Это удивительное имя существительное. Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»?

Задачи:

Обосновать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка»

Цели:

· Показать своеобразие имени существительного как части речи;

· Расширить понятие о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных;

· Показать значение имен существительных в русской речи на примере текстов различных жанров.

1. Имя существительное как часть речи. Его «родословная».

2. Определение имени существительного. Понятие информативности.

3. Роли существительного в речи.

3.1 Номинативная роль. Название предмета.

3.2 Коммуникативная роль или как общаться без существительных?

3.3 Эмоционально-выразительная роль имени существительного

4. Действие как предмет.

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Их роль в образовании имен существительных.

6. «Имя существительное – хлеб языка»

Всё, что существует в мире, названо словами. Эти слова, эти названия придумали наши предки.

Имя существительное – самая древняя и самая многочисленная часть речи. Она исходная: от неё могут образовываться другие части речи. У имени существительного - своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, умирают. Ведь они часть нашего языка, а язык – явление развивающееся.

Так что же это за часть речи – такое известное и одновременно загадочное Многоуважаемое Имя Существительное?

Для начала отложим в сторону учебник и словари и совершим экскурсию, ну, скажем, в 18 век, на экзамен к Митрофанушке, герою знаменитой комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Вот таким образом рассуждает Митрофан, опираясь на свою собственную логику, на значения корней в словах «существительное» и «прилагательное». Забавное получилось определение имени существительного, не правда ли?

Но мы-то с вами отлично знаем, что...

Имя существительное в русском языке является отдельной частью речи, обозначающей предмет, отвечающей на вопросы Кто? или Что? и обладающей развитой морфологией.

С помощью этой части речи мы называем конкретные предметы (отвечающие на вопрос Что?), живые существа и организмы (отвечающие на

вопрос Кто?), вещества, явления действительности, действия и состояние, отвлечённые свойства, качества предметов и действий.

Имя существительное обладает универсальными возможностями для передачи информации об окружающей действительности. И сейчас мы поговорим о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в устной и письменной речи.

Номинативная роль существительных заключается именно в том, что они называют предмет.

Земля, вода, ребенок, мама, класс –
Всё сущее, что окружает нас,
Мы называем. Имя им даём:
Берёза, солнце, речка, поле, дом...

Явления природы: буря, дождь...

Без существительных не проживёшь!

Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях устанавливаются связи и отношения именно между предметами.

Посмотрите, во что превратится, например, начало «Сказки о Рыбаке и Рыбке», если убрать из него существительные:

Жили-были.... (а кто? – непонятно),

(И где это было? Кто знает?),

Они жили.... (и где они жили?..)

Ровно тридцать лет и три года...

А можно ли будет нормально общаться, не упоминая в речи имена существительные? Конечно же, нет!

Окликнули двое друг друга («Эй! Подожди!») встретились, поздоровались («Привет!» - «Здравствуй!» - «Как сам?» - «Вполне» - «Ну, пока.» - «Пока!»). На этом общение закончится, ведь без существительных дальше и говорить-то не о чем... Вот насколько важна коммуникативная (т.е. необходимая для общения людей) роль имени существительного.

И наконец мы добрались до самой интересной, самой яркой роли имени существительного в нашей речи - эмоционально-выразительной!

Русский писатель, филолог Лев Васильевич Успенский утверждал, что «имя существительное - хлеб языка». Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных. Хлеб – это основная пища, без хлеба нет жизни. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам и является, по сути, основой языка. Оказывается, в русском языке на каждые 100 слов приходится около 40 существительных!

Может быть, кому-то покажется, что с помощью одних только существительных нельзя создать связный текст. Но ведь у знаменитых поэтов есть стихотворения, которые именно так передают «картину происходящего».

Послушайте стихотворение С. Аксакова:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

В этом отрывке - только одно предложение, а в нем целых семь имен существительных. И выполняют они здесь эмоционально-выразительную роль, придавая тексту законченность и образность. Вот таким способом «нарисован» у Аксакова унылый осенний пейзаж.

А теперь вспомним известный отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В этом отрывке – не просто «статичная» картина быта Москвы пушкинских времен, не просто ряд однородных членов-существительных. Вслушайтесь - это стихотворение оставляет ощущение движения! Вы согласны, что автор едет, а не идет? И такое ощущение создается без единого глагола, с помощью одних только имен существительных.

