 1839-1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, «Шинель» продолжает тему «маленького человека», звучащую в...

  4. В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы....

  5. ОБРАЗ “МАЛЕНЬКОГОЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ”Это неправило, но в жизни нередко случается, чтожестокие и бессердечные люди, оскорбляющиеи унижающие достоинство других, выглядят вконечном счете...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 559 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 772 просмотров
    • - 8 698 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

Сочинение

При изображении обездоленных «маленьких» людей Гоголь нередко использует, как уже отмечалось, сочувственный юмор. Но комический элемент здесь сливается с трагическими началами. Создавая образы «власть имущих», писатель нередко рисовал мнимую трагичность переживаний отдельных героев. Мнимая трагедия отражена, например, в «скорбно-патетических» монологах Сквозник-Дмухаиовского в пятом. акте «Ревизора», с подобной «трагедией» мы встречаемся в описании невероятных происшествий, приключившихся с майором Ковалевым. «Драматизм» положений, переживаний этих героев развенчивается посредством освещения тех целей, к которым они стремятся.

Совсем по-иному изображены «маленькие» люди; их жизнь заключает в себе подлинную трагедию. Она не всегда осознается «маленьким», униженным человеком, но от этого не становится менее глубокой. И самые формы ее выявления разнообразны.

Характерная особенность «Тараса Бульбы» состоит в том, что героика здесь сплетается с трагическими мотивами и одновременно с комическим элементом. Источником комизма в исторической эпопее служат прежде всего некоторые стороны «широкого» проявления вольных характеров. Гоголь избегал ригоризма и аскетической строгости в изображении своих героев, и это усиливало их жизненную, психологическую убедительность. В отличие от петербургских повестей трагедийные начала «Тараса Бульбы» обусловлены не обездоленностью действующих лиц, а теми тяжелыми утратами, которые приносит с собой суровая борьба за национальное освобождение. Трагические испытания, выпадающие на долю Тараса Бульбы и его соратников, выступают в эпопее как историческая неизбежность, как одна из сторон их жизни, героических деяний.

Переходя к более подробному рассмотрению основных путей и способов реалистического обобщения жизни в произведениях Гоголя, следует подчеркнуть неправомерность сведения творческого метода писателя к одной, двум особенностям. Так, например, произошло с характеристикой исследователями бытового окружения, предметного мира как средства обрисовки героев. Нередко этот подход оценивается как главный и едва ли не единственный способ изображения характеров у Гоголя. Однако бытописателем в собственном смысле этого слова он никогда не был. Придавая существенное значение обрисовке условий жизни, бытовой среды для раскрытия духовного облика действующих лиц определенного склада, писатель вместе с тем широко использовал и другие художественные средства.

Поэтому нельзя согласиться, например, с Л. Мышковской, которая определяющую особенность реалистического искусства Гоголя видит в том, что своих героев ОН рисует прежде всего посредством изображения окружающего их предметного, бытового мира. «Именно в нем и через него,- отмечает Л. Мышковская, они больше всего и познаются». «Предметное окружение героев у Гоголя, вещи у него не просто фон, где развивается действие, как у многих писателей; они у него часто те же обличители, одно из сильнейших орудий его негодующей сатиры»

При дифференцированном подходе к произведениям Гоголя нельзя не увидеть односторонности и неправильности этой точки зрения. Несомненно, что в таком произведении, как «Старосветские помещики», материально-бытовое «окружение» играет важную роль в характеристике действующих лиц, но уже с иным способом изображения жизни мы встречаемся в петербургских повестях, особенно в «Невском проспекте» и «Шинели». Здесь на первый план выступает не быт как таковой, а контрасты действительности, с которыми сталкивается герой. Бытовой уклад уступает здесь место полному противоречий социальному «окружению».

Гоголя-художника отличало глубокое чувство жизненной правды. Он был суровым обличителем фальши, лжи, лицемерия. За внешним и кажущимся писатель раскрывал истинную сущность событий и людей. Писатель беспощадно развенчивал мнимо значительное, срывал покровы, в которые облачались низменные стремления, действия, социальные пороки. «Эти ничтожные люди,- писал Гоголь о героях «Мертвых душ»,- однако ж, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других, разумеется, только в разжалованном виде из генералов в солдаты» (VIII, 294). В «Театральном разъезде» относительно «Ревизора» говорится, что в нем «сильнее и глубже поражено смехом лицемерие, благопристойная маска, под которой являются низость и подлость, плут, корчащий рожу благонамеренного человека».

В качестве существенной черты того реалистического направления, которое утверждал писатель, Белинский отмечал «уничтожение всего фальшивого, ложного, неестественного». В статье, посвященной «Мертвым душам», он подчеркивал, что это творение «столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни»

Герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». Зачеловека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме.

    Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость...

    В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее...

  1. Новое!

    Реализм и романтизм в творчестве Г. Гоголя. Стиль Г. Гоголя особый, он состоит в объединении реального и романтического, даже мистического. В его повестях «Миргород», «Вечера на хуторе возле Диканьки» мы видим яркое, реалистическое изображение села,...

  2. Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? Почему бессмертны творения Гоголя,...

  3. Новое!

    Николай Васильевич Гоголь - совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много пора­зительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фанта­стическое с реальным. Читая произведения Гоголя,...