С помощью существительных можно описать не только настроение, чувства, картины природы, но даже... биографию школьника:

Колыбель. Пеленки. Плач.

Слово. Шаг. Простуда. Врач.

Беготня. Игрушки. Брат.

Двор. Качели. Детский сад.

Школа. Двойка, тройка. Пять!

Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка. Кровь. Разбитый нос.

Двор. Друзья. Тусовка. Пес.

Мы все хорошо знаем, что существительные в начале художественного текста часто определяют его тему, являются ключевыми словами текста,

знаем, что использование существительных, образованных от глаголов, позволяет иногда более выразительно обозначить действие как предмет.

Это шуточное объявление наглядно демонстрирует выразительность

Существительных, образованных от глаголов. А я предлагаю вам немного поразвлечься и найти в этом тексте ошибки:

Розжиг костров, выгул собак, выпас скота, отлов рыбы и отстрел дичи, выполз змей, выпрыг кенгурей, обдир ягод, выруб леса, вылом веток и выкид мусора

СТРОГО ЗАПРЕЩЕН!

И, если уж говорить об эмоционально-выразительной роли, которую играют в нашей речи имена существительные, то, конечно же, нельзя обойти вниманием такую важную часть слова, как суффикс. При помощи суффиксов от существительных образуются также существительные, обозначающие те же самые предметы, но с оттенком уменьшительности, увеличительности, ласкательности и пренебрежительности.

Сравним, например: «волк – зубами щелк», «волчишка», «волчок – серый бочок», «волчище». Перед нами разные звери – от маленького и нестрашного до огромного и злого. Вот еще пример: «Саша» - так назовет мальчика учительница, «Сашенька» - так скажет мама. А приятели во дворе позовут: «Сашка, выходи!» Упоминается один и тот же мальчик, но «постарались» суффиксы и сумели показать разное к нему отношение.

Именно в русском языке уменьшительно-ласкательные суффиксы часто присоединяются как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам. Это бывает очень трудно понять иностранцу и почти невозможно перевести. Представьте себе, что русское слово старушка в есенинском «Ты жива еще, моя старушка?» требует в переводе четырех (!) английских слов: « my dear little old woman (моя дорогая маленькая старая женщина)?» А ведь есть еще ласковые формы неодушевленных предметов: домик, домишко, солнышко, вилочка, ложечка, кастрюлька и т. д. А как перевести на английский слово «сковородочка»? Ближе всего - «милая маленькая сковородка». Вот так суффиксы делают еще богаче и без того богатый оттенками мир под названием «имя существительное».

Надеюсь, мне удалось доказать, что грамматические характеристики имени существительного – не просто отвлеченное понятие. Они могут быть в тексте средством языковой выразительности. Эти возможности могут передаваться через суффиксы, имена собственные с «живой внутренней формой» (говорящие фамилии, прозвища, географические названия). С помощью имени существительного можно нарисовать любую картину природы, портрет и т.д. Без существительных не просто убога и бедна, а невозможна была бы наша речь. Именно поэтому Лев Васильевич Успенский дал такую высокую оценку Имени Существительному.

Литература

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –
29-е изд. – М.: Просвещение. 2007

2. Баранова И.В., Баранов Д.М.
Русский язык и культура речи. Периодическая система элементов русской
речи. Учебник для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов. –
1-е изд. – М.: Издательство ГИТР. 2004

3. Вартаньян Э.А.
Путешествие в слово. – М.: Просвещение. 2007

4. Скворцов Л.И.
Экология слова или поговорим о культуре русской речи. –
3-е изд. - М.: Просвещение. 2009

5. Постникова И.И., Подгаецкая И.М., Везерова М.Н. и др.
Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9
классов. – М.: Просвещение. 2007

ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

На уроках, посвящённых изучению имени существительного, я узнал много интересного и удивительного об этой части речи.

В начальной школе нам говорили, что, например, слово робот - неодушевлённое имя существительное. Но, оказывается, это не так. Проверить, одушевлённое это имя существительное или нет, как и любое существительное мужского рода 2-го склонения (стол, дом, пиджак ) можно очень простым способом - поставить его в винительный падеж единственного числа. Если у него сохранится нулевое окончание, как это происходит со словами стол, дом, пиджак, балкон и т.д., - значит, это действительно неодушевлённое имя существительное. А если появится другое («озвученное») окончание, значит - одушевлённое.

Итак, в именительном падеже это слово звучит так - есть (кто? что?) робот .

А теперь попробуем поставить это слово в винительный падеж. Вижу (кого? чего?) робот а !

Получается, что существительное робот - как это ни удивительно - одушевлённое!

То же самое можно наблюдать и со словом снеговик .

В русском языке много интересного и удивительного!

Глеб Мохов

В начальной школе нам рассказывали про имя существительное. Я запомнила только то, что оно отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И с тех пор мы про него, можно сказать, забыли.

И когда мы пришли в 5-й класс, нам снова сказали, что имя существительное отвечает на эти вопросы и ещё рассказали о порядке морфологического разбора этой части речи.

Я перешла из той школы в Лицей «Ковчег», и учитель русского языка Сергей Леонидович рассказал нам очень много интересного про имя существительное.

Оказалось, что робот и снеговик - это одушевлённые имена существительные.

Наш учитель старается давать нам творческие задания для того, чтобы мы могли лучше понять русский язык, а не просто зубрили его по учебникам.

Скорее всего, с Сергеем Леонидовичем, с тем, как он преподаёт, мы будем знать и имя существительное, и весь русский язык на пять с плюсом.

Вот такое удивительное имя существительное!

Катя Макарова

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет. Если я буду начинать рассказ, к примеру, от имени «стула» иди «дивана», то начну примерно так: "Здравствуйте! Я имя существительное «диван»". И так далее.

Но у меня будет научный рассказ, поэтому бредить о «разговаривающем диване» я не стану.

Существительное можно просклонять (изменить) по падежам (дать Тане, винить Таню, думать о Тане) и т.п.

Если бы не было имён существительных, я бы не знала, как мне назвать в предложении слово «дверь», даже если я назову его ("это такая открывающаяся штука"). Но ведь всё равно в этой фразе есть существительное «штука». Или если было бы можно взять такое слово, как «дневник», а его и другие существительные невозможно было бы просклонять по падежам, не правда ли, получилась бы нелепая фраза?

К примеру, я скажу: «Я хочу купить ручку в тон к моему дневнику». Здесь, в этом предложении, целых 3 существительных: тон, ручка, дневник . Так вот, если бы я не могла просклонять эти существительные, то фраза эта звучала бы так: «Я хочу купить ручка в тон к моему дневник». Это же глупо и звучит нелепо!

У меня такое впечатление, что слова словно сами просят, чтобы их просклоняли.

В той же фразе от формы существительного зависит и местоимение «моему» . Нетрудно заметить, что слово «моему» «дневник» ! меняется так же, как и слово

В общем, существительное, можно сказать, главнее многих других частей речи и очень необходимо в русском языке и в нашей речи.

Полина Носенко

ПЕРЕПИСКА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ПОСЛАНИЯ ТОЛИ ИЗ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВАСЕ ИЗ КЛАССА ШЕСТОГО.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как скучно! Я так хочу узнать про себя побольше, но я ещё очень маленький и учусь всего лишь в 3-м классе! Эй, кто-нибудь! Ответьте мне!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне тоже скучно! Давай переписываться!

Меня зовут Имя Существительное Вася. Я из 6-го класса. А как зовут тебя, из какого ты класса? Мне хочется побольше узнать про тебя.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как я рад, что ты ответил на моё письмо! Ты написал, что хотел бы много обо мне узнать. Я тоже хочу побольше узнать о тебе!

Меня зовут Толя. Я учусь в третьем классе. Но я хочу узнать, что проходят дети в шестом классе на уроках русского языка! Хочу узнать, что они знают про нас, имена существительные, в шестом классе!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне нравится твоя любознательность. Но, думаю, ты ещё мал, чтобы узнать про себя всё. Не торопись! Всему своё время. Вот когда ты закончишь 3-й, 4-й, 5-й класс и будешь учиться в 6-м, тогда ты узнаешь про себя гораздо больше.

Пока! До завтра! У меня урок!

Ярослава Широгорова

Урок по письму и развитию речи

(5 класс)

Тема: Что мы знаем об имени существительном

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся об имени существительном.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умения и навыки обучающихся в определении грамматических признаков имен существительных;

Продолжить формировать умения обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мыслительную деятельность на основе работы со словами, через выполнение упражнений;

Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных вилов деятельности;

Воспитывать положительные черты характера обучающихся (усидчивости, самостоятельности).

Оборудование: презентация , перфокарты

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение. Все готовы! Начинаем!

2. Постановка темы и целей урока

Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что? (слайд 1)

К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что? (слайд 2)

Мы с вами отправимся в страну имен существительных.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.

3. Словарная работа

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А начнём мы с вами с небольшой словарной работы. Я читаю вам загадки, а вы самостоятельно в тетради записывайте на них отгадки.

1. Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

2. Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА. (корзина)

3. Это что за чудеса

Дует ветер в паруса

Ни паром, ни дирижабль

По волнам плывет… (корабль) дирижабль -

От - Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. (слайд 3)

Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.

Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова – имена существительные)

4. Актуализация опорных знаний

- - Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).

Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

5. Работа по теме урока

Посмотрите на экран (слайд 4) и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имен существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

А вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот».

Задание здесь вам приготовлено такое. На доске записаны имена существительные в ед. и во мн. числе, ваша задача поставить имена существительные ед. числа в форму множественного, а в форме мн. ч - в ед. Работаем у доски и в тетради.

Пчела, воробей, окна, лодка, огурец, пироги, тетради

По какому грамматическому признаку мы работали?

Вы знаете игру файнворд, сейчас я вас с ней познакомлю. Файнворд – это словесная игра, цель которой найти спрятавшее слово. (слайд 5)

Какой признак имен существительных спрятался в этом предложении. (слайд 6)

Что вы знаете о роде имен существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

Как определить род имен существительных? Какие слова помощники мы используем? (слайд 7)

Чтобы проверить, как вы это понимаете, я предлагаю вам выполнить следующее задание? (слайд 8)

Подобрать к данным прилагательным имена существительные соответствующего рода, указать род.

Черный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…

- Проверим, какие словосочетания вы написали, задача отвечающегося прочитать словосочетание, назвать род имен сущ.

О каком грамматическом признаке мы с вами говорили?

По первым буквам определите, какой признак имени существительного зашифрован? (слайд 9)

По каким признакам распределяют имена существительные на 3 склонения? (слайд 10)

6. Физкульминутка

Проведем с вами паузу с грамматическим заданием.

Если существительные 1 склонения – поднимаем руки, 2 склонения – просто стоим, 3 склонения – приседаем.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.

Молодцы, не запутались. Посмотрим, не запутаетесь ли вы работать в тетради.

7. Работа по теме урока

Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение. (слайд 11)

Дифференцированное задание (сильным обучающимся - списать и выполнить задания, слабым – выписать выделенные слова из текста, определить склонение)

Проверка

Ребята, а вы любите собирать пазлы? А сейчас мы с вами будем собирать грамматические пазлы.

Внимательно рассмотрите грамматические пазлы и назовите, какого признака здесь не хватает? (слайд 12)

Сколько падежей в русском языке? Назовите по порядку все имена существительные.

Как определяют падеж имен существительных?

Посмотрите, на слайде записаны пословицы и простые предложения о труде. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать в каком падеже стоит слово «труд»? (слайд 13)

Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

8. Самостоятельная работа

Я поняла, что вы все любите играть, и сейчас мы с вами снова поиграем в экспресс-опрос Да-нет

Экспресс-опрос «Да-нет»

Работа по перфокартам

    Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

    Сорока, яблоня, земля – это неодушевленные существительные.

    К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я

    Склонение – это изменение существительным по падежам.

    Небо - это существительное мужского рода?

    Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

9. Подведение итогов

Закончилось наше путешествие.

О какой части речи мы вели разговор на уроке?

Какие признаки имен существительных мы повторили?

Я попрошу вас оценить свою работу, оценить весь урок (на доске рисуется сердце, разделенное на три части (старательно, активно, внимательно), дети прикрепляют магнитик в ту половинку, как оценивают свою работу).

. Развивающая – сформировать приемы мышления по определению имен существительных. Воспитательная – привить интерес к данной части речи; воспитание эстетических чувств.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ: мультимедийный экран, презентация к теме , проигрыватель Windows Media , цветные карточки, карточки с индивидуальными заданиями. Стихотворение А. Фета «Шёпот…». Высказывания великих людей об имени существительном: «Вчитайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует». (Т. Рик.) «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» - загадка.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные (наблюдения, компьютерные), практические (разнообразные упражнения).

Виды работы: - теоретический ринг, - орфографический тренинг, - творческая работа, - устная самостоятельная работа, - оценка своих знаний, рефлексия.

ТЕХНОЛОГИИ: компьютерная, развивающая.

I . Организационный момент .

Приветствие учителя со Знайкиными. Проверка готовности Знайкиных к уроку. – Все ли из вас Знайкины?

II . Повторение изученного ранее .

- Ребята, с какими разделами нашего учебника вы уже ознакомились?

(Фонетика и графика, орфоэпия и орфография, состав слова и словообразование , синтаксис и пунктуация).

- Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. Надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Нам предстоит:

Заглянуть в сундук с орфограммами.

Выполнить тест.

Познакомиться с ГИА.

Провести орфографическую разминку.

- Обобщить знания по теме « Имя существительное » .

- Поставить себе оценку .

Вспомнить сказки.

1. Итак, сундук с орфограммами. Расскажите орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием. В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс - А - .

Назовите корни с чередованием Е-И.

Слайд 3. Слайд 4-6 с проверкой и оценкой

-бер - бир- Заб…рает, отд…рать,

-пер - пир- отт…реть, зам…рать,

-дер - дир- переж…гать, заст…лить,

-тер - тир- расст…лать, соб…рают,

-мер - мир- зап…реть, выж…гал,

-стел - стил- нат…рать, раст…реть,

-жег - жиг- изб…ру, выб…раю, зам…реть

Слайд 7.

– Что такое ГИА?

Слайд 8 – 10.

1. В каком корне пишется - Е- ? Баллы:

а) отп_рать в) зам_реть Нет ошибок – «5» ,

б) заст_лать г) заж_гать Одна ошибка – «4» ,

2. В каком корне пишется -Е-? Две, три ошибки – «3»,

а) расст_латься в) отм_рать Четыре и более – «2».

б) выд_ру г) раст_рать

3. В каком корне пишется - И-?

а) забл_стеть в) подп_рать

б) (всё) зам_рло г) подст_лить

Ответ: 1 – в, 2 – б, 3 – в. Оценка: 1 ошибка«4», 2 ошибки«3».

Слайд 11. Поставь ударение в словах.

ракушка кремень

недуг агент

о гербе период

Баллы:

Слайд 11. Образуй множественное число

Курица – кур…, морское судно – морск… суд…, чудо – чуд…, небо – неб…, ребёнок – …, человек – …

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 15 – 16. Гимнастика для глаз из м/ф «Крошка Енот». Слайд 17. Определяем тему урока . Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Эпиграф к уроку : «Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский. Что такое эпиграф? (Эпиграф – это изречение, характеризующее идею).

- Итак, мы вспомним о том, что узнали об этой части речи ранее, повторим основные орфограммы.

Слайд 18 – 19. Путешествие в страну «Морфология» за Знайкиным. Мы отправляемся в путешествие, в страну… (1 озвученный слайд ), чтобы продолжить изучение русского языка. (2 озвученный слайд )

Вы поняли, что такое морфология ? (Наука о частях речи)

Морфология (от греч. морфо – форма + логос – учение) – грамматическое учение о слове, а также учение о частях речи. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику.

Слайд. Зали…, реч…, птиц…, прили…, ц…плёнок, экипа…, дров…сек, ш…рс…ка, ж…нглёр.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Учитель:

Я назову слова. Если вы услышите существительное, обозначающее одушевленный предмет – наклон направо (к двери), неодушевленное существительное – налево (к окну), если собственное имя – вперед наклон:

Заяц, лошадь, печка, ручка, Катя, Чувашия, озеро, праздник, щенок, Красная Шапочка. Слайд 23. Назовите неодушевлённые и одушевлённые имена существительные .

Залив, птицы,

речь, цыплёнок,

прилив, дровосек,

экипаж, жонглёр

шёрстка.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 25. Цель урока для детей : обобщить наши знания об имени существительном как части речи

Слайд 26. – Чем примечательно стихотворение А. Фета? (Тем, что из 22 слов 14 сущ-ых).

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Слайд 27. Вопрос учителя: - Что такое имя существительное? Что может называть имя существительное?

Слайд 28 – 31. Имя существительное может называть:

Предметы окружающего мира. Явления природы. События. Чувства.

Слайд 32. Учитель:

- Вспомним число и род имён существительных.

Слайд 33. Род имён существительных.

Отец, земля, зеркало, дядя, стул, ночь, молодёжь, поле, небо.

Мужской род:

Женский род:

Средний род:

Слайд 34. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Число имен существительных: стол, земля, поле.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

https://pandia.ru/text/79/324/images/image003_2.png" width="138 height=140" height="140">

III. Слайд 35. Физкультминутка.

IV. Слайд 36. Учитель : - Род, число и падежи крепко в памяти держи. Сколько падежей в русском языке?

Слайд 37. - Просклоняйте имена существительные луг, роща, поле.

Слайд 38. Падежи имён существительных.

Имен. Кто? Что? Луг, роща, поле

Род. Кого? Чего? Луг…, рощ…, пол…

Дат. Кому? Чему? Луг…, рощ…, пол…

Вин. Кого? Что? Луг…, рощ…, пол…

Твор. Кем? Чем? Луг…, рощ…, пол…

Предл. О ком? О чём? О луг…, о рощ…, о пол…

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

font-size:10.0pt; line-height:115%;font-family:" times new roman>

Слайд 39. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 40. Что называется склонением имён существительных?

Три склонения 1 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -… : 2 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -…, -…. : 3 скл. – сущ. … р. с … на конце:

Слайд Старшина, темнота, карандаш, договор, зелень, вещь, здание, сено, партия, капля, ночь.

Имя, вымя, знамя, бремя, семя, племя, время, темя, стремя, пламя и путь – это...

Слайд 44. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 45. Вы слышали про несклоняемые имена существительные?

Слайд 46. Метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

- Составьте несколько предложений с этими существительными.

Слайд 47. Синтаксическая роль имени существительного.

В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим (им. п.): Весна принесет детям радость и смех. Также имя существительное может выполнять роль сказуемого (им. п.): 8 Марта – праздник мам и их детей. Имя существительное выступает и в роли дополнения и обстоятельства(косв. падежи): Снега растоплялись водой. Ребята играли в саду.

V. Слайд 48 – 49. VII . Рефлексивно-оценочный этап.

Отгадайте загадку, ребята. –Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. Рефлексия. Мне понравилось… Мне не понравилось то, что… Меня особенно заинтересовало…

VI. Слайд 50. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке

- ! - Мне всё понятно, я всё усвоил. - ? - У меня есть вопросы. - Мне надо ещё раз всё повторить.

VII. Слайд 51. Из каких сказок показаны иллюстрации?

Стойкий оловянный солдатик. 2. Дюймовочка. 3. Дикие лебеди. 4. Огниво. 5. Свинопас.

VIII. Домашнее задание . Написать сочинение-миниатюру на основе ситуации: «Вы пошли в кинотеатр».

Из каких сказок

показаны иллюстрац

?


К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия» Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам» - Какие же названия предметам дает имя существительное?












Прочитаем стихотворение Р.Фархади «Земные слова» На всех языках Но есть и такие слова есть такие слова:в словарях, Мать. Родина. Счастье.Они вызывают тревогу и страх. Река. Синева. Слова, что исчезнуть должны навсегда Кто б ни был, Война. Разоренье. Любому понятны они.Жестокость. Вражда. Слова – Останутся с нами другие слова: путеводные наши огни. В них гордая сила Живые. Земные.. Людского родства: И суть их проста: Мир. Дружба. И Радость Хлеб. Утро. Работа.Высокой волной - Мечта. Красота.Мы люди. Мы – дети планеты одной.






Что кроме самого значения слова, может придавать существительному эмоциональную окраску? Какую эмоциональную окраску придают суффиксы выделенных существительных? 1)Снег, снежатина, снежище – белое чудо России. 2) И стоят себе липы, липушки. 3) Молодой поэтик написал про цветик, написал про цветик сто один куплетик